Научная статья на тему 'Социализация детей, депривированных по слуху, и их индивидуальные психофизиологические особенности'

Социализация детей, депривированных по слуху, и их индивидуальные психофизиологические особенности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация детей, депривированных по слуху, и их индивидуальные психофизиологические особенности»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ, И ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

О.В. Алексанян

Кафедра нормальной физиологии. Московский медико-стоматологический университет. Москва, ул.Б.Жигуленкова, д.23.

В.В. Ендолов

Кафедра физиологии, анатомии и гигиены человека. Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. 390000. Рязань, ул.Свободы,46.

Потеря слуха в раннем возрасте, как известно, является серьезнейшим фактором, влияющим у ребенка на системогенез его высших психических функций, контролируемых левым полушарием, в том числе речевых.

С потерей слуха связаны вторичные и третичные нарушения, которые в значительной степени определяют трудности, возникающие у ребенка не только в коммуникативной сфере. Они связаны не просто с невозможностью слышать устную речь. Дети с нарушением функций слуха с трудом выделяют существенные признаки явлений и предметов среди всех прочих, позже и медленнее слышащих решают зрительнопространственные задачи, труднее овладевают принципами решения задач по аналогии (Фишман М.Н., 2004). Это свидетельствует о серьезнейших изменениях высших психофизиологических функций переднего мозга, развивающихся как результат слухового дефекта.

В нашем исследовании изучались особенности функциональной асимметрии мозга у детей, депривированных по слуху в раннем возрасте. Функциональную асимметрию мозга исследовали по Хомской Е.Д. (1995). В моторной сфере определяли ведущую руку (6 тестов) и ведущую ногу (6 тестов), в сенсорной сфере - ведущий глаз (6 тестов) и асимметрию в тактильной сфере (по понятным причинам функция слуховой сенсорной системы не исследовалась)-7 тестами. Исследован 51 школьник специальной коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей в возрасте 5-12 лет (25 мальчиков и 26 девочек) - экспериментальная группа. В контроле - 20 здоровых детей такого же возраста из общеобразовательной школы (11 мальчиков и 9 девочек).

В тестах мануальной асимметрии не было выявлено значимых различий между показателями экспериментальной и контрольной групп, (мы связываем это в значительной степени с недостаточными размерами исследованной выборки), но в экспериментальной группе чаще встречалась амбидекстрия, и было больше леворуких. При исследовании предпочтения выбора ведущей ноги отмечена лишь тенденция в более частом выборе ведущей левой ноги детьми экспериментальной группы (различия были статистически недостоверны). Как показали проведенные исследования зрительной сферы, дети, депривированные по слуху, по сравнению со здоровыми детьми достоверно чаще в качестве ведущего использовали левый глаз, либо у них наблюдалось равное предпочтение в использовании левого и правого глаза. Это означает, что в зрительной сфере у них либо чаще доминирует правое полушарие, либо оба полушария в равной степени участвуют в обработке зрительной информации. В контрольной группе ведущим достоверно чаще оказывался правый глаз, что свидетельствует о том, что у этих детей левое полушарие мозга доминирует в зрительной сенсорной сфере. Следовательно, у глухих и слабослышащих детей происходит перераспределение функций между полушариями при обработке зрительной информации в пользу более активного участия правого полушария.

По результатам исследования тактильной сферы в целом дети экспериментальной группы показали (хотя и статистически недостоверно) более низкие результаты по сравнению с контролем. На первый взгляд это свидетельствует о том, что у них не наблюдается компенсации утерянной функции слуха. Однако это касается лишь правого полушария. Левое полушарие в тестах локализации прикосновений и узнавания букв (опознание букв одной рукой на ощупь, без контроля зрения) оказалось достоверно более активно по сравнению с правым полушарием. У глухих детей отмечалась положительная (и достоверная) динамика показателей в указанных пробах, пробе Ферстера (узнавание цифр, нарисованных на тыльной поверхности кисти) и переноса латерализации прикосновения (при прикосновении в 5 стандартных точках испытуемый должен найти симметричную точку на другой руке). Это свидетельствует о большей способности к «тренированности» левого полушария у глухих детей в использовании тактильного канала поступления информации.

Формирование типа функциональной асимметрии мозга как фенотипического признака с широкой нормой реакции происходит при значительном влиянии факторов внешней среды. Депривация по слуху в раннем возрасте является одним из таких факторов. Особенно динамично межполушарная асимметрия развивается в критически периоды онтогенеза, одним из которых является период 7-8 лет (Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А., 2001), а также в период овладения ребенком речью. В результате формируется иной тип межполушарной асимметрии, отличающийся от здоровых детей.

Депривация по слуху у детей, наступающая в раннем возрасте, вероятно, вызывает определенную «недогруженность» левого полушария, не получающего достаточного объема стимулов, адекватного его положению у нормально слышащих детей. В результате происходит перераспределение функциональной активности между полушариями мозга в пользу правого полушария. Оно (по результатам нашего исследования) преобладает в зрительной сфере, отмечается тенденция к преобладанию его и в обеспечении моторной деятельности.

Более активное участие правого полушария в переработке зрительной информации у глухих детей и подростков, смещение его большей активности в моторной сфере является свидетельством формирования иного

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

типа межполушарной функциональной асимметрии, отличающейся от той, которая создается у слышащих детей и подростков.

Формирование такого типа межполушарной функциональной асимметрии со смещением преобладающей активности в пользу правополушарной деятельности, по нашему мнению, в значительной степени влияет на формирование вторичных и третичных трудностей, возникающих у этих детей - в логическом мышлении, отставание в развитии зрительного внимания, памяти и восприятия (Розанова Т.В., 1978). Известно, что именно функциональные системы, связанные с деятельностью левого полушария, определяют не только речь, но и абстрактную мыслительную деятельность, участвуя в аналитических функциях. Как известно, с функцией речи связано логическое, абстрактное мышление. У глухих детей словесно-логическое мышление формируется значительно позже, чем у их здоровых сверстников. Понятийное мышление, тесно связанное с развитием речи, логический анализ определенно страдают у этой категории детей и подростков в связи с изменением межполушарных взаимодействий и с «недогруженностью» левого полушария.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга и адаптация детей к школе // 18 Съезд физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов. Казань, 2001. С.447.

2. Кураев Г. А. , Бахтин О.М. Влияние слуховой дисфункции на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга // Валеология. 2002. № 1. С. 50.

3. Розанова Т.В., Развитие памяти и мышления у глухих детей / Т.В. Розанова - М. Педагогика, 1978.

4. Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения / М.Н. Фишман - М. Экзамен, 2004.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.