Научная статья на тему 'Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике в логистической сфере'

Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике в логистической сфере Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Россия / Республика Корея / Северный морской путь / логистика / Арктика / торговля / сотрудничество / судоходство / Russia / Republic of Korea / Northern Sea Route / logistics / Arctic / trade / cooperation / shipping

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ким Санвэл

Предлагаемая статья посвящена значению морского транспортного маршрута Северный морской путь в двустороннем взаимодействии Российской Федерации и Республики Корея. Цель исследования заключается в выявлении особенностей сотрудничества РФ и РК на пространстве Северного морского пути, который представляет собой плацдарм для развития совместных транспортно-логистических, торговых, энергетических и научно-исследовательских проектов. Изучая различные аспекты сотрудничества двух стран в процессе эксплуатации СМП, автор рассмотрел деятельность Российско-корейского комитета по транспорту, интенсивность перевозок СПГ по данному маршруту, процесс создания хабов в портовых городах, а также развитие совместных проектов в транспортно-логистической и энергетической сферах. В заключении автор отмечает, что развитие морских транспортных грузоперевозок на Северном морском пути выгодно как России, так и Республике Корея. Республика Корея стремится развивать отношения с Россией в вопросах эксплуатации Северного морского пути, таким образом, выстраивая дружественный диалог в фарватере краткосрочных и долгосрочных проектов, которые принесут выгоду обеим странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between South Korea and Russia in the Arctic in the field of logistics

The proposed article is devoted to the importance of the Northern Sea Route maritime transport route in bilateral cooperation between the Russian Federation and the Republic of Korea. The purpose of the study is to identify the specifics of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the space of the Northern Sea Route, which is a springboard for the development of joint transport and logistics, trade, energy and research projects. The theoretical basis of the study was structural realism, which allowed us to consider bilateral cooperation as a tool for strengthening the potential of the two states in the most important areas for them. Studying various aspects of cooperation between the two countries during the operation of the NSR, the author reviewed the activities of the Russian-Korean Transport Committee, the intensity of LNG transportation along this route, the process of creating hubs in port cities, as well as the development of joint projects in the transport, logistics and energy sectors. In conclusion, the author notes that the development of maritime cargo transportation on the Northern Sea Route is beneficial to both Russia and the Republic of Korea. The Republic of Korea seeks to develop relations with Russia on the exploitation of the Northern Sea Route, thus building a friendly dialogue in the wake of shortand long-term projects that will benefit both countries.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике в логистической сфере»

Ким Санвэл

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений.

Российского Университета Дружбы Народов.

Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике в логистической сфере

Отчетливым проявлением степени сотрудничества России и Южной Кореи выступает взаимодействие в транспортно-логистической сфере, а именно на пространстве Северного морского пути (СМП). Данный маршрут, проходящий через территориальные воды РФ и обслуживающийся ледокольным флотом России, имеет первостепенное значение для освоения энергетических ресурсов. Благодаря такому типу сотрудничества Корея сможет усилить свои логистические преимущества, связав Корейский полуостров, Дальний Восток России и Северное море. Это также принесет дивиденды и России в связи с обострившейся необходимостью наращивать пропускную способность железных дорог на Восток после разрыва логистического сотрудничества с т.н. недружественными странами.

Целью данной статьи выступает выявление особенностей сотрудничества РФ и РК на пространстве Северного морского пути. Теоретической основой исследования выступает структурный реализм, в соответствие с которым сотрудничество двух стран рассматривается через призму материальных параметров - основных ресурсов для выстраивания внешнеполитического взаимодействия - и предстает как инструмент для усиления потенциала двух государств в наиболее значимых для них сферах.

Отношения двух стран в торгово-экономической и транспор-тно-логистической сферах изучены в работах А.В. Торкунова, Г.Д. Толорая, И.В. Дьячкова, А.В. Воронцова и др.. Особую значимость для уточнения академического взгляда на актуальные геополитические инициативы РК в Евразии и Арктике представили работы Бён Чхан Гу, Юн Ик Чжун, Ли Сон Кю, Хан Джон Ман. Несмотря на детальную проработку российско-корейского взаимодействия в экономической, энергетической и др. сферах, отношения двух стран по эксплуатации Северного морского пути не нашли должного освещения.

Республика Корея нуждается в развитии логистической и транс-

jßäL_

История международных отношений и внешней политики №65 год 2022

портной инфраструктуры для содействия росту своей экономики и повышению своего удельного веса в политических процессах в регионе Северо-Восточной Азии и в более широких макрорегиональных контурах. Значимым партнером по реализации данных инициатив выступает Российская Федерация, которая одинаково продуктивно сотрудничает с РК и по созданию сухопутных коридоров, и по развитию морских линий коммуникации.

Обладая таким конкурентным преимуществом, как доступом к Северному морскому пути, который имеет первостепенное значение для освоения энергетических ресурсов, Россия может поспособствовать усилению логистических преимуществ РК, связав Корейский полуостров, Дальний Восток России и Северное море. Отрезок Северного морского пути, как уже отмечалось, позволит сократить расстояние для трансфера грузов с 22 тыс. км (по маршруту через Суэцкий канал) до 5 тыс. км. При благоприятных обстоятельствах время в пути сокращается на одну треть.

На современном этапе можно отметить деятельность Российско-корейского комитета по транспорту, образованного в 2001 г. между бывшим МПС РФ и Министерством строительства и транспорта Республики Корея.

Первая часть грузовой перевозки осуществляется морским транспортом. Основные маршруты контейнерных перевозок морскими судами: Владивосток - Пусан, Восточный - Пусан, Ванино - Пусан. При перевозках морским транспортом между Россией и Кореей объем экспортных грузов традиционно превышает объем импорта. За пять лет (2015 - 2020 гг.) объем грузов, перевезенных в РК, увеличился в 1.8 раз, а объем грузов, перевезенных из РК возрос в 2.3 раза. По итогам 2013 г. сложилась следующая структура грузовых перевозок морским транспортом (в направлении РК): уголь (50%), нефть и нефтепродукты (39%), металлы (8%), лес (3%).

Российская Федерация, ввиду своего географического положения, рассматривается Сеулом как ключевой партнер в вопросе судоходства в Арктике и в области освоения ее ресурсов. Еще в 2010 г. Российская Федерация и Южная Корея подписали соглашение по морскому транспорту с целью поощрения сотрудничества между судоходными компаниями для облегчения регулярного пассажирского и грузового судоходства.

Имеется также соглашение о поставках СПГ на 2020-2021 гг. общим объемом 1 млн тонн между KOGAS и дочерней структурой российского газового холдинга ОАО «Газпром» Gazprom Marketing

■ & Trading Singapore (GM&TS).

Республика Корея заинтересована в эксплуатации Арктики совместно с Российской Федерацией. Оба государства могут сотрудничать в области транспорта для объединения промышленных возможностей РК и прав РФ на Северный морской путь для транспортировки грузов. Также Сеул намерен увеличить масштабы и осуществлять научную активность способностью своих научно-исследовательских станций в Арктике.

Имея опыт перевозок по СМП и статус наблюдателя в Арктическом Совете, Республика Корея, безусловно, имеет перспективы развития практического и инициативного использования СМП. В этом ключе сотрудничество между двумя странами может быть взаимовыгодным и эффективным. При этом, с точки зрения профессора Ким Сок Хван из Университета иностранных исследований Хангук, чтобы ускорить развитие логистической и транспортной инфраструктуры, Корее необходимо будет создать более прочные институциональные каналы сотрудничества с Россией, специализированные на аспектах эксплуатации Северного морского пути.

Важным аспектом развития судоходства по СМП выступает формирование азиатских портов в качестве хабов данного морского пространства. В их число входят Владивосток и Петропавловск-Камчатский, обсуждается включение в проект порта Пусан. При этом маршрут СМП получит несколько узловых «ворот», что повышает его привлекательность. И как было сказано выше, Республика Корея имеет намерение участвовать в проектах развития СМП и интересуется сотрудничеством с Россией для модернизации инфраструктуры и строительстве судоремонтных верфей, а также в разработке природных ресурсов.

Южнокорейская политика по Арктике и возможности ее осуществлять совместно с РФ актуализируются по мере развития «евразийской инициативы» южнокорейской администрацией и «Поворот на Восток» РФ. В ноябре 2013 г. в ходе официального визита Президента РФ В.В. Путина в Республику Корею, президенты двух стран договорились о взаимном содействии в изучении Арктики, ее эксплуатации, использовании СМП, защите окружающей среды, наряду с укреплением сотрудничества в новой области, связанной со строительством судов для полярных вод и освоением строительства ледоколов. Стороны отметили, что при разработке использования СМП следует сбалансировать интересы двух государств. И

jftSi_

История международных отношений и внешней политики №65 год 2022

совместное участие Россия и Республики Корея могло бы этому содействовать.

На настоящий момент Республика Корея совместно с Россией участвует в проектах строительства и модернизации портового оборудования и инвестиций на верфях Дальнего Востока, строительства и ремонта морских судов и судового оборудования, плавбаз, морских буровых платформ, модернизации портов и портового хозяйства, строительства морских доков.

Таким образом, развитие морских транспортных грузоперевозок на Северном морском пути выгодно как России, так и Республике Корея. Укрепляя сотрудничество с Россией, Южная Корея проводит уважительную политику и соблюдает договоренности, связанные с Арктической повесткой, а также активно участвует в процессах заключения новых соглашений, осторожно наращивая свое присутствие в Арктическом регионе. Республика Корея стремится развивать отношения с Россией в вопросах эксплуатации Северного морского пути, таким образом, выстраивая дружественный диалог в фарватере краткосрочных и долгосрочных проектов, которые принесут выгоду обеим странам. Россия же, заинтересованная в развитии арктического направления, как арктическая держава, обладающая колоссальными территориальными ресурсами, видит в Корее надежного партнера как в научно-исследовательской области, так и с политической точки зрения, в рамках обострения отношений с Западом и санкционной политики.

Библиографический список

1. Бардаль А. Современное состояние транспортной системы Дальнего Востока России и перспективы российско-корейского сотрудничества // The journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2014. C. 121-129.

2. Воронцов А., Понька Т., Варпаховскис Э. Концепция «средней силы» (middle power) во внешней политике Республики Корея. Теория и практика // Международные процессы. 2020. Т.18. № 1. С. 89-105.

3. Ершова А. Россия - Республика Корея: 30 лет дипломатических отношений // Международная жизнь. 07.04.2020. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/25910 (Дата обращения: 20.02.2021).

4. Ким Ен Ун. Концепция внешней политики России и Корея // Корея перед новыми вызовами. М.: ИДВ РАН. 2017. С. 51-61.

5. Махмутов Т.А. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад // РСМД. 2016. № 26. // URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Report26-ru.pdf (Дата обращения: 20.02.2020).

6. Толорая Г.Д. У восточного порога России. Эскизы корейской политики начала XXI века / Монография Г.Д. Толорая; Предисл. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 345 с.

7. Торкунов А.В., Толорая Г.Д., Дьячков И.В. Современная Корея. Метаморфозы турбулентных лет (2008-2020 гг.). М.: Просвещение. 2021. 448 с.

8. Chi-Kin Leung. The Evolution of Russia's Foreign Policy, Ideologies and Strategies in Northeast Asia: A Study of Russo-Korean Relations // Journal of Comparative Asian Development, 2011. №10 (2). P. 327-366.

9. Kim S.H., Na H.-S., & Park Y.-M. Changes in the arctic and establishment of new arctic governance. Seoul: KIEP. 2014. P. 43.

10. Бён Чхан Гу. Дипломатия объединения администрации Пак Кын Хе и инициатива «За мир и сотрудничество в Северо-Восточной Азии» // Стратегия объединения. 2015. Том 15. № 2. С. 133-157.

11. Юн Ик Чжун, Ли Сон Кю. Энергетическое сотрудничество между РК и РФ: дипломатия минилатерализма // Вестник Славянского университета. 2018. Том 33. № 4. С. 133-172.

12. Хан Джон Ман. Экономическое сотрудничество между РК и Россией с 1990 года: ретроспектива и перспектива // Вестник Славянского университета. 2010. Том 25. № 4. С. 447-471.

References

1. Bardal A. The current state of the transport system of the Russian Far East and the prospects for Russian-Korean cooperation // The journal of siberian and Far Eastern Studies. 2014. P.121-129.

2. Vorontsov A., Ponka T., Varpakhovskis E. The concept of "middle power" in the foreign policy of the Republic of Korea. Theory and practice // International processes. 2020. Vol. 18. № 1. P. 89-105.

3. Ershova A. Russia - Republic of Korea: 30 years of diplomatic relations // International life. 04/07/2020. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/25910 (02.20.2021).

4. Kim Yong Un. The concept of foreign policy of Russia and Korea // Korea facing new challenges. Moscow: IDV RAN. 2017. P. 51-61.

5. Makhmutov T.A. Asian players in the Arctic: interests, opportunities, prospects. Report // RIAC. 2016. № 26. // URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Re-port26-ru.pdf (20.02.2020).

6. Toloraya G.D. At the eastern threshold of Russia. Sketches of Korean politics at the beginning of the 21st century / Monograph G.D. Toloraya; Foreword Academician of the Russian Academy of Sciences A.V. Torkunov. M.: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K", 2019. 345 p.

7. Torkunov A.V., Toloraya G.D., Dyachkov I.V. Modern Korea. Metamorphoses of turbulent years (2008-2020). M.: Enlightenment. 2021. 448 p.

8. Chi-Kin Leung. The Evolution of Russia's Foreign Policy, Ideologies and Strategies in Northeast Asia: A Study of Russo-Korean Relations // Journal of Comparative Asian Development, 2011. № 10 (2). P. 327-366.

9. Kim S.H., Na H.-S., & Park Y.-M. Changes in the arctic and establishment of new arctic governance. Seoul: KIEP. 2014. P. 43.

10. Byun Chan Gu. Unification Diplomacy of the Pak Geun-hye Administration and the Initiative for Peace and Cooperation in Northeast Asia // Unification Strategy. 2015. Volume 15. № 2. P. 133-157.

11. Yoon Ik-jun, Lee Sung-kyu. Energy cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: the diplomacy of minilateralism // Bulletin of the Slavic University. 2018. Volume 33. № 4. P. 133-172.

12. Khan John Man. Economic cooperation between the Republic of Kazakhstan and Russia since 1990: retrospective and perspective // Bulletin of the Slavic University. 2010. Volume 25. № 4. P. 447-471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.