ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
В. П. Прокопьев
СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Как известно, в конце прошлого века в наиболее развитых странах наука и образование стали считаться важнейшими приоритетами национальной стратегии развития. Эту мировую тенденцию генеральный директор ЮНЕСКО Ж Майор, выступая на Втором международном конгрессе по техническому профессиональному образованию (Сеул, 1999), охарактеризовал так: «Образование является самым эффективным средством повышения качества жизни, самым эффективным оружием в борьбе с бедностью и нетерпимостью. Образование создает культуру, основанную на миролюбии, оно предоставляет молодежи и взрослым возможности добиться успеха в выбранной ими сфере деятельности, образование по своей сути способно открыть пути к развитию личности и общества» [1].
При обсуждении проблем развития образования во всем мире особое внимание уделяют вопросу его качества. Дело в том, что в начале 60-х годов произошел переход от ценового фактора конкуренции к фактору конкуренции качества товаров, затем переход к конкуренции технологий и, наконец, с 80-х годов XX века основным фактором конкуренции становится конкуренция человеческих ресурсов, конкуренция качества образования.
Всемирная конференция по высшему образованию, проведенная ЮНЕСКО в Париже в октябре 1998 г., уделила большое внимание качеству образования. В документах конференции подчеркивалось, что «обеспечение качественного уровня становится одной из главных задач, неотделимых от социальной сферы. Требование обеспечить качество и политика, которая направлена на выработку концепции «качества», подразумевают, что цель заключается в совершенствовании обеспечения одновременно как составных частей высшего образования, так и самого институ-
та высшего образования как единого организма, функционирующего в качестве самостоятельной системы» [2]. Качество высшего образования зависит, во-первых, от качества педагогического персонала. Во-вторых, качество образования зависит от качества программ, что требует особого внимания к определению целей подготовки в соответствии с потребностями рынка труда и потребностями общества, к методам повышения активности студентов, к использованию новых компьютерно-информационных технологий. В-третьих, качество образования зависит от качества студентов, которые являются «исходным материалом», что требует особого внимания к проблемам, связанным с критериями определения их способностей и мотивации, с выработкой условий перехода обучаемых из системы среднего образования в систему высшего образования. В-четвертых, качество образования зависит от качества инфраструктур и внутренней и внешней среды, качества управления вузом как единым целым, которое осуществлялось бы во взаимодействии с окружающей средой, ибо вуз не может быть изолированным от внешнего мира. Качество образования - особое понятие, не допускающее обычных толкований и суждений, и не подлежит прямому сопоставлению с качеством обычной продукции и обычных услуг. Кроме того, говоря о качестве высшего образования, необходимо учитывать большое разнообразие вузов.
Рассмотрим университеты, называемые ныне классическими. Важнейшими признаками их являются: высокий уровень подготовки специалистов, возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей.
94
© В. П. Прокопьев, 2007
Эти черты университетского образования и качества их выпускников позволяют говорить об особой роли классических университетов. Действительно, в настоящее время решение важнейших технических и технологических проблем происходит, как правило, на стыке наук, на основе глубоких фундаментальных исследований. Решение подобных задач, очевидно, невозможно без специалистов с университетскими дипломами. Значительную часть выпускников университетов составляют специалисты в области гуманитарных и социально-экономических наук. Именно эти науки отвечают в значительной степени за развитие культурной традиции нации, формируют представления людей о путях общественного развития, предлагают способы решения сложных социальных проблем. Университеты воздействуют на все процессы, протекающие в государстве и обществе, не только через своих выпускников, но и результатами своих фундаментальных научных исследований, являющихся основой для разнообразных прикладных и опытно-конструкторских разработок во всех областях социально-экономической сферы. В университетах по сравнению с другими типами вузов, как правило, работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие самый широкий спектр специальностей. Это дает возможность именно университетам открывать обучение по новым специальностям и направлениям, включая междисциплинарные, вводить новые специализации. Имея ученых в области фундаментальных наук, университетам легче начинать подготовку специалистов для наукоемких производств.
Значительную роль в системе образования университеты должны играть также в связи с тем, что именно в них сосредоточена подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. К тому же в настоящее время университеты открывают магистратуры, подготавливая специалистов совершенно нового для российской системы образования уровня. Подготовка кадров может идти также через систему переподготовки и повышения квалификации, учреждения которой имеются во многих университетах. Интеллектуальный потенциал университетов позволяет рассматривать их как полигон для отработки разнообразных изменений в содержании и технологии образования всех ступеней, как место для опережающей подготовки преподавательских кадров для обучения по новым специальностям и
направлениям, которые могут появиться в будущем. Университеты не только традиционно поддерживают тесные связи со средней школой, но и ведут в значительных масштабах подготовку учителей. Все сказанное позволяет сделать вывод, что именно классические университеты в настоящее время наиболее полно реализуют идеи непрерывного образования. Программы университетского образования, основой которых является фундаментальная подготовка, могут быть использованы для разработки образовательных программ обучения студентов XXI века, ибо более успешно адаптируется к изменениям на рынке труда специалист с хорошей фундаментальной подготовкой. Именно в университетах традиционно существует большой спектр дисциплин по выбору студента и обучение рассчитано на подготовку кадров, занимающихся преимущественно творческой деятельностью, направлено на развитие способности к критическому осмыслению явлений и способствует формированию навыков самообразования.
Таким образом, можно утверждать, что государству и обществу нужны специалисты, которые, выходя из стен классических университетов, соответствовали бы требованиям, предъявляемым XXI веком. Для решения этой задачи, как показывает многолетний опыт некоторых вузов, необходимо сотрудничество с учреждениями Российской академии наук, интеграция высшего профессионального образования и фундаментальной науки. Интеграция этих двух сфер человеческой деятельности должна обеспечить их функционирование в качестве единой системы производства, трансляции и последующего качественного более высокого воспроизводства научного знания, что в свою очередь будет способствовать повышению качества выпускаемых специалистов. Поэтому, решая вопросы повышения качества образования в классических университетах, необходимо принимать меры к развитию сотрудничества с академической наукой, принимать управленческие решения, направленные на участие учреждений РАН в подготовке специалистов.
Следует отметить, что необходимость сближения академической науки и высшего образования, их взаимодействия с целью экономического развития страны и совершенствования процесса подготовки специалистов, важность и актуальность которого отражена во многих правительственных документах, осознавалась некоторыми
Экономика образования ♦ № 1, 2007
95
вузами и подразделениями РАН уже несколько десятилетий назад. Это полностью относится к Уральскому государственному университету (УрГУ) и подразделениям РАН Уральского региона (УрО РАН). Со времени появления первого на Урале академического института - Института физики металлов (1934 г.) между ним и УрГУ установился тесный контакт как в области научных исследований, так и в области образования. Росло число академических учреждений, расширялись и крепли разнообразные и многочисленные связи между университетом и академическими институтами региона. Так, был издан приказ Минвуза РСФСР N° 709 от 4 сентября 1987 г. «О представлении уральскому университету статуса базового вуза по подготовке кадров для УрО АН СССР», и в этом же году был заключен договор УрГУ и учреждений УрО АН СССР о целевой подготовке специалистов и ускорении научно-технического прогресса. В рамках договора был намечен ряд направлений сотрудничества как в области образования всех уровней, начиная с работы со школами и кончая послевузовским образованием, так и в области научных исследований.
В 1988 г. на основании совместного решения -приказа Президиума АН СССР и Госкомитета СССР по народному образованию - были созданы три учебно-научных объединения, в том числе на базе Уральского отделения Академии наук СССР (УрО АН СССР) и УрГУ В Положении об учебно-научном объединении УрГУ - УрО АН СССР указано, что главными задачами объединения, в частности, являются: совместное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; организация подготовки кадров для научных учреждений отделения и наукоемких производств Урала; переподготовка и повышение квалификации научнопедагогических кадров, эффективное и рациональное использование материальной базы отделения и университета для организации учебного процесса и научных исследований.
В настоящее время сотрудничество Уральского государственного университета и УрО РАН можно характеризовать следующими цифрами. Поддерживаются тесные связи с 14 академическими институтами, расположенными в Екатеринбурге. В институтах УрО РАН работают две кафедры (параллельных компьютерных технологий и экологии), 16 филиалов кафедр университета. Научные исследования ученые университета и институтов УрО ведут в 20 вузовско-академичес-
ких лабораториях (лабораториях двойного подчинения). Преподавателями на условиях штатного совместительства работают свыше 60 докторов наук и 46 кандидатов наук из УрО РАН. Научные сотрудники читают лекции, руководят курсовыми и дипломными работами, обучают аспирантов. Значителен вклад ученых УрО РАН в становление магистратуры. Особенно ценным для университета является участие в учебном процессе 18 членов РАН. Институты УрО РАН являются базами практики. Ряд институтов предоставляет студентам и аспирантам для пользования лабораторное оборудование, вычислительную технику, библиотеки. Научные сотрудники являются авторами десятков учебных пособий и методических разработок, значителен также их вклад в организацию учебного процесса на ряде факультетов, в организацию обучения по новым специальностям. Интересен опыт математико-механического и физического факультетов, институтов математики и механики и физики металлов по отбору лучших абитуриентов, по формированию из них специальных групп, занимающихся по особым учебным планам. Университет и академические институты ведут большую работу среди школьников, принимая участие в организации различных олимпиад, конкурсов, школ и т. п.
В то же время Уральский государственный университет вносит большой вклад в развитие УрО РАН. Ежегодно десятки лучших выпускников идут работать (а особенно шли в предыдущие годы) в институты УрО. В некоторых институтах до 75% научныгхотрудников - выпускники университета. Среди выпускников УрГУ не только директора институтов, руководители структурных подразделений, но и нынешний президент РАН, академик Ю. С. Осипов.
В области научной работы практически каждый факультет университета имеет в качестве партнеров один-два института УрО РАН, с которыми очень тесное сотрудничество продолжается уже в течение многих десятилетий. Это и совместные научные работы, гранты и проекты, совместное использование дорогостоящего оборудования и создание лабораторий и научных групп, написание, фонографии. Основные научные школы, сложившиеся на Урале, имеют в своем составе как ученых из УрО РАН, так и из Уральского университета.
В последние годы возникло новое направление сотрудничества университета и УрО РАН - это со-
трудничество в области телекоммуникаций и информатизации. Здесь благодаря совместным усилиям удалось разработать ряд проектов по созданию единой сети телекоммуникаций вузов и институтов УрО РАН. Ученые Уральского университета активно и плодотворно сотрудничают и с академическими институтами других городов и прежде всего с институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Сотрудничество УрГУ и УрО РАН особенно активизировалось в последние годы в связи с появлением в 1997 г. Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» [3] и продолжает развиваться. Так, в январе 2005 г. Президиумом УрО РАН и ученым советом УрГУ приняты решения о создании вузовско-академического центра магистерской подготовки.
Таким образом, можно утверждать, что многолетнее сотрудничество УрГУ и УрО РАН, которое поддерживается все новыми и новыми управленческими решениями, способствует повышению качества классического университетского образования.
Библиографический список
1. Deuxieme congres international sur l’enseignement technique et professionnel. UNESCO, Seoul, Republique de Согее. 26-30 avril 1999.
2. World conference on higher education. Higher Education in the Twentyfirst Century: Vision and Action. UNESCO, Paris. 5-9 Oct. 1998.
3. Федеральная программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» // Российская газета. 1996. 18 сент.
Н. Е. Покровский
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и в этом отношении Россия отнюдь не является исключением. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, т.е. о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.
Изменение концепции знания
Изменения базовых парадигм восприятия мира, связанные с процессами глобализации (преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности, индивидуализация единого исторического времени, своего рода сокращение географических пространств, новые типы взаимодействия локальных и глобальных практик, возникновение горизонтальных сетевых структур, виртуализация многих сфер жизни, гибридизация культурных феноменов и др.), привели к формированию концепции знания, существенно отличной от предшествующей. При более детальном рассмотрении это позволяет говорить о кристаллизации нового «идеального типа» (в смысле Вебера) университетского образования, преобразу-
ющего все составные компоненты университетской структуры и превращающего университет в нечто иное в сравнении с тем, что мы хорошо знаем из прошлого.
Если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину мира и рассматривались в основном как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания» (useful knowledge), т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду.
Это приводит к «перенастройке» основных параметров и всей системы университетского образования, а также влечет за собой развенчание образа ученых (равно как и преподавателей) как людей, приобщенных к недоступным другим истинам, превращение их в группу экспертов, ничем не отличающихся от других субъектов рыночных отношений. Отныне университет - это не храм науки, а market places в самом широком смысле этого понятия. Вступление университетов в эпоху глобализации способствовало возникновению разнообразных виртуальных форм знания и образования, противостоящих фундаментальности в традиционном смысле этого слова.
© Н. Е. Покровский, 2007
Экономика образования ♦ № 1, 2007
97