Священник Василий Спирин, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
Сотериология Ансельма Кентерберийского в контексте раннесхоластической
религиозной мысли
-+-
Актуальность сравнительного анализа восточной и западной со-териологии вызвана, в первую очередь, начавшимся в конце XIX века процессом самоидентификации православного богословия, возвращения его к святоотеческим основаниям. Данная тенденция, благодаря православным богословам на Западе, усилилась в современных российских богословских дискуссиях. В этой связи вновь приобрел остроту и значимость вопрос о западном «юридизме», его причинах, следствиях, влияниях и, наконец, о его преодолении в православном богословии. Атака на «юридизм», проникший в православное богословие в XVIII веке, была начата еще А. С. Хомяковым в рамках критики западно-христианского рационализма, а к концу XIX века в русском богословии сформировалась целая школа мыслителей, противопоставивших юридическим концепциям в богословии соответствующие концепции греческой патристики.
Раздел III. Выступления на конференциях и семинарах
Значимым богословским трудом этого времени явилась магистерская диссертация «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского), будущего патриарха, где критике юридической теории уделялось значительное место. Позиция, сформулированная архимандритом Сергием и другими богословами (прот. П. Светловым, М. М. Тареевым) и получившая название «нравственной теории Искупления», не стала полноценной альтернативой юридической теории, но, благодаря критике «юридизма», она фактически открыла дорогу для разработки сотерио-логического учения в православном богословии XX века.
Критика русскими богословами юридической теории (при всех положительных чертах этой критики) не учитывала двух чрезвычайно важных моментов в генезисе западного «юридизма». Во-первых, она часто игнорировала тот факт, что юридическая сотериология строится на новозаветных основаниях и пользуется, в основном, терминологией апостола Павла. Такие понятия, как «выкуп» или «уплата выкупа» (Рим. 7; Ин. 8: 34; Рим. 8: 2), «цена» (1 Кор. 6: 20, 7: 23; 1 Пет. 1: 18-19), «долг» или даже «список долгов» (Кол. 2: 14), «вина», или «виновность», и «суд» (особенно в Послании к римлянам), являются категориями, регламентирующими общественные отношения. Сам термин «искупление» (Мф. 20: 28; Гал. 3: 13, Еф. 1: 7) содержит такие коннотации, как выкуп, плата, покупка. Однако эти понятия и апостолы, и Сам Иисус Христос используют для обозначения отношений человека и Бога.
Второй момент, не достаточно осознанный критиками «юридизма», — исторический контекст, в котором постепенно формировалась сотериология подобного типа. Критику юридической теории и сейчас, как правило, начинают с Ансельма Кентерберийского, так что складывается впечатление, что он явился изобретателем новой сотериологической модели, которой не было в святоотеческом богословии даже на Западе. Подобный взгляд на историю богословия игнорирует принцип преемственности, которым только и существует Священное Предание, в том числе и в Западной Церкви первого тысячелетия. Объективный взгляд на развитие западной сотериологии, учитывающий эти моменты, позволяет говорить о том, что из всего множества образов и понятий, содержащихся в Новом Завете для обозначения совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения, западная богословская традиция, начавшаяся
Сотериология Ансельма Кентерберийского в контексте...
с Тертуллиана, сосредоточилась именно на тех образах и понятиях, которые касались практической жизни людей, в том числе регламентировали их отношения друг с другом. Несомненно, что выбор данной терминологии был определен характерным для латинского культурного ареала правовым менталитетом. Однако мнение о том, что латинское правовое сознание примитивнее греческого философского, является намеренным принижением одного стиля мышления ради другого. Подобные жестко оценочные суждения искажают наше понимание истории христианской Традиции.
Сотериология Ансельма Кентерберийского (1033-1109), ставшая первой систематической сотериологией Средних веков, чаще всего являлась объектом критики как либерально-протестантских, так и православных богословов. При этом, как уже говорилось, подобная критика не была объективной. Сотериологическая доктрина Ансельма имеет свои раннесхоластические и патристические источники, не говоря уже о том, что ее создатель пользовался новозаветными понятиями. Конечно, его система имеет ряд оригинальных черт, но все они, в целом, вписываются в предшествующую историю развития западного богословия и нигде не входят в противоречие со Священным Писанием.
Сотериологическая концепция Ансельма основана на двух исходных предпосылках: во-первых, на его представлении о грехе как разрушении универсального, космического порядка и, во-вторых, на признании необходимого характера воплощения Христа.
Схематично его учение об Искуплении выглядит следующим образом.
1. Грех есть оскорбление Бога, невоздаяние Ему положенной чести и славы.
2. Божественная честь может быть восстановлена двумя путями: либо наказанием, что было бы разрушительно для человечества, либо удовлетворением.
3. Бог избирает второй путь, включающий, во-первых, добровольное подчинение человека Богу. Однако это еще не есть удовлетворение, но только возврат должного. Поэтому, во-вторых, к возвращенному долгу надо добавить нечто большее, сверх действительного долга. Это и есть сатисфакция, то есть удовлетворение.
Раздел III. Выступления на конференциях и семинарах
4. Однако человек не в силах совершить сатисфакцию по отношению к Богу. Этим даром Богу (а Ансельм рассматривает сатисфакцию как дар, а не как наказание или неустойку за моральный вред) может быть только Сам Бог. Бог получает сатисфакцию через Своего Сына, который по Своей человеческой природе связан с должниками-людьми, но при этом Сам свободен от уплаты долга, так как является безгрешным.
5. Повиновение, которое Сын Божий оказал Богу, еще не было сатисфакцией. Это повиновение Ему мог оказать любой человек. Сатисфакция же, которую мог выплатить только Богочеловек, заключается в добровольном принятии страданий и смерти. Только в этом акте Сын приносит бесконечную славу Богу-Отцу.
6. Однако Бог ни в чем не нуждается, и «для Бога утратить честь невозможно». Поэтому плоды дела Христова направляются Богом на пользу человечеству, то есть на возрастание человека в добродетелях. Так Ансельм сводит воедино мнимое противоречие между правосудием Божиим и Его милосердием.
К. Шёнборн заключает эту концепцию следующими словами: «Божественность Бога от человеческих грехопадений не страдает. Соответственно, под бесчестьем Божиим может пониматься лишь одно: бесчестье Его порядка творения. Необходимость удовлетворения правосудию Божию тем самым целиком и полностью обусловлена человеком»1. Говоря о том же самом другими словами, Ансельм в трактате Cur Deus Homo показывает, что грех привел человеческую природу в такое состояние, когда существует только два сообразных правде Божией выхода: «aut satisfactio, aut poena» — либо удовлетворение, либо наказание; то есть либо подчинение природы правде Божией с принятием ею следствий своих поступков и, тем самым, возвращением из искривленного состояния в праведное; либо окончательное осуждение. Сама падшая природа не могла принести удовлетворение, в совершенстве исполнив Закон, — и именно поэтому его исполнил в совершенстве в Своем Человечестве Христос — ради нас.
Данная концепция является абсолютно оригинальной только в аспекте своей систематичности. Основные же идеи, из которых она
1 Шёнборн К. Бог послал Сына Своего. Христология. М., 2003. С. 277.
Сотериология Ансельма Кентерберийского в контексте.
складывается у Ансельма, можно легко найти в западной патристике и ранней, доансельмовой схоластике. В отношении новозаветной юридической терминологии вопрос снимается, так как ей пользовались все западные богословы. Представление об универсальном космическом порядке, который разрушается человеческим грехом, свойственно не только западной, но и восточной патристике. Необходимость послушания человека Богу и невозможность своими силами достичь этого состояния — идеи, восходящие к апостолу Павлу (Послание к римлянам).
Нельзя забывать, что Ансельм развивает только одну сторону учения об Искуплении, не пытаясь охватить, к примеру, аспект примиряющей жертвы, который развивали Августин и Григорий Великий, или аспект уплаты выкупа сатане, имевший место у Амвросия Медиоланского.
Кроме того, учение Ансельма об Искуплении нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от личности человека, ради которого Искупление было совершено. А личностный аспект превращает юридическую схему ансельмовой сотериологии в живой и действенный образ отношений грешного человека и Бога, так что Бог по отношению к человеку в итоге оказывается милосердным Подателем Своих Божественных даров.
Таким образом, сотериология Ансельма Кентерберийского, рассмотренная в соответствующем библейском и историческом контексте, с учетом личностного аспекта этой концепции, а также с точки зрения ее умышленной неполноты, оказывается закономерной частью христианского Предания, которая никогда не утратит своего значения.