Научная статья на тему 'Сотрудничество КНР и стран Восточной Африки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на современном этапе развития'

Сотрудничество КНР и стран Восточной Африки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / Восточная Африка / ВАС / инициатива «Один пояс / один путь» / PRC / East Africa / EAC / “One Belt / One Road” initiative

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самсонов М.М.

В последнее время в научной среде не уделяется особого внимания вопросам отношений Китая со странами Восточноафриканского сообщества (ВАС). Однако представляется важным выделить именно этот регион Африки и проанализировать проблемы и перспективы его сотрудничества с Китаем. За последние годы Китай сыграл важную роль в развитии всего африканского континента в целом и Восточной Африки в частности. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» (далее «ОПОП») на территории стран Восточноафриканского сообщества, реализуются крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты, альтернативные идеи и концепции развития региона. Взгляды Китая на глобальное и региональное развитие с помощью реализации инициативы ОПОП воплощаются в жизнь в регионе ВАС, что делает КНР влиятельным игроком, бросающим вызов традиционным партнерам стран Африки. Учитывая настоятельную потребность в развитии инфраструктуры на континенте, государства-члены ВАС обратили «взгляд на Восток» [1]. Эти страны больше не полагаются на западных доноров, таких как Европейский Союз (ЕС) или США; Пекин все чаще заменяет их во многих секторах африканской экономики. В данной статье предпринята попытка проанализировать различные аспекты сотрудничества восточноафриканских стран с Китаем в рамках инициативы «Один пояс один путь», оценить динамику и перспективы их взаимодействия, а также оценить имеющиеся в нем на сегодняшний день сложности и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between China and East African countries within the framework of the “One Belt, One Road” initiative at the current stage of development

Recently, academic circles have paid rather little attention to cooperation between China and the countries of the East African Community. However, it seems quite important to highlight this region of Africa and separately analyze the prospects for the development of its cooperation with China. In recent years, China has played an important role in the development of the entire African continent in general, and East Africa in particular. Through the “One Belt, One Road” initiative, large investment and infrastructure projects are being implemented in the countries of the East African Community, and alternative ideas and concepts for the development of the region are being created. China’s views on global and regional development through the development of the BRI initiative are increasingly heard in the region, which makes the PRC an indispensable player with significant political and economic influence, thereby challenging traditional African partners. Given the fact that Western states have so far been minimally involved in infrastructure development, EAC member states have adopted a “Look East” policy that favors China and its development initiatives. EAC states no longer need to rely on Western donors such as the European Union or the US, and Beijing is increasingly replacing them in many sectors. In this regard, this article makes an attempt to consider the cooperation between China and East African countries within the framework of the “One Belt, One Road” initiative, to become familiar with the main areas of cooperation, dynamics, prospects, to assess the benefits of all parties involved and to highlight those available today problems.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество КНР и стран Восточной Африки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на современном этапе развития»

Самсонов М.М.

Старший преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Сотрудничество КНР и стран Восточной Африки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на современном этапе развития

В последние годы лишь немногие инициативы какой-либо страны получили такое же внимание, как инициатива Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь» (ОПОП). Правительство Китая охарактеризовало этот проект, как «инициативу, способствующую экономическому процветанию и региональному экономическому сотрудничеству, принципам взаимных консультаций, совместного строительства и совместного использования, координации политики и взаимовыгодного развития» [2]. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно говорил о важных глобальных целях, достижению которых будут способствовать реализация проектов в рамках инициативы ОПОП [3].

Инициатива ОПОП — это амбициозный геополитический проект, призванный, по сути, поставить Китай в центр глобальной сети сухопутных, морских и цифровых связей, проект, который, как многие понимают, будет способствовать установлению нового глобального экономического и политического порядка. Пекин стремится повлиять на стратегические глобальные цепочки поставок, перенаправляя потоки международной торговли через критически важные морские пути и морские порты.

Начиная с публикации первой официальной Белой книги Китая и Африки в 2006 г., за которой последовали спонсируемые Китаем проекты в Бангладеш, Шри-Ланке и Пакистане, участились разговоры о так называемой китайской стратегии «Жемчужной нити», которая состоит из финансируемых Китаем инфраструктурных и торговых проектов вдоль побережья Индийского океана [4].

В то время китайские источники отрицали, что эти проекты были частью более обширной стратегии. Тем не менее, успех Китая в предотвращении последствий мирового финансового кризиса 2008 г. по-

будил китайских чиновников начать говорить о стратегических планах в ином ключе. После избрания на пост главы КНР, Си Цзиньпин дал понять, что Китай будет стремиться значительно расширять свое дипломатическое, экономическое и политическое влияние, и что это влияние не будет ограничено соседними странами Восточной и Южной Азии. В своих выступлениях Си неоднократно упоминал древний Шелковый путь — серию торговых путей через Центральную Азию, которые обеспечивали контакты между Европой и Китаем. Восстановление Шелкового пути как наиболее удобного и доступного способа перемещения между двумя полюсами Восточной Азии и Европы, вскоре стало приоритетом для новых властей Китая.

В конце концов Си Цзиньпин и другие китайские официальные лица заговорили о «Морском шелковом пути» XXI века. В 2018 г. Китай учредил Китайское агентство по международному сотрудничеству в области развития, функцией которого стало курирование инициативы ОПОП [5].

Через этот механизм Китай стремится укрепить связи с шестьюдесятью странами Азии, Африки и Европы, каждая из которых может быть заинтересована в продолжении хороших отношений с КНР. Для восточноафриканских стран инициатива представляет собой возможность получить финансирование и материальную поддержку для инфраструктурных проектов, которые находились в стадии разработки в течение многих лет.

На рубеже XXI века Китай стал крупной экономической державой и начал реализацию политики «Идти вовне», направленной на продвижение китайских инвестиций за рубежом. КНР предприняла шаги по ин-ституционализации своих отношений с Африкой, основав в 2000 г. Форум китайско-африканского сотрудничества (англ. FOCAC). В первом саммите FOCAC, который состоялся в Пекине в 2006 году, приняли участие главы государств, правительств, а также министры иностранных дел и экономики 48 африканских стран. В этот период с помощью FOCAC и двустороннего сотрудничества Пекин стремился расширить торговлю с африканскими странами, позиционировать себя как надежного альтернативного партнера, и построить стратегическое партнерство с различными государствами. Во время реализации политики «Идти вовне» Пекин смог углубить отношения с Эфиопией и Кенией. Западные правительства обвинили Эфиопию в нарушениях во время проведения выборов 2005 г., а Всемирный банк приостановил кредитование страны. Этим восполь-

зовался Пекин. В 2007 г. в Эфиопии была создана Восточная промышленная зона ШК) — ОЭЗ, управляемая Китаем [6]. Инициатива ОПОП придала новый импульс сотрудничеству по линии Юг-Юг. К 2020 г. Китай предоставил 60 млрд юаней помощи развивающимся странам и международным организациям, участвующим в строительстве «Одного пояса и одного пути», в основном включая различные виды помощи и беспроцентные кредиты [7].

В ноябре 2011 года Китай и ВАС подписали Рамочное соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве, которое стало первым механизмом, созданным между Китаем и африканской субрегиональной организацией. Соглашение укрепляет двустороннюю торговлю, расширение инвестиций, трансграничные технологические возможности и помощь в целях развития. На фоне стремительных процессов глобализации отношения дружбы и сотрудничества между Китаем и странами Восточной Африки развивались довольно быстро: от политических обменов между лидерами высокого уровня до всесторонних контактов между партийными, правительственными, военными, культурными и бизнес-организациями и создания механизмов регулярных консультаций с некоторыми странами ВАС.

Стимулом для развития сотрудничества явились взаимные потребности двух сторон, а также стабильная политическая ситуация в странах Восточной Африки, позволившая китайскому правительству наращивать свое свое присутствие на континенте.

После первых выступлений Си Цзиньпина о запуске инициативы ОПОП, последовала длинная серия встреч, конференций и саммитов, каждая из которых предоставила возможность китайским властям продвигать программу, конкретизировать ее детали, привлекать к участию потенциальных партнеров и поэтапно раскрывать амбициозные масштабы ОПОП. Например, на конференции «Архипелаги Шелкового пути» (МЩ^ШШ^), состоявшейся в г.Фучжоу в ноябре 2019 г., в качестве спонсоров были указаны более десятка китайских правительственных и академических учреждений, а также Министерство иностранных дел [8].

Встречи представителей китайских властей, торгово-промышленных и инвестиционных кругов, журналистов и общественных организаций Китая и африканских стран стали регулярными. В период пандемии COVID-19 мероприятия не прекратились, перейдя лишь в онлайн-фор-мат. Когда ситуация стабилизировалась, высокопоставленные ки-

тайские чиновники возобновили поездки в Африку для разрешения имеющихся проблем и укрепления отношений. Китай назначил специального посланника в Восточной Африке Сюэ Бина, который вместе с делегациями шести африканских стран посетил Аддис-Абебу в июне 2022 г. Сюэ Бин заявил, что Китай находится в наилучшем положении, чтобы помочь «в восстановлении стабильности» в регионе Африканского Рога [9]1.

Страны Восточной Африки стали стратегической точкой входа Китая на континент. Расположенный рядом с регионом Индийского океана, ВАС находится в непосредственной близости от морского пути, который имеет жизненно важное значение для глобальной торговли и безопасности. Инициатива «Морской шелковый путь», как элемента ОПОП, соединяющего Китай с Африкой, имеет решающее значение для геополитических планов Китая. Доступ к морским портам, железнодорожным линиям, электростанциям и межрегиональным автомагистралям в ВАС увеличивает стратегическое, экономическое и политическое влияние КНР.

Укрепляя геополитическую позицию Китая, ОПОП задуман как альтернатива глобализации под руководством Запада. Большая часть Африки страдает от нехватки автомобильных и железных дорог, портов, энергетических трубопроводов и сетей, водных проектов, не говоря уже о проблемах связи и доступа в Интернет. Кроме того ощущается значительная нехватка промышленных парков, судоходных мощностей, выставочных залов для торговых ярмарок и неразвитость туристического сектора. Так называемый «Пекинский консенсус» делает акцент на огромных инвестициях в физическую инфраструктуру, которые, в свою очередь, стимулируют быстрое экономическое развитие и способствуют сотрудничеству, взаимному развитию и совершенствованию глобального управления2. Считается, что развитие происходит не за счет навязывания структур управления, подобных тем, которые ассоциируются с либеральными демократиями, а через транснациональные отношения, которые являются более инклюзивными, создавая «беспроигрышные» сценарии обмена [10]. ВАС, возможно, является наиболее динамичным субрегиональным интеграционным проектом в Африке,

1 Понятием «Африканский Рог» принято обозначать территории Сомали, Джибути, Эфиопии и Эритреи.

2 Пекинский консенсус или «Китайская экономическая модель» - термин, означающий современную экономическую политику Китайской Народной Республики, которая стала активно развиваться и применяться после смерти Мао Цзэдуна и реабилитации Дэн Сяопина.

не в последнюю очередь, благодаря его стремлению к экономической, политической и культурной интеграции через таможенный союз, общий рынок и валютный союз [11].

Таким образом, расширение связей и сплоченности посредством развития региональной инфраструктуры является ключевым приоритетом блока наряду с улучшением межрегионального доступа к рынкам продуктов питания, обеспечением мобильности людей и товаров, а также координацией соответствующей политики.

Сотрудничество с внешними партнерами имеет решающее значение для достижения этих целей. В этой связи основными направлениями сотрудничества ВАС и Китая являются финансирование и развитие инфраструктуры, а также торговые и инвестиционные проекты [12]. Это во многом отражает видение Китая: «Если хотите процветать, сначала постройте дороги» [13].

Внутри региона наблюдается явная переориентация на гармонизацию национальных и региональных экономических планов развития, в том числе в сфере инфраструктуры.

Значительная часть проектов в рамках ОПОП реализуется в Кении. Традиционно считавшаяся воротами в ВАС и крупнейшей экономикой региона, Кения приняла флагманский региональный проект, соединяющий ее порт Момбаса со странами, не имеющими выхода к морю, включая Уганду, Руанду и Южный Судан.

Помимо проектов в Кении, большая часть проектов подпадает под реализацию транспортного коридора Порт Ламу-Южный Судан-Эфиопия (ЬЛРББЕТ), крупную инициативу регионального развития, призванную соединить Кению, Эфиопию, Южный Судан и более широкий регион Восточной Африки.

Подобные региональные проекты демонстрируют сдвиг в сторону инфраструктуры, способствующей торговле, которая, в свою очередь, призвана стимулировать внутриафриканскую экономическую интеграцию. Все это позволяет африканским экономикам - особенно небольшим -участвовать в коллективных переговорах с Китаем и другими внешними игроками, что облегчает им обеспечение финансирования инфраструктурных проектов.

Помимо инфраструктуры, Китай теперь стал крупнейшим поставщиком потребительских товаров, капитала и финансов в регион, а также вторым крупнейшим поставщиком двусторонних кредитов в Восточную Африку, уступающим только Всемирному банку.

В период с 2015 по 2020 гг. институты ЕС (не считая двусторонних обязательств государств-членов ЕС) выделили Восточной Африке $256,7 млн, что составляет лишь 4% двусторонних кредитов Китая Восточной Африке за тот же период [14]. Так, например, решение Танзании выйти из совместного соглашения об экономическом партнерстве ВАС-ЕС в 2016 г. можно рассматривать как показатель того, что ЕС потерял свое стратегическое влияние в ВАС в результате альтернатив, предоставленных Китаем [15].

Несмотря на то, что нескорые страны высказывают обеспокоенность по поводу растущего долгового бремени, непрозрачных контрактов и огромного торгового дисбаланса между Китаем и членами ВАС, главы государств и правительственные чиновники охотно укрепляют сотрудничество с Китаем. Политические лидеры считают, что они нашли надежного союзника в лице Китая, и что позволяет им продвигать свою программу региональной интеграции и развития. Они вдохновлены быстрым развитием Китая и убеждены, что Пекин может предложить альтернативную модель развития, которая соответствует региональным и континентальным приоритетам Африки.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КИТАЯ И СТРАН ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В РАМАХ ИНИЦИАТИВЫ ОПОП

Считается, что у китайского проекта ОПОП есть несколько достаточно четких целей, среди которых диверсификация торговых отношений и наращивание мягкой силы в разных регионах. В то же время Китай также продолжает свои усилия по вытеснению США в регионах, входящих в ОПОП. После того, как США установили более широкое военное и дипломатическое присутствие в Центральной Азии в начале 2000-х годов, Китай начал активнее инвестировать в африканский континент, не акцентируя при этом внимание на таких вопросах, как права человека и другие темы, которые обычно используют в своей риторике США.

К 2019 г. 40 из 55 стран Африки взяли китайские кредиты для реализации инфраструктурных проектов. В 2021 г. Китай по объему своих инвестиций в Африку превзошел не только Соединенные Штаты, но и таких давних партнеров стран континента, как Германия.

При обсуждении экономического участия Китая в Африке слишком часто игнорируется роль получателей китайской помощи и кредитов. В то время как Пекин стремится к таким регионам, как Восточная Африка, руководствуясь своими экономическими и стратегическими интересами,

местные правительства приветствуют сотрудничество с Китаем, надеясь с его помощью реализовать собственные программы развития.

Страны Восточной Африки рассматривают инициативу ОПОП как катализатор возрождения Восточноафриканского сообщества без участия США. В 2004 г. страны, позже создавшие Восточноафриканское сообщество, разработали генеральный план железных дорог, который, в конечном итоге, превратился в конкретные проекты, объединившие Кению, Уганду, Руанду, Бурунди и Южный Судан. Таким образом, страны-реципиенты активно используют потоки китайских инвестиций и адаптируют концепцию ОПОП в своих интересах.

Восточная Африка важна для Пекина из-за своего стратегического местоположения, растущего потребительского рынка и полезности в качестве платформы для продвижения китайской «мягкой силы» [16]. Прибрежные регионы Восточной Африки расположены вдоль важнейших морских путей судоходства. Джибути, например, расположена прямо за перевалочным пунктом Баб-эль-Мандеб, отделяющим регион Индийского океана от коридора Красного моря до Суэца и Средиземного моря. Ежегодно через Баб-эль-Мандеб проходит около 20% мировой торговли [17]. В то же время в Джибути расположена не только зарубежная военная база Народно-освободительной армии (НОАК), открывшаяся в августе 2017 г. на 90-ю годовщину Коммунистической партии Китая, но и силы США, Франции, Италии и Японии. Стратегическое расположение этой небольшой страны также служит точкой заземления подводных кабелей и кратчайшим маршрутом для высокоскоростного интернет-трафика между Африкой и Азией [18].

Африка, несомненно, служит важным каналом для достижения еще одной ключевой цели Китая - трафика товаров в порт ОПОП в Гвадаре (Пакистан). Китайские компанииодолжают работать над строительством железной дороги из Гвадара в Синьцзян. После завершения проект не только сократит время путешествия с 45 дней по существующему морскому маршруту до 10 дней по суше, но также обеспечит Китай энергией и другими ресурсами без необходимости проходить через Малаккский пролив. Есть мнение что это является, в том числе, и одной из целей реализации всей инициативы [19].

Тем не менее, выгода для африканских стран, участвующих в ОПОП, очевидна. Танзания воспользовалась участием в ОПОП, чтобы стать одной из двенадцати стран, которые могут экспортировать соевые бобы в Китай. Более очевидным преимуществом для Танзании является то, что

китайцы строят в стране два новых порта — Ламу и Багамойо. Китай, покрывающий большую часть расходов на строительство, оцениваемых в $10 млрд, обещает Танзании, что к 2045 г. новый порт сможет обрабатывать в 25 раз больше грузов, чем в настоящее время проходит через Дар-эс-Салам [20].

Проект ОПОП помогает африканским государствам не только в строительстве инфраструктурных объектов, но и в расширении электронной коммерции. В апреле и мае 2022 г. предприятия из 23 африканских стран были приглашены принять участие в Фестивале покупок африканских товаров. Используя платформы прямых трансакций и электронной коммерции, предоставленные китайцами, потребители в Китае могли заказать различные африканские товары, включая эфиопский кофе, кенийский черный чай, южноафриканское вино и др. [21].

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И СТРАНАМИ ВАС

Сотрудничество в сельскохозяйственной сфере. Сельское хозяйство является одним из важных секторов государств-членов ВАС и основой экономики каждого государства-члена. Доступ к достаточному питанию и искоренение бедности и голода являются одной из целей развития, к достижению которой уже давно стремятся государства-члены ВАС. Сельскохозяйственная продукция, производимая государствами-членами ВАС, в основном включает кукурузу, рис, картофель, бананы, маниоку, фасоль и шпинат. Основными экспортируемыми сельскохозяйственными продуктами являются хлопок, кофе, чай, табак и сахарный тростник.

В рамках сотрудничества Китай и государства-члены ВАС реализуют множество сельскохозяйственных проектов. Существует две основные модели сотрудничества в сфере сельскохозяйственного производства между Китаем и африканскими странами: первая модель — это комплексные проекты помощи Китая, включая демонстрационные центры сельскохозяйственных технологий, направление экспертов, обучение местных африканских фермеров и технического персонала, а также участие в Продовольственной и сельскохозяйственной программе Организации Объединенных Наций. Вторая модель включает инвестиционные проекты китайских предпринимателей, преимущественно производящих и обслуживающих местную продукцию в Африке.

С 2011 г. Китай запустил проект учебного центра по сокращению

бедности на уровне деревни с участием китайских экспертов по сельскому хозяйству (Peapea Village Poverty Reduction Project) [22]. Этот проект является первой программой помощи Китайского международного центра по борьбе с бедностью, направленной на сокращение бедности в Африке. Укрепляя организационную роль деревенских комитетов и обучая демонстрационные сельскохозяйственные домохозяйства, Китай ищет пути улучшения местных технологий и эффективности сельскохозяйственного производства. За последние 7 лет этот проект оказал непосредственную поддержку почти 200 демонстрационным домохозяйствам. Под руководством китайских специалистов по сельскому хозяйству фермеры не только осваивают передовые технологии посева, но и создали механизм взаимопомощи и сотрудничества, что привнесло огромные изменения в производство и жизнь местных фермеров. Местные жители, которые когда-то полагались исключительно на погодные условия, не только попрощались с нехваткой продовольствия, но и значительно увеличили доходы своих семей, улучшили местные условия жизни.

Сотрудничество в промышленной сфере. В настоящее время сотрудничество Китая в промышленном секторе ВАС в основном сосредоточено на строительстве инфраструктуры, особенно на возведении железных дорог, автомагистралей, электростанций и т. д., что не только способствует развитию местной экономики, но и создает больше возможностей трудоустройства для местного населения.

За последние два десятилетия в Восточной Африке произошел всплеск китайского финансирования и инвестиций, который в основном, но не исключительно, направлен на развитие инфраструктуры и транспортного сектора. Китайские государственные предприятия построили железные дороги в Джибути, Эфиопии и Танзании, а также порт в Джибути. В Эфиопии были созданы промышленные парки для переработки сельскохозяйственной продукции, производства кожи и текстиля, а также построены телекоммуникационные сети в Эфиопии и Танзании. С 2007 г. два крупнейших зарубежных банка Китая инвестировали в Африку больше, чем восемь других крупнейших кредиторов вместе взятых, на общую сумму $23 млрд. [23].

Типичным примером является железная дорога из кенийского портового города Момбаса в столицу Найроби. Железная дорога Момбаса-Найроби затем будет продлена до Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана. Основная линия этого железнодорожного проекта - 472 км, идущих

с юго-востока на северо-запад, проходящих через восточный регион. Эта железная дорога построена компанией China Road and Bridge Engineering Co. — знаковым международным брендом инженерных подрядов, принадлежащим China Communications Construction Company.

Проект железной дороги Момбаса-Найроби имеет большое значение для социально-экономического развития Кении и строительства в Африке «трех сетей и одной информатизации» Это один из

ключевых проектов Китая на африканском рынке, реализация которого нацелена помочь восточноафриканскому региону значительно сократить транспортные расходы и время в пути между городами Момбаса и Найроби с 12 часов до 4,5 часов. Кроме того, строительство железной дороги также принесло китайский капитал, технологии, стандарты, опыт производства оборудования и управления в Восточную Африку. Правительство Кении полагает, что железная дорога Момбаса-Найроби, как крупный проект «Видения до 2030 года», поможет Кении и восточноаф-риканскому региону и дальше развивать экономику, сокращать бедность и решать проблемы занятости, а также сократит затраты на бизнес и логистику. Эта железная дорога считается самым амбициозным проектом Кении с момента обретения независимости в 1963 г. Его стоимость составляет $3,8 млрд, при этом основным источником финансирования является правительство Китая.

Основная цель проектов заключается в содействии развитию и процветанию ВАС, включая создание лучших условий для работы и трудоустройства. Среди других крупных проектов можно назвать проект расширения международного аэропорта Бужумбура в Бурунди, мост Кигамбони в Танзании, проекты коммерческих и офисных зданий в Руанде, а также проект дороги Кануни-Синг-Канони-Сембабуле-Вилла-Ма-рия в Уганде и т. д.

Рост инфраструктуры, построенной и профинансированной Китаем в Восточной Африке в предыдущее десятилетие, способствовал росту транзитных коридоров, которые конкурируют за обслуживание внутренних регионов и стран, не имеющих выхода к морю, особенно Эфиопии. Таким образом, инфраструктурные проекты, особенно в транспортном секторе, составляют основную часть экономического присутствия Китая в Восточной Африке и, по сути, на африканском континенте в целом.

Гуманитарное сотрудничество между Китаем и странами Африки. Между сторонами регулярно расширяется культурное и образовательное

сотрудничество. Китай подписал соглашения о кооперации в области культуры и образования со многими странами Восточной Африки. Правительство Китая ежегодно предоставляет студентам из стран ВАС места для обучения в китайских университетах. Так, например, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Китаем и Министерством сельского хозяйства и образования Эфиопии, с июня 2001 г. Китай направил в Эфиопию несколько сотен сельскохозяйственных и городских учителей для преподавания и обучения местных педагогов и учащихся профессиональных колледжей. В последние годы МИД КНР также организовал курсы обучения для административных и технических кадров. Кроме того, осуществляется активный культурный обмен между сторонами. Китай направляет песенные и танцевальные труппы, акробатические и фольклорные ансамбли на Сейшельские острова и Коморские острова, в Кению, проводит кинофестивали.

Средства массовой информации обеих сторон продолжают развивать отношения сотрудничества. Новостные сообщения агентства Синьхуа широко приняты газетами различных стран Восточной Африки. В мае 2001 г. правительства Китая и Кении подписали соглашение о сотрудничестве в сфере радио и телевидения. Центральное телевидение Китая регулярно отправляет журналистов в Африку для обучения местных специалистов и подготовки репортажей.

Китай также активно развивает сотрудничество в медицинской сфере и продолжает отправлять медицинские бригады в Эритрею, Коморские острова, Сейшельские острова, Джибути и другие страны.

ТРУДНОСТИ И ВЫЗОВЫ В РАЗВИТИИ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И СТРАНАМИ ВАС

Есть мнения, что взаимодействие Китая с регионом ВАС носит беспорядочный характер и обусловлено множеством различных факторов, что приводит к резкому увеличению инфраструктурных мощностей в регионе и может оказаться избыточным. Без интегрированной стратегии региональных связей Восточная Африка столкнется с риском долгосрочного избытка мощностей, а крупные проекты превратятся в так называемых «белых слонов»3.

Хотя Пекин играет важную роль в удовлетворении потребностей региона в критически важной инфраструктуре, он также заинтересован

3 Белый слон (англ. white elephant) — английская идиома. Означает некое дорогостоящее имущество, которое хозяин вынужден содержать, но взамен не получает от него никакой пользы.

в продвижении экспорта подрядных услуг, известного как стратегия «экспорта всей отраслевой цепочки» или «стратегия экспортно-поставочной цепочки» (от англ. "whole industry chain export" or "export-supply chain"). Благодаря своим возможностям китайские компании принимают бизнес-решения, которые могут обеспечить большую скорость как для подрядчика, так и для клиента, но порой противоречат интересам государств-получателей. Например, технико-экономические обоснования некоторых проектов, в том числе железных дорог стандартной колеи в Эфиопии и Кении, проводились китайскими подрядчиками, а не независимыми сторонними консультантами [24]. Это может приводить к явным конфликтам интересов сторон.

Существует мнение, что обещанные китайскими властями успехи, не были в полной мере достигнуты. Ряд проектов в рамках ОПОП, хотя и начинались с большой помпой, пришли в упадок из-за различных факторов. Так, есть оценки, что кенийская железная дорога стала каналом для дешевого китайского импорта в Кению, нанеся значительный ущерб производственному сектору страны. Точно так же железная дорога Танзания-Замбия не смогла привлечь местные или региональные инвестиции и послужила лишь усилению зависимости Замбии от Танзании.

Трудностью можно назвать проблему дисбаланса во внешней торговле между сторонами. Из-за воздействия глобальной экономической ситуации и финансовой нестабильности экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и некоторыми странами Восточной Африки по-прежнему претерпевает значительные колебания. Основная причина этого явления - влияние структуры импорта и экспорта продукции Китая и Восточной Африки. Большая часть товаров, экспортируемых из Восточной Африки в Китай, представляет собой, в основном, сельскохозяйственную продукцию и минеральные ресурсы, тогда как импортируемая из Китая продукция - это преимущественно текстиль и одежда. В результате разница в ценах между импортной и экспортной продукцией между странами Восточной Африки и Китаем велика, а спрос на продукцию не сбалансирован, что приводит к значительному дисбалансу в торговле между Китаем и странами ВАС.

Хотя за последние годы странами Восточной Африки были достигнуты определенные успехи в экономическом развитии, в настоящее время многие страны столкнулись с большими трудностями, связанными с погашением долгов. Участники ВАС, как и другие страны континента,

были получателями крупных кредитов от китайского правительства и частных китайских предприятий. Китай продолжает расширять свое присутствие в Африке, и в настоящее время это - крупнейшая страна-кредитор. На долю Китая приходится 17% внешнего долга Эфиопии, 33% - Кении и 70% - Джибути. Некоторые государства ввели новую налоговую политику и усиление налоговых проверок, чтобы уменьшить финансовое давление [25].

Китай в некоторых особых случаях идет на списание долгов, однако он скорее предпочитает рефинансировать кредиты. Например, в 2018 г. Эфиопия смогла получить отсрочку на сумму $3,3 млрд. Годом ранее Судану было списано $160 млн, что составило 2,5% от его общего долга Китаю.

Китай также активно участвует в масштабном плане расширения Аддис-Абебы, известном как Генеральный план развития Аддис-Абебы. Экспортно-импортный банк Китая предоставил финансирование и рабочую силу для первой на континенте системы легкорельсового транспорта, обслуживающей Аддис-Абебу. В итоге 85% стоимости пришлось на кредит этого китайского банка. Запуск строительства происходил торжественно, однако в итоге система не справилась со своей основной задачей, которая заключалась в решении проблемы перегруженной транспортной системы в столице региона. Эфиопия в настоящее время имеет второй по величине внешний долг среди стран Африки к югу от Сахары, задолжав китайцам более $13 млрд [25].

После того, как мир более чем на два года столкнулся с негативными последствиями пандемии, стало ясно, что закрытые на этот период проекты в Африке не смогут себя окупить, а должники с еще меньшей вероятностью погасят свои кредиты и с еще большей вероятностью будут просить массовое списаниеили реструктуризацию. Это, безусловно, осложнило и без того непростую ситуацию как для китайской, так и африканской сторон. Тем не менее, в период пандемии Китай оказывал значительную поддержку африканским странам для борьбы с коронавирусом, что также было высоко оценена правительствами многих стран.

ПЛАНЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ СО СТРАНАМИ ВАС

Несмотря на успехи и трудности экономического сотрудничества Китая и Восточной Африки за последнее десятилетие, Пекин сохранит

присутствие в этом регионе. Хотя китайские банки сократили финансирование местных инфраструктурных проектов, китайские подрядчики продолжают проявлять активность. Компания China Road and Bridge Company (CRBC), построившая SGR Момбаса-Найроби, в 2022 г. завершила строительство скоростной автомагистрали Найроби в рамках государственно-частного партнерства [26]. CRBC будет управлять платной дорогой в течение двадцати семи лет. Как и дорога Момбаса-Найроби, скоростная автомагистраль Найроби, была запущена в преддверии всеобщих выборов в Кении летом 2022 г., что свидетельствует о том, что темпы работ китайских подрядчиков будут продолжать оставаться привлекательными для политиков, придерживающихся графика выборов.

В феврале 2022 г. Пекин назначил своего первого специального посланника по Африканскому Рогу, что потенциально предвещает более комплексную региональную дипломатическую стратегию [26].

Месяцем ранее во время визита министра иностранных дел Китая Ван И обсуждалась необходимость «ускорить региональную активность для преодоления проблем развития». Ван И заявил, что два крупных железнодорожных проекта, построенных и профинансированных Китаем в регионе — железная дорога Момбаса-Найроби и железная дорога Аддис-Абеба-Джибути — «должны быть расширены с целью распространения на

соседние страны» [26]. В соответствии с предложениями Китая, железная дорога Момбаса-Найроби в Кении будет продлена до Уганды, Руанды, Южного Судана и, в конечном итоге, до Демократической Республики Конго. Тем временем линия, соединяющая столицу Эфиопии Аддис-Абебу с Джибути, будет продлена до Эритреи. Ван И призвал к более быстрому освоению Красного моря и Индийского океана для разработки структуры «две оси плюс два побережья», призвал «ускорить строительство промышленного и экономического пояса, создать условия для занятости и роста, улучшить потенциал независимого развития и идти в ногу со временем».

Помимо Кении, Ван И посетил Эритрею, которая занимает стратегическое положение на Красном море и в ноябре 2021 г. присоединилась к инициативе ОПОП, а также Коморские острова, архипелаг в Индийском океане, где Китай расширяет свое присутствие в рамках своего Морского Шелкового пути. Дальнейшие инвестиции в порты региона

могут оказаться решающими для успешного развития Морского Шелкового пути.

Железнодорожное сообщение между Аддис-Абебой и портом Асэб в Эритрее может стать выигрышной картой в новой дипломатической стратегии Китая в районе Рога. Считается, что поскольку Эфиопия уже связана с Кенией транснациональной дорожной системой, вполне возможно, что весь регион Восточной и Центральной Африки вскоре будет связан между собой, а за ним последуют и другие регионы. Расширение железнодорожной сети на Африканском Роге было одной из главных стратегических целей Пекина в Африке, как способ улучшения транспортного сообщения.

Наличие железной дороги стандартной колеи, соединяющей прибрежные и внутренние порты региона, будет иметь важное значение для региона в среднесрочной перспективе. Африканские страны хотят экономической интеграции друг с другом и с миром, для этого необходимо изменить свою экономическую географию.

Но комментарии Ван И о том, что это строительство произойдет «в свое время», предполагают, что все зависит от того, как африканские правительства создадут условия (мир, стабильность, реалистичные технико-экономические обоснования), которые позволят китайскому капиталу использоваться продуктивно [27].

Хотя нынешнее сотрудничество Китая и Африки имеет свои сильные и слабые стороны, партнеры уверенны в важности дальнейшей кооперации, созданы механизмы регулярных консультаций с некоторыми странами ВАС. Стороны придерживаются концепции взаимовыгодного сотрудничества и продолжат «работать вместе во всех направлениях для достижения общих целей развития».

Список литературы / Bibliography

1. Wilson-Andoh, Phebe. China's Belt and Road Initiative in Kenya. // URL: https://www.fpri.org/article/2022/05/chinas-belt-and-road-initiative-in-kenya/ (10.02.2024)

1. Jointly building the "Belt and Road": a major practice in building a community with a shared future for mankind // URL: https:// www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/tyb/zyxw/202310/t20231010_11158751.html (10.02.2024)

3. Summary of important speeches of General Secretary Xi Jinping on issues of joint construction of "Belt and Road" // URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202310/content_6909316.htm (10.02.2024)

4. Strategy of "Strand of Pearls" and "Maritime Silk Road" // URL: https://www.ydylcn.com/skwx_ydyl/initDatabaseDetail?con-tentId=6678505&siteId=1&contentType=literature (10.02.2024)

5. China has great potential for international development cooperation - experts are discussing the establishment of a national agency for international development cooperation // URL: https://www.gov.cn/zhengce/2018-04/18/content_5283809.htm (10.02.2024)

6 The eastern industrial zone in Ethiopia: Catalyst for development? // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/ pii/S0016718517303056 (10.02.2024)

7. Yan Fuchan. The initiative "Belt and Road" promotes the development of "globalization", 2017. (10.02.2024)

8. Fuzhou is the starting point of China's Maritime Silk Road // URL: http://www.fuzhou.gov.cn/zgfzzt/zjrc/mdfc/lswh/201404/

t20140430_129396.htm (10.02.2024)

9. Ambassador Xue Bin Appointed Special Envoy of the Ministry of Foreign Affairs for the Horn of Africa // URL: http://so.chi-

na-embassy.gov.cn/chn/zfgx/202202/t20220224_10645226.htm (10.02.2024)

10. China's Risky Soft-Power Push in East Africa. // URL: https://consilienceproject.org/chinas-risky-soft-power-push-in-east-af-rica/ (10.02.2024)

11. Pillars of EAC Regional Integration. https://www.eac.int/integration-pillars (10.02.2024)

12. Infrastructure and the Politics of African State Agency: Shaping the Belt and Road Initiative in East Africa. // URL: https://link.

springer.com/article/10.1007/s41111-022-00214-8 (10.02.2024)

13. The only way to solve the problems of poverty and development in Africa: "If you want to be rich, first build roads" // URL: https:// baijiahao.baidu.com/s?id=1595961800534795527&wfr=spider&for=pc&searchword=^Mg^^^%20 Africa (10.02.2024)

14. Chinese lending to East Africa: What the numbers tell us. https://devinit.org/resources/chinese-lending-to-east-africa-what-the-numbers-tell-us/ (10.02.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Tanzania's refusal to sign EU trade pact gives East Africa time to rethink. // URL: https://theconversation.com/tanzanias-refus-al-to-sign-eu-trade-pact-gives-east-africa-time-to-rethink-62707 (10.02.2024)

16. Daniel R. Russell and Blake H. Berger. Weaponizing the Belt and Road Initiative. // URL: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3162723/china-hopes-expand-east-african-rail-network-and-develop-ports (10.02.2024)

17. Bab El-Mandeb Strait: a Threatened Strategic Passage. // URL: https://www.moroccoworldnews.com/2018/08/252041/bab-el-mandeb-strait-strategic-passage (10.02.2024)

18. China builds Digital Silk Road in Pakistan to Africa and Europe. // URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Belt-and-Road/ China-builds-Digital-Silk-Road-in-Pakistan-to-Africa-and-Europe (10.12.2023)

19. Juan Cole. The China-Pakistan Economic Corridor and the Gulf Crisis. // URL: https://www.qu.edu.qa/static_file/qu/research/ Gulf%20Studies/documents/Gulf%20Studies%20monographic%20series%20No%204%20Juan%20Cole.pdf (10.02.2024).

20. East Africa braced for ports battle. // URL: https://www.businessdailyafrica.com/bd/news/east-africa/east-africa-braced-for-ports-battle-3899548 (10.02.2024)

21. Build a "New Silk Road" for China-Africa economic and trade cooperation // URL: https://www.163.com/dy/article/I9CF2GTL-0528CJEP.html (10.02.2024)

22. Director of the state council leading group office of poverty allevition and development. // URL: https://yearbook.iprcc.org.cn/ zggjfpzxnj/hdjbyw/hdjb2012/402044.shtml (10.02.2024).

23. China has invested more in Africa than the other top eight lenders combined. // URL: https://qz.com/africa/2125769/chi-na-has-invested-23-billion-in-africas-infrastructure (10.02.2024)

24. Chen Yunnan Railpolitik: the strengths and pitfalls of Chinese-financed African Railways. https://pandapawdragonclaw. blog/2020/03/16/railpolitik-the-strengths-and-pitfalls-of-chinese-financed-african-railways/ (accessed: 10.02.2024)

25. Elliot Wilson China. End of the Belt and Road? // URL: https://www.euromoney.com/article/b1lx4xdjgghf3z/china-end-of-the-belt-and-road (10.02.2024)

26. Chinese Firm Completes Work on Nairobi Expressway. // URL: https://www.constructionkenya.com/2550/nairobi-express-way/ (10.02.2024)

27. Jevans Nyabiage. China hopes to expand East African rail network and develop ports. // URL: https://www.scmp.com/news/ china/diplomacy/article/3162723/china-hopes-expand-east-african-rail-network-and-develop-ports (10.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.