Научная статья на тему 'Состояние здоровья школьников в современной образовательной среде'

Состояние здоровья школьников в современной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / школьники / соматическое здоровье / children / schoolchildren / somatic health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федько Наталья Александровна, Калмыкова Ангелина Станиславовна, Муравьева Валентина Николаевна, Джанибекова Асият Сосланбековна, Калмыкова Виктория Сергеевна

Представлены результаты анализа показателей комплексной оценки соматического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Выявлено, что значительное влияние на состояние здоровья детей школьного возраста оказывает совокупность медико-биологических и социально-гигиенических факторов, в том числе «школьно-обусловленных». Укреплению физического здоровья обучающихся кадетской школы способствуют особые режимные условия и требования к их соблюдению, более длительное пребывание в школе, сочетание обучения со строгой регламентацией внутреннего распорядка дня, физической нагрузки, труда, отдыха и питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федько Наталья Александровна, Калмыкова Ангелина Станиславовна, Муравьева Валентина Николаевна, Джанибекова Асият Сосланбековна, Калмыкова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The results of the analysis of indicators of complex assessment of somatic health of students in educational institutions of different types of Stavropol in the context of school-related factors are presented. It is revealed that a significant impact on the health of school-age children has a set of biomedical and socio-hygienic factors, including «school-related» ones. The formation and strengthening of the physical health of students of the cadet school contribute to the special regime conditions and requirements for their compliance, a longer stay in school, a combination of training with strict regulation of the internal daily routine, physical activity, work, rest and nutrition.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья школьников в современной образовательной среде»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

2019. Т. 14. № 4

medical news of north caucasus

2019. Vоl. 14. Iss. 4

Долгалев Александр Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии; тел.: (8652)350606; e-mail: korssgma@mail.ru

Сирак Сергей Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой стоматологии; тел.: (8652)350551; e-mail: sergejsirak@yandex.ru

Соловьева Оксана Александровна, доктор медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии; тел.: (8652)350975; e-mail: terstomsgma@yandex.ru

Ремизова Анна Александровна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой стоматологии № 3; тел.: (8672)280369; e-mail: 29oct84@mail.ru

Дзгоева Мадина Георгиевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии № 1; тел.: (8672)280375; e-mail: kafo@ya.ru

Рубникович Сергей Петрович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии; тел.: +375172922561; e-mail: rubnikovichs@mail.ru

© Коллектив авторов, 2019

УДК 373:613.7.86:616-053.5

DOI - https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14175

ISSN - 2073-8137

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Н. А. Федько, А. С. Калмыкова, В. Н. Муравьева, А. С. Джанибекова, В. С. Калмыкова

Ставропольский государственный медицинский университет, Российская Федерация

STATE OF HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Fedko N. A., Kalmykova A. S., Muravyeva V. N., Dzhanibekova A. S., Kalmykova V. S. Stavropol State Medical University, Russian Federation

Представлены результаты анализа показателей комплексной оценки соматического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Выявлено, что значительное влияние на состояние здоровья детей школьного возраста оказывает совокупность медико-биологических и социально-гигиенических факторов, в том числе «школьно-обусловленных». Укреплению физического здоровья обучающихся кадетской школы способствуют особые режимные условия и требования к их соблюдению, более длительное пребывание в школе, сочетание обучения со строгой регламентацией внутреннего распорядка дня, физической нагрузки, труда, отдыха и питания.

Ключевые слова: дети, школьники, соматическое здоровье

The results of the analysis of indicators of complex assessment of somatic health of students in educational institutions of different types of Stavropol in the context of school-related factors are presented. It is revealed that a significant impact on the health of school-age children has a set of biomedical and socio-hygienic factors, including «school-related» ones. The formation and strengthening of the physical health of students of the cadet school contribute to the special regime conditions and requirements for their compliance, a longer stay in school, a combination of training with strict regulation of the internal daily routine, physical activity, work, rest and nutrition.

Keywords: children, schoolchildren, somatic health

Для цитирования: Федько Н. А., Калмыкова А. С., Муравьева В. Н., Джанибекова А. С., Калмыкова В. С. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2019;14(4):701-703. DOI - https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14175

For citation: Fedko N. A., Kalmykova A. S., Muravyeva V. N., Dzhanibekova A. S., Kalmykova V. S. STATE OF HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Medical News of North Caucasus. 2019;14(4):701-703. DOI - https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14175 (In Russ.)

краткие сообщения

short communications

Здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Данные статистики свидетельствуют, что практически здоровых детей в России не более 16 % (I группа здоровья), функциональные отклонения выявляются у 50 % детей (II группа здоровья), у 3540 % имеются хронические заболевания [1, 2]. Современная образовательная среда в школьном возрасте играет важную роль в ухудшении здоровья, что обусловлено увеличением объёма и усложнением заданий, интенсификацией обучения, чрезмерными учебными нагрузками, недостаточной двигательной активностью, нарушениями в режиме дня и питания [3, 4]. Понимание механизмов коррекции нарушений, вызванных школьно-обусловленными факторами, проведение эффективной профилактики заболеваний, ассоциированных с ними, не представляются возможными без анализа влияния внутришкольной среды и организации учебного процесса [5].

Цель - анализ показателей комплексной оценки соматического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа в контексте школьно-обусловленных факторов.

Материал и методы. Проведен сравнительный анализ показателей комплексной оценки соматического здоровья 4654 школьников 6 образовательных учреждений общего типа и 897 учащихся кадетской школы. С помощью опроса учащихся и их родителей по специально разработанной анкете, включающей 118 вопросов и 408 вариантов ответов, выявлялись медико-биологические, социально-экономические, средовые, в том числе «школьные», факторы, формирующие здоровье. Проводили антропометрию с использованием центильных таблиц региональных возрастных нормативов. Уровень полового созревания в возрастной группе 10-16 лет оценивали по половой формуле. Анамнестические сведения получали из медицинской документации. Для статистической обработки использовали прикладные пакеты программ Microsoft Excel 2013. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты и обсуждение. В образовательных учреждениях разного типа выявлены общие тенденции без достоверных различий в возрастных и тендерных группах по частоте встречаемости большинства медико-биологических факторов: осложненный антенатальный анамнез, «семейный генетический груз», особенности роста и развития на первом году жизни. На воспитание в полных семьях как социально-экономический фактор указали 88,3 % учеников общеобразовательных школ, и лишь 66,4 % - кадетов (р<0,05). Уровень материального благополучия своей семьи 2/3 опрошенных общеобразовательных школ оценивали как «средний» и 1/7 часть как «низкий», тогда как в группах воспитанников-кадетов

Литература/References

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012;91(3):9-14. [Baranov A. A. Sostojanie zdorov'ja detej v Rossijskoj Federacii. Pediat-rija. - Pediatrics. 2012;9l(3):9-14. (In Russ.)].

2. Сетко И. М., Сетко Н. П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018;2(22):4-13. [Set-ko I. M., Setko N. P. Sovremennye problemy sostojanija

«низкий» материальный уровень имели втрое большее количество семей (р<0,05). Обучающиеся общеобразовательных школ достоверно чаще в сравнении с кадетами указывали на низкую физическую активность, отсутствие досугового времени (преимущественно у старшеклассников), чрезмерную нагрузку при использовании компьютерных технологий, повышенное утомление к концу дня, нарушение режима и качества питания.

Анализ резистентности, адаптационных возможностей жизнеобеспечивающих систем, показателей физического развития, полового созревания показал, что по уровню и гармоничности физического развития учащиеся младших классов в исследуемых образовательных учреждениях достоверно не различались. Почти у половины выявлено гармоничное развитие. Однако у старшеклассников-кадетов достоверно чаще, чем у обучающихся образовательных учреждений общего типа (44,5 и 32,2 % соответственно, р<0,05), отмечены показатели длины, близкие к эталонному в диапазоне 4-5 центильных групп, а также (у 18,4 % против 14,3 %, р<0,05) очень высокий уровень физического развития девочек. Немногим менее половины школьников-кадетов (47,2 %) имели гармоничное развитие (против 32,7 %), лишь 32,6 % - резко дисгармоничное (против 41,1 % в школах общего типа), и лишь четверть были развиты резко дисгармонично. 46,6 % учащихся кадетской школы (и 32,4 % - из школ общего типа, р<0,05) отличались преобладанием средних показателей темпов роста (мезомикро -мезомакросоматипом). Во всех возрастных и ген-дерных группах кадетов превалировал (в среднем 65 %) нормальный показатель индекса массы тела. Достоверно реже встречались как дефицит массы тела, так и предожирение и ожирение (17,5 и 18,3 %) в сравнении с учащимися школ общего типа (24,6 и 33,3 %, р<0,05). Достоверной разницы в показателях полового созревания обучающихся в сравниваемых образовательных учреждениях не выявлено. Однако в кадетской школе у девочек чаще, чем у мальчиков, наблюдалось отставание в половом развитии. В целом лишь 25,5 % учащихся кадетской школы и 19,3 % - школ общего типа признаны абсолютно здоровыми. Структура хронической патологии не зависела от типа образовательного учреждения.

Заключение. Влияние на состояние здоровья детей школьного возраста оказывает совокупность медико-биологических и социально-гигиенических факторов, в том числе «школьно-обусловленных». Особые режимные условия и требования к их соблюдению, более длительное пребывание в школе, сочетание обучения с регламентацией внутреннего распорядка дня и питания способствуют формированию и укреплению физического здоровья обучающихся кадетских школ.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

zdorov'ja shkol'nikov v uslovijah kompleksnogo vlijanija faktorov sredy obitanija. Orenburgskij medicinskij vestnik. - Orenburg Medical Bulletin. 2018;2(22):4-13. (In Russ.)].

3. Зазнобова Т. В. Особенности физического развития и функциональные возможности подростков, обучающихся в школах разного типа. Сибирский медицинский журнал. 2010;5:113-116. [Zaznobova T. V. Osobennosti fizicheskogo razvitija i funkcional'nye vozmozhnosti podrostkov, obuchajushhihsja v shkolah raznogo tipa.

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

2019. Т. 14. № 4

MEDicAL NEws of NoRTH cAucAsus

2019. Vоl. 14. Iss. 4

Sibirskij medicinskij zhurnal. - Siberian Medical Journal. 2010;5:113-116. (In Russ.)].

4. Зулькарнаева А. Т., Поварго Е. А., Зулькарнаев Т. Р., Овсянникова Л. Б., Агафонов А. И. Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2012;8:29-31. [Zul'karnae va A. T., Povargo E. A., Zul'karnaev T. R., Ovsjanniko-va L. B., Agafonov A. I. Vlijanie otdel'nyh faktorov na sostojanie zdorov'ja shkol'nikov. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. -Public Health and Habitat. 2012;8:29-31. (In Russ.)].

Сведения об авторах:

5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения. Здоровье населения и среда обитания. 2012;8:4-6. [Kuchma V. R., Suhareva L. M. Sanitarno-jepidemio-logicheskoe blagopoluchie detej i podrostkov v sovre-mennyh uslovijah: problemy i puti reshenija. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. - Public Health and Habitat. 2012;8:4-6. (In Russ.)].

Федько Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии; тел.: (8652)370693, 89283007373; e-mail: fedko_natalya@mail.ru

Калмыкова Ангелина Станиславовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней; тел.: (8652)232107, 89054486132; e-mail: kangeline@mail.ru

Муравьева Валентина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного последипломного образования; тел.: (8652)356185; e-mail: postmaster@stgmu.ru

Джанибекова Асият Сосланбековна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической педиатрии; тел.: (8652)358188, 89282302963; e-mail: Asya-8686@yandex.ru

Калмыкова Виктория Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней; тел.: (8652)232107, e-mail: nicask85@mail.ru

© O. П. Абаева, C. B. Романов, 2019 УДК 614.22

DOI - https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14176 ISSN - 2073-8137

ПРИЖИЗНЕННОЕ ОРГАННОЕ ДОНОРСТВО: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

0. П. Абаева, С. B. Романов

Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет), Российская Федерация

LIVING ORGAN DONATION: DEVELOPMENT TRENDS

Abaeva О. Р., Romanov S. V.

1. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Russian Federation

В период обсуждения в нашей стране проекта нового закона, регулирующего донорство и трансплантацию органов человека, авторами с целью выявления мировых тенденций регулирования прижизненного органного донорства проведен анализ нормативных актов и литературных источников по данной тематике. Установлено, что за последние четверть века произошло существенное изменение отношения к оценке риска, связанного с принятием столь сложного решения донором органа. Кроме того, в странах, где активно развиваются программы пересадки органов, был осуществлен переход от обязательной генетической связи между донором и реципиентом к принципиально другим формам взаимоотношений между ними. В России за этот же период законодательство лишь наметило переход от генетического к родственному органному донорству, что, безусловно, отстает от международных норм и обусловливает необходимость длительной активной работы по пропаганде гуманности органного донорства.

Ключевые слова: прижизненное органное донорство, доноры органов, риск органного донорства

During the period of an intense discussion regarding a new Russian law regulating organ donation and transplantation, the authors of the following article have analyzed currently existing laws and literary sources from all over the world concerning this field, in order to discover the world tendencies of organ donation, regulations and procedures. The research has shown that the attitude towards risk-evaluation by a potential donor has changed drastically during the last quarter of a century. Besides, the countries that actively develop programs of organ transplantation have shifted from requiring a genetical connection between the donor and the recipient towards other factors describing their relations. In Russia, the law making process has demonstrated only slight hints of transitioning from genetical to relative-based donation, which is certainly falling behind international norms. This defines the necessity to provide active and profound work to propagate the humanity of organ donation.

Keywords: living organ donation, organ donors, risk of organ donation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.