Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИКС ДЛЯ РЕШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИКС ДЛЯ РЕШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / КЛИМАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВЫЗОВЫ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чагунина Милена Денисовна

Одна из основных проблем 21 века - климатический кризис, слабое восстановление экономики, постоянное увеличение разрыва в развитии, нестабильность системы управления климатом и бурный гегемонистский менталитет холодной войны, новые концепции развития и новое сотрудничество. Модели являются двигателями, которые побуждают международное сообщество, особенно обширные развивающиеся страны, представленные странами БРИКС, культивировать новые возможности в разгар кризиса и создавать новые ситуации в меняющейся ситуации. В данной статье анализируются усилия Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС) по соблюдению существующего международного режима изменения климата, а также изменения их внутренней политики и нормативных актов, касающихся изменения климата, за последнее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS COOPERATION TO SOLVE THE CLIMATE CRISIS

Some of the major challenges of the 21st century are the climate crisis, the weak economic recovery, the constantly widening development gap, the instability of climate governance and the turbulent hegemonic mentality of the Cold War, new development concepts and new cooperation. The models are the engines that drive the international community, especially the vast developing countries represented by the BRICS countries, to cultivate new opportunities in the midst of the crisis and to create new situations in a changing situation. This article analyzes the efforts of Brazil, Russia, India, China and South Africa (BRICS) to comply with the existing international climate change regime, as well as changes in their domestic climate change policies and regulations over the past decade.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИКС ДЛЯ РЕШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Сотрудничество стран БРИКС для решения климатического кризиса BRICS cooperation to solve the climate crisis

Чагунина Милена Денисовна

Студент 1 курса Факультет Международные отношения Санкт-Петербургский государственный университет улица Смольного, 1/3, подъезд № 8, Санкт-Петербург, 191060

e-mail: milachagunina@gmail.com

Chagunina Milena Denisovna

Student 1 term Faculty of International relations Saint Petersburg State University Smolny Street, 1/3, entrance 8, St. Petersburg, 191060 e-mail: milachagunina@gmail.com

Аннотация.

Одна из основных проблем 21 века — климатический кризис, слабое восстановление экономики, постоянное увеличение разрыва в развитии, нестабильность системы управления климатом и бурный гегемонистский менталитет холодной войны, новые концепции развития и новое сотрудничество. Модели являются двигателями, которые побуждают международное сообщество, особенно обширные развивающиеся страны, представленные странами БРИКС, культивировать новые возможности в разгар кризиса и создавать новые ситуации в меняющейся ситуации. В данной статье анализируются усилия Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС) по соблюдению существующего международного режима изменения климата, а также изменения их внутренней политики и нормативных актов, касающихся изменения климата, за последнее десятилетие.

Annotation.

Some of the major challenges of the 21st century are the climate crisis, the weak economic recovery, the constantly widening development gap, the instability of climate governance and the turbulent hegemonic mentality of the Cold War, new development concepts and new cooperation. The models are the engines that drive the international community, especially the vast developing countries represented by the BRICS countries, to cultivate new opportunities in the midst of the crisis and to create new situations in a changing situation. This article analyzes the efforts of Brazil, Russia, India, China and South Africa (BRICS) to comply with the existing international climate change regime, as well as changes in their domestic climate change policies and regulations over the past decade.

Ключевые слова: БРИКС,климатический кризис,вызовы, изменение климата.

Key words: BRICS,climate crisis,challenges, climate changes.

Введение

Тесная взаимосвязь между климатическими вопросами и экономическими и энергетическими секторами каждой страны БРИКС сделала сотрудничество в области климата важным фактором углубления сотрудничества между странами организации. Активное решение проблемы изменения климата также является важной возможностью для стран БРИКС успешно трансформировать свои модели развития для повышения устойчивости их экономического и социального развития. С другой стороны, активное решение проблемы изменения климата также является важной возможностью для стран БРИКС успешно трансформировать свой подход к развитию в целях повышения устойчивости их экономического и социального развития. Именно поэтому укрепление сотрудничества в области климата и энергетики было важным элементом всех саммитов БРИКС. Именно поэтому укрепление сотрудничества в области климата и энергетики было важным элементом всех саммитов лидеров БРИКС. Исходя из этого, в данной работе автор изучает вопрос о роли БРИКС в разрешении проблемы изменения климата. Цель данной работы - изучить роль БРИКС в урегулировании климатического кризиса, рассмотреть механизмы БРИКС на пути урегулирования кризиса.

Международный климатический порядок

Международный климатический порядок - это набор институциональных механизмов, включая цели, принципы, правила и гарантии, субъективно разработанные международным сообществом, включая негосударственных субъектов, для решения проблемы изменения климата[1]. Целью международного климатического порядка является смягчение угрозы изменения климата путем сокращения антропогенных выбросов парниковых газов. Чтобы достичь углеродной нейтральности и стабилизировать быстро нагревающийся земной шар, а также смягчить связанные с этим последствия, обязательства по чистым нулевым выбросам должны быть подкреплены амбициозными действиями. В целом, предел в 1,5 ^ является переломным моментом, после которого риск явлений, связанных с изменением климата, таких как экстремальные засухи, лесные пожары и наводнения, будет экспоненциально возрастать [1]. Таким образом, необходимость амбициозных действий, чтобы избежать выхода за пределы переломного момента, невозможно переоценить. Перед лицом этих катастроф и в интересах достижения устойчивого развития все страны должны быть увязаны с целью достижения чистых нулевых выбросов.

Для достижения этой цели международное сообщество должно учитывать потребности различных типов стран в процессе смягчения последствий изменения климата. Для достижения этой цели международное сообщество должно учитывать специфические обстоятельства различных типов стран в процессе сокращения выбросов и придерживаться принципа общей, но дифференцированной ответственности.

Экономический подъем стран БРИКС тесно связан с глобальной политикой в области энергетики и ростом потребления ими мировой энергии. Поскольку эти страны быстро «догоняют» энергоемкий развитый мир, их общая роль в международных переговорах по климату становится критически важной, хотя каждая страна в отдельности сталкивается с многогранными внутренними энергетическими проблемами и политикой, которые определяют восприятие глобальных климатических дебатов.

Текущий климатический кризис

В 2020 году изменение климата является центральным кризисом, с которым сталкиваются страны БРИКС и мировое сообщество. Последние доклады научных органов ООН во главе с Межправительственной группой экспертов по изменению климата[2] и Межправительственной научно-политической платформой по биоразнообразию и экосистемным услугам[3] показывают, что глобальная температура, концентрация парниковых газов и выбросы быстро растут и приближаются к уровням, которые приведут к катастрофическим последствиям.

Изменение климата непосредственно затрагивает страны БРИКС. Обширные арктические регионы России нагревались в два раза быстрее, чем в среднем по миру, вспыхивали массовые лесные пожары, а в Москве был самый теплый декабрь в истории. В Китае возобновился рост выбросов парниковых газов, а экономические локомотивы страны - Шанхай и Гуанчжоу - вскоре окажутся под водой из-за потепления, повышения уровня моря и подвергнутся атакам связанных с этим экстремальных погодных явлений Столица Индии Дели пострадала от беспрецедентного уровня загрязнения воздуха, усиленного изменением климата, что привело к закрытию школ, заводов и транспортных объектов и вызвало всплеск преждевременных смертей. Беспрецедентные лесные пожары в Бразилии в Амазонии, важнейших легких Земли, сожгли 9123 квадратных километра. Температура в Южной Африке нагревалась в два раза быстрее, чем в среднем по миру[4]. В ответ на эту беспрецедентную климатическую чрезвычайную ситуацию саммиты G7, G20 и ООН в 2019 году попытались, но не смогли взять кризис под контроль. Теперь это предстоит сделать странам БРИКС.

Политика БРИКС по изменению климата

Одной из глобальных целей устойчивого развития, поставленных международным сообществом, является повышение качества жизни в рамках ограничений природной среды. Основной способ добиться этого — смягчить глобальные изменение климата. Глобальной проблеме изменения климата посвящено множество международных документов, которые сформировали правовую базу, регулирующую деятельность государств по сокращению выбросов парниковых газов, созданию и внедрению лучших технологий, сотрудничеству в сфере защиты окружающей среды. озоновый слой.

Политика глобального изменения климата так же сложна, как и наука, лежащая в основе дебатов. Государственные, региональные и многосторонние усилия по решению проблемы изменения климата различаются по масштабу, направленности и стилю. Существует также большое разнообразие социальных и правовых систем в государствах, взявших на себя обязательства по регулированию вопросов климата. Разные страны имеют очень разную историю, уровни благосостояния, экономические условия, культуры, системы правления и законы, поэтому они регулируют охрану окружающей среды в соответствии со своими собственными концепциями, правовыми инструментами и национальными нормами. Одни страны имеют больший опыт в эффективном регулировании вопросов, связанных с окружающей средой, в то время как у других мало опыта в использовании инструментов регулирования в этом вопросе.

В Форталезской декларации БРИКС 2014 года все государства-члены обязались коллективно решать проблемы, связанные с изменением климата и деградацией окружающей среды[5]. Страны признали, что противодействие климатическим изменениям зависит от предоставления финансирования, передачи технологий и другой поддержки реализации, как это предусмотрено Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Парижским соглашением. В силу размера и темпов роста экономик стран БРИКС, их потребностей в энергии, импорта энергии (например, в случае Китая и Индии) и различных видов выбросов в атмосферу, они являются важными партнерами в любых региональных или глобальных дискуссиях, касающихся изменения климата или производства и потребления энергии.

Тема климатических изменений была также ключевой на встрече высокого уровня по изменению климата 13 мая 2022 года. Страны БРИКС будут сотрудничать друг с другом в реагировании на климатические вызовы. Осуществлять обмен политической информацией и конкретными стратегиями, мерами и действиями, принятыми для достижения соответствующих климатических целей. Страны выразили согласие развивать чистую энергетику, низкоуглеродные технологии, устойчивое и устойчивое строительство инфраструктуры, углеродный рынок и адаптацию к изменению климата, а также совместно содействовать политическим исследованиям в области низкоуглеродного зеленого роста, технологическому сотрудничеству и совместным пилотным проектам[6].

Однако проблема изменения климата не может быть решена усилиями какой-либо одной страны, действующей в одиночку. Успешное смягчение последствий изменения климата, во-первых, потребует глобального консенсуса и эффективного глобального экологического соглашения о надлежащем реагировании на изменение климата. Эффективность такого соглашения зависит от участия как развитых, так и развивающихся стран. Все страны должны признать необходимость сокращения выбросов, разрушающих озоновый слой. Крайне важно, чтобы все правительства соблюдали международные соглашения.

В международной климатической политике основным предметом споров является вопрос о том, в какой степени развивающиеся державы, такие как Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка, должны взять на себя обязательные обязательства по сокращению выбросов.

Общей чертой подъема стран БРИКС был их устойчивый высокий экономический рост за счет государственных инвестиций, преимущества в стоимости рабочей силы и стимулирования экспорта при

сохранении политической стабильности, но одной из основных проблем, связанных с таким ростом, были высокие выбросы и загрязнение ресурсов, энергетические и экологические узкие места, распространенные в странах БРИКС. Проблемы вызваны чрезмерным акцентом на высокие темпы роста и расширение масштабов в ущерб качеству и устойчивости; снижением обеспеченности ресурсами и медленным ростом инноваций и конкурентоспособности; отставанием институциональных преобразований и неадекватными гарантиями эффективной экономической деятельности; ухудшением внешней среды и усилением кризисных потрясений, что привело к отсутствию внутреннего контроля над экономической стабильностью в странах БРИКС. В 2012 году доля потребления угля странами БРИКС в общемировом объеме составила 50,2% в Китае, 8% в Индии, 5% в ЮАР, 2,4% в России и 0,4% в Бразилии[7]. Это привело не только к неуклонному росту общего объема выбросов парниковых газов и выбросов на душу населения в странах БРИКС, но и к усилению давления с целью преобразования моделей их развития.

Биоразнообразие имеет решающее значение для обеспечения устойчивости окружающей среды. Оно взаимосвязано с изменением климата и сильно зависит от него [8]. Продолжающаяся потеря биоразнообразия оказывает значительное влияние на страны БРИКС, поскольку на их территории расположены 8 из 34 горячих точек биоразнообразия в мире. Помимо исчезновения видов, под угрозой разрушения находятся целые экосистемы. Понимая масштабы проблемы, БРИКС привержен реализации Конвенции о биологическом разнообразии и протоколов к ней, уделяя особое внимание Стратегическому плану по биоразнообразию на 20112020 годы и Айтинским целям[9].

Айтинские цели направлены на:

1. устранение основных причин утраты биоразнообразия путем включения биоразнообразия в деятельность правительства и общества; снижение прямого давления на биоразнообразие и содействие его устойчивому использованию;улучшение состояния биоразнообразия путем сохранения экосистем, видов и генетического разнообразия;

2. увеличение выгод от биоразнообразия и экосистемных услуг для всех;

3. повышение эффективности реализации путем планирования на основе широкого участия, управления знаниями и наращивания потенциала.

Для каждой из этих целей были установлены индивидуальные задачи, чтобы помочь в мониторинге эффективности достижения целей. Пытаясь достичь этих целей, Китай начал инвестировать в лесовосстановление, что привело к ежегодному увеличению площади лесов на 2,9 процента с 2000 года. Бразилия ввела дополнительное законодательство в попытке ограничить вырубку лесов [10]. Министры сельского хозяйства и аграрного развития стран БРИКС встретились в Претории в 2013 году после саммита в Этеквини, чтобы обсудить негативные последствия изменения климата для продовольственной безопасности [11]. Дискуссия была сосредоточена на необходимости продвижения государственных мер и подходов, основанных на широком участии, для обеспечения социально-экологической траектории экономического развития. Такие меры должны укреплять местную экономику и повышать ее устойчивость к экзогенным потрясениям, особенно на уровне домохозяйств, где высока зависимость от продовольствия, воды и энергии.

Межгосударственное сотрудничество

Межгосударственное сотрудничество в рамках стран БРИКС также является важным путем к решению проблемы изменения климата, на котором было достигнуто немало успехов. Например, в Индии и Китае уже в 2005 году стороны начали сотрудничать по вопросам изменения климата в области энергетической безопасности и энергетического сотрудничества. С 2004 по 2007 год Китай и Индия провели несколько раундов консультаций по вопросам изменения климата. Начиная с 2009 года, обе стороны усилили обмены и подписали Меморандум о

соглашении (MoA) о сотрудничестве в борьбе с изменением климата. Обе страны также создали Совместную рабочую группу для обмена мнениями по основным вопросам глобальных переговоров по климату, внутренней политики и мер, а также реализации соответствующих совместных проектов [12].

Участие Китая в возобновляемой энергетике получило развитие в странах Африки к югу от Сахары. Например, Африканская инициатива по возобновляемым источникам энергии (AREI) и Китайско-африканский альянс по сотрудничеству и инновациям в области возобновляемых источников энергии подписали меморандум о взаимопонимании (МОВ) о сотрудничестве в области производства возобновляемой энергии в Африке для борьбы с изменением климата и содействия устойчивому развитию. Китайские поставщики интеллектуальных сетей и основные производители ВИЭ будут оказывать технологическую и финансовую поддержку. Разрабатывается ряд пилотных проектов, включая строительство микросетей в некоторых африканских домохозяйствах и деревнях в сочетании с крупномасштабным энергетическим строительством. В Танзании китайская компания MCC 20 Hainan International владеет 25-процентной долей в ветряной электростанции Макамбако, введенной в эксплуатацию в 2014 году. Китай также финансировал I этап проекта ветряной электростанции Айша в Эфиопии за счет кредитов в размере 218,6 млн долларов США и 171 млн долларов США от Экспортно-импортного банка Китая [13].

В 2010 году стратегическое партнерство между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Бразилия еще более расширилось благодаря углублению сотрудничества по всем направлениям. Они подписали Совместный план действий на 2010-2014 годы, а в Университете Цинхуа был создан Китайско-бразильский центр инноваций в области изменения климата и энергетических технологий [14].

Многостороннее сотрудничество в области решения климатических проблем также развивается активно. На первом совещании министров окружающей среды стран БРИКС, состоявшемся в Москве, Россия, в апреле 2015 года, была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества по экологическим вопросам [15]. Встреча привела к созданию Рабочей группы по окружающей среде для определения и обсуждения приоритетных областей сотрудничества, обмена передовыми видами природоохранной деятельности между странами БРИКС и содействия обмену экологически чистыми технологиями и ноу-хау с участием государственных и частных заинтересованных сторон в странах БРИКС.

В ходе международных переговоров по климату страны БРИКС часто подчеркивали, что не существует универсальных решений. В этом контексте страны БРИКС создали рамки для сотрудничества в области развития энергетики, например, посредством меморандума о взаимопонимании в области энергосбережения и энергоэффективности, подписанного в 2015 году. Они также содействовали проведению встреч своих министров энергетики и других высокопоставленных должностных лиц в области энергетики.

Как можно заметить, тема энергетики и изменения климата получает все большее внимание в декларациях, публикуемых в конце ежегодных саммитов. Московская декларация, которая последовала за 12-м саммитом БРИКС в 2020 году, пришла с дорожной картой энергетического сотрудничества до 2025 года. Дорожная карта предусматривала публикацию ежегодного Энергетического доклада БРИКС и институционализацию Платформы сотрудничества в области энергетических исследований БРИКС, первое заседание которой состоялось в 2021 году. Кроме того, субъекты из деловых и финансовых секторов и гражданского общества со всех стран все чаще участвуют в усилиях по возобновляемым источникам энергии.

К настоящему времени было проведено 6 встреч министров окружающей среды стран БРИКС. В ходе встреч министров окружающей среды стран БРИКС был выдвинут ряд инициатив. Платформа БРИКС по экологически безопасным технологиям (BEST), запущенная в 2015 году, направлена на содействие накоплению

и обмену опытом/информацией о наилучших доступных практиках и экологически чистых («зеленых») технологиях для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР).

Инициатива БРИКС «Партнерство по устойчивому развитию городской среды» (PUESI), запущенная в 2017 году, направлена на укрепление сотрудничества между муниципалитетами стран БРИКС для реализации устойчивого развития. Страны БРИКС вносят значительный вклад в чистые глобальные выбросы парниковых газов [16].

На 5-м совещании министров окружающей среды стран БРИКС, проведенном в 2019 году, Страны приняли к сведению предложение Бразилии о структурировании повестки дня городов в области качества окружающей среды в соответствии со следующими темами: а) чистые реки и моря; б) обращение с отходами, ресурсоэффективность и восстановление загрязненных территорий; в) санитария; г) качество воздуха; e) городские зеленые зоны, и согласились с тем, что инициативы по этим темам должны быть включены в Платформу BEST. Страны также обсудили возможность подачи заявок в НБР на гранты для поддержки экологических инициатив [17].

Ключевые области, в которых БРИКС должен стремиться развивать сотрудничество

Во-первых, страны БРИКС должны расширить научно-техническое и техническое сотрудничество в области развития возобновляемых источников энергии, включая новые альтернативы, такие как зеленый водород. Они также должен сосредоточиться на повышении эффективности энергетических систем стран БРИКС. Есть также возможности для инвестиций в цифровую трансформацию энергетического сектора таким образом, чтобы обеспечить справедливый переход.

Во-вторых, БРИКС являются исторически значимыми сторонниками промышленной политики и, следовательно, ключевыми игроками в растущих дискуссиях о «зеленой промышленной политике» - ускорении роста зеленых отраслей в сторону низкоуглеродной экономики.

В-третьих, страны БРИКС должны воспользоваться возможностью для сотрудничества в области инфраструктуры зеленой энергетики, например, в области ее создания и продвижения. Новый банк развития (НБР), связанный с БРИКС, готов взять на себя инициативу в этом, но необходимы более четкие критерии и потоки финансирования. Необходимо также повысить энергоэффективность в сельском хозяйстве, при этом «климатически оптимизированное сельское хозяйство» является особенно перспективным маршрутом повышения продовольственной безопасности.

И в-четвертых, хотя часто говорят, что ответственность за финансирование энергетического перехода лежит на развитых странах, которые уже отстают в своих обязательствах, БРИКС мог бы больше сотрудничать в финансировании энергетических переходов в развивающихся странах, особенно в рамках регионального сотрудничества и сотрудничества Юг-Юг. Это может быть достигнуто не только через их внутренние институты, такие как национальные банки развития и агентства, но и совместно, через НБР и Соглашение о резервах на случай непредвиденных обстоятельств БРИКС, путем включения финансовых механизмов, которые могли бы ускорить энергетический переход.

Мы видим, что блок прикладывает значительные политические усилия для оформления институтов для более лучшего противостоянию изменению климата. Благодаря данным методам, во всех странах БРИКС, кроме Бразилии, наблюдалось общее снижение выбросов в период COVID-19. Китай, самая густонаселенная страна в мире, является крупным игроком в матрице изменения климата. Она является крупнейшим импортером энергии и оказывает большое влияние на усилия по декарбонизации. Его выбросы значительно увеличились на 230% в период с 1990 по 2012 год, и за тот же период его доля в глобальных выбросах парниковых газов выросла до 22,44% с 9,48% [18].

Заключение

В перспективе проблемы энергетики и климата, несомненно, останутся важным фактором для БРИКС, определяя их внутреннюю политику и международные отношения. Стремление к получению нефти и газа (Китай, Индия, Южная Африка) для поддержания экономического развития и поиск стабильных нефтяных рынков (Бразилия и Россия) определили отношения БРИКС с другими странами и регионами. И наоборот, наряду со все более скудными нефтяными ресурсами, стимулы и риторика международных переговоров по климату и его последствиям подталкивают БРИКС к рассмотрению альтернативных источников энергии.

В рамках процесса идеологической трансформации среди государств БРИКС, они постепенно начали сосредотачиваться на общей ответственности и признали, что каждая отдельная сторона должна внести свой вклад в борьбу с изменением климата.

В дальнейшем БРИКС следует предпринимать и продвигать шаги, которые, как научно известно, принесут наибольшую пользу в борьбе с изменением климата. Здесь авторитетным руководством является проект Project Drawdown, который регулярно публикует и обновляет 100 наиболее эффективных шагов по контролю над изменением климата [15]. Наиболее эффективные шаги проекта связаны с решениями, основанными на природе, сфокусированными на продуктах питания и лесах. Среди пяти наиболее эффективных шагов сокращение пищевых отходов занимает третье место, растительная диета - четвертое, а тропические леса - пятое. Этот список напрямую соответствует приоритетам блока в области продовольствия и лесов. Он также непосредственно опирается на акцент саммитов БРИКС на продовольственную безопасность, проведенных в России в 2009 и 2015 годах, и инициативу саммита в Бразилиа в 2019 году, посвященную городской среде.

Декарбонизация и «зеленая трансформация» открывают огромные возможности для мировой экономики, торговли и финансов, а «зеленые» инновации и развитие представляют собой новый виток глобальной конкуренции за модели развития. Руководствуясь программой углеродной нейтральности, крупнейшие экономики мира ускоряют преобразование экономического качества, эффективности и мощности для построения экономической системы, основанной на зеленом, низкоуглеродном и замкнутом развитии. С этой целью страны БРИКС осуществляют обмен информацией и сотрудничество на национальном, местном, отраслевом и корпоративном уровнях в таких областях, как чистая энергетика, низкоуглеродные технологии, строительство устойчивой и устойчивой инфраструктуры, углеродные рынки и адаптация к изменению климата. , и работать вместе, чтобы способствовать зеленому и низкоуглеродному развитию, движимому технологическими инновациями, содействовать преобразованию и модернизации энергетических ресурсов, структуры промышленности и структуры потребления. Широкое и глубокое сотрудничество между странами БРИКС в области зеленых инноваций и зеленой экономики, а также большой зеленый рынок, который они культивируют, будут побуждать больше развивающихся стран к достижению зеленого восстановления, зеленой трансформации и модернизации.

Список используемой литературы:

1. Helm Dieter, Cameron Hepburn. The Economics and Politics of Climate Change / Dieter Helm, Hepburn Cameron - Oxford University Press. — 2009. — P. 134.

2. AR6 Synthesis Report: Climate Change 2022//The Intergovernmental Panel on Climate Change. — 2022. — URL: https://www.ipcc.ch/report/sixth-assessment-report-cycle/(дата обращения: 29.11.2022)

3. IPBES-IPCC Co-Sponsored Workshop on Biodiversity and Climate Change// Intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services, 2021. URL: https://ipbes.net/events/ipbes-ipcc-co-sponsored-workshop-biodiversity-and-climate-change (дата обращения: 29.11.2022)

4. Petrone Francesco. BRICS, Soft Power and Climate Change: New Challenges in Global Governance? // Ethics & Global Politics. — 2019. — Vol.12(2). — P. 19-30. URL: http://dx.doi.org/10.1080/16544951.2019.1611339

(дата обращения: 29.11.2022)

5. Форталезская декларация:принята по итогам шестого саммита БРИКС 15 июля 2014 г. // Национальный комитет по исследованию БРИКС: официальный сайт. — URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 21.11.20122).

6. Union Environment Minister Bhupender Yadav Addresses BRICS High Level Meeting on Climate Change//PIB Delhi. — 2022. — URL: https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1825327(дата обращения:29.12.2022)

7. Duggan N. BRICS and the Evolution of a New Agenda Within Global Governance in The European Union and the BRICS. Complex Relations in the Era of Global Governance. — 2015. — URL: https://www.semanticscholar.org/paper/BRICS-and-the-Evolution-of-a-New-Agenda-Within-Duggan/f2c7f809519afd6e28184be4ac995bcc405e1426(дата обращения:02.12.2022)

8. Конвенция о биологическом разнообразии// Текст сверен по официальному тексту Конвенции, предоставленному Секцией договоров Секретариата ООН, 2015 г.: официальный сайт. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 02.12.2022).

9. Park Jeongwon. The Evolution of Green Growth Policy: An Unwelcome Intrusion on Global Environmental Governance?/ Jeongwon Park// Journal of East Asian Economic Integration. 2013.Vol. 17. P. 207-241.

10. Annual Report// Department of International Relations and Cooperation National Department Republic of South Africa. — 2014 : официальный сайт. — URL: http://www.dirco.gov.za/department/annual_report_2013-2014/annual_report_2013-2014.pdf (дата обращения: 03.12.2022).

11. China, India sign climate pact// Xinhua, October 22, 2009. — URL: http://www.china.org.cn/environment/2009-10/22/content_18745060.htm(дата обращения: 03.12.2022).

12. China, Africa step up renewable energy cooperation// ChinaDaily, 2017. — URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-08/31/content_31374451.htm(дата обращения: 29.12.2022).

13. Brazil and China facing global environmental challenges// Brazilian Center for International Relations, 2019. — URL: https://www.cebri.org/media/documentos/arquivos/XV_China_Group_Meeting.pdf(дата обращения: 03.12.2022).

14. Statement: First Official Meeting of BRICS Environment Ministers/Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation — 2015 : официальный сайт. — URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=141013(дата обращения: 03.12.2022).

15. Mookherjee S., Dutta U.P. The Issue of Sustainable Urbanization in BRICS Nations: An Impact-Analysis of Urban Energy Consumption and Carbon Emission// Globalization, Income Distribution and Sustainable Development, Emerald Publishing Limited, Bingley, 2022. P. 147-159. — URL:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/978-1-80117-870-920221020/íull/html?skipTracking=true(дата обращения: 02.12.2022).

16. WRI. CAIT Country Greenhouse Gas Emissions: Sources & Methods//World Resources Institute, 2019. — URL: https://www.wri.org/data/climate-watch-cait-country-greenhouse-gas-emissions-data(дата обращения: 02.12.2022).

17. 5th BRICS Ministers of Environment Meeting Ministerial Decision on Cooperation// Brazil's 2019 BRICS Presidency — 2019. — URL: http://brics2019.itamaraty.gov.br/en/documents/documents-approved(дата обращения: 29.12.2022)

18. Hawken Paul. Drawdown: The Most Comprehensive Plan Ever Proposed to Reverse Global Warming//New York: Penguin Books, 2017. P.256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.