Научная статья на тему 'Сотрудничество Европейского Союза с международными межправительственными организациями: правовые основы'

Сотрудничество Европейского Союза с международными межправительственными организациями: правовые основы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1589
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПОЛНОЦЕННОЕ УЧАСТИЕ / СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трубачева Кристина Игоревна

В представленной статье рассматриваются вопросы и правовые аспекты построения взаимоотношений между Европейским Союзом и крупнейшими международными организациями. Сложившаяся сегодня непростая ситуация усложняется и существующим финансовым кризисом. Но именно такое положение дел обусловливает важность занимаемых странами позиций в процессе перераспределения благ. С учетом существующих обстоятельств даже развитым государствам для достижения поставленных перед собой целей приходится объединяться в различные международные организации. Европейский Союз сегодня является одним из крупнейших поставщиков товаров и услуг на глобальном уровне. Многие финансовые, экономические, политические и многие другие задачи не могут быть решены без учета его мнения. Это не исключает того, что, взаимодействуя с различными международными организациями, Европейский Союз преследует достижение собственных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Европейского Союза с международными межправительственными организациями: правовые основы»

ф

Трубачева Кристина Игоревна

Заместитель директора Института современного прикладного права по научной и инновационной работе Московского Государственного Юридического Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры Интеграционного и европейского права Московского Государственного Юридического Университета имени О. Е. Кутафина,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: krista_@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация.

В представленной статье рассматриваются вопросы и правовые аспекты построения взаимоотношений между Европейским Союзом и крупнейшими международными организациями. Сложившаяся сегодня непростая ситуация усложняется и существующим финансовым кризисом. Но именно такое положение дел обусловливает важность занимаемых странами позиций в процессе перераспределения благ. С учетом существующих обстоятельств даже развитым государствам для достижения поставленных перед собой целей приходится объединяться в различные международные организации. Европейский Союз сегодня является одним из крупнейших поставщиков товаров и услуг на глобальном уровне. Многие финансо -вые, экономические, политические и многие другие задачи не могут быть решены без учета его мнения. Это не исключает того, что, взаимодействуя с различными международными организациями, Европейский Союз преследует достижение собственных целей и задач.

Ключевые слова: Европейский Союз, международные организации, международное право, полноценное участие, статус наблюдателя, разделение компетенции между ЕС и его государствами-членами.

Trubacheva Kristina I.

Deputy Director of Institute of Contemporary Applied Law of Moscow State ofLaw University named by O. E. Kutafin (MSAL), docent at the Department of Integration and European law of the Moscow State University of Law named by O. E. Kutafin, Ph.D, docent

E-mail: krista_@mail.ru

LEGAL ASPECTS OF BUILDING RELATIONS BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND MAJOR INTERNATIONAL

ORGANIZATIONS

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются участниками различных международных организаций. Роль всемирной глобализации и интеграции повышается с каждым годом. Эти оче-

видные факты позволяют уже сегодня говорить о необходимости изучения построения взаимоотношений не только между самими государствами, а уже между международными организациями. Перераспределение

Сотрудничество европейского союза с международными межправительственными организациями: правовые основы

дг

политического влияния, экономических ресурсов и многое другое сейчас в большей степени зависит именно от уровня «сложившихся» отношений между конкретными организациями на международном уровне.

В настоящее время Европейский Союз занимает одну из лидирующих позиций на международной арене и, соответственно, оказывает непосредственное влияние на многие интернациональные процессы во многих сферах. Кроме того, сам Европейский Союз либо его государства-члены являются полноправными участниками различных международных организаций. Форма участия в международных организациях всегда отличается (и по способу, и по объему прав и обязательств) и может варьироваться, например, от наблюдателя до полноправного участника.

В представленной статье будет рассмотрена роль осуществления внешней компетенции Европейского Союза на примере построения взаимоотношений с такими международными организациями, как Организация Объединенных Наций (ООН), Международная Организация труда (МОТ), Всемирная Торговая Организация (ВТО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Очевидно, что для успешного участия в международных организациях ключевым фактором является построение благоприятных и взаимовыгодных отношений внутри как самого ЕС, так и отдельно между его государствами-членами. Наличие внутренней благоприятной обстановки обеспечит выгодное и полноценное участие Европейского Союза в международных организациях различной направленности. Лиссабонский договор 2007 года произвел глобальные реформы внутри самого ЕС, а также подтвердил высокую актуальность построения международных отношений. В том числе и для этих целей в Договоре о функционировании появилось закрепление единой правосубъектности Европейского Союза. На сегодняшний день, по истечении уже десяти лет, многие положения Лиссабонского договора показали свою состоятельность.

Кроме того, юридически закрепленное в Договоре о функционировании Европейского Союза разделение компетенции между ЕС и его государствами-членами играет значительную роль, в том числе и в вопросе построения отношений с международными организациями: взаимодействие с различными субъектами международных отношений в большой степени зависит от распределения полномочий между самим Союзом и его государствами-членами по вопросам деятельности рассматриваемых международных организаций. В данном вопросе краеугольным камнем выступает как обязательное соблюдение учредительных документов Европейского Союза, так и вопросы соблюдения уставов (зачастую) международных организаций, что опять относит нас к вопросу о первостепенности норм права.

Первоначально вопрос внешнего представительства Союза (тогда еще Европейского Сообщества) был затронут и рассмотрен в известном деле Costavs. ENEL. Уже в этом деле Суд ЕС, ссылаясь на функционирование самостоятельных внутренних органов власти (институтов ЕС) и его самостоятельной идентичности, признал способность реализации представительства на международной арене. Эта возможность собственного внешнего представительства находит свое отражение и по сей день, в частности, в осуществлении права на реализацию дипломатических представительств (миссий) в третьих странах, а также в способности Европейского Союза участвовать в международных организациях в качестве как наблюдателя, так и полноправного члена.

Современные глобальные процессы показывают, что Европейский Союз принимает все более активное участие в деятельности международных организаций даже при наличии многочисленных внутренних проблем. Может ли это явление рассматриваться как результат функциональной необходимости, или же это общее стремление Европейского Союза участвовать в большинстве международных форумов, которые способствуют глобальному управлению?

Международное право

Юридическая наука 2018, № 2

Европейский Союз сегодня является одним из крупнейших мировых экспортеров товаров и мировым лидером по предоставлению различных услуг. Официальная валюта ЕС, принятая сегодня в большинстве стран-участниц, является одной из мировых валют в современном мире. Уже эти два положения позволяют рассматривать Союз в качестве передового глобального игрока в экономическом смысле. Но одновременно это заставляет задуматься о следующем: способствует ли этот экономический успех повышению роли и влияния Европейского Союза в международных отношениях?

На протяжении десятилетий сначала Европейское Сообщество, а затем и Союз развивали отношения с различными международными организациями и стали сторонами, как правило, вместе с государствами — членами ЕС, различных международных соглашений, принятых в рамках организаций. Данная тенденция построения отношений с международными организациями получила свое закрепление (с последующими пролонгациями) в принятой Европейским Советом концепции «эффективного многостороннего сотрудничества», которая положена в основу осуществления внешних действий ЕС1. Именно данная концепция впервые была положена в основу построения и дальнейшей реализации отношений между Европейским Союзом и Организацией Объединенных Наций с последующим применением на различных международных форумах. Повышение уровня участия Союза в международных организациях происходило на основе способности ЕС осуществлять свои права в международно-правовых сделках и вступать в обязательства в полном объеме — закрепление за Союзом его международной правосубъектности. В первичном праве, а точнее в ст. 21 п. 1 Договора о Европейском Союзе, отдельно отмечается способность Союза участвовать в международных отношениях от своего имени: «Союз старается развивать отношения и строить партнер-

1 ECJ, Case 22/70 Commission v Council [1971] ECR263; ECJ,

[1977] ECR741, and the subsequent case law.

2 Ст. 21 п. 1 Договора о Европейском Союзе 1992 г.

3 Ст. 21 п. 2 ibid.

ства с третьими странами, региональными и универсальными международными организациями, которые разделяют принципы, указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений общих проблем...»2. Следует отметить, что, хотя в этом положении проводится различие между двумя уровнями организации — региональными и глобальными, на практике не возникает четких последствий такого широкого различия. В соответствии со ст. 21 п. 23 ДЕС, Союз будет работать для высокого уровня сотрудничества во всех областях международных отношений, чтобы продвигать «международную систему, основанную на более сильном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении». Эти различные элементы способствуют тому, что ЕС сегодня является активным игроком на международной арене, причем не только в отношении международного представительства, но и в заключении международных соглашений и участии в многочисленных международных форумах.

Сама основа внешнего представительства Европейского Союза заключается в признании его правосубъектности, что было подтверждено Лиссабонским договором и получило свое должное закрепление в ст. 47 Договора о Европейском Союзе.

Стоит отметить позитивную роль сформировавшейся судебной практики о внешней компетенции ЕС. В реализацию своей международной правосубъектности Союзом заключено большое количество международных соглашений с третьими странами и международными организациями в различных сферах общественных отношений.

На сегодняшний день Европейский Союз является полноправным членом большого числа международных организаций. Наиболее известны Всемирная торговая организация (ВТО) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Помимо этих двух известных примеров,

Joined Cases 3, 4 and 6/76 Kramer, ECR1279; Opinion 1/76

Сотрудничество европейского союза с международными межправительственными организациями: правовые основы

Мг '1

Союз является участником организаций, действующих в самых различных областях, таких как Евроконтроль, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Комиссия Кодекса Алиментариус (САС), Гаагская конференция по международному частному праву, Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), а также, например, и региональные организации — организация по охране рыбных ресурсов4. Стоит отметить, что форма «членства» Европейского Союза в международных организациях различна. Так, стоит отметить, что единолично Союз не является в классическом понимании участником ни Организации Объединенных Наций, ни Международной Организации Труда, ни Международного Валютного Фонда. Его участие осуществляется через использование статуса наблюдателя при каждой конкретной организации. Более четкие условия и порядок такого участия всегда определяются в тексте учредительного документа каждой из международных организаций самостоятельно, с учетом многих факторов взаимодействия. Например, Европейский Союз пользуется статусом наблюдателя при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Также Союз обладает «усиленным статусом наблюдателя» при Генеральной Ассамблее ООН, занимает особую

позицию в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — такая форма участия должна рассматриваться, скорее даже приравниваться, к полноправному членству5.

Мировой финансовый кризис придал дополнительный импульс к ускорению интеграционных процессов, в том числе и на уровне взаимодействия между международными организациями. Как уже отмечалось выше, еще более актуальным становится вопрос об увеличении роста участия Европейского Союза в международных организациях. Об увеличении стремления участия и о важности такого международного участия в том числе говорит учреждение Европейской службы внешних действий Европейского Союза. Как показывает действительность, международное взаимодействие Союза как с отдельными третьими странами, так и с международными организациями развивается еще более ускоренными темпами, несмотря на наличие многочисленных проблем как внутри самого Союза, так и за его пределами. Становится очевидным вопрос: является ли это явление результатом функциональной необходимости или общим стремлением Европейского Союза участвовать в большинстве международных форумов, которые оказывают значительное влияние на глобальное управление в целом?

Библиографический список

1. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Community— Participation in Regional Fisheries Organisations (RFOs), COM (1999) 613 final.

2. ECJ, Case 22/70 Commission v Council [1971] ECR263; ECJ, Joined Cases 3, 4 and 6/76 Kramer.

3. ECR1279; Opinion 1/76 [1977] ECR741, and the subsequent case law.

4. Knud E Joergensen and Ramses A Wessel, £The Position of the European Union in (Other) International Organizations: Confronting Legal and Political Approaches' in Panos Koutrakos (ed), European Foreign Policy. Legal and Political Perspectives (Edward Elgar Publishing, 2011) 261-86, 269; Piet Eeckhout, EU External Relations Law (Oxford, Oxford University Press, 2011) 222-31.

4 Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Community — Participation in Regional Fisheries Organisations (RFOs), COM (1999) 613 final.

5 Knud E Joergensen and Ramses A Wessel,£The Position of the European Union in (Other) International Organizations: Confronting Legal and Political Approaches' in PanosKoutrakos (ed), European Foreign Policy. Legal and Political Perspectives (Edward Elgar Publishing, 2011) 261-86, 269; Piet Eeckhout, EU External Relations Law (Oxford, Oxford University Press, 2011) 222-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.