УДК 316.334.56:332.122 СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГОРОДОВ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПЕРИФЕРИИ
Столбов Вячеслав Павлович ([email protected]) ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»
Староста Павел Лодзинский университет (Польша) В условиях глобализации многие города Восточной Европы и в России стали терять свое «лицо» индустриальных центров, в них получила развитие торгово-обслуживающая экономика.
Ключевые слова: социологические исследования, экономический кризис, неупорядоченная трансформация социально-экономической жизни в городах, постиндустриальная периферия, торго-во-обслуживающая экономика.
Смена парадигмы государств Восточной Европы и России в конце 80-90-х годов XX - начале XXI вв. в направлении вхождения в глобальную систему рыночной экономики повлияла на трансформацию социально-экономического уклада городов, в которых доминировало традиционное монокультурное развитие экономики. Эти бывшие промышленные центры, в которых градообразующие предприятия в прошлом способствовали решению многих социально-экономических проблем городской среды, превращались в города с депрессивной экономикой и напряженной социальной жизнь в них. Вследствие экономического кризиса, охватившего Россию и страны Восточной Европы, многие промышленные предприятия в городах не выдерживали конкуренции и тем самым утрачивали свое индустриальное значение. Города в этой ситуации приобретали статус постиндустриальной периферии, концентрирующей в себе весь комплекс социально-экономических проблем городской жизни. Вектор изменений в развитии этих городов отражает процессы, направленные на преодоление последствий кризисной ситуации в них и постепенного приобретения в городской жизни новых черт, адекватных парадигме рыночной экономической системы.
Материалы для анализа новой ситуации в жизни городов были собраны в ходе Международного социологического исследования «Возрождение городов постиндустриальной периферии» проводимого в Лодзи (Польша), Иванове (Россия), Мишкольце (Венгрия), Паневежисе (Литва), иле Сакарья (Турция) в течение 20122013 гг. В опросе приняли участие около 2380 респондентов. Целью исследования являлось осмысление информационного массива, полученного в ходе интервьюирования респондентов в указанных городах. Выборка респондентов была случайной. Обработка материала исследований сопровождалась составлением таблиц с данными об изменениях в социальной жизни городов с 1990 по 2010 гг. Были приняты во внимание изменения в человеческом, социальном, физическом, культурном и финансовом капитале, качестве жизни городских жителей, экологическом состоянии городской среды, со-
циально-политическом управлении городом и гражданской сопричастности самих граждан в соблюдении демократических преобразований.
Анализ, полученной в ходе исследования информации, об изменениях, происходящих за указанный период в городах, позволил выделить два периода городской жизни, содержание которых отражало эти изменения.
Первый период характеризовался изменениями, обусловленными резким падением уровня социально-экономической жизни городов, вследствие кризисных процессов в экономике и неупорядоченной трансформации общества в рыночную систему. В исследуемых городах (Лодзь, Иваново, Мишкольц, Паневежис) произошла утрата макроэкономических ориентиров развития из-за разрыва традиционных хозяйственных связей как между регионами внутри стран (сырьевыми и производящими продукцию), так и между самими странами (поставщиками продукции и ее потребителями). Развал СЭВ и взаимные претензии со стороны бывших партнеров по экономической кооперации друг к другу обострил межстрановые политико-экономические отношения. Все это, в конечном счете, привело к падению промышленного производства в традиционных отраслях экономики (типично для Лодзи и Иваново, крупных текстильных центров в Польше и России). В экономике развился бартерный (товарный) обмен, наметилась тенденция к появлению такого феномена, как «долларизация» (погоня за баксами), вследствие чего становилась слабой национальная валюта. Инфляционные процессы углубляли кризис мотивации людей к общественному производству (в России сформировалась в 1993-1994 гг. гиперинфляция). Для упорядочения финансовой системы (например, в России) осуществилось ряд деноминаций, вводился «валютный коридор» в определении курса национальных валют на текущий момент.
Как следствие макроэкономических изменений в городах сократилось количество промышленных предприятий, придававших ранее им облик индустриальных центров. Высокая конкуренция на рынке между национальными и зарубежными товаропроизводителями приводила к банкротству многих национальных
предприятий, закрывались предприятия традиционного для городов вида промышленной деятельности и смежные с ними (в Иванове закрылось более 30 предприятий текстильного профиля и обслуживающих их заводов текстильного машиностроения; в Паневежисе закрылись 3 крупных градообразующих предприятия: текстильная фабрика, кабельное производство и завод электронной продукции; в Лодзи закрылись кроме крупных текстильных мануфактур Познанского, Шайблера множество связанных с ними предприятий; подобная ситуация складывалась и в Мишкольце).
Ликвидация промышленных предприятий традиционной для городов индустриальной деятельности повлекло за собой и изменения, связанные с необходимостью признания безработицы и регулирования рынка труда. Забытое понятие «безработица» (в России последняя биржа труда закрылась в 1931 году) реально заявило о себе в новых условиях. В социально-экономической жизни городов появилась массовая безработица, характеризуемая различными ее типами (фрикционная, половозрастная, структурная, скрытая). Конечно, на многих предприятиях в городах имелась скрытая безработица. Это, в большей степени, касалось СССР, где она регулировалась различными, так называемыми «шефскими» связями между городом и селом. Это означало, что часть избыточной рабочей силы промышленных предприятий направлялась на долгое время в сельскохозяйственные предприятия, при этом у таких рабочих сохранялся на заводах и фабриках средний заработок. Рынок труда в указанных городах оказался переполненным как избыточной малоквалифицированной, так и невостребованной рынком рабочей силой (в частности, работниками профессий традиционного текстильного производства), а также молодежью в возрасте 16-29 лет. Высокий уровень безработицы наблюдался с 1991 по 2000 гг. и сохранялся до 2005 года. Показатели состояния безработицы за соответствующий период были следующие: уровень безработицы в городах (всего) и среди населения от 16 до 29 лет составил в Лодзи - 15,8% и соответственно 19,8%; Иванове - 10,3% и соответственно 27%; Мишкольце - 11,6% и соответственно 5,3%; Паневежисе - 15,5% и соответственно 30,3%; Са-карье - 7,1% и соответственно 13,9%. Например, в Ивановской области уровень безработицы в 90-е годы XX века составлял критический уровень - 27%, один из самых высоких по стране. Как показывают исследования, безработица во многих регионах приобрела, определяемое журналистами, «женское лицо» (особенно в Иванове и Лодзи).
Вследствие роста безработицы и потери рабочего места изменялись направления активизации людей в поисках доходов и улучшения
своего материального благополучия. Деятельность больших групп людей стала связываться с участием в неупорядоченном челночном бизнесе и торговле, которыми в основном занимались женщины, бывшие работницы текстильных предприятий и безработные мужчины. Сформировался, так называемый «вахтовый» метод рабочей занятости, когда работники тех или иных специальностей объединялись в группы и выезжали на определенный срок по месту работы в другие города. Например, молодые текстильщицы города Иванова выезжали в Подмосковный регион, где использовались на текстильных фабриках. Таким же образом, находили себе работу за пределами региона работники строительных профессий. Молодые мужчины нанимались охранниками в офисах Москвы, женщины - домашними нянями, выпускники высших учебных заведений выезжали за пределы города и региона в поисках работы. Многие молодые мужчины, демобилизованные из армии, нашли себя в области охранных служб и служб безопасности, секъюрити. Вследствие концентрации финансовых ресурсов в наиболее активных городах стран в эти города выезжали для трудоустройства молодые люди, выпускники финансовых высших учебных заведений, программисты, наладчики компьютерных систем и др.
Сложные процессы в экономике городов повлекли за собой и изменения в социальной жизни городских жителей. В психосоциальных настроениях горожан отмечалась напряженность, связанная с проявлением неуверенности в жизненных целях и утрате ценностных ориентиров, страх за безопасность своей жизни и будущей жизни их детей, наблюдался рост суицидальных фактов и повышенной преждевременной смертности людей (так, уровень смертности на 1000 жителей составил в Лодзи 13.8, Иванове - 17,4, Мишкольце - 13,7, Паневежисе - 14,0 человек). Причины смертности среди населения лежат на поверхности явлений социально-экономической и политической жизни стран. Такие параметры качества жизни, как медицинское обслуживание цены лекарственных препаратов, уровень сердечно-сосудистых и психических заболеваний, стрессовые ситуации в жизни людей - все это становилось факторами усилившими рост смертности и убыль населения. На повышение смертности в городах влияли также экологическая обстановка в них, качество продуктов питания и употребляемой питьевой воды. С позиции гендерного аспекта анализа смертности населения обращает внимание на себя факт высокой смертности в городах среди мужчин, нежели женщин, что можно объяснять условиями труда и большей подверженностью мужчин стрессам, климатическими условиями, большим употреблением алкоголя и курения, сердечно-сосудистыми и
онкологическими заболеваниями, несчастными случаями в быту и на производстве. По количеству фактов общей смертности среди населения с 1990 и по 2010 год среди жителей исследуемых городов российский Иваново лидирует (так, соотношение между рождаемостью и смертностью на 1000 жителей выросло соответственно в Лодзи с - 4,9/13,8 до /14,3, Иванове - с 11,2/ 12,7 до 10,6/15,9, Паневежисе показатель смертности составил - 14,6, Мишколь-це этот показатель вырос с 12,9 до 13,9, по Са-карье нет данных). В Иванове до 2007 года в показателе смертности преобладали мужчины с 40 лет и выше, с 2008 и по 2010 год этот показатель сменился, женщины умирают чаще, начиная с возраста 50 лет и старше. Состояние роста смертности можно также объяснять и производными факторами, как то: уменьшение числа медицинского персонала в бюджетных медицинских учреждениях городов, перевод медицины на коммерческую основу и переход медицинских работников в частные клиники, сокращение количества мест в больницах. Касаясь состояния смертности в современных городах можно утверждать о неомальтузианском прогнозе в демографии исследуемых городов.
В социальной среде городов в этот период обозначилась растущая преступность, что повлияло на формирование у горожан чувства беззащитности. Такое состояние среди жителей городов вызвало стремление к самозащите, вследствие чего возрос рыночный спрос на травматическое оружие, различные защитные средства, квартиры городских жителей превращались в своеобразные крепости с металлическими дверьми и защитными приспособлениями на окнах. Для охраны предпринимателей стали формироваться частные охранные службы. В государственных и коммерческих учреждениях появилась охранная служба безопасности, секьюрити. О динамике преступности свидетельствуют следующие данные. К 2000 году численность регистрируемых уголовных преступлений, совершаемых в городах, составила: в Лодзи - 35697, Иванове - 11797, Паневежисе
- 2369, Мишкольце - 4550, Сакарье - 2757 фактов. Экономические преступления составили: в Лодзи - 1030, Иванове - 1544, Паневежисе -н/д., Мишкольце - 357, Сакарье -1136 фактов. Среди преступных действий получил развитие наркотрафик, численность зарегистрированных фактов наркотрафика составила: в Лодзи - 546, Иванове - н/д., Паневежисе - н/д., Мишкольце
- 625, Сакарье - 119.
Изменения коснулись и стратификации городского социума. Как следствие усилившегося неравенства между людьми и расслоения городского общества в нем образовалось два полюса социальных групп. На одном из них сосредоточена группа предпринимателей из
представителей различных социальных слоев (в России они получили определение «новые русские»), легальная деятельность которых регламентировалась федеральными и региональными законами. Другой группой городского социума на данном полюсе является управленческая (чиновники) групп, представленная в различных административных службах городской администрации (в Иванове численность чиновников в различных административных службах составляет 2537 человек). Оценки деятельности городских чиновников различны, по мнению респондентов эта социальная группа близкая к богатству. Исследования в оценках деятельности этой группы в 90-х годах XX века свидетельствовали о кризисе доверия чиновникам. На этом же полюсе находятся жители города, относящиеся по уровню доходов к среднему классу (в России по данным различных социологических служб количественные параметры этой группы колеблются от 15 до 30% населения городов).
На другом полюсе городского социума сформировались своеобразные группы маргиналов, людей «дна», в лексиконе горожан они определялись терминами «бомж», «бич», «клошар» и др. «Социальный лифт» для многих категорий жителей городов в период экономического кризиса обрушился вниз, усилился процесс маргинализации людей, утраты ими прежних социальных статусов, реально обозначился рост численности людей с низкими доходами, сформировалась физическая бедность и обнищание у отдельных групп горожан (работники бюджетной сферы, пенсионеры), усилилась социальная деградация (так, за чертой минимального прожиточного минимума в России к 2000 году проживало более 20% россиян, подобная ситуация имела место и в Иванове).
В течение двадцатилетия, на рубеже XIX -XX вв. обострилась демографическая проблема в социуме городов. Во всех исследуемых городах наблюдается отрицательный естественный прирост населения и старение городского общества. Это обстоятельство указывает о неблагополучной перспективе на рынке труда, появлении в будущем дефицита трудовых ресурсов, росте напряженности труда занятой активной рабочей силы. Количество пенсионеров в населении городов составляет: в Лодзи -около 15%, Иванове - 19%, Мишкольце - 20%, Паневежисе - 21%, Сакарье - 17%. Так, если средний возраст населения в России составляет 37,3 лет, то в Иванове он равен - 39,22 лет (среди мужчин - 36,1 лет, среди женщин - 41,8 лет). Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население города Иваново (с учетом детей от 0 до 15 лет) составляет 259,7 на 1000 работающей активной рабочей силы. Статистические данные в исследуемых городах и странах подтверждают проявление
этой тенденции, темпы прироста молодежи значительно ниже, чем рост пожилых людей нетрудоспособного возраста в городском населении. В настоящее время в Мишкольце уже число родившихся детей де факто на 30% меньше, чем необходимо для простого воспроизводства населения.
На отрицательный демографический рост населения в городах, как показывают исследования, влияют семейные отношения. Частым явлением в семьях исследуемых городов стали разводы, причем количество разводов растет в семьях, не проживших еще и года семейной жизни, то есть в молодых семьях. Все чаще молодые люди предпочитают совместную жизнь в статусе «гражданского брака». По данным статистики каждый второй брак в восточноевропейских городах распадается и общая тенденция - увеличение численности разводов. Высокий уровень разводов в венгерском Ми-школьце (12,1 фактов развода на 1000 жителей) может объясняться невысоким уровнем жизни. Индикаторы качества жизни в городе значительно ниже, чем по стране и в ЕС (доходы населения значительно ниже, чем по стране и еще более низкие, чем в ЕС; безработица в городе значительно выше, чем по стране). Размываются традиции патриархальной семьи (в сельской местности Венгрии количество разводов значительно меньше, чем в городах). В российском Иванове динамика разводов также высока (из тысячи пар молодых людей, вступивших в брак, разводятся в первый год жизни более 460 пар). Это может объясняться недостаточным строительством жилья и ее дороговизной для молодых семей, высокой миграцией членов семьи в другие города за заработком, сохраняющимся невысоким уровнем дохода в семье. Причин разводов, феномену городской жизни, множество: экономические (низкий уровень жизни, отсутствие жилья, безработица), социальные (психологическая несовместимость супругов, насилие в семье, низкий уровень семейного воспитания, падение значимости моральных установок, измены, нежелание одного из супругов иметь детей, нарушение семейных традиций, конфликты между супругами), этнокультурные (не желание одним из супругов в семье считаться с традициями семейных устоев другой этнокультуры).
Ил Сакарья отличается демографической ситуацией от вышеуказанных городов, во-первых, сохранением естественного прироста населения (1,9% в год, данные на 2010), во -вторых, незначительным количеством разводов (1,5%), в-третьих, до 2010 года мужчин в провинции было больше, чем женщин, в 2010 году впервые зафиксировано количество женщин на 1000 человек больше, чем мужчин. Относительная стабильность семейных отношений в Сакарье может объясняться сохранением тра-
диционного семейного мусульманского уклада и меньшей подверженности мусульманских семей модернистским тенденциям.
Все эти изменения находят отражение в настроениях и ожиданиях городских жителей, их социальном самочувствии, в оценках деятельности властных и административных институтов городской среды. В ряде городских социумов сформировался кризис доверия к городским социальным институтам, свидетельством чего является критика тех или иных действий городской администрации, недоверие со стороны избирателей депутатам и низкая активность людей во время избирательных кампаний. Неудовлетворенность материальным положением и невозможностью получения достаточного заработка в городе вызвала мобильность активной части жителей в другие регионы страны и за ее пределы (из Лодзи миграция молодежи происходит в Варшаву и страны ЕС, из Иваново молодежь мигрирует в Москву, Нижний Новгород).
Второй период анализа состояния социумов исследуемых городах охватывает 2000 -2010 гг. Этот период характеризуется принятием национальных и региональных программ по переходу от кризисного состояния к активизации экономической жизни. Основой для этого послужили создавшиеся финансовые возможности в государствах (вступление Польши, Венгрии, Литвы в ЕС способствовало получение европейских кредитов и грантов для реконструкции экономики в городах; в государственном бюджете России сформировался профицит бюджета за счет конъюнктуры мировых цен на энергоносители, что создало основу для перераспределения финансов в экономику городов). Вместе с тем, городская администрация сосредотачивала усилия по поиску внешних и внутренних финансовых источников (инвестиций), формированию программ активизации малого и среднего бизнеса в городах, что позволяло бывшим индустриальным городам начать процесс возрождения в них социально-экономической жизни. Все это способствовало формированию в городской жизни качественно новых явлений и процессов, адекватных современным тенденциям глобализации и постиндустриального развития.
Сам по себе процесс постиндустриального развития в обществе широко представлен в настоящее время такими его характеристическими чертами как: снижение удельного веса в экономике промышленно-индустриального сектора и значительное увеличение сектора третичной сферы экономики (сферы услуг). В обобщающем показателе мировой экономики (мировом валовом продукте) и национальных экономик (ВНП промышленно развитых стран) удельный вес сектора обслуживания составляет в настоящее время 60-75%, численность за-
нятых в этой сфере также значительно превышает занятость в индустриальной экономике. Следующей чертой постиндустриального развития является степень развитости в экономике малого и среднего бизнеса. Так, по статистическим данным стран мира показатель удельного веса малого и среднего бизнеса в созданном национальном продукте также превышает показатели вклада в ВНП крупных корпораций. Постиндустриальное общество характеризуется также более высокими стандартами качества жизни населения, большим вниманием к состоянию экологии, гуманизацией трудовых и человеческих отношений.
Возрождение городов постиндустриальной периферии нашло отражение в приоритетах, целях и мероприятиях городских администраций в первом десятилетии XXI века. Выстраиваемые приоритеты (цели) базировались, прежде всего, на учете финансового состояния в городской экономике, возможностей привлечения инвестиций (государственных и иностранных) в городское хозяйство, активизации самого населения в реализации мероприятий по возрождению городов. Как показали исследования поставленные цели администрацией исследуемых городов во многом были похожими
Экономические цели реализовались в сфере формирования бюджетной и налоговой политики для придания стабильности финансовых пополнений в бюджет (многие города имеют бюджетный дефицит и ограниченные бюджетные ресурсы)
Социальные цели определялись необходимостью снижения безработицы и создание новых рабочих мест, преодоления высокого уровня уголовной преступности и наркомании в городской среде для безопасности жизни населения, благоустройства городской территории и создание комфортного проживания людей, создание детских дошкольных учреждений.
Экологические цели определялись необходимостью снижения уровня загазованности городов вследствие резкого увеличения транспорта и выбросов в атмосферу отходов промышленного производства, очистки питьевой воды от различного рода примесей.
Культурные цели характеризовались необходимостью оценки исторических и архитектурных памятников, исторических мест в городском пространстве и их обустройства для формирования культурного образа города, привлечения отечественного и иностранного туриста, повышения статуса города за счет проведения в нем фестивалей, традиционных этнических праздников, спортивных мероприятий и др.
Политические цели определялись необходимостью повышения доверия со стороны населения к властным и социальным институциям в городе, активности граждан в политических мероприятиях, избирательных кампаниях и др.
1. Реализации социальных целей администрацией исследуемых городов базировалось на оценке состояния городского бюджета, наполняемость и использование которого определяет возможности решения многих социально-экономических проблем. Общая тенденция в оценке финансового состояния городов в 19902010 гг. - дефицитность бюджета (так, в 2010 году дефицит бюджета составлял в Лодзи -17,7 млн. злотых, Иванове - 28,4 млн. рублей, Паневежисе - 15,6 млн. евро, Мишкольце - 5,2 млн. евро, Сакарье - 263, 2 млн. евро). Но с 2000 года стала проявляться тенденция роста доходности городского бюджета за счет оптимизации налоговой практики, привлечения государственного финансирования для реализации проектов в развитии местного бизнеса и использования иностранных инвестиций. Данные исследования позволяют делать выводы о положительной динамике привлечения внутренних инвестиций в городское хозяйство и пополнений в городской бюджет, и, в первую очередь, за счет создания множества малых и средних предприятий.
Картина привлечения и использования внешних источников (государственные и иностранные) не позволяет определять их четкую динамику из-за отсутствия данных, хотя по отдельным городам можно наблюдать их рост с 1995 по 2010 год в Лодзи - с 84,0 до 3531 млн. евро, Иванове - с 1 до 67,6 млн. долларов, Паневежисе - с 2000 по 2010 год они наоборот снизились со 181 до 158 млн. евро, по Мишко-льцу и Сакарье данные отсутствуют. Отметим факт отсутствия данных о внешних источниках для Сакарьи, особенно в период разрушения ее экономики из-за землетрясения и восстановления хозяйства.
2. Активизация формирования предпринимательской среды в городах и функционирование в них малого и среднего бизнеса является важной чертой постиндустриального развития. И, если в Лодзи и Мишкольце имелись определенные условия для этого (малое предпринимательство присутствовало в этих городах в период социалистической экономики), то в Иванове и Паневежисе этот процесс развивался практически «с чистого листа» (tabule rasa). Объяснение для последних кроется в доминировавших в СССР определенных политико-экономических, идеологических воззрений, отрицавших товарно-рыночные отношения, частную собственность и предпринимательство. В Лодзи, Мишкольце и Сакарье различные формы предпринимательства получили дальнейшее развитие, как естественное продолжение расширения поля рыночной экономики. Процессы формирования предпринимательского бизнеса, начавшиеся в 90-е годы XX века в СССР и в городах Иванове и Паневежисе, протекали противоречиво, что объяснялось несо-
вершенным законодательством, экономическим кризисом, высокой инфляцией и расслоением в обществе. Традиционный менталитет людей homo soveticus видел в предпринимателях классового врага, вора, а сама приватизация был названа «прихватизацией». Зарождающийся бизнес имел некоторую криминальную особенность («крышевание» бизнеса, рост коррупции и преступности). Но при всем этом следует признать, что предпринимательский бизнес способствовал становлению рыночной экономики, преодолению дефицита на многие потребительские товары для населения городов, снятию остроты и напряженности на рынке труда. По данным современных социологических исследований наблюдается значительное смягчение в отрицательных оценках среди населения по отношению к предпринимательству.
В процессе развития рыночной экономики в городах регистрировались новые юридические лица, и одновременно также быстро возрастало количество предприятий малого и среднего бизнеса. Предприятия малого и среднего бизнеса заняли в городской экономике различные ниши: в производственной сфере (производство строительных материалов, строительные фирмы, производство продуктов питания, энергообслуживание), банковской деятельности (создание коммерческих банков), торговле (магазины, торговые центры, цветочные бутики, ювелирные магазин, аптеки). Получили развитие сферы обслуживание населения (кафе и рестораны, швейные и ремонтные мастерские, частные медицинские услуги, репетиторство в образовании, юридические и консалтинговые службы, паркинги и заправочные станции, салоны по продаже автомобилей и их сервисному обслуживанию, салоны-парикмахерские, сауны и прачечные, ремонт домашней мебели, электрооборудования и электронной техники, пассажирские и грузовые перевозки, частные школы и коммерческие образовательные учреждения по профессиональному обучению), развлекательные комплексы (ночные клубы, танц-полы, культурно зрелищные центры, оздоровительные фитнес-клубы, художественные салоны). В городах сформировалась офисная экономика (сдача в аренду помещений для туристического бизнеса, управленческих офисов, банков, консалтинговых центров). Частный бизнес стал инициатором строительства крупных гостиничных центров в городах (это наблюдается в Лодзи, в Иванове, например, в начале 90-х годов XX века функционировали 3 гостиницы, в настоящее время уже 10 - это 3-х и 4-х звездочные отели).
В России для активизации развития малого бизнеса была развита государственная кредитная система, регламентация деятельности малых и средних предприятий определялась законами РФ «О поддержке малого предприни-
мательства», (1995 г.) и «О развитии малого и среднего предпринимательства» (2008 г.). В Иванове была принята долгосрочная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2010-2015 гг. Подобные программы развития и поддержки бизнеса имеются в национальных программах стран, в чьих городах проходили исследования. Как следствие деятельности данного вида предпринимательства экономика городов все больше ориентировалась на потребителя и приобретала торгово-обслуживающий характер.
О динамике формирования предпринимательских компаний в исследуемых городах свидетельствуют данные о росте количества зарегистрированных компаний в период 1995 - 2010 гг.: в Лодзи - с 60,8 до 87,8; Иваново - с 8,0 до 20,7; Паневежисе - 0 до 6,3; Мишкольце - до 22,9; Сакарья - с 6,4 до 9,4 тысяч единиц. В числе зарегистрированных компаний доминировало количество средних и малых предприятий: в Лодзи - н.д, Иваново - 20,6, Паневежис - 3,3, Мишкольц - 22,9, Сакарья - 0,854 тысяч единиц. Компании с иностранным капиталом: в Лодзи - 1070, Иваново - 30, Паневежисе - н.д., Мишкольце - 119, Сакарье -10 единиц. Объем зарубежных инвестиций в экономику городов 2010 году составил: в Лодзи - 3531,0 млн. евро, Иваново - 67,0 млн. долл., Паневежисе - 158 млн. евро, по Мишкольцу и Сакарье - н.д.
Интересно отметить результаты таких изменений в Ивановском регионе, так, среди 83 субъектов Российской Федерации по уровню развития малого бизнеса он занимает 15 место, а среди 17 субъектов в Центральном федеральном округе - 4 место. По экономическому росту Ивановский регион в 2013 году занял 6 место среди субъектов Центрального федерального округа. Инвестиции в расчете на 1 малое и среднее предприятие в Ивановском регионе составляют более 2 млн. руб. в то время как на уровне Центрального федерального округа около 1 млн. рублей. Общий объем инвестиций из бюджета в малые и средние предприятия в Ивановской области составил в 2009 -2013 гг. 1,2 млрд. рублей, в том числе Иваново получил 400 млн. рублей. На 100 000 населения города функционирует около 5 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, на предприятиях которого трудится более 60% численности работников в городе. Объем оборота малых и средних предприятий в 2010 году составил 45,1 млрд. рублей. В 2013 году город получил рекордный объем инвестиций для реализации социально-экономических программ более 11 млрд. рублей.
3. Инвестиции из различных источников способствовали преодолению высокого уровня безработицы, что особенно наблюдалось в Лодзи и Иванове. Однако уровень безработицы среди молодых людей 16-29 лет снижался
только в Лодзи, в остальных городах он имел тенденцию к росту в 1,1-1,8 раза. Вследствие развития предпринимательского малого и среднего бизнеса в городах изменялось положение с безработицей. Так, если обратить внимание на состояние безработицы в исследуемых городах, то она резко сократилась в Лодзи - до 10,0%, Иваново -1,2%, в других же городах уровень ее сохранялся высоким (Мишкольце-17,3%, Паневежисе-23,1%, Сакарье-11,4%). Если говорить о Лодзи и Иванове, то значительную роль в снижении безработицы сыграли государственные и частные инвестиции, а также поддержка городской администрацией активизации предпринимателей за счет региональных программ и центров занятости населения. Узкий сектор применения предпринимательской деятельности в Мишкольце и Паневежисе не позволяет создавать достаточного увеличения рабочих мест.
В этой связи выскажемся о мерах по преодолению высокого уровня безработицы в текстильном Иванове.
В соответствии с законом Российской Федерации «О занятости населения» в области разработана региональная программа «Содействие занятости населения Ивановской области», в которую входят и мероприятия по городу Иваново. Принятая Правительством Ивановской области Программа обеспечивается финансовой поддержкой в размере более 185 млн. рублей. Программа предусматривала организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, курсов по переподготовке востребованным рынком профессиям и специальностям, для инвалидов определялись варианты трудоустройства, для многодетных женщин создавались рабочие места с гибким графиком работы, для выпускников учебных заведений проводились стажировки с последующим трудоустройством.
Для борьбы с безработицей было создано государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Иваново», которое обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказывает государственные услуги населению и работодателям в сфере содействия занятости и трудовой миграции. Специалисты различных служб Центра занятости регулярно проводят оценку состояния и прогноза развития рынка труда. В помещениях Центра установлены информационно-сенсорные терминалы, информирующие население города о предложениях и спросе на рабочую силу. Службы Центра занятости размещают информацию о наличии свыше 60 тысяч вакансий в различных отраслях Ивановской области и, в том числе, городе Иванове. В настоящее время на рынке труда Иванова предложены вакансии по 218 видам трудовой деятельности, начиная
от рабочих специальностей до профессий в области здравоохранения и образования.
Снижению уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест способствуют мероприятия по переоборудованию помещений бывших фабрик в торговые ярмарочные центры (например, фабрика имени Балашова переоборудована под центр досуга и отдыха молодежи, камвольный комбинат - в новый торговый центр Реал, фабрика Красная Талка - в выставочно-ярмарочный центр).
Городские власти оказывают финансовую помощь инициативным гражданам города для открытия своего бизнеса (в Иванове в настоящее время зарегистрированы около 21 тысячи малых и средних предприятий). Направление этого бизнеса осуществляется в виде создания предприятий и фирм в сфере обслуживания населения города бытовыми услугами (парикмахерские, салоны красоты, центры по ремонту различного бытового и сантехнического оборудования, автосалоны по ремонту автомобилей), услугами общественного питания (рестораны, кафе, бары, социальные столовые), медицинскими услугами (частные аптеки, оздоровительные центры, клиники) и торговли. Подобная деятельность частного бизнеса привлекает значительную часть женского труда.
Привлечение инвестиций из других активных центров страны, финансово-кредитных учреждений для реализации городских проектов, является одним из крупных мероприятий городских властей по снижению напряженности на рынке труда города и повышению занятости рабочей силы. За счет инвестиций осуществляется строительство новых жилых районов (Московский, Новая Ильинка, Минеево, Авдотьино), торговых и торгово-обслуживающих комплексов (Тополь, Магнит, Реал, Рио, Текстильный кластер, Метро, Бимаркт), крупных салонов по продаже различных марок авто. Создание рабочих мест в этих сфера трудовой занятости привлекает квалифицированные кадры рабочих и специалистов, женщин и молодежь.
В ближайшей перспективе появятся новые рабочие места в связи со строительством завода металлоконструкций (в настоящее время создано уже 800 рабочих мест) и комплекса «Текстильный кластер» по производству искусственного волокна и технических тканей (15 млн. погонных метров ткани в год). Формируется бизнес-центр «Славянский» по производству и реализации строительно-отделочных материалов и мебели, в котором предполагается открытие 1000 рабочих мест. Индустриальный парк «Иванов-Вознесенский» размещаемый на 82 гектарах земли уже объединяет 300 малых и средних предприятий, на которых занято около 7 тысяч работников. Предполагается довести этот индустриальный парк до 500 предприятий с увеличением численности рабочих мест. В
городе запущена первая линия завода по производству газобетонных блоков производительностью 622 куб. метров в сутки, инвестиции составили около 500 млн. рублей - это также повысило уровень занятости части населения города. На завершении первого десятилетия в 2010 году уровень безработицы составил 1,2% (2011 году - 1,17%, 2012 году - около 1%, 2013 году (с января по июль) - 0,4%).
Снижению безработицы способствуют также меры по психологической поддержке, и социальной адаптации безработной части населения в городе. За два с половиной года эти виды поддержки получили более 400 граждан, в том числе в «Клубе ищущих работу» и на курсах «Новый старт» прошли социальную адаптацию более 200 человек.
Среди мероприятий, проводимых по снижению безработицы в городе, следует отметить поддержку частных работодателей малого и среднего бизнеса по открытию ими новых рабочих мест для инвалидов. Закон Российской Федерации от 1.01.2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства» предусматривает материальное стимулирование и льготы частным работодателям, реализующим это положение закона на практике. Так, частными работодателями в Иванове было создано 104 рабочих места для трудоустройства инвалидов, за это они получили компенсации, которые составили около 4,5 млн. рублей.
Для поддержки людей, потерявших работу, зарегистрированных в качестве безработных, и активно ищущих ее в законодательном порядке выделяются денежные пособия по безработице. Из общего числа безработных в городе получают такое пособие 88,2%. Общая тенденция к увеличению численности лиц, получающих пособие по безработице.
Особое место среди мер на рынке труда города являются предупреждения безработицы среди лиц, высвобождающихся из мест лишения свободы. Сотрудники Центра занятости проводят информационные встречи в учреждениях ФГУ СИЗО Управления исполнения наказания Ивановской области для граждан, подлежащих высвобождению из мест лишения свободы. Такие информационные встречи организуются ежеквартально в соответствии с Центром занятости и Управлением ФСИН России по Ивановской области. Граждане, освобождающиеся из мест заключения, получают информацию о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, по которым Центр занятости проводит подготовку, переподготовку, повышение квалификации и др.
Проблема труда и занятости в Иванове выходит на качественно новый уровень и растет потребность в высококвалифицированной рабочей силе. В Центре заявлено о 12038 вакансиях. Среди востребованных и предложенных
работодателями вакансий первое место занимают высококвалифицированные рабочие кадры: строители, водители автомашин, слесари-наладчики и слесари-ремонтники; машинисты подвижного состава, а также бульдозеров, экскаваторов, кранов; наладчики оборудования, электромонтеры, электро-газосварщики; стропальщики, токаря. Следующей группой, отражающей потребности работодателей, являются: специалисты различных видов инженерной деятельности, технологи, менеджеры, программисты, операторы персональных компьютеров. Группу, наиболее востребованных работодателями работников, в сфере услуг составляют: медицинские работники среднего и высшего звена, преподаватели технических дисциплин в колледжи и университеты, охранники в офисы и учреждения, работники ресторанов и вспомогательного состава в них.
4. Среди социальных целей выделяются мероприятия по решению проблемы дефицита в детских дошкольных учреждениях. Как уже выше было сказано, в период стихийной приватизации новые собственники закрывали социальные объекты, в том числе, детские ясли и детские сады. Эта «прихватизаторская деятельность» обострила в настоящее время проблему детских дошкольных учреждений и сказалась на демографической ситуации в ряде стран. Сокращение детских учреждений с 1995 по 2010 гг. имело следующий вид: в Лодзи со 172 до 135, Иванове с 237 до 120, Мишкольце с 76 до 33, Паневежисе до 30 единиц и только в Сакарье наблюдается рост детских дошкольных учреждений. Каковы меры городской администрации для решения этой проблемы? Используем пример решения данной проблемы в городе Иваново
Городская администрация в настоящее время проводит комплекс мер по снятию проблемы дефицитности мест в детских дошкольных учреждениях. Среди них строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция бывших детских учреждений, занятых частным бизнесом под непрофильные заведения. В настоящее время обеспеченность местами для детей дошкольного возраста в городе составляет 84,7%, к концу 2013 года она составит 85% (в 2010 году обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях составляла менее 70%). Остается острой проблемой обеспеченность местами детей от 1,5 до 3 лет. На преодоление дефицита в местах для дошкольников в детских учреждениях направлены как федеральные субсидии (432 млн. рублей), так и инвестиции из областного бюджета (164 млн. рублей). Принят во внимание и опыт создания частного дошкольного учреждения.
5. Проблема делинквентного поведения отдельных людей в городской среде, т.е. поведения связанного с правопреступными действия-
ми, алкоголизмом, наркоманией и коррупцией, также является острой в реализации социальных целей. Этот тип поведения вызывает у городских жителей состояние социальной фобии (страха, боязни за свою жизнь и жизнь детей, за сохранность имущества).
Как следствие безработицы, падения уровня жизни большой части населения в обществе в 90-е годы XX века возросла социальная дезорганизация, характеризуемая возросшей численностью преступных действий, снижением безопасности жизни населения. Пик преступности во всех исследуемых городах приходится на 1995 - 2005 гг. Уголовные преступления совершали как профессионалы-преступники, так и втянутая в преступные действия молодежь.
В Иванове разработан комплекс организационно-экономических, медицинских и профилактических мероприятий, определяемых Программой «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области». Среди конкретных мер следует выделить такие как: ограничение времени и места продажи спиртосодержащей продукции, повышение цены на крепкие алкогольные напитки, контроль со стороны общественности за местами продажи алкоголя, издание информации, содержащей профилактическое разъяснение о вреде алкоголя, расширение движения «За здоровый (трезвый) образ жизни».
Решение проблемы правопреступных действий связано с комплексом мер, выработанных в подпрограмме «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью и обеспечение безопасности граждан». Она предполагает снижение уровня повторной преступности, пьянства и безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, незаконной миграции и наркомании. Повышается роль в этой работе участковых полицейских, обеспечение их мобильной связью и транспортом, проведение профилактики правонарушений среди населения, особенно в местах с высокой криминогенной обстановкой в городе.
6. Постановка целей в развитии культуры (культурные цели) в пространстве исследуемых городов характеризовалась необходимостью оценки исторических и архитектурных памятников, исторических мест и их обустройство для формирования культурного образа города. Реализация этих целей давало бы возможность для привлечения отечественного и иностранного туриста, повышения статуса города за счет проведения в нем фестивалей, традиционных этнических праздников, спортивных мероприятий и др. Важно в этом деле привлечение инвестиций не только государственных, но и частного бизнеса, подготовка высокопрофессиональных кадров, гидов. Стратегия развития городов направлена на рост туристического бизнеса. Инвестиции направляются на восстанов-
ление исторических и природно-ландшафтных памятников. Характерным примером использования иностранных инвестиций в Лодзи является реконструкция бывших текстильных предприятий в центры массового национального и международного туризма (бывшая мануфактура Познанского превращена в настоящее время в обслуживающий европейский центр с торговым бутиками, сетью ресторанов с национальной кухней, музеем истории текстильного производства, спортивными сооружениями, детскими местами отдыха, фонтанами и цветниками; мануфактура Шайблера приобретает вид центра отдыха с концертным залом, ресторанами и гостиницей). Традиционным мероприятием в Лодзи является фестиваль четырех культур в память о национальном капитале людей (польском, русском, еврейском, немецком), способствовавшем развитию города.
Культурный образ города Иваново складывается из множества составляющих. Во-первых, город обладает множеством культурных памятников, начиная с XVII века и до советского периода истории. Город располагается на перекрестке транспортных артерий туристического «Золотого кольца», что позволяет в перспективе сделать его туристическим центром. В городе имеется 5 музеев с оригинальной экспозицией материалов в них (музей ситца, музей промышленника Бурылина Д.Г., художественный музей, исторический музей советского периода, проходит процесс реконструкции бывшего музея Первого Совета, музеи в корпусах высших учебных заведений). К архитектурным памятникам относятся здания эпохи конструктивизма (дом-подкова, дом-корабль и ряд жилых комплексов этой эпохи), религиозные сооружения XVII -XIX вв. В городе находятся многочисленные памятники советской исторической эпохи, театральный комплекс и здание филармонии. Привлекают жителей города и гостей природные ландшафтные памятники, парки города. Все это при обустройстве естественно может быть источником пополнения городского бюджета за счет развития внутреннего и внешнего туризма.
Во-вторых, в городе проводится множество культурно-массовых мероприятий, как то: Международный кинофестиваль «Зеркало», посвященный творчеству кинорежиссера А.Тарковского; занял свое место в городской жизни музыкальный фестиваль «Дни Российской культуры», проводимый уже много лет. По инициативе деловых людей проводится фестиваль «Льняная палитра», собирающий предпринимателей, мастеров-швейников, дизайнеров по тканям и модельеров. Широкую известность получили фестивали «Духовной музыки» и хорового пения «Золотой Плес», «Студенческая весна», Детского творчества «Жар птица» и «Звонкие голоса» - все это украшает соци-
альную жизнь города. Ежегодно в Иванове проводятся массовые мероприятие «День города», праздник «Национальных культур», Всероссийский конкурс «Играй гармонь», собирающий музыкантов-гармонистов со всей страны, городские конкурсы «Ивановская красавица», «Мисс Иваново», «Мистер Иваново», парад невест и многие спортивные мероприятия. Понимание значения городского природно-архитектурного облика города и проводимых в нем культурных мероприятий может способствовать развитию туристического бизнеса, привлечению отечественных и иностранных туристов. Власти города уже предпринимают меры для реализации такой перспективы, в городе построены туристические гостиницы «Турист», «Новый Манчестер», закладывается еще одно гостиничное сооружение.
Не менее интересные перспективы развития туризма у венгерского Мишкольца с его парками, религиозными и историческими сооружениями, оперным фестивалем. Среди исследуемых городов по части привлечения туристов Мишкольц является ведущим, несмотря на некоторое снижение численности посещающих город в 2010 году по отношению к 2000 году.
Литовский Паневежис может привлекать туристов своими театральными представлениями, своеобразными балтийскими традициями песенных фестивалей и экспонатами музеев.
В связи с программой развития туристического бизнеса заметный рост создания туристической инфраструктуры в иле Сакарья. В этой провинции множество религиозных центров,
Избирательные кампании
исторических памятников и археологических памятников, которые привлекают туристов различной конфессиональной принадлежности и туристов приезжающих на отдых. Ежегодно в Сакарью приезжает несколько десятков тысяч туристов. Все это увеличивает доход бюджета провинции.
Этот период характеризовался и изменениями в политической жизни социумов исследуемых городов. Во многих странах бывшего социалистического лагеря сформировалась многопартийная система, ликвидировавшая политический монополизм одной политической партии. Борьба за власть со стороны множества партий наиболее четко проявлялась во время избирательных кампаний, показателем настроений и предпочтений избирателей в которых являлось их участие или неучастие. Борьба за электорат той или иной партии нередко превращалась в предвыборный фарс, обвинение кандидатов в депутаты в коррупции, взяточничестве и даже криминальном прошлом. В политику приходили зачастую неопытные люди, мандат депутата давал им некоторые привилегии. В ходе заседаний депутатских комиссий нередко лоббировались интересы отдельных личностей и групп, далеких от общественных интересов.
Картина избирательных кампаний по выборам в законодательные органы стран, глав государств и городской администрации отражала настроения избирателей разных регионов (табл.1).
Таблица 1
по выборам главы города
Информационные данные Лодзь 2000 2010 Иваново 2000 2010 Паневежис 2000 2010 Мишкольц 2000 2010 Сакарья 2000 2010
1. Явка избирателей % 25,81 34,94 45,0 29,3 51,34 36,62 51,1 43,41 Нд нд
2. Число кандидатов на пост мэра (главы города) нд 12 13 1 Нд 4 4 4 нд 31
3. Число кандидатов в советники (члены городской Думы) Нд 1028 26 26 Нд 450 370 192 нд 42
Количество партий зарегистрированных Нд 4 3 5 Нд 11 9 5 нд 21
Количество НПО на 1000 жителей нд 0,002 0,002 нд 10 17,01 нд
Так, в России в выборах в Государственную думу в 2003 году кандидатами были представители от 23 партий, явка избирателей по стране составила - 55,5%, в Иванове этот показатель был значительно ниже. В 2007 году на выборах в Государственную думу заявило столько же партий, как и в 2003 году, явка избирателей составила по стране - 63,8°%, в том числе, Иванове - 33,7%. В 2011 году на выборах в Государственную думу участвовало по стране около
50% избирателей, в том числе, Иванове -31,0%. На выборах президента страны в 2008 году участвовали по стране более 60% избирателей, Иванове - 46,6%. Меняющаяся картина избирательных кампаний отражала те настроения и ожидания избирателей, которые соответствовали пониманию людьми сложившихся проблем в стране и в том числе Иванове. Эти выборные кампании отличались от выборов социалистического времени, когда количество
избирателей всегда составляло 99%. Практически на выборах конкуренция проходила между такими партиями, как Единая Россия (правительственная партия), КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.
В этот же период прослеживаются изменения в доходах населения, так, уровень заработной платы в исследуемых городах в сравнении со средней заработной платой по стране в 2010 году, составлял:в Лодзи - 3243,15, стране - 3435,0 злотых; Иванове - 16385, стране -20952,0 рубля; Мишкольце - 565, стране 670 евро; Паневежисе - 492, стране - 576 евро; Сакарье - 11277,0, стране - 13020,0 динар. Эти различия могут показаться незначительными, но общая тенденция - сохранение различий в средней заработной плате и их рост свидетельствуют о наличии множества причин данному феномену, и, в первую очередь, уровнем и возможностями экономической активности в самих городах и программами правительств в социальной политике. Рост среднего дохода в Иванове в 2000 году к 1995 году объяснялся неоднократно проводимой деноминацией национальной валюты и разразившейся в России гиперинфляцией. Следует также отметить и влияние инфляционных процессов, которые искажали рост номинальных денежных доходов.
Исследовательский социологический проект «Возрождение периферийных городов в постиндустриальной стадии» позволил проследить динамику изменений в социально-экономической среде городов Лодзи, Иванова, Паневежиса, Мишкольца и ила Сакарья за период 1990-2010 гг. Гипотеза об изменении характера и содержания социальной жизни городов в направлении постиндустриального развития в большей степени подтвердилась. Основные характеристики (параметры) постиндустриального общества: доминирующая сфера услуг в экономике за счет развитие малого и среднего предпринимательства, изменяющиеся индикаторы качества жизни, улучшение экологии в городах, гуманизация отношений, развитие туристического бизнеса - все это нашло свое подтверждение в исследуемых городах.
Оценка ресурсов (возможностей) в городах в постиндустриальном развитии показала, что, несмотря на разрушительные процессы экономического кризиса, вызванного переходом к новой социально-экономической системе, властные институции (администрация городов) предприняли множество мер для постепенного наращивания этих ресурсов (экономических, политических, культурологических, правовых) для снятия напряженности в городской жизни людей.
Правовой и экономический механизм, направленный на преодоление кризисных последствий в исследуемых городах, в большин-
стве своем, оказался идентичным (разработка местного законодательства, выработка программ развития социально-экономического развития городов и институтов их реализации, использование инвестиций, перераспределение городского бюджета на социальные нужды жителей), что показывало на похожесть решения городских проблем в исследуемых странах.
Вместе с тем, анализ социальной жизни в исследуемых городах, показал на наличие множества проблем в социальной жизни городов, «социальных тормозов» (в Иванове респонденты выделили 19 таких проблем), затрудняющих поступательное развитие городов, это ставит перед их администрацией новые задачи и поиски возможностей их решения.
Общая перспектива развития городов представляется их высокотехнологичными телекоммуникациями, интегрирующих все ресурсы, и учитывающих историческое прошлое культурологических форм городской жизни, качественной инфраструктурой сферы обслуживания и позитивными изменениями в индикаторах качества жизни.
Анализ социальных проблем городской среды не ограничивается вышеуказанными вопросами. Социальные проблемы городов это сама наша жизнь, и от того, как они решаются, зависит социальное самочувствие городских жителей, их уверенность в своем будущем, безопасность людей, формирование доверия и поддержки действий городской администрации.
Администрация городов должна кроме экономического барометра отслеживать социальное самочувствие жителей города и формировать данные для барометра социального самочувствия населения и самого города. Городские СМИ должны периодически отслеживать эти вопросы, публикуя рубрику «Социальный барометр города».
Культурологический, гуманитарный и научный потенциал городов (вузы, учреждения культуры, фестивали, традиции) должен быть использован для участия граждан в городской жизни, позитивных оценок ими мероприятий городской администрации. Важно выстроить социальный диалог между жителями, поощрять формирование в сознании и поведении людей принцип толерантности. Необходимо культивировать исторические ценности региона, создавать их привлекательность и, тем самым, формировать свою региональную корпоративность и идентичность.
Литература
1. Википедия. ИИр://ги wikpedia.org/wiki./ на русском языке. Информация о городах Лодзь, Иваново, Мишкольц, Паневежис, ил Сакарья
2. Раро|1 г апаИгу danych 7аэ1апусЬ dotycza-сусИ miasta ЬоШ, opracowany w гатасИ рго-
jektu «Odrodzenie postprzemyslowych miast peryferyjnych»/
3. Report on Ivanovo (Russia) for the Project »Resurgence of peripheral postindustrial cites»
4. Report on Miskolz (Hungary) for the Projed: «Resurgence of peripheral postindustrial cites»
5. Report on Panevezys (Lithuania) for the Projed: «Resurgence of peripheral postindustrial cites»
6. Report on Sakarya (Turkey) for the Projed: «Resurgence of peripheral postindustrial cites»
7. Исследования О.Крыштановской «Социальное неравенство и политическая нестабильность» 2013 г. - //Известия. 9.04. 2014, N96, С.2.).