Научная статья на тему 'Сотношение фундаментальных и прикладных наук в транспортной отрасли'

Сотношение фундаментальных и прикладных наук в транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ / APPLIED SCIENCE / СООТНОШЕНИЕ / RATIO / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / TRANSPORT SECTOR / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ / FUNDAMENTAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиркова Александра Александровна, Титова Полина Александровна, Басов Кирилл Александрович, Ивлев Виктор Юрьевич

Фундаментальные и прикладные науки имеют довольно сложные связи и взаимоотношения. Следует заметить, что прикладные исследования существуют в каждой фундаментальной науке, а для существования (развития) прикладных наук необходима теория (фундаментальные исследования). Следовательно, можно сказать, что прикладной и теоретический аспекты присущи каждой отрасли наук.В данной работе была осуществлена попытка разобраться какие исследования в транспортной отрасли были приклад-ными, а какие фундаментальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental and applied science are quite complex links and interrelationships. It should be noted that applied research exist in each basic science and for the existence (development) of applied science required a theory (fundamental study). Therefore, we can say that the applied and theoretical aspects inherent in each branch of science.In this work the attempt was made to understand what research in the transport sector have been applied, and which are fundamental.

Текст научной работы на тему «Сотношение фундаментальных и прикладных наук в транспортной отрасли»

СОТНОШЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК

В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Жиркова Александра Александровна1 Титова Полина Александровна2 Басов Кирилл Александрович1

Ивлев Виктор Юрьевич1

'Магистрант, 2студент, ТГТУ, г. Тамбов

АННОТАЦИЯ

Фундаментальные и прикладные науки имеют довольно сложные связи и взаимоотношения. Следует заметить, что прикладные исследования существуют в каждой фундаментальной науке, а для существования (развития) прикладных наук необходима теория (фундаментальные исследования). Следовательно, можно сказать, что прикладной и теоретический аспекты присущи каждой отрасли наук.

В данной работе была осуществлена попытка разобраться какие исследования в транспортной отрасли были прикладными, а какие фундаментальными.

ABSTRACT

Fundamental and applied science are quite complex links and interrelationships. It should be noted that applied research exist in each basic science and for the existence (development) of applied science required a theory (fundamental study). Therefore, we can say that the applied and theoretical aspects inherent in each branch of science.

In this work the attempt was made to understand what research in the transport sector have been applied, and which are fundamental.

Ключевые слова: исследования, прикладные науки, соотношение, транспортная отрасль, фундаментальные науки.

Keywords: research, applied science, ratio, transport sector, fundamental science.

Фундаментальные и прикладные науки имеют довольно сложные связи и взаимоотношения. Следует заметить, что прикладные исследования существуют в каждой фундаментальной науке, а для существования (развития) прикладных наук необходима теория (фундаментальные исследования). Следовательно, можно сказать, что прикладной и теоретический аспекты присущи каждой отрасли наук.

Целью фундаментального исследования является знание, прикладного - решение конкретной практической задачи. В фундаментальных науках выбор направления исследования определяется, прежде всего, внутренней логикой их развития и возможностями общества. В прикладных - запросами общества, стоящими перед ним техническими, экономическими и социальными задачами. [6]

Технические науки, а в частности и транспортная отрасль возникли для решения прикладных задач. Затем постепенно начали выделяться дисциплины и исследования, которые имели фундаментальный характер для различных отраслей технических наук.

История развития отдельных видов транспорта и единой транспортной системы уходит в далекие времена и тесно связана с научными достижениями. Люди всегда не только мечтали, но и искали, изобретали машины для преодоления пространства.

Историческое развитие транспорта можно проследить по таблице 1 [3], в которой выделены научные достижения, имевшие революционный характер для резкого скачка в развитии транспорта.

Таблица 1

Историческое развитие транспорта

Период Транспортные средства и пути сообщения Элементы системы

Водный транс -порт Наземный транспорт Воздушный транспорт Управление Безопасность Экология

1 млн. лет до н.э. Бревна Плоты Парусники Животные Грубые колеса Колесницы, телеги

1 тыс. лет до н.э. Галеры Дороги

500 лет до н.э. Каналы Первая дорожная система

Продолжение таблицы 1

1700 г. Сеть каналов Колесо со спицами Геометрический план городов Дилижанс Щебеночное покрытие Магнитный компас

1800 г. Паровой двигатель

Пароход Гребной винт Железный корпус судна Паровой автомобиль (1768) Велосипед (1801) Пульмановский вагон Поезд (1834) Трамвай (1850) Электрический двигатель (1860) Электромобиль (1880) Воздушный шар Телеграф Первая диспетчерская Телефон

Двигатель внутреннего сгорания

Автомобиль

1900 г. Грузовые Автобусы Троллейбусы Увеличение производительности Самолеты Дирижабль Вертолет Ре активный двигатель Светофоры Пересечение дорог в разных уровнях Дороги с разделением встречных потоков

1940 г. Морские пути Система дорог Пассажирс-кий реактивный самолет Система управления воздушным транспортом (УВД) Цифровая ЭВМ Второе поколение системы УВД Спасательные средства для воздушного и морского транспорта Привязные ремни

Контейнерные перевозки

Супертан-керы Специальный подвижной состав Трубопроводы Легковые автомобили

1970 г. Атомоходы Эксперимен-таль-ный рельсовый аппарат на воздушной подушке, аппарат на магнитной подушке Транспорт на принципе использования геомагнетизма Земли Самолет-аэробус Сверхзвуковой самолет Суперавтомобилизация Третье поколение системы УВД Экспериментальная АСУ втомобильным движением АСУ движением транспорта Автоматическое регулиро-ва-ние движения САУТС (система авто-матичес-кого управления транспортными средствами) «Безопасный автомобиль» Загрязнение окружающей среды, шум и вибрация, истребление флоры и фауны, энергоресурсов Гиподинамия

Транспорт появился очень давно, с появлением самого человека. Но наука об автомобилях фактически появилась только в XX веке.

До двадцатых годов XX века, несмотря на то, что уже выпускались тракторы и автомобили различных типов, теорий их конструирования фактически не было. В зарубежных и отечественных журналах появлялись статьи о тракторах в основном описательного характера. В 1927 году была издана книга Евгения Дмитриевича Львова «Тракторы, конструкция и расчет», ставшая настольной для инженеров и научных работников в нашей стране и за рубежом. В этой книге оригинально по тому времени, с научной точки зрения трактовались вопросы теории и проектирования трактора. Поэтому Е. Д. Львов заслуженно признан основоположником новой дисциплины «Теория трактора». Василий Николаевич Болтинский написал книгу «Автотракторные двигатели», в которой рассматриваются вопросы теории и проектирования двигателей внутреннего сгорания для тракторов и автомобилей. [1]

Наука об автомобилях развилась и приобрела самостоятельность в первой четверти XX века. Хотя автомобили выпускались и до того времени, но требования к ним отсутствовали. Каждый изготовитель определял технические показатели по своему разумению и возможностям. В дальнейшем появились три достаточно разграниченных научных направления: [4, с. 3]

- теория автомобиля - наука, изучающая эксплуатационно-технические качества автомобиля и законы его движения;

- конструирование и расчет автомобиля - наука о правилах конструирования, определении нагруженности как автомобиля в целом, так и отдельных его деталей;

- испытание автомобиля - наука о правилах исследования технических показателей автомобилей и их прочностных возможностей.

Рассмотрим более подробно историю развития транспорта, соотношение фундаментальных и прикладных наук в транспортной отрасли, их связи и взаимоотношения, эволюцию и закономерности.

Соотношение фундаментальных и прикладных исследований в транспортной отрасли не оставалось неизменным.

Одним из важнейших изобретений, наравне с изобретением колеса, является компас. Его появление дало толчок развитию транспорта, выделению его в отдельную отрасль, поспособствовало росту торговли и обмена, эре географических открытий. Это изобретение можно отнести к фундаментальным.

В 1700 гг. было изобретено колесо со спицами (прикладное открытие).

Интересно отметить, что следующий рывок в технологическом развитии возник как машинная технология в конце XVIII века. Соответствующий период называют машинной революцией. Эта машинная технология в начале и, прежде всего, связывается с паровой машиной (фундаментальное открытие) и ее множественными применениями (прикладные исследования). [7] Паровой двигатель дал возможность появления пароходу, паровозу, паровому автомобилю. Паровой двигатель обеспечил транспорту огромную мощь. Вызвал бурный рост экономики. Позволил людям осваивать новые территории, расширил связи между городами, странами.

В это же время изобрели гребной винт, железный корпус

судна.

Первую «самобеглую коляску» сконструировал в 1752 г. Л. Шамшуренков, а в 1791 г. Иван Кулибин продемонстрировал трехколесную «самокатку». Данные автомобили работали за счет маховика и коробки передач, управление производилось за счет педали.

Далее появляются транспортные средства, которые работали на электротяге (электрический трамвай). Это изменило облик городов. Сократилось время транспортировки пассажиров и грузов, и увеличилась активность передвижения населения по странам и континентам. Применение электротяги способствовало развитию метрополитена.

Электрический двигатель был сконструирован в 1860 году, это изобретение можно отнести к фундаментальным; изобретение трамвая (1850 г.), электромобиля (1880 г.) - к прикладным.

Прошло почти сто лет от создания двухцилиндровой паровой машины с автоматическим распределением пара (Иван Ползунов, 1766 г.) до разработки автомобиля на бензиновом двигателе (Э. Ленуар, 1862 г.). В течение этого времени продолжались поиски новых вариантов движения.

Автомобиль не является изобретением одного человека. Каждый разработчик добавлял в него новые части. Например, германский инженер Бенц соединил уже изобретенную коляску и двигатель внутреннего сгорания Даймлера и усовершенствовал их.

Далее происходят усовершенствования автомобиля в сторону грузовых транспортных средств, автобусов; создали велосипед.

В 1801 году Е. Артамонов построил первый двухколесный металлический велосипед. Уже позже были созданы паровой, водяной, электрический, складной велосипеды. Многие конструкции и узлы таких велосипедов стали в дальнейшем деталями автомобиля.

В середине XIX века для преодоления бездорожья был изобретен, а в начале ХХ века стал все чаще применятся новый движитель-гусеница.

Прогресс не стоял на месте. Были открыты новые металлы и сплавы, созданы станки, произошли открытия в химии и т.д. Для развития промышленности в XIX веке характерны быстрые темпы распространения паровых машин, металлообрабатывающих станков, текстильных машин, стальных пушек, насосов, подъемников в шахтах.

Ученые искали, как создать более удобный и экономичный двигатель. Одни стремились создать принципиально новый вид теплового двигателя, чтобы топливо сгорало в цилиндре. Они считали, что такой двигатель будет меньше в размерах, удобнее на транспорте. Другие стремились усовершенствовать паровой двигатель. Они хотели сделать его более мощным, экономичным. Первый двигатель внутреннего сгорания придумал в 1860 году Ленуар. В нем сохранились части паровой машины (поршень и цилиндр). В качестве топлива использовалась нефть. Для ее зажигания Ленуар предложил использовать электрическую искру. Этот двигатель стал прообразом современных двигателей.

Рудольф Дизель в 1897 г. разработал другой тип двигателя внутреннего сгорания. В нем не было системы электрического зажигания. Воздух сжимался в цилиндре, затем впрыскивалось горючее. При сжатии температура повышалась и горючая смесь самовоспламенялась.

Коробку переменных передач следует отнести к прикладным открытиям, а вот двигатель внутреннего сгорания - к

фундаментальным.

Коренным образом изменилась и паровая машина. Изобретатели решили использовать не давление пара, а скорость его движения. Так в 1884 г. Парсонсом была создана первая многоступенчатая паровая турбина.

Все это имеет огромную важность в истории развития техники, а в частности транспорта.

Могучий рост транспортной промышленности стал возможным только после того, как в нее были внедрены методы поточного производства. С этого времени в большинстве своем производились прикладные исследования и открытия.

В сфере воздушного транспорта тоже было совершено множество потрясающих открытий.

Уже в 1633 году была создана ракета, сделанная из большой клетки с конической вершиной, заполненной порохом (Лагари Хасан Челеби). Это был первый известный пример полета пилотируемой ракеты и аппарата с искусственным двигателем.

С интенсивным развитием науки и техники, со становлением в XVIII в. фабричного производства стал возможен научный подход к решению проблем полета. Разработки в области воздушной среды великого русского ученого М. В. Ломоносова впоследствии легли в основу аэродинамики.

На протяжении 1800-х годов продолжалась работа над созданием управляемого воздушного шара, т.е. дирижабля.

Д. Кэйли в начале XIX века построил и испытал модель планера, который до начала XX века оставался единственным типом летательного аппарата, который был тяжелее воздуха.

Эксперименты с планерами заложили основу строительства аппаратов тяжелее воздуха. В начале XX века полетом управляли с помощью двигателя.

Появлению проектов самолетов способствовали: разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники.

Н. А. Телешов в 1867 году первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (прикладное изобретение). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов. Был так же придуман вертолет (Энрико Форланини, 1877 г.). В 1910 г. был построен первый гидросамолет (Анри Фабр).

В начале XXI века наметилась тенденция на создание дистанционно управляемых или полностью автономных транспортных средств. Был создан целый ряд беспилотных летательных аппаратов.

В 1930 годах началась разработка реактивного двигателя.

Основателем теории полетов в космос является К. Э. Циолковский. Он обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Его основные научные труды относятся к аэронавтике, ра-кетодинамике и космонавтике. На основе его работ и работ других ученых в 1961 году был совершен первый пилотируемый орбитальный полет, а в 1969 высадка на Луну.

Водный транспорт также интересен своими открытиями и изобретениями.

За 3 тыс. лет до н.э. был изобретен парус.

Первые суда были представлены в виде плотов, катамаранов, челноков, выдолбленных или выжженных из стволов деревьев, лодок из глины и т.д.

Расцвет флота пришелся на вторую половину XIX в.

С появлением на судах паровых машин паруса постепенно теряют свое значение.

В 1894 году было построено первое судно с паровой турбиной в качестве главного двигателя. Сейчас турбина - самый мощный судовой двигатель.

Первое в мире дизельное судно построили в 1903 году. С этих пор началось широкое распространение теплоходов (главным двигателем служит двигатель внутреннего сгорания).

С XIX в. начали применять гребной винт. В XIX-XX вв. появились паровые турбины, дизели (тепловозы).

Из-за небольшой скорости движения морских судов необходимо было разработать новые принципы движения. Стали разрабатываться две основные идеи: движение над водой и под водой.

Еще в 1716 году Э. Сведенборгом была выдвинута идея создания корабля, висящего над волнами. Архитектор Архангельской губернской строительной и дорожной комиссии Иванов через 140 лет предложил проект судна на воздушной подушке. [2]

Возможность применения атомных двигателей позволила строить суда и паромы для океанского плавания.

Хотелось бы отметить, что транспорт имеет огромную историю развития. Каждый вид транспорта прошел длинный путь от простейшего (чаще всего малоэффективного) вида до самого современного. Например, изобретатель первого автомобиля вряд ли смог бы представить себе современное транспортное средство. Эволюция транспорта с древних времен и до наших дней происходила лишь по одной причине - для упрощения жизни человека.

Транспорт сильно изменил жизнь человека, он дал людям новые возможности, помог упростить трудовую жизнь человека (тракторы, подъемные краны и т.д.), позволил создать современное общество с процветающей экономикой.

В заключение следует отметить, что современная техника не так далека от теории, как это иногда кажется. Она не является только применением существующего научного знания. Она имеет также творческую составляющую. Поэтому в методологическом плане техническое исследование, в том числе и в сфере транспорта не сильно отличается от научного. В современных условиях для инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, которые будут направлены на решение специальных задач. Важно также использовать долговременную программу фундаментальных исследований в институтах и лабораториях, предназначенных для развития технических наук. В то же время фундаментальные исследования в технических науках сейчас более тесно связаны с прикладными исследованиями и науками, чем это было раньше. На современном этапе развития науки и техники характерным является для решения прикладных проблем использовать методы фундаментальных исследований. Прикладные же исследования могут быть весьма фундаментальными. Критериями разделения фундаментальных и прикладных исследований являются в основном степень общности и временной фактор.

Также необходимо отметить, что приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации являются: [5] теория машин и механизмов, анализ и синтез машинных комплексов; безопасность, ресурс, живучесть машин и сложных технических систем; динамика машин, волновые и вибрационные процессы в технике; эргономика и биомеханика систем «человек - машина

- среда»; создание и функционирование макро- и микро-робототехнических, мехатронных комплексов; повышение безопасности машин, снижение техногенных и технологических рисков для объектов гражданского и оборонного назначения; математическое и физическое моделирование перспективных конструкций, материалов и технологий в авиации, ракетной и атомной технике, судостроении, наземном транспорте; технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта; технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

Список литературы:

1. История отечественного тракторостроения [Электронный ресурс]. URL: http://www.techlead.ru/tleas-456-1.html (дата обращения: 13.01.2016).

2. История развития транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://studyport.ru/tehnika/istoriya-razvitiya-transporta (дата обращения: 5.01.2016).

3. Краткая история развития видов транспорта [Элек-

тронный ресурс] URL:http://ets-rf.ru/razdel_c_02.1.php (дата обращения: 10.01.2016).

4. Матяш С. П. Теория трактора и автомобиля: краткий курс лекций. Новосибоирск: Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т, 2010. - 83 с.

5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/209/83183.php (дата обращения: 13.01.2016).

6. Солопов М. Е., Ле Минь Чи Зунг, Чан Нгок Туан Ань. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований в машиностроении [Электронный ресурс] URL: http:// libed.ru/knigi-nauka/387727-7-65-letiyu-pobedi-velikoy-otechestvennoy-voyne-posvyaschaetsya-problemi-noosfernoy-bezopasnosti-ustoychivogo-razvitiya.php (дата обращения: 12.01.2016).

7. Флоренсов А. Н. Роль транспорта в формировании информационных основ цивилизации [Электронный ресурс] URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/uk/c113-1/16195-c113-036 (дата обращения: 12.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ

к»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Земцова Ярославна Михайловна

аспирант кафедры философии, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена описанию природы и функций визуального образа, который оказывает серьезное воздействие на общество и культуру в период трансформации.

ABSTRACT

The article describes the nature and function of the visual image, which has a serious impact on society and culture in transformation. Ключевые слова: визуальный образ, общество, коммуникация, культура, трансформация. Keywords: visual image, society, communication, culture, transformation.

В современном трансформирующемся обществе культура совершает визуальный поворот, проявляющийся в возрастании роли визуальных образов во всех сферах жизнедеятельности людей [2]. Основанием актуальной реальности становится изображение, которое оказывает большое воздействие на характер и динамику процессов социальной коммуникации, опосредованной компьютерными технологиями.

Переход от вербального способа передачи информации к визуальному является ответом на вызов современности, характеристиками которой являются нестабильность и возможность возникновения социальных рисков, требующих от человека быстрой эффективной реакции, организации успешной коммуникации с минимальными энергетическими затратами. В этих условиях визуальный образ, являющийся по своей природе целостной структурой, концентрирующей в себе интеллектуальную, эмоционально - оценочную и художественно - изобразительную информацию, способствуя мгновенному восприятию реальности, помогает максимально быстро организовать коммуникативное пространство, разрешить конфликт, упорядочить социальные связи.

Природа образа спонтанна, индивидуально - личност-на. Являясь ресурсом для продуцирования новых смыслов, визуальный образ становится ориентиром для творческого перевоссоздания мира. Образ всегда эмоционально окра-

шен. Энергией, конституирующей его, является воображение - активная сила, позволяющая выйти за рамки формальной логики, прикоснуться к трансцендентным основаниям бытия. Обладая гибкой смысловой структурой визуальный образ помогает преодолевать границы, очищая путь к новому восприятию и видению мира.

Восприятие мира, визуализация социальной реальности обусловлены историческим развитием и определяют специфику видения, присущей каждой эпохе. В античности его истинность соотносилась с естественным процессом зрительного восприятия, в эпоху развития классического естествознания выверялась теоретически, в настоящее время спектр возможностей видения расширяется пропорционально количеству творцов.

Визуальная картина современной социальной реальности представлена совокупностью индивидуализированных визуальных проектов, является реализацией проективной функции визуального образа. Человек, выступающий в качестве активного творца своей жизни, вынужден быстро адаптироваться к изменяющимся условиям существования.

Проектируя посредством визуальных форм пространство жизнедеятельности, в котором формируются различные стратегии социального взаимодействия, определяя горизонты возможного и расширяя границы своей деятельности, общество накапливает инновационный потенциал. Исполь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.