Э01 10.24412/с1-37257-2024-1-132-136 Чичерова Е.Д.
Сотрудничество психологов и педагогов в школьных программах реабилитации психических расстройств среди подростков
ГБПОУ «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Современное общество сталкивается с увеличивающимся числом подростков, страдающих от психических расстройств. По данным ВОЗ за 2022 год, юноши и девушки 10-19 лет сталкиваются с тревожными расстройствами (3,6-4,6 %), депрессией (1,1 %), СДВГ (3,1 %), расстройствами пищевого поведения, психотическими расстройствами [2]. Психические расстройства у подростков могут оказать долгосрочное воздействие на их физическое и психическое здоровье, социальное функционирование и успех в учебе. Однако реабилитация и поддержка подростков с психическими расстройствами становятся все более сложными задачами.
Важность вовлечения психологов и педагогов в процесс реабилитации и поддержки подростков с психическими расстройствами не может быть недооценена. Психологи обладают экспертизой в области психического здоровья, эмоциональных и поведенческих аспектах, а педагоги имеют опыт в образовании и воспитании молодежи. Комбинированный вклад этих специалистов в процесс реабилитации подростков может оказать существенное положительное воздействие на их жизни и будущее.
Эта статья посвящена изучению сотрудничества психологов и педагогов в школьных программах реабилитации психических расстройств среди подростков. Мы рассмотрим важность такого сотрудничества, его потенциальные выгоды и вызовы. Целью данной статьи является не только обсуждение актуальности совместной работы психологов и педагогов в контексте подростков с психическими расстройствами, но и предоставление практических рекомендаций и стратегий для улучшения этого важного мультидисципли-нарного взаимодействия. Для достижения цели были использованы такие методы исследования, как анализ научной литературы, сравнение, синтез.
Подростковый возраст является критическим периодом в развитии, и эффективное сотрудничество между психологами и педагогами может сделать значительный вклад в формирование здорового и успешного будущего для этих молодых людей. Педагоги и психологи, работающие вместе, образуют команду специалистов, которая разрабатывает и реализует программы, ориентированные на поддержку и восстановление психического здоровья подростков. При анализе современных научных источников были определены следующие потенциальные выгоды такого сотрудничества: 1. Комплексный подход: сотрудничество психологов и педагогов позволяет создать комплексный и всесторонний подход к реабилитации подрост-
ков с психическими расстройствами. Психологи могут работать с эмоциональными и психическими аспектами, в то время как педагоги могут помогать в образовании и социализации.
2. Индивидуализированный подход: комбинированная экспертиза психологов и педагогов позволяет создавать индивидуальные планы реабилитации, учитывающие уникальные потребности каждого подростка.
3. Повышение образовательных результатов: педагоги могут помогать подросткам с психическими расстройствами в преодолении образовательных трудностей, что способствует повышению их успеваемости и самооценки.
4. Поддержка в социальной адаптации: психологи и педагоги могут совместно работать над улучшением навыков социальной адаптации у подростков, помогая им лучше интегрироваться в общество и избегать изоляции.
5. Снижение стигмы: сотрудничество психологов и педагогов может способствовать уменьшению стигмы, связанной с психическими расстройствами, и способствовать более открытому обсуждению их среди подростков и общества.
В рамках сотрудничества разрабатываются специальные программы и мероприятия, направленные на обследование, лечение и реабилитацию подростков с психическими расстройствами. Они включают в себя следующие: обследование, диагностику, индивидуальную консультацию учащихся, мероприятия по повышению уровня психологической образованности, а также работу с родителями [1].
На этапе диагностики специалисты проводят обследования и тестирования, чтобы подтвердить характер психических расстройств у подростков: как правило, используются психометрические тесты, интервью, анкеты и наблюдение за ребенком в различных ситуациях. Подобные методики помогают сформировать общую картину состояния ребенка и определиться с траекторией программы реабилитации в школе. Критически важна оперативная диагностика детей с высокими рисками суицидального поведения [3].
Следующим этапом является индивидуальное консультирование ребенка психологом и педагогами. Чаще всего специалисты прибегают к игровым методам консультирования, сказкотерапии, однако в рамках повышения уровня социализации и развития навыков совладания с различными типами поведения могут быть использованы групповые тренинги с коллективом класса. Также проводятся тренинги и занятия, нацеленные на развитие навыков эмоциональной регуляции и управления стрессом учащихся: в программу входят упражнения релаксации, тренинги по улучшению навыков коммуникации и управлению конфликтами [6].
На данный момент в Российской Федерации существует федеральная программа внеурочных занятий «Умей вести за собой», включающая в себя тренинги по развитию социально-психологической компетенции подростков. Подросток, растущий в семье, благополучной или неблагополучной, должен уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других. Данная про-
блема и обусловила актуальность написания программы по развитию навыков общения у подростков.
Основы социально-психологической компетентности закладываются в семье, которая формирует у ребенка первый опыт эмоциональных и деловых отношений между людьми. Однако в последние десятилетия авторитет семьи упал. Не способна сформировать у ребенка адекватные социальные навыки и неблагополучная семья. Психологи и педагоги совместно работают с родителями подростков, чтобы обеспечить им необходимую поддержку и информацию о психическом здоровье их детей в формате индивидуальных консультаций и семейных встреч.
Стоит отметить, что эффективность реабилитационных мероприятий в рамках образовательного учреждения может быть ограничена некоторыми факторами:
1. Нехватка ресурсов: недостаток финансирования и кадровых ресурсов может ограничивать возможности школ для обеспечения сотрудничества психологов и педагогов.
2. Коммуникационные проблемы: психологи и педагоги могут иметь различные профессиональные языки и методы работы, что будет затруднять эффективное взаимодействие. Для преодоления данного фактора психологи образовательных учреждений могут проводить мероприятия по психологическому образованию сотрудников учреждения, а также организовывать индивидуальные консультации по рабочему процессу.
3. Сотрудничество может вызывать вопросы, связанные с культурными и этическими аспектами, в том числе с конфиденциальностью информации. Определенная доля родителей на данный момент добровольно отказывается от психологического сопровождения их ребенка в образовательном процессе, что может создавать дополнительные трудности при выстраивании индивидуальных траекторий развития подростка.
4. Сложность мониторинга и оценки результатов: измерение эффективности сотрудничества и оценка достигнутых результатов может быть сложной задачей, и несмотря на наличие определенных критериев оценки качества оказания психологической помощи, фактор субъективности по-прежнему остается актуальной проблемой при анализе результатов деятельности специалистов.
В настоящее время реабилитация подростков с психическими заболеваниями в школе является важной и актуальной темой исследований. Несмотря на наличие программ реабилитации есть потребность в постоянном совершенствовании их эффективности с целью достижения максимального психологического и социального благополучия подростков.
Одним из возможных путей улучшения программ реабилитации является внедрение мультимодального подхода. Этот подход предполагает комбинацию различных методов и техник, включая когнитивно-поведенческую терапию, психообразование, родительское вмешательство и физическую активность. Способность мультимодального подхода к адаптации и индиви-
дуализации программ реабилитации помогает достичь лучших результатов у подростков с различными психическими заболеваниями [8].
Другим аспектом, который следует учитывать при улучшении программ реабилитации, является использование технологий. Использование мобильных приложений, виртуальной реальности и других технологий может значительно повысить доступность и эффективность программ реабилитации. Например, исследования показывают положительные результаты использования мобильных приложений для самоотчетности и самоконтроля у подростков с депрессией. Также важно учитывать возможности телемедицины, которая может оказывать психологическую поддержку и реабилитационные услуги в удаленном режиме [7].
Следует отметить необходимость включения родителей или опекунов подростков в процесс реабилитации. Исследования показывают, что семейное вмешательство может привести к улучшению результатов реабилитации подростков с психическими заболеваниями. Программы реабилитации, которые активно вовлекают родителей или опекунов, помогают создать благоприятное и поддерживающее окружение для подростков, что способствует их психологической стабильности и успеху в образовательной среде [5].
Несмотря на вызовы, сотрудничество психологов и педагогов в школьных программах реабилитации психических расстройств подростков остается важным инструментом для улучшения психического здоровья и образовательных результатов молодых людей. Разработка стратегий для преодоления этих вызовов может способствовать более успешной реализации таких программ.
В дальнейшем при разработке данной темы планируется изучение эффективности различных подходов к реабилитации психических расстройств у подростков в школьной среде, изучение факторов, влияющих на стигматизацию психических расстройств у подростков, исследование потребностей и ожиданий подростков с психическими расстройствами от школьной реабилитации, анализ влияния реабилитационных программ на академическую успеваемость и социальную адаптацию.
Список литературы
1. Ахмадов Н.Р. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков // Science and Education. 2022. Vol. 3. No. 2. P. 1045-1053.
2. Всемирная организация здравоохранения (б.д.). Подростковое психическое здоровье // Официальный веб-сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ adolescent-mental-health (дата обращения: 15.01.2024).
3. Жопдошбаев Д.А., Кошонова С.Ш., Накатаев М.А., Райымбердиев Ы.А.. Проявление суицидного поведения подростков и реабилитация их в современных условиях // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 1. С. 201-205.
4. Кудинова Е.А. Социально-педагогическая профилактика зависимостей у подростков в условиях общеобразовательной школы / Е.А. Кудинова // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск, 22-23 марта 2022 года. В 3-х тт. Т. 2. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2022. С. 177-180.
5. Морозов В.А., Копия С.К. Особенности работы с трудными подростками из деструктивной среды и с детьми с социально-психическими заболеваниями // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 29. С. 1191-1202.
6. Сепяяияа М.Н., Максимова Н.Е. Новые формы психопрофилактики и реабилитации психических расстройств в детском возрасте // Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. XVI съезд психиатров России. 2015. С. 776-776.
7. Ojio Y. et al. Innovative approach to adolescent mental health in Japan: school-based education about mental health literacy // Early intervention in psychiatry. 2021. Vol. 15. No. 1. P. 174-182.
8. Waqas A. et al. Interventions to reduce stigma related to mental illnesses in educational institutes: A systematic review // Psychiatric Quarterly. 2020. Vol. 91. P. 887-903.