Научная статья УДК 39:930.85
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-2-216-229
Культурология
СОТРУДНИЧЕСТВО НОВОСИБИРСКОГО СОЮЗА
ХУДОЖНИКОВ С СОЮЗОМ ХУДОЖНИКОВ КИТАЯ, 1954-1960 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Лю Дилинь
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Аннотация. В статье описывается сотрудничество Новосибирского союза художников и китайского Союза художников в период 1954-1960 гг. Практическая значимость исследования заключается в необходимости использования исторического опыта российско-китайских отношений для извлечения уроков, необходимых для успешного развития сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области изобразительного искусства на современном этапе. После образования Нового Китая были установлены тесные связи между советским и китайским народами. Особое значение в это время имело сотрудничество в области культуры, важной частью которого являлся обмен произведениями изобразительного искусства, что сыграло значительную роль в развитии межкультурных обменов между двумя странами. Исследование выполнено на основе документов и материалов, выявленных в фондах Государственного архива Новосибирской области.
Ключевые слова: Новосибирский союз художников, Союз художников Китая, советско-китайские отношения.
Для цитирования: Дилинь Лю, Сотрудничество Новосибирского союза художников с Союзом художников Китая, 1954-1960 гг. (По материалам Государственного архива Новосибирской области). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(2):216-229.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Лю Дилинь, 2024 © Наследие и современность, 2024
COOPERATION OF THE NOVOSIBIRSK UNION OF ARTISTS WITH THE UNION OF ARTISTS OF CHINA,
1954-1960 (BASED ON MATERIALS FROM THE STATE ARCHIVE OF THE NOVOSIBIRSK REGION)
Liu Dilin
[email protected] Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Abstract. The article describes cooperation among the Novosibirsk Union of Artists and the Chinese Union of Artists during 1954-1960. The practical significance of the study lies in the need to use the historical experience of Russian-Chinese relations to learn the lessons necessary for the successful development of cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China in the field of fine art at the present stage. After the formation of New China, close ties were established between the Soviet and Chinese peoples.
Of particular importance at that time was cooperation in the field of culture, an important part of which was the exchange of works of fine art, which played a significant role in the development of intercultural exchanges between the two countries. The study was carried out on the basis of documents and materials identified in the funds of the State Archives of the Novosibirsk Region.
Key words: Novosibirsk Union of Artists, Union of Artists of China, Soviet-Chinese relations.
For citation: Dilin Liu, Cooperation of the Novosibirsk Union of Artists with the Union of Artists of China, 1954-1960 (based on materials from the State Archive of the Novosibirsk Region). Heritage and Modern Times. 2024;7(2):216-229.
Сотрудничество Новосибирского союза художников с Союзом художников Китая началось в 1954 г. К тому времени между Советским Союзом и Китаем уже были установлены очень тесные связи и осуществлялся целый ряд обменов и сотрудничества в области искусства. Эти обмены и сотрудничество проходили, в основном, в Москве и Ленинграде.
Сотрудничество новосибирских художников с Китаем в 1950-х гг. еще не стало предметом специальных исследований в российской исторической науке и китаеведении. Наше исследование выполнено на основе документов, отражающих взаимодействие между Новосибирским Союзом художников и Союзом художников Китая, которые мы выявили в фондах Государственного архива Новосибирской области (ГАНО) [1].
© Liu Dilin, 2024 © Heritage and Modern Times, 2024
В 1954 Г. заместитель председателя Союза художников Китая и ректор Центральной академии искусств Китая Цзян Фэн, заместитель председателя Союза художников Китая Цай Жохун и художники Ван Шико и Ми Гу, возвращаясь в Китай из Советского Союза, проехали через Новосибирск и установили контакт с Новосибирским союзом художников. Так было положено начало обмену и сотрудничеству между Новосибирским союзом художников и Китайским союзом художников. Их визит в СССР был организован Обществом китайско-советской дружбы с целью проведения первомайских мероприятий, а общее время пребывания в СССР составило более 50 дней.
Визит делегации в СССР был не случайным, а строго спланированным и организованным. Члены делегации должны были следовать программе и проектам, разработанным в СССР. Фактически в программе визита не было предусмотрено посещение Новосибирского союза художников. Заслуга в налаживании обмена между новосибирскими и китайскими художниками принадлежит М.А. Мочалову, который встретил друзей из Китайского союза художников в театрах Новосибирска и пригласил их в Новосибирский союз художников для посещения и обмена мнениями. По причинам, о которых говорилось ранее, китайская делегация не могла самостоятельно принять решение о мероприятиях, не включенных в программу. Поэтому М.А. Мочалов связался с советским товарищем, который занимался маршрутом китайской делегации. Решить вопрос было не просто, они вместе приехали в общежитие, где жила китайская делегация, после мероприятия в театре, а затем М.А. Мочалов продолжал звонить по телефону, чтобы добиться от начальства приглашения представителям китайских художников посетить Новосибирский союз художников. Несмотря на активность и настойчивость, в тот же день разрешения получить не удалось. На следующий день рано утром М.А. Мочалов вернулся в общежитие, где жили китайцы, продолжал звонить и, наконец, добился согласия товарища, отвечающего за поездку китайской делегации. Кураторы разрешили четырем художникам из китайской делегации поехать вместе с М.А. Мочаловым в Союз художников Новосибирска для обмена мнениями.
После возвращения в Китай Цай Жохун написал о своем визите в Советский Союз. По его воспоминаниям, М.А. Мочалов очень тепло относился к китайским художникам, и эта теплота была видна невооруженным глазом. В статье говорилось: «М.А. Мочалов не скрывал своего волнения, он крепко обхватил наши руки, и мне показалось, что он постоянно поправляет свои огромные шаги, стараясь, чтобы его походка и наша были в полном соответствии друг с другом» [2]. Когда китайская группа из четырех человек прибыла в Новосибирский союз художников, там их уже ждали двадцать-тридцать новосибирских художников. После сердечного приветствия М.А. Мочалов провел гостей из Китая в выставочный зал и мастерские художников, а во время посещения мастерской М.А. Мочалова показал китайским коллегам издание работ Мао Цзэдуна и одновременно рассказал китайским гостям о том, что
члены Новосибирского союза художников изучают труды Мао Цзэдуна всей группой. Это тоже быстро нашло отклик у обеих сторон.
Несомненно, в то время члены Союза художников Новосибирска были полны любопытства по отношению к Китаю и китайскому искусству, что отчасти объяснялось новизной различий в культурных системах двух стран, а отчасти тем, что эти страны были идеологически схожи и находились в одном социалистическом лагере. Точно также и китайские художники стремились как можно больше заимствовать советского опыта. Встреча в Новосибирском союзе художников открыла канал для сотрудничества между Новосибирском и Китаем в области изобразительного искусства. Китайские художественные круги уже установили контакты и сотрудничество с художественными кругами Советского Союза, только это сотрудничество осуществлялось в рамках межгосударственных отношений. Сотрудничество между новосибирскими и китайскими художниками носило неофициальный, народный характер. Это было своего рода сотрудничество, которое фактически противоречило обычным правилам дипломатии между двумя странами того времени.
Сотрудничество между Новосибирским союзом художников и Союзом художников Китая должно было быть одобрено вышестоящей инстанцией, например, Союзом художников СССР. Однако М.А. Моча-лов своими усилиями и энтузиазмом обеспечил Новосибирскому союзу художников такую возможность и заложил основу для сотрудничества между Новосибирским союзом художников и Китайским союзом художников в будущем. Конечно, этот обмен между представителями Новосибирского союза художников и Союза художников Китая не мог бы состояться без личной инициативы и усилий М.А. Мочалова.
Китайская делегация вернулась в Пекин 2 июля 1954 г. 12 июля во второй половине дня Союз художников Китая пригласил Цзян Фэна, Цай Жохуна и Ван Шикоу провести семинар в Союзе художников Китая, на котором вернувшиеся из поездки художники подробно рассказали о художественном образовании в СССР, популяризации искусства в мире, творческой деятельности советских художников. Вечером Цзян Фэн выступил с докладом перед всеми преподавателями и студентами Центральной академии художеств, а 15 июля Цай Жохун прочитал лекцию для большой аудитории, более чем 700 жителям Пекина, о жизни советского народа и положении дел в мире искусства.
Член делегации Ми Гу не стал задерживаться в Пекине и сразу отправился вернулся в Шанхай. 14 июля он встретился в Шанхае с редакцией журнала «Карикатура и сатирик», 22 июля проинформировал Творческий комитет Восточно-Китайского союза художников о положении в советском художественном мире. В конце июля он отправился с докладом в Восточно-Китайский филиал Центральной академии искусств, а в конце июля - начале августа сделал подряд несколько докладов о своем визите в СССР перед шанхайскими деятелями искусства [3].
Новосибирский союз художников был заинтересован в установлении более тесных связей с китайскими художниками. Обменявшись
почтовыми адресами с китайскими художниками, они вскоре написали им письмо. Дата написания этого письма в архивных документах не установлена, но оно было опубликовано китайской стороной в восьмом номере журнала «Мэй Шу» (Изобразительное искусство) за 1954 год. Журнал «Мэй Шу» выходил ежемесячно, а восьмой номер был августовским, всего через месяц после возвращения китайской делегации в СССР на родину. Содержание этого письма свидетельствует о том, что желание наладить сотрудничество Новосибирского союза художников с китайскими коллегами было актуальным.
В отличие от обычной переписки между официальными организациями, теплота чувств в этом письме больше напоминает письмо добрых друзей, полное уважения к братской стране, с особым упоминанием о том, что члены Новосибирского союза художников коллективно изучают труды Мао Цзэдуна по искусству. В письме имелось пожелание установить долгосрочную переписку и предложение к Китаю организовать художественную выставку в Новосибирске [4].
15 ноября 1954 г. Союз художников Китая направил ответ Новосибирскому союзу художников (рис. 1), в котором сообщил, что Союз художников Китая опубликовал письмо М.А. Мочалова в журнале «Мэй Шу» и что китайские художники очень благодарны за письмо М.А. Мочалова. В письме говорилось, что китайские художники берут за образец достижения Советского Союза в области изобразительного искусства. В конце письма говорилось о том, что Союз художников Китая направит в Новосибирск несколько альбомов своих произведений.
Как видно из архивных документов, в 1955 г. Новосибирский союз художников получил из Китая более 1 000 репродукций картин. Эти экспонаты были использованы Новосибирским союзом художников для нескольких выставок в 1955, 1956 и 1957 годах, на которых М.А. Мочаловым и И.В. Титковым были прочитаны лекции о китайской культуре и китайском искусстве.
Это был лучший период советско-китайских отношений между двумя странами, в различных сферах происходили частые обмены. Но широкие слои населения двух стран еще мало знали друг о друге. Не были исключением и жители Сибири. Сотрудничество между двумя странами к середине 1950-х гг. в основном было сосредоточено в крупных городах двух стран. В силу политической системы двух стран, для осуществления мероприятий по внешнему обмену необходимо было одобрение и согласование различных ведомств, поэтому сотрудничество в основном строилось на межгосударственном уровне. Именно поэтому сотрудничество сибирских художников с Союзом художников Китая на уровне региона позволило углубить знания и представления жителей Новосибирска о Китае, познакомиться с китайской культурой через просмотр выставок произведений изобразительного искусства. Во время выставки китайского искусства в Новосибирске М.А. Мочаловым и И.В. Титковым было прочитано много лекций о китайской культуре и китайском искусстве.
Л 5)lit I 5Г № 1 1
m т я № «г ш
*4 ! ш й т « ж
& fñ ж # ф т « ft
« Й w я о « л *
«e Л т Ю ф W ш а
ж & ñ Щ ее w S« W &
л TW щ w т * * *
— * т ш. ш и я т Н .
ш т й л т Ä 3 э*. Év
ш т to * ш. ж ж И ft
т т т л я -н" INT
Ф ni п т 3 + * « Л •
m ш л ш е 1« 1й ; *
m м 9<J w т з*. Я if
m SV а тч # т &
ÜJ Ш. Ж т к ffl *
Ш к ft -л л W # ¡0]
Ж w л ш л iE и ш ш >1 £ is. SÄ т Ж т
т тч Л й- ft
т т ю > ж
я ш т 46 ч»
ih « ж 4» »
ÍL ta Щ- т л- ** Ä *
№ * W М я
л 1» «к 4« *
-h й О И «
ш И эк
91 If 1« ft
ft т а*. №
-Y f# t *
35, ю ш * *
s IÜ л * ж
Рис. 1. Письмо Союза художников Китая новосибирским коллегам
В период 1955-1957 гг- выставка произведений китайского искусства в Новосибирске демонстрировалась несколько раз, ее посетило около 100 тыс. человек, а в книгах отзывов было много отзывов трудящихся о китайском искусстве, выражающих искреннюю дружбу советских людей к китайскому народу. Места, где в этот период проходили выставки китайского искусства, зафиксированы в архивных документах [5]. Это Выставочный зал союза новосибирских художников, Парк имени Сталина, клуб имени Ефремова в Кировском районе Новосибирска, Окружной дом офицеров, Сталинградское авиационное училище в Толмачево, Дворец культуры имени Горького, а также Краснозерский, Ордынский и Северный районы Новосибирской области.
В 1956 г. в Китай ездила делегация Новосибирского союза художников во главе с М.А. Мочаловым. В ее состав вошли заслуженные деятели искусств РСФСР И.В. Титков и И.В. Севастьянов, а также скульптор М.И. Меньшиков. Этот ответный визит в Китай стал кульминацией отношений между Новосибирским союзом художников и Союзом художников Китая. Получив уведомление из Москвы, группа из четырех человек выехала из Новосибирска в Москву, где получила паспорта и необходимые инструкции, а 11 июля вылетела из Москвы на восток.
По дороге новосибирские художники останавливались в Иркутске, посетили Улан-Батор. В столице Монголии группа отдохнула, посетила и изучила местные окрестности, и 15 июля прибыла в Пекин.
Союз художников Китая направил в аэропорт для встречи гостей Цай Жохуна и Ми Гу. Из отчета М.А. Мочалова следует, что китайская сторона придавала большое значение новосибирским художникам, приготовленная программа была очень насыщенной. Такое внимание обусловлено, с одной стороны, фоном эпохи всестороннего освоения Китаем опыта Советского Союза, которому Китай придает большое значение, а с другой стороны, глубокой дружбой, завязавшейся еще в Новосибирске между М.А. Мочаловым и китайскими художниками.
Делегация новосибирских художников во главе с М.А. Мочало-вым пробыла в Китае, в Пекине и Тяньцзине, около месяца. За время пребывания в Китае делегация посетила Вторую национальную выставку китайской живописи, выставку, посвященную 350-летию со дня рождения Рембрандта, выставку мексиканской живописи, выставку греческой живописи, увидела картины из Италии и Японии, посетила такие достопримечательности, как Юаньминъюань, Летний дворец, Храм Неба, Храм Лазурных Облаков, Великую Китайскую стены, Гробницы императоров династии Мин, Парк имени Сунь Ятсена, Парк Бэй-хай, Памятник народным героям. Новосибирцы также посетили две фабрики и мастерскую слоновой кости. Художники из Новосибирска встретились с китайскими художниками Чэнь Баньдин и Цзян Чжаохэ. Они делали зарисовки в Китае, и их работы были опубликованы в китайском журнале «Мэй Шу» [6]. Однако, судя по фотографиям, опубликованным в журнале, только работа И.В. Севастьянова была создана в Китае, а работы трех других художников, скорее всего, были созданы в Советском Союзе (рис. 2, 3).
Во время визита состоялись две встречи: международная встреча художников, организованная Союзом китайских художников после выставки памяти Рембрандта 20 июля под председательством Хуа Цзюньу, на которой китайские художники на месте создали китайские картины, которые были представлены иностранным художникам. Еще одна встреча состоялась в Союзе художников Китая перед возвращением группы в СССР, на которой советские художники поделились своими впечатлениями о Китае и обменялись подарками.
В целом, визит новосибирских художников в Китай был плодотворным. В ходе этой поездки делегация посетила достопримечательности Пекина и Тяньцзиня, познакомилась с традиционной китайской культурой, углубила свои представления о китайском изобразительном искусстве. Художники имели возможность наблюдать за процессом производства изделий традиционного китайского декоративно-прикладного искусства, знакомились с традиционными китайскими ремеслами, посетили выставку традиционной китайской живописи. Новосибирцы побывали в гостях у китайских художников и обменялись друг с другом творческим опытом и идеями. Все это нашло отражение в отчете М.А. Мочалова.
s ft « а к « # iam) «в *»4*t>
Рис. 2. Картины И.В. Севастьянова и И.В. Титкова, опубликованные в журнале «Мэй Шу»
Рис. 3. Картина М.А. Мочалова и Скульптура М.И. Меньшикова, опубликованные в журнале «Мэй Шу»
Из отчета М.А. Мочалова видно, что он высоко оценивал общественное развитие Китая того времени, как в плане духовности людей, так и в плане развития искусства. Особенно для советских художников, посетивших эту страну, были интересны картины социалистического реализма, созданные китайскими художниками. Как писал в своем отчете М.А. Мочалов: «Все, что мы видели и тот радушный прием, который был нам оказан друзьями, останется в памяти и в нашем сердце на всю жизнь» [7].
Хотя Советский Союз и Китай находились в то время в одном социалистическом лагере и были чрезвычайно схожи идеологически, но при этом эти две страны с древнейших времен имели совершенно разные системы культурного развития, и потребовалось время, чтобы такие разные культуры полностью узнали и поняли друг друга. Хотя после 1949 г. Новый Китай и СССР наладили активное сотрудничество в области изобразительного искусства, период всего в четыре-пять лет был слишком коротким. Более того, в деятельности советско-китайских художественных обменов всегда наблюдался дисбаланс сотрудничества, то есть культурный вклад Советского Союза в Китай значительно превышал культурный вклад Китая в Советский Союз, и в этот период художественные круги Советского Союза были образцом для подражания для китайских художественных кругов. Китайские художественные круги шли по стопам Советского Союза в изучении искусства социалистического реализма, но советских художников, готовых учиться и перенимать опыт китайского искусства, было очень мало. Эти отношения больше похожи на отношения «учитель-ученик».
Безусловно, этот обмен имеет большое политическое значение, особенно в период медового месяца советско-китайских отношений. Несомненно и то, что этот визит внес свежую кровь в развитие искусства Новосибирска, искусство древней восточной страны вошло в поле зрения новосибирских художников, что также дало новые идеи для развития художественного творчества в Новосибирской области. После обмена визитами Новосибирский союз художников и Союз художников Китая начали многолетнюю переписку, присылали друг другу альбомы и произведения искусства для организации выставок. Все это способствовало развитию искусства в двух странах.
В Новосибирском архиве сохранилась часть переписки между Новосибирским союзом художников и Китайским союзом художников за 1955-1959 годы (таблица 1, рис. 4) [8].
Из переписки видно, что после визита М.А. Мочалова и его коллег в Китай контакты между Союзом художников Новосибирска и Союзом художников Китая углубились, переписка стала частой. В это время друг другу по почте отправляли произведения искусства. Правда, транспортные возможности были ограничены, стоимость перевозки произведений искусства была высокой, доставка была медленной, имелись риски порчи произведений искусства. В этих условиях наиболее приемлемым методом сотрудничества была пересылка репродукций по почте.
Таблица 1
Темы переписки Новосибирского союза художников и Союза художников Китая
№ Дата Отправитель Получатель Контент
1 1955 г. Новосибирский союз художников Союз китайских художников С Новым годом!
2 27.08.1955 Союз китайских Новосибирский Приветствие четырем
художников союз художников членам Союза художников Новосибирска, посетившим Китай, с прилагающимся подарком
3 18.09.1956 Новосибирский Союз китайских Спасибо китайской
союз художников художников стороне за заботу о четырех членах Новосибирского союза художников во время их пребывания в Китае
4 1957 г. Новосибирский Союз китайских Приветствие Союза
союз художников художников художников Китая. К письму прилагаются фоторепродукции последних работ художников, подготовленные Союзом художников Новосибирска для художественной выставки, посвященной сорокалетию установления советской власти
5 23.04.1957 Новосибирский Союз китайских С Международным
союз художников художников (Возможно, существуют и другие организации, поскольку на письме не указано, кому оно адресовано) днем труда
6 22.05.1957 Союз китайских Новосибирский Ответ на сообщение
художников союз художников о Международном дне труда
7 03.10.1957 Новосибирский Союз китайских Поздравление Китай-
союз художников художников ской Народной Республики с 8-летием
8 28.12.1957 Новосибирский союз художников Союз китайских художников С Новым годом!
9 30.09.1958 Новосибирский союз художников Союз китайских художников Поздравление Китайской Народной Республики с 9-летием
10 30.04.1959 Новосибирский союз художников Союз китайских художников С Международным днем труда
11 09.1959 Новосибирский союз художников Союз китайских художников Поздравление Китайской Народной Республики с 10-летием
12 29.12.1959 Новосибирский союз художников Союз китайских художников С Новым годом!
Рис. 4. Письмо Новосибирского союза художников в Союз художников Китая, 1956 г.
Несомненно, что сотрудничество двух стран было очень подвержено влиянию политических факторов. В мае 1957 г. в китайских художественных кругах разгорелась полемика, начало которой положило недовольство некоторых преподавателей китайской живописи Центральной академии искусств организацией работы университета, считавших, что университет придает большое значение масляной живописи, а не китайской. Представители художников китайской традиционной живописи выступили с критикой академии искусств на симпозиуме, организованном Министерством культуры [9]. После этого
стороны вступили в двухмесячную полемику, каждая из которых выражала свое мнение через газеты и журналы. В ходе этой бури заместитель председателя Союза художников Китая и президент Центральной академии искусств Цзян Фэн был признан «правым» и смещен со своего руководящего поста [10]. Из-за внутренней борьбы в китайском художественном мире в это время у Союза художников Китая не было времени на сотрудничество с внешним миром.
Как видно из содержания писем, переписка между Новосибирским союзом художников и Союзом китайских художников постепенно становилась формализованной, лишенной содержательных обменов, и обмен письмами постепенно прекращался. Это произошло потому, что, с одной стороны, Новосибирск в силу своего географического положения не занимал столь заметного места в сфере советско-китайского художественного сотрудничества, как центральные районы Советского Союза - Москва и Ленинград. С другой стороны, отношения между Советским Союзом и Китаем резко ухудшились из-за обострения идеологических разногласий и полемики между двумя сторонами. В результате резкого ухудшения обстановки обмен произведениями искусства между Советским Союзом и Китаем сошел на нет. После начала культурной революции, обмен произведениями искусства между СССР и КНР был полностью остановлен.
Обмены и сотрудничество между Новосибирским союзом художников и Союзом художников Китая в этот период способствовали развитию художественного дела в обеих странах, мобилизовали энтузиазм художников двух стран, способствовали сотрудничеству двух стран в области культурных обменов и заложили историческую основу для современных обменов и сотрудничества в области изобразительного искусства между Россией и Китаем.
Список источников
1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Р-1742. (Новосибирский Союз художников России). Оп. 1. Д. 2, 7, 14, 15, 29, 36, 44.
2. Цай Жохун. Фанвэнь сулянь мэйшуцзя дэ хуэйилу [Ш^К. ttlRl^K ЩЖШЙИ'КШ // ШЖ]. Воспоминания о посещении советского художника, г. Пекин // Мэй Шу. 1954. № 8. С. 10-15. (на кит. яз.).
3. Фанвэнь сулянь мэйшуцзя дэ хуэйилу [ft^o 1ЙЙ"ШЖШЯ Г^ЙЙШ // ШЖ]. Деятельность художников, посетивших СССР, по возвращении в Китай, г. Пекин // Мэй Шу. 1954. № 8. С. 10-15. (на кит. яз.).
4. Мочалов М.А., Солоков С. Сулянь мэйшуцзя цзивого Фансу мэйшуц-
зядэ синь i-iwt^o я-щтжш^шгш-тжшйт // шж].
Письма советских художников нашим приглашенным советским художникам, г. Пекин // Мэй Шу. 1954. № 8. С. 17. (на кит. яз.).
5. Севастьянов И.В. Гугун ицзяо фэньцайсешэн [ШЖШШШШ^оШ.'Ш
// ШЖ]. Уголок Запретного города (пастельный эскиз), г. Пекин // Мэй Шу. 1956. № 9. (на кит. яз.).
6. Титков И.В. Сиболия дэ чучунь // ШЖ]. Ранняя весна в Сибири, г. Пекин // Мэй Шу. 1956. № 9. (на кит. яз.).
7. Мочалов МА. Бэйфан дэ фэнцзин гЖ // ШЖ]. Сцены с севера, г. Пекин // Мэй Шу. 1956. № 12. (на кит. яз.).
8. МеньшиковМ.И. Эртун [Щ#ШАо гм // ШЖ]. Подросток, г. Пекин // Мэй Шу. 1956. № 12 (на кит. яз.).
9. Гохуа чжэдохуа вэйшимэ кайдэбухао гохуа цзямэнь дуй вэньхуабу хэ мэйшусюэюань тичупипин
// АЙВ Ж]. Почему не расцветает национальная живопись? Национальные художники критикуют Министерство культуры и Академию художеств // Жэньминь жибао. 19. 05. 1957. С. 6 (на кит. яз.).
10. Цанцзай даннэй цзинсян шаньци фаньдан хоянь мэйшуцзе чжаоч-жаолэ цзунхотоуму цзянфэн [{^оЩ&^гШШМШ.^'ЙМп ШЖ^ШШТ"^
--ffí // АЙВЖ]. Скрываясь в рядах партии, он пытался раздуть
пламя против партии. Мир искусства нашел «поджигателя» - Цзян Фэн. // Жэньминь жибао. 29. 07. 1957. С. 1 (на кит. яз.).
References
1. Gosudarstvennyi arkhiv Novosibirskoi oblasti (GANO). R-1742. (Novosibirskii Soyuz khudozhnikov Rossii). Op. 1. D. 2, 7, 14, 15, 29, 36, 44.
2. TsaiZhokhun. Fanven' sulyan' meishutszya de khueiilu
// ^Ж]. Vospominaniya o poseshchenii sovetskogo khudozhnika, g. Pekin // Mei Shu. 1954. № 8. S. 10-15. (na kit. yaz.).
3. Fanven' sulyan' meishutszya de khueiilu [*f££io гЙЯ^ЖШЭШ^^Э Ш // ^Ж]. Deyatel'nost' khudozhnikov, posetivshikh SSSR, po vozvrashchenii v Kitai, g. Pekin // Mei Shu. 1954. № 8. S. 10-15. (na kit. yaz.).
4. Mochalov MA, Solokov S. Sulyan' meishutszya tszivogo Fansu meishutszyade sin'
Ш // ^Ж]. Pis'ma sovetskikh khudozhnikov nashim priglashennym sovetskim khudozhnikam, g. Pekin // Mei Shu. 1954. № 8. S. 17. (na kit. yaz.).
5. Sevast'yanov I.V. Gugun itszyao fen'tsaiseshen [И^ййй^о ®p-Й // ^Ж]. Ugolok Zapretnogo goroda (pastel'nyi eskiz), g. Pekin // Mei Shu. 1956. № 9. (na kit. yaz.).
6. Titkov I.V. Siboliya de chuchun' // ^Ж]. Rannyaya vesna v Sibiri, g. Pekin // Mei Shu. 1956. № 9. (na kit. yaz.).
7. Mochalov MA. Beifan de fentszin // ^Ж]. Stseny s severa, g. Pekin // Mei Shu. 1956. № 12. (na kit. yaz.).
8. Men'shikov M.I. Ertun [H#f4£o At // ^Ж]. Podrostok, g. Pekin // Mei Shu. 1956. № 12 (na kit. yaz.).
9. Gokhua chzhedokhua veishime kaidebukhao gokhua tszyamen' dui ven'khuabu khe meishusyueyuan' tichupipin [*f££io SBS^fé^+kffíf^
// ASS Ж]. Pochemu ne rastsvetaet natsional'naya zhivopis'? Natsional'nye khudozhniki kritikuyut Ministerstvo kul'tury i Akademiyu khudozhestv / / Zhen'min' zhibao. 19. 05. 1957. S. 6 (na kit. yaz.).
10. Tsantszai dannei tszinsyan shan'tsi fan'dan khoyan' meishutsze chzhaochzhaole tszunkhotoumu tszyanfen [*f££io ^Ж
^ШШ T"#AA^g"--ХФ // ASS Ж]. Skryvayas' v ryadakh partii, on pytalsya
razdut' plamya protiv partii. Mir iskusstva nashel «podzhigatelya» - Tszyan Fen. // Zhen'min' zhibao. 29. 07. 1957. S. 1 (na kit. yaz.).
Сведения об авторе
Лю Дилинь, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. Email: [email protected]
Author of the publication
Liu Dilin, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. Email: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2023; одобрена после рецензирования 18.11.2023; принята к публикации 14.03.2024.
The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 18.11.2023; accepted for publication 14.03.2024.