rparnoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2876-2881 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2876-2881
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
Ассоциации художников «Большого Китая» в системе творческих союзов китайских художников
Син Ничжэнь
Аннотация. Цель исследования - выявить и обозначить общие и особенные черты деятельности союзов китайских художников, расположенных на территории «Большого Китая». В статье представлена общая картина современного состояния творческих союзов китайских художников в Гонконге, Тайване, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, исследованная на основе анализа научной литературы, а также уставов и официальных интернет-ресурсов организаций, том числе на китайском языке. Научная новизна исследования обусловлена отсутствием обобщающих трудов на данную тему за пределами Китая. В результате показано, что союзы китайских художников «Большого Китая» вносят большой вклад в развитие как локальной, так и общекитайской художественной среды. Наряду с чертами, свойственными объединению художников как таковому, рассмотренные в статье союзы обладают и специфическими чертами, такими как разнообразие стилевого и сюжетного наполнения в работах членов объединений, а также отсутствие влияния советской модели в организационной структуре некоторых творческих союзов указанного региона.
Associations of Artists of "Greater China"
in the System of Creative Unions of the Chinese Artists
Xing Nizhen
Abstract. The aim of the study is to identify and outline the general and specific features of the activity of the Chinese artists' unions located in the territory of "Greater China". The article presents a general picture of the current state of the Chinese artists' creative unions in Hong Kong, Taiwan, Singapore, Malaysia, Indonesia, studied on the basis of scientific literature analysis, as well as charters and official Internet resources of organizations, including in the Chinese language. The scientific originality of the study is due to the lack of generalizing works on this topic outside the territory of China. As a result, it is shown that the unions of the Chinese artists of "Greater China" make a great contribution to the development of both local and general Chinese artistic environment. Along with the features inherent in the association of artists as such, the unions considered in the article also have specific features, such as a variety of stylistic and plot content in the works of the associations' members, as well as the absence of the influence of the Soviet model in the organizational structure of some creative unions of the specified region.
Введение
«Большой Китай» - в самом широком смысле этого термина - вместе с материковой частью Китая включает Гонконг, Макао, Тайвань, Сингапур, Малайзию и приблизительно 40 млн хуацяо - выходцев из Китая, которые проживают по всему миру. Творческие ассоциации китайских художников в Юго-Восточной Азии являются важной составляющей художественной жизни Китая, однако обладают особыми чертами. С одной стороны, их объединяет исторически обусловленная независимость от Пекина, что определило иной характер развития в сравнении с союзами художников материкового Китая, с другой - в отличие от ассоциаций китайских художников других стран, важнейшей чертой которых является межкультурное взаимодействие, они возникли в среде китайской культуры и исторического проживания китайцев.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на увеличивающееся значение китайской культуры в мире, тема художественных объединений китайских художников не изучена за пределами Китая. Роль союзов художников в развитии художественной среды неоспорима. Специфическое положение территорий, входящих в понятие «Большого Китая», определяет особые черты союзов китайских художников этого региона.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210499
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
Исследование базируется на историко-генетическом и историко-сравнительном методах. Также для воссоздания полной картины состояния творческой среды названного региона автор прибегает к методу исторической и искусствоведческой персонологии в описании судеб лидеров и ярких представителей творческих союзов. Настоящая работа является вкладом в систематизацию материалов по истории творческих союзов китайских художников. Предполагается, что наряду с чертами, свойственными большинству объединений художников, рассмотренные в настоящей статье союзы обладают и уникальными чертами, обусловленными исторически сложившейся спецификой региона.
Основная часть
Наиболее тесно был связан с художественными кругами материкового Китая Гонконг. До Второй мировой войны Гонконг как британская колония был по большей части художественным «захолустьем», приходящим в движение лишь благодаря художникам, прибывавшим из соседнего Гуандуна и Европы. В 1924 г. Хуан Божэ основал в Гонконге филиал Гуандунского общества изучения китайской живописи (Гуандун хуа яньцзюхуй). Так было положено начало распространению в Гонконге живописи Линнаньской школы, в которой превалировало использование разработанных ранее в Японии системы цветовой гаммы и готовых образцов смешения европейской и дальневосточной живописи (Хань, 2012, с. 243). Благодаря дружбе с такими великими художниками, как Чжан Дацянь и Хуан Биньхун, Хуан Божэ помог гонконгцам установить прямые контакты с основными художественными движениями материкового Китая. К 1930-м гг. художественная жизнь в Гонконге заметно активизировалась, там действовали Кантонский клуб китайского изобразительного искусства и Гонконгский клуб искусств, которые объединяли художников, работавших в технике масляной живописи. В деятельности последнего принимал участие известный акварелист Луис Чань (также известный как Чэнь Фушань). Кроме того, его деятельность связана с созданием Гонконгского художественного общества в начале 1950-х гг. К 1937 г. появилось еще не менее восьми других организаций, включая Общество распространения китайского искусства, Коулунскую школу изящных искусств, Институт Лай Цин и др. (Sullivan, 1996, с. 191).
Известнейшими художниками Гонконга послевоенных лет были Чжао Шаоан, ученик выдающегося мастера Линнаньской школы Гао Цзяньфу, изображавший цветы, бамбук и насекомых, и Ян Шаньшэн, работавший с Сюй Бэйхуном в Сингапуре в 1940-е гг. в подобном стиле, однако с более широким диапазоном объектов, включавших изображения обнаженной натуры (Sullivan, 1996, с. 192).
В Гонконге имело место и социалистическое («неодемократическое») направление - с 1946 г. по начало 1950-х гг. действовал клуб «Янь Кан», основанный бывшим членом Лиги левых художников Хуан Синбо. Хуан Синбо ратовал за создание «нового искусства», основанного на коммунистической идеологии (Wiseman, Yuedi, 2011, с. 337). Он работал в жанре социалистической гравюры, его работы отличают простые и отчетливые образы, энергичные линии и контраст черного и белого.
В 1960-х гг. Гонконг захлестнула волна модернизма - сказалось влияние США в ходе Корейской и Вьетнамской войн - это подтолкнуло художников к новым экспериментам, в том числе и в русле национальной живописи. В 1957 г. прошла первая выставка, организованная Обществом гонконгских художников, где также выставлялись работы мастеров из Китая, Великобритании и США. Начиная с этого времени крупные международные выставки становятся частым явлением художественной жизни Гонконга.
С 1958 г. была основана Ассоциация современной литературы и искусства. В работах ее участников преобладали влияния западного модерна и абстрактной живописи. Ассоциация просуществовала по 1964 г. и затем была реорганизована в Общество художников «Ин Тао» (Man, 2015, с. 48).
1970-е гг. были ознаменованы выходом Гонконга на международную художественную сцену. В 1976 г. открылся Центр искусств Гонконга, там же был учрежден Первый фестиваль искусств Азии. Появились новые художественные группы, в том числе Общество визуальных искусств, где большее внимание уделялось современной живописи, хотя отдельные руководители, как, например, Цзин Цзялунь, продолжали разработки в стиле традиционной живописи (Sullivan, 1996, с. 195).
Гонконгская ассоциация художников (Сянган мэйсе) существует с 1980-х гг. Ее возглавляет Сяо Хуйжун, член коллегии национального комитета Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (ВАРЛИ), член правления Союза художников Китая, председатель исследовательского общества «Мир литературы и искусства» (Чжунго июань яньцзю сюэхуй чжуси), лауреат многочисленных премий и наград.
Известный художник Шэнь Пин входит в Гонконгскую ассоциацию художников. Он пишет акварельные зарисовки городских пейзажей. Этот жанр нельзя назвать высоким. Техника, которую он использует, также не является высоко ценимой, однако произведения выполнены профессионально. Его работы близки к откры-точным видам, они не несут сложных смыслов, но раскрывают истинную любовь Шэнь Пина к своему городу.
Известный гонконгский художник Хэ Байли родился в Гуанчжоу. В его раннем творчестве преобладали жанр «цветы и птицы» и техника, наиболее близкая могуфа (техника без использования чернильного контура). В 1985 году он переехал в Канаду, сохранив связи со своей родиной и влияние в культурном обществе. В Канаде и США он ощутил влияние современной западноевропейской живописи. Работы Хэ Байли последних десятилетий приобрели иной характер, они соединяют китайские традиционные сюжеты и современную смешанную технику исполнения, позволяющую создавать визуальные эффекты. Гармония и общий эффект картин Хэ Байли в сущности являются продолжением традиции китайской живописи в новой ее интерпретации.
Также параллельно с Сянган мэйсе в Гонконге действует Китайская ассоциация художников Гонконга (Чжунго Сянган мэйшуцзя сехуй), представляющая по большей части молодых и не слишком известных художников. Ее возглавляет Цинь Хань, художник, директор Гонконгского народного художественного издательства (Сянган жэньминь мэйшу чубаньшэ) и главный редактор журнала «Искусство Гонконга» (Сянган мэйшу бао). Вице-председателем является Чэнь Цзянь, работающий в технике масляной живописи и часто изображающий на своих картинах сельские пейзажи.
Устав организации дает представление о деятельности Ассоциации, хотя и не включает положения о внутреннем распорядке. Согласно уставу, Китайская ассоциация художников Гонконга официально зарегистрирована в специальном административном районе Гонконг и является членом лиги Совета по развитию искусства Гонконга. Деятельность Ассоциации направлена на оказание услуг китайским художникам Гонконга, Макао, Тайваня, материкового Китая и всего мира. Ассоциация является центральным постоянно действующим органом по распространению и развитию китайской живописи и каллиграфии. Девиз Ассоциации: «Развивать тысячелетнюю китайскую культуру, продвигать гармонию мировой цивилизации». Ассоциация ставит искусство превыше всего, ратует за его плюрализм, уважает и защищает свободу творчества и художественной критики, способствует повышению художественного мастерства, поощряет проявления смелости в творческих инновациях. Основные функции Ассоциации - поддержка процветания художественной деятельности и развития индустрии искусства. Она является мостом и связующим звеном, содействующим искусству в служении обществу и выходу на художественный рынок. Ассоциация активно поощряет членов и помогает им продвигаться в культурном и социальном планах, а также обеспечивает защиту законных прав и интересов художников.
Ассоциация проводит художественные выставки, приводит в движение процесс создания хороших работ, ведет коллекционную деятельность, осуществляет премирование и конкурсную оценку, составление и издание художественных каталогов и пр.; активно выдвигает произведения на выставки в масштабах всей страны, оказывает содействие в выставочной деятельности членам Ассоциации. Особое внимание уделяется обнаружению, рекомендациям, продвижению художников и каллиграфов с действительно высоким уровнем художественных способностей, Ассоциация продвигает выдающиеся работы на внешний и внутренний рынок. Разворачивая художественный обмен с материковым Китаем, Ассоциация стимулирует художественный обмен между соотечественниками, проживающими в Гонконге, Макао, Тайване и за рубежом, активно участвует в международных художественных мероприятиях.
Ассоциация принимает участие в благотворительных мероприятиях, регулярно организует благотворительные аукционы живописи и каллиграфии, благотворительные встречи деятелей культуры, также организует благотворительную продажу единиц коллекции Ассоциации на благотворительных аукционах. Вырученные средства Ассоциация тратит не только на организационные нужды, но и передает в благотворительные фонды, либо напрямую в руки нуждающимся. Также Ассоциация приглашает сотрудников государственных благотворительных организаций принимать участие в вышеуказанных мероприятиях с тем, чтобы сделать их более прозрачными и официальными.
Кроме того, Ассоциация играет медийную роль - распространяет информацию о создании произведений искусства, научно-исследовательской деятельности и проведении соответствующих мероприятий в каждой стране и в каждом регионе, что делает ее важным связующим каналом внутри Ассоциации и между ее членами.
Заместитель председателя Китайской ассоциации художников в Гонконге Ли Пин родился в 1964 г., кроме получения художественного образования в родном городе Шаньдун, он учился в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. С тех пор он стал профессором в Школе искусств Университета г. Шаньдун. Ли Пин - очень плодовитый художник и преподаватель. Образование в России ощутимо сказалось на его технике письма. Его пейзажные картины маслом написаны в манере позднего импрессионизма, по духу очень близки ленинградской пейзажной школе. Другие его работы многообразны по стилистике и сюжету: это и академические портреты, и исторические композиции, и работы, близкие китайской традиции.
Один из участников Китайской ассоциации художников Гонконга художник У Сюэдун родился в семье живописцев. Его произведения выделяются на фоне других по своей технике и по сюжету. Он работает в технике росписи по штукатурке. В качестве темы для своих панно он выбирает изображения буддийских богов, также техника изображения подражает древним фрескам из китайских храмов. Тематическое разнообразие и неравномерный уровень художественного таланта участников - это неизменное свойство крупных творческих организаций, подобных Китайской ассоциации художников Гонконга.
В Тайване наиболее развитым объединением художников является Ассоциация визуальных искусств Тайваня (Тайвань шицзюэ ишу сехуй), основанная в 1999 г. (https://avat-art.org). К 2016 г. она насчитывала более 1000 членов. Помимо самих художников, Ассоциация объединяет профессионалов различного профиля, работающих в сфере изобразительного искусства, включая работников выставочных организаций, кураторов, художественных критиков, искусствоведов, администраторов в сфере искусства и работников образования, художественные галереи, компании по торговле предметами искусства и пр. Девиз организации - «Служить художникам». В Ассоциацию принимаются только резиденты Тайваня, членство на платной основе - 1000 тайваньских долларов в год (приблизительно равняется 1940 российским рублям). По словам работников Ассоциации, она стремится обеспечить работникам искусства материальное и духовное благосостояние, предоставить необходимые ресурсы для профессиональной деятельности, юридические консультации и прочие услуги, одновременно с тем разрабатывать, интегрировать имеющиеся ресурсы в сфере визуальных и изобразительных искусств, а также обеспечивать контроль за ними, предоставлять канал коммуникации между
художниками и правительственными структурами, стимулировать позитивное взаимодействие между ними, углублять понимание искусства среди общества и в деловых кругах, в длительной перспективе - внести вклад в развитие культуры Тайваня.
Важным достижением Ассоциации является база данных (архив) работ современных художников Тайваня (Тайвань дандай ишу цзыляо ку), где помимо работ дается сопроводительная информация - краткие биографии художников, резюме, описание художественных концепций и отзывы критиков (https://tcaaarchive.org).
Виды искусств, которые представлены в Ассоциации визуальных искусств Тайваня, современны и разнообразны. Помимо живописи и скульптуры художники работают с иллюстрацией, цифровой живописью, фотоколлажами, инсталляцией, танцем и перформансами. Работы демонстрируют интерес к современности и актуальной повестке, однако в них нет сосредоточения политических или социальных высказываний, нет философской концептуальности, в основном художники работают над созданием новой эстетической модели, уместно интегрирующейся в современную среду. Неожиданные сочетания, ритмы, замысловатая форма -все нацелено на тонкое чувствование и является своего рода упражнением для зрителя, попыткой отвлечь его от прагматичного и материального внешнего мира. Работы Тан Цзиньхао, в которых он доводил каллиграфию до абстракции, схожи с полотнами американцев Роберта Мазервелла (1915-1991) или Сая Твомб-ли (1928-2011), однако подкрепляются его произведения иным культурным фоном.
Большая часть хуацяо - около 30 млн чел. - проживают в странах Юго-Восточной Азии. Здесь сложилась исключительно самобытная художественная среда, в первую очередь это касается Сингапура и Малайзии. Китайские художники Малайзии и Сингапура ушли от своих исторических корней еще дальше, чем художники Гонконга. Вся многовековая традиция китайской живописи, все ее изобразительные средства были ориентированы на изображение природы, свойственной материковому Китаю, что оказалось абсолютно бесполезным для изображения природы тропиков. Поэтому там сложился особый, уникальный стиль живописи, отличный от китайской классической традиции и далекий от простого подражания западноевропейской живописи. Так, в Сингапуре, где доля китайского населения составляет 76%, организованное обучение живописи началось в 1923 г., когда английский художник Ричард Уолкер открыл там свою школу акварельной живописи, которая оказала колоссальное влияние на изобразительное искусство Сингапура. Он воспитал плеяду учеников, среди которых наибольшую известность получил Линь Цинхэ. Но реальный стимул к развитию деятельности художественных организаций в Сингапуре появился после визита Сюй Бэйхуна в 1938 г. Его ученик Линь Сюэда, работающий в технике масляной живописи, основал Нанъянскую академию живописи, которая по сей день остается единственной художественной академией региона (Sullivan, 1996, с. 200).
В целом сингапурское искусство первой половины XX в. было весьма консервативным. В 1964 г. молодые художники-абстракционисты Хуан Минцзун, Тан Цзиньхао и Хэ Хэин основали Общество современного искусства. Еще большего внимания заслуживают работы Чэнь Жуйсяна, поклонника Д. Х. Лоренса и М. К. Эше-ра, включающие живопись маслом, гохуа, графику и резьбу печатей. В противовес новым тенденциям Чъен Чонь Суи основал Сингапурское акварельное общество. Такие художники, как Ван Цзиньчэн и Лин Юньхуан, также придерживались более консервативного стиля. Министерство культуры поддерживало консерваторов, тогда как абстракционисты вынуждены были искать поддержку за рубежом (Sullivan, 1996, с. 202).
В настоящее время в Сингапуре действует Общество китайских художников (Чжунхуа мэйшу яньцзю хуэй), созданное в 1935 г. силами выпускников Шанхайской художественной академии, Художественной академии Синьхуа и Шанхайского университета искусств (https://soca.org.sg). Помимо организации выставок в Сингапуре и за рубежом, общество ведет активную издательскую и исследовательскую деятельность, оказывает помощь членам, укрепляет межкультурные связи. Существует и другая, более молодая организация - Сингапурская ассоциация художников (Синьцзяпо мэйшуцзя сехуй), основанная в 2002 г. Жэнь Цзяньхуем. Ассоциация сплотила художников, интересующихся исследованием масляной академической живописи. В настоящее время она состоит из 34 членов и комитета из 6 человек (http://ch.artistssociety.sg).
Организационную структуру ассоциаций в странах с высокой численностью китайского населения, таких как Малайзия и Сингапур, а также Тайвань, отличает отсутствие советской модели, где высшим руководящим органом является всесоюзный съезд, а исполнительными органами - правление и секретариат, которая оказала влияние практически на все ассоциации, ориентирующиеся на Союз художников Китая. В этих странах имеется своя долгая история становления и развития творческих союзов местных художников, сформировавшихся вне связи с КНР.
В Малайзии, стране, где уже к началу XX в. доля китайцев среди населения составляла около половины, существует Малайское общество всех искусств (Малайсия гэда ишу сехуй). Основанное в 1980 г., оно объединяет местных китайских и малайских художников и включает множество небольших художественных союзов. В их числе - Малайская ассоциация современной китайской живописи и каллиграфии (Малайсия гоцзи сяньдай шухуа лянмэн, МАСКЖиК), основанная в 2001 г. художниками Фу Юнганом, Се Тяньсуном и Линь Жунгуаном. МАСКЖиК была официально зарегистрирована 2 декабря 2002 г. Ее цели: 1) собрать единомышленников в деле создания художественных произведений и их исследования, развить и продемонстрировать новый облик китайской живописи и каллиграфии страны; 2) открыть выдающихся, пока не получивших признания художников; 3) продвигать мероприятия, связанные с китайской живописью и каллиграфией; 4) повышать уровень китайской живописи и каллиграфии; 5) поощрять общественный интерес и привлекать интерес общественных деятелей к каллиграфии и живописи тушью; 6) осваивать и расширять выставочные пространства и предоставлять художникам возможности участия в выставках; 7) творить новое, используя лучшие
достижения предшественников, развивать и поддерживать самобытные традиции страны (https://www.facebook. com/pg/MaLaiXiYaGuoJiXianDaiShuHuaLianMeng/about/).
В настоящее время МАСКЖиК имеет комитеты в четырех штатах страны - Малакке, Негери-Сембилане, Джохоре и Пераке. Малайское общество всех искусств и входящие в него ассоциации часто проводят художественные выставки международного масштаба - Конкурс лучших каллиграфических работ им. Шэнь Муюя (1913-2009), названный в честь знаменитого малайского каллиграфа, и другие конкурсы, выставки каллиграфии и живописи, лекции, образовательные программы, мероприятия по изготовлению новогодних украшений из бумаги и пр. Конкурс лучших каллиграфических работ им. Шэнь Муюя проводится с 2004 г. раз в два года, собирая тысячи профессиональных каллиграфов и энтузиастов со всей страны (https://www.facebook.com/pg/MaLaiXiYa GuoJiXianDaiShuHuaLianMeng/about/).
Датук Шэнь Муюй всю жизнь боролся за продвижение китайского образования в Малайзии и был удивительно бескорыстным человеком, отличавшимся глубокой преданностью семье, обществу и государству. В 2007 г. Малайским обществом всех искусств совместно с Храмом Конфуция Малакки был заложен Музей каллиграфии им. Шэнь Муюя - трехэтажный выставочный и образовательный центр у Китайского холма в Малакке.
Структура МАСКЖиК имеет следующие характерные особенности. Наиболее почетной должностью является «советник» (гувэнь). В большинстве ассоциаций имеется титул почетного председателя. Он дается прижизненно или посмертно их основателям или наиболее выдающимся художникам, тем самым связывая ассоциацию с той или иной живописной традицией. В МАСКЖиК эту должность заменяет почетный титул «вечного советника». На роль «вечных советников» в МАСКЖиК были избраны директор правления Малаккской ассоциации китайского просвещения Линь Юаньжуй и знаменитый малайский синолог и каллиграф Чжэн Ляншу. Советник ассоциации - Се Тяньсун, выпусник Нанъянской Академии искусств (Сингапур). Се Тяньсун является представителем второго поколения «нанъянского стиля» живописи. В период пребывания в Сингапуре он учился у сингапурских мастеров масляной живописи - Чэнь Вэньси, Джорджетты Чэнь и величайшего художника региона Чжун Сыбина, однако предпочел работать тушью в китайском стиле. Характерным знаком его работ было изображение древесных стволов в качестве композиционной доминанты. В 2001 г. после поездки на родину знаменитого цзиньдэчжэньского фарфора он расширил свое творчество росписями по фарфору.
Председателем ассоциации является художник-абстракционист Фу Юнган, работающий в технике масляной живописи. Он имеет двух заместителей - эти должности занимают Линь Жунгуан и Чэнь Чжэньцзун. Также действуют четыре вице-председателя и шесть членов совета. В МАСКЖиК предусмотрены образовательные группы по акварельной живописи, каллиграфии и западной живописи. Имеется также экспертная комиссия и группа сетевой и информационной поддержки. В МАСКЖиК принимаются только граждане Малайзии, члены ассоциации оплачивают членские взносы (https://www.facebook.com/pg/MaLaiXiYaGuoJiXianDaiShuHuaLianMeng/about/).
Китайское искусство Индонезии, представленное Индонезийской ассоциацией искусств Китая (Иньни чжунго мэйшуцзя сехуй), имеет еще более выраженные локальные черты, чем творчество малайских и сингапурских художников. Индонезийская ассоциация искусств Китая является некоммерческой организацией, основанной на членстве, состоящей из искусствоведов, ученых, кураторов, критиков, коллекционеров, педагогов и издателей в сфере искусств, созданной для открытия и продвижения неизвестных и уже сложившихся китайских и индонезийских художников, обладающих уникальным стилем и изысканными художественными навыками. Ассоциация также выступает связующим звеном между правительством Индонезии и Китаем в сфере визуальных искусств. Цель и миссия ассоциации - предоставление возможностей художественного образования для местного сообщества и широкой общественности путем проведения художественных выставок и внедрения образовательных программ (https://idchinaart.org).
Инче Джувиджа, основательница Индонезийской ассоциации искусств Китая, уже более 10 лет является знатоком китайской живописи. Помимо своего хобби - живописи - она широко известна своим оригинальным подходом к пониманию китайского искусства. Чжэн Лу - наиболее активный и достаточно молодой (родился в 1978 г.) участник Индонезийской ассоциации искусств Китая. Это художник мирового уровня - его скульптуры экспонировались не только в странах Восточной Азии, но и на выставках в России, Америке, Франции, Англии, Катаре и других странах. Его визитной карточкой являются монументальные брызги, созданные из литой стали. Такая скульптура поражает воображение мастерством исполнения скульптором и сложностью производства. Среди наиболее значительных достижений ассоциации - многократное участие в Пекинской биеннале в рамках специальной выставки современного индонезийского искусства. Работы индонезийских художников, представленные там, не имеют прямой связи с китайским искусством, однако демонстрируют значительный вклад в развитие творческого процесса «Большого Китая».
Заключение
Творческие союзы являются важной частью творческой среды современного Китая. Новейшие тенденции определяют необходимость усиления межкультурных связей. Своей спецификой обладают союзы, организованные на территории «Большого Китая». Однако союзы китайских художников имеются далеко не во всех странах региона: не удалось обнаружить ни одной подобной организации ни в Таиланде, ни в Лаосе, ни в Мьянме, что подчеркивает самость художественной среды региона. Тем не менее, количество союзов в данном регионе относительно велико. Анализ уставной документации и деятельности союзов указанного региона позволяет
утверждать, что базовая задача рассмотренных союзов художников «Большого Китая» в своей основе совпадает с задачами других творческих союзов - объединять, продвигать, защищать. Вместе с тем многие черты в деятельности союзов китайских художников за пределами материкового Китая уникальны, что обусловлено историческими факторами. Более высоко стилевое разнообразие произведений, заметнее стремление художников присоединиться к западной парадигме творчества. Принципы формирования членства в союзах региона не однородны: политика некоторых союзов (в Гонконге, Сингапуре) нацелена на внешнее развитие при условии сохранения интереса к национальному творчеству, иные союзы более закрыты для иностранных представителей (Малайзия, Тайвань). В целом рассмотренный материал демонстрирует большую заинтересованность китайской творческой среды в расширении границ своего влияния, обогащении художественной практики и сохранении единства китайского творческого общества за пределами материкового Китая.
Источники | References
1. Хань Б. Трансформация культурных функций китайской живописи XX и начала XXI в.: сравнительный анализ // Гуманитарный вектор. Серия «Философия, культурология». 2012. № 3.
2. Man E. K. W. Issues of Contemporary Art and Aesthetics in Chinese Context. Berlin: Springer, 2015.
3. Sullivan M. Art and Artists of Twentieth-Century China. Berkeley: University of California Press, 1996.
4. Wiseman M. B., Yuedi L. Subversive Strategies in Contemporary Chinese Art. Leiden - Boston: Brill, 2011.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Син Ничжэнь1
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Xing Nizhen1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 19.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.
Ключевые слова (keywords): ассоциации китайских художников; Большой Китай; художественные объединения; гохуа; современное искусство Китая; associations of Chinese artists; Greater China; art associations; guohua; contemporary art of China.