Научная статья на тему 'Состояние здоровья студентов - будущих педиатров'

Состояние здоровья студентов - будущих педиатров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИКО СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / БУДУЩИЕ ПЕДИАТРЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / STUDENTS’ HEALTH / HEALTH ASSESSMENT / PREVENTIVE CARE / MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTICS / FUTURE PEDIATRICIANS / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ширшикова Марина Сергеевна

В статье поднимаются вопросы состояния здоровья студентов будущих педиатров. Представлены результаты исследования, доказывающие наличие влияния процесса обучения в медицинском вузе на состояние здоровья студентов будущих педиатров. Для оценки состояния здоровья студентов использовались методы: контент анализ, анкетирование, экспертная оценка и графико аналитический методы. Была разработана специальная программа комплексного медико социального исследования и была дана комплексная медико социальная оценка состояния здоровья студентов будущих педиатров. Полученные данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья студентов уже с переходом на старшие курсы: к четвертому курсу наблюдается ухудшение здоровья на 23%, а к шестому курсу на 43%. Естественно, все это оказывает влияние на медико социальную характеристику будущих педиатров. Поэтому требуется разработка комплекса мер медико социального характера, направленных на улучшение их состояния здоровья.The article raises questions about the health status of students future pediatricians and factors that influence this process. The results of the study are presented, which prove the influence of the academic process in a medical university on the health status of students future pediatricians. To assess students’ health status, the following methods were used: content analysis, questionnaires, expert assessment, and graphical and analytical methods. A special program of comprehensive medical and social research was developed and a comprehensive medical and social assessment of the health status of students future pediatricians was given. The data obtained indicate a deterioration in the health status of students already while the transition to senior courses: by the fourth year, health is worsened by 23%, and by the sixth year by 43%. Naturally, all this affects the medical and social characteristics of future pediatricians. Therefore, it is necessary to develop a set of measures of a medical and social nature aimed at improving their health status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ширшикова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья студентов - будущих педиатров»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ статьи

41

УДК 318.172+614.253.4+614.23

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ_

© Марина Сергеевна Ширшикова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Контактная информация: Марина Сергеевна Ширшикова—старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: vic.shir@mail.ru

РЕЗЮМЕ: В статье поднимаются вопросы состояния здоровья студентов — будущих педиатров. Представлены результаты исследования, доказывающие наличие влияния процесса обучения в медицинском вузе на состояние здоровья студентов — будущих педиатров. Для оценки состояния здоровья студентов использовались методы: контент-анализ, анкетирование, экспертная оценка и графико-аналитический методы. Была разработана специальная программа комплексного медико-социального исследования и была дана комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья студентов — будущих педиатров. полученные данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья студентов уже с переходом на старшие курсы: к четвертому курсу наблюдается ухудшение здоровья на 23%, а к шестому курсу — на 43%. Естественно, все это оказывает влияние на медико-социальную характеристику будущих педиатров. Поэтому требуется разработка комплекса мер медико-социального характера, направленных на улучшение их состояния здоровья.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье студентов; оценка состояния здоровья; лечебно-профилактическая помощь; медико-социальная характеристика; будущие педиатры; образ жизни.

HEALTH OF STUDENTS - FUTURE PEDIATRICIANS

© Marina S. Shirshikova

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 194100, Saint-Petersburg, Litovskaya str., 2

Contact information: Marina S. Shirshikova — senior lecturer chair, the Department of Humanitarian Disciplines and Bioethics. E-mail: vic.shir@mail.ru

ABSTRACT: The article raises questions about the health status of students — future pediatricians and factors that influence this process. The results of the study are presented, which prove the influence of the academic process in a medical university on the health status of students — future pediatricians. To assess students' health status, the following methods were used: content analysis, questionnaires, expert assessment, and graphical and analytical methods. A special program of comprehensive medical and social research was developed and a comprehensive medical and social assessment of the health status of students — future pediatricians was given. The data obtained indicate a deterioration in the health status of students already while the transition to senior courses: by the fourth year, health is worsened by 23%, and by the sixth year — by 43%. Naturally, all this affects the medical and social characteristics of future pediatricians. Therefore, it is necessary to develop a set of measures of a medical and social nature aimed at improving their health status.

KEY WORDS: students' health; health assessment; preventive care; medical and social characteristics; future pediatricians, lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения одной из приоритетных задач концепции демографической

политики Российской Федерации на период до 2025 года — это укрепление здоровья населения и создания условий для ведения здорового образа жизни [8]. Состояние здоровья студентов, как и населения в целом является важным

индикатором общественного развития, отражающим социально-экономическое благополучие страны.

Здоровью молодежи уделяется особое внимание учеными разных стран. Молодежная стратегия Организации Объединенных Наций «Молодежь 2030» ставит приоритетную задачу: «Заложить основы информированности и здоровья: оказывать молодежи поддержку в получении более широкого доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию» [13]. В каждой стране охрана здоровья граждан представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также самими гражданами «в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни», предоставления медицинской помощи [9, 14, 17].

в настоящее время многие исследователи отмечают резкое ухудшение состояния здоровья студентов уже с переходом на старшие курсы: к четвертому курсу наблюдается ухудшение здоровья на 23%, а к шестому курсу — на 43% [1, 2, 5, 6, 7, 11, 15]. Такие показатели как: рост заболеваемости, количество студентов, состоящих на диспансерном учете, приводят к уменьшению эффективности учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности [5, 6, 7, 11].

Решение данной проблемы возможно только при организации постоянного контроля за здоровьем и усовершенствовании лечебно-профилактической помощи студентам [1, 2, 10]. Однако такие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов, сталкиваются с рядом трудностей, таких как специфичность и широта данной социальной группы (направленность учебного учреждения, срок, форма обучения и т.д.); зависимость факторов риска от региональных условий; трудно-доступность официальной статистики и др. [3, 9, 12, 16, 17].

С одной стороны, это не позволяет своевременно выявлять факторы риска как общие (для всех студентов) так и специфические (например, для студентов медицинского вуза), как и особенности социально-гигиенических, медико-биологических характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья студентов. с другой стороны, это не позволяет дать научно обоснованную медико-социальную оценку состоянию здоровья, условий и образа жизни студентов, определить состояние и пути совершенствования организации лечебно-профилактической

помощи студентам конкретного высшего учебного заведения. в частности, проведения комплексных исследований, включающих условия, образ жизни, здоровье, организацию лечебно-профилактической помощи студентам санкт-Петербургского педиатрического университета.

таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья студентов как будущих педиатров, является актуальной в настоящее время. Однако комплексного исследования, который бы включал здоровье, условия, образ жизни студентов, а также организацию лечебно-профилактической помощи студентам медицинского вуза Северо-Западного региона до настоящего времени не проводилось, чем и обусловлена актуальность и значимость данного исследования.

Цель исследования — дать комплексную медико-социальную оценку состояния здоровья студентов медицинского вуза для разработки рекомендации медико-социального характера, направленных на совершенствование организации лечебно-профилактической помощи студентам — будущим педиатрам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в 2019 г. на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и включало три этапа.

На первом этапе для изучения особенностей медико-социальной характеристики студентов была разработана специальная анонимная анкета «Образ жизни и здоровье студентов». раздел, изучающий состояние здоровья студентов, включал вопросы: как студент оценивает состояние своего здоровья; часто ли болеет респираторными заболеваниями; как часто обращается в медицинские учреждения и куда (студенческий медицинский пункт, студенческую поликлинику, другие медицинские учреждения); отмечает ли студент ухудшение своего здоровья (причины ухудшения); считает ли, что учеба в университете негативно сказывается на его здоровье.

в ходе исследования было проанкетировано 750 студентов I, IV, VI курсов (в среднем по 250 человек на каждом курсе), что составило 19,7% от общего количества студентов университета, обучающихся по дневной форме обучения. Среди обследованных было 18,1% мужчин и 81,9% женщин в возрасте от 16 до 37 лет, средний возраст всех студентов составил 26,5 лет. распределение обследуемых студентов по возрасту и полу представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение обследуемых студентов по возрасту и полу (абс.)

Таблица 2

распределение обследуемых студентов по курсу и полу (абс.)

В том числе:

Курс Всего Мужчины Женщины Возраст

I 296 57 - 17-25

- 239 16-24

IV 333 52 - 20-28

- 281 19-37

VI 121 27 - 23-25

- 94 21-28

Итого: 750 136 614 26,5

Курс Всего В том числе:

Мужчины Женщины

I 609 219 390

IV 276 62 214

VI 165 36 129

Итого: 1050 317 733

Второй этап исследования включал объективную оценку состояния здоровья студентов. Отчетная форма о проведении медицинского осмотра студентов позволила получить сводную информацию о студентах по курсам: пол, наличие хронических заболеваний, распределение по группам здоровья, диспансерный учет. В итоге было проанализировано 1050 медицинских карт (в среднем по 350 карт студентов I, IV, VI курсов): 30,2% мужчин и 69,8% женщин. Распределение обследуемых студентов по курсу и полу представлено в таблице 2.

На третьем этапе с целью оценки состояния лечебно-профилактической помощи студентам в условиях СПбГПМУ была проанализирована документация студенческого медицинского пункта за 2018 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

самооценка здоровья студентов показала, что: 56,1% опрошенных студентов оценивают свое здоровье как хорошее; 31,3% — как удовлетворительное; и всего 8,9% студентов оценивают свое здоровье как отличное; 3,7% студентов оценивают свое здоровье как плохое. К VI курсу наблюдается тенденция уменьшения доли студентов, оценивающих свое здоровье как «отличное»: среди мужчин до 7,4%, среди женщин до 5,3%. Соотношение обследуемых студентов по оценке своего здоровья в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 1.

Анализ ответов также показал, что: 62,8% студентов редко болеют респираторными заболеваниями; 30,5% студентов болеют респираторными заболеваниями 3-4 раза в год; 6,7% студентов болеют респираторными заболеваниями более 5 раз в год. К IV курсу наблюдается динамика уменьшения доли редко болею-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

70,2

15,8

14

М Ж М Ж М Ж

1 курс 4 курс 6 курс

Отличное ■ Хорошее ■ Удовлетворительное ■ Плохое

Рис. 1. Соотношение студентов по оценке своего здоровья в зависимости от курса и пола (%)

100 r-

80

60

40

20

1 курс

Редко

4 курс

I 3-4 раза в год ■ Более 5 раз в год

6 курс

Рис. 2. Соотношение студентов по ответу на вопрос: «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?» в зависимости от курса и пола (%)

Студенческий медпункт Студенческая поликлинника Место жительства Частное учреждение Другое

40,5

Рис. 3. Распределение студентов по обращаемости в медицинские учреждения за медицинской помощью (%)

щих женщин на 14% и увеличения доли женщин, болеющих 3-4 раза в год на 12,2%; более 5 раз в год на 1,8%. Соотношение обследуемых студентов по ответу на вопрос «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?» в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 2.

77% студентов обращаются в медицинское учреждение по необходимости; 9,9% — регулярно; 5,7% — часто; 6,7% — никогда не обращаются в медицинское учреждение. На вопрос «В какое медицинское учреждение ты обращаешься за медицинской помощи?» были получены следующие ответы: около половины студентов (40,5%) студентов обращаются в медицинское учреждение по месту жительства; около трети студентов (28,7%) обращаются в частное медицинское учреждение; 18,8% студентов обращаются в студенческую поликлинику и только 5,6% обращаются в студенческий медпункт.

6,4% студентов указали другое, где было указано: «самолечение», «народная медицина», «знакомые медработники», «по месту работы». Распределение студентов по обращаемости в медицинские учреждения за медицинской помощью (%) представлено на рисунке 3.

40,3% ответивших студентов отмечают у себя ухудшение здоровья; 42,8% — нет; 16,9% — не знают. Больше всех ухудшение здоровья отмечают женщины — 44,3%. Среди причин, ухудшающих здоровье, 37,2% студентов назвали неправильный режим дня; 28,4% студентов считают, что здоровье ухудшает нерегулярное неправильное питание; 17,5% — высокая умственная нагрузка; 7,7% — плохие условия проживания. 9,2% студентов выбрали ответ «Другое». Причины, названные студентами, ухудшающие их здоровье, можно разделить на четыре категории: климат и погодные условия Санкт-Петербурга, плохие условия обуче-

0

ния, стресс и напряжение, вредные привычки. Распределение студентов по причинам, ухудшающим здоровье (%) представлено на рисунке 4.

Связь между здоровьем и учебой отмечают 39,2% студентов. Негативное влияние учебы на здоровье особенно отмечает женская половина обучающихся: к IV курсу — 52%, к VI курсу — 51,1%. Соотношение студентов по влиянию обучения в университете на здоровье в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 5.

Объективная оценка здоровья студентов Санкт-Петербургского педиатрического университета позволила установить группу здоровья студентов, данные о первичных и хронических заболеваниях, о студентах, находящихся на диспансерном учете.

Из полученных данных были определены доли студентов по группам здоровья. К I группе здоровья относятся 26,1% студентов, преи-

мущественно, 15,7% студентов относятся к III группе здоровья. Студенты с IV группой здоровья в медицинской документации составили наименьшую долю — 0,5% (женщины 1 курса). К VI курсу наблюдается динамика уменьшения доли студентов мужской половины в I группе здоровья до 27,8%. И увеличение доли студентов мужской половины, относящихся ко II группе здоровья до 47,2%. Среди женской половины наблюдается динамика увеличения доли студентов, относящихся к I группе здоровья до 32,6%. Соотношение студентов по группам здоровья в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 6.

Анализ также показал, что 25,9% обследуемых студентов имеют хронические заболевания, из них 13,6% мужчин, 86,4% женщин. Наибольшее количество студентов с хроническими заболеваниями обнаружено на IV курсе (58,1%), наименьшее количество — на I курсе (16,9%). Соотношение студентов, имеющих

37,2

28,4

Неправильный режим дня Нерегулярное питание Высокая умственная нагрузка Плохие условия проживания Другое (вредные привычки)

Рис. 4. Распределение студентов по причинам, ухудшающих здоровье (%)

60 ,—

50

40

30

20

10

52

М Ж

1 курс

МЖ 4 курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да ■ Не уверен | Нет

М Ж

6 курс

Рис. 5. Соотношение студентов по влиянию обучения в университете на здоровье в зависимости от курса и пола (%)

0

71,3

80 70 60 50 40 30 20 10 0

М Ж М Ж М Ж

1 курс 4 курс 6 курс

I группа ■ II группа ■ III группа ■ IV группа

Рис. 6. Соотношение студентов по группам здоровья в зависимости от курса и пола (%)

60 50 40 30 20 10 0

48,5

14,3 20,2

9,6 , 4,8 ,

I курс

IV курс VI курс

■ Мужчины I Женщины

Рис. 7. Соотношение студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%)

хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 7.

На момент исследования 25,9% обследуемых студентов имеют хронические заболевания. Наибольшую группу в структуре хронических заболеваний составили пациенты с заболеваниями АВСД — 85,6% с преобладанием случаев заболевания у женской половины студентов (53,2%). Как показало исследование, студенты I курса больше подвержены заболеваниям органов дыхания: бронхиальной астме (34,8%), и АВСД (26,1%), особенно мужчины (42,9% и 28,6%). Студенты IV курса в большей степени подвержены заболеванию АВСД (50,6%), как мужчины (50%), так и жен-

щины (50,8%), а также заболеваниям желудочно-кишечного тракта, в частности, гастрит — 25,3%: мужчины — 23,1%, женщины — 25,8%. У студентов VI курса в наибольшей степени наблюдается заболевание АВСД (66,2%), как у мужчин (53,8%), так и у женщин (69,1%). И также желудочно-кишечного тракта (гастрит) — 16,2%, в большей степени у мужчин — 38,5%. Соотношение доли студентов по видам хронических заболеваний в зависимости от пола (%) представлено на рисунке 8.

Также наблюдается динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания как среди мужчин, так и среди женщин.

100 |—

80

60

40

20 -

24,3

6,8

6,8

3,4

-27-

1,7

1,7

0,4

"0-

АВСД Гастрит, Брон- ДЖВП, Пиело- ПМКВПС Язвенная Артери- Гломеру-гастро- хиальная холецистит нефрит болезнь альная лонефрит

дуоденит астма гипертензия

Мужчины ■ Женщины

Рис. 8. Соотношение доли студентов по видам хронических заболеваний в зависимости от пола (%)

80 70 60 50 40 30 20

1 курс 4 курс

-^ Мужчины Женщины

6 курс

Рис. 9. Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от пола и курса (%)

Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от пола и курса представлена на рисунке 9.

по результатам данного исследования было установлено, что общей заболеваемости подвержены 56,7% обследуемых студентов. Из них 21,5% — мужчины, 78,5% — женщины. Самый высокий уровень заболеваемости установлен на IV курсе — 51,4%, самый низкий — на I курсе обучения (20,3%). На VI курсе уровень общей заболеваемости составляет — 28,3%. Соотношение доли студентов по видам общей заболеваемости в зависимости от пола и курса (%) представлено на рисунке 10.

В структуре общей заболеваемости первое место занимают инфекционные заболевания — 56,8% и заболевания органов дыхания — 55,3%. в большей степени риску общей заболеваемости подвержена женская половина студенческой молодежи. Соотношение доли студентов по группам общей заболеваемости в зависимости от пола (%) представлено на рисунке 11.

25,9% обследуемых студентов состоят на диспансерном учете, среди них: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, учатся на I курсе (48,6%), наименьшее количество — на IV курсе (20%). Среди уча-

0

60 ,-

50

40

30

20

10

0

4,4

15,9

1 курс

40,5

10,9

6 курс

4 курс

Мужчины I Женщины

Рис. 10. Соотношение доли студентов по видам общей заболеваемости в зависимости от пола и курса (%)

60 ,—

50

40

30

20

10

31,8

- 23,5

_L

27,4

29,4

10,4

15,1

_L

10,4

10,9

14,3

7,6

_L

_L

I ^T

2,3

1,4

J_2,5_|_и_I_и_I

Органов Инфек- Костно- Органов Органов Мочепо- Сердечно- Кожные Системы

дыхания ционные мышечной пищева- чувств ловой сосудистые кровооб-

системы рения системы ращения

Мужчины I Женщины

Рис. 11. Соотношение доли студентов по группам общей заболеваемости в зависимости от пола (%)

6

0

щихся на VI курсе на учете состоят 31,3% студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,9% обследуемых студентов состоят на диспансерном учете, среди них: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, учатся на I курсе (48,6%), наименьшее

количество — на IV курсе (20%). Среди учащихся на VI курсе на учете состоят 31,3% студентов. Соотношение доли студентов, состоящих на диспансерном учете в зависимости от курса и пола (%) представлено на рисунке 12.

Комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья студентов Санкт-Петербург-

ского педиатрического университета показала, что 40,3% ответивших студентов отмечают у себя ухудшение здоровья; особенно женщины всех курсов: I курс — 41,4%, IV курс — 46,6%, VI курс — 44,7%. Уже к IV курсу наблюдается динамика увеличения доли студентов, болеющих 3-4 раза в год на 12,2%; а более 5 раз в год на 1,8%. Динамика увеличения доли студентов, болеющих респираторными заболеваниями в зависимости от курса (%) представлена на рисунке 13.

Объективная оценка здоровья студентов показала, что врачи относят: 26,1% студентов —

к I группе здоровья (37,5% мужчин, 24% женщин); 57,7% — ко II группе здоровья (40,6% мужчин, 60,8% женщин); 15,7% — к III группе здоровья (21,9% мужчин, 14,7% женщин); студентов с IV группой здоровья наблюдается 0,5% (женщины). К VI курсу наблюдается динамика уменьшения доли студентов мужской половины с I группой здоровья до 27,8%.

Хронические заболевания наблюдаются только у 25,9% обследуемых студентов. К тому же из них в большей степени подвержены влиянию хронических заболеваний женщины

50 ,-

40

30

20

10

0

1 курс 4 курс 6 курс

Мужчины ■ Женщины

Рис. 12. Соотношение доли студентов, состоящих на диспансерном учете в зависимости от курса и пола (%)

40 35 30 25 20 15 10 5

38

1 курс

6 курс

4 курс

3-4 раза в год ■ Более 5 раз в год

Рис. 13. Динамика увеличения доли студентов, болеющих респираторными заболеваниями в зависимости от курса (%)

80 70 60 50 40 30 20

25,6

1 курс

4 курс

Мужчины Женщины

6 курс

Рис. 14. Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола(%)

(83,1%), чем мужчины (16,9%). В структуре хронических заболеваний наибольшую долю

составили: заболевания АВСД (85.

заболе-

вания органов пищеварения (49,8%) и бронхиальная астма 32,8%). Динамика увеличения количества студентов, имеющих хронические заболевания в зависимости от курса и пола (%) представлена на рисунке 14.

56,7% обследуемых студентов подвержены влиянию общей заболеваемости. Из них 21,5% — мужчин, 78,5% — женщин. На I курсе обучения наблюдается самый низкий уровень общей заболеваемости — 29,1%. Самый высокий уровень заболеваемости установлен на VI курсе — 38,8%.

На момент исследования среди обследуемых студентов доля состоящих под диспансерным наблюдением составляет — 25,9%: 42,9% — мужчины, 57,1% — женщины. Наибольшее количество студентов, состоящих на диспансерном учете, наблюдается среди первокурсников (48,6%), т.е. вновь поступивших в университет студентов.

Значительная доля студентов (39,2%) отмечают негативное влияние учебы на их здоровье. Наибольшее влияние учебного процесса на здоровье отмечают студенты IV и VI курсов (49,5% и 46,3%), в основном женщины: 52% и 51,1%. Но при этом регулярно в медицинское учреждение обращаются только 9,9% студентов. Женщины (10,9%) обращаются за медицинской помощью в два раза чаще, чем мужчины (5,2%). 6,7% студентов — никогда не обращаются в медицинское учреждение. В студенческий медпункт обращается лишь 5,6%

студентов: 5,9% — мужчины, 5,5% — женщины. В основном это женщины I курса (10%) и мужчины IV курса (11,4%).

стоит обратить внимание, что оказание лечебно-профилактической помощи со стороны студенческого медпункта носит дополнительный (вспомогательный) характер. В соответствии с этим деятельность студенческого медпункта направлена на оказание первой медицинской помощи; контроль за допуском студентов к обучению по состоянию здоровья; ведение медицинской документации. Основная деятельность сотрудников студенческого медпункта направлена на проведение профилактических осмотров.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов медицинских вузов — будущих педиатров, возможно только при организации постоянного контроля за здоровьем и усовершенствовании лечебно-профилактической помощи студентам медицинских вузов. В частности, организация лечебно-профилактической помощи студентам Санкт-Петербургского педиатрического университета.

Для усовершенствования существующей системы оказания лечебно-профилактической помощи студентам в условиях Санкт-Петербургского педиатрического университета рекомендуем расширить спектр деятельности студенческого медпункта.

На наш взгляд, деятельность студенческого медпункта должна быть направлена на обеспечение следующих условий для обучающихся: • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

□ригинальные статьи

51

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации;

• проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;

• мониторинг состояния здоровья студентов;

• «Здоровый университет».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование показало, что состояние здоровья студентов-педиатров является важным показателем медико-социальной характеристики студентов медицинских вузов и всего общества в целом. К тому же эта категория студентов является наиболее чувствительной к бурно меняющимся социальным и экологическим условиям современного мира.

также, в ходе исследования была выявлена связь между учебой и здоровьем студентов медицинского вуза — будущих педиатров. Комплексная медико-социальная оценка состояния их здоровья подтвердила необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организации лечебно-профилактической помощи студентам в условиях медицинского вуза. В частности, проведения комплексных исследований, включающих условия, образ жизни, здоровье, организацию лечебно-профилактической помощи студентам Санкт-Петербургского педиатрического университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабина B.C. Проблема здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015; 11: 572-5.

2. Болотин А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013; 1: 164-5.

3. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Теоретические и практические аспекты использования индикаторов оценки качества жизни. медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(2): 4-15.

4. Здоровье и благополучие: почему это важно? Доступен по: http://www.un.org/ru/development/devagenda/ pdf/Russian_Why_it_matters_Goal_3_Health.pdf (дата обращения 14.03.2020).

5. Зипунникова Т. А., Сизова Н.Н. Исследование физического здоровья студентов дальневосточного фе-

дерального университета. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 3-1(57): 27-9.

6. Илюша М.В., Григорьева С.А. Мониторинг состояния здоровья студентов-первокурсников торгово-экономического вуза. В кн.: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: «СибАК». 2014; 4(19): 187-92.

7. Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2017; 4(43): 77-83.

8. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/ (дата обращения 14.02.2020).

9. Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Владимирова Е.Ю., Пынченкова Л.А. Совершенствование нормативной базы по биоэтике и правам человека в сфере систем здравоохранения государств-участников СНГ. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1(1): 38-43.

10. Лихтшангоф А.З., Кузнецова Е.П., Богданов Р.Н., Глубоковский К.С. Оценка деятельности диагностического подразделения лечебно-профилактического учреждения на основе данных социологического опроса. Врач-аспирант. 2015; 73(6): 26-33.

11. Ляпин В.А., Флянку И.П., Любошенко Т.М. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов в период обучения в вузе. Научный медицинский вестник. 2015; 1(1): 29-39.

12. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(1): 62-7.

13. Молодежная стратегия ООН. Молодежь 2030. Доступен по: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/ uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_ Booklet_-Russian-for-WEB.pdf (дата обращения 14.02.2020).

14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c69 8de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 14.02.2020).

15. Ширшикова М.С. Медико-социальная характеристика студентов — будущих педиатров. Медицина: теория и практика. 2019; 4: 621-2.

16. Юрьев В.К., Глущенко В.А., Моисеева К.Е. Основы общественного здоровья и здравоохранения. СПб.: СпецЛит; 2019.

17. Юрьев В.К., Моисеева К.Е., Глущенко В.А., Харбе-дия Ш.Д. Руководство к практическим занятиям по

изучению заболеваемости населения. СПб.: Сотис-Мед; 2018.

REFERENCES

1. Babina V.S. Problema zdorov'ya studencheskoy molo-dezhi. [The problem of student health]. Young scientist. 2015; 11: 572-5.

2. Bolotin A.E. Faktory, negativno vliyayushchie na sostoy-anie zdorov'ya studentov vuzov. [Factors adversely affecting the health status of university students]. Health — the basis of human potential: problems and solutions. 2013; 1: 164-5.

3. Enikeeva L.A., Shirshikova M.S. Teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty ispol'zovaniya indikatorov otsenki kachestva zhizni. [Theoretical and practical aspects of using quality of life indicators]. Medicine and health care organization. 2017; 2(2): 4-15.

4. Zdorov'e i blagopoluchie: pochemu eto vazhno? [Health and well-being: why is it important?]. Available at: http://www.un.org/ru/development/devagenda/pdf/ Russian_Why_it_matters_Goal_3_Health.pdf (accessed 14.02.2020) (in Russia).

5. Zipunnikova T.A., Sizova N.N. Issledovanie fizichesko-go zdorov'ya studentov dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. [The study of the physical health of students of the Far Eastern Federal University]. International Research Journal. 2017; 3-1(57): 27-9.

6. Ilyusha M.V., Grigorieva S.A. Monitoring sostoy-aniya zdorov'ya studentov-pervokursnikov torgovo-ekonomicheskogo vuza. [Monitoring the health status of first-year students of a trade and economic university]. In: Scientific community of students of the XXI century. Humanities: Sat. Art. by mat. XIX international Stud. scientific-practical conf. Novosibirsk: «Sibak». 2014; 4(19): 187-192.

7. Kalinichev P.O. Prichiny ukhudsheniya sostoyaniya zdorov'ya studencheskoy molodezhi. [Reasons for the deterioration of the health status of students]. Youth Scientific Forum: Humanities: electronic. Sat Art. by mat. XLIV Int. Stud. scientific-practical conf. 2017; 4(43): 77-83.

8. Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. [Concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_71673/7a46cb13de731db3333fcd 77a4f7887e468287e3/ (accessed 14.02.2020) (in Russia).

9. Kubar' O.I., Mikirtichan G.L., Nikitina A.E., Vladimiro-va E. Yu., Pynchenkova L.A. Sovershenstvovanie nor-mativnoy bazy po bioetike i pravam cheloveka v sfere

sistem zdravookhraneniya gosudarstv-uchastnikov SNG. [Improving the regulatory framework on bioethics and human rights in the field of healthcare systems of the CIS member states]. Medicine and health care organization. 2016; 1(1): 38-43.

10. Likhtshangof A.Z., Kuznetsova E.P., Bogdanov R.N., Glubokovskiy K.S. Otsenka deyatel'nosti diagnostich-eskogo podrazdeleniya lechebno-profilakticheskogo uchrezhdeniya na osnove dannykh sotsiologicheskogo oprosa. [Evaluation of the activities of the diagnostic unit of a medical institution based on data from a sociological survey]. Postgraduate doctor. 2015; 73(6): 26-33.

11. Lyapin V.A., Flyanku I.P., Lyuboshenko T.M. Sostoy-anie zdorov'ya i osobennosti obraza zhizni studentov v period obucheniya v vuze. [The state of health and lifestyle features of students during their studies at the university]. Scientific Medical Bulletin. 2015; 1(1).

12. Mikirtichan G.L., Likhtshangof A.Z. Vsemirnyy den' bioetiki v sankt-peterburgskom gosudarstvennom pedi-atricheskom meditsinskom universitete. [World Bioethics Day at St. Petersburg State Pediatric Medical University]. Medicine and health care organization. 2017; 2(1): 62-7.

13. Molodezhnaya strategiya OON. Molodezh' 2030. [Youth strategy of the United Nations. Youth 2030]. Available at: https://www.un.org/youthenvoy/wp-con-tent/uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_ Booklet_-Russian-for-WEB.pdf (accessed 14.02.2020) (in Russia).

14. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. N 323-FZ. ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiys-koy Federatsii. [on the basics of public health protection in the Russian Federation]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (accessed 14.02.2020) (in Russia).

15. Shirshikova M.S. Mediko-sotsial'naya kharakteristika studentov — budushchikh pediatrov. [Medical and social characteristics of students — future pediatricians]. Medicine: theory and practice. 2019; 4: 621-2.

16. Yur'ev V.K., Glushchenko V.A., Moiseeva K.E. Osnovy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya. [Fundamentals of public health and health care]. SPb.: Spe-clit; 2019.

17. Yur'ev V.K., Moiseeva K.E., Glushchenko V.A., Kharbe-diya Sh.D. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam po izucheniyu zabolevaemosti naseleniya. [Guide to practical classes on the study of population morbidity]. SPb.: Sotis-Med; 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.