Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ БОРТПРОВОДНИЦ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ БОРТПРОВОДНИЦ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ БОРТПРОВОДНИЦ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ»

'пшена и санитария 2/2008

Токсичность и опасность отходов, образующихся при очистке общегородских сточных вод

Наименование отхода Класс опасности по ГОСТу 12.1.007-76

Сточные воды, подводимые к решеткам 4

Осадок песколовок 3

Плавающие вещества 3

Сырой осадок из отстойников 4

Активный ил 4

Смесь уплотненных и обезвоженных осадков 4

Дымовые газы 4

Зола 3

Дымовые отходы 3

Сг, гп, Си, Не, Мп, Рс1, А1203, СаО, Ре203, Р205, 504, БЮз, К20, Ыа20, С1.

При введении дисперсии отходов ЬО50 составляет 3500—4300 мг на 1 кг массы тела животного. В производственных условиях дымовые отходы могут представлять опасность хронических отравлений (фиброзное поражение легких); при неправильной утилизации и транспортировке они могут стать источником загрязнения окружающей среды стойкими токсикантами.

В таблице представлены обобщенные данные о токсичности и опасности изученных отходов.

Таким образом, отходы, образующиеся при очистке ГСВ и сжигании осадка, по параметрам острой токсичности относятся по ГОСТу 12.1.007—76 к веществам 3-го и 4-го класса опасности.

Изученные отходы не представляют опасности развития острых ингаляционных отравлений. Однако при аварийных ситуациях опасность ингаляционного воздействия возрастает в результате выброса газообразных веществ — продуктов разложения органических веществ сырого и уплотненного осадка из резервуаров и других емкостей.

Наряду с этим сырой осадок сточных вод может представлять опасность хронического отравления за счет выделения в воздух рабочей зоны аммиака (4-й класс опасности) и сероводорода (2-й класс опасности).

Непосредственный контакт со сточными водами, осадками сточных вод, активным илом может быть причиной заражения кишечными инфекциями и глистными инвазиями.

Длительный контакт с золой и дымовыми газами может представлять опасность развития фиброзного поражения легких.

При нарушении требования сбора, хранения, утилизации и транспортировки отходов последние могут быть причиной загрязнения среды обитания (вода, почва, воздух, продукты питания) стойкими химическими веществами.

Литература

1. Отведение и очистка сточных вод Санкт-Петербурга / Под ред. Ф. В. Кармазинова. — СПб., 2002.

2. Паенк Т. // Водоснабжение и сан. техника. — 2003.

.I.-Ç. 37-41.

3. Русаков Н. В., Рашанин Ю. А. Отходы, окружающая среда, человек. — М., 2004.

Поступила 08.10.07

Summary. Municipal waste water, sand box sewage sludge, floating substances, raw tank sediments, biological solids, a mixture of compacted and dewatered sediments, flue gases, ashes, and smoke waste products (GOST 12.1.007-76) are referred to as hazard classes 3 and 4. The authors consider the conditions contributing to the occurrence of acute and chronic intoxications of the personnel, lung fibrous lesion, infectious diseases, helminthic invasions, environmental pollution at the basic stages of municipal waste treatment and sediment utilization,

Гигиена труда

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2008 УДК 613.693:312.6]:6М.2

В. М. Алексеева, О. Л. Глазкова, Ю. С. Суханова, Т. В. Земляницкая

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ БОРТПРОВОДНИЦ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Российская медицинская академия последипломного образования, Центральная клиническая больница гражданской авиации, Москва

Совершенствование и развитие медицинской помощи работникам авиационных предприятий являются достаточно трудной для реализации задачей, приобретающей все большую актуальность и остроту. В настоящее время организация медицинской помощи работающим обычно сужена до уровня текущей работы, когда за конкретным диагнозом, листками нетрудоспособности, методами лечения и реабилитации, профилактическими осмот-

рами утрачивается стратегическая линия сохранения здоровья работников предприятий авиационной промышленности.

В современных условиях особый интерес представляет изучение здоровья популяционной группы людей, объединенных единой технологией в сфере авиационного транспорта, в частности бортпроводниц. Помимо общих социально-экономических проблем, для них характерен комплекс небла-

гоприятных производственно-профессиональных и эмоциональных факторов.

В Регистре профессий профессия бортпроводник отнесена к "вредным и опасным". Можно выделить более десяти факторов, делающих ее таковой. Их спектр варьирует от разнообразных излучений и неблагоприятных микроклиматических воздействий до вибрации и шумов. В медицине труда длительное время концепция ориентации на предельно допустимые концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (ПДК и ПДУ) была доминирующей. На рабочем месте бортпроводника ПДК. и ПДУ опасных производственных факторов могут оставаться непревышенными, однако благодаря длительному воздействию их в совокупности имеет место необыкновенно высокая техногенная нагрузка на организм, приводящая к развитию патологии. Особую роль среди причин нарушения состояния здоровья играют переакклиматизация и смена часовых поясов при трансмеридиальных полетах и при перемещении в другие широты, поскольку они приводят к нарушению биологических ритмов организма [2].

Совершенно очевидно, что нарушение биологических ритмов и вредные воздействия в полете в первую очередь сказываются на нейроэндокрин-ной суперсистеме женщины и репродуктивной системе, как ее части. Результатом является возрастание в данной профессиональной группе частоты дисфункции яичников, заболеваний, патогенетически связанных с нарушением функции половых желез, а также патологии беременности. Это означает, что детальное изучение влияния летного труда на гинекологическую заболеваемость чрезвычайно важно, поскольку речь идет о сохранении общего и репродуктивного здоровья в многочисленной и постоянного увеличивающейся профессиональной группе.

Следует отметить, что взаимодействие врача и пациента при обследовании бортпроводниц радикально отличается от такового в любой другой ситуации. Чаще всего обратившаяся к врачу-эксперту бортпроводница ставит себе цель не обсудить с ним все аспекты своего состояния, а по возможности скрыть имеющиеся жалобы и симптомы заболеваний. Причина этого очень проста: обследование и лечение в большинстве случаев требуют отстранения от полетов, следствием чего являются значительное снижение доходов и возможная потеря работы. Кроме того, на собственном опыте авиаторы знают, что истинная профилактическая работа с ними проводится недостаточно, а чрезмерность некоторых запретительных положений Федеральных Авиационных Правил очевидна даже специалисту [5]. Технология укрывательства проявлений болезней разработана пациентками до мельчайших деталей: от точного знания того, "что надо сказать", до приема антибактериальных средств с целью получения хороших данных бактериологического исследования. Зная о запрете на прием гормональных препаратов для лиц авиационных профессий, бортпроводницы скрывают факт приема гормональных контрацептивов или препаратов для заместительной гормональной терапии.

С другой стороны, посетив гинеколога, женщина, даже скрывшая часть жалоб, успокаивается, и обычно не посещает другого врача, которому она доверяла бы больше, поэтому многие заболевания оказываются диагностированными только по истечении значительного времени. Врача-эксперта в подобной ситуации трудно обвинить в упущениях в работе, поскольку в основе диагностики большинства гинекологических и особенно эндокринных гинекологических заболеваний лежат жалобы и анамнез. По сути, ему оказывается доступным только обнаружение грубых морфологических изменений, функциональные расстройства в такой ситуации диагностировать невозможно.

Особые требования к гигиене труда женщин обусловлены наличием антропометрических особенностей женского организма. Основным документом, регламентирующем отбор бортпроводниц по антропологическим признакам, является Руководство по врачебно-летной экспертизе в гражданской авиации (ГА), введенное в действие приказом министра ГА от 21.10.85 № 221. Критерием ростового показателя является размах от 155 до 175 см, масса тела определяется в зависимости от роста по приложению к приказу, окружность груди 83— 85 см. Кроме массы и длины тела, не существует других таких же важных размеров тела, которые могли бы описать общее строение тела женщины, остальные факторы описывают лишь локальные особенности, ведущие признаки в антропометрии — масса и длина тела [4].

На фоне дефицита бюджетного финансирования лечебно-профилактических учреждений страны ослабло внимание к вопросам диспансеризации [3]. Однако в здравоохранении сохраняется достаточно высокий уровень диспансеризации работников авиационного транспорта. Это обусловлено не только соответствующим контролем и помощью со стороны данного ведомства, но и необходимостью создания условий безопасности движения авиалайнеров. Вместе с тем до последнего времени в системе диспансеризации бортпроводниц недостаточно развита преемственность, не всегда соблюдаются сроки диспансерного наблюдения. Целью нашего исследования было проведение комплексной оценки состояния здоровья бортпроводниц ГА.

В качестве базы исследования была выбрана Центральная клиническая больница ГА, которая является ведущим лечебно-профилактическим и экспертным учреждением отрасли.

Профессиональная группа бортпроводниц имеет некоторые существенные особенности. Трудовая деятельность начинается в возрасте 19—20 лет, причем при приеме на работу большое значение имеют состояние здоровья и внешние данные.

Такой принцип отбора приводит к тому, что в начале летной работы бортпроводницы — здоровые молодые девушки без обменных нарушений и тяжелой хронической патологии. Наш анализ показал, что из 100 обследованных 10,6 на момент начала трудовой деятельности уже имели различные хронические заболевания: вегетососудистая дисто-ния у 2,6%, хронический гастродуоденит у 3,3%, хронический колит у 0,6%, дискинезия желчевыво-

]^игиена и санитария 2/2008

Таблица 1

Частота хронической соматической патологии в группе бортпроводниц по нозологическим формам

Заболевание

р ± т

Заболевания сердечно-сосудистой системы Нейроциркуляторная дистония 20,5 ± 2,1

Гипертоническая болезнь 6,2 ± 0,7

Заболевания органов пищеварительного тракта, печени и поджелудочной железы

Хронический гастродуодснит 8,2 ± 1,1 Хронический панкреатит 1,3 ± 0,1 Хронический холецистит 4,9 ± 0,6 Язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки 1,7 ± 0,2

Заболевания почек и мочевыделительной системы

Хронический пиелонефрит 2,8 ± 0,3

Цистит 3,3 ± 0,4

Мочекаменная болезнь 0,8 ±0,1 Заболевания дыхательной системы

Хронический бронхит 5,1 ± 0,6

Хронический тонзиллит 1,1 ±0,1

Хронический ларингит 4,1 ±0,5

Прочие заболевания

Псориаз 0,6 ± 0,07

Экзема 0,9 ± 0,1

Варикозная болезнь вен нижних конечностей 4,9 ± 0,6

дящих путей у 1,3%, хронический пиелонефрит у 0,6%, хронический тонзиллит у 2%.

Эндокринных заболеваний на момент приема на работу не было ни у одной девушки. Проведенный анализ анамнестических данных показал, что в 2% случаев выявлен симптомокомплекс, позволяющий заподозрить перенесенный гипоталамиче-ский синдром периода полового созревания, к которому относится избыточная масса тела, гирсу-тизм, нарушение менструального цикла.

Однократное дисфункциональное маточное кровотечение из половых путей в ювенильном периоде наблюдалось у 5,3% бортпроводниц ГА. Частота синдрома стертой вирилизации не превышала 4,6%.

Все это при благоприятных условиях жизни и работы должно было бы предрасполагать к длительному сохранению хорошего состояния общего и репродуктивного здоровья. Однако наблюдается достаточно быстрое увеличение гинекологической и соматической заболеваемости.

Хроническая заболеваемость была изучена путем выкопировки данных из амбулаторной карты больного, в которой имелись данные диспансерного осмотра, данные обращения бортпроводниц на врачебно-летную экспертизу (ВЛЭК) для проведения планового полугодового обследования и результаты экспертного заключения о годности к летной работе за период с 1 января 2003 г. по 1 января 2005 г. Всего было изучено 745 карт.

В первую очередь обращает на себя внимание значительное возрастание частоты хронических заболеваний по сравнению с данными на момент приема на работу. Из всей группы бортпроводниц ГА не имели хроническую соматическую патологию 32,7 ± 1,7.

В частоте хронической соматической патологии 1-е место занимают заболевания сердечно-сосуди-стой системы — 26,9%, 2-е — заболевания органов пищеварительного тракта и поджелудочной железы — 16,3%, 3-е — заболевания органов дыхания — 10,3%, 4-е — заболевания почек и мочевыводящих путей — 6,9%, 5-е — прочие заболевания — 6,5%.

Для более детального изучения хронической соматической патологии бортпроводниц нами проведен анализ частоты заболеваний по нозологическим формам внутри класса болезней (табл. 1). Оказалось, что среди заболеваний сердечно-сосудистой системы в 20,5% случаев встречается нейроциркуляторная дистония, а среди заболеваний органов пищеварительного тракта — хронический гастродуоденит в 8,2%. Скорее всего это связано с тем, что лица, длительное время работающие в условиях интенсивного шума, склонны к формированию синдрома вегетативной дистонии. Известно, что изменение функциональной активности желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез, нарушение метаболизма липидов и появление многих других нарушений в организме человека возникают под воздействием промышленного шума [1].

Достаточно высокой оказалась частота варикозной болезни вен нижних конечностей (4,9%), что могло явиться следствием сочетанного действия перегрузок и работы в вертикальном положении.

Заболеваемость бортпроводниц ГА гинекологическими заболеваниями была изучена путем выкопировки данных из амбулаторной карты больного, данных диспансерного осмотра, а основным критерием включения в исследование было обращение бортпроводниц на ВЛЭК для проведения планового полугодового обследования и вынесения экспертного заключения о годности к летной работе. Всего было обследовано 745 человек. По данным диспансерного наблюдения из общего количества нами обследованных 26,1 ± 2,5% не имели гинекологической патологии, а 73,9 ± 2,6% имели ту или иную гинекологическую патологию.

Таблица 2

Частота гинекологических заболеваний в группе бортпроводниц ГА

Заболевание

р ± т

Миома матки 10,1 ± 1,2 Рецидив после оперативного лечения 0,4 ± 0,05 Внутренний эндометриоз тела матки 5,5 ± 0,7 Наружный генитальный эндометриоз 1,7 ± 0,2 Железисто-кистозная гиперплазия эндометрия 3,6 ± 0,4 Опухоли яичников 2,1 ± 0,2 Функциональные кисты яичников 4,8 ± 0,6 Гнойные тубоовариальные образования в анамнезе 2,9 ± 0,3 Хронический двухсторонний сальпннгоофорит 4,5 ± 0,5 Папилломавирусная инфекция 2,5 ± 0,3 Генитальный герпес 5,2 ± 0,6 Хламидиоз 3,8 ± 0,4 Дисплазия шейки матки 1,3 ± 0,1 Доброкачественные образования шейки матки (полип, эктопия, лейкоплакия) 7,7 ± 0,9 Кондиломы вульвы 4,2 ± 0,5 Бактериальный вагиноз 5,2 ± 0,6 Вагинальный кандидоз 4,6 ± 0,5 Кольпит 3,1 ± 0,4

Как видно из табл. 2, 1-е место по распространенности гинекологических заболеваний в группе бортпроводниц занимает миома матки — 10,1%. 2-е место принадлежит доброкачественным образованиям шейки матки — 7,7%, 3-е — внутреннему эн-дометриозу тела матки 5,5%, 4-е и 5-е — бактериальному вагинозу и генитальному герпесу — по 5,2% соответственно, 6-е — функциональным кистам яичников — 4,8%, 7-е — вагинальному канди-дозу — 4,6%.

Надо помнить, что функциональные нарушения, такие как дисфункция яичников, дезадаптоз, являются проблемами сами по себе в связи с клиническими проявлениями (плохое самочувствие, маточные кровотечения, ановуляция, бесплодие и пр.), а также являются факторами риска развития или прогрессирования органических заболеваний, таких как миома матки в молодом возрасте, гиперпластические процессы эндометрия и пр. Следовательно, наше внимание должно быть сосредоточено на профилактике, раннем выявлении и лечении функциональных расстройств, а также на профилактике формирования или прогрессирования органической патологии.

Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России, принятая 11 апреля 2000 г. совместным решением коллегии Министерства здравоохранения, Министерства труда и Министерства

образования России, в качестве одной из основных задач выделяет необходимость увеличения объема профилактических мероприятий. Аналогичную профилактическую направленность приобретает авиационная медицина во всем мире [6].

Л ите ратура

1. Авиационная медицина / Бабийчук А. Н., Демидов Г. А., Онищенко В. Ф. и др. - М., 1980.

2. Боченков А. А., Цвелев Ю. В., Пешков В. В. // Человек в авиации и безопасность полетов: Материалы 1-го науч.-практ. конгресса ассоциации авиационной и космической медицины России. — М., 1998. - С. 248-285.

3. Кучеренко В. 3., Семенов В. Ю., Сырцова J1. Е., Алексеева В. М. Основы медицинского маркетинга: Учебное пособие. — М., 1998.

4. Низяева И. В., Волкова 3. А., Нестерук К. К., Шепту-лина Н. Н. // Человек в авиации и безопасность полетов: Материалы 1-го науч.-практ. конгресса ассоциации авиационной и космической медицины России. - М., 1998.

5. Федеральные авиационные правила. Медицинское освидетельствование летного состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МО ГА - 2002 г.) - М., 2002.

6. Rayman R. В., Med D. A. Aviation Medicine. The Challenge. - 1998.

Поступила 22.12.06

С Ф. Ф. ДАУТОВ, М. В. ФИЛИППОВА. 2008 УДК 613.62:616.31]:678

Ф. Ф. Даутов, М. В. Филиппова

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ

ГОУ ДПО Казанская государственная медицинская академия Росздрава

Актуальным направлением научных исследований в области стоматологии является изучение влияния вредных факторов производственной среды на стоматологическое здоровье рабочих [5, 6]. По данным литературы [1], 80—85% заболеваний являются следствием влияния профессиональных и экологических факторов, а ущерб, наносимый здоровью на производстве, и связанные с этим потери для страны составляют 4—5% общего валового национального продукта [4].

Производство резинотехнических изделий является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. В условиях современного резинотехнического производства на организм работающих влияет комплекс вредных факторов: химические вещества, вибрация, шум, переохлаждение, повышенная влажность и др. Неблагоприятные факторы производственной среды могут привести к напряжению адаптивных и защитно-компснсаторных механизмов. Вследствие этого наступают структурно-функциональные изменения в организме, отражающие постепенный переход от состояния практического здоровья к болезни [3].

Целью исследования явилось изучение стоматологической заболеваемости работников резинотехнических производств, разработка мероприятий по

оздоровлению условий труда и снижению стоматологической заболеваемости рабочих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение влияния условий труда на стоматологическую заболеваемость рабочих проводилось на Казанском заводе резинотехнических изделий. Программа оценки условий труда включала оценку технологического процесса, оборудования, вентиляции, оценку загрязнения воздушной среды вредными веществами, а также исследования микроклимата, шума, освещенности в цехах.

Гигиеническая оценка загрязнения воздушной среды в цехах проводилась по анализам саш-тярной лаборатории предприятия. Полученные результаты по определению вредных веществ в воздухе рабочей зоны оценивали на соответствие с допустимыми величинами по ГН 2.2.5.689-98 и ГН 2.2.5.691-98 "Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны".

Микроклиматические условия в изучаемых производствах исследовали в холодное и теплое время года. Проводили измерение температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в течение 5 лет. Оценку микроклимата проводили по СанПиНу 2.2.4.548—96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.