Научная статья на тему 'Сотрудники правоохранительных органов как участники политического процесса'

Сотрудники правоохранительных органов как участники политического процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1498
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОН / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSONALITY / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POLITICAL BEHAVIOR / ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / FORMS AND WAYS OF POLITICAL PARTICIPATION / RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Антон Борисович, Сацута Александр Ильич

В статье обосновываются место и роль сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации в современном российском политическом процессе. Авторы выделяют особенности сотрудников правоохранительных органов как специфических субъектов политического поведения, раскрывают формы и способы их участия в политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудники правоохранительных органов как участники политического процесса»

МОИСЕЕВ Антон Борисович — старший преподаватель кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (117436, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12; borisyech71@mail.ru)

САЦУТА Александр Ильич — кандидат философских наук, профессор; профессор кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (117436, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12; al.satsuta2014@yandex.ru)

СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье обосновываются место и роль сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации в современном российском политическом процессе. Авторы выделяют особенности сотрудников правоохранительных органов как специфических субъектов политического поведения, раскрывают формы и способы их участия в политическом процессе. Ключевые слова: политический процесс, сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации, право, закон, политические права и свободы личности, политическое поведение, формы и способы политического участия

Политический процесс представляет собой последовательную смену политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий субъектов политики, обеспечивающих формирование, функционирование и изменение структур политического властвования и господства, политической системы общества, преобразования в политической сфере. Определяющее влияние на содержание, характер и направленность политического процесса оказывают действия институциональных и социальных субъектов политических отношений, степень, формы и способы их включенности в политическую жизнь общества. Специфическим социальным субъектом политического процесса являются сотрудники правоохранительных органов.

С учетом российского законодательства1 и теоретических наработок [Профессиональная этика... 1998: 381] к сотрудникам правоохранительных органов РФ принято относить аттестованных граждан, имеющих специальные звания и выполняющих служебные задачи в правоохранительной сфере, и федеральных государственных служащих, имеющих классные чины и осуществляющих правоохранительную деятельность, органов, подразделений и учреждений правоохранительной системы российского государства. Как считают отечественные ученые-юристы, сегодня правоохранительную систему российского государства составляют судебные органы, органы прокуратуры, органы безопасности, органы и подразделения Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, органы исполнения судебных решений, органы исполнения наказаний, органы юстиции, органы уголовного расследования [Гуценко 2014: 23-31; Правоохранительные органы. 2014: 22, 25; Правоохранительные органы ... 2018: 15-16].

Сотрудники правоохранительных органов РФ составляют относительно

1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"». - Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.

самостоятельную социально-профессиональную группу государственных служащих. Ее особенностями являются: высокая социальная значимость служебной и профессиональной деятельности, нередко связанной с риском для жизни; особые, строго регламентируемые принципы организации служебной и профессиональной деятельности; наличие ограничений, обязанностей и запретов, связанных с прохождением службы и профессиональной деятельностью; особый порядок привлечения к служебно-должностной и правовой ответственности; особые условия и специальное обеспечение служебной и профессиональной деятельности [Музафарова 2016: 824]. Для сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих характерны специфическое содержание служебной и профессиональной деятельности, социального взаимодействия, особый социальный статус в системе общественных отношений.

Сотрудники правоохранительных органов РФ, как и большинства современных развитых государств мира, в соответствии Конституцией страны и федеральным законодательством непосредственно участвуют в политической жизни российского общества. Они, как и все граждане государства, обладают всей совокупностью конституционных политических прав и свобод с определенными законодательно установленными запретами и ограничениями1.

Политические права и свободы сотрудников правоохранительных органов РФ реализуются их политическим поведением. Оно является способом реализации политических интересов сотрудников правоохранительных органов, позиционирования ими своего отношения к российскому государству, другим политическим институтам и социально-политическим силам, действующим в обществе. Статус сотрудников правоохранительных органов как ключевых институтов государства по поддержанию внутреннего порядка и законности в стране, обеспечению общественной безопасности, безопасности личности и государства предполагает определенные ограничения в их политическом поведении. При осуществлении служебной и профессиональной деятельности, а также во внеслужебное время они должны соблюдать политическую и идеологическую нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам. Со стороны сотрудников правоохранительных органов не допускаются публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в их служебные и профессиональные обязанности. Они обязаны проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие2. Руководители правоохранительных органов не имеют права принуждать подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудникам правоохранительных органов как участникам политического

1 Закон РФ от 26.06. 1992 г. №3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. на 19.02.2018) «О статусе судей в Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (посл. ред.) «О прокуратуре Российской Федерации». Доступ: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/; Федеральный закон от 28.10.2010 № 403-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Следственном комитете Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_108565/

2 Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». П. 2. Доступ: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_38140/

процесса присущ определенный консерватизм в оценке явлений, событий и фактов политической жизни общества. У них отсутствует склонность к радикализму в политических действиях и суждениях, что объясняется их правовым статусом как представителей государственной власти, должностными обязанностями и задачами правоохранительных органов.

Сотрудники правоохранительных органов РФ имеют свои корпоративные интересы и ценности, в т.ч. и политические. Они, как и другие граждане России, всегда потенциально готовы поддержать политических лидеров, политические партии и другие общественно-политические организации, формальных и неформальных участников политических отношений, политические программы и цели которых соответствуют или близки их интересам.

Роль сотрудников правоохранительных органов в политическом процессе при осуществлении ими служебной деятельности определяется их должностными обязанностями, законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, а во внеслужебное время реализуется их политическим участием. Политическая деятельность как форма политического поведения для сотрудников правоохранительных органов допускается только для лиц, избранных в органы законодательной (представительной) власти РФ, наделенных полномочиями руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, избранных депутатами представительных органов муниципального образования, главами муниципальных образований либо назначенных на должности глав местных администраций1.

Политическое участие сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время представляет собой единовременные (эпизодические) или повторяющиеся действия по оказанию их влияния на политические отношения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимаемые ими решения. Наиболее распространенной формой политического участия сотрудников правоохранительных органов является их участие в избирательных кампаниях (электоральное поведение). Сотрудники правоохранительных органов участвуют в избирательных кампаниях не только как избиратели, но и как участники собраний избирателей, как доверенные лица кандидатов в представительные органы власти, члены избирательных комиссий. Они могут выполнять отдельные поручения, связанные с организацией избирательной кампании.

Избирательные права сотрудников правоохранительных органов и гарантии их соблюдения, как и всех граждан России, определяются Конституцией и федеральными законами РФ. Сотрудники правоохранительных органов имеют право избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти. Недопустимо ограничение их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до поступления на правоохранительную службу, и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией и федеральными законами РФ.

Сотрудникам правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей не разрешается проводить предвыборную агитацию, распространять агитационные материалы2, участвовать в сборе подписей в поддержку того или иного кандидата или политической партии, руководителей правоохранительных органов как кандидатов для избрания в представительные органы

1 Федеральный закон от 07.02.2011 г №3 -ФЗ (с изм. на 01.01.2018 г.) «О полиции». Ст. 41. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/

2 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Ст. 49, п. 4. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/

государственной или муниципальной власти1. Правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды лиц, зарегистрированных кандидатами2.

Формами политического участия сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время также являются их участие в референдумах, митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях, организованных органами государственной власти, контакты с официальными государственными лицами, обращения в СМИ и суды.

Политическое участие сотрудников правоохранительных органов РФ является осознанным, социально мотивированным, как правило, автономным, ориентировано на поддержку официальных политико-властных структур. Оно характеризуется конвенциональностью и легальностью, его составляют формально разрешенные политические действия. В политическом участии сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время отсутствуют спонтанные насильственные действия, оно носит дискретный и, как правило, индивидуальный характер.

Содержание и характер политического поведения сотрудников правоохранительных органов, их участия в политическом процессе зависят от состояния общественных отношений в стране и мире, от отношения общества и власти к правоохранительной системе государства, обстановки в правоохранительных органах, социального положения и статуса сотрудников правоохранительных органов в обществе. В условиях кризиса общественной системы, социально-политической нестабильности в обществе, снижения авторитета органов правопорядка и отсутствия целеустремленной и последовательной политики государства по укреплению законности и безопасности в обществе оно может выйти за границы формально установленных и социально необходимых правил и норм, форм действий. Политическое поведение становится инструментом разложения и распада правоохранительной системы (Россия - 1917 г.) или ее чрезмерной политизации (Россия - начало 90-х гг. XX в.).

Сотрудники правоохранительных органов РФ являются специфическими субъектами политического процесса. Их участие в политической жизни российского общества, политическое поведение являются важными факторами обеспечения его социально-политической стабильности, укрепления институтов государственной власти, повышения ее авторитета и эффективности.

Список литературы

Гуценко К.Ф. 2014. Правоохранительные органы: учебник. 3-е изд., исп. и пере-раб. М.: Кнорус. 436 с.

Музафарова Л.Ш. 2016. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы. - Молодой ученый. № 1. С. 818-828.

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров (под общ. ред. В.П. Божъева, Б.Я. Гаврилова). 5-е изд., перераб. и доп. 2014. М.: Юрайт. 462 с.

Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов (под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, Н.Д. Эраишвили и др.). 10-е изд., перераб. и доп. 2018. М.: Юнити Дана. 437 с.

Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие (под ред. Г.В. Дубова, А.В. Ополева). 2-е изд., испр. и доп. 1998. М.: Щит-М. 489 с.

1 Там же. Ст. 36, п. 7.

2 Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 58, п. 6. Доступ: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_37119/

MOISEEV Anton Borisovich, Senior Lecturer of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; borisyech71@mail.ru)

SATSUTA Aleksandr Il'ich, Cand.Sci. (Philos.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; al.satsuta2014@yandex.ru)

THE LAW ENFORCEMENT OFFICIALS AS MEMBERS OF THE POLITICAL PROCESS

Abstract. The article determines the structure of law enforcement agencies of the Russian Federation as a social and professional group of the civil servants and its features. The authors substantiate position and role of the law enforcement officers in the modern political process and characterize law enforcement officers as a specific subject of political behavior. They define conditions and factors that influence the content and nature of their political behavior, as well as forms and ways of participation of law enforcement officers of the Russian Federation in the political process.

Keywords: political process, law enforcement officers of the Russian Federation, right, law, political rights and freedoms of personality, political behavior, forms and ways of political participation

УДК 324

ПЕТРОВ Юрий Дмитриевич — доктор политических наук, профессор кафедры истории, обществоз-нания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; petrovyd@mail.ru)

ГРИГОРЬЕВ Ньургун Афанасьевич — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; nagrigoriev@mail.ru)

электоральная конкуренция на региональных и муниципальных выборах в республике саха (якутия)

Аннотация. В статье содержится анализ региональных и муниципальных выборов в Республике Саха (Якутия). Авторы исследуют динамику реформирования избирательной системы и электоральной политики России, определяют критерии уровня конкуренции на выборах различного уровня. На примере Республики Саха (Якутия) в статье проведен анализ выборов главы субъекта, местного регионального законодательного собрания Ил Тумэн, выборов глав и депутатов муниципальных образований и определена степень их конкуренции.

Ключевые слова: регионы, избирательная система, электоральная политика, электоральная конкуренция, Республика Саха (Якутия), региональные и муниципальные выборы

Зволюция российской политической системы и федеративных отношений воздействует на облик электорального пространства в государстве. Возвращение прямых выборов глав субъектов Российской Федерации в 2012 г. и либерализация избирательного законодательства вносят элементы конкуренции и неопределенности в выборы различного уровня в регионах. Новый цикл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.