Научная статья на тему 'Состояние взаимодействия «Электронного Правительства» с населением России'

Состояние взаимодействия «Электронного Правительства» с населением России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАСЕЛЕНИЕМ / ГОСУСЛУГИ / THE ELECTRONIC GOVERNMENT / INTERACTION WITH THE POPULATION / STATE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скребнева Анастасия Михайловна

В статье раскрываются актуальные особенности практики взаимодействия органов власти с населением через портал Госуслуги, выделяются проблемные места в практике оказания электронных услуг, а также их влияние на оценку работы территориальных органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF INTERACTION OF «THE ELECTRONIC GOVERNMENT» WITH THE POPULATION OF RUSSIA

The article describes the features of current practice of interaction with public authorities via the portal of public services are highlighted problem areas in the practice of e-services, as well as their impact on the assessment of the work of the territorial authorities

Текст научной работы на тему «Состояние взаимодействия «Электронного Правительства» с населением России»

УДК 33.054.22

Скребнева Анастасия Михайловна, студент 3 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета

e-mail: anastasiya-skrebneva@mail. ru

СОСТОЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВА» С НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ

Аннотация: в статье раскрываются актуальные особенности практики взаимодействия органов власти с населением через портал Госуслуги, выделяются проблемные места в практике оказания электронных услуг, а также их влияние на оценку работы территориальных органов власти.

Ключевые слова: электронное правительство, взаимодействие с населением, госуслуги.

Skrebneva Anastasia , student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University

e-mail: anastasiya-skrebneva@mail. ru

CONDITION OF INTERACTION OF «THE ELECTRONIC GOVERNMENT» WITH THE POPULATION OF RUSSIA

Review: the article describes the features of current practice of interaction with public authorities via the portal of public services are highlighted problem areas in the practice of e-services , as well as their impact on the assessment of the work of the territorial authorities.

Keywords: the electronic government, interaction with the population, state services.

Современный человек не может представить себя без персонального компьютера, планшета или смартфона, подключенного к сети Интернет. Быстро возрастает количество людей и институтов, использующих Интернет.

С учетом требований «информационной эпохи», возрастают потребности в большей мобильности государственных услуг, вследствие чего стало необходимым выдвижение государственных услуг на новый, более современный уровень. Для достижения данной цели 17 октября 2009 года Правительство Российской Федерации утвердило план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.

С появлением портала Госуслуги, взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с населением приобрело положительные черты, а именно:

1. Оперативность. Документацию, нужную жителям, например, справки, можно будет получить гораздо быстрее.

2. Значительное снижение уровня коррупции. Требовать дополнительную оплату некому, так как нет непосредственного контакта с должностными лицами.

3. Удобство. Всеми операциями можно управлять при помощи смартфона или компьютера, например - из дома, зайдя в «личный кабинет».

4. Разгрузка традиционной системы администрирования, что означает меньшее количество очередей.

5. Универсальность. Список услуг постоянно увеличивается, например, можно не только воспользоваться справочной информацией, но и поставить ребёнка в очередь на получение места в детском саду или записаться на прием к врачу [5].

При этом появились и заметные позитивные последствия введения электронных услуг, такие как профилактика коррупции, прежде всего на бытовом уровне, снижение коррупционных рисков [7,с.2].

В настоящее время услуги портала являются очень востребованными. Наблюдается значительный рост количества федеральных услуг, заказанных пользователями на портале: за 2015 год пользователи сделали запросы на услуги в электронном виде 24,3 млн. раз (12,3 млн. за 2014 год). По сравнению с 2014 годом (213 тыс.), на 274% возросло количество региональных услуг (до 799 тыс.). Прирост на 63% показали и муниципальные услуги — с 296 тыс. до 482 тыс.

Возможно, рост востребованности услуг связан с возможностью входа в портал Госуслуги через мобильное приложение, которое подходит для всех основных операционных систем смартфонов. Этот способ получения услуг значительно сэкономит время.

Самыми частыми пользователями портала госуслуг стали жители Москвы (33,6 тыс. посещений в сутки), Московской области (21,2 тыс.), Санкт-Петербурга (13,2 тыс.), Свердловской (7 тыс.) и Кемеровской областей (6,4 тыс. посещений в сутки).

Наиболее востребованными услугами являются: проверка штрафов ГИБДД за нарушения правил дорожного движения, налоговой задолженности, наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов, а также оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования [1].

Все федеральные органы государственной власти должны были завершить процесс перевода государственных услуг в электронный вид к 2015 году. Но процесс перевода длиться и в 2016 году. У 242 сервисов плановая дата завершения перехода на 2015-2017, из них 20 - зарегистрировано в продуктивной среде, 34 - в тестовой среде, 30 - не зарегистрировано [2].

На данный момент проведена обширная работа. Но остались еще проблемы, нуждающиеся в регулярной координации и мониторинге. В рамках последнего мониторинга исследованы 655 федеральных услуг, по 315 из них удалось отправить заявления в электронном виде.

По итогам мониторинга, проведенного Министерством экономического развития РФ, на Едином портале государственных и муниципальных услуг

(ЕПГУ) увеличилось количество услуг федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и органов государственных внебюджетных фондов, по которым можно получить результат услуги в электронной форме. По итогам 2015 года полностью в электронном виде доступна 31 госуслуга, это на 11 услуг больше по сравнению с 2014 годом.

В рамках мониторинга была проведена оценка 4,2 тыс. государственных и муниципальных услуг, выведенных на региональные порталы государственных и муниципальных услуг (1,5 тыс. услуг) и на ЕПГУ (2,6 тыс. услуг). На региональных порталах количество работающих услуг составило 0,7 тыс. из 1,5 тыс. исследованных. Из 2,6 тыс. услуг ЕПГУ заявление в электронном виде удалось отправить по 1,6 тыс. услуг [4].

Так же была проведена проверка доступности справочных телефонных номеров органов исполнительной власти субъектов РФ, по данным мониторинга, из 12 тыс. телефонных номеров ФОИВ (доступно 10,1 тыс.) и 12 тыс. телефонных номеров органов местного самоуправления (доступно 10,6 тыс.).

Регламентированный процесс вывода услуг состоит из определенных этапов. За преодоление каждого последующего этапа - от публикации в федеральном реестре государственных услуг до вывода на ЕПГУ - услуге присуждаются баллы, вследствие чего формируется данный рейтинг. Целью данной оценки является определение статуса вывода услуг на ЕПГУ.

По окончанию 2015 года, средний балл по всем ведомствам составляет 2,58 (из пяти возможных). Данная оценка показывает, что переход госуслуг в «электронный формат» на данный момент еще не завершен, и более того, находится «на полпути» [3].

Так же Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разработало информационную систему ФГИС ДО (Федеральная государственная система досудебного обжалования), которая обеспечивает досудебное или внесудебное обжалование решений и действий (бездействий) при оказании государственных и муниципальных услуг. Что, по моему мнению, поможет «диагностировать» проблемы и нарушения в портале Госуслуги и устранить их, делая взаимосвязь между населением и порталом Госуслуги более эффективной.

На данный момент, по количеству жалоб лидирует 5 ведомств: ФМС России (273 жалобы), ПРФ (146), ФССП России (134), Госавтоинспекция (91), ФНС России (82) [6].

Таким образом, государственные и муниципальные услуги уверенно переходят на «электронный» уровень. Этот переход улучшит качество госуслуг, сделав их более оперативными и удобными. Также Правительство РФ с помощью оценок и жалоб населения, посредством информационной системы ФГИС ДО и мониторинга, отслеживает недоработки и ошибки портала Госуслуги, что может способствовать совершенствованию «электронного правительства».

Список литературы:

1. Протокол заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, от 17 июня 2015 года № 246пр. [Электронный ресурс] - URL: http://minsvyaz.ru, (дата обращения 15.04.2016)

2. Протокол заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, от 10 февраля 2016 года № 45пр. [Электронный ресурс] - URL: http://minsvyaz.ru, (дата обращения 19.04.2016)

3. Вторая волна мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму [Электронный ресурс] - URL: http://ar.gov.ru, (дата обращения 18.04.2016)

4. О качестве перевода государственных услуг в электронный вид. [Электронный ресурс] - URL: http://d-russia.ru, (дата обращения 16.04.2016).

5. «Плюсы и минусы» Портала Госуслуги [Электронный ресурс] - URL: http://мфц.рф, (дата обращения 10.04.2016).

6. Портал Досудебного обжалования. [Электронный ресурс] - URL: https://do.gosuslugi.ru/(дата обращения 17.04.2016)

7. Пясецкая Е.Н.Государственные и муниципальные услуги: развитие антикоррупционного потенциала публичного администрирования // Политика, экономика и инновации. 2015. № 1 (1). С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.