Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ ИСПАНИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В 1978-2022 ГОДАХ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ ИСПАНИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В 1978-2022 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТРАНСРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИСПАНИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СЕВЕРНАЯ АФРИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муслимова Е.О.

Изучается специфика международных связей регионов Испании со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Уделяется внимание повышению парадипломатической активности регионов в условиях глобализации и «нового» регионализма. Представлены результаты сопоставительного анализа международно-политических практик исследуемых территорий, комплексного изучения структуры политического, социально-экономического и иного взаимодействия регионов Испании с территориями стран Ближнего Востока и Северной Африки. Поднимается вопрос об институциональном и конституциональном оформлении международной деятельности регионов. Уделяется внимание площадкам публичной дипломатии, доступным автономиям Испании. Предложен комплексный методологический подход, теоретически основанный на позициях регионализма и теории пространства. Отсутствие системного знания о связанности регионов в контексте трансрегиональной интеграции идет вразрез с потребностями и возможностями изучения внешней политики территорий Евросоюза, Азии и Востока. Указанные обстоятельства диктуют необходимость пристального изучения регионов как территориальных, функциональных и политических единиц с разной степенью влияния в условиях внешнеполитического взаимодействия. Предлагается новое видение межрегиональных связей как ресурса взаимного социально-экономического и ценностного обогащения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN REGIONS OF SPAIN WITH COUNTRIES OF MIDDLE EAST AND NORTH AFRICA IN 1978-2022

The question of the specifics of the international relations of the regions of Spain with the countries of the Middle East and North Africa is considered. Attention is paid to increasing the paradiplomatic activity of the regions in the context of globalization and the “new” regionalism. The results of a comparative analysis of the international political practices of the studied territories, a comprehensive study of the structure of political, socio-economic and other interaction of the regions of Spain with the territories of the countries of the Middle East and North Africa are presented. The question is raised about the institutional and constitutional design of the international activities of the regions. Particular attention is paid to the platforms of public diplomacy available to the autonomies of Spain. The author’s complex methodological approach is involved, theoretically based on the positions of regionalism and the theory of space. The lack of systematic knowledge about the connectivity of regions in the context of trans-regional integration runs counter to the needs and opportunities for studying the foreign policy of the territories of the European Union, Asia and the East. These circumstances determine the relevance of the research topic and dictate the need for a close study of the regions as territorial, functional and political units with varying degrees of influence in the context of foreign policy interaction. The theoretical scientific significance of solving this problem is substantiated by the formation of a new vision of interregional relations as a resource for mutual socio-economic and value enrichment.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ ИСПАНИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В 1978-2022 ГОДАХ»

Check for updates

Муслимова Е. О. Сотрудничество регионов Испании со странами Ближнего Востока и Северной Африки в 1978—2022 годах / Е. О. Муслимова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 3. — С. 398—413. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-3-398-413.

Muslimova, E. O. (2023). Cooperation between Regions of Spain with Countries of Middle East and North Africa in 1978—2022. Nauchnyi dialog, ¡2 (3): 398-413. DOI: 10.24224/22271295-2023-12-3-398-413. (In Russ.).

О

RBSOO'v

Журнал включен в Перечень ВАК

WEB OF SCIENCE | ERIH llUW ¡¿¿¿J

HI BRARY.RU

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-3-398-413

Сотрудничество регионов Cooperation between Regions

Испании со странами of Spain with Countries

Ближнего Востока of Middle East and North

и Северной Африки Africa in 1978—2022

в 1978—2022 годах

Муслимова Екатерина Олеговна Ekaterina O. Muslimova

orcid.org/0000-0003-3866-450X orcid.org/0000-0003-3866-450X

кандидат исторических наук, PhD in History, Associate Professor,

доцент кафедры истории Department of History

и мировой политики and World Politics

e.o.muslimova@utmn.ru e.o.muslimova@utmn.ru

Тюменский University of Tyumen

государственный университет (Tyumen, Russia)

(Тюмень, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено за счет гранта The reported study was funded

Российского научного фонда by Russian Science Foundation

№ 22-78-10118, according to the research project

https://rscf.ru/project/22-78-10118/ № 22-78-10118,

https://rscf.ru/project/22-78-10118/

© Муслимова Е. О., 2023

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Изучается специфика международных связей регионов Испании со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Уделяется внимание повышению парадиплома-тической активности регионов в условиях глобализации и «нового» регионализма. Представлены результаты сопоставительного анализа международнополитиче-ских практик исследуемых территорий, комплексного изучения структуры политического, социально-экономического и иного взаимодействия регионов Испании с территориями стран Ближнего Востока и Северной Африки. Поднимается вопрос об институциональном и конституциональном оформлении международной деятельности регионов. Уделяется внимание площадкам публичной дипломатии, доступным автономиям Испании. Предложен комплексный методологический подход, теоретически основанный на позициях регионализма и теории пространства. Отсутствие системного знания о связанности регионов в контексте трансрегиональной интеграции идет вразрез с потребностями и возможностями изучения внешней политики территорий Евросоюза, Азии и Востока. Указанные обстоятельства диктуют необходимость пристального изучения регионов как территориальных, функциональных и политических единиц с разной степенью влияния в условиях внешнеполитического взаимодействия. Предлагается новое видение межрегиональных связей как ресурса взаимного социально-экономического и ценностного обогащения.

Ключевые слова:

трансрегиональное сотрудничество; регионы; Европейский союз; Испания; Ближний Восток; Северная Африка.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The question of the specifics of the international relations of the regions of Spain with the countries of the Middle East and North Africa is considered. Attention is paid to increasing the paradiplomatic activity of the regions in the context of globalization and the "new" regionalism. The results of a comparative analysis of the international political practices of the studied territories, a comprehensive study of the structure of political, socioeconomic and other interaction of the regions of Spain with the territories of the countries of the Middle East and North Africa are presented. The question is raised about the institutional and constitutional design of the international activities of the regions. Particular attention is paid to the platforms of public diplomacy available to the autonomies of Spain. The author's complex methodological approach is involved, theoretically based on the positions of regionalism and the theory of space. The lack of systematic knowledge about the connectivity of regions in the context of trans-regional integration runs counter to the needs and opportunities for studying the foreign policy of the territories of the European Union, Asia and the East. These circumstances determine the relevance of the research topic and dictate the need for a close study of the regions as territorial, functional and political units with varying degrees of influence in the context of foreign policy interaction. The theoretical scientific significance of solving this problem is substantiated by the formation of a new vision of interregional relations as a resource for mutual socio-economic and value enrichment.

Key words:

transregional cooperation; regions; European Union; Spain; Near East; North Africa.

8

УДК 327(460):94(5-012+6-011)"1978/2022"

Научная специальность ВАК 5.6.7. История международных отношений и внешней политики

Сотрудничество регионов Испании

со странами Ближнего Востока и Северной Африки

в 1978—2022 годах

© Муслимова Е. О., 2023

1. Введение = Introduction

Путь развития регионального сотрудничества как формы партнерства между странами и территориями насчитывает не одно десятилетие. С начала своего формирования Европейские Сообщества опирались на систему взаимодействия различных регионов, сперва — образованных несколькими государствами, затем — внутринациональных, впоследствии — особых трансграничных и еврорегионов. Что касается внешнеполитических стратегий, с 1970-х годов можно наблюдать формирование межгрупповых диалогов на основе крупных региональных объединений: ЕЭС — АСЕАН (Европейское экономическое сообщество стало партнером по диалогу Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в 1977 году), ЕЭС — Меркосур (переговоры о заключении торгового соглашения между союзами начались в 1999 году) и т. д.

Феномен «нового регионализма», объединивший глобальный и региональный уровни взаимодействия, способствовал становлению регионов в качестве самостоятельных акторов внешней политики. Мировая практика подтверждает, что развитие современного института кооперации опирается не только на межгосударственное сотрудничество: большая доля взаимодействий приходится на уровень субнациональных регионов как самостоятельных субъектов в рамках партнерства.

Таким образом, региональное сотрудничество нового поколения попадает в фокус двух значимых измерений взаимодействия — трансрегионализма как процесса институционализации сотрудничества между региональными объединениями и государствами из разных регионов мира и парадипломатии регионов, то есть субъектно-территориального участия во внешнеполитической деятельности [Лебедева и др., 2019, с. 73; Акимов, 2016, с. 26]. Меняющиеся тенденции централизации и геополитической ориентации, а также модели экономического роста и стагнации являются факторами, открывающими и закрывающими перед регионами возможно-

8

сти действовать на международном уровне [Arteev, 2021]. Д. А. Кузнецов указывает, что особенно активно трансрегиональные проекты развиваются на пространстве Евразии, где одновременно происходит усиление конкуренции и возникновение инициатив относительно возможностей их сопряжения [Кузнецов, 2017, с. 163].

Европейские Сообщества и Европейский союз считаются наиболее успешной интеграционной инициативой, где факторы децентрализации (многоуровневого управления) и деволюции (перераспределения компетенций между центром и регионами) играют важнейшую роль в функционировании мультикультурного сообщества в условиях глобализации. Как отмечает Т. В. Зонова, рост активности европейских регионов шел параллельно с мировым процессом регионализации и внутренними процессами перераспределения полномочий между центром и региональными единицами европейских государств [Зонова, 2011]. В частности, в конце 1970-х — начале 1980-х годов разрабатываются статуты испанских автономных сообществ, далее децентрализация затрагивает систему управления Великобритании, Бельгии. С 1982 года начинаются реформы местного самоуправления во Франции, в 1990-х годах наступает период пересмотра модели центр-локальных отношений в Скандинавских странах [Трофимова, 2011, с. 83—85]. Кроме того, с 1980-х годов европейские регионы начинают самостоятельно привлекать прямые инвестиции [Еремина, 2012, с. 44]. Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) 1992 года закрепил за субгосударственными единицами право участвовать в европейской интеграции и системе принятия решений (статья 198), позже возможности европейских регионов существенно расширились с появлением в 1994 году Комитета регионов [Treaty on European Union]. К этому моменту в Брюсселе уже были открыты представительства британских, французских, испанских регионов и федеральных земель Германии. Достаточно долгий и результативный путь становления европейских регионов в качестве самостоятельных участников внешнеполитического процесса позволяет рассматривать на их примере опыт продвижения региональных интересов и реализации парадипломатической деятельности, в том числе в контексте трансграничного взаимодействия.

Регионы стран Пиренейского полуострова (Испании и Португалии) представляют отдельный интерес в силу специфики распределения полномочий между центром и субгосударственными единицами в ассиметрич-ных унитарных государствах. Однако в отношении португальских регионов (административно-территориальное деление страны предполагает пять континентальных регионов и два автономных островных региона — Мадейру и Азорские острова) существует слабая тенденция к установлению

8

международных связей. По оценкам исследователей, регионы Португалии имеют широкие возможности для самостоятельной внешнеполитической деятельности, но в силу меньших территориальных ресурсов и высокой централизации в государстве их используют только островные регионы и крупные города (Порту и Лиссабон) [Tavares, 2016, с. 148].

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей и результатов взаимодействия автономных сообществ Испании со странами Ближнего Востока и Северной Африки, что позволяет осветить актуальную научную проблему, связанную с изучением регионального уровня взаимодействия территорий и его результатов в историко-хронологическом ключе.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Методологической основой исследования являются основные научные принципы — историзма, объективности и всесторонности. В ходе анализа стратегий внешнеполитической деятельности регионов исследуемых стран были применены историко-системный, историко-типологический, историко-генетический подходы. Теоретическая рамка исследования предполагает концептуализацию региона с опорой на пространственный подход — в качестве территориального, функционального и политического пространства, продукта изменений общественной жизни в структурном международно-политическом и экономическом пространстве. В ходе исследования также задействованы позиции «нового» и сравнительного регионализма.

В качестве основной единицы исследования выступают регионы уровня NUTS-2 по номенклатуре единиц в целях статистики ЕС (регионы, провинции, административные округа, воеводства, автономные сообщества и т. д.). Изучаемые регионы были выбраны с опорой на следующие качественные и количественные признаки: наличие нормативно закрепленных основ внешнеполитической деятельности, наличие и число зарубежных региональных представительств, а также договоров, соглашений, совместных проектов с партнерами из азиатских и восточных стран. Определение критериев было основано на характеристиках субгосударственных единиц, развивающих свою внешнеполитическую активность, выделенных Н. В. Ереминой: во-первых, такие регионы обращают особое внимание на региональный имидж, связанный с распространением информации о собственной культурной и этнической идентичности, которая может способствовать их продвижению во всех направлениях внешней политики; во-вторых, региональные органы власти на таких территориях рассматривают свою внешнеполитическую деятельность как инструмент для утверждения статуса и закрепления определенной степени автономии [Еремина, 2012, с. 47].

8

Источниковую базу исследования составили нормативные правовые акты: конституции рассматриваемых государств, статуты об автономии регионов, национальное законодательство, — а также материалы органов государственной власти национального и регионального уровня.

Хронологические рамки охватывают период последней четверти XX — XXI веков, таким образом, были исследованы события, повлиявшие на процесс становления регионов в качестве самостоятельных субъектов международных отношений.

Что касается историографии вопроса, существует значительное число научных работ, посвященных процессам автономизации, децентрализации и деволюции в Испании. Так, доктор исторических наук С. М. Хенкин указывает на наличие признаков федерализма в политическом устройстве Королевства Испания, говоря о способности испанских регионов к политической и институциональной самоорганизации и о поэтапной передаче компетенций и прерогатив от центра к автономным сообществам [Хенкин, 2018, с. 165]. Соотношение политики «центр — регионы» остается одной из важнейших проблем не только для политической системы Испании, но и для других европейских стран, включая Португалию, Францию, Италию, ФРГ, Финляндию и т. д. Актуализация регионализма в ЕС приводит к снижению роли национальных правительств и к повышению значимости региональных органов власти [Троицкий, 2017, с. 126]. С одной стороны, расширение компетенций и повышение самостоятельности регионов способствует их социально-экономическому развитию и позволяет автономиям участвовать в формировании и реализации общеевропейской политики [Шабага и др., 2013, с. 87]. С другой стороны, данный процесс способствует прогрессиро-ванию сепаратизма, что отчетливо видно на примере референдума о независимости, проведенного властями Каталонии в 2017 году [Сатшак-НеаШ, 2017]. Тем не менее исследователи подчеркивают важность установления регионами внешних связей как инструмента общего механизма борьбы со сложными внутриполитическими противоречиями с «центром», поскольку они позволяют территориям ощутить себя полноправными участниками международных отношений [Ермакова, 2014, с. 227]. При этом исследование векторов и результатов международной деятельности регионов Испании в отечественном и зарубежном научном поле представлено довольно фрагментарно. Единичные научные публикации дают представление о том, какие приоритеты и стратегии выбирают испанские автономии в самостоятельной внешнеполитической активности. В особенности это касается ближневосточного и североафриканского направления: трансграничное и межрегиональное взаимодействие территорий внутри ЕС гораздо чаще становится предметом исследовательского интереса.

8

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Нормативные основы международной деятельности автономных сообществ Испании

Формирование самостоятельной внешнеполитической стратегии автономных сообществ Испании в последней четверти XX — XXI веках неразрывно связано с историческим контекстом развития испанских регионов. На протяжении нескольких веков они активно отстаивали региональную идентичность и право на политическую, экономическую и культурно-лингвистическую самостоятельность. С началом демократических преобразований в Испанском государстве практически всем регионам был предоставлен режим «предавтономии». В дальнейшем юридические рамки автономии регионов были закреплены Конституцией Испании 1978 года, предусматривающей институциональное оформление полномочий региона в его статуте. Как указывает Т. В. Базаренко, изначально статуты сообществ не закрепляли за автономиями каких-либо полномочий во внешней политике, относя тем самым международную сферу к исключительной компетенции центрального правительства [Базаренко, 2014, с. 116—118]. Также Статья 149 Конституции Испании закрепила исключительную компетенцию в международных отношениях за государством [Constitución Española...]. Однако процесс реформирования статутов автономных сообществ, начавшийся в XXI веке, позволил регионам Испании выйти на новый уровень дипломатической деятельности. К тому же наличие пространной формулировки «международные отношения» в Конституции стало поводом для различных интерпретаций этого понятия в региональных кругах с целью легитимировать свою внешнеполитическую деятельность. Так, в новых поколениях статутов Андалусии, Канарских островов есть отдельные статьи, посвященные трансграничному сотрудничеству в контексте отношений с ЕС [Ley Orgánica 2/2007, 2007; Ley Orgánica 1/2018, 2018]. Каталония, Валенсия, Арагон расширили статуты правом взаимодействовать с другими государствами, заключать международные договоры и иметь представительства за рубежом [Ley Orgánica 6/2006, 2006; Ley Orgánica 5/1982, 1982; Ley Orgánica 5/2007, 2007]. Статут Эстрема-дуры закрепляет право сообщества на трансграничное и международное сотрудничество в интересах региона в координации с государством, а также право на планирование, переговоры и осуществление собственной политики в области трансграничного сотрудничества с Португалией [Ley Orgánica 1/2011, 2011]. Таким образом, испанские регионы имеют возможность вести международную деятельность в пределах, ограниченных национальным и региональным законодательством. При этом, несмотря на нечеткость формулировки «международные отношения», закрепленной

8

Конституцией, ее декларирует и использует значительное число автономных сообществ.

3.2. Институциональные возможности публичной дипломатии испанских регионов

Восточные страны, в частности, Израиль и арабские государства южного и восточного Средиземноморья, традиционно входят в число внешнеполитических партнеров Испании и ее регионов благодаря тесным историческим, политико-географическим и культурным связям. Развитие процессов глобализации и регионализации в последней четверти XX века способствовало установлению новых векторов сотрудничества — со странами Персидского залива, южной, юго-восточной и восточной Азии.

Значительное число взаимодействий испанских регионов с зарубежными партнерами реализуется через так называемую «Сеть Домов» («Red de Casas») — объединение площадок публичной дипломатии Испании, включающее латиноамериканское, средиземноморское, азиатское, африканское, ближневосточное направления. Так, например, деятельность «Casa Asia» сконцентрирована вокруг установления тесных и устойчивых связей Испании и ее территорий со странами азиатского макрорегиона в таких сферах, как экономика, политика, образование, культура и межкультурный диалог, коммуникации [Quiénes somos]. Организация была основана в 2001 году и с тех пор реализовала значительное число программ и проектов.

В 2006 году с целью поддержки партнерства Испании и ее регионов с арабскими странами и территориями была открыта некоммерческая организация «Casa Árabe». Наряду с центральными правительственными органами в ее работе активно задействованы региональные властные структуры отдельных автономных сообществ и местные органы власти — Хунта Андалусии, правительство Мадрида, мэрии Мадрида и Кордобы. В качестве основных направлений деятельности консорциум заявляет установление и поддержку открытых каналов коммуникации между испанским и арабским бизнес-сообществом, меры по облегчению доступа молодежи к профессиональному образованию и профессиональной реализации на арабском рынке труда, содействие межкультурному диалогу и взаимопониманию, культурную дипломатию [Casa Árabe...]. Дополнительно при «Casa Árabe» действует центр арабского языка. Стоит отметить, что организация ведет активную просветительскую и информационную работу, организуя семинары, круглые столы, лекториумы и онлайн-мероприятия, посвященные актуальным проблемам арабского мира: развитие гражданской активности в исламском общества, распространение и понимание ориентализма, реализация молодых мусульман в Испании, борьба с исла-

8

мофобией и радикализацией, миграция, поддержка диаспор, возможности и ограничения отдельных арабских стран.

В качестве отдельной площадки для сотрудничества со странами и регионами Средиземноморья в 2009 году была учреждена организация «Каса дель Медитерранео» (Casa del Mediterráneo). Создание консорциума поддержали Женералитат Валенсии, мэрии Аликанте и Бенидорма. В задачи организации входят содействие диалогу в Средиземноморском регионе, продвижение и развитие отношений Испании со странами региона в институциональной, социальной, экономической, научной, культурной, технологической сферах, в области предпринимательства и устойчивого развития, борьба с негативными изменениями климата в регионе, реализация транснациональных интересов стран региона. Несмотря на то, что в основном в повестку включена европейская часть Средиземноморья, в совместных проектах также задействованы партнеры из североафриканских и восточносредиземноморских стран [Casa Mediterráneo...]. Особая роль отводится городу Аликанте, где расположена штаб-квартира организации, в силу его географического расположения и исторических, культурных, экономических связей со средиземноморскими регионами.

Установление культурных, социально-экономических и политических связей между регионами Испании и Израилем активно поддерживается Центром «Сефарад-Исраэль» (Centro Sefarad-Israel), также входящим в сеть учреждений публичной дипломатии при Министерстве иностранных дел, Европейского союза и сотрудничества Испании. Центр был открыт в 2006 году при активном участии автономного сообщества Мадрид. В число направлений деятельности организации включено развитие культурных связей, просвещение по проблемам Холокоста и антисемитизма, объединение еврейских общин, установление политического и экономического диалога [Objetivos del Centro Sefarad-Israel]. Центр является основной площадкой для мероприятий Испано-израильской торговой палаты.

Обзор структуры и функционирования испанских институтов между-народнополитической и дипломатической деятельности позволяет сделать вывод о том, что «Сеть Домов» выступает в качестве главного и единственного институционального инструмента продвижения регионами собственной публичной дипломатии и развития политического, экономического и межкультурного диалога. Другие учреждения и площадки: Институт Сервантеса (Instituto Cervantes), Фонд Каролина (Fundación Carolina), сеть Фондов «Советов» (Red de Fundaciones Consejo) и прочие — реализуют интересы Испании в целом, а не ее отдельных территорий. Кроме того, отчетливо видна заинтересованность определенных автономий в конкретных партнерах и векторах сотрудничества, что обусловлено исторически-

8

ми и географическими факторами развития Испанского Королевства и его регионов, а также их внешнеполитических связей.

3.3. Восточный вектор международной деятельности регионов Испании

Что касается самостоятельной активности автономных сообществ Испании в установлении внешнеполитических связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки, стоит отметить деятельность Каталонского региона. Женералитат Каталонии активно сотрудничает с арабскими странами и территориями Средиземноморского региона: Ливаном, Марокко, Тунисом, Западной Сахарой и Палестинской автономией. В частности, Каталония содействует реализации финансируемой Европейским союзом программы «Масар» (MASAR) в Ливане, направленной на укрепление устойчивости местных муниципалитетов и решение проблем перемещенного населения в Ливане. Сотрудничество с Марокко носит более социальную направленность и связано с защитой детства, борьбой с дискриминацией и формированием солидарной экономики [Cooperació catalana].

Отдельного внимания заслуживает внешнеполитическая деятельность автономного сообщества «Арагон», которое активно использует возможности ближневосточных рынков для установления торговых связей. Этому содействует институциональная структура «Арагон Эстерьор» (Aragón Exterior, AREX), специализированный орган правительства Арагона, нацеленный на зарубежные связи. Под эгидой AREX действует сеть иностранных представительств региона, расположенных в более чем ста странах мира, в том числе в Израиле, Объединенных Арабских Эмиратах и Омане [Aragón Exterior.]. Иностранные офисы региона, открытые в разное время, нацелены на общую стратегию — экспертную помощь, продвижение, цифровизацию и повышение инновативности арагонских товаров и услуг, представляемых за рубежом.

Стоит отметить программу средиземноморского сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки «Куэнка Медитерранеа» (Cuenca Mediterránea), в которую активно включено автономное сообщество Валенсия. Программа функционирует под эгидой Европейского инструмента добрососедства (European Neighbourhood Instrument) в Средиземноморском регионе, инициированного в 2007 году, и нацелена на социально-экономическое развитие, поддержку образования, исследований, инноваций и технологического развития, социальную инклюзию и борьбу с бедностью, а также на защиту окружающей среды и климата [Antena del programa.]. Координация программы осуществляется двумя офисами в соответствии с географическим фокусом. Деятельность офиса в городе Акаба (Иордания) направлена на Восточное Средиземноморье, подразделение в Валенсии на-

8

целено на западную часть региона и соответствующие страны-участницы проектов (Испания, Франция, Италия, Мальта, Португалия и Тунис).

Примеры данных регионов и их международных проектов в ближневосточном и североафриканском регионах подтверждают тенденцию к усилению самостоятельной внешнеполитической деятельности автономий и их стремлению участвовать в процессе принятия решений наравне с центральным правительством. При этом сотрудничество с иностранными партнерами концентрируется в совершенно различных сферах — от прямого товарооборота до гуманитарных и культурных инициатив.

4. Заключение = Conclusions

Методологическая исследовательская база, а также выдвинутые для отбора регионов критерии внесли в содержание исследования ряд ограничений. Во-первых, в территориальные исследовательские рамки были включены только регионы Испании: в Португалии международную деятельность ведут лишь островные регионы, и на Восток они не ориентированы. Конституция, принятая в 1976 году, закрепляет за автономными регионами Мадейра и Азорские острова полномочия устанавливать внешние связи, однако архипелаги реализуют данное право лишь в Атлантическом регионе — в отношении Северной и Латинской Америки, а также африканского архипелага Кабо-Верде. Во-вторых, не рассматривалось сотрудничество испанских автономных сообществ со странами Востока, не входящими в арабский регион, — Индией, Китаем, Японией и другими, данное направление видится в качестве отдельного исследования.

Таким образом, на примере развития испанских автономий наглядно видны различия в уровне активности регионов в самостоятельных внешнеполитических практиках. Очевидно, что регион чаще всего задействует весь спектр доступных внешнеполитических ресурсов: культурную дипломатию, продвижение собственной продукции, достижения науки и технологий. Географический диапазон партнеров испанских регионов достаточно широк и включает страны всего региона Ближнего Востока и Северной Африки. Значительную поддержку в установлении иберийско-восточных связей оказывают площадки публичной дипломатии. Что касается хронологических этапов становления сотрудничества со странами Востока, его активизация приходится на конец XX — начало XXI века, что может объясняться повышением внимания к региональному уровню в повестке Европейского союза и обновлением нормативно-правовой базы регионов.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в расширении числа изучаемых регионов Испании и выделении их стратегий внешнеполитического взаимодействия со странами Востока в XX—XXI веках.

'9

OPEN ft ACCESS

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declare no conflicts of interests.

Источники и принятые сокращения

1. Конституция Португальской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://legalns.com/download/books/cons/portugal.pdf (дата обращения: 08.03.2023).

2. Antena del programa "Cuenca Mediterránea" del Instrumento de vecindad y asociación (ENPI CBC MED) [Electronic resource]. — Access mode : https://presidencia.gva.es/es/web/ dg-relaciones-ue/antena-enpi-en-valencia (accessed 12.03.2023).

3. Aragón Exterior. Red de oficinas [Electronic resource]. — Access mode : https://www. aragonexterior.es/inicio/red-de-oficinas/ (accessed 12.03.2023).

4. Basque Trade& Investment. Red exterior [Electronic resource]. — Access mode : https://basquetrade.spri.eus/es/red-exterior/ (accessed 13.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Casa Árabe. Quiénes somos. Donde se encuentran España y el mundo árabe [Electronic resource]. — Access mode : https://www.casaarabe.es/p/quienes-somos (accessed 12.03.2023).

6. Casa Asia en el programa europeo EU-Japan Region-to-Region Innovation Cooperation [Electronic resource]. — Access mode : https://www.casaasia.es/actualidad/casa-asia-en-el-programa-europeo-eu-japan-region-to-region-innovation-cooperation/ (accessed 15.03.2023).

7. Casa Asia. Quiénes somos [Electronic resource]. — Access mode : https://www.casaa-sia.es/quienes-somos-casa-asia/ (accessed 15.03.2023).

8. Casa Mediterráneo. Sobre nosotros [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.casa-mediterraneo.es/sobre-nosotros/ (accessed 12.03.2023).

9. Constitución Española Aprobada por Las Cortes en sesiones plenarias del. Congreso de los Diputados y del Senado celebradas el 31 de octubre de 1978 [Electronic resource] // Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. — Access mode : https://www.boe.es/buscar/act. php?id=BOE-A-1978-31229 (accessed 12.02.2023).

10. Cooperació catalana. Mediterránia [Electronic resource]. — Access mode : https:// cooperaciocatalana.gencat.cat/ca/que-fem/paisos_i_territoris/mediterrania/ (accessed 12.03.2023).

11. CPLP. Histórico — Como surgiu? [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.cplp.org/id-2752.aspx (accessed 08.03.2023).

12. El Centre Catalá de Kansai (CCK) [Electronic resource]. — Access mode : http:// cckansai.com/cat/centre.html (accessed 10.03.2023).

13. Estatuto Político-Administrativo da Regiao Autónoma da Madeira [Electronic resource]. — Access mode : https://dre.pt/dre/legislacao-consolidada/lei/1999-34496275 (accessed 08.03.2023).

14. La Comunitat Catalana a Toquio [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.casal.tokyo/ (accessed 10.03.2023).

15. Ley Orgánica 1/2011, de 28 de enero, de reforma del Estatuto de Autonomía de la Comunidad Autónoma de Extremadura [Electronic resource] // Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. — Access mode : https:// www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia. pdf (accessed 16.03.2023).

16. Ley Orgánica 1/2018, de 5 de noviembre, de reforma del Estatuto de Autonomía de Canarias [Electronic resource] // Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición

8

actualizada a 10 de febrero de 2023. — Access mode : https://www.boe.es/biblioteca_juridica/ codigos/abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023).

16. Ley Orgánica 2/2007, de 19 de marzo, de reforma del Estatuto de Autonomía para Andalucía [Electronic resource]. — Access mode : http://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2007-5825 (accessed 16.03.2023).

17. Ley Orgánica 5/1982, de 1 de julio, de Estatuto de Autonomía de la Comunidad Valenciana [Electronic resource] // Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. — Access mode : https://www.boe.es/biblioteca_juridica/ codigos/abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023).

18. Ley Orgánica 5/2007, de 20 de abril, de reforma del Estatuto de Autonomía de Aragón [Electronic resource] // Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. — Access mode : https://www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/ abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023).

19. Ley Orgánica 6/2006, de 19 de julio, de reforma del Estatuto de Autonomía de Cataluña [Electronic resource] // Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. — Access mode : https://www.boe.es/biblioteca_juridica/ codigos/abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023).

20. O Estatuto Político-Administrativo da Regiao Autónoma dos Afores, aprovado pela Lei n° 39/80, de 5 de agosto [Electronic resource]. — Access mode : https://www.alra.pt/ index.php/estatuto-politico-administrativo (accessed 08.03.2023).

21. Objetivos del Centro Sefarad-Israel [Electronic resource]. — Access mode : http:// www.sefarad-israel.es/quienes-somos-centro-sefarad-israel (accessed 12.03.2023).

22. Portal do Conselho Mundial das Casas dos Afores [Electronic resource]. — Access mode : https://casasdosacores.org/ (accessed 08.03.2023).

23. Treaty on European Union [Electronic resource] // Official Journal C 191, 29/07/1992. — P. 0001—0110. — Access mode : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:11992M/TXT (accessed 01.03.2023).

1. Акимов Ю. Г. Парадипломатия как средство выражения региональной идентичности субъектов федераций / Ю. Г. Акимов // Управленческое консультирование. — 2016. — № 2 (86). — С. 25—33.

2. Базаренко Т. В. Внешнеполитическая деятельность автономных сообществ Испании в контексте концепции «Европа регионов» : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.15 / Т. В. Базаренко. — Москва, 2014. — 238 с.

3. Ермакова Э. В. Усиление роли институтов ЕС в продвижении внешней региональной деятельности стран-членов / Э. В. Ермакова // Вестник МГИМО. — 2014. — № 4 (37). — С. 222—230.

4. Зонова Т. В. Парадипломатия европейских регионов / Т. В. Зонова // Вся Европа. — 2011. — № 4 (54).

5. Кузнецов Д. А. Дискуссии экспертов о перспективах и роли трансрегиональных проектов в Евразии: проблемы теоретического осмысления и практического воплощения. По итогам круглого стола «Трансрегионализм Евразии», х конвент рами, МГИМО МИД России, 8 декабря 2016 / Д. А. Кузнецов // Сравнительная политика. — 2017. — № 2. — С. 163—171.

6. Лебедева М. М. Трансрегионализм — новый феномен мировой политики / М. М. Лебедева, Д. А. Кузнецов // Полис. Политические исследования. — 2019. — № 5. — С. 71—84. — DOI: 10.17976/jpps/2019.05.06.

Литература

7. Троицкий Е. Ф. Комитет регионов ЕС : создание и эволюция (1993—2009 гг.) / Е. Ф. Троицкий // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — № 415. — С. 126—129.

8. Трофимова И. Н. Трансформация отношений центральной и местной власти в процессе децентрализации управления (опыт европейских стран) / И. Н. Трофимова // Ars Administrandi. — 2011. — № 2. — С. 80—91.

9. Хенкин С. М. Политико-территориальная модель Испании : старые проблемы и новые вызовы / С. М. Хенкин // Полития. — 2018. — № 4 (91). — С. 162—179.

10. Шабага А. В. Внешнеполитический аспект региональной политики Испании / А. В. Шабага, Т. В. Базаренко // Вестник РУДН. Серия : Международные отношения. — 2013. — № 2. — С. 83—91.

11. Arteev S. From Decentralization to Coordination : The Evolution of Russian Paradi-plomacy (1991—2021) / S. Arteev, I. U. Kentros Klyszcz // Problems of Post-Communism. — 2021. — № 1. — Pp. 1—12. — DOI: 10.1080/10758216.2021.2009350.

12. Caminals-Heath R. Cultural Identity : The Catalan Referendum / R. Caminals-Heath // Cultural Identity : the Catalan Referendum. — Fairfax, VA : George Mason University, 2017. — 9 p.

13. Dronova S. Yu. Modern relations between the central and regional authorities of Spain : problems and mechanisms of regulation : dissertation for the degree of candidate of political sciences / S. Yu. Dronova. — Moscow, 2020. — 189 p.

14. Tavares R. Paradiplomacy : Cities and States as Global Players / R. Tavares. — Oxford : Oxford University Press, 2016. — 256 p.

Статья поступила в редакцию 30.02.2023, одобрена после рецензирования 19.04.2023, подготовлена к публикации 24.04.2023.

Material resources

Antena del programa "Cuenca Mediterránea" del Instrumento de vecindad y asociación (ENPI CBC MED). Available at: https://presidencia.gva.es/es/web/dg-relaciones-ue/antena-enpi-en-valencia (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

Aragón Exterior. Red de oficinas. Available at: https://www.aragonexterior.es/inicio/red-de-oficinas/ (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

Basque Trade& Investment. Red exterior. Available at: https://basquetrade.spri.eus/es/red-exterior/ (accessed 13.03.2023). (In Spain.).

Casa Arabe. Quiénes somos. Donde se encuentran España y el mundo árabe. Available at: https://www.casaarabe.es/p/quienes-somos (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

Casa Asia en el programa europeo EU-Japan Region-to-Region Innovation Cooperation.

Available at: https://www.casaasia.es/actualidad/casa-asia-en-el-programa-eu-ropeo-eu-japan-region-to-region-innovation-cooperation/ (accessed 15.03.2023). (In Spain.).

Casa Asia. Quiénes somos. Available at: https://www.casaasia.es/quienes-somos-casa-asia/ (accessed 15.03.2023). (In Spain.).

Casa Mediterráneo. Sobre nosotros. Available at: https://www.casa-mediterraneo.es/sobre-nosotros/ (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

Constitución Española Aprobada por Las Cortes en sesiones plenarias del. Congreso de los Diputados y del Senado celebradas el 31 de octubre de 1978. Agencia Estatal Bo-

8

letín Oficial del Estado. Available at: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1978-31229 (accessed 12.02.2023). (In Spain.).

Cooperació catalana. Mediterrania. Available at: https://cooperaciocatalana.gencat.cat/ca/ que-fem/paisos_i_territoris/mediterrania/ (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

CPLP. Histórico — Como surgiu? Available at: https://www.cplp.org/id-2752.aspx (accessed 08.03.2023). (In Spain.).

El Centre Catala de Kansai (CCK). Available at: http://cckansai.com/cat/centre.html (accessed 10.03.2023). (In Spain.).

Estatuto Político-Administrativo da Regiao Autónoma da Madeira. Available at: https://dre.pt/ dre/legislacao-consolidada/lei/1999-34496275 (accessed 08.03.2023). (In Spain.).

La Comunitat Catalana a Toquio. Available at: https://www.casal.tokyo/ (accessed 10.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 1/2011, de 28 de enero, de reforma del Estatuto de Autonomía de la Comunidad Autónoma de Extremadura. Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. Available at: https://www.boe.es/bib-lioteca_juridica/codigos/abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 1/2018, de 5 de noviembre, de reforma del Estatuto de Autonomía de Canarias. Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. Available at: https://www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/ abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 2/2007, de 19 de marzo, de reforma del Estatuto de Autonomía para Andalucía.

Available at: http://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2007-5825 (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 5/1982, de 1 de julio, de Estatuto de Autonomía de la Comunidad Valenciana.

Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. Available at: https://www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/ abrir_pdf.php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 5/2007, de 20 de abril, de reforma del Estatuto de Autonomía de Aragón. Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. Available at: https://www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/abrir_pdf. php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

Ley Orgánica 6/2006, de 19 de julio, de reforma del Estatuto de Autonomía de Cataluña. Estatutos de Autonomía. Boletín oficial del estado. Edición actualizada a 10 de febrero de 2023. Available at: https://www.boe.es/biblioteca_juridica/codigos/abrir_pdf. php?fich=017_Estatutos_de_Autonomia.pdf (accessed 16.03.2023). (In Spain.).

O Estatuto Político-Administrativo da Regiao Autónoma dos Agores, aprovado pela Lei n° 39/80, de 5 de Agosto. Available at: https://www.alra.pt/index.php/estatuto-politico-administrativo (accessed 08.03.2023). (In Spain.).

Objetivos del Centro Sefarad-Israel. Available at: http://www.sefarad-israel.es/quienes-so-mos-centro-sefarad-israel (accessed 12.03.2023). (In Spain.).

Portal do Conselho Mundial das Casas dos Agores. Available at: https://casasdosacores.org/ (accessed 08.03.2023). (In Spain.).

The Constitution of the Portuguese Republic. Available at: https://legalns.com/download/ books/cons/portugal.pdf (accessed: 08.03.2023). (In Russ.).

Treaty on European Union. (1992). Official Journal C 191, 29/07. 0001—0110. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:11992M/TXT (accessed 01.03.2023). (In Spain.).

References

Akimov, Yu. G. (2016). Paradiplomacy as a means of expressing the regional identity of the subjects of federations. Managerial consulting, 2 (86): 25—33. (In Russ.).

Arteev, S., Kentros Klyszcz, I. U. (2021). From Decentralization to Coordination: The Evolution of Russian Paradiplomacy (1991—2021). Problems of Post-Communism, 1: 1—12. DOI: 10.1080/10758216.2021.2009350.

Bazarenko, T. V. (2014). Foreign policy activity of autonomous communities of Spain in the context of the concept of "Europe of Regions". PhD Diss. Moscow. 238 p. (In Russ.).

Caminals-Heath, R. (2017). Cultural Identity: The Catalan Referendum. In: Cultural Identity: the Catalan Referendum. Fairfax, VA: George Mason University. 9 p.

Dronova, S. Yu. (2020). Modern relations between the central and regional authorities of Spain: problems and mechanisms of regulation. PhD Diss. Moscow. 189 p.

Ermakova, E. V. (2014). Strengthening the role of EU institutions in promoting the external regional activities of member states. MGIMOBulletin, 4 (37): 222—230. (In Russ.).

Henkin, S. M. (2018). The politico-territorial model of Spain: old problems and new challenges. Politiya, 4 (91): 162—179. (In Russ.).

Kuznetsov, D. A. (2017). Expert discussions on the prospects and role of trans-regional projects in Eurasia: problems of theoretical understanding and practical implementation. According to the results of the round table "Transregionalism of Eurasia", x rami Convention, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, December 8, 2016. Comparative Politics, 2: 163—171. (In Russ.).

Lebedeva, M. M., Kuznetsov, D. A. (2019). Transregionalism — a new phenomenon of world politics. Polis. Political studies, 5: 71—84. DOI: 10.17976/jpps/2019.05.06. (In Russ.).

Shabaga, A. V., Bazarenko, T. V. (2013). The foreign policy aspect of the regional policy of Spain. Bulletin of the RUDN. Series: International Relations, 2: 83—91. (In Russ.).

Tavares, R. (2016). Paradiplomacy: Cities and States as Global Players. Oxford: Oxford University Press. 256 p.

Trofimova, I. N. (2011). Transformation of relations between central and local authorities in the process of decentralization of management (experience of European countries). ArsAdministrandi, 2: 80—91. (In Russ.).

Troitsky, E. F. (2017). Committee of the EU Regions: Creation and Evolution (1993—2009). Bulletin of Tomsk State University, 415: 126—129. (In Russ.).

Zonova, T. V. (2011). Paradiplomacy of European regions. All of Europe, 4 (54). (In Russ.).

The article was submitted30.02.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 24.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.