Ким Санвэл
Аспирант кафедры теории и истории международных отношений.
Российского Университета Дружбы Народов.
Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике в логистической сфере
Отчетливым проявлением степени сотрудничества России и Южной Кореи выступает взаимодействие в транспортно-логистической сфере, а именно на пространстве Северного морского пути (СМП). Данный маршрут, проходящий через территориальные воды РФ и обслуживающийся ледокольным флотом России, имеет первостепенное значение для освоения энергетических ресурсов. Благодаря такому типу сотрудничества Корея сможет усилить свои логистические преимущества, связав Корейский полуостров, Дальний Восток России и Северное море. Это также принесет дивиденды и России в связи с обострившейся необходимостью наращивать пропускную способность железных дорог на Восток после разрыва логистического сотрудничества с т.н. недружественными странами.
Целью данной статьи выступает выявление особенностей сотрудничества РФ и РК на пространстве Северного морского пути. Теоретической основой исследования выступает структурный реализм, в соответствие с которым сотрудничество двух стран рассматривается через призму материальных параметров - основных ресурсов для выстраивания внешнеполитического взаимодействия - и предстает как инструмент для усиления потенциала двух государств в наиболее значимых для них сферах.
Отношения двух стран в торгово-экономической и транспор-тно-логистической сферах изучены в работах А.В. Торкунова, Г.Д. Толорая, И.В. Дьячкова, А.В. Воронцова и др.. Особую значимость для уточнения академического взгляда на актуальные геополитические инициативы РК в Евразии и Арктике представили работы Бён Чхан Гу, Юн Ик Чжун, Ли Сон Кю, Хан Джон Ман. Несмотря на детальную проработку российско-корейского взаимодействия в экономической, энергетической и др. сферах, отношения двух стран по эксплуатации Северного морского пути не нашли должного освещения.
Республика Корея нуждается в развитии логистической и транс-
jßäL_
История международных отношений и внешней политики №65 год 2022
портной инфраструктуры для содействия росту своей экономики и повышению своего удельного веса в политических процессах в регионе Северо-Восточной Азии и в более широких макрорегиональных контурах. Значимым партнером по реализации данных инициатив выступает Российская Федерация, которая одинаково продуктивно сотрудничает с РК и по созданию сухопутных коридоров, и по развитию морских линий коммуникации.
Обладая таким конкурентным преимуществом, как доступом к Северному морскому пути, который имеет первостепенное значение для освоения энергетических ресурсов, Россия может поспособствовать усилению логистических преимуществ РК, связав Корейский полуостров, Дальний Восток России и Северное море. Отрезок Северного морского пути, как уже отмечалось, позволит сократить расстояние для трансфера грузов с 22 тыс. км (по маршруту через Суэцкий канал) до 5 тыс. км. При благоприятных обстоятельствах время в пути сокращается на одну треть.
На современном этапе можно отметить деятельность Российско-корейского комитета по транспорту, образованного в 2001 г. между бывшим МПС РФ и Министерством строительства и транспорта Республики Корея.
Первая часть грузовой перевозки осуществляется морским транспортом. Основные маршруты контейнерных перевозок морскими судами: Владивосток - Пусан, Восточный - Пусан, Ванино - Пусан. При перевозках морским транспортом между Россией и Кореей объем экспортных грузов традиционно превышает объем импорта. За пять лет (2015 - 2020 гг.) объем грузов, перевезенных в РК, увеличился в 1.8 раз, а объем грузов, перевезенных из РК возрос в 2.3 раза. По итогам 2013 г. сложилась следующая структура грузовых перевозок морским транспортом (в направлении РК): уголь (50%), нефть и нефтепродукты (39%), металлы (8%), лес (3%).
Российская Федерация, ввиду своего географического положения, рассматривается Сеулом как ключевой партнер в вопросе судоходства в Арктике и в области освоения ее ресурсов. Еще в 2010 г. Российская Федерация и Южная Корея подписали соглашение по морскому транспорту с целью поощрения сотрудничества между судоходными компаниями для облегчения регулярного пассажирского и грузового судоходства.
Имеется также соглашение о поставках СПГ на 2020-2021 гг. общим объемом 1 млн тонн между KOGAS и дочерней структурой российского газового холдинга ОАО «Газпром» Gazprom Marketing
■ & Trading Singapore (GM&TS).
Республика Корея заинтересована в эксплуатации Арктики совместно с Российской Федерацией. Оба государства могут сотрудничать в области транспорта для объединения промышленных возможностей РК и прав РФ на Северный морской путь для транспортировки грузов. Также Сеул намерен увеличить масштабы и осуществлять научную активность способностью своих научно-исследовательских станций в Арктике.
Имея опыт перевозок по СМП и статус наблюдателя в Арктическом Совете, Республика Корея, безусловно, имеет перспективы развития практического и инициативного использования СМП. В этом ключе сотрудничество между двумя странами может быть взаимовыгодным и эффективным. При этом, с точки зрения профессора Ким Сок Хван из Университета иностранных исследований Хангук, чтобы ускорить развитие логистической и транспортной инфраструктуры, Корее необходимо будет создать более прочные институциональные каналы сотрудничества с Россией, специализированные на аспектах эксплуатации Северного морского пути.
Важным аспектом развития судоходства по СМП выступает формирование азиатских портов в качестве хабов данного морского пространства. В их число входят Владивосток и Петропавловск-Камчатский, обсуждается включение в проект порта Пусан. При этом маршрут СМП получит несколько узловых «ворот», что повышает его привлекательность. И как было сказано выше, Республика Корея имеет намерение участвовать в проектах развития СМП и интересуется сотрудничеством с Россией для модернизации инфраструктуры и строительстве судоремонтных верфей, а также в разработке природных ресурсов.
Южнокорейская политика по Арктике и возможности ее осуществлять совместно с РФ актуализируются по мере развития «евразийской инициативы» южнокорейской администрацией и «Поворот на Восток» РФ. В ноябре 2013 г. в ходе официального визита Президента РФ В.В. Путина в Республику Корею, президенты двух стран договорились о взаимном содействии в изучении Арктики, ее эксплуатации, использовании СМП, защите окружающей среды, наряду с укреплением сотрудничества в новой области, связанной со строительством судов для полярных вод и освоением строительства ледоколов. Стороны отметили, что при разработке использования СМП следует сбалансировать интересы двух государств. И
jftSi_
История международных отношений и внешней политики №65 год 2022
совместное участие Россия и Республики Корея могло бы этому содействовать.
На настоящий момент Республика Корея совместно с Россией участвует в проектах строительства и модернизации портового оборудования и инвестиций на верфях Дальнего Востока, строительства и ремонта морских судов и судового оборудования, плавбаз, морских буровых платформ, модернизации портов и портового хозяйства, строительства морских доков.
Таким образом, развитие морских транспортных грузоперевозок на Северном морском пути выгодно как России, так и Республике Корея. Укрепляя сотрудничество с Россией, Южная Корея проводит уважительную политику и соблюдает договоренности, связанные с Арктической повесткой, а также активно участвует в процессах заключения новых соглашений, осторожно наращивая свое присутствие в Арктическом регионе. Республика Корея стремится развивать отношения с Россией в вопросах эксплуатации Северного морского пути, таким образом, выстраивая дружественный диалог в фарватере краткосрочных и долгосрочных проектов, которые принесут выгоду обеим странам. Россия же, заинтересованная в развитии арктического направления, как арктическая держава, обладающая колоссальными территориальными ресурсами, видит в Корее надежного партнера как в научно-исследовательской области, так и с политической точки зрения, в рамках обострения отношений с Западом и санкционной политики.
Библиографический список
1. Бардаль А. Современное состояние транспортной системы Дальнего Востока России и перспективы российско-корейского сотрудничества // The journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2014. C. 121-129.
2. Воронцов А., Понька Т., Варпаховскис Э. Концепция «средней силы» (middle power) во внешней политике Республики Корея. Теория и практика // Международные процессы. 2020. Т.18. № 1. С. 89-105.
3. Ершова А. Россия - Республика Корея: 30 лет дипломатических отношений // Международная жизнь. 07.04.2020. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/25910 (Дата обращения: 20.02.2021).
4. Ким Ен Ун. Концепция внешней политики России и Корея // Корея перед новыми вызовами. М.: ИДВ РАН. 2017. С. 51-61.
5. Махмутов Т.А. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад // РСМД. 2016. № 26. // URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Report26-ru.pdf (Дата обращения: 20.02.2020).
6. Толорая Г.Д. У восточного порога России. Эскизы корейской политики начала XXI века / Монография Г.Д. Толорая; Предисл. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 345 с.
7. Торкунов А.В., Толорая Г.Д., Дьячков И.В. Современная Корея. Метаморфозы турбулентных лет (2008-2020 гг.). М.: Просвещение. 2021. 448 с.
8. Chi-Kin Leung. The Evolution of Russia's Foreign Policy, Ideologies and Strategies in Northeast Asia: A Study of Russo-Korean Relations // Journal of Comparative Asian Development, 2011. №10 (2). P. 327-366.
9. Kim S.H., Na H.-S., & Park Y.-M. Changes in the arctic and establishment of new arctic governance. Seoul: KIEP. 2014. P. 43.
10. Бён Чхан Гу. Дипломатия объединения администрации Пак Кын Хе и инициатива «За мир и сотрудничество в Северо-Восточной Азии» // Стратегия объединения. 2015. Том 15. № 2. С. 133-157.
11. Юн Ик Чжун, Ли Сон Кю. Энергетическое сотрудничество между РК и РФ: дипломатия минилатерализма // Вестник Славянского университета. 2018. Том 33. № 4. С. 133-172.
12. Хан Джон Ман. Экономическое сотрудничество между РК и Россией с 1990 года: ретроспектива и перспектива // Вестник Славянского университета. 2010. Том 25. № 4. С. 447-471.
References
1. Bardal A. The current state of the transport system of the Russian Far East and the prospects for Russian-Korean cooperation // The journal of siberian and Far Eastern Studies. 2014. P.121-129.
2. Vorontsov A., Ponka T., Varpakhovskis E. The concept of "middle power" in the foreign policy of the Republic of Korea. Theory and practice // International processes. 2020. Vol. 18. № 1. P. 89-105.
3. Ershova A. Russia - Republic of Korea: 30 years of diplomatic relations // International life. 04/07/2020. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/25910 (02.20.2021).
4. Kim Yong Un. The concept of foreign policy of Russia and Korea // Korea facing new challenges. Moscow: IDV RAN. 2017. P. 51-61.
5. Makhmutov T.A. Asian players in the Arctic: interests, opportunities, prospects. Report // RIAC. 2016. № 26. // URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Re-port26-ru.pdf (20.02.2020).
6. Toloraya G.D. At the eastern threshold of Russia. Sketches of Korean politics at the beginning of the 21st century / Monograph G.D. Toloraya; Foreword Academician of the Russian Academy of Sciences A.V. Torkunov. M.: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K", 2019. 345 p.
7. Torkunov A.V., Toloraya G.D., Dyachkov I.V. Modern Korea. Metamorphoses of turbulent years (2008-2020). M.: Enlightenment. 2021. 448 p.
8. Chi-Kin Leung. The Evolution of Russia's Foreign Policy, Ideologies and Strategies in Northeast Asia: A Study of Russo-Korean Relations // Journal of Comparative Asian Development, 2011. № 10 (2). P. 327-366.
9. Kim S.H., Na H.-S., & Park Y.-M. Changes in the arctic and establishment of new arctic governance. Seoul: KIEP. 2014. P. 43.
10. Byun Chan Gu. Unification Diplomacy of the Pak Geun-hye Administration and the Initiative for Peace and Cooperation in Northeast Asia // Unification Strategy. 2015. Volume 15. № 2. P. 133-157.
11. Yoon Ik-jun, Lee Sung-kyu. Energy cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: the diplomacy of minilateralism // Bulletin of the Slavic University. 2018. Volume 33. № 4. P. 133-172.
12. Khan John Man. Economic cooperation between the Republic of Kazakhstan and Russia since 1990: retrospective and perspective // Bulletin of the Slavic University. 2010. Volume 25. № 4. P. 447-471.