ОРИГИНАЛЬНЫЕ статьи
41
УДК 318.172+614.253.4+614.23
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ_
© Марина Сергеевна Ширшикова
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Контактная информация: Марина Сергеевна Ширшикова—старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ: В статье поднимаются вопросы состояния здоровья студентов — будущих педиатров. Представлены результаты исследования, доказывающие наличие влияния процесса обучения в медицинском вузе на состояние здоровья студентов — будущих педиатров. Для оценки состояния здоровья студентов использовались методы: контент-анализ, анкетирование, экспертная оценка и графико-аналитический методы. Была разработана специальная программа комплексного медико-социального исследования и была дана комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья студентов — будущих педиатров. полученные данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья студентов уже с переходом на старшие курсы: к четвертому курсу наблюдается ухудшение здоровья на 23%, а к шестому курсу — на 43%. Естественно, все это оказывает влияние на медико-социальную характеристику будущих педиатров. Поэтому требуется разработка комплекса мер медико-социального характера, направленных на улучшение их состояния здоровья.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье студентов; оценка состояния здоровья; лечебно-профилактическая помощь; медико-социальная характеристика; будущие педиатры; образ жизни.
HEALTH OF STUDENTS - FUTURE PEDIATRICIANS
© Marina S. Shirshikova
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 194100, Saint-Petersburg, Litovskaya str., 2
Contact information: Marina S. Shirshikova — senior lecturer chair, the Department of Humanitarian Disciplines and Bioethics. E-mail: [email protected]
ABSTRACT: The article raises questions about the health status of students — future pediatricians and factors that influence this process. The results of the study are presented, which prove the influence of the academic process in a medical university on the health status of students — future pediatricians. To assess students' health status, the following methods were used: content analysis, questionnaires, expert assessment, and graphical and analytical methods. A special program of comprehensive medical and social research was developed and a comprehensive medical and social assessment of the health status of students — future pediatricians was given. The data obtained indicate a deterioration in the health status of students already while the transition to senior courses: by the fourth year, health is worsened by 23%, and by the sixth year — by 43%. Naturally, all this affects the medical and social characteristics of future pediatricians. Therefore, it is necessary to develop a set of measures of a medical and social nature aimed at improving their health status.
KEY WORDS: students' health; health assessment; preventive care; medical and social characteristics; future pediatricians, lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения одной из приоритетных задач концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года — это укрепление здоровья населения и создания условий для ведения здорового образа жизни [8]. Состояние здоровья студентов, как и населения в целом является важным
индикатором общественного развития, отражающим социально-экономическое благополучие страны.
Здоровью молодежи уделяется особое внимание учеными разных стран. Молодежная стратегия Организации Объединенных Наций «Молодежь 2030» ставит приоритетную задачу: «Заложить основы информированности и здоровья: оказывать молодежи поддержку в получении более широкого доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию» [13]. В каждой стране охрана здоровья граждан представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также самими гражданами «в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни», предоставления медицинской помощи [9, 14, 17].
в настоящее время многие исследователи отмечают резкое ухудшение состояния здоровья студентов уже с переходом на старшие курсы: к четвертому курсу наблюдается ухудшение здоровья на 23%, а к шестому курсу — на 43% [1, 2, 5, 6, 7, 11, 15]. Такие показатели как: рост заболеваемости, количество студентов, состоящих на диспансерном учете, приводят к уменьшению эффективности учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности [5, 6, 7, 11].
Решение данной проблемы возможно только при организации постоянного контроля за здоровьем и усовершенствовании лечебно-профилактической помощи студентам [1, 2, 10]. Однако такие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов, сталкиваются с рядом трудностей, таких как специфичность и широта данной социальной группы (направленность учебного учреждения, срок, форма обучения и т.д.); зависимость факторов риска от региональных условий; трудно-доступность официальной статистики и др. [3, 9, 12, 16, 17].
С одной стороны, это не позволяет своевременно выявлять факторы риска как общие (для всех студентов) так и специфические (например, для студентов медицинского вуза), как и особенности социально-гигиенических, медико-биологических характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья студентов. с другой стороны, это не позволяет дать научно обоснованную медико-социальную оценку состоянию здоровья, условий и образа жизни студентов, определить состояние и пути совершенствования организации лечебно-профилактической
помощи студентам конкретного высшего учебного заведения. в частности, проведения комплексных исследований, включающих условия, образ жизни, здоровье, организацию лечебно-профилактической помощи студентам санкт-Петербургского педиатрического университета.
таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья студентов как будущих педиатров, является актуальной в настоящее время. Однако комплексного исследования, который бы включал здоровье, условия, образ жизни студентов, а также организацию лечебно-профилактической помощи студентам медицинского вуза Северо-Западного региона до настоящего времени не проводилось, чем и обусловлена актуальность и значимость данного исследования.
Цель исследования — дать комплексную медико-социальную оценку состояния здоровья студентов медицинского вуза для разработки рекомендации медико-социального характера, направленных на совершенствование организации лечебно-профилактической помощи студентам — будущим педиатрам.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось в 2019 г. на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и включало три этапа.
На первом этапе для изучения особенностей медико-социальной характеристики студентов была разработана специальная анонимная анкета «Образ жизни и здоровье студентов». раздел, изучающий состояние здоровья студентов, включал вопросы: как студент оценивает состояние своего здоровья; часто ли болеет респираторными заболеваниями; как часто обращается в медицинские учреждения и куда (студенческий медицинский пункт, студенческую поликлинику, другие медицинские учреждения); отмечает ли студент ухудшение своего здоровья (причины ухудшения); считает ли, что учеба в университете негативно сказывается на его здоровье.
в ходе исследования было проанкетировано 750 студентов I, IV, VI курсов (в среднем по 250 человек на каждом курсе), что составило 19,7% от общего количества студентов университета, обучающихся по дневной форме обучения. Среди обследованных было 18,1% мужчин и 81,9% женщин в возрасте от 16 до 37 лет, средний возраст всех студентов составил 26,5 лет. распределение обследуемых студентов по возрасту и полу представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение обследуемых студентов по возрасту и полу (абс.)
Таблица 2
распределение обследуемых студентов по курсу и полу (абс.)
В том числе:
Курс Всего Мужчины Женщины Возраст
I 296 57 - 17-25
- 239 16-24
IV 333 52 - 20-28
- 281 19-37
VI 121 27 - 23-25
- 94 21-28
Итого: 750 136 614 26,5
Курс Всего В том числе:
Мужчины Женщины
I 609 219 390
IV 276 62 214
VI 165 36 129
Итого: 1050 317 733
Второй этап исследования включал объективную оценку состояния здоровья студентов. Отчетная форма о проведении медицинского осмотра студентов позволила получить сводную информацию о студентах по курсам: пол, наличие хронических заболеваний, распределение по группам здоровья, диспансерный учет. В итоге было проанализировано 1050 медицинских карт (в среднем по 350 карт студентов I, IV, VI курсов): 30,2% мужчин и 69,8% женщин. Распределение обследуемых студентов по курсу и полу представлено в таблице 2.
На третьем этапе с целью оценки состояния лечебно-профилактической помощи студентам в условиях СПбГПМУ была проанализирована документация студенческого медицинского пункта за 2018 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
самооценка здоровья студентов показала, что: 56,1% опрошенных студентов оценивают свое здоровье как хорошее; 31,3% — как удовлетворительное; и всего 8,9% студентов оценивают свое здоровье как отличное; 3,7% студентов оценивают свое здоровье как плохое. К VI курсу наблюдается тенденция уменьшения доли студентов, оценивающих свое здоровье как «отличное»: среди мужчин до 7,4%, среди женщин до 5,3%. Соотношение обследуемых студентов по оценке своего здоровья в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 1.
Анализ ответов также показал, что: 62,8% студентов редко болеют респираторными заболеваниями; 30,5% студентов болеют респираторными заболеваниями 3-4 раза в год; 6,7% студентов болеют респираторными заболеваниями более 5 раз в год. К IV курсу наблюдается динамика уменьшения доли редко болею-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
70,2
15,8
14
М Ж М Ж М Ж
1 курс 4 курс 6 курс
Отличное ■ Хорошее ■ Удовлетворительное ■ Плохое
Рис. 1. Соотношение студентов по оценке своего здоровья в зависимости от курса и пола (%)
100 r-
80
60
40
20
1 курс
Редко
4 курс
I 3-4 раза в год ■ Более 5 раз в год
6 курс
Рис. 2. Соотношение студентов по ответу на вопрос: «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?» в зависимости от курса и пола (%)
Студенческий медпункт Студенческая поликлинника Место жительства Частное учреждение Другое
40,5
Рис. 3. Распределение студентов по обращаемости в медицинские учреждения за медицинской помощью (%)
щих женщин на 14% и увеличения доли женщин, болеющих 3-4 раза в год на 12,2%; более 5 раз в год на 1,8%. Соотношение обследуемых студентов по ответу на вопрос «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?» в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 2.
77% студентов обращаются в медицинское учреждение по необходимости; 9,9% — регулярно; 5,7% — часто; 6,7% — никогда не обращаются в медицинское учреждение. На вопрос «В какое медицинское учреждение ты обращаешься за медицинской помощи?» были получены следующие ответы: около половины студентов (40,5%) студентов обращаются в медицинское учреждение по месту жительства; около трети студентов (28,7%) обращаются в частное медицинское учреждение; 18,8% студентов обращаются в студенческую поликлинику и только 5,6% обращаются в студенческий медпункт.
6,4% студентов указали другое, где было указано: «самолечение», «народная медицина», «знакомые медработники», «по месту работы». Распределение студентов по обращаемости в медицинские учреждения за медицинской помощью (%) представлено на рисунке 3.
40,3% ответивших студентов отмечают у себя ухудшение здоровья; 42,8% — нет; 16,9% — не знают. Больше всех ухудшение здоровья отмечают женщины — 44,3%. Среди причин, ухудшающих здоровье, 37,2% студентов назвали неправильный режим дня; 28,4% студентов считают, что здоровье ухудшает нерегулярное неправильное питание; 17,5% — высокая умственная нагрузка; 7,7% — плохие условия проживания. 9,2% студентов выбрали ответ «Другое». Причины, названные студентами, ухудшающие их здоровье, можно разделить на четыре категории: климат и погодные условия Санкт-Петербурга, плохие условия обуче-
0
ния, стресс и напряжение, вредные привычки. Распределение студентов по причинам, ухудшающим здоровье (%) представлено на рисунке 4.
Связь между здоровьем и учебой отмечают 39,2% студентов. Негативное влияние учебы на здоровье особенно отмечает женская половина обучающихся: к IV курсу — 52%, к VI курсу — 51,1%. Соотношение студентов по влиянию обучения в университете на здоровье в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 5.
Объективная оценка здоровья студентов Санкт-Петербургского педиатрического университета позволила установить группу здоровья студентов, данные о первичных и хронических заболеваниях, о студентах, находящихся на диспансерном учете.
Из полученных данных были определены доли студентов по группам здоровья. К I группе здоровья относятся 26,1% студентов, преи-
мущественно, 15,7% студентов относятся к III группе здоровья. Студенты с IV группой здоровья в медицинской документации составили наименьшую долю — 0,5% (женщины 1 курса). К VI курсу наблюдается динамика уменьшения доли студентов мужской половины в I группе здоровья до 27,8%. И увеличение доли студентов мужской половины, относящихся ко II группе здоровья до 47,2%. Среди женской половины наблюдается динамика увеличения доли студентов, относящихся к I группе здоровья до 32,6%. Соотношение студентов по группам здоровья в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 6.
Анализ также показал, что 25,9% обследуемых студентов имеют хронические заболевания, из них 13,6% мужчин, 86,4% женщин. Наибольшее количество студентов с хроническими заболеваниями обнаружено на IV курсе (58,1%), наименьшее количество — на I курсе (16,9%). Соотношение студентов, имеющих
37,2
28,4
Неправильный режим дня Нерегулярное питание Высокая умственная нагрузка Плохие условия проживания Другое (вредные привычки)
Рис. 4. Распределение студентов по причинам, ухудшающих здоровье (%)
60 ,—
50
40
30
20
10
52
М Ж
1 курс
МЖ 4 курс
Да ■ Не уверен | Нет
М Ж
6 курс
Рис. 5. Соотношение студентов по влиянию обучения в университете на здоровье в зависимости от курса и пола (%)
0
71,3
80 70 60 50 40 30 20 10 0
М Ж М Ж М Ж
1 курс 4 курс 6 курс
I группа ■ II группа ■ III группа ■ IV группа
Рис. 6. Соотношение студентов по группам здоровья в зависимости от курса и пола (%)
60 50 40 30 20 10 0
48,5
14,3 20,2
9,6 , 4,8 ,
I курс
IV курс VI курс
■ Мужчины I Женщины
Рис. 7. Соотношение студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%)
хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 7.
На момент исследования 25,9% обследуемых студентов имеют хронические заболевания. Наибольшую группу в структуре хронических заболеваний составили пациенты с заболеваниями АВСД — 85,6% с преобладанием случаев заболевания у женской половины студентов (53,2%). Как показало исследование, студенты I курса больше подвержены заболеваниям органов дыхания: бронхиальной астме (34,8%), и АВСД (26,1%), особенно мужчины (42,9% и 28,6%). Студенты IV курса в большей степени подвержены заболеванию АВСД (50,6%), как мужчины (50%), так и жен-
щины (50,8%), а также заболеваниям желудочно-кишечного тракта, в частности, гастрит — 25,3%: мужчины — 23,1%, женщины — 25,8%. У студентов VI курса в наибольшей степени наблюдается заболевание АВСД (66,2%), как у мужчин (53,8%), так и у женщин (69,1%). И также желудочно-кишечного тракта (гастрит) — 16,2%, в большей степени у мужчин — 38,5%. Соотношение доли студентов по видам хронических заболеваний в зависимости от пола (%) представлено на рисунке 8.
Также наблюдается динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания как среди мужчин, так и среди женщин.
100 |—
80
60
40
20 -
24,3
6,8
6,8
3,4
-27-
1,7
1,7
0,4
"0-
АВСД Гастрит, Брон- ДЖВП, Пиело- ПМКВПС Язвенная Артери- Гломеру-гастро- хиальная холецистит нефрит болезнь альная лонефрит
дуоденит астма гипертензия
Мужчины ■ Женщины
Рис. 8. Соотношение доли студентов по видам хронических заболеваний в зависимости от пола (%)
80 70 60 50 40 30 20
1 курс 4 курс
-^ Мужчины Женщины
6 курс
Рис. 9. Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от пола и курса (%)
Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от пола и курса представлена на рисунке 9.
по результатам данного исследования было установлено, что общей заболеваемости подвержены 56,7% обследуемых студентов. Из них 21,5% — мужчины, 78,5% — женщины. Самый высокий уровень заболеваемости установлен на IV курсе — 51,4%, самый низкий — на I курсе обучения (20,3%). На VI курсе уровень общей заболеваемости составляет — 28,3%. Соотношение доли студентов по видам общей заболеваемости в зависимости от пола и курса (%) представлено на рисунке 10.
В структуре общей заболеваемости первое место занимают инфекционные заболевания — 56,8% и заболевания органов дыхания — 55,3%. в большей степени риску общей заболеваемости подвержена женская половина студенческой молодежи. Соотношение доли студентов по группам общей заболеваемости в зависимости от пола (%) представлено на рисунке 11.
25,9% обследуемых студентов состоят на диспансерном учете, среди них: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, учатся на I курсе (48,6%), наименьшее количество — на IV курсе (20%). Среди уча-
0
60 ,-
50
40
30
20
10
0
4,4
15,9
1 курс
40,5
10,9
6 курс
4 курс
Мужчины I Женщины
Рис. 10. Соотношение доли студентов по видам общей заболеваемости в зависимости от пола и курса (%)
60 ,—
50
40
30
20
10
31,8
- 23,5
_L
27,4
29,4
10,4
15,1
_L
10,4
10,9
14,3
7,6
_L
_L
I ^T
2,3
1,4
■
J_2,5_|_и_I_и_I
Органов Инфек- Костно- Органов Органов Мочепо- Сердечно- Кожные Системы
дыхания ционные мышечной пищева- чувств ловой сосудистые кровооб-
системы рения системы ращения
Мужчины I Женщины
Рис. 11. Соотношение доли студентов по группам общей заболеваемости в зависимости от пола (%)
6
0
щихся на VI курсе на учете состоят 31,3% студентов.
25,9% обследуемых студентов состоят на диспансерном учете, среди них: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, учатся на I курсе (48,6%), наименьшее
количество — на IV курсе (20%). Среди учащихся на VI курсе на учете состоят 31,3% студентов. Соотношение доли студентов, состоящих на диспансерном учете в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 12.
Комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья студентов Санкт-Петербург-
ского педиатрического университета показала, что 40,3% ответивших студентов отмечают у себя ухудшение здоровья; особенно женщины всех курсов: I курс — 41,4%, IV курс — 46,6%, VI курс — 44,7%. Уже к IV курсу наблюдается динамика увеличения доли студентов, болеющих 3-4 раза в год на 12,2%; а более 5 раз в год на 1,8%. Динамика увеличения доли студентов, болеющих респираторными заболеваниями в зависимости от курса (%) представлена на рисунке 13.
Объективная оценка здоровья студентов показала, что врачи относят: 26,1% студентов —
к I группе здоровья (37,5% мужчин, 24% женщин); 57,7% — ко II группе здоровья (40,6% мужчин, 60,8% женщин); 15,7% — к III группе здоровья (21,9% мужчин, 14,7% женщин); студентов с IV группой здоровья наблюдается 0,5% (женщины). К VI курсу наблюдается динамика уменьшения доли студентов мужской половины с I группой здоровья до 27,8%.
Хронические заболевания наблюдаются только у 25,9% обследуемых студентов. К тому же из них в большей степени подвержены влиянию хронических заболеваний женщины
50 ,-
40
30
20
10
0
1 курс 4 курс 6 курс
Мужчины ■ Женщины
Рис. 12. Соотношение доли студентов, состоящих на диспансерном учете в зависимости от курса и пола (%)
40 35 30 25 20 15 10 5
38
1 курс
6 курс
4 курс
3-4 раза в год ■ Более 5 раз в год
Рис. 13. Динамика увеличения доли студентов, болеющих респираторными заболеваниями в зависимости от курса (%)
80 70 60 50 40 30 20
25,6
1 курс
4 курс
Мужчины Женщины
6 курс
Рис. 14. Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола(%)
(83,1%), чем мужчины (16,9%). В структуре хронических заболеваний наибольшую долю
составили: заболевания АВСД (85.
заболе-
вания органов пищеварения (49,8%) и бронхиальная астма 32,8%). Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%) представлена на рисунке 14.
56,7% обследуемых студентов подвержены влиянию общей заболеваемости. Из них 21,5% — мужчин, 78,5% — женщин. На I курсе обучения наблюдается самый низкий уровень общей заболеваемости — 29,1%. Самый высокий уровень заболеваемости установлен на VI курсе — 38,8%.
На момент исследования среди обследуемых студентов доля состоящих под диспансерным наблюдением составляет — 25,9%: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, наблюдается среди первокурсников (48,6%), т.е. вновь поступивших в университет студентов.
Значительная доля студентов (39,2%) отмечают негативное влияние учебы на их здоровье. Наибольшее влияние учебного процесса на здоровье отмечают студенты IV и VI курсов (49,5% и 46,3%), в основном женщины: 52% и 51,1%. Но при этом регулярно в медицинское учреждение обращаются только 9,9% студентов. Женщины (10,9%) обращаются за медицинской помощью в два раза чаще, чем мужчины (5,2%). 6,7% студентов — никогда не обращаются в медицинское учреждение. В студенческий медпункт обращается лишь 5,6%
студентов: 5,9% — мужчины, 5,5% — женщины. В основном это женщины I курса (10%) и мужчины IV курса (11,4%).
стоит обратить внимание, что оказание лечебно-профилактической помощи со стороны студенческого медпункта носит дополнительный (вспомогательный) характер. В соответствии с этим деятельность студенческого медпункта направлена на оказание первой медицинской помощи; контроль за допуском студентов к обучению по состоянию здоровья; ведение медицинской документации. Основная деятельность сотрудников студенческого медпункта направлена на проведение профилактических осмотров.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов медицинских вузов — будущих педиатров, возможно только при организации постоянного контроля за здоровьем и усовершенствовании лечебно-профилактической помощи студентам медицинских вузов. В частности, организация лечебно-профилактической помощи студентам Санкт-Петербургского педиатрического университета.
Для усовершенствования существующей системы оказания лечебно-профилактической помощи студентам в условиях Санкт-Петербургского педиатрического университета рекомендуем расширить спектр деятельности студенческого медпункта.
На наш взгляд, деятельность студенческого медпункта должна быть направлена на обеспечение следующих условий для обучающихся: • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
□ригинальные статьи
51
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации;
• проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
• мониторинг состояния здоровья студентов;
• «Здоровый университет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование показало, что состояние здоровья студентов-педиатров является важным показателем медико-социальной характеристики студентов медицинских вузов и всего общества в целом. К тому же эта категория студентов является наиболее чувствительной к бурно меняющимся социальным и экологическим условиям современного мира.
также, в ходе исследования была выявлена связь между учебой и здоровьем студентов медицинского вуза — будущих педиатров. Комплексная медико-социальная оценка состояния их здоровья подтвердила необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организации лечебно-профилактической помощи студентам в условиях медицинского вуза. В частности, проведения комплексных исследований, включающих условия, образ жизни, здоровье, организацию лечебно-профилактической помощи студентам Санкт-Петербургского педиатрического университета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабина B.C. Проблема здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015; 11: 572-5.
2. Болотин А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013; 1: 164-5.
3. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Теоретические и практические аспекты использования индикаторов оценки качества жизни. медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(2): 4-15.
4. Здоровье и благополучие: почему это важно? Доступен по: http://www.un.org/ru/development/devagenda/ pdf/Russian_Why_it_matters_Goal_3_Health.pdf (дата обращения 14.03.2020).
5. Зипунникова Т. А., Сизова Н.Н. Исследование физического здоровья студентов дальневосточного фе-
дерального университета. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 3-1(57): 27-9.
6. Илюша М.В., Григорьева С.А. Мониторинг состояния здоровья студентов-первокурсников торгово-экономического вуза. В кн.: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: «СибАК». 2014; 4(19): 187-92.
7. Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2017; 4(43): 77-83.
8. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/ (дата обращения 14.02.2020).
9. Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Владимирова Е.Ю., Пынченкова Л.А. Совершенствование нормативной базы по биоэтике и правам человека в сфере систем здравоохранения государств-участников СНГ. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1(1): 38-43.
10. Лихтшангоф А.З., Кузнецова Е.П., Богданов Р.Н., Глубоковский К.С. Оценка деятельности диагностического подразделения лечебно-профилактического учреждения на основе данных социологического опроса. Врач-аспирант. 2015; 73(6): 26-33.
11. Ляпин В.А., Флянку И.П., Любошенко Т.М. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов в период обучения в вузе. Научный медицинский вестник. 2015; 1(1): 29-39.
12. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(1): 62-7.
13. Молодежная стратегия ООН. Молодежь 2030. Доступен по: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/ uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_ Booklet_-Russian-for-WEB.pdf (дата обращения 14.02.2020).
14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c69 8de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 14.02.2020).
15. Ширшикова М.С. Медико-социальная характеристика студентов — будущих педиатров. Медицина: теория и практика. 2019; 4: 621-2.
16. Юрьев В.К., Глущенко В.А., Моисеева К.Е. Основы общественного здоровья и здравоохранения. СПб.: СпецЛит; 2019.
17. Юрьев В.К., Моисеева К.Е., Глущенко В.А., Харбе-дия Ш.Д. Руководство к практическим занятиям по
изучению заболеваемости населения. СПб.: Сотис-Мед; 2018.
REFERENCES
1. Babina V.S. Problema zdorov'ya studencheskoy molo-dezhi. [The problem of student health]. Young scientist. 2015; 11: 572-5.
2. Bolotin A.E. Faktory, negativno vliyayushchie na sostoy-anie zdorov'ya studentov vuzov. [Factors adversely affecting the health status of university students]. Health — the basis of human potential: problems and solutions. 2013; 1: 164-5.
3. Enikeeva L.A., Shirshikova M.S. Teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty ispol'zovaniya indikatorov otsenki kachestva zhizni. [Theoretical and practical aspects of using quality of life indicators]. Medicine and health care organization. 2017; 2(2): 4-15.
4. Zdorov'e i blagopoluchie: pochemu eto vazhno? [Health and well-being: why is it important?]. Available at: http://www.un.org/ru/development/devagenda/pdf/ Russian_Why_it_matters_Goal_3_Health.pdf (accessed 14.02.2020) (in Russia).
5. Zipunnikova T.A., Sizova N.N. Issledovanie fizichesko-go zdorov'ya studentov dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. [The study of the physical health of students of the Far Eastern Federal University]. International Research Journal. 2017; 3-1(57): 27-9.
6. Ilyusha M.V., Grigorieva S.A. Monitoring sostoy-aniya zdorov'ya studentov-pervokursnikov torgovo-ekonomicheskogo vuza. [Monitoring the health status of first-year students of a trade and economic university]. In: Scientific community of students of the XXI century. Humanities: Sat. Art. by mat. XIX international Stud. scientific-practical conf. Novosibirsk: «Sibak». 2014; 4(19): 187-192.
7. Kalinichev P.O. Prichiny ukhudsheniya sostoyaniya zdorov'ya studencheskoy molodezhi. [Reasons for the deterioration of the health status of students]. Youth Scientific Forum: Humanities: electronic. Sat Art. by mat. XLIV Int. Stud. scientific-practical conf. 2017; 4(43): 77-83.
8. Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. [Concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_71673/7a46cb13de731db3333fcd 77a4f7887e468287e3/ (accessed 14.02.2020) (in Russia).
9. Kubar' O.I., Mikirtichan G.L., Nikitina A.E., Vladimiro-va E. Yu., Pynchenkova L.A. Sovershenstvovanie nor-mativnoy bazy po bioetike i pravam cheloveka v sfere
sistem zdravookhraneniya gosudarstv-uchastnikov SNG. [Improving the regulatory framework on bioethics and human rights in the field of healthcare systems of the CIS member states]. Medicine and health care organization. 2016; 1(1): 38-43.
10. Likhtshangof A.Z., Kuznetsova E.P., Bogdanov R.N., Glubokovskiy K.S. Otsenka deyatel'nosti diagnostich-eskogo podrazdeleniya lechebno-profilakticheskogo uchrezhdeniya na osnove dannykh sotsiologicheskogo oprosa. [Evaluation of the activities of the diagnostic unit of a medical institution based on data from a sociological survey]. Postgraduate doctor. 2015; 73(6): 26-33.
11. Lyapin V.A., Flyanku I.P., Lyuboshenko T.M. Sostoy-anie zdorov'ya i osobennosti obraza zhizni studentov v period obucheniya v vuze. [The state of health and lifestyle features of students during their studies at the university]. Scientific Medical Bulletin. 2015; 1(1).
12. Mikirtichan G.L., Likhtshangof A.Z. Vsemirnyy den' bioetiki v sankt-peterburgskom gosudarstvennom pedi-atricheskom meditsinskom universitete. [World Bioethics Day at St. Petersburg State Pediatric Medical University]. Medicine and health care organization. 2017; 2(1): 62-7.
13. Molodezhnaya strategiya OON. Molodezh' 2030. [Youth strategy of the United Nations. Youth 2030]. Available at: https://www.un.org/youthenvoy/wp-con-tent/uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_ Booklet_-Russian-for-WEB.pdf (accessed 14.02.2020) (in Russia).
14. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ. ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiys-koy Federatsii. [on the basics of public health protection in the Russian Federation]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (accessed 14.02.2020) (in Russia).
15. Shirshikova M.S. Mediko-sotsial'naya kharakteristika studentov — budushchikh pediatrov. [Medical and social characteristics of students — future pediatricians]. Medicine: theory and practice. 2019; 4: 621-2.
16. Yur'ev V.K., Glushchenko V.A., Moiseeva K.E. Osnovy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya. [Fundamentals of public health and health care]. SPb.: Spe-clit; 2019.
17. Yur'ev V.K., Moiseeva K.E., Glushchenko V.A., Kharbe-diya Sh.D. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam po izucheniyu zabolevaemosti naseleniya. [Guide to practical classes on the study of population morbidity]. SPb.: Sotis-Med; 2018.