Научная статья на тему 'Состояние здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка, и механизмы формирования его нарушений'

Состояние здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка, и механизмы формирования его нарушений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Е. А., Долотова Н. В., Пыхтина Л. А., Филькина О. М., Широкова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка, и механизмы формирования его нарушений»

Краткое сообщение

мию и увеличение амплитуды колебаний с частотой миогенной активности - А(М) у женщин до 65 лет на 49±1,5% (Р<0,001), чего у женщин старше 65 лет не наблюдалось. Это говорит о сокращении регуляции со стороны миогенной системы с возрастом, что обосновывает эффективность электромиостимуляции, лазерной стимуляции, антигипоксического и пластического эффектов янтарной и гиалуроновой кислот.

Результаты в отношении изменений эндотелиальной, нейрогенной, респираторной активности и сердечных сокращений -не противоречат данным, полученным И.В. Тихоновой [10], выполненным в Институте биофизики РАН г .Пущино под руководством Н.К. Чемериса.

Динамика исследуемых показателей при реабилитцион-но-восстановительных мероприятиях. До и после лазерофореза с проведением электролазерной миостимуляции исследования проведены у всех 72 женщин, но у 52 женщин, в возрасте от 35 до 65 лет показатели эффективности кровоснабжения кожи оказались наиболее значимыми. Показатели лазерной допплерфло-уметрии, отражающие состояние микроциркуляции крови, анализировались по Фурье (табл.)

Таблица

Показатели состояния микроциркуляции крови в группе женщин от 35 до 65 лет по результатам лазерной допплерфлоуметрии кожи (М±т), п = 52

Параметры Исходный показатель После коррекции

ПМ, перф. ед. 4,33+0,12 5,27+0,24

ALF, перф. ед. 0,б1±0,11 1,09+0,12*

ACF, перф. ед. 0,8б+0,03 0,17+0,14*

ИКСЕ, ед. б1,42+2,5 74,28+1,1

ИЭМ, ед. 1,52+0,2 1,12+0,4

ИСТ,% 97,39+13,4 79,31+б,22

ЛПМдых.,% 21,23+1,98 37,24+0,75*

ЛПМпост.,% 22,1+2,14 42,53+1,2б*

РКК,% 17б, 18+4,3 8 238,22+1,7б*

Примечание: * - р < 0,05 по сравнению с исходным показателем

Заключение. Выявлена необходимость изучения лазерных допплеровских флоуграмм по методу Фурье и с использованием вейвлет-преобразования, дополняющих друг друга. Важным было обоснование способа реабилитационно-восстановительной терапии в дерматокосметологии результатами изучения микроциркуляции, диктующими возможность и необходимость изменения миогенного компонента усиления регуляции кровотока.

Литература

1. Гладько В.В., Некрасова Л.В. // Национальный медицинский каталог.- М.: ЗАО Концерн «БДЦ», 2006.- № 1(8).- С. 48.

2. Григорьев А.И. и др. Электролазерная миостимуляция в спорте: Метод. пособие.- Тула: ООО РИФ «Инфа», 2006.- 16 с.

3. Ивницкий Ю.Ю. и др. Янтарная кислота в системе средств метаболической коррекции функционального состояния и резистентности организма: Уч. пособие.- СПб: ВМА, 1998.- 82 с.

4. Корягин АА. Немедикаментозная коррекция физиологических механизмов психоэмоционального стресса: Автореф. дис. к.м.н.- Тула, 2004.- 26 с.

5. Купеев В.Г. Фитолазерофорез в терапии заболеваний внутренних органов: Автореф. дис... к.м.н.- Тула, 2000.- 30 с.

6. Купеев В.Г. и др. Технология фитолазерофореза.- Тула, 2001.- С. 120.

7. Танканаг А.В., Чемерис Н.К. // Мат-лы 4-го Всерос. Симп. «Применение лазерной доплеровской флоуметрии в медицинской практике».- Пущино, 2002.- С. 29-39.

8. Фролов В.А., Кривошеина Е.Н. // В кн. «Реабилитационно -восстановительные технологии в физкультуре, спорте, клинической медицине и биологии» / Под. ред. Н.А. Фудина, А.А Хадар-цева, В.М. Еськова.- Тула: Тульский полиграфист, 2004.- С. 53.

9. Хадарцев А.А. и др. Электромагнитная миостимуляция и лазерофорез биологически активных веществ: Препринт.- Тула: Тульский полиграфист, 2003.- 42 с.

10. Тихонова И.В. // Ангиология и сосудистая хирургия. Приложение. II Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Микроциркуляция в клинической практике».- М., 2006.- С.28-28.

УДК: б1б-058.8б2-053.37-007.1: б1б.831

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА, И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО НАРУШЕНИЙ

Е.А. ВОРОБЬЕВА, Н.В. ДОЛОТОВА, Л.А. ПЫХТИНА,

О.М. ФИЛЬКИНА, О.С. ШИРОКОВА*

В последние годы в России отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 10 лет число таких детей увеличилось в 1,8 раза, что свидетельствует о негативных социальных изменениях в обществе [1, 5]. В домах ребенка РФ воспитываются около 20 тыс. детей. Большинство из них - «социальные сироты», т.е. дети, которые остались без родительской опеки в результате лишения или ограничения в родительских правах их родителей, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, в связи с отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, а также письменного отказа от их воспитания и содержания с согласием на усыновление другой семьей [б]. Среди социальных сирот растет число детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС), удельный вес таких детей в домах ребенка за последние годы увеличился до 82% [5], тогда как частота встречаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в семье, составляет 43%. Состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие детей, воспитывающихся в домах ребенка, отличаются от таковых у детей, воспитывающихся в семье, большей частотой острой заболеваемости и соматической патологии, высокой частотой низкого роста и дефицита массы тела, глубокой и комплексной задержкой нервнопсихического развития. Патогенетические механизмы формирования здоровья детей в домах ребенка изучены недостаточно, что и обусловило выбор цели настоящего исследования.

Цель исследования — изучение состояния здоровья детей с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в домах ребенка, и выявление механизмов формирования его нарушений.

Материалы и методы. Обследованы дети в возрасте от б месяцев до 3 лет с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степеней тяжести гипоксически-ишемического генеза в анамнезе: основная группа - 109 воспитанников домов ребенка, контрольная - 109 детей, воспитывающихся в семье. Для оценки состояния здоровья детей проводился клинический осмотр, определялось физическое развитие по унифицированной методике, нервно-психическое развитие - по методике К.Л. Печоры и др., эмоциональный статус - при помощи шкалы для определения эмоционального профиля детей раннего возраста, вегетативная регуляция - по показателям кардиоинтервалографии. Состояние гипофизарно-надпочечниковой системы оценивали по уровню адренокортикотропного гормона гипофиза (АКТГ) и кортизола в сыворотке крови, которые определяли методом твердофазного хемилюминесцентного иммунологического анализа на приборе «IMMULITE» наборами фирмы «DPC» (США). Концентрацию холестерина и триглицеридов в сыворотке крови определяли на приборе «Cobas Mira Plus». Статобработку материала вели по программам MS Exel XP и Statistica б,0. Вычисляли среднюю арифметическая величина (М), среднее квадратичное отклонение (а), средняя ошибка (m) и оценка достоверности различий статистических показателей (р) по критерию Фишера - Стьюдента (t).

Результаты. Исследования показали, что у детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степеней тяжести, воспитывающихся в домах ребенка, физическое развитие с отклонениями встречалось в 2,8 раза чаще, чем в группе сверстников из семьи. Отличительной особенностью физического развития воспитанников домов ребенка являлась большая частота встречаемости детей с низким ростом (б5,5%). В группе детей из семьи низкий рост диагностировали лишь в 0,9% случаев. Детей с высоким ростом среди воспитанников домов ребенка не определяли, в группе сверстников из семьи такие дети составили 4,5%. Вариант роста ниже среднего диагностировали у 23% воспитанников домов ребенка, что в 2,1 раза чаще, чем в группе сравнения. Средний рост в основной группе диагностировали у 10,б% детей, что в б,4 раза реже, чем среди сверстников из семьи.

Гармоничное физическое развитие в группе детей, воспитывающихся в домах ребенка, выявляли в 2 раза реже, чем в

*ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Росзд-рава», 153731 г. Иваново, ул. Победы, 20

Краткое сообщение

группе сверстников из семьи. Дисгармоничное физическое развитие воспитанников домов ребенка определяли за счет дефицита массы тела (65,5%). В группе детей из семьи наряду с дефицитом массы тела (такие дети составили 17,5%) диагностировали и избыток массы тела (11,9%). Особого внимания заслуживает тот факт, что у 42% детей, воспитывающихся в домах ребенка, диагностировали наиболее неблагоприятный вариант физического развития - сочетание низкого роста с дефицитом массы тела.

При анализе нервно-психического развития (НПР) установлено, что у воспитанников домов ребенка наиболее часто (у 53,9%) диагностировалась 5 группа НПР (отставание на 4 эпи-кризных срока). У каждого третьего воспитанника дома ребенка определяли 4 группу НПР (отставание на 3 эпикризных срока), у каждого шестого - 3 группу НПР, у 1,8% воспитанников - 2 группу НПР. Детей с 1 группой НПР среди воспитанников не выявлено. В группе сверстников из семьи, напротив, 5 группу НПР не диагностировали, у половины детей определяли 2 группу НПР, 3 группу НПР регистрировали у каждого шестого ребенка, 4 группу - лишь у 3,7% детей. У каждого третьего ребенка, воспитывающегося в семье, диагностировали первую группу НПР.

При изучении эмоционально-поведенческих реакций установили, что балльные оценки у воспитанников домов ребенка достоверно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье. Общая сумма баллов эмоционально-поведенческих реакций составила 14,09±1,17 у воспитанников домов ребенка и 20,19±1,22 - у их сверстников из семьи (р<0,001). У детей домов ребенка были более выражены отрицательные эмоции (-1,74±0,31 и -0,31±0,27, р<0,001); проявления гнева (-0,16±0,25 и -0,05±0,26); страха (-1,88±0,43 и -1,12±0,34 соответственно). Дети из домов ребенка характеризовались более низким стремлением к познавательной деятельности, чем их сверстники из семьи (2,2±0,24 и 3,35±0,18, р<0,001). У 7,1% воспитанников домов ребенка познавательная деятельность отсутствовала. Каждый 3-й ребенок характеризовался непостоянным интересом к играм, каждый 2-й ребенок проявлял интерес к окружающим незнакомым людям, у каждого 6-го воспитанника определяли умеренно выраженную познавательную деятельность. В отличие от детей из дома ребенка, их сверстники из семьи характеризовались тем, что у них в 1,6 раза реже определяли сниженную познавательную деятельность, в 1,5 раза чаще - установившийся интерес к окружающим людям. 6,1% детей из семьи характеризовались трудной отвлекаемостью, способностью долго играть, интересом к новым предметам и людям, а в доме ребенка таких детей не было. У воспитанников домов ребенка определяли более низкие балльные оценки, отражающие степень выраженности положительных эмоций (4,28±0,27 и 5,69±0,27, р<0,001); в 2,1 раза чаще выявляли детей со слабо выраженными и в 2,5 раза реже - с хорошо выраженными положительными эмоциями. У 1,2% детей из домов ребенка, положительные эмоции вообще отсутствовали. Вегетативная регуляция у детей из домов ребенка характеризовалась преобладанием симпатических влияний, перенапряжением регуляторных механизмов, о чем говорил рост амплитуды моды и индекса напряжения без изменения значений моды при ортопробе; истощением функциональных резервов к 3 годам, проявляющимся ростом частоты асимпатикотонического варианта вегетативной реактивности. На 3 году жизни сохранялись более низкие значения моды (р<0,001) и АХ (р<0,01) и высокие значения амплитуды моды, чем у детей из семьи, что свидетельствует об отставании становления вагусной регуляции у воспитанников домов ребенка.

У детей, воспитывающихся в домах ребенка, в возрасте 1-3 лет выявлен более высокий по сравнению с детьми из семьи уровень адренокортикотропного гормона (29,13±5,01 и 14,12±0,63 р§/ш1 соответственно; р<0,05) и кортизола (14,02±1,02 и 10,87±1,16 ш§/Ш соответственно; р<0,05). Выявленные изменения уровня кортизола и адренокортикотропного гормона, относящихся к стрессреализующим гормонам, говорят о том, что у воспитанников домов ребенка система «гипофиз - кора надпочечников» находится в состоянии большей функциональной активности, чем у детей из семьи, и это обусловлено действием эмоциональной депривации, являющейся стрессовым фактором. Достоверная отрицательная корреляционная взаимосвязь уровня в сыворотке крови кортизола с показателями массы тела и роста (г=-0,35; р<0,003 и г=-0,36; р<0,002 соответственно) говорит о роли гормона в формировании отклонений физического развития воспитанников домов ребенка. У детей старше 1 года, воспиты-

вающихся в домах ребенка, по сравнению с детьми из семьи, определялся более высокий уровень триглицеридов в сыворотке крови (0,96±0,05 и 0,74±0,06 ммоль/л соответственно; р<0,01). Повышение уровня триглицеридов указывает на усиление их использования в качестве энергетического субстрата для адаптационно-компенсаторных реакций организма и отражает хроническую стрессовую ситуацию в организме [4]. Уровень холестерина у детей, воспитывающихся в домах ребенка, был выше, чем у детей из семьи (до 1 года - 4,33±0,16 и 4,003±0,44 ммоль/л, после 1 года - 4,07±0,12 и 3,87±0,23 ммоль/л соответственно). Однако у 38,8% воспитанников домов ребенка уровень холестерина в сыворотке крови выходил за пределы верхней границы рекомендуемой нормы (с точки зрения риска развития ИБС) для детей, что чаще, чем в группе сверстников из семьи (19,4%; р<0,05). Гиперхолестеринемия - компенсаторная реакция организма на стресс, направленная на снижение перекисного окисления липидов за счет роста более устойчивой к окислению фракции холестерина [2]. При отсутствии коррекции липидного обмена, воспитанники домов ребенка могут попасть в группу риска по развитию сердечно-сосудистых заболеваний [3].

Для оптимизации здоровья воспитанников дома ребенка был разработан и внедрен комплекс раздражителей, включаемых в режим дня детей дома ребенка, направленный на уменьшение сенсорной и эмоциональной депривации. Комплекс включал раздражители для трех основных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), распределенных в течение дня с учетом режимных моментов. Комплекс раздражителей применяли в 2 группах детей домов ребенка 3го года жизни в течение 6 месяцев (1 группа). Группу сравнения составили дети домов ребенка того же возраста, которым комплекс мероприятий не проводился (2 группа). Эффективность оценивали по эмоционально-поведенческим реакциям и показателям кардиоинтер-валографии. После проведения комплекса мероприятий у воспитанников домов ребенка отмечалось увеличение положительных эмоций (с 3,9±0,5 до 5,3±0,42; р<0,05); уменьшение степени выраженности отрицательных эмоций (с -2,23±0,44 до -0,61±0,47; р<0,05); уменьшение выраженности реакций гнева (с -0,75±0,51 до 0,05±0,32; р<0,05) и страха (с -2,13±0,71 до -0,56±0,62; р<0,05). У детей домов ребенка, которым комплекс мероприятий не проводился, балльные оценки положительных и отрицательных эмоций, реакций гнева и страха изменялись в соответствии с возрастной динамикой. Показатели кардиоинтервалографии у детей, которым проводился комплекс сенсорных раздражителей, свидетельствовали об уменьшении напряжения регуляторных механизмов, тогда как у детей группы сравнения напряжение сохранялось. Об уменьшении напряжения регуляторных механизмов свидетельствовало уменьшение амплитуды моды (с 33,67±1,45 до 28,22±1,13%; р<0,05) и индекса напряжения (с 475,23±11,1 до 250,51±10,1 у.е.; р<0,05) при увеличении моды (с 0,49±0,04 до 0,5±0,01с) и АХ (с 0,12±0,02 до 0,14±0,01с).

Применение комплекса сенсорных раздражителей у воспитанников домов ребенка способствует улучшению показателей эмоционального статуса с увеличением балльной оценки положительных эмоций, уменьшением степени выраженности отрицательных эмоций, реакций гнева и страха, способствует уменьшению напряжения регуляторных механизмов, о чем говорит изменение показателей кардиоинтервалографии. У детей с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе, воспитывающихся в домах ребенка, сенсорная, материнская депривация, недостаточные социальные контакты являются причиной эмоциональной депривации, формирующей эмоциональное напряжение, перенапряжение вегетативной и напряжение нейроэндокринной регуляции с ростом концентрации холестерина и триглицеридов. Все эти изменения говорят о развитии хронического стресса. Мероприятия по уменьшению сенсорной депривации являются патогенетически обоснованными и обязательными для оптимизации здоровья воспитанников домов ребенка.

Литература

1. Баранов А.А. // Рос. педиатр. ж.- 1999.- № 4.- С. 4-6.

2. Ваганов П.Д. и др. // Педиатрия.- 2004.- №2.- С.91-95.

3. Меерсон Ф., Пшенникова М.Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам.- М.: Медицина,1988.- 256 с.

4. Неудахин Е. В. Значение хронической стрессовой реакции в общей соматической патологии у детей.- Лекции РГМУ.- 2005.

5. О состоянии здоровья детей в Российской Федерации): Доклад.- М., Минздрав рФ, 2003.- 96 с.

6. Шарапова О.В. // Мед. помощь.- 2000.- №6.- С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.