Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОПАСНОСТЬ / УГРОЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ / ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА / МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗ / РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ / СКЛАД РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / EMERGENCY / HAZARD / THREAT / THREAT OF LEAKAGE / MONITORING / FORECASTING / RADIATION ACCIDENT / RADIOACTIVE WASTE / STORAGE / DATA EXCHANGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джумаханов Ш.З., Макулов Ж.Т.

В статье анализируются вопросы взаимодействия стран Центральной Азии в предотвращении стихийных бедствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN WITH CENTRAL ASIAN STATES TO PREVENT TRANSBOUNDARY EMERGENCIES

The article analyzes the cooperation of Central Asian countries in the prevention of emergencies.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 911.9

Джумаханов Ш. З. доцент кафедры географии Макулов Ж. Т. преподаватель кафедры географии

НамГУ Узбекистан, Наманган СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

Аннотация: в статье анализируются вопросы взаимодействия стран Центральной Азии в предотвращении стихийных бедствий.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, опасность, угроза жизни людей, опасность взрыва, мониторинг, прогноз, радиационная авария, склад радиоактивных отходов, обмен информацией.

Jumakhanov Sh. Z.

Associate Professor of the Department of Geography

Makulov J.T.

Lecturer of the Department of Geography

NamSU

The Republic of Uzbekistan, Namangan city

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN WITH

CENTRAL ASIAN STATES TO PREVENT TRANSBOUNDARY

EMERGENCIES

Annotation. The article analyzes the cooperation of Central Asian countries in the prevention of emergencies.

Keywords: emergency, hazard, threat, threat of leakage, monitoring, forecasting, radiation accident, radioactive waste, storage, data exchange.

Введение. На сегодняшний день в Центральной Азии масштабы возможных чрезвычайных ситуаций не ограничиваются границами одного государства, приобретают всё более трансграничный статус. Прогноз и мониторинг опасностей и угроз, которые могут возникнуть в таких ситуациях, а также упорядочение сотрудничества между соседними странами по обмену информацией, считаются одними из важных задач на сегодня. Так как регион Центральной Азии является на сегодня приоритетом во внешней политике Узбекистана. Это - глубоко продуманная во всех отношениях стратегия Узбекистана. Расположенный в самом центре Центральной Азии Узбекистан непосредственно заинтересован в превращении этой территории в стабильный, быстроразвивающийся, добрососедский регион.

Основная часть. Узбекистан и соседние республики должны в сотрудничестве разрешить несколько угроз, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные свойства. В частности, в

30 км от границы Узбекистана, на берегах реки Майлисув, расположенной на западе Кыргызстана, имеются 23 склада, где схоронены радиоактивные отходы и 13 хранилищ, куда сброшены использованные радиоактивные руды, и большинству из них грозит опасность схода оползня.

Река Майлисув начинается на северо-западных склонах гор Бойбошота, входящих в Ферганскую горную систему, с озера Катмонкуль. Вначале она течёт под названием Керей. Она, питаясь снегами, дождями и родниками, вливается в Карадарью, потом, на территории Андижанской и Наманганской областей соединяется с Нарыном, образуя Сирдарью и течёт по Ферганской области и затем по территории Республики Таджикистан.

Также, склад радиоактивных отходов Дегмай, расположенный в Республике Таджикистан, вблизи населённых пунктов Тозиён, Ёва, Хужанд, (площадь 90 га, объём около 20 млн.м3, 36 тн), представляет большую опасность для населения, экспозиционная доза составляет 3,00 - 20,00 МкЗиверт/с. Этот склад сооружён в 50-60-годах XX века, целиком не учитывая процессы фильтрации в почве и вероятностей оползней почвы. Он расположен на левом берегу реки Сырдарья, и есть большая вероятность схода оползня [3, 42].

Также, вредные выбросы алюминиевого завода (присутствующий в воздухе фтористый водород выше нормы в 2-3 раза) в городе Турсунзода (Республика Таджикистан) негативно влияют на экологическую обстановку в нескольких районах Сурхандарьинской области. Мощность этого предприятия составляет выпуск около 350-400 тыс.тонн алюминия в год. Предприятие расположено всего в 18 км от границы с Узбекистаном. Вследствии этого население свыше 1,1 млн человек, живущее в районах Сариосиё, Узун, Денов, Олтинсой и Жаркурган Сурхандарьинской области, страдает от негативных факторов вредных отходов этого завода.

По решению этой проблемы уже в 1991 году на объединённом собрании групп депутатов парламентов обеих республик было принято Совместное решение о "Сохранении от экологической катастрофы представителей национальностей, проживающих в Сурханской и Гисарской долинах", направленное на сокращение производственных мощностей завода, и республиками взяты обязательства по обеспечению исполнения этих решений.

Вместе с тем, на территории Ферганской долины выявлены 187 высокогорных озёр, где присутствует угроза разрушения искуственных и естественных дамб, большинство из них расположены на территории Таджикистана и Кыргызстана [1,42]. На этих озёрах местными ответственными учреждениями должны вестись непрерывные мониторинговые работы. Это показывает необходимость разработки сложных продуманных планов, направленных на уменьшение последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Также, озеро Сарез в Таджикистане считается потенциально опасным озером, где присутствует угроза разрушения искуственных и естественных

дамб и угроза наводнений, оно расположено в горной местности на высоте 3255 метров над уровнем моря, образовалось в 1911 году в результате сильного землетрясения. В результате возможного прорыва воды озера огромный поток воды может устремиться по руслу рек Бартанг, Панж и Амударья, и может наводнить примерно 23,64 тыс. км2 земельных площадей, расположенных по правому берегу реки Амударья, в Сурхандарьинской, Бухарской, Хорезмской областях и Республике Каракалпакстан, и может нанести ущерб здоровью и имуществу почти 3,0 млн. человек [6].

По расчётам специалистов, за последние годы в регионе наблюдается средняя температура на 0,6 ( ±0,2) С° выше среднего, запасы ледников в горах Памир и Тянь-Шань за 1957 - 2010 годы уменьшились на 28-38 % и продолжают уменьшаться на 1 % в год [4].

В частности, в 2015 году из-за сильной жары в Таджикистане в нескольких горных районах возникли селевые потоки. В результате 72 семей остались без жилища, 15 человек погибло, общий ущерб составил около 600 млн. сомоний (почти 100 млн. долларов США) [7]. Такие же селевые потоки зафиксированы в нескольких горных районах Киргизистана, в реках Ала-Арча, Кизил-Арт и Сух наблюдалось резкое повышение уровня воды.

На территории Узбекистана до сегодняшнего дня крупные чрезвычайные ситуации с трансграничными свойствами, принёсшие значительный материальный ущерб (селевые потоки), наблюдались в Шахимардане (Ферганская область). Шахимардан выделяется своими природно-географическими свойствами. Эта территория-эксклав исторически много раз пострадала от селевых потоков и землетрясений. Такие природные катаклизмы прошли в реке Исфайрамсой в 1928, 1966 (июнь) и 1977 (май -июнь) годах, в реке Шохимардонсой (1998 йил 7-8 июль), и принесли большой ущерб населению, их жилью, имуществу, другим объектам отраслей экономики [2,5].

Следует отметить, что Республика Узбекистан заключила несколько соглашений с государствами региона по предотвращению трансграничных чрезвычайных ситуаций, в большинстве из них отдельное внимание уделено обмену информацией. В частности, вопросы обмена информацией учтены в 3-статье Соглашения «Об информировании и взаимодействии при природных и техногенных чрезвычайных ситуациях» стран СНГ от 1993 года; в 4-статье Соглашения «О сотрудничестве между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном при чрезвычайных ситуациях» от 1998 года; в 5-пункте 2-статьи Соглашения «О взаимодействии и оказании помощи государствам-участникам Шанхайской организации сотрудничества при чрезвычайных ситуациях», подписанном в рамках ШОС в 2005 году (таблица №1).

Если говорить о действиях Республики Узбекистан в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, в частности, действий, касающихся алюминиевого завода в Таджикистане, то руководством завода не выполняются полностью требования нескольких международных

документов: "Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" ООН от 1991 года; принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию»; «Всемирная хартия природы» от 1982 года.

Президент Республики Узбекистан господин Ш.М.Мирзиёев, выступая по этой теме на 72-сессии ООН в 2017 году заявил, что Узбекистан поддерживает проекты Конвенции об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья, разработанной региональным центром ООН по превентивной дипломатии, и подчеркнул, что в будущем возможны возрастания угроз чрезвычайных экологических ситуаций [5, 51].

Таблица №1

Основные межгосударственные соглашения_

№ Наименование межгосударственного Дата и место Стороны

соглашения подписания соглашения

1 «Об информировании и взаимодействии при 1993 год, Государства-члены

природных и техногенных чрезвычайных Минск СНГ

ситуациях»

2 «О сотрудничестве между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном при чрезвычайных ситуациях» 1998 год, Чупон-Ота Республики Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан

3 "О сотрудничестве между правительствами Республики Узбекистан и Республики Таджикистан по оперативному обмену информацией о разрушении озера Сарез" 2000 год, Ташкент Республики Узбекистан и Таджикистан

4 «О взаимодействии и оказании помощи 2005 год, Государства-члены

государствам-участникам Шанхайской Москва ШОС

организации сотрудничества при чрезвычайных

ситуациях»

Также, 14-16 сентября 2015 года, на Форуме Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посвящённой экономическим и экологическим вопросам, делегацией Республики Узбекистан подчёркнута важность ведения мониторинга высокогорных озёр Ферганской долины. Выводы. В Узбекистане, в системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций остаются определенные организационные и правовые проблемы. Они в основном отражены в существующей правовой базе и ряде организационных вопросов.

В частности, изученные правовые документы в основном касаются вопросов аварийного реагирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Также, механизм деятельности мониторинга и прогнозирования окружающей среды, радиационных аварий и чрезвычайных ситуаций отмечены в отдельных подзаконных документах. А на самом деле, субъекты и объекты в этих документах почти одинаковые, их задачи и функции также повторяются.

Вместе с тем, в целях ведения мониторинга чрезвычайных ситуаций в республике, обмена информацией между ведомствами, взаимодействия между ведомствами, а также в целях упрощения рассмотрения обращений граждан целесообразно создать "Единую дежурную диспетчерскую службу" (ЕДДС), это, на наш взгляд, послужит повышению эффективности деятельности этой системы.

Кроме этого, в условиях сохранения повышенной угрозы чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные свойства, можно увидеть, что большинство документов, разработанных в рамках региона, приняты в различных организациях. Это, в свою очередь, понижает возможность решения проблем, имеющих двухстороннюю направленность. В идеале, нужно разработать систему мониторинга, технологии и единый региональный отраслевой механизм предупреждения наводнений, селевых потоков, возникающих в результате интенсивных осадков на территории соседних государств. Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным подписание двухсторонних договоров, устанавливающих процедуры по предотвращению, смягчению и ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций.

Использованные источники:

1. ЕХДТнинг иктисодий ва экологик масалаларга багишланган форумида Узбекистон Рсспубликаси ФВВ вазирининг биринчи уринбосари, штаб бошлигининг маърузаси. - Т, 2015.

2. Пирназаров Р.Т., Хикматов Ф.Х. Тугонли кулларнинг гидрометеорологик режими ва улар хавфини камайтириш масалалари (Курбонкул мисолида). -Т.: Фан ва технология. 2013.

3. Садиров Х.Э. Узбекистан Республикаси радиациявий хавфсизлигини таъминлашнинг долзарб муаммолари ва уларнинг ечимлари. Магистр.дисс. СТИБОМ. 2009.

4. Хаджамбердиев И., Шабловский В., Пономарев В., Сарсенов А. Водные проблемы Центральной Азии. - М., 2011.

5. Узбекистон Республикаси Президенти Ш.М.Мирзиёевнинг 2017 йил 20 сентябрь куни БМТ Бош Ассамблеясида сузлаган нутки // http://uza.uz/оz/politicsuzbekiston-prezideini-shavkat-mirziyoev-bmt-bosh-assamblevasi-20-09-2017.

6. Сарезское озеро / Статья в Википедии - электронной энциклопедии // https: ru.wikipedia.org wiki Сарезское озеро

7. Тожикистон Республикаси Фавкулодда вазиятлар вазирлигининг расмий вебсайти: //www.mchs.tj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.