УДК: 327.8 Петер ГАЛ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И США В СФЕРЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ
Аннотация. Статья раскрывает тему авиационной безопасности в аспекте антитеррористического взаимодействия Соединённых Штатов Америки и Европейского Союза. Рассматриваются как индивидуальные меры сторон, так и совместная работа, где обращается особое внимание на асимметричность отношений. Автор тщательно анализировал все сферы работы пассажирского и грузового транспорта, которые представляют террористический риск.
Ключевые слова: терроризм, авиация, ЕС, США, безопасность, таможня, РМЯ, боди-сканер, сотрудничество, американизация.
В 1990-х годах, когда прежний глобальный порядок рухнул, в мире активизировалась террористическая деятельность. Этому способствовали усиление криминальных элементов и ослабление контроля сверхдержав во многих районах земного шара. Терроризм стал проявляться в странах, которые до тех пор открыто не сталкивались с этим явлением, поэтому и не принимали контрмеры. Террористы, таким образом, пользовались юридическими лазейками и пробелами в правилах безопасности для совершения своих актов или для транспортировки людей и средств, необходимых для этого. Таким образом, к началу XXI века международное сотрудничество было недостаточно тесным, чтобы обеспечить адекватный уровень безопасности.
Реальный прогресс в области борьбы с терроризмом начался только после террористических актов 11 сентября 2001 года, которые всколыхнули весь мир. Государства осознали необходимость принятия мер для оживления международного сотрудничества в области безопасности. Одной из весьма уязвимых сфер с точки зрения безопасности являются авиаперевозки пассажиров и грузов. Авиаперевозки между Европейским Союзом и США являются одним из наиболее уязвимых направлений, на них приходится 33% объёма всех мировых грузовых перевозок, в том числе в среднем 3000 контейнеров, отправляющихся каждый день из ЕС в США. Кроме этого, примерно 30000 пассажиров прибывают ежедневно из стран Европейского Союза в Соединённые Штаты1.
1 Koumans M. (May 4, 2011), Overview of Security Issues in Europe and Eurasia, Rayburn Office Building, Washington, D.C., по адресу: http://www.dhs.gov/news/2011/05/04/statement-mark-koumans-deputy-assistant-secretary-international-affairs-house
© Гал Петер - аспирант факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120167684
Многочисленные террористические акты в 2000-х годах вынудили ЕС и США снова поставить вопрос об авиационной безопасности, в т.ч. и грузовых авиаперевозок, на приоритетное место. Каждая из сторон имела своё видение проблем из-за различия степени угрозы и правил принятия решений. В результате страны принимали разные меры по разные стороны Атлантического океана.
Усиление безопасности в ЕС и США
После событий 11 сентября на экстренном заседании Совета по транспорту ЕС 14 сентября 2001 года Европейская комиссия и министры транспорта стран-членов решили, что необходимо внедрить для всех стран Евросоюза общие правила авиационной безопасности. Они были сформулированы ещё в 1989 году Европейской конференцией по вопросам гражданской авиации (ECAC) в качестве рекомендаций . Так, в Европейском Союзе в 2002 году приняли регламент №2320/2002 - первые общие правила "для предотвращения противоправных действий против гражданской авиации", где одна из целей была гармонизация законов в этой сфере2, что создало единую правовую базу в обеспечении безопасности гражданской авиации в странах-членах.
Однако вскоре стало ясно, что существующего регламента недостаточно для обеспечения безопасности, к тому же, по мнению Комиссии, он был слишком сложным в имплементации для государств-членов, поскольку отводил странам слишком жёсткие сроки и условия для освоения новых технологий и методов. В 2005 году Комиссия предложила новый законопроект, который должен был заменить регламент №2320/2002, делая акцент на усиление и одновременно на упрощение и гармонизацию предписанных мер3.
Через три года после опубликования этого предложения был принят Регламент №300/2008. В течение последующих лет регламент прошёл долгий путь согласований между институтами ЕС. Регламент начал работать в полной мере только к 2010 году. Он не сильно отличается от своего предшественника, но предоставляет больше свободы в формировании правил авиационной безопасности на национальном уровне [Giemulla, Giemulla, Weber, 2011: 361].
В США после событий 2001 года 107-й конгресс Соединённых Штатов принял 19 ноября того же года Акт об авиационной и транспортной безопасности (ААТБ). Согласно документу, в рамках Министерства транспорта была создана Администрация транспортной безопасности (АТБ).
Согласно акту, ответственность за авиационную безопасность, право проверки и обработки информации перешло к Администрации транспортной безопасности в 2002 году, когда конгресс опубликовал последнюю версию правил, касающихся авиационной безопасности. В том же 2002 году конгресс принял Акт национальной
1 Butcher L. (14 June 2011), Aviation: security, House of Commons Library, p. 6, по адресу: www.parliament.uk/briefing-papers/SN01246.pdf
2 (30/12/2002) Regulation (EC) No 2320/2002 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 establishing common rules in the field of civil aviation security, OJ L355., Article 1./1.
3 (2005.10.03) Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on common rules in the field of civil aviation security, по адресу: http://ec.europa.eu/dgs/energy_transport/security/aviation/doc/2005_10_03_proposal_on_comm on_rules.pdf
безопасности. По этому акту было сформировано Министерство национальной безопасности (МНБ). После принятия Акта о национальной безопасности в 2003 году АТБ вошла в структуру МНБ. В дальнейшем в эти акты вносилось множество поправок и дополнений, чтобы лучше соответствовать актуальным вызовам.
Предпринятыми мерами и ЕС, и США стремились закрыть лазейки и обходные пути террористам, создавая более тщательный и согласованный контроль для любого вида авиационных сообщений. В Европейском Союзе пытались в первую очередь гармонизировать ту разрозненную систему, которая сложилась из-за существования различных законов на национальном уровне. Поэтому ЕС создал единую нормативную базу, которая нужна была для институционализации борьбы с терроризмом. Соединённые Штаты также создали институциональную базу, которой не было раньше, однако новые институты в США получили значительно больше полномочий, чем институты ЕС. В дальнейшем это сказалось на развитии сотрудничества между партнёрами.
Контроль пассажиров и грузов
После 11 сентября активизировалось сотрудничество между ЕС и США также в сфере контроля пассажиров и грузов. Этот процесс после бурного оживления вначале столкнулся с трудностями, происходящими из-за разницы во взглядах. Стало очевидно, что Соединённые Штаты пытаются навязать ЕС свои методы, своё видение проблем как единственно правильное. США в борьбе с терроризмом в основном полагаются на силовые методы, для них на первом плане всегда стоит безопасность. ЕС в целом не противится американизации своей системы безопасности, но в отдельных вопросах, наоборот, ЕС оказывает влияние на США.
В конце первого - начале второго десятилетия XXI века особое внимание сосредоточилось на совместном сотрудничестве для предотвращения террористических актов, которые могли бы быть совершены благодаря нестыковкам правил и низкой активности сотрудничества в сфере авиационного контроля между Европейским Союзом и Соединёнными Штатами. Правила проверки и список предметов, представляющих опасность при авиаперевозках, сильно различались в ЕС и США. Упомянутыми нестыковками могли воспользоваться террористы, что и случалось время от времени. Все эти попытки не оставили сомнения в том, что необходимо синхронизировать усилия в таможенном контроле.
Появилась потребность усилить контроль и за пассажирами авиалиний, чтобы было легче находить опасных или подозрительных лиц, предотвращая их перемещения. После 2003 года в США приняли решение, что спецслужбы имеют право собирать и обрабатывать личные данные в целях безопасности. Соглашения между ЕС и США удалось достичь только в 2011 году. Процесс формирования конечного договора привёл к тому, что в ЕС гармонизировали правовую систему, относящуюся к защите данных, чтобы страны-члены ЕС могли выступать на переговорах как единое целое для заключения действительно взаимовыгодного соглашения1.
Правила безопасности, которые были приняты с 2001 года и в Евросоюзе, и в США, похожи, поскольку обе стороны старались работать таким образом, чтобы заполнить существующие лакуны. Они старались делать это и на международном уровне, чтобы достичь большей эффективности.
1 Подробнее: [Гал, 2014: 98-113].
В 2004 году США и ЕС подписали соглашение о таможенном сотрудничестве, в котором, по сути, были приняты только американские стандарты таможенного контроля1. Это соглашение было продолжением базового соглашения, подписанного в 1997 году2, которое расширяет совместную работу на основе "Инициативы в области обеспечения безопасности контейнерных перевозок США", чтобы полностью покрыть весь процесс отправки и принятия грузовых перевозок. Американские офицеры таможни размещены во всех портах ЕС, где помогают местным органам проверять грузы на предмет наличия опасных предметов и веществ3.
В 2008 году увидело свет соглашение между ЕС и США о контроле грузов, перевозимых на пассажирских самолётах4. Его содержание свидетельствует о том, что ЕС снова согласился принять американские стандарты при проверке грузов и на пассажирских самолётах. Это соглашение, по сути своей, является ответом на Рекомендательный акт комиссии 9/11 США 2007 года, который помимо всего прочего до конца 2010 года требовал повысить до 100% тщательность проверки тех грузов, которые попадают на пассажирские самолёты, летающие в США5. АТБ и Генеральный директорат энергетики и транспорта ЕС согласились на сотрудничество в 100%-ной проверке грузов на всех пассажирских самолётах, которые следуют в США из ЕС или наоборот6.
В январе 2010 года Европейский Союз и Соединённые Штаты Америки выступили с совместным заявлением на встрече в Испании, где обсуждали террористическую угрозу и способы борьбы с ней7. В обсуждение способов повышения безопасности входила в том числе и установка боди-сканеров в аэропортах, из-за которой возникли разногласия между сторонами8. В итоге после долгого процесса проверок и переговоров американские органы под давлением конгресса приняли стандарты ЕС.
1 (30.9.2004) Agreement between the European Community and the United States of America on intensifying and broadening the Agreement on customs cooperation and mutual assistance in customs matters to include cooperation on container security and related matters / O.J. L 304/34
2 (12.8.97) Agreement between the European Community and the United States of America on customs cooperation and mutual assistance in customs matters, O.J. L. 222/17,
3 (May 2011) Container Security Initiative In Summary, U.S. Customs and Boarder Protection, no адресу: http://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/csi_brochure_2011_3.pdf
4 The European Union and United States Transportation Security Cooperation Group (30.09.2008) Joint Statement on Coordination of Efforts to Enhance Air Cargo Security Between the Depar-tament of Homeland Security, Transportation Security Administration United States of America and the Directorate-General for Energy and Transport Comission of the European Communities, 11th meeting, по адресу:
http://www.tsa.gov/assets/pdf/eu_us_enhancing_air_cargo_security.pdf
5 (July 9, 2007.) Implementing Recommendations of the 9/11 Commission Act of 2007, One Hundred Tenth Congress of the United States of America, Title XV, Subtitle B по адресу: http://www.opencongress.org/bill/hr1-110/text
6 The European Union and United States Transportation Security Cooperation Group (30.09.2008) Joint Statement on Coordination of Efforts to Enhance Air Cargo Security Between the Depar-tament of Homeland Security, Transportation Security Administration United States of America and the Directorate-General for Energy and Transport Comission of the European Communities, 11th meeting, по адресу:
http://www.tsa.gov/assets/pdf/eu_us_enhancing_air_cargo_security.pdf
7 (January 21, 2010 ) U.S.-EU Joint Declaration on Aviation Security, Office of the Press Secretary, по адресу: http://www.dhs.gov/news/2010/01/21/us-eu-joint-declaration-aviation-security
8 James K. (21.01.2010) US aims to overcome Europe's doubts about airport body scanners, no адресу: http://dw.de/p/LcVX
Некоторые страны-члены и Парламент ЕС выступали против установки таких приборов из-за того, что они могут принести вред здоровью человека1, и их обязательное использование нарушает права человека. Бывший в то время комиссаром ЕС по юстиции, фундаментальным правам и гражданству, Вивиан Рединг, высказала обеспокоенность о нецелесообразности хранения сделанных снимков2. Некоторые страны-члены ЕС высказались за то, чтобы сначала были проведены испытания дорогостоящих приборов3. С другой стороны, координатор антитеррористических действий ЕС Жиль де Керков поддерживал идею установки аппаратов, ссылаясь на их эффективность4.
Позже, в конце 2011 года, ЕС пришёл к решению не использовать сканеры с применением рентгенских лучей, что сильно отличается от практики АТБ5. Комиссия разрешила использование боди-сканеров желающим странам только при соблюдении строгих эксплуатационных и технических условий. Для проверки допускаются соответственно только те сканеры, которые не причиняют вред здоровью человека.
АТБ не комментировало решение ЕС о запрете рентгеновых сканеров. Однако решение ЕС регламентировать использование боди-сканеров имело большое влияние не только на граждан Соединённых Штатов, но и на конгресс. 112-й конгресс США в 2012 году принял Акт о реформах и о модернизации Федеральной авиационной администрации. В акте были описаны новые критерии установки такой аппаратуры6. В итоге АТБ было вынуждено снять эту спорную аппаратуру в аэропортах США или модернизировать к 2013 году, опираясь на нормы, принятые в ЕС7.
В июне 2012 года АТБ США и Европейский Союз объявили о заключении партнёрства в области обеспечения безопасности авиационных грузов. Согласно положениям документа о партнёрстве в области безопасности авиационных грузов, стороны согласились взаимно признать систему проверки грузов друг друга, что является первым примером того, когда АТБ признал режим проверки ЕС в целом. Эта договорённость позволит отправлять в США и принимать оттуда авиационные грузы во всех странах ЕС, проходя всего лишь одну проверку, и сделает ненужным применение разных систем в зависимости от того, куда грузы отправляются.
1 Они работают с помощью рентгеновых лучей.
2 James K. (21.01.2010) US aims to overcome Europe's doubts about airport body scanners, no адресу: http://dw.de/p/LcVX
3 (2010) EU puts off reply to US request for airport body scanners, AFP Global Edition, no
адресу:
http://www.thefreelibrary.com/EU+puts+off+reply+to+US+request+for+airport+body+scanners -a01612125952
4 James K. (21.01.2010) US aims to overcome Europe's doubts about airport body scanners, no адресу: http://dw.de/p/LcVX
5 (14 November 2011) Aviation security: Commission adopts new rules on the use of security scanners at European airports, European Commission - Press release, Brussels, по адресу: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-11-1343_en.htm?locale=en
6 FAA Modernization and Reform Act of 2012, House of Representatives, 112th Congress, 2nd Session, Report 112-381/ Sec. 826, (2), по адресу: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CRPT-112hrpt381 /pdf/CRPT-112hrpt381 .pdf
7 Burns B. (January 18, 2013) „Rapiscan Backscatter Contract Terminated - Units to be Removed", The TSA Blog, по адресу: http://blog.tsa.gov/2013/01/rapiscan-backscatter-contract.html
Активизация борьбы с терроризмом
После 2001 года как в США, так и в Европейском Союзе начали активнее принимать антитеррористические меры. Но из-за специфики принятия решений ЕС эти меры принимались медленнее, и они оказались мягче, чем те, которые принимались на другой стороне океана. В основном это было связано со стремлением тщательно соблюдать права человека, а также с разницей в интересах отдельных стран при принятии решений в ЕС.
В Европейском Союзе в 2002 и 2008 г. были приняты регламенты, нацеленные на гармонизацию национальных систем безопасности аэропортов. В США в 2002 году приняли ААТБ и в 2003 году Акт о национальной безопасности. Этими актами усилили контроль и проверку авиационных объектов. Меры обеих сторон были схожи, поскольку ими пытались восполнить пробелы в правилах антитеррористической безопасности. Для дальнейшего повышения безопасности необходимо было продвигать сотрудничество ЕС и США на двустороннем уровне, поскольку нестыковки в международных правилах ещё оставались.
Во всех соглашениях между ЕС и США, которые заключались до вступления в силу Лиссабонского договора ЕС, наблюдается очень сильная асимметрия. В основном она заключается в мерах безопасности, которые диктуют США. С одной стороны, это, конечно, приведёт к усилению стандартов безопасности в Евросоюзе, но с другой - ЕС тем самым постепенно сдаёт собственную самостоятельность и свои ценности.
В рамках таможенного сотрудничества ЕС и США тоже очевидно, что Соединённые Штаты пытаются навязать Европейскому Союзу свои методы осуществления безопасности. У Соединённых Штатов, безусловно, гораздо больше реального опыта в деле борьбы с терроризмом, чем у ЕС. Поэтому естественно, что европейские лидеры часто хотят избавить себя от труда разработки новых мер, новых методов. Пока Парламент Евросоюза не имел особого влияния во внешних делах, ЕС полагался только на своего союзника за океаном.
США же, со своей стороны, постоянно пытаются заключать с ЕС асимметричные договора и "американизировать" европейскую систему безопасности. Это указывает на то, что Соединённые Штаты обращаются с ЕС как с неравным партнёром, который не в состоянии самостоятельно защищаться от внешних угроз и требует постоянного руководства. В сфере борьбы с терроризмом отставание ЕС, казалось, было обоснованным тем, что ЕС как целое в отличие от США раньше находился под меньшим риском террористических атак религиозно-экстремистского толка1, чем США, и что американская система безопасности работала эффективнее европейской. Большинство стран-членов ЕС не сталкивалось с проявлением серьёзного терроризма, поэтому на общеевропейском уровне не были введены существенные антитеррористические меры. В борьбе с терроризмом Европейский Союз в основном использовал "мягкую силу", и отдаёт приоритет правам человека.
В целом США намного чаще становятся объектом планирования террористических актов, чем ЕС2. Ежегодно совершаются несколько таких актов, которые, прав-
1 Miller D. (May 23, 2007), "The Statistical Invisibility of Islamist 'Terrorism' in Europe", Global Issues по адресу: http://www.globalissues.org/article/717/the-statistical-invisibility-of-islamist-terrorism-in-europe
2 Johnston W. R. (last updated 4 May 2015), Terrorist attacks and related incidents in the United States, по адресу: http://www.johnstonsarchive.net/terrorism/wrip255a.html , (28 May 2014)
да, в большинстве случаев обходятся без человеческих жертв или вообще бывают сорваны правоохранительными органами на стадии подготовки. Это указывает на эффективность методов американских спецслужб в предотвращении уже запланированных терактов. Те акты, которые в Соединённых Штатах являются наиболее успешными и масштабными, в основном, связаны с исламским экстремизмом. В Европейском Союзе, напротив, до тесного сотрудничества с США и начала американизации системы безопасности, терроризм в основном сводился к действиям сепаратистских и радикальных политических организаций. Действия таких организаций были менее интенсивными и с меньшим числом жертв.
Увеличение интенсивности и изменение характера терроризма в Европейском Союзе связаны не только с ближневосточными конфликтами. Американизация европейской системы безопасности влечёт за собой не только более успешную работу в предотвращении проникновения терроризма через страны-члены ЕС в США, но и наряду с многочисленными другими причинами (рассмотрение которых не входит в тему данной статьи) этим самым вызывает агрессию на себя со стороны радикальных религиозных организаций. В глазах таких террористических организаций Европейский Союз, по понятным причинам, - всего лишь сила, подчинённая США.
Литература
Базаркина Д.Ю. (2014, №1), Европейский Союз: Ультраправый терроризм сегодня, Современная Европа.
Гал П. (2014. № 2.), Обмен данными об авиапассажирах между ЕС и США: обеспечение безопасности vs соблюдение прав человека, Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. С. 9S—113.
Коварский Н. (2007, № 4.), Особенности подходов ЕС и США к обеспечению безопасности, Обозреватель - Observer. С. 74-7S.
Носов М.Г. (2014, №4), Отношения ЕС - США: политика, экономика, безопасность, Современная Европа.
Потемкина О.Ю. (2002) Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка. Москва.
Потемкина О.Ю. (2011), Пространство свободы , безопасности и правосудия Европейского Союза, Издательство "Гриф и К", Москва.
Сирота Н.М., Мохоров Г.А. (2009), Субъекты политики, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, СПб. по адресу: http://txtb.ru/102/index.html
References
Bazarkina D.Ju. (2014, №1), „Evropejskij sojuz: Ul'trapravyj terrorizm segodnja", Sovremennaja Evro-
pa.
Gal P. (2014. № 2.), „Obmen dannymi ob aviapassazhirah mezhdu ES i SShA: obespechenie bezo-pasnosti vs sobljudenie prav cheloveka", Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 25: Mezhdunarodnye otnoshenija i mirovaja politika. S. 9S-113.
Kovarskij N. (2007, № 4.), „Osobennosti podhodov ES i SShA k obespecheniju bezopasnosti", Obozre-vatel' - Observer. S. 74-7S.
Nosov M.G. (2014, №4), "Otnoshenija ES - SShA: politika, jekonomika, bezopasnost'", Sovremennaja Evropa.
Potemkina O.Ju. (2002) Evropejskoe prostranstvo svobody, bezopasnosti i pravoporjadka. Moskva.
Potemkina O.Ju. (2011), Prostranstvo svobody , bezopasnosti i pravosudija Evropejskogo Sojuza, Iz-datel'stvo "Grif i K", Moskva.
Sirota N.M., Mohorov G.A. (2009), Sub#ekty politiki, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet ajerokosmicheskogo priborostroenija, SPb. po adresu: http://txtb.ru/102/index.htmlJohnston W. R. (last up-
EU Terrorism Situation and Trend Report (TE-SAT 2014), по адресу: https://www.europol.europa.eu/sites/default/files/publications/europol_tsat14_web_1.pdf
dated 4 May 2015), Terrorist attacks and related incidents in the United States, по адресу: http://www.johnstonsarchive.net/terrorism/wrjp255a.html
Miller D. (May 23, 2007 ), The Statistical Invisibility of Islamist 'Terrorism' in Europe, Global Issues no адресу: http://www.globalissues.org/article/717/the-statistical-invisibility-of-islamist-terrorism-in-europe
Winsor M. (December 16 2014), "Immigration Reform 2014: Obama's Executive Action Ruled 'Unconstitutional' By Federal Judge", International Business Time, по адресу: http://www.ibtimes.com/immigration-reform-2014-obamas-executive-action-ruled-unconstitutional-federal-judge-1760397
Jeffrey P., Jeffrey F., Practical Aviation Security: Predicting and Preventing Future Threats, по адресу: http://books.google.ru/books?id=KPXXn6Y20AUC&pg=PA118&lpg=PA118&dq=regulation+2320+ec&so urce=bl&ots=ywTacWDy 1 w&sig=w0RnfFvs6E5kTrQJb-
tYp3GJkl8&hl=ru&sa=X&ei=yIBcVMzlHo6vPP6MgdgL&ved=0CGMQ6AEwBw#v=onepage&q=regulatio n%202320%20ec&f=false
Rossi Dal Pozzo F. (2015), EU Legal Framework for Safeguarding Air Passenger Rights, Springer International Publishing Switzerland.
James K. (21.01.2010) US aims to overcome Europe's doubts about airport body scanners, по адресу: http://dw.de/p/LcVX
(2010), EU puts off reply to US request for airport body scanners, AFP Global Edition, по адресу: http://www.thefreelibrary.com/EU+puts+off+reply+to+US+request+for+airport+body+scanners-a01612125952
Linden E. V. (2007), Focus on Terrorism, Volume 7, Nova Science Publishers, Inc. Kristen E. Boon, Aziz H., Douglas E. Lovelace, Jr. (2012), United States Approaches to Global Security Challenges, Oxford Univesity Press Inc.
Werdigier J. (October 27, 2010), "European Officials Broadly Criticize U.S. Airport Security Methods", The New York Times, по адресу: http://www.nytimes.com/2010/10/28/business/global/28air.html?_r=5&
Siskin A. (January 4, 2011), Visa Waiver Program, Congressional Research Service, Report for Congress, RL32221.
Siskin A. (February 12, 2014), Visa Waiver Program, Congressional Research Service, Report for Congress, RL32221, по адресу: http://fas.org/sgp/crs/homesec/RL32221.pdf
EurActiv.com (05/02/2014), EU gives US six months to come clean on visa policy, по адресу: http://www.euractiv.com/justice/eu-gives-usa-deadline-reciprocat-news-533275
Charokopos M. (September 25th- 27th, 2008), The Accomplishment of An "Eu-Us Openskies" Agreement: Learning to Co-Operate?, Paper presented at the 4th Pan-European Conference on EU politics, organized by the ECPR tanding Group on the European Union, Riga, по адресу: http://www.jhubc.it/ecpr-riga/virtualpaperroom/048.pdf
Hunnicutt C. A. (2011), U.S.-EU Second Stage Air Transport Agreement: Toward an Open Aviation Area, Ga. J. Int'L & Comp. L., Vol. 39:663, по адресу: http://digitalcommons.law.uga.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1061&context=gjicl
Butcher L. (14 June 2011), Aviation: security, House of Commons Library, по адресу: www.parliament.uk/briefing-papers/SN01246.pdf
Giemulla E. M., Giemulla E., Weber L. (2011) International and EU Aviation Law: Selected Issues, Kluwer Law International, The Netherlands.
(30/12/2002) Regulation (EC) No 2320/2002 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 establishing common rules in the field of civil aviation security, OJ L355.
(9.4.2008) Regulation (EC) No 300/2008 of the European Parliament and of The Council of 11 March 2008 on common rules in the field of civil aviation security and repealing Regulation (EC) No 2320/2002,OJ. L97/72
Koumans M. (May 4, 2011), Overview of Security Issues in Europe and Eurasia, Rayburn Office Building, Washington, D.C., по адресу: http://www.dhs.gov/news/2011/05/04/statement-mark-koumans-deputy-assistant-secretary-international-affairs-house
(2005.10.03) Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on common rules in the field of civil aviation security, по адресу: http://ec.europa.eu/dgs/energy_transport/security/aviation/doc/2005_10_03_proposal_on_common_rules.pdf (Nov. 19. 2001) Aviation and Transportation Security Act, PL. 107-71
14 CFR Parts 91 et al. 49 CFR Parts 1500 et al. Civil Aviation Security Rules; Final Rule, по адресу: http://www.tsa.gov/sites/default/files/assets/pdf/ssi/faa_tsa_transfer_final_rule_02-22-02.pdf
(30.9.2004) Agreement between the European Community and the United States of America on intensifying and broadening the Agreement on customs cooperation and mutual assistance in customs matters to include cooperation on container security and related matters / O.J. L 304/34
(12.8.97) Agreement between the European Community and the United States of America on customs cooperation and mutual assistance in customs matters, O.J. L. 222/17
(May 2011) Container Security Initiative In Summary, U.S. Customs and Boarder Protection, по адресу: http://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/csi_brochure_2011_3.pdf
The European Union and United States Transportation Security Cooperation Group (30.09.2008) Joint Statement on Coordination of Efforts to Enhance Air Cargo Security Between the Departament of Homeland Security, Transportation Security Administration United States of America and the Directorate-General for Energy and Transport Comission of the European Communities, 11th meeting, по адресу: http://www.tsa.gov/assets/pdf/eu_us_enhancing_air_cargo_security.pdf
(July 9, 2007.) Implementing Recommendations of the 9/11 Commission Act of 2007, One Hundred Tenth Congress of the United States of America, Title XV, Subtitle B по адресу: http://www.opencongress.org/bill/hr1-110/text
(January 21, 2010 ) U.S.-EU Joint Declaration on Aviation Security, Office of the Press Secretary, no адресу: http://www.dhs.gov/news/2010/01/21/us-eu-joint-declaration-aviation-security
European Commission (14 November 2011) Aviation security: Commission adopts new rules on the use of security scanners at European airports, Brussels, по адресу: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-11-1343_en.htm?locale=en
Burns B. (January 18, 2013) „Rapiscan Backscatter Contract Terminated - Units to be Removed", The TSA Blog, по адресу: http://blog.tsa.gov/2013/01/rapiscan-backscatter-contract.html
(April, 2012) Open Boarder and Security, EU Insight, on адресу: www.euintheus.org/what-we-do/policy-areas/freedom-security-and-justice/schengen-area/euinsight-openborderandsecurity/
(2014) United States - Trade liberalisation and overall relationship / 21 - Reciprocity on visa procedures with the US, European Council on Foreign Relations, European Foreign Policy Scorecard, по адресу: http://www.ecfr.eu/scorecard/2014/usa/21
Electronic System for Travel Authorization (ESTA) Online Help, по адресу: https://esta.cbp.dhs.gov/esta/WebHelp/ESTA_Screen-Level_Online_Help_1.htm#tna1
(28 May 2014) EU Terrorism Situation and Trend Report (TE-SAT 2014), по адресу: https://www.europol.europa.eu/sites/default/files/publications/europol_tsat14_web_1.pdf
FAA Modernization and Reform Act of 2012, House of Representatives, 112th Congress, 2nd Session, Report 112-381, по адресу: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CRPT-112hrpt381/pdf/CRPT-112hrpt381.pdf
Cooperation between EU and USA in aviation security after 9/11
Author. Gal Peter. PG student, Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University. Address: 1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article looks into the topic of aviation security in the aspect of anti-terrorism cooperation between the USA and the European Union. Both national and international dimensions in the partners' actions are examined with special attention to the asymmetrical nature of their relationship. The paper thoroughly analyzes the factors of potential terrorist threats in the sphere of passenger and cargo transportation.
Keywords: terrorism, aviation, EU, USA, security, customs, PNR, body-scanner, cooperation, Americanization.