Научная статья на тему 'О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе'

О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2975
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Летягина Светлана Константинована

Статья посвящена проблеме формирования гендерной идентичности в современном обществе. Рассматривается роль социально-экономических, демографических, социально-психологических, культурных и других факторов в формировании психологического пола ребенка. Особое внимание автор уделил особенностям семейных взаимоотношений в аспекте заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе»

УДК 159.9

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

С. К. Летягина

Институт социального образования (филиал)

Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: let71@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования гендерной идентичности в современном обществе. Рассматривается роль социально-экономических, демографических, социально-психологических, культурных и других факторов в формировании психологического пола ребенка. Особое внимание автор уделил особенностям семейных взаимоотношений в аспекте заявленной проблемы.

Ключевые слова: половая идентичность, гендерные стереотипы, стиль семейного воспитания, половая социализация.

To the Issue of Sexual Identity Formation in Modern Society

S. K. Letyagina

The article tells about the problem of sexual identity formation in modern society. The part of social-economic, demographic, social-psychological, cultural and other factors in the formation of psychological sex of a child is examined. The author pays special attention to family relations in perspective of the problem.

Key words: sexual identity, gender stereotypes, family upbringing style, sexual socialization.

Давно известно, что в организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно мы стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. По мере приближения к концу столетия существенный прогресс биологии и психологии коренным образом изменил наши представления о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и женщин, хотя еще 20 лет назад эти характеристики считались, бесспорно, однозначными.

Ломка традиционной системы половой стратификации вызывает перемены в культурных стереотипах маскулинности и фемининности. Прежде всего, они становятся менее жесткими и полярными. Кроме того, идеалы маскулинности и фемининности сегодня противоречивы. В результате этого постепенно изменяется ролевая структура: возникает симметричность функций мужа и жены, повышается авторитет и влияние женщины-матери, происходит изменение представлений о «главе семьи», ослабляются авторитарные методы воспитания и т. д.

Осознание ребенком своей половой принадлежности происходит постепенно, не с самого рождения, и зависит от множества социокуль-

турных факторов. Бывает, что биологический и психологический пол в результате эндокринных и других аномалий не совпадают. Более того, существуют случаи смены пола при помощи хирургического вмешательства и гормональной терапии. Такие, самой природой поставленные эксперименты показывают, насколько значимо отношение родителей к сыновьям и дочерям для формирования психологического пола ребенка, осознания себя будущим мужчиной или будущей женщиной.

Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичной социальной группой, в которой происходит процесс половой социализации, является семья. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с половой принадлежностью. Этот механизм срабатывает сначала в окружении ребенка, а затем - и в отношении культурных носителей половой дифференциации. Будущие женственность и мужественность в значительной степени определяются родительскими образцами, установками, ожиданиями родителей, теми ролями, которые отец и мать играют в семье.

Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи между семейными взаимоотношениями и половой идентичностью ребенка. Гипотезы исследования: неадекватная половая идентичность родителей способствует формированию неадекватной половой идентичности ребенка;

на адекватность формирования половой идентичности ребенка влияют особенности семейных взаимоотношений:

неустойчивость стиля воспитания; формирование у детей определенных, желательных для родителей качеств;

цели воспитания направлены на реализацию признаваемой родителями системы воспитания, вследствие чего формируется невнимание к индивидуальности психического мира ребенка.

В нашем исследовании принимало участие 40 семей, включающих представителей: 1-го поколения - бабушек и дедушек; 2-го поколения -

© Летягина С. К., 2012

родителей (мужа и жену); 3-го поколения - детей (юношей и девушек).

В 10-ти семьях рассматривались показатели половой идентичности по мужской линии и в 30-ти - по женской. Из этих 30-ти семей 10 неполные. Дети, участвовавшие в нашем исследовании, были в возрасте 19-25 лет, так как считается, что именно в этом возрасте половая идентичность полностью сформирована и устойчива к воздействию внешней среды.

Для проведения исследования использовались следующие психодиагностические методики: Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави1; психологический тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР). Методика ВПР позволяет сделать заключение о том, как испытуемый воспринимает себя в аспекте пола, свою половую роль в данной системе отношений и как он к этой роли относится2; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.

На первом этапе нашего исследования мы определили адекватность половой идентичности у всех представителей испытуемых семей при помощи методики ВПР. На основании полученных данных семьи были разделены на две группы. Первую группу составили семьи с адекватной половой идентификацией (20 семей), вторую - семьи с нарушенной половой идентификацией (20 семей). Анализ того, как изменяются показатели половой идентичности из поколения в поколение во второй группе, показал, что коэффициент изменяется у 10 семей от адекватной половой идентичности к нарушенной (от первого поколения к третьему); у 10 семей - наоборот.

В первую группу вошло только три семьи, в которых процесс формирования половой идентичности изучался по мужской линии. Это можно объяснить тем фактом, что формирование половой идентичности мальчиков проходит в более трудных условиях, чем у девочек. Среди препятствующих процессу половой идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком. Вследствие этого отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом и первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. фемининная. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначально возникшую женскую идентичность на мужскую. Однако большинство тех, с кем сталкивается ребенок в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели в детских садах, учителя, врачи). Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Это объясняет факт того, что у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. В результате этого происходит

утеря тех традиционных стереотипов маскулинности, которые общество предъявляет мужской части населения.

Из исследуемых нами неполных семей в четверти полоролевая идентичность детей была нарушена. Взаимосвязь мужественности и женственности достаточно сложна, и в неполной семье трудно создать условия для своевременного восприятия и понимания ребенком специфики каждого пола. Нормальное полоролевое развитие и мальчиков, и девочек требует наличия как женского, так и мужского образца. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоречивости каждой из них, но и необходимости единства, существования одной ради другой и благодаря другой.

При отсутствии отца в семье девочки создают себе весьма далекое от действительности представление о сугубо мужских формах взаимодействия, конструируя их как зеркальную противоположность наблюдаемым женским. Во-первых, мать в семье без мужа не так проявляет свои женские качества, как если бы рядом был мужчина, и ребенок усваивает не всегда естественные, а скорее замещающие, компенсаторные формы общения и способы деятельности. Во-вторых, мужская и женская роли далеко не во всем полярны, это не набор противоположных качеств и свойств. Статистически доказано, что у девочек из неполных семей в будущем меньше шансов правильно понять своих мужей и сыновей, прогнозировать их желания и поступки, чем у девочек из семей фактически и психологически полных и благополучных.

Далее с помощью методики «Шкала семейной адаптации и сплоченности» мы определили, соответствует ли реальная семейная обстановка идеальным представлениям о семье. На вопросы отвечали родители и прародители обеих групп. Было сделано предположение, что конфликты между супругами, неудовлетворенность семейными отношениями оказывают непосредственное влияние на формирование половой идентичности ребенка.

Анализ полученных результатов показал, что разница между идеальными представлениями и реальной ситуацией в семье незначима, хотя в неполных семьях неудовлетворенность семейной системой выражена в большей степени, поскольку мать воспитывает детей одна.

Далее мы предложили представителям первого и второго поколений методику АСВ для изучения взаимоотношений между родителями и детьми. Среди представителей первого поколения выявились различия между группами по следующим шкалам: фобия утраты ребенка, неустойчивость стиля воспитания, предпочтение в ребенке мужских качеств, воспитательная неуверенность родителя, проекция на ребенка собственных неже-лаемых качеств, чрезмерность требований / обязанностей и минимальность санкций.

Психология социального развития

39

Неустойчивый стиль воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету (а именно - родителям). Воспитательная неуверенность родителя происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход и добивается для себя положения «минимум требований - максимум прав». Фобия утраты ребенка заставляет одних родителей прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его, а других -мелочно опекать его. «Минимальность санкций» характеризуется тем, что родители уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Шкала «проекция на ребенка собственных не-желаемых качеств» характеризуется следующим образом: ведя борьбу с этими (реальными или мнимыми) качествами ребенка, родитель извлекает из этого выгоду для себя. Такими качествами могут быть агрессивность, чрезмерная эмоциональность, зависимость, доминантность, т. е. те, которые относятся к традиционно фемининным или маскулинным.

«Чрезмерность требований / обязанностей» проявляется, когда требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию личности, а, напротив, увеличивают риск психической травматизации. Это может происходить тогда, когда родители, имеющие дочь - предъявляют ей требования / обязанности, которые может выполнить только мальчик.

Соглашаясь с теорией половой типизации, опирающейся на теорию социального научения, можно сказать, что на формирование половой идентичности ребенка оказывает влияние механизм подкрепления: родители поощряют мальчиков за мальчишеское поведение и осуждают их, когда они ведут себя «как девчонки»; девочки же поощряются за фемининное поведение и порицаются за маскулинное.

Сравнив обе группы во вторых поколениях, мы выявили, различия по тем же показателям, что и в первом поколении (фобия утраты ребенка и воспитательная неуверенность родителей). Дети, которые воспитывались при таких условиях, став взрослыми, видят в своих собственных детях ту же требовательность и эгоцентричность, поэтому испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплаченного должника», которое испытывали ранее их родители. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступать им.

У второго поколения, помимо указанных выше, был выявлен такой показатель, как «предпочтение детских качеств» в ребенке. Для родителей взрослеющий ребенок все еще маленький. Страх и нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых

переместилась любовь его родителей, в связи с чем свое взросление он воспринимал как несчастье). Это может быть следствием воспитательной неуверенности родителей (в первом поколении), когда они неосознанно по-разному относятся к детям разных возрастов.

Показатель «предпочтение мужских качеств» (ПМК) в ребенке вне зависимости от пола проявился у представителей первого и второго поколений. Где долго ожидали мальчика, а родилась девочка, родители подсознательно воспитывали малыша, о котором мечтали, приписывая ему качества, которые являются традиционно маскулинными. Такие родители видят в мужчинах те качества и формы поведения, которые на самом деле значительно отличаются от традиционных (агрессивность, склонность к алкоголизму, чрезмерная сексуальность).

Увеличению выраженности показателя ПМК способствует социальная ситуация в России. Произошло изменение типа половой социализации с маскулинной и фемининной на инверсионный, т. е. маскулинный - для девочек и фемининный -для мальчиков. Этот тип половой социализации приводит к формированию унисексуальной (или бисексуальной) модели психологического пола: наблюдаемый сегодня «унисекс» не только в одежде, моде, формах поведения, но и в психосексуальных пристрастиях.

Женщинам в наше время приходится вырабатывать в себе и передавать своим дочерям маскулинные качества и традиционные мужские формы поведения. В семьях, где женщина остается одна с ребенком, без помощи отца, она должна быть уверенной, напористой, целеустремленной, чтобы воспитать ребенка и дать ему все, что необходимо для полноценного развития.

Чтобы проанализировать, какие факторы оказывают влияние на изменение половой идентичности из поколения в поколение, мы сравнили первое и второе поколения во второй группе. Выявились следующие факторы: предпочтение в ребенке детских качеств, неустойчивый стиль воспитания. Можно говорить о том, что особенности семейных взаимоотношений в родительской семье дети переносят в свою собственную семью.

Для того чтобы посмотреть, как влияют на формирование половой идентичности ребенка взаимоотношения между родителями и удовлетворенность ими семейной системой, мы сравнивали идеальные представления с реальной ситуацией в семье в обеих группах отдельно у мужчин и женщин.

Различия между идеальными представлениями и реальной ситуацией в семье в обеих группах незначимы. Следовательно, взаимоотношения между родителями не оказывают существенного влияния на формирование половой идентичности детей, хотя неудовлетворенность семейной жизнью родителей влияет на полноценное развитие ребенка в целом. Присущие мужскому и женскому

40

Научный отдел

Л. Д. Шамионов. Особенности профессиональных намерений педагогов

полу особенности: преобладание предметного, инструментального или эмоционально-экспрессивного стиля жизни определяется не только акушерским или паспортным полом ребенка, но и отношением к нему членов семьи, установками и ожиданиями родителей. Одним из способов решения данной проблемы является активное участие отца в воспитании детей. Мужчина должен считаться главой семьи, т. е. вносить принципиальный вклад в её материальное обеспечение, определять ее статус, принимать ответственные решения по важнейшим проблемам, участвовать во внутрисемейных спорах в воспитании и жизни детей. Не столько сам по себе уровень маскулинности отца важен для формирования адекватной полоролевой идентичности, сколько степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности.

Отец необходим для успешного формирования не только маскулинности сыновей, но и женственности дочерей: фемининность девочек, в отличие от маскулинности мальчиков, коррелирует с маскулинностью их отцов, при этом, как считают исследователи, важно, чтобы отец восхищался своей дочерью и гордился ею.

Полагаем, что формированию у девочек маскулинности в ущерб фемининности способствуют отсутствие позитивного интереса к дочерям,

УДК 316.6:378

эмоциональная холодность со стороны отцов, а также недостаточность дисциплинарных воспитательных функций. Недостаток маскулинных качеств у мальчиков выявляется при отцовской отстраненности.

Значение фигуры отца меняется в разных культурных контекстах, однако анализ литературы и результаты эмпирических исследований позволяют выделить ряд инвариантных, относительно независимых от культуральных стереотипов и традиций аспектов роли отца для психического развития ребенка. Речь идет о содействии перестройке первоначально симбиотических отношений ребенка с матерью, открытии ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия, содействии развитию у ребенка представлений о семейной иерархии и формировании у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского.

Примечания

1 См.: Лидере А. Г. Психологические обследование семьи. М., 2008. 497 с.

2 См.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 634 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

А. Д. Шамионов

Саратовский государственный университет E-mail: adsh86@mail.ru

Key words: professional intentions, educators-psychologists, professional interests, representations, semantic groups.

В статье раскрывается психологическое содержание профессиональных намерений педагогов-психологов на начальном этапе обучения в вузе, определяются смысловые группы и характеристики. Раскрывается содержание представлений первокурсников педагогов-психологов о будущей работе. Характеризуются их профессиональные предпочтения и интересы.

Ключевые слова: профессиональные намерения, педагоги-психологи, профессиональные интересы, представления, смысловые группы.

Features of Professional Intentions of Educational Psychologists at the Initial Stage of University Studies

A. D. Shamionov

The article reveals the psychological content of professional intentions of educational psychologists at the initial stage of university studies, determined by semantic groups and characteristics. Reveals the content of students' representations of educational psychologists about future work. Characterized by their professional preferences and interests.

Профессиональное становление педаго-гов-психологов, в частности, формирование их профессиональных намерений на этапе обучения в вузе является очень сложным процессом, на который оказывают влияние в числе общих факторов профессионального развития личности (содержание обучения, его качество, мотивы освоения профессии, особенности юношеского возраста и т. п.) и специфические, такие, как конкретные психолого-педагогические условия обучения, индивидуальные особенности, низкий статус профессии в обществе, своеобразие отношения к профессии со стороны ближайшего окружения и т. п. В педагогической психологии исследования профессиональных намерений педагогов-психо-логов и психолого-педагогических факторов их формирования практически отсутствуют. В то же время именно педагоги-психологи призваны обеспечить психологическое сопровождение учащихся учреждений дошкольного и школьного образования, что в свете современных гумани-

© Шамионов А. Д., 2012

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.