Научная статья на тему 'Сотрудничество между Волгоградским государственным университетом и западно-казахстанским университетом им. М. Утемисова'

Сотрудничество между Волгоградским государственным университетом и западно-казахстанским университетом им. М. Утемисова Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество между Волгоградским государственным университетом и западно-казахстанским университетом им. М. Утемисова»

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ВОЛГОГРАДСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ И ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ

им. М. УТЕМИСОВА

Российско-казахстанское пограничье -самая длинная в мире сплошная зона соприкосновения между двумя государствами, протяженность границы, по разным данным, составляет от 6 500 до 7 600 км. В этой зоне, включающей территории 11 российских и 7 казахстанских приграничных регионов, сосредоточен огромный ресурсный, экономический и социальный потенциал, который пока востребован недостаточно эффективно. Это в полной мере относится к потенциалу интеллектуальному, включая трансграничное взаимодействие в сфере высшего образования.

Международное сотрудничество зачастую является одной из самых дорогих и трудоемких форм научно-образовательной активности, которая к тому же далеко не всегда приносит краткосрочную отдачу. Однако научно-образовательное сотрудничество приграничных регионов - самая дешевая разновидность соответствующих международных контактов, которые можно поддерживать с небольшими затратами, во многих случаях получая от этого вполне реальную выгоду, стимулируя, вместе с тем, социальные, экономические, политические и культурные связи между приграничными регионами. Приграничное сотрудничество в образовательной сфере может иметь серьезное значение и в процессе реформирования национальных систем высшего образования РФ и РК. Перед российскими и казахстанскими вузами стоят сходные проблемы интеграции в мировое образовательное пространство, притом что потенциал региональных научно-образовательных учреждений в этой сфере значительно меньше, чем столичных. Учитывая, что приграничные регионы часто занимают периферийное положение по отношению к центру, именно в сотрудничестве с сопредельными

территориями часто состоит их главный шанс усилить свой потенциал, частично решить имеющиеся проблемы с учетом совместных опыта и достижений, внедрить те элементы международного опыта, которые в реальных условиях окажутся наиболее эффективными.

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова и Волгоградский государственный университет являются одними из крупнейших научно-образовательных центров в примыкающих друг к другу регионах - соответственно Западном Казахстане и Нижнем Поволжье. Помимо высокого научно-образовательного потенциала поддержанию устойчивых контактов благоприятствуют давние связи между представителями ряда научных школ (в частности, археологов), новые связи, установившиеся в результате совместных проектов по изучению миграционных и приграничных проблем, общие интересы в сфере развития молодой перспективной специальности «Международные отношения». Хотя сообщение между Волгоградской и Западно-Казахстанской областями осуществляется транзитом через область Саратовскую, немаловажное значение имеет восприятие вуза-партнера как представителя соседнего региона, поддержание связей с которым является приоритетной задачей.

Основными формами российско-казахстанских приграничных образовательных контактов являются: проведение совместных конференций и семинаров; научно-образовательные обмены и подготовка кадров; предоставление мест в вузах-партнерах; организация совместных учреждений и программ. Сотрудничество между ЗКГУ и ВолГУ представлено большинством упомянутых форм. Рассмотрим реализацию этих форм на конкретных примерах.

Проведение

совместных конференций, семинаров, других мероприятий; участие в таких мероприятиях представителей вузов-партнеров.

Такая форма сотрудничества, особенно последняя разновидность, является наиболее распространенной, тем более что участие даже одного представителя сопредельной страны может повысить статус мероприятия до международного. Подобные мероприятия часто являются разовыми и не имеют каких-либо ощутимых прямых последствий. Однако они, во всяком случае, могут рассматриваться в качестве стартовых площадок для установления институциональных и персональных контактов, обсуждения более эффективных форм взаимодействия.

Волгоградский и Западно-Казахстанский государственный университеты играют ключевую роль в международном проекте «“Старые” и “новые” границы Евразии и Северной Америки: проблемы безопасности и международного сотрудничества» с участием ученых из Казахстана, Канады, России, США и Украины. Первая конференция в рамках проекта была проведена в апреле 2004 г. при ВолГУ. В апреле 2005 г. оба вуза выступили в роли сооргани-заторов еще одной международной конференции, которая проводилась в г. Уральске.

Научно-образовательные обмены, подготовка кадров.

Речь идет о студенческих и аспирантских стажировках, приглашении преподавателей для чтения лекций, а также целевой аспирантуре и докторантуре в вузах приграничных регионов России. В таких случаях приграничное сотрудничество позволяет ценой небольших расходов заполнить пробелы, возникающие в результате развития молодых специальностей и специализаций, которые пользуются популярностью как в России, так и в Казахстане; а также заложить основы тех связей, которые в будущем могли бы работать в пользу развития приграничного сотрудничества во всех значимых сферах.

Наиболее перспективной, но пока, к сожалению, относительно нечастой формой от-

носящихся к данной группе контактов являются студенческие обмены. Их участникам подобные стажировки позволяют получить представление о жизни соседних регионов, связанная с ними деятельность может стать впоследствии важным этапом профессиональной карьеры будущих ученых, специалистов.

Обмен студентами, аспирантами и преподавателями стал важной частью программы сотрудничества между ВолГУ и ЗКГУ. Такой обмен основывается на совпадении научно-образовательных интересов сторон. Волгоградский госуниверситет заинтересован в подготовке специалистов по странам Центральной Азии, в первую очередь Казахстану, и международным отношениям на постсоветском пространстве, для Западно-Казахстанского университета представляется ценным опыт ВолГУ в сфере развития специальностей «Регионоведение» и «Международные отношения».

В начале апреля 2005 г. состоялся первый в рамках программы обмена визит волгоградских студентов регионоведов и международников, а также аспирантов и преподавателей в ЗКГУ. Комплекс запланированных мероприятий включал чтение лекций преподавателем, самостоятельную работу аспирантов, стажировку студентов (включая курсы по истории и культуре Казахстана и казахскому языку, публичную защиту докладов), а также деловую игру по российско-казахстанским отношениям, в которой волгоградцы защищали интересы Казахстана, тогда как их коллеги из ЗКГУ отстаивали интересы России. Ответный визит преподавателей и студентов состоялся в марте 2006 г. В ходе визита казахстанским студентам были предложены курсы по современным проблемам международных отношений и внешней политике РФ, в свою очередь, приглашенный преподаватель ЗКГУ прочитал регионоведам специализации «Страны Центральной Азии» спецкурс, посвященный демографическим проблемам современного Казахстана. На этот раз предложенная студентам ВолГУ и ЗКГУ деловая игра была посвящена подготовке заявок на гранты по тематике, посвященной развитию российско-казахстанских отношений.

К сожалению, на пути развития приграничного сотрудничества между российскими и казахстанскими приграничными регионами

170

С.В. Голунов, В.А. Смирнова. Сотрудничество между ВолГУ и ЗКГУ

стоит ряд непростых проблем, таких, как ограниченные финансовые возможности партнеров, отдаленность большинства таких вузов от главных образовательных центров своих стран и т. п. Эти проблемы нередко ставят под вопрос стабильность и эффективность связей. Преодоление упомянутых и других трудностей, поиск долгосрочных и эффективных форм сотрудничества являются ключевыми задачами взаимодействия между ВолГУ и ЗКГУ. В этой связи особый акцент планируется сделать на продолжении программы обмена студентами, реализации совместных проектов с привлечением финансирования грантодателей, а в перспективе - на организации совместных образовательных программ. Как уже отмечалось выше, стороны планируют развивать сотрудничество прежде всего в тех сферах, где совпадение интересов является очевидным стимулом к долговременной кооперации.

Таким образом, даже несмотря на определенные трудности транспортного сообще-

ния между административными центрами Волгоградской и Западно-Казахстанской областей, партнерские связи между ВолГУ и ЗКГУ являются успешным примером трансграничного научно-образовательного сотрудничества в зоне российско-казахстанской границы. В рамках данных связей присутствуют большинство тех форм взаимодействия, которые практикуются субъектами такого сотрудничества, имеются перспективы развития тех форм (например, совместных образовательных программ), которые являются наиболее долговременными и эффективными. Хотелось бы надеяться, что научно-образовательное сотрудничество между ВолГУ и ЗКГУ станет эффективным вкладом двух региональных вузов в развитие научно-образовательной и других форм кооперации на пространстве российско-казахстанского приграничья; возможно, в формирование слоя активных людей, хорошо приспособленных к интенсивному трансграничному взаимодействию.

С.В. Годунов, В.А. Смирнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.