Научная статья на тему 'Социализация детей разного пола в семье и школе'

Социализация детей разного пола в семье и школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article are considered the specific of the socialization boys and girls in the family and school.

Текст научной работы на тему «Социализация детей разного пола в семье и школе»

психология

Вестник Омского университета, 2004. № 3. С. 104-107.

V7TK 1 5Q Q22 2

(с) Омский государственный университет ^ loj.jaa.a

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

А.Ф. Филатова

Омский государственный педагогический университет, кафедра общей и педагогической психологии 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14

Получена 2 апреля 2004 г-

In this article are considered the specific of the socialization boys and girls in the family and school.

Социализация понимается большинством психологов как процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных отношений. В этом процессе становление личности осуществляется в сферах деятельности (освоение все новых видов деятельности), общения (расширение круга и повышение качества общения) и самосознания (понимание себя как части социума). Таким образом, социализация представляет собой форму человеческого научения, выраженную процессом присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных и половых ролей.

Наиболее активно социализация происходит в детстве. Для каждого возрастного этапа можно выделить специфические задачи социализации, которые можно разделить на естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические [4, с. 169].

Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического развития, темпами полового созревания и т. д.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - имеют специфику в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформированность мировоззрения, направленность личности).

Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация , самоутверждение.

На протяжении дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с другими людьми, научается самостоятельно играть, действовать.

В младшем школьном возрасте ребенок на-

ходит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации — школе.

Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция среди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой.

Для старшеклассников характерно профессиональное становление, начало осознания себя в будущих семейной и трудовой сферах.

Если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает ее неполноценной. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком- то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а проявляется через определенный промежуток времени, что приводит к немотивированным поступкам.

Рассмотрим далее особенности социализации мальчиков и девочек. Проблемы психологии пола пока не нашли должного отражения в отечественной психологии, и, по меткому выражению И.С. Кона, наша психология длительное время была «бесполой», в ней практически отсутствуют такие слова, как «мальчик», «девочка», «девушка», «юноша», и употребляется только слово «ребенок», а также «подростки», «юноши». В последние годы появились работы, изучающие тендерные различия, но в основном дошкольников и младших школьников, в меньшей степени - младших подростков, затем - «пробел», и внимание исследователей обращается на взрослых.

Следует также отметить, что в последнее время появились новые подходы к проблемам половой социализации, которые объясняют своеобраз-

ность развития тендерных ролей и убеждений в современной России. Например, весьма интересная и своеобразная работа Ю. Алешиной и А. Во-лович убедительно показывает нестандартность и даже атипичность российских половых конструкций [1]. По их мнению, из-за широкого распространения в России традиционных патриархальных идей о большей значимости мужчин, мальчики испытывают большее социальное давление, чем девочки. Окружающие чаще требуют именно от мальчиков соответствия их тендерной роли, не показывая при этом, как им нужно себя вести (курсив мой - А.Ф.). Данная ситуация усугубляется тем, что большинство взрослых, оказывающих влияние на мальчиков, - воспитатели, врачи, учителя - чаще всего женщины [1, с. 78]. В результате в обычных условиях у мальчиков очень мало возможностей развить в себе традиционно мужские качества. Кроме того, по сравнению с другими странами в России мальчики почти не занимаются спортом, не ходят в кружки, не могут найти себе интересного дела (этому также способствует кризис системы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта) и поэтому в большинстве случаев не могут проявить качества, соответствующие мужской половой роли.

Итак, социализация мальчиков в России осложнена недостаточностью моделей мужского поведения, ясных примеров для подражания, а также необходимых для этого условий при постоянном требовании вести себя «как мужчина». В результате мальчики часто становятся либо пассивными, чтобы не принимать участия в женской деятельности, либо дают вовлечь себя в «гипермужественные» неформальные группы с преувеличенно грубоватыми представлениями о мужественности и скептическим отношением к женственности. Девочки тоже сталкиваются с проблемами в приобретении тендерных ролей, но их трудности не настолько серьезны, благодаря относительно хорошим условиям социализации и большому количеству образцов. Однако быстрое выяснение незначимости женских ролей (двойная нагрузка на работе и дома, трудности в получении лучшей работы и т. д.) и осознание этой несправедливости являются дополнительными стимулами для поощрения в себе высокой активности и желания преобладать [1].

В общем, данная теория адекватно показывает, что проявления социализации и социальных условий России ведут к тому, что мальчики и девочки развивают в себе черты полового поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам тендерных ролей.

Для более полного анализа тендерной социализации в семье необходимо исследовать такой социальный институт, как «родительство», кото-

рое определяется И.С. Коном как система следующих взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленные тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т. д. [2, с. 211].

Социализация в семье мальчиков и девочек различается в первую очередь ввиду совершенно разного отношения родителей (сознательного и бессознательного) к детям разного пола. В частности, мальчиков родители изначально видят как более сильных и мужественных по сравнению с девочками, чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, что воспитывает у мальчиков большее сопротивление.

В исследованиях А. Бандуры и Р. Уолтерса выяснялась связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Обнаружено, что мальчики, родители которых применяли суровые методы воспитания, были более агрессивными во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии в отношении к своим родителям (см. об этом: [3, с. 501-502]).

Т.А. Репина отмечает, что отношение отца к детям разного пола отличается от отношения матери. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, и в отличие от матерей почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года их жизни, а впоследствии проявляют вдвое большую активность в общении с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем, отцы больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Матери же больше снисходительны и терпимы к сыновьям и чаще разрешают им проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Что касается особенностей наказаний, то отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более тонкие психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей (см. об этом: [7, с. 163]).

В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми. Кроме этого, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на полоролевую ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте [5, с. 228-237]. Этот факт заслуживает тщательного изучения, так как указывает на особое значение половой социализации в указанный период.

Отметим еще несколько идей из теорий половой социализации в западной психологии. Например, Т. Парсонс видит роль отца в том, что он может существенно помочь как сыновьям, так

106

А.Ф. Филатова

и дочерям в процессе их полоролевой идентификации преодолеть зависимость от матери, которая устанавливается в раннем детстве. Дж. Сток-кард и М. Джонсон отмечают, что помощь сыновьям и дочерям в формировании представлений об их будущих семейных ролях возможна лишь при условии, что отцы будут утверждать в семье равенство без мужского господства и женской подчиненности (см. об этом: [7, с. 161]).

В процессе социализации на формирование психического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, при этом старший ребенок, будь он девочка или мальчик, чаще выступает лидером - как в семье, так и у сверстников. Девочка, у которой есть старший брат, часто развивается по модели «сорванца». В обществе сверстников она обычно выбирает компанию мальчиков.

Известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола, о различиях в поведении родителей в отношении к дочерям и сыновьям. Начиная с маминой реакции на крик (мамы быстрее подходят к девочкам, чем к мальчикам), с постоянного стремления держать дочку как можно ближе к себе (на вербальном и невербальном уровнях), девочке постоянно внушается неуверенность в своих возможностях справиться с ситуацией, необходимость в опоре, поддержке другого человека. Таким образом, формируется внешний локус контроля. Уверенность в себе и внутренний контроль не становятся значимыми ценностями для девочки. И в дальнейшем девушка, женщина часто сомневается в том, что она может и должна делать. Мальчикам же от рождения внушается необходимость быть самостоятельными и решительными, опираться на собственные силы и способности. Независимость суждений и поступков является для них одной из основных ценностей. В то же время в них не поощряются проявления эмоциональности и чувствительности, считая их проявлениями слабости и неуверенности, что приводит к снижению порога сензитивности вообще и появлению многочисленных барьеров общения в частности. Как правило, в будущем это является одной из основных причин межличностных, в том числе и полоролевых, конфликтов.

Таким образом, в массовом сознании существуют некие образы мужчин и женщин. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Как видно из приведенных выше примеров, сложившиеся стереотипы распространяются даже на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. В подтверждение приведем еще несколько оригинальных экспериментов. Например, опрос родителей, проведенный психологом Дж. Руби-

ном с коллегами через сутки после рождения ребенка, показал, что девочки воспринимались более мягкими, миловидными, более похожими на мать, при этом отцы были более стереотипными в таких оценках [9]. Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более приятную внешность, чем мальчики. Миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочками. Дж. Рубин опросил родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем, в день его появления на свет. Оказалось, что девочек описывают как «маленьких», «хорошеньких», «красивеньких», а мальчиков - как более настороженных, уверенных и сильных [9].

Дж. Кондри и С. Кондри [8] проделали следующий эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок - мальчик, а другой половине - что девочка. В одном из эпизодов фильма ребенок начинал плакать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее «испугавшейся».

В детской комнате девочки исследователи обнаружили меньшее количество игрушек, чем у мальчика, и эти игрушки были менее разнообразны. Л.В. Попова считает, что «в девочках чаще всего не поощряют проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению. А ведь именно эти качества лежат в основе оптимального развития способностей, а также являются предпосылками к самоактуализации. Родители чаще склонны к затратам времени и средств на образование и развитие одаренных сыновей, но не на одаренных дочерей» [5, с. 16].

В исследованиях Л.В. Поповой также установлено, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми значительно больше, чем мальчиков [5, с. 17].

Вместе с тем, тот факт, что в детстве мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителям своего пола, признается большинством ученых. Это было ярко подтверждено исследованиями Т.А. Репиной, проведенными в группах детского сада: «ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками и избегает их отвержения, а это достигается во многом его поведением в соответствии с полоролевыми стандартами» [7, с. 162].

Д. Майерс отмечает, что для женщин в большей степени, чем для мужчин, характерны аф-филяция и либерализм. Более того, вследствие

повышенной чувствительности, девочки рано ин-териоризуют эти установки и демонстрируют высокую социальную адаптированность, которая зачастую заставляет маскировать свои умственные способности [3, с. 300-301]. Таким образом, можно предположить, что для девочек/женщин влияние сверстников более значимо.

Особенно показателен подростковый период, когда на первый план выходит ориентация на сверстников. В данном случае в наиболее затруднительной ситуации оказываются подростки, имеющие способности выше среднего. Одаренные ученики оказываются перед дилеммой: идти дальнейшим путем развития способностей (для чего необходимо тратить много времени на занятия, отказываться от развлечений, от того, чем занимаются друзья, а зачастую и от них самих) или отдать предпочтение потребности быть принятой группой. Дилемма представляет большие трудности для девочек, чем мальчиков - в силу особенностей социализации девочки больше ориентированы на общение, межличностные отношения. Из-за большей чувствительности к ожиданиям окружающих девочки также рано понимают, каковы приоритеты для женщин в представлениях современного общества. Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Согласно американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей. К старшим классам они составляют уже лишь одну треть от всех одаренных (см. об этом: [6, с. 32]).

В то же время многие авторы считают, что для мальчиков/мужчин референтная группа имеет большее значение, поскольку они меньше тяготеют к семье и более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. Одна из функций группы сверстников для мальчика, как полагают некоторые исследователи, состоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери — через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними (см. об этом: [7, с. 162]).

В таком важнейшем институте социализации, как школа, учителя продолжают усилия семьи по формированию разного типа поведения у девочек и мальчиков. В частности, выкрики с места, мелкие нарушения дисциплины, сделанные девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия сходят с рук. Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление, чтобы заставить их беспрекословно подчиняться всевозможным нормам, правилам и традициям. К мальчикам, поведение которых отклонено от нормы, относятся терпимо, тем самым стимулируя у них исследо-

вательскую деятельность, но часто налагают запрет на нее у девочек.

Различия в отношении учителей к учащимся разных полов выражены еще ярче в случае одаренных детей и подростков. Так, многие учителя считают, что одаренные мальчики превосходят одаренных одноклассниц в области критического и логического мышления, в творческом решении задач. Также было обнаружено, что учителя дают относительно низкие оценки тем ученицам, которые проявляют способности к аналитическому мышлению, выдвижению собственных оригинальных идей, показывают сопротивление традиционным условностям. В то же время мальчики с подобными характеристиками имеют у учителей более высокий рейтинг [5, с. 17-18].

Следует также отметить, что кроме семьи и школы есть и другие важные институты социализации, например средства массовой коммуникации. Однако, как ни много времени проводят молодые люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд. Кроме того, их реакция на увиденное и услышанное все же зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т. д.). Здесь также уместно вспомнить еще раз главный вывод современной теории социализации: формирующаяся личность - не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития [2, с. 31-32]. В реальной жизнедеятельности мальчики и девочки не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир.

[1] Алешина Ю., Волович А. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4.

[2] Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

[3] Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

[4] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И. Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска. М., 2002.

[5] Попова. Л.В. Тендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.

[6] Попова. Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопр. психологии. 1996. №2.

[7] Репина. Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопр. психологии. 1987. №2.

[8] Condry J., Condry S. Sex differences: A study of eye of the beholder // Child Development. 1976 V. 47.

[9] Rubin J.Z., Provencano F.J., Luria Z. The eye of the beholder: Parents views on sex of newborns // Am. J. Orthopsychiatry. 1974. V. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.