120
рушительные вызовы современности особенно активно действуют именно на духовном уровне" [2]. Подчеркивая традиционно сложившуюся высокую культуру межнациональных отношений на Кавказе Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении отметил традиционно уважительные отношения мусульман и русских: "На Кавказе живут люди, родные всей России по своему духу" [2]. Говоря о корне этого уважительного отношения, Феофилакт заметил, что основанием таких отношений были надежность и христианская мораль и ценности, определяющие высокую нравственность.
Академик РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин, подчеркивая значимость русской культуры и социальной ответственности различных властных структур, справедливо заметил, что "русский народ также нуждается в поддержке этнокультурного развития, и в решении социально-экономических задач....Важным ресурсом межнационального согласия академик называет институты гражданского общества..., которые и должны обеспечивать устойчивость государства" [2].
Северный Кавказ и Ставрополье исторически многонациональны и характеризуются высокой степенью этнокультурного многообразия - это регион многовекового поликультурного взаимодействия, тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп; это место традиционного уклада народов, живших по законам, определенным традициями, законам-адатам и существующей системе традиционного права, доминанта которых определяла все процессы,
протекавшие на Северном Кавказе [3]. На Кавказе десятки народов объединены общей судьбой, на протяжении столетий сохранили свои самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры.
Безусловно, воспитание начинается с семьи, но ответственность за нравственное становление ребенка лежит на всем обществе, на всех социальных институтах, влияющих на формирование личности. Безусловно, законы Российской Федерации и общее школьное образование позволяют не только формировать, но и защищать, развивать и укреплять основы нашей нравственности. Подтверждением этому стало введение в обязательное школьное образование основ православной культуры. Сегодняшние законодательные акты дают нам возможность быть по-настоящему свободными в своем нравственном выборе. И этот выбор должен сделать каждый гражданин своей страны осмысленно и ответственно за будущее своей страны. Возрождение нравственных ценностей в российском обществе должно осно-вополагаться, таким образом, на собственной ответственности каждого россиянина за свои поступки и ответственности за будущее своей страны.
Примечания:
1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь: Возрождение, 2011. - 376 с.
2. Русский Кавказ: диалог народов // Ставропольская правда.-4 января 2014 г. Второй Ставропольский форум ВРНС: подробности.
3. Григорьев А.Ф. Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // KANT. - 2014. - № 1 (10). - С. 91-95.
VESSEL-"MYSTERY OF INTEGRITY". WAY OF INITIATION FROMTHETWO-CAVITYTOAN-DROGYNE
Grigorieva Marina Anatolievna, PhDof Political sciences, Professor RANS, Chief-editor of the scientific journal "KANT", Stavropol
E-mail: [email protected]
Leonova Svetlana Gennadievna, Junior Research fellow, Department of Archaeology, Stavropol State Historical-Cultural and Natural-Landscape Museum-Reserve named after G.N. Prozritelevand G.K. Prave, Stavropol E-mail: [email protected]
The article is devoted to the idea of the unity of two principles, and the materialization of this model. In this microsclerotia presents an attempt to penetrate into the essence of the idea androgynous the beginning of the world, the emergence of ideas about the nature of the androgyne, the model is implemented through the symbolism of the vessel. Keywords: vessel; gender; the androgyny; the burial; the rite of initiation.
УДК 304+393.05+392.17 СОСУД - "МИСТЕРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ". ПУТЬ ПОСВЯЩЕНИЯ
ОТДВУПОЛОСТИ КАНДРОГИНУ
© ГригорьеваМ..А.,2014 Статьяпосвященаидееединствадвухначалиматериализацииданноймодели. В
микроисследовании представлена попытка проникнутьвсутьидеиандрогинного начала мира, возникновения представлений о природе андрогина, модель которого реализована через символику сосуда.
© Леонова С.Г., 2014
Ключевые слова: сосуд; гендер; андрогинность; погребальный обряд; обряд инициации.
Перемены в мировосприятии, глубинные и массовые, неизбежно влекут изменения в образе экономической, политической и социальной жизни: трансформируются политические и экономические цели, религиозные нормы, семейные ценности, а вместе с ними тендерная композиция, представляющая собой гетерогенный, чувствительный к контексту компонент, возникающий в процессе взаимодействия маскулинности и феминности. [1] И этот динамический процесс модернизации сексуальной культуры, а он действительно стремителен и зрим: и как точно отметила в своей рецензии на книгу "Тендер для "чайников" М.А. Кашина, точка невозврата преодолена и "тендерные отношения де-факто и их научная рефлексия в том числе в России достигли определенной степени зрелости, стали "видимыми" [2] и теперь обозреваемыми в ретроспективе с самого сотворения мира, если гендер уже интересует "чайников", а тираж книги - 3000 экземпляров. Так вот, этот динамический процесс, стало быть, резонно рассматривать сквозь призму мифологического сознания и воплощения мифов.
Данное микроисследование посвящено идее единства двух начал и материализации данной модели. При этом в работе принципиально не устанавливаются временные и пространственные рамки, для того, чтобы проследить конвергентный характер возникновения представлений о природе андрогина как воплощения мужского и женского одновременно в знаковой системе, ее развитие и отражение этого феномена в современных культурах. История дописьмен-ных народов основана на изучении археологических данных, сложность заключается в том, чтобы прочесть и понять историю ментальности первобытных людей в знаках, символах, моделях и обрядах. В статье представлена попытка проникнуть в суть идеи андрогинного начала мира, возникновения представлений о природе андрогина, модель которого реализована через символику сосуда.
У большинства народов мира сосуд символизирует женское воспроизводящее начало, у Месопотамских семитов и хуритов бог Ану часто изображается в виде сосуда, через край которого льется вода вечной жизни. Судя по тому, что на санскрите апи значит "мать", можно рассматривать его как заимствованное из лексики доиндо-европейских народов Передней Азии, у которых соответствие этому имени богини находит отражение в имени шумерского бога неба, и, соответственно, имя стало мужским лишь на определенной стадии эволюции религиозных представлений. [3] У кельтов сосуд олицетворяет целебные воды и является атрибутом Великой Матери, аналогичный символизм существует и у индийцев, и у китайцев. Однако, принимая участие в погребальном обряде, сосуд приобретает статус вместилища души усопшего. С этими воззрениями связан и атрибут поминовения зороастрийцев - бронзовая чаша с нанесенным внутри именем покойного. [4]
В этой связи сосуд и нанесенная на его поверхность свастика становятся еще более неразрывны, заключая в себе объяснения отдельных символов. Высшей степенью трипольского ритуального искусства являются изображения антропоморфных фигур на сосудах. Первые (мужские и женские) отделены от вторых только по одному признаку - по трехпалости, а в остальном они вполне "чело-
ГРИГОРЬЕВАМарина Анатольевна, кандидат политических наук, профессор РАЕ, шеф-редактор научного журнала "KANT", Ставрополь [email protected]
■ ом
Г ■
121
ЛЕОНОВА Светлана Геннадьевна, мл. научный сотрудник, Отдел археологии, Ставропольский государственный историко-культурный иприродно-ландшафтный музей-заповедникимени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Ставрополь [email protected]
122
вечны". Трехпалые фигуры изображались в очень интересном окружении: обрамленными четким знаком в виде буквы О с острым верхом и пизою. [5] Возможно, этот символ связан с органом рождения, [6] модель которого выражена в "мировом" яйце, мыслящемся как первооснова для создания мира. [7] В погребении 6 кургана 7 ус. Китаевки [8] на Ставрополье обряд захоронения обезглавленного покойника в центре кольцеобразно уложенных двух половин лошадиной туши являет собой миф о космическом яйце, выдающий стремление создать образ материнского чрева и обстановку внутри него. Неслучайно сюжет изображен именно на сосуде - центре возрождения. На другом сосуде из Петрен изображены два необычного вида великана: почти во всю высоту "воздушного пространства", рядом с низвергающимися с небес дождевыми потоками и восходящим солнцем изображена с каждой стороны трехъярусная фигура, в несколько раз превосходящая размеры солнца. Ноги титана уходят в землю; у него два торса - один над другим, четыре руки с длинными пальцами и одна голова, почти упирающаяся в верхнее небо (рис.). [9]
Рисунок - Изображение титана на сосуде
Более детальное изучение символа приводит к мысли, что изображение заключает в себе идею изначального единства женского и мужского начал, поскольку совершенно очевидно, что верхний торс фигуры принадлежит мужчине, нижний, обозначенный наличием женской груди, - соответственно женщине. Любопытен тот факт, что верхний мужской торс на рисунке является непосредственным обладателем головы и рук с наличием кистей, к женской части фигуры относятся вторая пара рук без кистей и бедра с голенями. Таким образом обозначено предназначение в мире женщины и мужчины, нашедшее себя после распада анд-
рогинной природы, заключающееся в вечной целостности "разделенностей".
Андрогин [10], существовавший в начале Творения, был ожидаем вновь в конце времен в образе некого "совершенного человека", наделенного новым сознанием, которое возникло в результате "сплавления" полов. В идеале возвращение человеческого существа к божественному образу должно искупить последствия первородного греха. [11 ] Осуществить это возможно посредством выхода за пределы собственного "я", совершив при этом трансцендентное преодоление исторически обусловленной ситуации конкретной личности и восстановление изначального порядка вещей. Данная реверсия поведения вслед за трансформацией сознания подразумевает тотальное смещение ценностей - характерную черту всех оргиасти-ческих ритуалов. На основе этого все мифы о божественном андрогине и двуполом первоче-ловеке предлагают парадигматическую модель человеческого поведения. Соответственно, андрогин символически воспроизводится в ритуале: у многих первобытных народов инициация по достижении половой зрелости предусматривает предварительное обретение посвящаемым двуполости. Наиболее известный пример - хотя до настоящего времени не получивший должного объяснения -практика ритуальных надрезов на теле неофита, распространенная у некоторых австралийских племен, - инициируемый символически наделяется женским половым органом. Обретение во время инициации качеств андрогина не всегда связано с некими оперативными действиями, как у австралийцев. Во многих случаях ан-дрогинность подразумевается, когда юношей одевают в женские наряды, а девушек - в мужские. Этот обычай распространен у отдельных африканских племен, хотя с ним можно также столкнуться в Полинезии. Точно также практики, о которых упоминается в связи с инициаци-ями (в племени самбия) [12] ив племени кимам [13] возможно, объясняются сходными верованиями: в момент посвящения инициируемые обладают как бы двумя полами. Однако сразу следует заметить жесткое разделение анатоми-ко-психологической реальности и ритуальной, по которой признаками гермафродитизма наделялись символически.
Арнольд ван Геннеп [14], автор раннего исследования обрядов, направленных на отде-
ление от бесполого мира, описал их как три последовательные стадии: отделение, переходный период, воплощение. На стадии отделения человек выводится из привычных ему социальных связей. Неофит должен быть полностью изолирован или пребывать вместе с находящимися в аналогичной ситуации сверстниками. В первую очередь подобными мерами стремятся как можно к более эффективному освобождению от прежнего стиля жизни, которое осуществляется принципиально болезненно вкупе с ожиданиями и страхом. Кроме того программой посвящения предусматривается интеллектуальное обучение инициируемого в форме мифов, повествований, песен, танцев или изложения в терминах той области испытания, через которую предстоит пройти. На второй стадии, именуемой А. ван Геннепом переходной, неофит обращается к непосредственному соприкосновению с плотью мифов. Именно в течение переходной фазы данная культура использует всевозможные методы для расширения сознания посвящаемого путем снижения или полного снятия психологических барьеров, отличающих сверхъестественный мир от обыденного. Подобного рода методики включают в себя лишение сна, пост, изнурение плоти, активное воздействие на слух и зрение, социальную изоляцию, гиперактивацию, коллективное воздействие, внушение и, в некоторых случаях, галлюциногены. Объединяя символическое действо, разыгрываемое внутри, и внешние культурологические символы, обрамляющие данное событие, неофит испытывает, а, в конце концов, постигает суть всех обрядов перехода: возможность пробраться сквозь хаос пограничных состояний и муки смерти, пройти через переживание полнейшего уничтожения и выйти из этого процесса обновленным и возрожденным. Наиболее существенной является именно данная стадия - преодоление искусственно вызванного эмоционального стресса с целью постижения универсальности, умения быть и тем и другим предметом одновременно, выполняя их функции. Смысл заключается в том, чтобы расширить индивидуальные возможности, сделав доступным и посильным удовлетворение любых потребностей. Для этого, помимо овладения собственным стилем жизни, т. е. опытом того или иного тендера, нужно приобрести противоположный ему стиль. Таким образом зависимость их друг от друга значительно ослабевает, что в свою очередь способствует их максимальному взаимопроникновению. Образы их лиша-
ются ясных очертаний, но вместе с тем оба они по-прежнему уникальны. Третьей стадией в триаде ван Геннепа является стадия воплощения, главным образом приносящая с собой возвращение человека к его социальному окружению, [15] которому предшествовали особые религиозные церемонии членовредительства, как-то: вырывание одного или нескольких зубов, нанесение порезов, удаление клитора
[16], рассечение промежности, а также совершение обрезания. После завершения ритуала инициируемый считался вновь воскрешенным и обращенным к новой жизни.
Реализация андрогинного состояния на духовном уровне и "смешение полов" бесконечно отличны друг от друга, как отличны снисхождение к бесформенному и "жуткому" и обретение "райской" необусловленности и свободы. Своего рода период "сумерек", когда свет и тьма, будучи равноценны и вечно устроены в мире, ощущают наименьшее сопротивление друг между другом, так что разделяющая их грань становится практически незримой. Период "сумерек" позволяет достичь совершенного состояния, как свету, так и тьме посредством постижения универсальности, в которой возможно пребывать, идентифицируя себя при этом с абсолютно определенным предметом, либо тем, либо этим. Аналогично и для других пар оппозиций.
Таким образом, общее для большинства ритуалов, мифов и символов, относящихся непосредственно к процессу "перехода", заключается в следующем: они все ищут исхода из обыденного состояния человека, чтобы освободить его от данной системы зависимостей и достичь уровня "целостного" бытия. Но надо сказать, что попытка преодоления противоположностей связана с определенной опасностью, поэтому представления о сотсИеп1ма орроБИошт (единстве противоположностей)
[17] всегда пробуждали противоречивые чувства: с одной стороны, человек преследуем желанием бежать из обыденной ситуации и достичь трансцендентального уровня бытия; с другой - он парализован страхом потерять свою "идентичность" и "забыть" себя. Ориентированные на совершенно иную модель поведения, чем та, которой он склонен придерживаться в обычной жизни, ритуалы и верования подводят к тому, что на уровне сознания противоречит всему непосредственному опыту и всей сумме элементарных знаний. Фактически, человека подводят к тому, чтобы он стал тем, чем не является и не может являться в непросветленном, профанном суще-
Я
■е
8
■ Ои
¡Е
Е^
■
123
124
ствовании, на человеческом уровне. Отсюда опасность утратить свою "идентичность".
В свою очередь сосуд проходит обратный путь посвящения от двуполости к андрогину, чей образ символически воплощен в яйце (ovum). Жизненный цикл, придя к начальной его точке и сформировав совершенный облик человеческого существа, вновь погружается в состояние хаоса, хотя и сохраняя некоторое время первозданный идеал тем, что на раннем этапе у плода любого пола имеются зачатки половой системы обоих полов. И, таким образом, мистерия целостности воплощается в реальность, но лишь на определенный момент, когда "божественный" андрогин заключен в матку матери. Ритуал материализует представления в модели человеческого поведения, направленные на преодоление небесной данности и создание собственной - земной.
Обычай погребения сосудов с гальками связан с символикой сосуда-матки, в которую ритуально помещают андрогиново сердце. Использования галек в религиозной семантике зафиксировано у кельтов. [18] У ряда первобытных племен гальки выступают в качестве символа души, являясь ее двойником. В могиле 1, принадлежащей курганному комплексу Пятимары I, [19] галька была помещена возле правого виска головы погребенного, заключив его дух, покинувший мертвое тело, в камень. У австралийских аборигенов таким символом являются чуринги [20] - небольшие плоские камни. Необходимо отметить, что в некоторых мифах люди рождаются из камня. Ветхий Завет сохранил древнесемитскую традицию рождения из камней. [21] Аналогичный мотив содержит и Новый Завет, в котором Иоанн Креститель заявляет, что господь может сотворить детей Аврамовых из камней пустынных. [22] Данный мотив находит отражение повсеместно практически во всех культурах. В поисках "сокровенного" алхимики также упоминали о странной рыбе в море, "круглой рыбе, у которой не хватает костей и кожи", символизирующей собой круглый элемент, суть "живого камня". Вода жизни аналогична "вечной воде" алхимиков. Эту воду называют оживляющей, кроме того, она имеет качество растворять все твердые вещества и концентрировать все жидкости. В комментариях к Корану [23] говорится, что в том месте, куда исчезла рыба, море превратилось в сушу, где все еще видны ее следы. Посередине возникшего таким образом острова сидел Хидр [24], чье появление кажется мистически связанным с исчезновением рыбы. Похоже на то, что рыбой был он сам. Эта
связь поддерживается фактом, что комментарии называют источник жизни "местом темноты", а глубины моря темны. Эта тьма имеет аналогию в алхимическом шдге^, которое происходит после соединения воедино, когда женское вбирает в себя мужское. После чего из тдге^ рождается камень, символ бессмертного себя, внутренний образ андрогина. В примечании к лекции "О перерождении" Карл Юнг [25] приводит ряд трансформаций камня, олицетворяющихся неоднозначно, но эти различия нисколько не противоречат друг другу, но дополняют: как возрождение философского человека, второго Адама; как человеческая душа; как воскрешение мертвых; как Дева Мария; и, наконец, как сам человек, как агБепоШе^Б (мужчина-женщина) [26]. Быть "мужчиной и женщиной" звучит на самом деле не более и не менее парадоксально, чем "родиться вновь" и "пройти узкими вратами", а, значит, это возможно только однажды.
В конечном счете, стремление обрести утраченное единство и восстановить картину мироздания, в которой противоположности предстанут взаимодополняющими аспектами единой реальности, вновь и вновь оживает в самых различных проявлениях, на разныхуров-нях культурной жизни: в мистической философии и теологии, в мифологии и фольклоре, в снах и фантазиях наших современников, в созданиях художников. Тема андрогина продолжает привлекать внимание современных богословов, среди них Георг Копген, посвятивший одну из своих работ изучению данной проблемы, в ней Христос, Церковь и священнослужители рассматриваются как андрогин. По Николаю Бердяеву [27], совершенный человек будущего предстанет именно в этой ипостаси. Богатый документальный материал на эту тему, кроме того, собран Германом Бауманом. По его мнению, можно суверенностью считать, что ясно подтвержденные свидетельства божественной андрогинности обозначаются не ранее, чем в мегалитических культурах. Следует, однако, заметить, что на уровне архаических культур "целостность" может выражаться любой парой оппозиций: женское-мужское, видимое-невидимое, земля-небо, свет-тьма, - что в период античности могло представлять идеальное состояние, которое люди пытались достичь духовно через подражательные обряды (инициации и карнавалы). По такому же принципу, что и посвящение, погребальная "месса" осуществляла облачение умершего в тело андрогина, чье сердце она заключала в полость сосуда. Так, принимая дух усопшего, сосуд по-
гружал его в свою "утробу" на время созревания и до момента возрождения. Материализованным образом души нередко служили камни небольших размеров, помещаемые в сосуд.
Таким образом, сосуд представлял собой своеобразный способ достижения состояния целостности и универсальности, как нечто, созданное в попытке устранить на определенный момент вечную неустроенность и дихото-мичность мира.
Примечания:
1. Григорьева М.А. Феминность и терроризм: ломая стереотипы / М.А. Григорьева; под науч. ред. д-ра полит. н., доц. Г.В. Косова; вс. сл. д-ра полит. н., проф. С.И. Грачева. - Ставрополь : Ставролит, 2012. - С. 38.
2. Кашина М.А. Рецензии // Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 237-239.
3. Купер Д. Энциклопедия символов. - М., 1995. - С. 32.
4. См. в данном контексте обзор, посвященный символике сосуда: Пикалов Д.В. Скифо-сарматская космогония. - Ставрополь, 2003. - С. 29-32.
5. Такое обрамление в виде двух соприкасающихся концами дуг дожило до средневековья как обязательное окружение сына божия Иисуса Христа.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1994. - С. 205.
7. Иранские космогонические мифы представляли, что мир сотворен из яйца, где земля есть ничто иное, как желток, небо - скорлупа. См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. -М., 1990. - С. 46-50.
8. Отчет A.B. Найденко о раскопках курганной группы у с. Кита-евки. Архив Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1994. - С. 204.
10. Андрогин (от греч. andros - мужчина и gynos - женщина), воплощение мужского и женского в "едином". Элиаде М. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности// Литературное обозрение. 1994. - № 3/4. - С. 40-44.
11. http://www.screen.ru. Теософ XVI века Я. Беме писал, что сон Адама олицетворяет первое падение человека, отделившее его от мира божественного. Появление полов есть прямое следствие этого первого падения. Согласно учению некоторых последователей Я. Беме, когда Адам увидел совокупляющихся животных, его охватило желание, и Бог дал ему пол, дабы избежать худшего. Другая основополагающая идея заключается в том, что София, Божественная Дева, изначально была частью пер-вочеловека. Но когда тот попытался овладеть ею, Дева отделилась от него. Так, именно глубокое чувственное желание привело к тому, что изначальное Существо потеряло свою "сокровенную невесту". Последующее же слияние мужского и женского воедино повлечет за собой эсхатологическое воссоединение Круга Земного с Раем. Христос предвосхитил это конечное воссоединение, будучи в своем Воскресении ни мужчиной, ни женщиной. В "Евангелии от Фомы" Иисус, обращаясь к ученикам, говорит: "Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннее как внешнее, а внешнее как внутре-нее, и верхнее как нижнее, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной, и женщина не была женщиной <...>, тогда вы войдете [в царствие]" (Лог. 27). То же послание мы находим в Новом Завете (Иоанн, 17:2023; Римл., 12:45; Коринф., 12:27; Галат., 3:28).
12. Наиболее объемные и исчерпывающие (как их представляет в своей работе Френсис Майкл Киммел) описания папу-рисской культуры были сделаны антропологом Гилбертом Хер-дтом, который в 1970-е годы провел несколько лет в Новой Гвинее в племени, названном им самбия. Важнейшим для понимания культуры является знакомство с их представлениями о мужественности и женственности и, что важно, происхождении этих черт в обоих тендерах. См.: Киммел М. Тендерное общество / пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 32-36; Ван Ген-неп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М., 1999. - С. 65-75.
13. Пример кимам, безусловно, обладает идеей воплощения в ритуале андрогинного начала, тем более это любопытно при существующем тендерном противостоянии, вызванном, однако, стремлением от сексуальной гармонии к резонансу. См.: Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М., 1999. - С. 65-75.
14. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М., 1999. - С. 65-75.
15. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.- С. 208-210.
16. В предположениях А. ван Геннепа, в определенных случаях удаление клитора имеет целью уничтожить отросток, наличие которого приближает женщину по виду к мужчине. В таком случае лишение женщины оного не что иное, как обряд половой дифференциации.
17. Концепция целостности как единство противоположностей была разработана К. Юнгом применительно к проблеме целостности личности и двойственной природе Христа. В "Психологии перехода" и "Мистерии целостности" дано наиболее полное изложение юнговской теории о том, что сотсИепШ орро$1й)гит является конечной целью всей психической деятельности. Эту идею в своей работе принял М. Элиаде главным образом для рассмотрения природы андрогина. См.: Элиаде М. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности // Литературное обозрение, № 3/4, 1994. - 40-44.
18. Купер Д. Указ соч.- С. 127.
19. Смирнов К. Ф. Сарматы на Илеке. - М., 1975. - С. 24.
20. Характерным для австралийского мифа является представление о том, что акт творения не был творением из "ничего", но лишь преображением. Даже сами тотемные предки обладали неким извечным, изначальным существованием, от которого они пробуждаются к деятельной жизни с началом Эпохи Сновидений, и в которое вновь погружаются по ее окончании. Так, по представлениям племен аранда, в Начале эпохи пробудившиеся ото сна тотемные предки принялись странствовать по земле, которая на тот момент была абсолютно плоской и пребывала в полной темноте, совершая различные преобразования. Творение же человека заключалось не столько в создании, сколько в завершении его облика. Считается, что до появления предков на земле существовало нечто вроде человеческой "зародышевой массы", или своего рода "личинки" людей. Это были неоформившиеся младенцы, не способные двигаться и вообще не развивающиеся. Истощив свои силы в обучении и совершенствовании человека, предки вновь погрузились в первоначальное состояние сна. Так что их тела либо ушли обратно в землю, либо превратились в скалы или камни - чуринги. См.: Элиаде М. Религии Австралии. - СПб., 1998. - С.90-92.
21. Пикалов Д. В. Указ. соч. - С. 27.
22. Новый Завет (Матфей 3:3-9).
23. В 18-ой суре Корана, называемой "Пещера", представлена мистерия перерождения, испытать которую представляется
и
t
8
■ Он
IE
■
125
образу Хидра. В одной из своих частей сура повествует о Моисее и его спутнике:
Как сказал однажды Муса своему слуге: "Я не окончу скитаний, пока не достигну того места, где сливаются два моря, если бы даже пришлось мне потратить многие годы". Но когда они достигли места слияния двух морей, то оказалось, что забыли они о рыбе, что предназначали себе в пищу, и она меж тем неслышно устремилась к морю. Когда прошли они некоторое расстояние, сказал Муса слуге: "Приготовь нам завтрак, потому что мы утомлены путешествием". Но тот ответил: "Послушай: когда укрылись мы под скалой для отдыха, то совсем позабыл я о рыбе, она меж тем отправилась к морю каким-то чудесным способом. Забыл же я только из-за проделок Шайтана".
Тогда Муса воскликнул: "Это именно то знамение, коего желали мы!" И по следам своим воротились обратно. И нашли там одного из Наших рабов, коему даровали Мы милость и посвятили которого в то Знание сокровенное, что ведомо только Нам.
См.: Коран: перевод 0. Османова / под ред. В. Д. Ушакова. - М., 1999. - 18:60-65.
24. Имя Хидра заменено Наш раб (т. е. раб Божий, в данном контексте) в значении "не только зависимый, но и избранный, взятый Богом под Свое покровительство". Согласно тафсирам, речь идет о некоем человеке по имени ал-Хадир (иначе ал-Хадр) - одном из первых людей, человеке, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в сердцах "смертных" Веру в Аллаха. Это один из четырех праведников мусульманского предания наряду с Исой, Илйасом и Идрисом. См.: Там же. - С. 727.
25. http://www.msclub.ce.ru. Впервые работа была напечатана как лекция в Цюрихе в 1940 году, первая ее часть содержит краткий обзор разных форм перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части К. Юнг приводит пример мистерии перерождения из Корана.
26. В истолковании нахашенов, небесный Человек, Адамас, тоже был агеепоШе^ - "мужчиной-женщиной". Земной же Адам был всего лишь образом этого небесного архетипа, тем не менее был также андрогинен.
27. Данная концепция была изложена Н. Бердяевым в книге "Смысл творчества" и отдельной ее главе "Род и пол. Мужское и женское".
126
"... CONFLICTS HAVING FORGOTTEN, IN ONE FAMILY COMING TOGETHER" (NOTES APROPOS) Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol
'Theculture of interethnic relations among youth: history and modernity"-aswas indicated by theagendaofthemeeting, organized bythe Patriotic platform "United Russia". In the discussion of the problem was attended by representatives of the Ministry of education in the region, youth and student organizations, heads of diasporas Stavropol, University professors. Of course, at one event it is impossible to consider all aspects of such a big problem, what is the problem of formation of culture of interethnic relations among young people. But I think the ideas and messages of the meeting maybe of interest to the reader. Keywords: culture; education; international relations;youth environment.
УДК 304
© Грузков B.H., 2014
"...РАСПРИ ПОЗАБЫВ, В ОДНУ СЕМЬЮ СОЕДИНЯСЬ" (ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ)
"Культура межнациональныхотношений в молодежной среде: история и современность"- так была обозначена повестка дня заседания, организованного патриотической платформой "Единой России". В обсуждении поставленной проблемы приняли участие представители министерства образования края, молодежных и студенческихорганизаций,руководители диаспор Ставрополья, преподаватели вузов. Разумеется, на одном мероприятии невозможно рассмотреть все аспекты такой большой проблемы, какой является проблема формирования культуры межнациональныхотношений среди молодежи. Но, думается, идеи и посылы состоявшегося разговора могут быть интересны читателю.
Ключевые слова: культура; образование;межнациональные отношения;молодежная среда.
ГРУЗКОВ Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, Ставрополь
В единстве - сила
Для такого многонационального государства как Россия, национальные отношения всегда в ряду ключевых, - их состояние определяло одно из важнейших условий обеспечения ее жизнеспособности. Победа над германским фашизмом - ярчайшее тому свидетельство. И реальная жизнь только подтверждает: в подавляющем большинстве своем, люди нашей страны, какой бы то ни было нации и веро-исповедования, хотят мирного труда и нормальных здоровых отношений. Тем не менее, современные реалии в молодежной среде, вызванные, прежде всего, распадом СССР, дают о себе знать и сегодня.