Научная статья на тему 'Сотрудничество оперативных подразделений ОВД на международном уровне в противодействии организованной преступности и коррупции'

Сотрудничество оперативных подразделений ОВД на международном уровне в противодействии организованной преступности и коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ / ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC SUPPORT / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА / IMPROVEMENT ACTIVITIES / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OF OPERATIVE CRIME DETECTION ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL-TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тузов Л.Л., Шейшеев А.Д.

Рассматриваются вопросы научного обеспечения разработки мер, направленных на совершенствование сотрудничества оперативных подразделений на международном уровне в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OPERATIVE SUBDIVISION OF THE ORGAN OF THE INTERIOR AFFAIRS IN THE REACTION ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

In article questions of scientific support the working out measures pointed on improvement activities of operative department of the organ of the interior affairs in the fight with organized crime and corruption.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество оперативных подразделений ОВД на международном уровне в противодействии организованной преступности и коррупции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ v

Актуальные проблемы криминалистики

СОТРУДНИЧЕСТВО ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ

л.л. ТУЗОВ

профессор кафедры ОРД Московского университета МВД России

А.Д. ШЕЙШЕЕВ

адъюнкт кафедры ОРД Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: Azamat Sheisheev @ gmail.com

Аннотация. Рассматриваются вопросы научного обеспечения разработки мер, направленных на совершенствование сотрудничества оперативных подразделений на международном уровне в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Ключевые слова: организованная преступность и коррупция, научное обеспечение, совершенствование сотрудничества, оперативно-розыскная деятельность, информационно-телекоммуникационные технологии.

INTERNATIONAL COOPERATION OPERATIVE SUBDIVISION

OF THE ORGAN OF THE INTERIOR AFFAIRS IN THE REACTION ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

L.L. TUZOV

Professor department of operative crime detection activities Moscow University Ministry of Internal Affairs Russia

A.D. SHEISHEEV

post graduate department of operative crime detection activities Moscow University Ministry of Internal Affairs Russia

Annotation. In article questions of scientific support the working out measures pointed on improvement activities of operative department of the organ of the interior affairs in the fight with organized crime and corruption.

Key words: organized crime and corruption, scientific support, improvement activities, of operative crime detection activities, informational-telecommunications technology.

С момента обретения независимости Кыргызская Республика положила начало формированию основ правового государства. Принятая Конституция надежно закрепила основные приоритеты и ценности, касающиеся прав человека и гражданина в обществе и государстве. Провозглашенный курс должен обеспечивать максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к уровню, когда она перестанет быть угрозой общественной и национальной безопасности. однако, происходящие в обществе негативные процессы связаны с наличием организованной преступности и коррупции, что стало серьезной проблемой для дальнейшего развития страны.

Кыргызская Республика, устраняя негативные кризисные последствия этнических конфликтов, вступила в новую эпоху, характеризующуюся необходимостью осуществления кардинальных об-щественно-формационных изменений, глубоких экономических преобразований, политических, организационных основ государственной и общественной жизни. Под их воздействием происходит обновление мировоззренческих взглядов в области защиты прав и свобод человека, а также интересов создаваемого суверенного правового демократического государства и гражданского общества от различных угроз. Диалектика их формирования предъявляет исключительные требования к систе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы криминалистики

ме государственной власти, системе безопасности, правоохранительным органам, в том числе к оперативным подразделениям органов внутренних дел, стоящим на переднем крае борьбы с преступностью.

Новая власть, пришедшая к управлению страной в апреле 2010 г., обозначила свою позицию по данной проблеме и громогласно «объявила войну» криминалу. В структуре МВД Кыргызской Республики создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Парламентом страны в 2011 г. принят Закон «О противодействии организованной преступности». Все эти меры были направлены на нейтрализацию влияния организованной преступности и коррупции.

На современном этапе выделяются тенденции постоянного роста, активизации и профессионализма организованной преступности. Свидетельством тому служит то, что на территории страны действуют 12 организованных групп, из них 5 групп — устойчивые, а всего на оперативном учете в МВД состоит 300 человек. С начала 2011г. принятыми мерами ГУБОПК МВД Кыргызской Республики были задержаны 150 членов ОПГ, из которых 18 имели статус «смотрящих» и «авторитетов». Такое положение оказывает значительное влияние на осложнение оперативной обстановки, что способствует росту тяжких и особо тяжких преступлений с резким снижением их раскрываемости. Всего за 2010 г. зарегистрировано 33528 преступлений, а в 2009 г. 15873. Убийств: 2011 г. — 388, 2010 г. — 909, 2009 г. — 419. Изнасилований: 2011 г. — 323,

2010 г. — 314, 2009 г. — 303. Разбойных нападений:

2011 г. — 438, 2010 г. — 536, 2009 г. — 3591.

Существующие в стране организованные криминальные группы все больше приобретают черты, свойственные транснациональной организованной преступности. Это обусловлено наличием постоянной связи между криминальными организациями и широкомасштабной преступной деятельностью на международном уровне. Для организованной преступности государственные границы между странами не являются ограничением, что способствует активному объединению и сотрудничеству, а наличие коррупции предоставляет большой простор для преступных действий.

Мнения многих ученных совпадают в том, что эффективное решение таких задач возможно лишь при условии систематического взаимодействия оперативных аппаратов, а также при осуществлении тесного сотрудничества между правоохранительными органами на международном уровне.

В этой связи сотрудничество и взаимодействие должно строиться на основе соблюдения установленного режима секретности, качественного и оперативного исполнения поручений. Необходимость таких отношений направлена на то, чтобы увидеть суть новых проблем и способы их решения, а также правильно выделить основные цели и задачи. Основной целью такой организации выступает обеспечение эффективного использования преимуществ согласованной деятельности2.

Проблема криминальной глобализации требует от оперативных подразделений ОВД, располагающих специальными силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД), решения многих вопросов по организации сотрудничества и выработки новых форм, методов совместного противодействия. Как показывает практика, основными формами сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран в области ОРД, являются: направление запросов (поручений, ходатайств); проведение рабочих встреч, конференций и консультаций; систематический обмен оперативной информацией; проведение совместных широкомасштабных мероприятий и операций.

Наличие тесных отношений между организованными группами на международном уровне порождают возникновение транснациональных организованных криминальных сообществ, которые представляют более сложную форму организации. С учетом присутствия в ней «иностранного элемента» организованная преступность иностранцев рассматривается в качестве составной части транснациональной преступности. Это достаточно новое явление в структуре преступности Российской Федерации, следствием которого становится повышение активности международной преступности3.

В настоящей статье нами рассмотрены основные вопросы, возникающие в процессе сотрудничества между оперативными подразделениями ОВД

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы криминалистики

на международном уровне, и намечены пути их решения. Несмотря на наличие традиционных форм сотрудничества, существует ряд проблем, которые негативно влияют на построение тесных отношений и реализацию возложенных задач.

В первую очередь необходимо выделить вопросы, возникающие при обмене оперативной информацией. определенные сложности при этом возникают в связи с наличием грифа секретности. Само по себе ограничение доступа к оперативной информации — оправданная мера, но в тоже время это не способствует развитию отношений при решении совместных задач. На наш взгляд, после обсуждения и принятия согласованного решения необходимо создать специальный канал по передаче оперативной информации с соблюдением соответствующих требований, но без каких либо ограничений и согласований.

Гриф секретности и отсутствие современных информационно-телекоммуникационных систем связи крайне негативно сказываются на оперативном обмене информацией. В современном мире существуют и успешно действуют технологии по оперативной передаче информации. Реализация потенциала технических возможностей современных систем связи требует проведения комплекса совместных мероприятий:

$ внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий с выработкой оптимальной системы связи;

$ организация быстрой и оперативной связи с принятием мер по защите информации; $ формирование единого информационного пространства.

Помимо внедрения и использования новых информационных технологий, другой не менее важной проблемой является наличие правовой базы, направленной на регулирования правоотношений в сфере ОРД, обусловленное разногласиями в национальных законодательствах, поскольку именно ОРД носит определенный специфический характер, а оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) могут проводиться как гласно, так и негласно. В настоящее время, действующее международное сотрудничество и международное оперативно-розыскное законодательство, не является оптимальным; нуждается в совершенствовании и конкрети-

зации с учетом происходящих интеграционных процессов. В связи с этим необходимо осуществление комплекса мер по унификации и гармонизации законодательства при соблюдении норм международного права.

В юриспруденции гармонизация и унификация законодательства — это не тождество и копирование законов, а стремление найти средства правового регулирования, что не противоречит суверенному праву каждого государства иметь законы, адекватно отражающие общественные процессы. Унификация национальных законодательств — это сложная многоэтапная задача, решение которой должно основываться на принципах правового равенства субъектов входящих ведомств, с единовременным введением в действие подписанных нормативных актов на территории всех государств, при соблюдении прав граждан с учетом основ законодательства и модельных законов. Кроме этого такие отношения между соответствующими оперативными подразделениями должны быть нацелены на выработку универсальных механизмов реализации поставленных задач на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Так, в сближении стран по вопросам сотрудничества в ОРД явилась Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая 12—15 декабря 2000 г. в городе Палермо (Италия). Ст. 1 Конвенции гласит — цель настоящей Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Кроме этого, можно выделить ряд модельных законодательных актов, изданных в рамках СНг. Все эти законодательные меры дают положительный импульс в борьбе с организованной транснациональной преступностью.

В современных условиях с методологической и научно-практической точек зрения необходимо учесть, что сотрудничество между оперативными подразделениями должно ориентироваться на опережающую их адаптацию. Без этих условий все очередные усилия по преобразованию международных отношений сведутся лишь к решению поверхностных задач, а сама единая система сотрудничества будет обречена на отставание от темпов и характера развития потребностей стран в противодействии существующим и возникающим угрозам.

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

В этой связи, надо отметить, что познание и улучшение качества ОРД неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием организационных мер и, прежде всего, определения оптимальной модели структуры международного сотрудничества, включая их функциональное обеспечение, но не только в рамках СНГ, а при использовании расширенного состава взаимодействующих стран на всей территории Евразии. Даже при наличии существующих международных правоохранительных организаций есть потребность в создании единого координирующего органа для регулирования вопросов взаимодействия в сфере ОРД. Представляется, что это должна стать площадка в рамках уже существующей на территории Евразии международной организации — ШОС.

Исходя из приведенной в качестве примера практики организации международных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью в мировом и европейском масштабе, нам представляется, что на сегодняшний день назрела необходимость в создании в рамках ШОС международной правоохранительной организации евроазиатских стран, своеобразного Евро-Азиатского полицейского ведомства — ЕВРОАЗПОЛ4.

Мы согласны с этим мнением и рассматриваем его как один из вариантов совершенствования и улучшения сотрудничества. В настоящее время других организаций с такими возможностями на евразийском пространстве не существует. Предлагаемая организация позволит кардинально изменить складывающуюся ситуацию, обеспечить консолидацию и улучшить координацию правоохранительных органов стран ШОС, что, тем самым, создаст благоприятные условия для выработки адекватных и универсальных мер, направленных на борьбу с криминальными угрозами. При создании такой международной правоохранительной организации следует придерживаться общепринятой классификации и признаков международных организаций с учетом норм международного права в области борьбы с преступностью.

Современная организованная преступность крайне динамично меняет формы и методы незаконной деятельности. Это ставит перед оперативными подразделениями задачи по разработке научно-обоснованной стратегии и тактики организации ОРД на

международном уровне. В целях локализации угроз со стороны транснациональной организованной преступности крайне важно принятие единой доктрины по организации системы международного сотрудничества между оперативными подразделениями, что предполагает приведение норм оперативно-розыскного законодательства к единому толкованию терминов, понятий и определений. На наш взгляд, оптимальным решением является разработка и принятие между странами рамочного соглашения по регулированию оперативно-розыскной деятельности.

Закон-рамка — это особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом и устанавливающих только общие принципы регулирования определенной сферы. При этом более подробно регламентирование осуществляется актами регламен-тарной власти5.

На наш взгляд, принципиальным отличием модельного закона является том, что это законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а закон-рамка, либо рамочное соглашение устанавливает четкие рамки правового регулирования поставленных целей. Степень унификации и степень определенности при применении модельного закона, на наш взгляд, менее унифицирован, нежели закон-рамка или рамочное соглашение.

В Кыргызской Республике международная договорная правовая политика нацелена на вовлечение в интеграционные процессы, оптимизацию сотрудничества при учете целесообразности и экономической выгоды. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по совершенствованию законодательной базы в соответствии с принятыми международными обязательствами и международными стандартами.

Существующий различный потенциал правоохранительных органов необходимо привести к единым показателям и возможностям. Действия оперативных подразделений должны быть согласованными, последовательными и решительными. При этом важное место занимает развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества, которое обусловлено современным состоянием преступности, что диктует необходимость объединения оперативных возможностей, расширения обмена информацией, передовым опытом и совершенствование норматив-

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы криминалистики

но-правовых инструментов. Конечный итог сотрудничества — это защита суверенитета и территориальной целостности государства от внешних и внутренних угроз, направленных на дестабилизацию общественно-политической ситуации.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Модельный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» принят на 10 пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ 6 декабря

1997 г., Постановление № 10—12.

3. Модельный Закон «О борьбе с коррупцией» принят постановлением № 13-4 Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 3 апреля 1999 г..

4. Закон Кыргызской Республики от 16 октября

1998 года № 131 «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Закон Кыргызской Республики от 22 июля 2011 г. № 122 «О противодействии организованной преступности».

6. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М.: Инфра-М. 2012.

7. ОвчинскийВ.С., ЭминовВ.Е., ЯблоковН.П. Основы борьбы с организованной преступностью. М. Инфра-М 1996.

8. Паташков С.В., Чокин Ж.М., Каймульдинов Е.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. Алма-Аты: Юный полиграфист, 2002.

9. Синилов Г.К. История ОРД: от древности до современности. Монография в 2-х частях. Ч. 1. М. МосУ МВД России 2010.

10. Токалов Т.Б. Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью: Монография. М.: ВивидАрт, 2007.

11. Хромов И.Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан. Монография. М.: ВНИИ МВД России, НИИ ФСИН России, 2006.

1 Данные Информационно-аналитического центра МВД Кыргызской Республики о состоянии борьбы с организованной преступностью и данные о состоянии преступности за 2009—2011 гг.

2 Паташков С.В., Чокин Ж.М., Каймульдинов Е.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. Алма-Аты: Юный полиграфист, 2002. С. 185—187.

3 Хромов И.Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан. Монография. М.: ВНИИ МВД России, НИИ ФСИН России, 2006. С. 79.

4 Токалов Т.Б. Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью: Монография. М.: ВивидАрт, 2007. С. 194.

5 Большой юридический словарь / Под. ред. Ф.Я. Сухарева,

B.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.

C. 198.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для бакалавров. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. М.: ЮНИТИ, 2013. 351 с.

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», с учетом изменений в законодательстве, а также решений органов судебной власти по состоянию на 1 октября 2013 г.

На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган», установлен исчерпывающий перечень правоохранительных органов. Выделены органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Представлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыты их функции и взаимосвязи.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также преподавателей, практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.