Научная статья на тему 'Сосуществование буддизма и православия: исторические аспекты появления буддизма в России'

Сосуществование буддизма и православия: исторические аспекты появления буддизма в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
851
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Мировые религии / История религии / История религии России / Буддизм / Распространение буддизма в мире / Религии России / Религиозные меньшинства / Сосуществование религиозных общин / World religions / History of religion / History of the religion of Russia / Buddhism / The spread of Buddhism / Religions of Russia / Religious minorities / Coexistence of religious communities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руль Д. В.

Статья посвящена истории возникновения и распространения буддизма на территории России в XV – XX веках. Рассматриваются причины появления и обстоятельства существования буддизма и людей, его исповедующих, на территории нашего государства. Приведен исторический контекст и анализ современной ситуации. В историческом аспекте рассматриваются условия существования русского буддизма, его основные отличительные черты, противоречия с обществом и другими религиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COEXISTENCE OF BUDDHISM AND ORTHODOXY: HISTORICAL ASPECTS OF THE APPEARANCE OF BUDDHISM IN RUSSIA

The article is devoted to the history of the emergence and spread a Buddhism religion on the territory of Russia in the XV XX centuries. The reasons for the appearance and circumstances of the existence of Buddhism and Buddhists on the territory of our state are considered. The historical context and analysis of the current situation. In the historical aspect, the conditions of existence of Russian Buddhism, its main distinguishing features, and contradictions with society and other religion are examined.

Текст научной работы на тему «Сосуществование буддизма и православия: исторические аспекты появления буддизма в России»

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ БУДДИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ БУДДИЗМА В РОССИИ

COEXISTENCE OF BUDDHISM AND ORTHODOXY: HISTORICAL ASPECTS OF THE APPEARANCE OF BUDDHISM IN RUSSIA

УДК 93/94

Руль Д.В., бакалавр международных отношений Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия, г. Москва

Rule D.V., Bachelor of International Relations Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Russia, Moscow

Аннотация: Статья посвящена истории возникновения и распространения буддизма на территории России в XV - XX веках. Рассматриваются причины появления и обстоятельства существования буддизма и людей, его исповедующих, на территории нашего государства. Приведен исторический контекст и анализ современной ситуации. В историческом аспекте рассматриваются условия существования русского буддизма, его основные отличительные черты, противоречия с обществом и другими религиями.

Annotation: The article is devoted to the history of the emergence and spread a Buddhism religion on the territory of Russia in the XV - XX centuries. The reasons for the appearance and circumstances of the existence of Buddhism and Buddhists on the territory of our state are considered. The historical context and analysis of the current situation. In the historical aspect, the conditions of existence of Russian Buddhism, its main distinguishing features, and contradictions with society and other religion are examined.

Ключевые слова: Мировые религии; История религии; История религии России; Буддизм; Распространение буддизма в мире; Религии России; Религиозные меньшинства; Сосуществование религиозных общин.

Key words: World religions; History of religion; History of the religion of Russia; Buddhism; The spread of Buddhism; Religions of Russia; Religious minorities; Coexistence of religious communities.

В последнее время в геометрической прогрессии растет интерес Западного мира к Восточному - в общем, интерес европейцев к восточным традициям и практикам - в частности, и, наконец, совсем подбираясь к теме нашего исследования, - растет также и заинтересованность коренного русского населения в такой религии как буддизм. Мы не имеем сейчас в виду

те области Российской Федерации, где буддизм - распространенная религия, и для населения этих территорий с рождения привычны его традиции и догмы. Особенно статья эта актуальна, помимо, само собой, историков религии, для русских людей, родившихся и выросших в среде традиционной российской культуры, привычного набора ценностей, которые обнаруживают в себе тягу к культуре и ценностям «инородным», «чужим». Такое встречается все чаще и чаще, хотя и до XX века считалось хоть и исключением из правил, но все же распространенным. Православие и буддизм - религии очень разные, принципиально отличающиеся во многих аспектах. Однако Россия -особенная страна, вместившая в свои необъятные просторы великое разнообразие народов, этносов, вероисповеданий, которым приходится уживаться бок о бок.

Несмотря на немаленькую буддийскую общину, нам все еще сложно представить себе посреди обычного русского провинциального городка разноцветный буддийский храм. Однако все чаще и чаще в таких городках можно встретить жителя, практикующего, допустим, медитацию, увлекающегося буддизмом и даже способного отличить буддизм от индуизма и синтоизма, что еще недавно было многим совершенно недоступно. Разберемся, где корни этого явления, каковы были предпосылки и причины распространения буддизма на территории России, кто был «первым русским буддистом» и почему наш вывод - исповедание буддизма в нашей стране будет продолжать расширять свои рамки.

Кратко о религии. Целью статьи не является описать буддизм как религию, однако приведем самые основные тезисы. Буддизм - одна из трех мировых религий и одновременно самая древняя из них, что не мешает ему быть младшим братом индуизма. Оба эти религиозные течения берут свои начала из Индии, с чем связана постоянная путаница, однако имеют достаточное количество противоречий. Появился Буддизм в середине первого тысячелетия до нашей эры, и основателем его является принц по имени Сиддхартха Гаутама, с обретением просветления и получивший «звание» Будды. Соответственно, все его последователи становятся буддистами. Самым, на наш взгляд, интересным, хоть и противоречивым аспектом является то, что буддизм - так называемая «религия без Бога», больше похожая на философское течение. Это довольно распространенное явление в Восточной Азии: религия, которая обращается не к Богу во вне, но к Богу - внутри каждого человека и одновременно повсюду. Одновременно с этим в буддизме нет никаких собственных теорий по созданию мира, своих Адама и Евы и тому подобного. Буддизм - это в том числе вера в природу. Подробнее об этом

рассказывают другие труды, посвященные конкретно религии, также как и о различных ветвях буддизма, однако нам необходимо иметь представления о таком важном аспекте, чтобы трезво понимать, насколько различными даже в фундаментальных вопросах являются православие (да и все христианство) и «чужеземный» буддизм. [2.с.30]. А также насколько сложно и необычно пусть даже не религиозному, но все же выросшему в православной традиции русскому человеку принять совершенно новые правила игры.

Итак, еще на территории Древней Руси существовала так называемая «Повесть о Варлааме и Иосафе». Один из ее героев - царевич Иосаф, прообразом которого стал сам принц Гаутама Будда, со временем стал христианским святым. Этот роман-житие, родившись в Индии, прошел долгий путь до Русских земель, получив переводы на персидский, арабский, эфиопский, грузинский, греческий, латинский и другие языки. Считается, что первоначальные индийские материалы, созданные в VI - VII веках, были собраны воедино на персидском языке уже к VIII веку. Первая в мире христианизированная версия истории Будды - перевод арабского произведения на грузинский язык (IX - XI века). [10,с.93]. Уже благодаря грузинскому текст получил переводы на латинский и греческий языки (впоследствии, в XI веке, он получил без преувеличения международную известность, принятый романо-германскими писателями с особой любовью и даже попавший в «Декамерон» Джованни Боккаччо).

Церковнославянский перевод родился на Руси около XII века, об этом свидетельствует то, что Кирилл Туровский (православный епископ и богослов) пользовался этим текстом именно на славянском языке при создании собственных трудов. Однако, скорее всего, в славянском мире существовали переводы как с латинского, так и с греческого языков.[10,с.102] Таким затейливым образом, Будда сделал свои первые шаги в Русских княжествах - придя с Запада.

Интересно то, что небезызвестный Феофан Затворник, епископ русской православной церкви, в XIX веке писал:

«Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре - нет - и едва ли может быть... Это будет лучше всех катехизисов» [1.с.39] По нашему мнению, это можно считать первым актом слияния, первым пунктом, предпосылкой сосуществования буддизма и православия, а также показателем того, насколько близки догмы и тексты самых разных религий мира, повествующих о гармонии и моральных ценностях.

Прошло много веков, прежде чем во времена правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины буддизм получил официальное признание.

Веков, в течение которых завоевывались территории Сибири и Дальнего Востока (коренное население которых, в отличие от Западной России, зачастую исповедовало буддизм). Считается, что непосредственно на российских территориях буддизм появляется как религия в XVI - XVII веках. И виновники этому - калмыки или ойраты - кочевые монгольские племена, обосновавшиеся в это время на территории северной Прикаспии и землях современной Бурятии. Почти до середины XVIII века они исповедовали свою религию без государственного признания, однако в 1741 году Елизавета Петровна издала указ, по которому признавала ламаистскую веру в Бурятии и одновременно - существование одиннадцати Дацанов (т.е. буддийских монастырей) и ста пятидесяти лам (т.е. духовных учителей в буддизме).

Таким образом, согласно некоторым источникам, 1741 год считается годом официального признания буддийской веры, однако с этим можно и поспорить. По сути, указ Елизаветы (а по некоторым сведениям - даже Анны Иоанновны - источники не сходятся даже в этом) являлся не столько признанием, сколько ограничением религии [3,с.17] - указанием точного (ограниченного) количества храмов и лам. Конечно, в ту пору не было и мысли о том, чтобы поставить буддизм в один ряд с исконно-русским православием, а чтобы ограничить религию, пришлось косвенно признать ее существование.

Окончательно все же признан одной из государственных религий России буддизм в 1764 году, при Екатерине II, когда она учреждает пост Пандита-хамбо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Интересен ответ - в качестве благодарности в 1766 году буддисты признали Екатерину воплощением Белой Тары на Земле. [3, с.18]

Стоит отметить, что буддизм, являясь в принципе очень гибкой, пластичной религией, как и многие другие восточные течения, имеет очень много направлений и ветвей. В связи с тем, что эта религия также не имеет общих канонов и каких-либо «железных» сводов правил, кроме разве что четырех благородных истин, но они являются естественными, буддизм впитывает в себя, «диффузирует» с местными традициями и обычаями. Пример тому - возникший в Бурятии синтез буддизма с шаманизмом, впитавший в себя еще и элементы брахманизма, даосизма и др.

Наиболее распространенным на территории России оказался Тибетский Буддизм, так как его исповедовали все три народа - буряты, калмыки и тувинцы. [3,с.17]

Яркий интерес к буддизму со стороны интеллигенции стал проявляться лишь в конце XIX - начале XX веков. Неизученной религии стали посвящаться научные труды, некоторые коренные русские стали интересоваться восточной

религией на любительском уровне. В это время изучением буддизма занимаются видные ученые Российской Империи, такие как Ягич, Франко, Вашкевич и другие. Постепенно восточная религия пресекает границы Бурятии и Калмыкии и проникает в сознания западного российского общества, вызывая наряду с недоверием и интерес.

Связано это с общим подъемом интереса к Востоку, объясняющимся в первую очередь политическими интересами России. В университетах внедряется изучение санскрита, тибетского языка, переводятся многие неизвестные раннее тексты, в связи с чем круг заинтересованных лиц продолжает расти. Постепенно среди людей русской национальности появляются те, кому тексты и догмы буддизма приходятся «по вкусу», появляются первые исконно русские буддисты.

Это приводит к тому, что в начале XX века (1909-1915 гг.) открывается первый в Санкт-Петербурге буддийский храм - Дацан Гунзэчойнэй, до сих пор являющийся основным центром буддизма в Западной России. К тому времени в Петербурге насчитывалось около 200 буддистов, в числе которых были и русские. [7,с.38] Интересно отметить то, что храм строился при яром сопротивлении Русской Православной Церкви, однако первая служба прошла в нем в 1913 году, в честь трехсотлетия династии Романовых, символизируя таким образом синтез, проникновение буддизма в русскую культуру.

Советское время стало тяжелым испытанием не только для православия, но и для буддизма. Поддержавшая в начале общины партия, уже в 1930-х годах, зацепившись за первый повод, начала массовые гонения. Все Дацаны даже в Сибири были закрыты, Петербургский Дацан Гунзэчойнэй был разорен и разгромлен в 1938 году, все духовенство репрессировано.

В 60-х - 70-х годах буддийские общины начали восстанавливаться, однако власть терпимо относилась лишь к тувинцам, бурятам и калмыкам, исповедующих эту религию, а возникновение к ней интереса у русских воспринималось крайне негативно, порицалось и осуждалось. Такие люди были вынуждены оставаться в подполье чуть ли не вплоть до распада Советского Союза. Лишь в 1988 году прошла их первая (тоже подпольная) встреча в Ленинграде - встреча русских буддистов, организованная Бакулой Ринпоче, крупным международным буддийским деятелем. Им же была проведена первая служба в возвращенном буддистам Дацане в 1990 году.

Все эти гонения и запреты, по нашему мнению, тоже стали одной из причин ударного интереса к восточным религиям в современной России. Открытие границ, свобода вероисповедания и доступ к информации стали основой для тяги к чему-то новому, интересному, еще не познанному до конца.

На 2005 год в России насчитывалось 900 тысяч этнических буддистов, т.е. жителей Забайкальского края, Тувы, Калмыкии, Алтая [7,с.37]. В Санкт-Петерубрге, Москве и Самаре - русских городах, в которых сформировались буддийские общины, насчитывается 1% населения, исповедующего буддизм. Также 1% - численность буддистов в масштабах всей территории Российской Федерации. В том же 2005 году Филатов и Лункин в своей книге говорят о том, что на территории России численность буддистов, выполняющих практики, не превышает 500 тысяч человек. [7,с.39]

Таким образом, исторически буддизм прошел долгий путь до своего окончательного признания, пережив и гонения со стороны исконно русской православной церкви, и репрессии советского правительства, и просто недоверие к себе русских людей. В данный момент Тибетский буддизм (самый распространенный на территории России, об остальных говорить пока рано) получил свое право на распространение, на просвещение народа, на то, чтобы быть альтернативой другим религиям. Говорить о массовости в условиях всего лишь 1% буддистов в стране, конечно, не приходится, однако успешно существуют и развиваются буддийские общины в русских городах - Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Иркутске, Омске, Новосибирске и др.

Исторически основным центром сосредоточения буддистов в Западной России стал Санкт-Петербург, где стоит самый северный буддийский храм в мире - Дацан Гунзэчойнэй. С каждым днем Петербургский Дацан принимает у себя все больше желающих обратиться в веру или же просто исследовать для себя что-то новое, узнать о религии и традиционных ценностей далеких народов. Все больший и больший интерес вызывает буддизм и его различные практики у русских людей, в их наушниках все чаще звучат мантры, а практика медитации получила действительно колоссальную популярность.

Все эти факторы способствуют глобализации, движению к мирному сосуществованию народов и религий, развитию науки и культурных связей между регионами и странами.

Использованные источники:

1. Сказание о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа, сост. св. Иоанном Дамаскиным / Пер. с греч. по древним пергаментным рукописям, хранящимся на Св. Афонской горе. — 2-е изд. — Сергиев Посад, 1910.

2. Кузьмин С. Л. Буддизм как традиционная религия России: историческая основа и перспективы // Буддизм в третьем тысячелетии: тенденции и перспективы развития. Т. 1. Материалы Международной научной

конференции (7-9 сентября 2016 г.). — Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. — С. 24—31.

3. Нестеркин С. П. Основные тенденции развития буддизма в социокультурном пространстве России // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — №2 6а. — С. 16—20. — ISSN 19940866.

4. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 73—79.

5. Семотюк О. П. Буддизм: история и современность. — Ростов н/Д, Харьков: Феникс; Торсинг, 2005. — 320 с. — (Религии мира). — ISBN 5222-05852-2, ISBN 966-670-375-0.

6. Синицын Ф. Л. Советское государство и буддисты // Российская история. — 2013b. — № 1. — С. 62—76.

7. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 35—45. — ISSN 0132-1625.

8. Янгутов Л. Е. Буддизм в России и Монголии: проблемы исследования // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 124—129.

9. Цыремпилов Н. В. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Власть. — 2013. — № 4. — С. 84—87.

10. Лебедева И. Н. Повесть о Варлааме и Иоасафе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2: Л—Я / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1989. — 528 с.

Used sources:

1. The legend of the life of the reverend and God-bearing fathers of our Barlaam and Joasaph, comp. St. John Damaskin / Per. with Greek. according to ancient parchment manuscripts stored on Mount Athos. - 2nd ed. - Sergiev Posad, 1910.

2. Kuzmin S. L. Buddhism as a traditional religion of Russia: historical basis and prospects // Buddhism in the third millennium: trends and development prospects. T. 1. Materials of the International Scientific Conference (September 7-9, 2016). - Kyzyl: Publishing house of TuvSU, 2016 .-- S. 24-31.

3. Nesterkin S. P. The main trends in the development of Buddhism in the socio-cultural space of Russia // Bulletin of the Buryat State University. - Ulan-Ude: Buryat State University, 2009. - No. 6a. - S. 16-20. - ISSN 1994-0866.

4. Safronova E. S. Modern Buddhism in Russia as part of Buddhist civilization // State, religion, Church in Russia and abroad. - 2009. - No. 1. - S. 73-79.

5. Semotyuk O. P. Buddhism: history and modernity. - Rostov n / a, Kharkov: Phoenix; Torsing, 2005 .-- 320 p. - (Religions of the world). - ISBN 5-22205852-2, ISBN 966-670-375-0.

6. Sinitsyn F. L. The Soviet State and Buddhists // Russian History. - 2013b. - No. 1. - S. 62—76.

7. Filatov S. B., Lunkin R. N. Statistics of Russian religiosity: the magic of numbers and ambiguous reality // Sociological studies. - 2005. - No. 6. - S. 3545. - ISSN 0132-1625.

8. Yangutov L. E. Buddhism in Russia and Mongolia: problems of research // Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 2. - P. 124-129.

9. Tsyrempilov N. V. Buddhism in Russia: past and present // Power. - 2013. -No. 4. - S. 84-87.

10. Lebedeva I.N. Tale of Varlaam and Joasaph // Dictionary of scribes and books of Ancient Russia. Vol. 2 (second half of the XIV — XVI century). Part 2: L — I / USSR Academy of Sciences. IRLE; Repl. ed. D.S. Likhachev. - L .: Nauka, 1989 .-- 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.