Научная статья на тему 'Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII святоигнатиевских чтениях'

Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII святоигнатиевских чтениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII святоигнатиевских чтениях»

Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII Свято-Игнатиевских ЧТЕНИЯХ

12 мая 2015 г. в Ставрополе прошли VII Международные Свято-Игнатиевские чтения. В этом году чтения были посвящены проблемам источниковедения и историографии православия на Северном Кавказе.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был представлен профессором ПСТГУ доктором церковной истории, кандидатом исторических наук священником Александром Мазыриным и ведущим научным сотрудником НИО новейшей истории РПЦ доктором исторических наук А. А. Ко-стрюковым. Представители ПСТГУ приняли участие в работе секции «Православие в источниках и исследованиях по новой и новейшей истории Северного Кавказа». Ведущим секции был секретарь Ученого совета Ставропольской духовной семинарии священник Евгений Шишкин.

Работа секции открылась презентацией книги Ю. А. Бирюковой и священника П. Овчинникова «Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского». О жизненном пути архипастыря, о трудностях работы над книгой рассказала в своем выступлении кандидат исторических наук, преподаватель Донской духовной семинарии Ю. А. Бирюкова.

Директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А. К. Сорокин рассказал о фондах РГАСПИ, содержащих массу интересной информации. Многие фонды архива сейчас не только открыты, но и оцифрованы. Но, к сожалению, многие из них еще ждут своих исследователей. Важным, по мнению докладчика, является осознание того, что в истории любого народа есть не только факты, которыми можно гордиться, но и факты, вызывающие чувство стыда и желание покаяться. Именно об этом должен помнить историк.

Следующее выступление было подготовлено главным специалистом Российского государственного архива древних актов (РГАДА) М. Н. Валентиновой. Докладчица рассказала о документах этого архива, связанных с историей Северного Кавказа.

О фондах Государственного архива Краснодарского края рассказал директор этого архива С. Г. Темиров. Особенно подробно докладчик рассказал о документах, касающихся истории православия на Кубани.

Кандидат исторических наук Л. Т. Соловьева (Институт этнологии и антропологии РАН) посвятила доклад православной миссии среди народов Кавказа в 1830-1840-х гг. Докладчица привела интересные сведения об обстоятельствах

Хроника

крещения ингушей, рассказала о том, почему эта миссия оказалась неудачной. По мнению исследовательницы, проблема заключалась в неумении миссионеров научить местных жителей основам христианства. Ингуши, в основном пребывавшие в язычестве, соглашались на крещение ради подарков, некоторые принимали крещение по многу раз. В результате складывалось неверное представление о количестве крестившихся.

Г. Т. Аганян рассказал в своем докладе о православных храмах Александро-польского округа Ереванской епархии.

Священник А. Мазырин (ПСТГУ) посвятил доклад новым документальным данным, относящимся к жизни обновленческого «протоиерея» Бориса Дикаре-ва. Хотя этот деятель одно время занимал ведущие позиции в обновленческом расколе, информации о нем имеется очень мало. Автору доклада удалось разыскать новые данные о «протоиерее» в архиве ФСБ. Новые документы позволили сделать вывод о Дикареве как о человеке, разочаровавшемся в Церкви, но стремившемся сделать карьеру в расколе. Ради своей цели он не брезговал доносами и клеветой. Неизвестно, как закончилась жизнь Дикарева. По мнению священника А. Мазырина, скорее всего, он снял священный сан.

С интересом был заслушан и доклад, подготовленный И. И. Серегиной (Российский государственный архив кинофотодокументов). Докладчица продемонстрировала кадры кинопленки, запечатлевшие обновленческий собор 1923 г., а также редкие фотографии деятелей обновленческого раскола.

Доктор филологических наук М. В. Арошидзе (Батумский государственный университет) в своем докладе рассказала о проблемах распространения христианства в Аджарии. С XVI и до начала XIX в. местное население подвергалось насильственной исламизации со стороны турок. Только включение в состав Российской империи положило конец этим попыткам. Но не менее страшным для Церкви периодом докладчица назвала советское правление, когда вера в Бога преследовалась. Сейчас в Аджарии религиозная статистика такая: примерно 2/3 населения являются православными христианами, а 1/3 — мусульманами.

Следующий доклад был подготовлен кандидатом исторических наук С. Н. Рыбко (НИЦ традиционной культуры Кубани). Докладчица рассказала об источниках по истории Русской Церкви на Кубани.

Кандидат исторических наук Ю. А. Бирюкова (Донская духовная семинария) посвятила свой доклад Ставропольскому церковному Собору (1919). В частности, докладчица рассказала о документах Государственного архива Российской Федерации, отражающих подготовку и ход этого Собора.

З. Н. Ионова (Сочинский филиал Российского университета дружбы народов) рассказала о положении Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа в 1920—1930-е гг. С этим регионом в те годы было связано немало интересных событий. Здесь, например, обитали монахи-отшельники, подвергавшиеся репрессиям и даже смертной казни за «контрреволюцию». Здесь, в Хосте, провел последние годы жизни и обновленческий «митрополит» Евдоким (Мещерский).

А. А. Кострюков (ПСТГУ) посвятил свое выступление наследию протоиерея Стефана Ляшевского, половина жизни которого прошла на Нижнем Дону и

Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII Свято-Игнатиевских чтениях

на Кубани. Письма, сочинения, доклады этого пастыря в настоящее время хранятся в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США). Немалая часть наследия о. Стефана посвящена различным событиям истории Нижнего Дона и Северного Кавказа. Так, благодаря протоиерею С. Ляшевскому до нас дошли подробности зарождения катакомбного движения в этом регионе, сведения о молодежных православных братствах, действовавших в стране в 1920-е гг., некоторые факты церковной жизни в годы немецкой оккупации.

Кандидат исторических наук священник А. Пантюхин (Ставропольская духовная семинария), опираясь на данные северокавказских и кубанских архивов, рассказал о некоторых аспектах церковной жизни Северного Кавказа в 1929—1934 гг. Докладчик обратил внимание, что этот период был для Церкви не менее страшным, чем большой террор 1937—1938 гг., ведь массовые аресты среди духовенства пришлись именно на эти годы. Поводом для ареста могло быть, например, невыполнение плана колхозом. Чтобы оправдать себя, колхозное руководство могло переложить вину на священника, который якобы занимался вредительской деятельностью. А один из храмов Владикавказа был закрыт по требованию ингушской общины, то есть мусульман.

Заключительный доклад был прочитан главным специалистом Государственного архива Краснодарского края А. В. Бабичем. Автор доклада рассказал о фонде местного уполномоченного по делам Русской Церкви.

Доклады прошедших чтений будут изданы в специальном сборнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.