LEGAL AND POLITICAL SCIENCE
СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ОРГАНАМИ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Фируза Хамдамова,
Соискатель Университета мировой экономики и дипломатии, Узбекистан, Ташкент
DOI: https://doi.org/10.31435/rsglobal_ws/30122019/6838
ARTICLE INFO
Received: 17 October 2019 Accepted: 25 December 2019 Published: 30 December 2019
KEYWORDS
women's rights, UN, concluding observations, treaty bodies, specialized agencies, national reports.
ABSTRACT
The article is devoted to the issues of cooperation of Uzbekistan with UN human rights bodies in the field of women's rights. The author considers issues of cooperation with the UN human rights treaty bodies, subsidiary bodies and specialized agencies, as well as with special UN rapporteurs and programs on ensuring and protecting human rights. The article highlights the main directions and forms of cooperation in this direction. An overview of the recommendations of these structures regarding Uzbekistan and the results of cooperation is given.
Citation: Фируза Хамдамова. (2019) Sotrudnichestvo v Sfere Obespecheniya Prav Zhenshchin Respubliki Uzbekistan s Organami OON po Pravam Cheloveka: Tekushchee Sostoyanie i Perspektivy Razvitiya. World Science. 12(52), Vol.2. doi: 10.31435/rsglobal_ws/30122019/6838
Copyright: © 2019 ©Hpyja XaMgaMOBa This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (CC BY). The use, distribution or reproduction in other forums is permitted, provided the original author(s) or licensor are credited and that the original publication in this journal is cited, in accordance with accepted academic practice. No use, distribution or reproduction is permitted which does not comply with these terms.
Важность сотрудничества Узбекистана с ООН в сфере обеспечения и защиты прав женщин.
Современный период исторического развития ознаменован тем, что права женщин занимают особое место в комплексе прав человека. О признании международным сообществом значимости прав женщин свидетельствует тот факт, что свыше двух третей государств мира являются участниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.1 Обеспечение прав женщин - одна из 17 целей в Повестке дня в области устойчивого развития.2 В частности, цель устойчивого развития 5 звучит как «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек».
Вопросы обеспечения прав женщин отражены в конституциях практически всех государств мира, закреплены в их законодательстве и занимают важное место в национальных планах развития. Это свидетельствует о признании государствами того факта, что права женщин являются неотъемлемой частью прав человека.
1 По состоянию на 2019 год Конвенция ратифицирована 197 государствами мира. Данные, взятые с сайта Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН): https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/TreatyBodyExternal/Treaty.aspx?Treaty=CEDAW&Lang=en
2 Резолюция ГА ООН 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (A/RES/70/1).
Вместе с тем, являясь неотъемлемой частью прав человека, права женщин, тем не менее, в достаточной мере не реализуются ни в одном государстве.1 Внутреннее законодательство многих государств все еще не соответствует международным стандартам. Сохраняется разрыв между закрепленным равенством женщин и реальным воплощением этого принципа в жизнь.2 Кроме того, некоторые категории женщин подвергаются дискриминации и по другим признакам, включая возраст, этническое происхождение, гражданство, вероисповедание, состояние здоровья, семейное положение, образование, инвалидность и социально-экономический статус.3
Республика Узбекистан за истекшие годы присоединилась к восьмидесяти основным международным документам в сфере обеспечения прав человека, включая Конвенцию ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» осуществляется последовательная государственная политика в целях обеспечения прав женщин с учетом международных стандартов.
Равенство прав женщин и мужчин, закреплены в Основном законе страны - Конституции Республики Узбекистан, принятой в 1992 г.4 Принято значительное количество законодательных актов в целях обеспечения прав человека, где особое внимание уделено правам женщин. В республике создана институциональная среда для реализации конституционного принципа равенства женщин и мужчин. Так, в 1991 г. был создан Комитет женщин Узбекистана, выполняющий функции национального механизма по продвижению женщин.
Важно также отметить, что в Стратегии действий на 2017-2021 гг. вопросам женщин уделено отдельное внимание.5 В рамках четвертого направления Стратегии действий предусмотрено принятие мер «по дальнейшей реализации комплексных мер по укреплению здоровья семьи, охране материнства и детства, расширению доступа матерей и детей к качественным медицинским услугам, оказанию им специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, снижению младенческой и детской смертности, а также по повышению социально-политической активности женщин, усиление их роли в управлении государством и обществом, обеспечение занятости женщин, выпускниц профессиональных колледжей, широкое привлечение их к предпринимательской деятельности, дальнейшее усиление основ семьи».
Вместе с тем, анализ национального законодательства на предмет соответствия международным стандартам, а также обзор заключительных замечаний и рекомендаций договорных органов ООН по правам человека показывают, что нужно еще многое сделать в этом направлении.
Учитывая, что внутригосударственные механизмы защиты прав человека дополняются международно-правовыми формами их обеспечения, важно изучать международно-правовую защиту прав человека.6 Это обуславливает необходимость дальнейшего развития и расширения международно-правового сотрудничества в данном направлении.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность развития сотрудничества с ООН в сфере обеспечения и защиты прав женщин.
Сотрудничество между системой ООН и Республикой Узбекистан осуществляется на основе ряда документов, в основе которых находятся Цели устойчивого развития и национальная Стратегия действий на 2017-2021 гг. Действуют Рамочная программа по оказанию содействия в целях развития (ЮНДАФ)7 и Дорожная карта по дальнейшему сотрудничеству Узбекистана с системой ООН на 2017-2020 гг.8 Одно из четырех направлений сотрудничества, указанных в Дорожной карте, посвящено полностью сотрудничеству в области
1 Рубина И.Е. Международная защита прав женщин. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Петрозаводск, 2001. - С.5.
2 Чеботырева А.С. Международная защита прав женщин. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 1994. - С.5.
3 Права женщин - это права человека. - ООН, 2014. - С1.
4 Статья 18 Конституции Республики Узбекистан закрепляет равенство каждого, статья 46 - равноправие женщин и мужчин.
5 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982.
6 Права человека. Учебник для вузов. Отв. ред. Е. Лукашева. - М.: Норма- Инфра, 1999. - С.4.
7 Документ доступен на https://www.undp.org/content/dam/uzbekistan/docs/Publications/UN-Publications/undaf_2020/un_uzb_undaf_2020_rus.pdf
8 Документ доступен на https://uzbekistan.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/Roadmap%20-%20Russian%20-%20signed.pdf
прав человека. Кроме того, Постановление Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему укреплению и развитию сотрудничества Республики Узбекистан с ООН и ее структурами, международными финансовыми институтами и другими внешнеполитическими партнерами от 27 сентября 2017 г. служит важным руководством к действию в поднятии работы в данном направлении на новый уровень1.
Сотрудничество Узбекистана с договорными органами ООН в сфере обеспечения и защиты прав женщин.
Наиболее активно и плодотворно развивается сотрудничество с договорными органами ООН по правам человека, в частности, с Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
В 1995 г. Узбекистан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин2. Согласно Конвенции, государства-участники обязуются представлять Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин периодические доклады о выполнении положений Конвенции на национальном уровне (статья 18). Значимость докладов в том, что они дают государству возможность критически оценить текущее положение, уточнить свои обязательства и определить области, требующие реформирования с тем, чтобы обеспечить выполнение положений Конвенции3. Заключительные замечания, принимаемые Комитетом по итогам рассмотрения докладов, служат авторитетным ориентиром при совершенствовании законодательства4.
На сегодняшний день Узбекистаном представлено 5 докладов5. В 2019 г. планируется представление Шестого доклада Узбекистана в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин6.
В своих Заключительных замечаниях по итогам рассмотрения докладов Узбекистана Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, прежде всего, высоко оценивает усилия правительства по созданию национального механизма по улучшению положения женщин и проведению обзора его законодательства.
Вместе с тем, Комитетом в его Заключительных замечаниях по итогам рассмотрения докладов Узбекистана7 были отмечены ряд проблем, которые можно подразделить на проблемы в сфере обеспечения личных прав женщин, прав женщин семейной жизни, политических прав женщин, социально-экономических прав женщин и прав уязвимых слоев женщин.
Так, по мнению Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в сфере обеспечения личных прав женщин, в качестве основных проблем можно отметить распространение всех видов насилия в отношении женщин, включая насилие в семье и расширение масштабов торговли женщинами. В сфере обеспечения прав женщина на участие в политической и общественной жизни страны, подчеркивается, прежде всего, низкая доля представителей из числа женщин в руководящих органах. В сфере обеспечения социальных и экономических прав в качестве основных были выделены такие проблемы как: профессиональная сегрегация и значительная разница в заработке мужчин и женщин, особенно разрыв в оплате труда по секторам
1 Документ доступен на https://www.norma.uz/raznoe/postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_27 _09_2017_g_pp-3293
^Конвенция ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан ^129-1 от 31 августа 1995 года.
3 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: руководство для парламентариев. - Межпарламентский союз, 2004. - С.60.
4 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: руководство для парламентариев. - Межпарламентский союз, 2004. - С.60.
5 Первоначальный доклад Республики Узбекистан о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин был рассмотрен в 2001г. Второй - третий объединенные доклады были рассмотрены в 2006г. Четвертый доклад - в 2010г. В 2014г. был представлен Пятый доклад. В 2019г. планируется подготовка и представление Шестого доклада. Доклады Республики Узбекистан в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин доступны на www.ohchr.оrg
6 На сегодняшний день в Комитеты ООН представлены более 35 национальных докладов. Национальные доклады Республики Узбекистан во все договорные органы ООН по правам человека доступны на сайте УВКПЧ ООН на www.ohchr.org
7 Заключительные замечания Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения докладов Узбекистана доступны на http://tbintemet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=A%2f56%2í38(SUPP)&Lang=ru
занятости с преимущественным использованием женского или мужского труда; незначительное количество женщин, которые владеют земельной собственностью и т.д. Особое внимание уделено в замечаниях положению уязвимых слоев женщин, в частности, сельских женщин.
В качестве основных причин и факторов нарушений было указано следующее: существование традиционных стереотипов в отношении роли женщин и мужчин в обществе; недостаточная степень осведомленности о правах женщин; наличие пробелов в законодательстве; отсутствие мер по пересмотру программ и учебников, кампаний в средствах массовой информации; недостаточный потенциал и значимость существующего национального механизма по обеспечению улучшения положения женщин.
Рекомендации Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин можно подразделить на рекомендации касательно совершенствования законодательства, совершенствования институциональных основ; мер по повышению информированности и обучения по вопросам прав женщин; расширения международного сотрудничества в сфере обеспечения прав женщин; совершенствования содержания и повышения качества представляемых Узбекистаном докладов.
В сфере законодательства Комитетом было рекомендовано ускорить принятие закона о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин в четко определенные сроки и принять рамочный закон о борьбе со всеми формами насилия в отношении женщин. Также было рекомендовано включить в свое законодательство конкретные положения о применении временных специальных мер, которые способствовали бы их использованию как в государственном, так и в частном секторах.
В качестве институциональных и административных мер рекомендовано принять меры по укреплению потенциала Комитета женщин Узбекистана, в том числе за счет выделения ему необходимых людских, финансовых и технических ресурсов, а также пересмотреть свои критерии финансирования и практику отношений с женскими неправительственными организациями.
В сфере информационно-просветительских и образовательных мероприятий рекомендовано проведение информационно-пропагандистской и просветительской работы среди женщин и девочек, а также среди мужчин и мальчиков, включить текст Конвенции и общих рекомендаций Комитета в программы юридического образования и профессиональной подготовки судей, адвокатов и прокуроров, а также должностных лиц государственных учреждений на всех уровнях, осуществлять профессиональную подготовку для сотрудников медицинских учреждений, судебно-медицинских экспертов, судей, юристов, членов общинных комитетов, журналистов и работников учебных заведений, организовать программы профессиональной подготовки по искусству руководства для нынешних и будущих руководителей из числа женщин.
Кроме того, были даны рекомендации касательно дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере обеспечения прав женщин, а именно было рекомендовано ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства, Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, Конвенции о правах инвалидов и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Схожие замечания были представлены также и другими договорными органами ООН по правам человека.1 Однако, рекомендации, представленные другими договорными органами ООН по правам человека, затрагивают отдельные аспекты обеспечения прав женщин, в то время как замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин охватывают все аспекты и обеспечивают комплексный обзор и подход к анализу ситуации в стране в сфере обеспечения прав женщин.
Касательно юридической природы заключительных замечаний договорных органов ООН по правам человека, включая Комитета по ликвидации дискриминации в отношении
1 Например, Комитет ООН по правам человека (КПЧ) также рекомендует принять закон о равных правах и возможностях для женщин и мужчин. Комитет по правам ребенка рекомендует также повысить брачный возраст для девушек.
женщин, они носят необязательный характер. Комитеты ООН не вправе создавать нормы международного права без согласования с государствами-членами, превышать свои полномочия, возлагать на государства дополнительные обязательства1. Вместе с тем, игнорирование или несоблюдение государствами-участниками заключительных замечаний можно рассматривать в качестве факта, свидетельствующего о недобросовестном выполнении государствами договорных обязательств, способного получить политическое звучание.2 Поэтому важно государства должны обеспечить принятие на основе заключительных замечаний адекватных последующих мер по итогам рассмотрения докладов.
Важное значение имеют рекомендации Комитета касательно повышения качества докладов. Подготовка национальных докладов о выполнении положений Конвенции и других договоров по правам человека служит важным инструментом не только мониторинга выполнения международных обязательств в сфере обеспечения прав женщин, но и необходимым условием и средством для самоанализа и обеспечения взаимодействия соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества, координации принимаемых усилий и мер. Процедура рассмотрения докладов дает возможность получить объективную оценку извне, а также рекомендации международных органов по правам человека по дальнейшему совершенствованию национальной системы по обеспечению прав женщин с учетом передового международного и зарубежного опыта.
Важно отметить, при подготовке докладов важно учитывать положения общих рекомендаций Комитета, которые служат инструкцией по выполнению положений Конвенции3. При этом, по мнению исследователей, рекомендации (или замечания) общего порядка, принимаемые конвенционными органами, являются авторитетным коллективным доктринальным толкованием международных договоров по правам человека и имеют большое значение для единообразного толкования положений международных договоров по правам человека, в частности, для достижения универсального понимания содержания прав и свобод человека. При определенных условиях, например, если государства будут неукоснительно следовать замечаниям общего порядка, содержащиеся в них положения могут приобрести статус обычных норм международного права и стать обязательными для государств4.
Для повышения качества и содержательности докладов в подготовку доклада важно вовлекать более широкий круг участников и совершенствовать систему сбора данных для включения в доклад. Так, следует активизировать деятельность неправительственных организаций (НПО) по подготовке альтернативных докладов, поскольку их наличие важным показателем уровня обеспечения прав женщин. НПО могут представить договорному органу более свежую информацию, в то время как текст доклада государства мог быть подготовлен за месяцы, а то и годы до его обсуждения. НПО могут сыграть важнейшую роль в разъяснении широкой общественности значения данных процессов. НПО могут участвовать в процессе на четырех стадиях: до представления доклада; между представлением доклада и его рассмотрением в договорном органе; в ходе рассмотрения доклада и после окончания рассмотрения5.
Еще один важный участник процесса - средства массовой информации (СМИ). Если общественность ничего не знает о докладе и не интересуется им и ходом его обсуждения, - вся процедура может оказаться не более чем дипломатическим жестом, который никак не влияет на реальную жизнь страны6.
1 Бакаева Ф., Тиллабаев М. Организация исполнения международных обязательства Республики Узбекистан в сфере прав, свобод и интересов человека: правовые аспекты. Научно-методическое пособие. Отв. Ред. А. Саидов. Т. «Fan va 1ехпо^1уа», 2018. - С.20.
2 Гремза Н.Ю. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 2005. - С.12.
3 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: руководство для парламентариев. - Межпарламентский союз, 2004. - С.67.
4 Гремза Н.Ю. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 2005. - С.12.
5 Майкл О'Флаэрти. Права человека и ООН: Практика работы Договорных Органов». - Второе издание, Martins Nijhoff Publishers, 2002. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/hrtsbook/Rtreatybodies-index.html (дата обращения: 7 апреля 2019 г.)
6 Майкл О'Флаэрти. Права человека и ООН: Практика работы Договорных Органов». - Второе издание, Martins Nijhoff Publishers, 2002. [Эл.ресурс]. URL: http://hrhbrary.umn.edu/russian/hrtsbook/Rtreatybodies-index.html (дата обращения: 7 апреля 2019 г.)
Вместе с тем, важно повышать не только качество представляемых докладов, но и принимать меры по совершенствованию деятельности самого Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. количество государств-участников Конвенции растет, а значит, увеличивается количество представляемых в Комитет докладов, но количество экспертов Комитета осталось неизменным. Это означает, что нагрузка на экспертов возросла значительно, что вызывает ряд проблем в процессе отчетности. В частности, анализ заключительных замечаний Комитета по итогам рассмотрения докладов показывает, что они не всегда отличаются четкостью и ясностью. Важно принять меры для обеспечения более тщательного рассмотрения докладов и подготовки более конкретных заключительных замечаний и рекомендаций.
Следует принять общие рекомендации касательно содержания докладов с указанием четких критериев и индикаторов по оценке их качества и содержательности. Показатели в области прав человека имеют большое значение для выполнения стандартов и обязательств в области прав человека, способствуя формированию политики, оценке влияния и прозрачности. Одна из рекомендаций Всемирной конференции по правам человека в Вене состояла в использовании и анализе показателей с целью измерения прогресса в области прав человека.
Сотрудничество Узбекистана с другими органами ООН в сфере обеспечения и защиты прав женщин.
Касательно сотрудничества Узбекистана с другими органами ООН по правам человека, особого внимания заслуживает сотрудничество с Комиссией ООН по положению женщин. Так, в марте 2019 г. делегация Комитета женщин Узбекистана приняла участие в 63-й сессии Комиссии по положению женщин (КПЖ) ООН в Нью-Йорке1.
Важное значение имеет сотрудничество Узбекистана с Советом ООН по правам человека и специальными процедурами. С 2004 г. Узбекистан участвует в ежегодных заседаниях Сегмента высокого уровня СПЧ2. В мае 2018 г. в рамках 30-й сессии рабочей группы по универсальному периодическому обзору совета ООН по правам человека (СПЧ) делегация из Узбекистана представила третий национальный доклад3. В рамках заседания по Узбекистану выступили 78 стран, которые внесли более 200 рекомендаций, направленных на улучшение ситуации с правами человека в республике4. 20 сентября 2018 г. были утверждены Рекомендации СПЧ по итогам рассмотрения доклада, более 90 % которых приняты Узбекистаном5. Важно отметить,что все замечания касательно прав женщин были приняты Узбекистаном6. Из более чем 200 замечаний около 30 посвящены именно вопросам обеспечения положения женщин. Большая часть рекомендаций касается защиты женщин от насилия в семье. Даются замечания касательно обеспечения права женщин на получение высшего образования и обеспечения их занятости. Также было рекомендовано уделять особое внимание наиболее уязвимым группам женщин (инвалидам, девочкам, женщинам, проживающим в сельской местности).
Активно развивается сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. В мае 2017 г. состоялся визит Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раад аль-Хусейна в Узбекистан. По итогам данного визита Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан был принят План действий по дальнейшему развитию сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.
Важное значение имеет развитие сотрудничества со специальными докладчиками ООН. В 2010-2013 гг. была предоставлена подробная информация по более 40 обращениям международных
1 Приоритетной темой данной сессии было определено: «Системы социальной защиты, доступ к государственным услугам и устойчивая инфраструктура для обеспечения тендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек» [Эл. ресурс]. URL: https://www.uzdaily.uz/ru/post/42335
2 В декабре 2008г. был рассмотрен Первый национальный доклад Узбекистана в рамках Универсального периодического доклада (УПО). В сентябре 2013 г. в рамках Совета ООН по правам человека был рассмотрен Второй национальный доклад Узбекистана.
3 С текстом доклада можно ознакомиться по ссылке https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/UZIndex.aspx
4 Официальный сайт Национального центра по правам человека http://www.nhrc.uz/ru/news/uzbek_news/6459/
5 Официальный сайт Национального центра по правам человека http://www.nhrc.uz/ru/news/uzbek_news/6459/
6 Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору. Совет по правам человека Тридцать девятая сессия 10-28 сентября 2018 года. Доклад доступен на https://www.upr-info.org/sites/default/files/document/uzbekistan/session_30_-_may_2018/a_hrc_39_7_r.pdf
структур в сфере прав человека, в т.ч. прав женщин1. В 2017 г. Узбекистан пригласил Специального докладчика по свободе вероисповедания2. Узбекистан заявил о том, что каждый год Узбекистан будет приглашать по одному специальному докладчику ООН. В этой связи рекомендуется рассмотреть вопрос о развитии сотрудничества Узбекистана с Рабочей группы по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике; Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях; Специальным докладчиком по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. Расширение сотрудничества с указанными структурами может способствовать более глубокому и всестороннему анализу ситуации в стране с правами женщин и выработке новых рекомендаций по улучшению их положения. Это также может иметь позитивное влияние на имидж страны, что очень важно для вступления Узбекистана в СПЧ ООН.
Развивается сотрудничество со структурой ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-женщины»)3. С 2010 г. деятельность «ООН-Женщины» в Республике Узбекистан осуществляется проектным офисом и представлена Советником по гендерным вопросам. «ООН-женщины» поддерживает усилия Комитета женщин Узбекистана в улучшении социально-экономического положения сельских женщин в Узбекистане4.
Особого внимания заслуживает сотрудничество с ПРООН. Комитет женщин Узбекистана и ПРООН осуществляют совместный проект «Расширение прав и возможностей женщин для участия в государственном управлении и повышения их активности в социально-экономической жизни». Проект начал свою деятельность с ноября 2017 г. Новая инициатива направлена на повышение социально-политической активности женщин и усиление их роли в управлении государством и обществом. Ключевыми направлениями Совместного проекта являются:
• Поддержка, пилотирование и внедрение инноваций для расширения прав и возможностей для обеспечения широкого участия женщин в социально-экономической жизни.
• Содействие в подготовке нормативно-правовых актов и аналитических документов по расширению прав и возможностей женщин в соответствии с международными договорами по правам человека.
• Повышение институционального потенциала региональных отделений Комитета женщин, Государственного комитета по статистике, Министерства занятости и трудовых отношений по формированию дезагрегированной по гендеру статистики и продвижению прав и возможностей женщин5.
В рамках проектов предусмотрены мероприятия по содействию разработке соответствующего законодательства. Например, в рамках вышеупомянутого проекта ПРООН «Расширение прав и возможностей женщин для участия в государственном управлении и повышения их активности в социально-экономической жизни» была создана специальная рабочая группа по оказанию содействия разработке законопроектов «О защите женщин от притеснений и насилия» и «О гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин». Данный проект был указан в качестве ответственного исполнителя Программы практических мер по совершенствованию социальной реабилитации и адаптации, системы профилактики семейно-бытового насилии, принятой Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года № III1-3827.
1 Специального докладчика ООН по вопросу торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Специального представителя по насилию в отношении детей и национальных механизмов борьбы с насилием в отношении детей; Специального докладчика Совета ООН по правам человека Г.Шахинян по вопросу о современных формах рабства; Специального докладчика Совета ООН по правам человека К. Сингха по вопросу права на образование; Независимого эксперта Совета ООН по правам человека Р. Манжу по вопросам насилия в отношении женщин // Пятый периодический Узбекистана о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, представленный в 2014 году, П. 17.
2 Визит А.Шахида в Узбекистан был его первым страновым визитом в Центральную Азию. По итогам визита была принята «Дорожная карта» по обеспечению свободы религии или убеждений, утвержденной Совместным постановлением Кенгашей палат парламента на основе рекомендаций Спецдокладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений.
3 Многострановое отделение «ООН-женщины» в Центральной Азии функционирует в четырех странах: в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
4 Официальный вебсайт «ООН Женщины» в Узбекистане: http://www.un.uz/rus/pages/display/un-women
5 Информация о данном проекте ПРООН дана на http://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/en/home/projects/empo wering-women-to-participate-in-public-administration-and-soc.html
Узбекистан тесно сотрудничает со специализированными учреждениями ООН. Одним из важнейших направлений сотрудничества между Узбекистаном и специализированными учреждениями ООН является охрана материнства. Основные партнеры в этом направлении ВОЗ и МОТ, а также фонды ООН - ЮНИСЕФ и ЮНФПА. Так, деятельность ЮНИСЕФ в Узбекистане осуществляется в рамках Страновой программы Фонда и охватывает следующие сферы: содействие благополучию населения; охрана материнства и детства; содействие улучшению жизни ребенка. ВОЗ за счет поддержки стран-доноров внедряет в Узбекистане ряд проектов, включая программы в области материнства и детства (расширенная программа иммунизации, ведение острых респираторных инфекций и диаррейных заболеваний, грудное вскармливание, интегрированное ведение болезней детского возраста)1. Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) с 1993 года вносит свой вклад в укрепление репродуктивного здоровья населения нашей страны, популяризацию здорового образа жизни среди молодежи, содействие профилактике инфекционных заболеваний2.
Сотрудничество со специализированными учреждениями, программами и фондами ООН осуществляется в форме проектов, направленных на решение конкретных задач и рассчитанных на определенный период. Основными мероприятиями в рамках проектов являются проведение исследований, как правило с привлечением зарубежных экспертов, в целях разработки конкретных рекомендаций, а также проведение информационно-просветительских мероприятий.
Дальнейшие перспективы развития сотрудничества Узбекистана с ООН в сфере обеспечения и защиты прав женщин.
Можно сделать вывод, что органы ООН по правам человека дают общую оценку ситуации в стране с правами женщин и рекомендации по всем аспектам, а специализированные учреждения, фонды и программы ООН оказывают содействие (в форме технической или финансовой помощи) в реализации данных рекомендаций. Каждая рекомендация может стать основой для отдельного проекта в данной сфере.
Важнейшей задачей является повышение эффективности реализуемых совместных проектов и разработка новых проектов с учетом рекомендаций органов ООН по правам человека. Важно в рамках проектов проводить мероприятия на местном уровне, в регионах, для обеспечения более ощутимых результатов.
Сотрудничество Узбекистана со структурами ООН развивается в большей степени по вопросам обеспечения прав женщин, нежели защиты прав женщин. Развитие сотрудничества со специальными докладчиками, а также ратификация Дополнительного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин положило бы начало сотрудничеству в сфере защиты прав женщин, а впоследствии и укреплению национальных механизмов по обеспечению и защите прав женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: руководство для парламентариев. - Межпарламентский союз, 2004.
2. Заключительные замечания Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения докладов Узбекистана [Эл. ресурс] URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=A%2f56%2i38(SUPP)&Lang=ru
3. Резолюция ГА ООН 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (A/RES/70/1).
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982.
5. Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору. Совет по правам человека Тридцать девятая сессия 10-28 сентября 2018 года. Доклад доступен на https://www.upr-info.org/sites/default/files/document/uzbekistan/session_30_-_may_2018/a_hrc_39_7_r.pdf
6. Права человека. Учебник для вузов. Отв. ред. Е.Лукашева. - М.: Норма- Инфра, 1999.
1 Информация взята с официального сайта МИД Республики Узбекистан: www.mfa.uz
2 Информация взята с официального сайта МИД Республики Узбекистан: www.mfa.uz
7. Бакаева Ф., Тиллабаев М. Организация исполнения международных обязательства Республики Узбекистан в сфере прав, свобод и интересов человека: правовые аспекты. Научно-методическое пособие. Отв. Ред. А. Саидов. Т. «Fan va tеxnologiya», 2018.
8. Гремза Н.Ю. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 2005.
9. Майкл О'Флаэрти. Права человека и ООН: Практика работы Договорных Органов». - Второе издание, Martins Nijhoff Publishers, 2002. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/hrtsbook/Rtreatybodies-index.html (дата обращения: 7 апреля 2019 г.)
10. Рубина И.Е. Международная защита прав женщин. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Петрозаводск, 2001.
11. Чеботырева А.С. Международная защита прав женщин. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва, 1994.
12. Права женщин - это права человека. - ООН, 2014.
13. Официальный вебсайт «ООН Женщины» в Узбекистане: http://www.un.uz/rus/pages/display/un-women
14. Официальный сайт ПРООН в Узбекистане: http://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/en/home/projects/empo wering-women-to-participate-in-public-administration-and-soc.html
15. Офциальный сайт МИДУзбекистана: www.mfa.uz
16. Официальный сайт Национального центра по правам человека http://www.nhrc.uz/ru/news/uzbek_news/6459/