L
УДК 313.34:828.1.03:546
Доктор мед. наук Ю. В. Новиков, канд. мед. наук С. И. Плитман, профессора А. И. Левин и Я. X. Шнигер, канд. мед. наук Т. Н. Ершова, В. Н. Кагиров, Л. Г. Царева,
канд. мед. наук Т. А. Кочеткова, канд. биол. наук К■ О. Ласточкина, И. С. Тюленева, Ю. А. Ноаров
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯГКИХ МАЛОМИНЕРАЛИЭОВАННЫХ ВОД
для питья
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. 4>. Ф. Эрисмана
Оптимизация условий жизни требует максималь-* ного обеспечения безвредности факторов внешней среды, в том числе питьевого, в связи с чем возникает необходимость изучения состояния здоровья населения.
Данные литературы о влиянии минерального состава вод на здоровье свидетельствуют о возможном влиянии мягких вод, в которых имеется дефицит кальция и магния, на сердечно-сосудистую систему (Д. Д. Рисалиев; Neri и соавт.; Neri и Johan-sen), функцию почек (В. М. Борисова; Г. А. Грише-левич), желудочно-кишечный тракт (И. И. Садо-хина; Р. О. Файтельберг), костную ткань (Л. Ф. Кравченко). Присутствие в воде ионов тяжелых металлов и одновременно с этим дефицит кальция могут явиться комплексом, способствующим на-<Ф пряжению регуляторно-приспособительных систем организма, так как токсичность металлов в мягких водах увеличивается (Barton; Miller). Последнее объясняется способностью кальция конкурировать с.ионами тяжелых металлов за специфичный белок, в комплексе с которым осуществляется всасывание последних через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Поэтому чем больше в воде ионов кальция, тем меньше белка остается на долю металлов, следовательно, дефицит кальция может быть фактором, способствующим увеличению токсичности металлов.
Гигиеническая оценка воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в некоторых районах Дальнего Востока показала, что для них характерны низкая минерализация (50—70 мг/л), незначительная жесткость (0,8— А 2,0 мг-экв/л), малое содержание кальция (2— 15 мг/л), магния (2,0—10 мг/л), дефицит фтора (0,2—0,3 мг/л). Одновременно с этим в воде присутствуют ионы свинца, мышьяка, кобальта, се-
ребра, .селена, молибдена, суммарное содержание долей каждого вещества к их ПДК составляет 1,6-2 ПДК.
Для сравнения был найден контрольный район, в котором качество воды источника хозяйственно-питьевого водоснабжения отвечало гигиеническим требованиям: общая жесткость воды 4,5—4,2 мг-экв/л, кальция 33—47 мг/л, магния 20—25 мг/л, хлоридов 90—110 мг/л, сульфатов 21—30,4 мг/л, цинка 0,01—0,02 мг/л, фтора 0,4—0,7 мг/л, марганец, свинец, мышьяк, серебро, молибден и селен отсутствовали. Статистически достоверное различие показателей жесткости, содержания кальция, магния, фтора, ионов свинца, мышьяка, селена, серебра отмечалось в воде источника одного из шести опытных пунктов по сравнению с контрольным, который и был выбран для дальнейшего изучения. На опытном и контрольном объектах, кроме сбора материала по качеству воды источника, проанализировали информацию о зонах санитарной охраны водопроводов, качестве питьевой воды, которое практически не отличалось от качества воды источников, системах организации хозяйственно-питьевого водоснабжения, схемах водоподготовки, собрали демографические показатели, данные о со-циально-гигиенических и природных факторах. Так, в изучаемых районах абсолютный минимум температуры колебался за последние 5 лет в пределах —42—36 °С, абсолютный максимум 40— 30 °С, дней без солнца на 3 самых теплых месяца было 3—5; самых холодных — 27—33. Повторяемость скорости ветра выше 5 м/с за 3 самых холодных месяца колебалась от 34,3 до 38%, за 3 самых теплых — от 36 до 40 %.
Районы обследования относились к низменным равнинам с абсолютной отметкой от 117 до 150 м. Плотность населения до 20 чел/км2. Обеспеченность
1*
— 3 —
жнлым фондом от 6 до на человека. Основные предприятия — машиностроительные, швейные, пищевые комбинаты, объекты бытового обслуживания. Во всех обследованных районах примерно одинаков уровень потребления основных продуктов питания. Число нестандартных проб атмосферного воздуха колебалось от 3 до 5%, радиоактивный фон, интенсивность автомобильного транспорта в обследованных районах были также на одном уровне. Число врачей на 10 ООО населения в опытных и контрольном районах колебалось от 8,5 до 10,1, среднего медицинского персонала —¡*от 62,5 до 69,6.
Поскольку другие факторы внешней среды в опытном районе были оценены как удовлетворительные, то качество потребляемой для питья воды носило функцию детерминирующего аргумента.
Состояние здоровья населения в отобранных районах определяли путем изучения заболеваемости' (детей — по данным первичной обращаемости, допризывников — по данным первичной обращаемости и медосмотров) и медицинского обследования женщин (в возрасте от 20 до 55 лет, не занятых на производствах с вредными условиями труда). Кон-тингенты в опытном и контрольном районах подбирали методом направленного отбора. Так, на основании информации, содержащейся в амбулаторных картах и данных анкетного опроса, отбирали лишь лиц, которые не имели врожденной патологии и травм, проживали в обследуемых районах не менее 5 лет, имели удовлетворительные жилищно-бытовые условия с доходом на 1 члена семьи не менее 70 руб., не страдали вредными привычками и регулярно потребляли молочные и мясные продукты. При оценке заболеваемости в качестве источника информации служили формы № 25 и 25 Ю и анкеты (при обследовании взрослых).
Исследования показали, что в опытном районе по сравнению с контрольным статистически достоверные различия (табл. 1) имелись по показателям обращаемости детей (в возрасте от 1 года до 14 лет) и подростков (17 лет), уровню заболеваемости по III (болезни эндокринной системы и расстройства питания), IV (болезни нервной системы и органов чувств), VII (болезни органов пищеварения), X (болезни мочеполовых органов) и XII (болезни костно-мышечной системы) классам среди этих кон-тингентов.
Данные о состоянии здоровья подростков по результатам медосмотров в целом коррелировали с состоянием здоровья этого же контингента по материалам первичной обращаемости. Максимальные различия выявлены между опытным и контрольным районом по III, VII, IX и X классам.
Наряду с изучением заболеваемости осуществлено медицинское обследование в условиях экспедиционных выездов с использованием анамнестических данных, результатов перкуссии и аускультации, биохимических исследований крови и мочи (определение в сыворотке фосфолипидов и холестерина, натрия, калия, хлоридов в моче и крови), пробы
Таблица I
Показатели'состояния здоровья, между которыми обнаружены статистически^ достоверные различия у жителей опытного и контрольного района
, Показатель Опытный район Контрольный район
дети подростки дети подростки
По данным первичной обращаемости
Обращаемость на 1000 [1546,2 435,4
населения 1773,5 546,2
Заболеваемость:
по III классу 14,3 — 0 ? —
по IV классу 113,4 — " 48,1' —
по VII классу 14,0 25,2 '«, 0 ' 11,1
по XI классу 3,9 — У 9.8 —
по X классу 30,1 50,4 ' 16,0 % 4,4
по ХШАклассу 10,0 19,7 3 2,0 2,2
58,3 24,3
_ 80.6 — 8,1
_ 282,2 — 89,0
— 40,3 — 0
По данным медицинских осмотров
Заболеваемость: по III классу по VIII классу по IX классу по, X классу
ГГр имечание. — обозначает отсутствие7данных.
«ацидотест», электрокардиографического и рентгенологического исследований. До медицинского обследования в выбранных населенных пунктах на швейных производствах, среди сотрудников фабричных профилакториев, поликлиник и детских учреждений проведено сплошное анкетирование. Этот этап исследования был обусловлен необходимостью подбора контингента, на состояние здоровья которого факторы, сопутствующие условиям питьевого водоиспользования, гипотетически могли бы оказывать минимальное отрицательное воздействие. Кроме того, анкетирование помогло выбрать в опытном и контрольном районах лиц, близких по социально-гигиеническим и физиологическим характеристикам.
После анкетирования для медицинского осмотра были отобраны женщины в возрасте от 20 до 55 лет, проживающие в указанных населенных пунктах не менее 20 лет, пользующиеся для питья водой указанного выше качества не менее 15 лет, рожавшие, имеющие удовлетворительные жилищно-бытовые условия с доходом на 1 члена семьи не менее 70 руб., регулярно питающиеся и употребляющие систематически молочные и мясные продукты, не контактирующие с производственными вредностями и не страдающие вредными привычками (курение, злоупотребление спиртными напитками). В результате анкетирования отобрано 166 женщин в опытном и 125 — в контрольном районе.
Комплексное медицинское обследование показало (табл. 2), что в опытном районе по сравнению с контрольным более распространены хронический пиелонефрит, мочекаменная болезнь, хронический
холецистит, хронический колит, хронический гастрит, хроническая ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь. Рентгенологически, помимо указанных нозологических форм, у 20,1% населения опытного района выявлены остеопороз (в контрольном у 10,6%) и кистовидные просветления костей лучезапястных суставов и фаланг пальцев.
Следовательно, данные медицинского осмотра свидетельствуют об избирательном действии на же-лудочно-кишечный тракт, органы мочевыведения, костную ткань и сердечно-сосудистую систему изученных вод. Выявленные изменения хотя и не влияют существенно на трудоспособность, однако имеют значение для прогноза здоровья и разработки лечебно-профилактических мероприятий.
Для установления патогенетической значимости минерального состава изученных вод в эксперименте были смоделированы условия питьевого водопользования, идентичные имеющимся в натурных условиях. С этой целью на белых крысах в течение 10 мес проведен эксперимент с нативной водой. Получены данные (табл. 3), свидетельствующие о снижении бактерицидности кожи, увеличении уровня гистамина в гомогенатах сердечной мышцы, тенденции к нарушению липидного (увеличение коли-♦ чества фосфолипидов и холестерина в сыворотке крови опытных животных) и минерального (снижение содержания хлоридов в моче, в конце эксперимента — в крови, уменьшение количества натрия в го-могенате сердечной мышцы, активности щелочной фосфатазы, увеличение содержания кальция в крови на первых этапах эксперимента и снижение на последующих) обмена, торможении выведения ми-нерало- и глюкокортикоидов надпочечниками, нарушении проницаемости клубочков почек и более выраженной пролиферации эндотелия их капилляров, склонности щитовидной железы к гиперфункции у опытных животных по сравнению с контрольными.
Таким образом, результаты комплексных иссле-¥ дований позволили установить определенное влияние потребляемой для питья воды на здоровье населения. Подтверждением этого служат не только результаты статистической обработки показателей заболеваемости, но и качественный анализ комплексных факторов. Так, на обследованные контингента и опытного, и контрольного районов воздействовали идентичные социально-гигиенические условия. Из всех факторов внешней среды различным было лишь качество воды. В пользу выявленной значимости питьевого фактора для здоровья свидетельствует и то, что изменения, выявленные разными методами (анализом данных первичной обращаемости и медосмотров допризывников,' медицинского обследования), коррелировали между собой, например, влияние питьевой воды на функцию желудка подтверждалось показателями первичной ** обращаемости (повышение частоты гастритов у детей и подростков), результатами медосмотров (увеличение количества случаев хронического гипацид-ного гастрита), рентгенологическими данными (зна-
Таблица 2
Показатели состояния здоровья (в %), между которымнТоб-наружены статистически достоверные различия у жителей опытного и контрольного районов (по данным медицинского обследования)
Опытный Контрольный
Патология район район
(п=166) (л =125)
Хронический пиелонефрит 7 0
Мочекаменная болезнь 2,1 0
Хронический холецистит 14,6 2,0
Хронический колит 8,4 2,0
Хронический гипацидный га-
стрит 26,9 12,5
Хроническая ишемичсская
болезнь сердца 7,6 4,0
Гипертоническая болезнь 8,9 2,0
Остеопороз 20,1 10,6
Таблица 3
Изменение некоторых показателей у белых крыс, потреблявших воду различного минерального состава (М ± т)
Показатель • Группа
опытная контрольная Р
Длительность нарко- »
тического сна, мин
(10 мес) 15,0±1,0 9,3±0,6 <0,05
Содержание хлоридов
в крови, мг% Ч
(6 мес) 116,0+4,3 182,0±5,4 <0,05
Активность щелочной
фосфатазы сыворот- 10,0±0,3 <0,05
ки, мг% (6 мес) Содержание кальция 20,0±0,7
в крови, мг% (10 мес)
6,5±0,4 8,4+0,4 <0,05
Содержание фосфо-
липидов в сыворот-
ке крови, мг%
(10 мес) 190,0± 30,0 120,0±30,0 <0,05
Содержание холесте-
рина в сыворотке
крови, мг% (10 мес) 160,0± 12,0 110,0+4,0 <0,05
Содержание кальция
в моче, мг/сут
(10 мес) 3.1±0,2 6,3+0,3 <0,05
Бактерицидность ко-
жи, % (10 мес) Содержание гистамина 62,5±8,1 30,5±5,0 <0,05
в гомогенатах сер-
дечной мышцы,
мг% 0,22±0,02 0,11 ±0,03 <0,05
Содержание натрия в
гомогенатах сер-
дечной мышцы,
мг% 215,0+4,0 27,0+1,0 <0,05
Содержание кремния
в костной ткани,
отн. ед. 39,0+1,8 59,0±2,6 <0,05
Реактивность печени
по количеству дву-
ядерных гепатоци-
тов 152,0+20,0 55,0+4,0 <0,05
* В скобках указан срок наступления достоверных из менений.
читальное превышение в опытной группе частоты гипосекреторной формы гастритов), результатами гистологических исследований (снижение секреторной способности слизистой оболочки у подопытных животных).
Одним из важнейших доказательств влияния водного фактора на состояние здоровья являются результаты хронического эксперимента с нативной водой. Снижение иммунобиологической активно-
сти и нарушение'минерального и липидного обмена могли сыграть определенную роль в развитии патологии органов мочевыделения, изменении структуры костной ткани^и др.
Результаты исследований свидетельствуют о практической значимости и целесообразности использования комплексного метода изучения влияния минерального состава питьевой воды на здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова В. М. — В кн.: Географические аспекты некоторых эндемических болезней в Сибири и на Дальнем Востоке. Л., 1968, с. 18.
Гришелевич Г. А. — Гиг. и сан., 1975, № 3, с. 14.
Кравченко Л. Ф. — В кн.: Нозогеография и медико-географические атласы. Л., 1968, ч. 1, с. 118—119.
Рисалиев'Д. Д. — В кн.: Материалы краевой эпидемиологии и гигиены. Фрунзе, 1975, т. 14, с. 126—127.
Садохина И. И. Влияние микроэлементов алюминия, лития, марганца и стронция на желудочную секрецию в норме и при экспериментальной язве желудка. Автореф. дис. канд. Иркутск, 1974.
файтельберг Р. О., Фролова JI. И. — Физиол. ж. [СССР, 1971, Ж 7, с. 1058—1066.
Barton J. — J. Zab. clin. Med., 1978. v. 91. p. 366—376.
Miller J. — Bull. Environm. Contem. Toxicol., 1976, v. 20, p. 99.
Neri L. C„ HerwittD. et al.—J. Am. WaterWorks Ass., 1975, v. 67, p. 403.
Neri L. C., Johansen H. L., Talbot F.D. F. Chemical Content of Canadian Drinking Water Related to Cardiovascular Health. Ottawa, 1977.
Поступила 20/11 1980 г.
HEALTH STATUS OF THE POPULATION IN RELATION TO THE USE OF SLIGHTLY MINERALIZEDJSOFT DRINKING WATER
Yu. V. Novikov, S. /, Plitman, A. 1. Levin, N. U. Shniger, T. N. Yershova, V. N. Kagirov, L. G. Tsareva, T. A. Kochetkova, K. 0. Lastochkina, I. S. Tiuleneva,
Yu. A. Noarov
Norbidity rates and results of medical examinations were analyzed and a questionnaire survey was conducted to assess the health status of the population of a Far Eastern region of the USSR who consume slightly mineralized soft water which Is characteristic of the Far East. This water is low in minerals (50-70 mg/liter), has, a low hardness (0.8-2.0 mg-eq/iiter), lo\y levels of calcium (2-15 mg/liter) and magnesium (2-10 mg/liter), and is deficient in fluorine (0,2-0,3 mg/liter) while containing lead, arsenic, cobalt, silver, and molybdenum ions. It has been found that the water has selective actions on the gastrointestinal tract, urinary organs, bony tissue, and the cardiovascular system
and that diseases of the endocrine and nervous systems and of sense organs are more prevalent in the region under study. The results of these studies have been confirmend and supplemented by those of a toxicologic experiment on white rats given such water. These had a skin with reduced bactericidal activity and showed a tendency to impaired lipid and mineral metabolism and thyroid hyperfunction. The findings obtained may be of value in predicting the health status of a'community and developing remedial and preventive measures, and they may also serve as criteria in establishing revised hygienic standards for drinking water.
УДК 6 М.777:[628.191:615.285.71:628.16
Проф. Е. В. Штанников, Ю. Ю. Елисеев
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ВОДЫ НА МОДЕЛЬНЫХ ВОДОПРОВОДНЫХ очистных СООРУЖЕНИЯХ ОТ ПРОДУКТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОСФОРОРГАНИЧЕСКИХ
ПЕСТИЦИДОВ
Саратовский медицинский институт
В настоящей работе представлены материалы гигиенической апробации водоочистных систем в отношении продуктов трансформации пестицидов и данные об их токсичности. Для моделирования загрязнения воды продуктами трансформации использовали широко распространенные и часто встречающиеся в водоемах фосфорорганические пестициды (ФОП) — карбофос и трихлорметафос-3 (ТХМ-3), физико-химические свойства которых позволяли прогнозировать возможность ухудшения органо-
лептических свойств воды и вероятность ее токсичности.
Деструкцию осуществляли хлорированием в процессе реагентной обработки воды. Учитывая сложный состав и отсутствие четкой дифференциации продуктов, их оценивали по органолептическим (запах и разведение, при котором он исчезает) и токсическим (острые опыты на белых крысах и мышах, биологический тест на гидробионтах) показателям. Проведено сравнительное изучение ста-