DOI 10.14526/01_1111_132 УДК 612.13:053.2+797.2
СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
СНОРКЕЛИНГУ И ДАЙВИНГУ
С.К. Поддубный - кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
ул. Масленникова, 144, Омск, Россия, 644019 Е-mail: [email protected] В.А. Аикин - доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
ул. Масленникова, 144, Омск, Россия, 644019 Е-mail: [email protected] В.Н. Васильев - доктор биологических наук, профессор Томский политехнический университет проспект Ленина, дом 30, Томск, Россия, 634050 Е-mail: [email protected]
Аннотация. Задачей возрастной физиологии является выявление закономерностей и особенностей развития растущего организма при влиянии различных факторов среды. В статье представлены данные о срочных реакциях сердечно-сосудистой системы у детей при занятиях сноркелингом и дайвингом. Целью работы явилось изучение изменения показателей частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления у детей 12 лет в процессе курса обучения их сноркелингу и дайвингу. Материал. Исследование проводилось в группах детей, занимающихся сноркелингом (20 мальчиков, 19 девочек) и дайвингом (50 мальчиков, 50 девочек), в возрасте 12 лет с учетом их возрастных особенностей. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, регистрация частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления (OMRON M10-IT, HEM-7080IT-E, Япония),методы математической статистики. Результат. При погружении под воду была выявлена однонаправленная реакция сердечно-сосудистой системы на воздействие факторов водной среды, которая характеризовалась увеличением показателей систолического и диастолического артериального давления, снижением пульсового давления и частоты сердечных сокращений. В процессе курса обучения детей сноркелингу и дайвингу были выявлены достоверные (P<0,05) половые различия между группами подростков, занимающихся сноркелингом и дайвингом: до занятия частота сердечных сокращений у юных дайверов была достоверно (P<0,05) выше, чем у детей группы сноркелинга. После занятий сноркелингом и дайвингом достоверных отличий частоты сердечных сокращений у мальчиков и девочек обеих групп так же, как и после однократного погружения под воду, зарегистрировано не было. Отсутствие достоверных изменений показателей до и после одиночного занятия в начале и в конце курса обучения сноркелингу свидетельствует о малой значимости действующих факторов водной среды на сердечно-сосудистую систему детей 12 лет. Заключение. Были сделаны выводы, что у детей на однократное подводное погружение в начале и в конце курса обучения отмечается типичная однонаправленная реакция сердечно-сосудистой системы - увеличение показателей систолического и диастолического давления, снижение значений показателей пульсового давления и частоты сердечных сокращений. Установлено, что до плавания с аквалангом частота сердечных сокращений была достоверно (P<0,05) выше у мальчиков и девочек из группы дайвинга, чем у детей из группы сноркелинга.
Ключевые слова: дети, сноркелинг, дайвинг, частота сердечных сокращений, артериальное давление.
CHILDREN'S CENTRAL HEMODYNAMICS STATE DURING TEACHING
SNORKELING AND DIVING
Sergei K. Poddubnyi - candidate of biological sciences, associate professor Siberian State University of Physical Culture and Sport Str. Maslennikov, 144, Omsk, 644019, Russia E-mail: [email protected] Vladimir A. Aikin - doctor of biological sciences, professor Siberian State University of Physical Culture and Sport Str. Maslennikov, 144, Omsk, 644019, Russia E-mail: [email protected] Vladimir N. Vasilev - doctor of biological sciences, professor Tomsk Polytechnic University Lenin Avenue, Building 30, Tomsk, 634050, Russia E-mail: [email protected]
Annotation. The objective of age-specific physiology is the laws and peculiarities of a growing organism development revelation in case of different environment factors influence. The article presents the data of children cardiovascular system immediate reactions while going in for snorkeling and diving. The aim of the research work is the indices change study of a heart rate, systolic and diastolic blood pressure among 12 year-old children during the process of teaching snorkeling and diving. Material. The research was held in the group of children, who go in for snorkeling (20 boys, 19 girls) and diving (50 boys, 50 girls), at the age of 12, taking into consideration their age-related peculiarities. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, heart rate and systolic and diastolic blood pressure (OMRON M10-IT, HEM-7080IT-E, Japan) registration, the methods of mathematical statistics. Result. During diving monodirectional reaction of cardiovascular system to water environment factors influence was revealed, which was characterized by the indices of systolic and diastolic blood pressure increase, pulse pressure and heart rate decrease. During the course of teaching children snorkeling and diving valid (P<0,05) gender differences between the groups of teen-agers, going in for snorkeling and diving were revealed: before a lesson heart rate among young divers was validly (P<0,05) higher, than among children from the group of snorkeling. After snorkeling and diving lessons, the same as after one diving, there were no valid differences of heart rate among boys and girls of both groups. The absence of valid indices changes before and after one lesson at the beginning and in the end of the course of snorkeling proves insignificant importance of the influencing factors of water environment on cardiovascular system of 12 year-old children. Conclusion. The conclusions were made, that there is a monodirectional reaction of cardiovascular system among children to a single diving act at the beginning and in the end of the course of teaching - systolic and diastolic blood pressure indices increase, the value of pulse pressure and heart rate indices decrease. It is stated that before swimming with an aqualung heart rate was validly (P<0,05) higher among boys and girls from the group of diving, than among children from the group of snorkeling. Key words: children, snorkeling, diving, heart rate, blood pressure.
Введение. Погружения под воду с аквалангом (дайвинг), а также плавание с маской, дыхательной трубкой и ластами (сноркелинг) в настоящее время у детей и
подростков пользуются большой популярностью. В связи с этим все большее внимание специалистов в области подводной медицины и физиологии
привлекают вопросы, связанные с влиянием на организм ребенка повышенного атмосферного давления и других факторов, сопровождающих эти виды активного отдыха. От решения этих вопросов во многом зависит безопасность подводных погружений, а также состояние здоровья юных дайверов [1, 2]. Известно, что при погружениях под воду (дайвинге) на организм человека действуют многочисленные факторы гипербарической среды, основными из которых являются гипогравитация, психоэмоциональный стресс, физические нагрузки, обжим грудной клетки, воздействие плотных дыхательных газов и гипотермия. Указанные факторы гипербарической среды оказывают непосредственное влияние на
функциональное состояние сердечнососудистой системы, вызывают перераспределение жидких сред организма [6, 9, 10]. Данный вопрос в настоящее время достаточно изучен во фридайвинге (погружение под воду на задержке дыхания) и техническом дайвинге [4]. Лишь единичные публикации касаются вопросов технической подготовки детей и подростков для плавания под водой с аквалангом, профилактики возникающих при этом осложнений. Вместе с тем в литературе в настоящее время недостаточно данных о срочных реакциях сердечно-сосудистой системы у детей при занятиях сноркелингом и дайвингом, а также об изменениях со стороны системы кровообращения в результате долговременной адаптации. Целью исследования явилось выявление особенностей реакции сердечнососудистой системы детей 12 лет в процессе курса обучения их сноркелингу и дайвингу.
Методы и организация исследования.
Для решения поставленной цели были обследованы 39 детей 12 лет (20 мальчиков, 19 девочек), занимавшихся сноркелингом, и 100 детей (50 мальчиков, 50 девочек), занимавшихся дайвингом. Антропометрические характеристики
детей соответствовали их возрастной норме. Критерии включения испытуемых в исследование: мальчики и девочки 12 лет; отсутствие психических, соматических и инфекционных заболеваний; соответствие показателей физического и нервно-психического развития возрастной физиологической норме; предоставление справки от врача о возможности заниматься сноркелингом и дайвингом; отсутствие жалоб на состояние здоровья в период, непосредственно
предшествующий занятиям сноркелингом и дайвингом; наличие письменного согласия родителей на участие в исследовании. Регистрация показателей центральной гемодинамики проводилась непосредственно до и через 10 мин после занятия сноркелингом и дайвингом. Курс обучения детей сноркелингу включал в себя 10 занятий с интервалом в 1-3 дня. Дети плавали в бассейне с маской, дыхательной трубкой и ластами на глубине 0,3±0,1 м. Длительность каждого занятия составляла 30,0±5,0 мин. Сертификационный курс обучения детей дайвингу включал в себя 10 занятий и составлял в среднем 21 день. Занятия проводились через день, длительность каждого погружения составляла 30,0±5,0 минут. При занятиях дайвингом дети погружались под воду с аквалангом на глубину 4,5±0,5 м при температуре воды 27оС. При подводных погружениях с аквалангом использовались 7-литровые баллоны, в которых находился чистый сжатый воздух под давлением 150 атм. Двигательная активность детей из группы сноркелинга и дайвинга ограничивалась только свободным плаванием и выполнением обучающих упражнений [1]. Объективную информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы подводного пловца дают показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений (ЧСС) [6, 9]. Измерение артериального давления производилось по осциллометрическому методу в состоянии относительного покоя в положении сидя с помощью автоматического прибора
OMRON M10-IT (HEM-7080IT-E, Япония). Фиксировались систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД) и ЧСС испытуемых. Рассчитывалось пульсовое артериальное давление: ПД = САД - ДАД;
где ПД - пульсовое давление (мм рт.ст.); САД - систолическое артериальное давление (мм рт.ст.); ДАД -диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.). Статистическая
обработка данных использованием методов статистики (пакет Сравнение групп по проводилось методами непараметрической статистики с использованием критерия Вилкоксона.
проводилась с вариационной STATISTICA). показателям
Результат считался значимым при Р<0,05. Значения изучаемых параметров в работе представлены как М±т. Результаты исследования и их обсуждение. Однократное погружение под воду. Перед первым занятием дайвингом в покое в положении сидя ЧСС у мальчиков и девочек группы сноркелинга в среднем составляла 86,4±1,8 уд/мин и 87,6±1,4 уд/мин соответственно, а у юных дайверов в среднем составляла 87,0±2,0 уд/мин и 91,6±1,6 уд/мин (таблицы 1, 2). Установлено, что данные показатели превышают возрастную физиологическую норму в состоянии покоя что, вероятно, связано с закономерным психоэмоциональным
напряжением, предшествующим
погружению под воду [2].
Таблица 1 - Показатели центральной гемодинамики у детей 12 лет в процессе одиночного
занятия по обучению сноркелингу (М±т)
Этапы обследования
Измеряемые параметры Начало курса обучения сноркелингу Конец курса обучения сноркелингу
До занятия После занятия До занятия После занятия
ЧСС, М 86,4±1,8 77,6±2,1* 82,7±2,3# 75,1±1,8*
уд/мин Д 87,6±1,4 82,0±2,1* 84,2±1,8 79,6±2,3*
САД, М 105,4±1,3 107,8±1,4* 104,2±1,2 106,0±1,2*
мм рт.ст. Д 101,1±1,9 102,4±1,4 100,7±1,3 103,3±1,5*
ДАД, М 64,7±1,2 70,7±1,6* 63,0±1,7 71,5±1,4*
мм рт.ст. Д 65,2±1,2 67,8±1,1* 64,2±1,0 68,1±1,2*
ПД, М 40,7±1,2 37,1±1,1* 41,2±0,8 36,4±1,0*
мм рт.ст. Д 35,8±1,3 35,6±1,2* 36,7±1,0 35,4±1,3*
Примечание: * - статистическая достоверность различий (Р<0,05) между показателями до и после занятия сноркелингом; # - статистическая достоверность различий (Р<0,05) между соответствующими показателями в начале и в конце курса обучения сноркелингу
Показатели САД и ДАД у мальчиков до сноркелинга составили, соответственно, 105,4±1,3 и 64,7±1,2 мм рт.ст., а у девочек
- 101,1±1,9 и 65,2±1,2 мм рт.ст. До дайвинга показатели САД и ДАД у мальчиков составили, соответственно, 105,3±1,2 и 65,6±1,0 мм рт.ст., а у девочек
- 100,4±2,1 и 66,3±1,3 мм рт.ст. (таблицы 1, 2). Установлено, что показатели ЧСС и артериального давления у детей до подводного погружения соответствовали
их возрастной физиологической норме [3,
5].
Частота сердечных сокращений у детей после занятия сноркелингом и дайвингом достоверно (Р<0,05) снизилась и в среднем составляла у мальчиков и девочек, занимающихся сноркелингом,
соответственно, 77,6±2,1 и 82,0±2,1 уд/мин, а у юных дайверов - 76,8±2,1 и 81,0±2,1 уд/мин (таблицы 1, 2).
Таблица 2 - Показатели центральной гемодинамики у детей 12 лет в процессе одиночного _занятия по обучению дайвингу (М±т)_
Этапы обследования
Начало курса обучения Конец курса обучения
Измеряемые параметры даивингу даивингу
До занятия После занятия До занятия После занятия
ЧСС, М 87,0±2,0 76,8±2,1* 83,5±1,2 74,5±1,4*#
уд/мин Д 91,6±1,6 81,0±2,1* 88,0±1,1 78,7±1,1*#
САД, М 105,3±1,2 108,8±1,5* 104,5±0,9 106,9±1,1*#
мм рт.ст. Д 100,4±2,1 103,0±1,7* 100,2±1,3 102,0±0,9*#
ДАД, М 65,6±1,0 72,5±1,5* 64,7±0,7 70,0±0,9*#
мм рт.ст. Д 66,3±1,3 69,9±1,5* 64,3±0,8 68,8±0,7*#
ПД, М 39,7±1,0 36,3±1,0* 39,8±0,8 36,7±0,9*
мм рт.ст. Д 34,1±1,5 33,1±1,2* 35,9±0,9 33,6±1,2*
Примечание: * - статистическая достоверность различий (Р<0,05) между показателями до и после занятия дайвингом; # - статистическая достоверность различий (Р<0,05) между соответствующими показателями в начале и в конце курса обучения дайвингу
Показатели САД и ДАД после сноркелинга у мальчиков составили, соответственно, 107,8±1,4 и 70,7±1,6 мм рт.ст., а у девочек - 102,4±1,4 и 67,8±1,1 мм рт.ст. Эти же показатели после дайвинга у мальчиков составили, соответственно, 108,8±1,5 и 72,5±1,5 мм рт.ст., а у девочек - 103,0±1,7 и 69,9±1,5 мм рт.ст. Установлено, что ПД как у мальчиков, так и у девочек исследуемых групп после подводного погружения достоверно (Р<0,05) снижалось (таблицы 1, 2). При анализе изменений показателей центральной гемодинамики на
однократное погружение под воду были выявлены достоверные половые различия между группами сноркелинга и дайвинга. Так, до погружения под воду ЧСС у мальчиков и девочек, занимающихся дайвингом, была достоверно (Р<0,05) выше, чем у детей из группы сноркелинга. Однако после занятий дайвингом достоверных отличий ЧСС у детей указанных групп зарегистрировано не было.
Многократные погружения под воду. В ходе проведенного исследования было установлено, что в процессе курса обучения детей сноркелингу и дайвингу также отмечалась типичная
однонаправленная реакция сердечнососудистой системы - увеличение показателей САД и ДАД, снижение значений показателей ПД и ЧСС. Так, после сноркелинга в конце курса обучения плаванию с трубкой, маской и ластами САД увеличилось достоверно (Р<0,05) у мальчиков с 104,2±1,2 до 106,0±1,2 мм рт.ст., а у девочек - с 100,7±1,3 до 103,3±1,5 мм рт.ст., одновременно ДАД увеличилось у мальчиков с 63,0±1,7 до 71,5±1,4 мм рт.ст., а у девочек - с 64,2±1,0 до 68,1±1,2 мм рт.ст. В то же время ЧСС достоверно (Р<0,05) снизилась у мальчиков до 75,1±1,8 уд/мин, а у девочек - до 79,6±2,3 уд/мин (таблица 1). У детей группы дайверов в конце курса обучения после занятия плаванием с аквалангом САД достоверно (Р<0,05) увеличилось у мальчиков с 104,5±0,9 до 106,9±1,1 мм рт.ст., а у девочек - с 100,2±1,3 до 102,0±0,9 мм рт.ст., одновременно ДАД увеличилось у мальчиков с 64,7±0,7 до 70,0±0,9 мм рт.ст., а у девочек - с 64,3±0,8 до 68,8±0,7 мм рт.ст. При этом ЧСС у детей после дайвинга достоверно (Р<0,05) снизилась и в среднем составляла у мальчиков 74,5±1,4 уд/мин, а у девочек - 78,7±1,1 уд/мин. Кроме того, пульсовое давление после
дайвинга как у мальчиков, так и у девочек достоверно (Р<0,05) снизилось и составило, соответственно, 36,7±0,9 и 33,6±1,2 мм рт.ст. (таблица 2). При анализе изменения показателей центральной гемодинамики в конце курса обучения подводному плаванию были также выявлены достоверные (Р<0,05) половые различия между группами сноркелинга и дайвинга. Так, у юных дайверов (у мальчиков и девочек) до занятия ЧСС была достоверно (Р<0,05) выше, чем у детей группы сноркелинга. После занятий сноркелингом и дайвингом достоверных отличий ЧСС у мальчиков и девочек обеих групп так же, как и после однократного погружения под воду, зарегистрировано не было (таблицы 1, 2). Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют, что показатели центральной гемодинамики у детей данного возраста соответствовали их возрастной физиологической норме [3, 5]. Вместе с тем ЧСС как в начале , так и в конце курса обучения сноркелингу и дайвингу, непосредственно перед подводным погружением, была высокой, что свидетельствует об эмоциональном возбуждении у детей - «предстартовой лихорадке». У мальчиков и девочек обеих групп после погружения наблюдался выраженный отрицательный
хронотропный эффект, связанный, вероятно, с повышением тонуса ядер блуждающего нерва в ответ на действие комплекса факторов водной и газовой сред. Возможно также, что это обусловлено активацией центральных и периферических хемо- и барорецепторов организма [2, 8].
После сноркелинга и подводного погружения с аквалангом у мальчиков и у девочек было зарегистрировано достоверное снижение ЧСС и ПД, а также некоторое повышение САД и ДАД. Причиной однонаправленной реакции сердечно-сосудистой системы (увеличения артериального давления на фоне снижения ЧСС) могут являться сосудистые реакции перераспределения кровотока, а также
возможное перераспределение жидкостей в организме, возникающие при погружении в водную среду [7, 8]. В исследованиях ряда авторов отмечается, что брадикардия в данном случае обусловлена, вероятно, воздействием гипероксии на организм подводного пловца. Следует также отметить, что под влиянием гипероксии может отмечаться сужение кровеносных сосудов сетчатки глаза, сердца, головного мозга, почек и покровов тела [1, 6, 10, 12]. Исследованиями показано, что такого рода изменения могут возникать и в результате повышения чувствительности
барорецепторов, увеличения тонуса ядер вагуса и, как следствие, повышения активности парасимпатической нервной системы, а также дайвинг-индуцированного окислительного стресса и расстройства окислительно-
восстановительного баланса организма [2, 11, 12]. Данные проведенного исследования показали, что срочные реакции показателей центральной гемодинамики на одиночное подводное плавание носили стереотипный характер и состояли в снижении ЧСС, повышении САД и ДАД на фоне уменьшения ПД. Отсутствие достоверных изменений изученных показателей до и после одиночного занятия в начале и в конце курса обучения сноркелингу
свидетельствует о малой значимости действующих факторов водной среды для инициации процесса долговременной адаптации сердечно-сосудистой системы у детей 12 лет.
Достоверное снижение ЧСС, изменение артериального давления у детей после многократных погружений под воду с аквалангом, по нашему мнению, является следствием долговременной адаптации сердечно-сосудистой системы к гипербарическим условиям водной и газовой сред.
Таким образом, полученные в результате исследования до занятий сноркелингом и дайвингом данные позволяют заключить, что у детей 12 лет на однократное
подводное погружение в начале и в конце курса обучения отмечается типичная однонаправленная реакция сердечнососудистой системы - увеличение показателей САД и ДАД, снижение значений показателей ПД и ЧСС. Сравнительный анализ изменения показателей центральной гемодинамики на однократное погружение под воду показал, что у мальчиков и девочек до занятия дайвингом (плавание с аквалангом) ЧСС была достоверно (Р<0,05) выше, чем у детей из группы сноркелинга. Данная особенность обусловлена, по нашему мнению, психоэмоциональным
возбуждением.
Литература
1. Аикин, В. А. Особенности кровоснабжения головного мозга у детей при обучении их дайвингу / В. А. Аикин, Ю. А Елохова, С. К. Поддубный и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 7-11.
2. Аикин, В. А. Особенности баланса вегетативной нервной системы у подростков при занятиях рекреационным дайвингом / В. А. Аикин, С. К. Поддубный, М. А. Огородников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.
- № 10 (80). - С. 7-11.
3. Макаров, Л. М. Нормативные параметры ЭКГ у детей / Л. М. Макаров, И. И. Киселева, В. В. Долгих и др. // Педиатрия. - 2006. -№ 2. - С. 4-11.
4. Нюняев И.В. Показатели функциональных и адапционных резервов организма студентов на занятиях по физическому воспитанию / И.В. Нюняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№4(37). - С. 131-135. Шр^оитаЪ science.org/ru/article/274.html. Б01: 10.14526/01_1111_61
5. Потапов, А. В. Отрицательная хронотропная реакция сердца при погружении человека под воду с задержкой дыхания и ее физиологическое значение / А. В. Потапов, В.Я. Назаркин // Военно-морской медицинский журнал.
- 1996. - № 6. - С. 23-26.
6. Рыбина И.Л. Особенности метаболических изменений при адаптации организма спортсменов циклических видов спорта к тренировочным нагрузкам в условиях среднегорной подготовки / И.Л. Рыбина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Том 11 №1. - С. 231-237.
http ://j ournal-science.org/ru/article/346. html. DOI : 10.14526/01_1111_97
7. Синькова, Г. М. Уровни артериального давления и распространенность артериальной гипертензии у подростков двух городов Иркутской области с различными климатическими условиями и социально-экономическим развитием по данным скрининга / Г. М. Синькова, А. В. Синьков // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 11 (77). - С. 132136.
8. Bosco, G. 1. 12-lead Holter monitoring in diving and water sports: a preliminary investigation / G. 1. Bosco, E. De Marzi, P. Michieli et al. // Diving Hyperb. Med. - 2014. - Vol. 44(4). - P. 202-207.
9. Boussuges, A. What cardiovascular changes during SCUBA diving? / A. Boussuges, J.-C. Rostain // Acta Physiologica. - 2013. - Vol. 209. - P. 9-10.
10. Gagnon, D. D. Cardiovascular and ventilatory responses to dorsal, facial, and whole-head water immersion in eupnea / D. D. Gagnon, T. Pretorius, G. P. McDonald et al. // Aviat. Space Environ. Med. 2013. - Vol. 84 (6). - P. 573-583.
11. Cibis, T. Wearable real-time ECG monitoring with emergency alert system for scuba diving / T. Cibis, B. H. Groh, H. Gatermann et al. // Conf. Proc. IEEE Eng. Med. Biol. Soc. - 2015. - P. 6074-6078.
12. Marabotti, C. Cardiovascular changes during SCUBA diving: an underwater Doppler echocardiography study / C. Marabotti, A. Scalzini, D. Menicucci et al. // Acta Physiol. - 2013. - Vol. 209. -P. 62-68.
13. Marabotti, C. Cardiac changes induced by immersion and breath-hold diving in humans / C. Marabotti, A. Scalzini, D.P. Cialoni et al. // J. Appl. Physiol. - 2009. - Vol. 106. - P. 293-297.
14. Perovic, A. Recreational scuba diving: negative or positive effects of oxidative and cardiovascular stress? / A. Perovic, A. Unic, J. Dumic // Biochem. Med. (Zagreb). - 2014. - Vol. 24 (2). - P. 235-247.
References
1. Aikin V. A., Elokhova Y.A., Poddubnyi S.K. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2013, No. 9 (103), pp.7-11.
2. Aikin V. A., Poddubnyi S.K., Ogorodnikov M.A. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2011, No. 10 (80), pp. 7-11.
3. Makarov L. M., Dolgikh V.V. Pediatriya, 2006, No. 2, pp. 4-11.
4. Nynyaev I.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4(37), pp. 131135. http://journal-science.org/ru/article/274.html. DOI: 10.14526/01_1111_61
5. Potapov A. V., Nazarkin V.Y. Voenno-morskoi meditsinskii zhurnal, 1996, No. 6, pp. 23-26.
6. Rybina I.L. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, Vol. 11 No.1, pp. 231-237. http://journal-science.org/ru/article/346.html. DOI: 10.14526/01_1111_97
7. Sinkova G. M., Sinkov A.V. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiiskoi akademii meditsinskikh nauk, 2011, No. 11 (77), pp. 132-136.
8. Bosco, G. 1. 12-lead Holter monitoring in diving and water sports: a preliminary investigation / G. 1. Bosco, E. De Marzi, P. Michieli et al. // Diving Hyperb. Med. - 2014. - Volume. 44(4). - P. 202-207.
9. Boussuges, A. What cardiovascular changes happen during SCUBA diving? / A. Boussuges, J.-C. Rostain // Acta Physiologica. - 2013. - Volume 209. - P. 9-10.
10. Gagnon, D. D. Cardiovascular and ventilatory reactions to dorsal, facial, and whole-head water immersion in eupnea / D. D. Gagnon, T. Pretorius, G. P. McDonald et al. // Aviat. Space Environ. Med. 2013. - Volume 84 (6). - P. 573-583.
Подано: 16.08.2016г. Принято: 19.08.2016г.
11. Cibis, T. Wearable real-time ECG monitoring with emergency alert system for scuba diving / T. Cibis, B. H. Groh, H. Gatermann et al. // Conf. Proc. IEEE Eng. Med. Biol. Soc. - 2015. - P. 6074-6078.
12. Marabotti, C. Cardiovascular changes during SCUBA diving: an underwater Doppler echocardiography study / C. Marabotti, A. Scalzini, D. Menicucci et al. // Acta Physiol. - 2013. - Volume 209. - P. 62-68.
13. Marabotti, C. Cardiac changes induced by immersion and breath-hold diving in humans / C. Marabotti, A. Scalzini, D.P. Cialoni et al. // J. Appl. Physiol. - 2009. - Vol. 106. - P. 293-297.
14. Perovic, A. Recreational scuba diving: negative or positive effects of oxidative and cardiovascular stress? / A. Perovic, A. Unic, J. Dumic // Biochem. Med. (Zagreb). - 2014. - Volume 24 (2). -P. 235-247.
Сергей Константинович Поддубный - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены, ФГ БОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», ул. Масленникова, 144, Омск, Россия, 644019, E-mail:[email protected]
Владимир Анатольевич Аикин - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики плавания, ФГ БОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», ул. Масленникова, 144, Омск, Россия, 644019, E-mail: [email protected]
Владимир Николаевич Васильев - доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, проспект Ленина, дом 30, Томск, Россия, 634050, E-mail: [email protected]