Научная статья на тему 'Сотрудничество России и ЕС в космической отрасли на примере программы ЭкзоМарс'

Сотрудничество России и ЕС в космической отрасли на примере программы ЭкзоМарс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / ЕС / космическая отрасль / сотрудничество / ЭкзоМарс

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Яков Яковлевич, Халитова Гульназ Ильдусовна

Перспективным взаимодействием государств на сегодняшний день является космическая отрасль. Российская Федерация и Европейский союз благодаря достигнутым ранее соглашениям претворяют в жизнь программу по исследованию Марса – ЭкзоМарс. Данная программа призвана придать импульс развитию науки и промышленности государств, а также способна расширить горизонты сотрудничества сторон в будущем путем интенсификации контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и ЕС в космической отрасли на примере программы ЭкзоМарс»

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 327

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕС В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ЭКЗОМАРС

Гришин Яков Яковлевич,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.

grishin.42@mail. ги Халитова Гульназ Ильдусовна, магистрант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань

Аннотация. Перспективным взаимодействием государств на сегодняшний день является космическая отрасль. Российская Федерация и Европейский союз благодаря достигнутым ранее соглашениям претворяют в жизнь программу по исследованию Марса - ЭкзоМарс. Данная программа призвана придать импульс развитию науки и промышленности государств, а также способна расширить горизонты сотрудничества сторон в будущем путем интенсификации контактов.

Ключевые слова: Россия, ЕС, космическая отрасль, сотрудничество,

ЭкзоМарс.

Космическая отрасль является предметом сотрудничества государств на протяжении многих лет. Этому способствуют уникальные контакты государств, научный потенциал и стремление постичь необъятное. Развитие инновационных технологий неразрывно связано с деятельностью государства в космосе, так как инновационные технологии проходят апробацию в ходе проведения миссий в открытом космосе. На данном этапе человечество становится свидетелем, как некогда невообразимые технологии вошли в нашу обыденную жизнь, влияя на экономику и социально-гуманитарную сферу, открывая новые горизонты развития. Именно поэтому государства заинтересованы в сотрудничестве в космической отрасли, так как оно предоставляет ряд преимуществ, таких как инвестиции, привлечение большего круга инженеров, научных сотрудников, которые в ходе разработки миссий делятся опытом друг с другом. Между Россией и ЕС подобного рода совместная деятельность началась с подписания соглашения о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Соглашение было подписано между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством, являющимся межправительственной организацией. Основополагающими целями данного соглашения являются: «исследование космического пространства, установление долгосрочного сотрудничества сторон для формирования партнерских отношений, использование космических технологий в мирных целях, интенсификация промышленной кооперации» [4].

Основываясь на достигнутом соглашении, Европейское космическое агентство (ЕКА) предложило Федеральному космическому агентству (Роскосмос) участие в программе ЭкзоМарс и совместную реализацию программы. Программа предполагала запуск и высадку аппаратуры на поверхность Марса для изучения атмосферы Красной планеты в 2016 году. Российской Федерации предлагалось содействовать в запуске аппарата ракетой-носителем «Протон», так как Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, США) отказалось принимать участие в работах по запуску космического аппарата, ссылаясь на нехватку денежных средств. В ходе длительных переговоров европейцам удалось получить согласие со стороны Федерального космического агентства. Руководство российского космического агентства проявило интерес к данному проекту и согласилось участвовать в запуске аппарата, но с определенными условиями. Под условиями подразумевалось, что обе стороны будут действовать на равных условиях, а именно, авторское право будет равно распределено между участниками программы. Российская сторона взяла на себя обязательство осуществить запуск ракеты «Протон» с космодрома Байконур, принимать участие в научных экспериментах, разработке аппаратуры ЭкзоМарс. Все технологические разработки по проекту должны были, согласно договору, осуществляться с привлечением российских специалистов во все группы разработчиков, заседания экспертов, задействованных в программе ЭкзоМарс. Соответственно предложениям российской стороны ее представители должны были быть задействованы не только в создании посадочных платформ, но и в получении данных. Делалось это по тому, что в основе отечественной программы развития космической отрасли лежит идея получения дополнительного импульса для развития отечественной науки и промышленности, отраженной в стратегии развития космической деятельности России до 2030 года [6].

Во время встречи руководителей данных агентств были представлены доклады экспертных групп, которые должны были принять участие в программе ЭкзоМарс. Европейская сторона была представлена Жан-Жак Дорденом, а от российской стороны выступил Владимир Поповкин. Они подписали соглашение о сотрудничестве[5], главной целью которого был назван проект поиска признаков органической жизни на планете Марс. В соглашении были прописаны обязательства сторон. Так, ЕКА обязалось представить аппарат под названием Trace Gas Orbiter (TGO) и модуль Entry, Descentand Landing Demonstrator Module (EDM) для операции, которая должна была быть проведена в 2016 году, а также обеспечить поставку носителя и вездехода для миссии в 2020 году. Это оборудование, предназначенное для поиска и измерения состава атмосферных газов, должно было содействовать в поисках следов биологических процессов на поверхности Красной планеты. В ходе второй миссии оборудование должно быть использовано в качестве базы данных для экспедиции, которая должна состояться в 2020 году. Посадочный модуль должен совершить посадку на планету для проверки слаженности работы всех узлов и агрегатов во время экспедиции 2020 года. Аппарат, разработанный ЕКА, был призван обнаружить доказательства наличия следов органической жизни на Марсе как в предшествующем экспедиции времени, так и в настоящем. Представители Роскосмоса, в свою очередь, обязывались обеспечить полное обслуживание запуска модуля и посадочной платформы. Они взяли на себя обязательства по технологическому обеспечению

запусков на ракете-носителе «Протон». Научные приборы должны были разрабатываться и той и другой стороной на условиях допуска специалистов к их разработке и на основе совместной деятельности. Из четырех приборов аппарата два были разработаны российскими учеными Института космических исследований РАН. Такая кооперация и взаимодействие между представителями России и ЕС должны были получить организационное оформление в создании ситуационного центра по приему данных и их обработки с привлечением экспертов России, ЕС, США.

Руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден отмечал, что подписание соглашения имело значимые преимущества для программы ЭкзоМарс. Тогда предполагалось, что исследователи и инженеры двух ведомств будут совместно решать проблемы, что позволит приступить к программе следующих международных космических экспедиций. Для Европейского космического Агентства данная миссия позволит продемонстрировать ключевые технологии, разрабатываемые ведомством, такие как посадка аппарата, его передвижение, и подготовка образцов для анализа, - все это является неотъемлемой частью второй миссии в роботизированном исследовании Марса. Российский руководитель Владимир Поповкин отметил, что проекты подобного масштаба должны реализовываться на основе международного сотрудничества, так как научные исследования в области освоения Марса являются важным вкладом для мирового научного сообщества. Стоит отметить, что Институт космических исследований РАН дал положительную оценку участия России в программе ЭкзоМарс, отметив, что полученные по итогам программы данные могут оказаться ценным источником информации для всего мира. Данная программа будет содействовать развитию научных исследований и проектных работ, что косвенно повлияет на создание наукоемкой индустрии в Российской Федерации и позволит осуществить диверсификацию отечественной экономики.

Во исполнение соглашения, достигнутого агентствами РФ И ЕС, 28 января 2016 года вошло в силу Постановление Правительства Российской Федерации о запуске с космодрома Байконур аппарата «ЭкзоМарс-2016». Акцент в постановлении был сделан на оказание услуг с привлечением сил и средств Минобороны России, а именно «обеспечение правовой защиты интересов государства в отношении, используемых при запуске КА результатов интеллектуальной деятельности, допуск иностранных специалистов на связанные с запуском объекты» [2]. В марте 2016 года был дан старт миссии, с космодрома Байконур аппарат был запущен на Красную планету. В октябре поступили данные о столкновении аппарата с поверхностью Марса. Орбитальный аппарат сохранил свои исходные функции и приступил к исследованию атмосферы Марса. На данном этапе агентства ведут подготовку второго запуска, который запланирован на 2020 год. Аппаратура, которая была запущена в 2016 году, послужит ретранслятором получаемой информации в ситуационный центр на Земле. Россия планирует расширить участие в программе разработкой двух аппаратов, которые будут установлены на марсоходе - это инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектрометр АДРОН-РМ - создаются в ИКИ РАН. В апреле 2018 года ИКИ РАН провел встречу с научной группой ЭкзоМарс-2020. Контактная группа провела сверку часов по существующим задачам, стоящим перед учеными, по статусу существующих элементов миссий. Было оценено состояние работ с космическими аппаратами

и приборами. По завершении заседания представители определились с планом работ в ходе подготовки второй миссии.

Российскую Федерацию и Европейский союз связывает многолетнее продуктивное сотрудничество практически во всех сферах общественной жизни. Данный факт подкреплен многочисленными соглашениями, меморандумами, договорами, подписанными в атмосфере взаимного уважения и доверия, именно они развили стремление расширять контакты, где бы то ни было. В последние несколько лет произошли некоторые изменения в отношениях, на фоне политических заявлений, как стран Европейского союза, так и Российской Федерации. В основном точки зрения сторон расходятся по вопросам урегулирования ситуации на Украине. Начало кризиса на Украине и стало отсчетом охлаждения отношений стран ЕС и России. Механизмы взаимоотношений на многих уровнях на сегодняшний день попросту заморожены. А ведь прежде между сторонами шла речь о создании проекта под названием «Единое европейское пространство». Но, несмотря на вышеизложенное, точки соприкосновения существуют и, как ни странно, успешно осуществляются на практике. Примером подобного сотрудничества является космическая отрасль, а именно программа Европейского космического агентства ЭкзоМарс, в котором Российская Федерация принимает активное участие в качестве полноформатного партнера. Несмотря на взаимные санкции, действующие параллельно с данной программой, Совет Европейского союза утвердил поправку, в параграфе № I Регламента об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине. Поправка гласит, что санкции не должны применяться по отношению к поставкам, продаже или транспортировке гидрозина[8], который используется для испытаний и полета спускаемого космического модуля ЭкзоМарс. Данные поправки явились прецедентом смягчения санкций в отношении Российской Федерации и, возможно, будут иметь положительную динамику на взаимоотношения сторон в будущем. На данном этапе сторонам следует осознать, что конфликтные ситуации приводят к неэффективной совместной деятельности. Потенциал зачастую направлен на деструктивную составляющую, тогда как мог быть импульсом для всестороннего взаимовыгодного сотрудничества. Но вместе с тем существуют случаи, когда конфликтная ситуация приводит к дискуссии и возобновлению отношений с большим взаимопониманием и уважением национальных интересов, чем прежде. Российской Федерации и Европейскому союзу следует произвести анализ настоящего сотрудничества для того, чтобы выделить составные части противоречий и решать их поступательно. Данной цели может послужить создание многопрофильных рабочих групп, которые будут вести взаимодействие на уровне министерств и проводить заседания ежегодно, несмотря на политическую конъюнктуру.

Подписание соглашения по программе ЭкзоМарс между РФ и ЕС оказывает положительную динамику на взаимодействия сторон в космической отрасли таким образом, что даже введение режима санкций в связи с событиями на Украине не могло разорвать подписанные ранее соглашения. На базе совместной деятельности в рамках программы ЭкзоМарс сторонами проделана колоссальная работа, сохранено поле для решения проблем на конструктивной основе, что открывает возможность для развития сотрудничества во всех сферах общественной жизни.

Литература

1. Касьянов Р.А. Сотрудничество России и ЕС в области исследования и использования космоса / Р.А. Касьянов // Московский журнал международного права. - 2014 - 96 (4). - С. 118-129.

2. Распоряжение от 23 января 2016 года № 65-р. URL: http://static. government.ru/media/files/VqycyXlrhWJHLA0EomSro21m0vkNY6HX.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer /bilateral/page-1/46235?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch= false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D0%95%D0%92%D0% A0%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%99%D0%A1%D00/o9A0/oD00/o9E%D0%95+%D0 %9A%D0%9E%D0%A1%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%950/oD00/oA1%D0%9A%D 0%9E%D0%95+%D0%90%D0%93%D0%95%D0%9D%D00/oA20/oD00/oA1%D0%A2% D0%92%D0%9E&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_stor ageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения: 20.03.2019).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. URL: http://docs.cntd.ru/document/901900431 (дата обраще-ния: 20.03.2019).

5. Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами между Федеральным космическим агентством России (с 2016 года Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос») и Европейским космическим агентством (ЕКА) подписано 14 марта 2013 года. URL: http://press.cosmos.ru/sites/default/files/pr_files/iki_ran_2014-02-04_soveshchanie_po_ nauchnym_priboram_proekta_22ekzomars22.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

6. Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу (проект). URL: http://knts.tsniimash.ru/ru/src /CenterInfRes/C%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8% D 1%8F%20%D 1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1%82%D0%B8%D1% 8F%20%D0%BA%D0%BE%D 1 %81 %D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D 1%8F%D 1%82%D0%B5%D 0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D0%B8%20%D0%A0%D0% BE%D 1 %81 %D 1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%202030%20%D0% B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

7. «ЭкзоМарс-2020»/Rover Surface Platform [Электронный ресурс] / Институт Космических исследований РАН. URL: http://exomars.cosmos.ru/ (дата обращения: 20.03.2019)

8. COUNCIL REGULATION (EU) 2015/1797 of 7 October 2015 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX%3A32015R1797 (дата обращения: 20.03.2019).

1. THE EXOMARS PROGRAMME 2016-2020 overview / European Space Agency. - URL: http://exploration.esa.int/mars/46048-programme-overview/ (дата обращения: 20.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.