Научная статья на тему 'Состояние трансакционного сектора Южного федерального округа'

Состояние трансакционного сектора Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние трансакционного сектора Южного федерального округа»

© Ю.А. Карпов, 2008

СОСТОЯНИЕ ТРАНСАКЦИОННОГО СЕКТОРА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Ю.А. Карпов

Трансакционный сектор представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих трансакции и обеспечивающих поддержание и функционирование системы хозяйственных взаимосвязей, позволяющих экономическим субъектам осуществлять отчуждение и присвоение прав собственности и прав свободы, принятых в обществе. Развитие трансакционного сектора становится предпосылкой и условием эффективного функционирования и развития рыночной экономики.

Впервые трансакционный сектор как феномен экономической действительности выделили при анализе институциональной среды Д. Норт и Дж. Уоллис. В состав трансакционного сектора исследователи включили все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции, то есть имеющие трансакционное значение: оптовую и розничную торговлю, связь, финансовые и банковские услуги, страхование и т. д. [8, с. 245-256]. Выполняемая ими роль посредника, «промежуточного звена», обеспечивающего бесперебойное функционирование экономических субъектов, позволила исследователям сделать вывод о том, что трансакционный сектор является важной составляющей общей структуры рыночной экономики.

Наличие предприятий, осуществляющих трансакционную деятельность, обусловлено существованием такого феномена, как неопределенность рыночной ситуации, порождающая асимметрию информации, которой обладают контрагенты. Пытаясь выровнять эту асимметрию, они несут издержки поиска, накопления, проверки и контроля информации. «Затратность информации является ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) состоят из издержек оценки полезных свойств обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [3, с. 45].

Появление предприятий, специализирующихся на такой деятельности, позволяет значительно снизить трансакционные издержки и обеспечить экономию средств тем организациям, для которых основным видом деятельности является создание товаров.

Исследования, в которых внимание сосредоточивалось на необходимости развития обслуживающих производственные процессы отраслей для создания нормальных экономических условий функционирования рынка, формирования рыночной среды, особенно исследования, касающиеся роли общественных накладных расходов, активизировались во второй половине ХХ века. Так, обосновывая приоритетность развития отраслей общехозяйственного назначения, У. Ростоу в работе «Стадии экономического роста» доказывал возможность получения мультиплицирующего эффекта в экономике от инвестиций в эти отрасли [6]. Развитие трансакционного сектора, по его мнению, сокращает издержки обращения, приводит к росту внешней торговли и экспортных отраслей, созданию капитала для развития промышленности. Поэтому целесообразна государственная поддержка развития данного сектора экономики.

В современной России, где под влиянием глобализации происходит структурная перестройка экономики в направлении становления нового технологического уклада, базирующегося на современных информационных технологиях, анализ динамики и размеров трансакционного сектора становится предпосылкой и условием разработки эффективной экономической политики. Особое значение такой анализ приобретает для регионов Южного федерального округа (ЮФО), отличающихся разнообразием и неравномерностью экономического развития.

Уровень развития трансакционного сектора (отраслей, производящих услуги) экономики Южного макрорегиона может быть охарактери-

зован показателем его доли в отраслевой структуре валового регионального продукта (ВРП) ЮФО в сравнении с аналогичными показателями по другим федеральным округам России. Так, доля трансакционного сектора в структуре ВРП Южного округа в 2004 г. (50,4 %) превышала общероссийский показатель (49,0 %), а по ее величине округ находился на третьем месте среди федеральных округов России [5, с. 355-356].

Аналогично можно охарактеризовать развитие трансакционного сектора во всех субъектах ЮФО (см. табл. 1).

Поскольку, как видно из таблицы 1, серьезных изменений в ранжировании регионов ЮФО по этому показателю в период 20022004 гг. не произошло, представляется возможным прокомментировать представленные данные, исходя из ситуации в 2004 году.

В восьми из двенадцати (без учета Чеченской Республики) субъектах ЮФО доля трансакционного сектора в отраслевой структуре ВРП превышала аналогичный показатель по Югу России в целом.

Таким образом, по этому показателю субъекты ЮФО можно объединить в три следующие группы:

- регионы с довольно высокой долей трансакционного сектора в структуре регионального хозяйства (превышающей показатель по Югу России): Республика Ингушетия и Республика Адыгея (55,9 % и 55,8 % соответственно);

- регионы со средней долей трансакционного сектора (но превышающей показатель по ЮФО): Ростовская область, Ставропольский край, Республика Даге-

Таблица 1

Доля трансакционного сектора в ВРП субъектов ЮФО в 2002-2004 гг., % *

Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Российская Федерация 49,6 50,0 49,0

ЮФО В том числе: 48,4 49,4 50,4

Республика Ингушетия 61,9 60,0 55,9

Республика Адыгея 56,6 55,3 55,8

Ростовская область 50,4 51,1 52,9

Ставропольский край 51,6 52,5 52,8

Республика Дагестан 48,7 50,2 52,4

Краснодарский край 52,6 52,3 51,9

Республика Северная Осетия - Алания 52,5 53,0 51,2

Карачаево-Черкесская Республика 45,5 49,1 49,8

Астраханская область 45,2 45,0 47,1

Волгоградская область 39,5 41,6 43,9

Кабардино-Балкарская Республика 38,7 41,5 42,8

Республика Калмыкия 23,8 38,0 38,6

* Составлено автором по: [4, с. 353-354; 5, с. 355-356].

стан, Краснодарский край, Республика Северная Осетия - Алания (от 52,9 % до 51, 2 % соответственно);

- регионы с долей трансакционного сектора меньшей, чем показатель по округу: Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская и Волгоградская области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия (от 49,8 % до 38,6 % соответственно).

Высокий удельный вес трансакционного сектора в одних регионах Юга России и более низкий - в других объясняется спецификой их хозяйственных комплексов, прежде всего их специализацией. В регионах, относящихся к первой группе, слабо развит трансформационный сектор (промышленность и сельское хозяйство), поэтому так высока доля трансакционного. Например, менее выраженная (по сравнению с первой группой регионов) доля трансакционного сектора в экономике Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края объясняется тем, что они относятся к промышленно развитым регионам; в Ставропольском крае - тем, что он традиционно характеризуется как аграрный регион в силу природно-климатических особенностей и географического положения. В то же время превышение среднего значения рассматриваемого показателя по округу его значениями объясняется развитостью в Краснодарском крае санаторно-курортной и рекреационной деятельности; в Ростовской области - торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг.

Следует отметить, что характеристику состояния трансакционного сектора Южного макрорегиона только лишь на основе анализа его доли в ВРП, очевидно, можно рассматривать лишь как поверхностный срез такого анализа. Для получения комплексного представления необходимо выявить качественные характеристики его развития.

Это можно сделать, в том числе, путем анализа развитости отдельных отраслей сферы инфраструктуры, исходя из их значимости для развития основного производства. В этом контексте целесообразно выделить следующие наиболее важные особенности инфраструктуры: обеспечение бесперебойного функционирования взаимосвязей субъектов и объектов социально-экономической системы; упорядочивание взаимо-

действия всех элементов системы; осуществление интеграционного взаимодействия между отраслями, регионами и государствами (см.: [2, с. 21;

7, с. 31-32]). По мнению Ю. Осипова, экономическая инфраструктура является «капиллярной системой», обеспечивающей создание общих условий производства, непосредственно, технологически связывающая производство продукта и его производительное потребление [1, с. 175].

Прежде всего это касается отраслей связи и транспорта, поскольку предприятия и организации этих отраслей обеспечивают эффективное функционирование как производственной и социальной инфраструктуры, так и экономики Южного макрорегиона в целом.

Получить представление об уровне развития указанных инфраструктурных отраслей можно, сравнив долю отраслей связи и транспорта в ВРП различных субъектов ЮФО (см. табл. 2).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития отраслей связи и транспорта в ЮФО превышает общероссийский показатель. В то же время в различных субъектах округа он существенно варьируется. Высокий уровень развития имеет этот сектор экономики в Краснодарском крае и Астраханской области; превышает значение по России этот показатель в Ставропольском крае и Ростовской области; немного ниже общероссийского значения он в Волгоградской области, Дагестане, Адыгее, Северной Осетии -Алании. Явно недостаточный уровень развития указанных отраслей отмечается в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии.

Поскольку предприятия и организации транспорта и связи обеспечивают взаимосвязь хозяйственных субъектов и эффективное функционирование основного производства, а их состояние играет решающую роль в создании дополнительных возможностей экономического роста в регионах Юга, модернизация и повышение эффективности функционирования исследуемого сегмента трансакционного сектора экономики ЮФО приобретает особую актуальность.

Другой срез анализа качественного состояния трансакционного сектора экономики Южного округа можно получить, исследуя развитость информационного обслуживания, финансовой деятельности, торговли и тому подобного во входящих в него субъектах.

Таблица 2

Доля отраслей связи и транспорта в ВРП субъектов ЮФО в 2002-2004 гг., % *

Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Российская Федерация 9,3 9,3 9,2

ЮФО В том числе: 12,2 12,1 12,0

Краснодарский край 20,4 17,7 18,0

Астраханская область 10,7 14,5 15,3

Ставропольский край 10,4 12,3 11,2

Ростовская область 9,2 9,7 9,8

Волгоградская область 7,8 8,9 8,8

Республика Дагестан 8,0 9,8 8,1

Республика Адыгея 4,3 6,9 7,1

Республика Северная Осетия - Алания 8,2 8,5 7,0

Кабардино-Балкарская Республика 3,8 4,6 4,0

Республика Ингушетия 4,2 3,1 3,9

Карачаево-Черкесская Республика 3,3 3,2 3,2

Республика Калмыкия 1,9 2,6 2,6

* Составлено автором по: [4, с. 353-354; 5, с. 355-356].

Ранжирование регионов ЮФО по современному состоянию трансакционного сектора их хозяйственных комплексов с учетом всех выявленных качественных характеристик становится актуальной научно-исследовательской и практической задачей.

Итак, экономическое развитие ЮФО осложняется неравномерностью развития трансакционного сектора, связанной с такими факторами, как рыночная трансформация, исторически сложившаяся специализация регионов, географическое положение, национальные особенности и т. д. Поскольку развитие отраслей трансакционного сектора экономики макрорегиона выступает базой устойчивого развития ее трансформационного сектора, а значит, долгосрочного прогрессивного роста экономики страны, его развитие в современных условиях становится актуальной проблемой не только для ЮФО, но и для России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству / под ред. Ю. М. Осипова. -М. : Междунар. отношения, 1991.

2. Комаров, М. П. Инфраструктура регионов мира / М. П. Комаров. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

3. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М., 1997.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004 : стат. сб. / Росстат. - М., 2004.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 : стат. сб. / Росстат. - М., 2007.

6. Ростоу, У. Стадии экономического роста / У Ростоу. - Нью-Йорк : Прегер, 1961.

7. Русскова, Е. Г Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования / Е. Г Руссюва. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006.

8. Шаститко, А. Новая институциональная теория / А. Шаститко. - М. : Экон. фак. МГУ: ТЕИС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.