Научная статья на тему 'Состояние свода стопы у детей 8–9 лет, занимающихся и не занимающихся спортом'

Состояние свода стопы у детей 8–9 лет, занимающихся и не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
423
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОПА / ПЛОСКОСТОПИЕ / ФОРМА СТОПЫ / ТЕННИСИСТЫ / ШКОЛЬНИКИ / FOOT / FLATFOOT / TENNIS PLAYERS / TENNIS / SCHOOL / SHAPE OF FOOT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джумок Александр Александрович, Холзер Анна Николаевна

Рассматривается функциональное состояние костно-суставного аппарата стопы детей 8–9 лет, не занимающихся и занимающихся спортом (на примере большого тенниса). Проанализированы билатеральные различия стоп изучаемого возрастного контингента, показана взаимосвязь различных форм стопы (египетской, греческой и прямоугольной) с видом плоскостопия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джумок Александр Александрович, Холзер Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCH FOOT CONDITION OF 8–9 YEAR OLD CHILDREN INVOLVED AND NOT INVOLVED IN TENNIS

The impact of regular exercise on the osteoarticular apparatus of the foot of schoolchildren playing tennis and not is examined. The interrelation of the various forms of foot (Egyptian, Greek and rectangular) with a kind (a type) and degree of platypodia, and some bilateral feet differences, which depend on the type of platypodia (flatfoot) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Состояние свода стопы у детей 8–9 лет, занимающихся и не занимающихся спортом»

УДК 796.34

СОСТОЯНИЕ СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

© Александр Александрович ДЖУМОК

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Московская область, Российская Федерация, аспирант, кафедра физкультурно-оздоровительной работы, e-mail: sawa_fresh-art@mail.ru © Анна Николаевна ХОЛЗЕР Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: fot-mgafk@mail.ru

Рассматривается функциональное состояние костно-суставного аппарата стопы детей 8-9 лет, не занимающихся и занимающихся спортом (на примере большого тенниса). Проанализированы билатеральные различия стоп изучаемого возрастного контингента, показана взаимосвязь различных форм стопы (египетской, греческой и прямоугольной) с видом плоскостопия.

Ключевые слова: стопа; плоскостопие; форма стопы; теннисисты; школьники.

Плоскостопие - одна из самых распространенных патологий опорно-двигательного аппарата у детей, характеризующаяся деформацией стопы с уплощением ее свода. Уже в 1893 г. Hoffa приводил статистические данные, отмечая, что среди всех ортопедических заболеваний, плоскостопие занимает одно из ведущих мест и составляет 23,1 % [1].

По данным K. Larsen (2008), в Восточной Европе распространенность деформаций стоп у детей в возрасте 6-10 лет составляет в среднем 62,2-64,9 %, в Германии этот показатель равен 39,4 %, а в Дании - 62 % [2]. В.М. Савков (1929) отмечал, что в России дети школьного возраста страдают данной патологией примерно в 49 % случаев [3]. А исследования С.Ф. Годунова, Н.А. Циркуно-вой (1966), В.А. Яралова-Яраланеца (1968) показали, что если в возрасте 1-2 лет 95 % детей имеют плоскостопие, то к возрасту 8-9 лет этот показатель снижается до 4 % [4; 5]. Данные Г. А. Шорина и других (1992) свидетельствуют, что до 60 % младших школьников имеют плоскостопие [6].

Данные разных авторов, касающиеся наличия плоскостопия у детей младшего школьного возраста, значительно различаются между собой, а результатов исследований состояния свода стопы детей данной возрастной категории, занимающихся и не занимающихся спортом, не обнаружено вовсе. Названной проблеме и было посвящено предпринятое исследование.

В исследовании приняло участие 133 детей 8-9 лет (53 человека занимались физическими упражнениями только на уроках физической культуры в школе, и 70 человек занимались большим теннисом в спортивной секции).

Анализ 266 плантограмм выявил наличие деформации стопы у 76,2 % школьников и 84,3 % теннисистов. Продольное плоскостопие обнаружено у 14,7 % теннисистов,

22,2 % теннисисток, 26,9 % школьников и 32,4 % школьниц (различия между занимающимися и не занимающимися спортом недостоверны (р > 0,05). Поперечное плоскостопие - у 14,7, 11,1, 19,2 и 15,5 % соответственно (различия между занимающимися и не занимающимися спортом недостоверны (р > 0,05), а комбинированное - у 55,8, 50,0, 30,7 и 27,0 % соответственно (различия между занимающимися и не занимающимися спортом достоверны (р < 0,05). Причем при комбинированном и поперечном плоскостопии угол отклонения большого пальца (NAP) встречается достоверно чаще и у теннисистов и теннисисток по сравнению со школьниками и школьницами (р < 0,05), а угол отклонения мизинца (QBR) встречается достоверно чаще только у теннисистов (р < 0,05) (табл. 1). Выявленные достоверные различия, по-видимому, можно объяснить большим объемом и спецификой физической нагрузки, которую испытывают дети в процессе занятий большим теннисом.

Таблица 1

Состояния сводов стоп у мальчиков и девочек 8-9 лет

Наличие плоскостопия Теннисисты, % Школьники, % P Теннисистки, % Школьницы, % P

Отсутствие 14,7 23 > 0,05 16,6 24,3 > 0,05

Продольное 14,7 26,9 < 0,05 22,2 32,4 > 0,05

Поперечное 14,7 19,2 > 0,05 11,1 17,5 > 0,05

Комбинированное 55,8 30,7 < 0,05 50 27 < 0,05

NAP (угол отклонения 1 пальца) 61,7 46,1 < 0,05 44,4 27 < 0,05

QBR (угол отклонения 5 пальца) 52,9 26,9 < 0,05 44,4 32,4 > 0,05

Таблица 2

Взаимосвязь состояния свода и формы стопы у детей 8-9 лет

Форма стопы

Вид деформации Египетская Греческая Прямоугольная

Теннисисты, % Школьники, % P Теннисисты, % Школьники, % P Теннисисты, % Школьники, % P

Отсутствие деформации 27,5 35,7 > 0,05 0 0 > 0,05 0 0 > 0,05

Продольное плоскостопие 32,5 45,2 < 0,05 0 0 > 0,05 0 0 > 0,05

Поперечное плоскостопие 10 4,7 > 0,05 12,5 50 < 0,05 21,4 36,3 > 0,05

Комбинированное плоскостопие 30 14,2 < 0,05 87,5 50 < 0,05 78,5 63,6 > 0,05

NAP (угол отклонения 1 пальца) 17,5 4,7 < 0,05 100 90 > 0,05 100 100 > 0,05

QBR (угол отклонения 5 пальца) 30 19 < 0,05 81,2 60 < 0,05 64,2 45,4 > 0,05

а) б) в)

Рис. 1. Формы стопы: а) «египетская»; б) «прямоугольная»; в) «греческая»

Билатеральные различия у школьников проявляются в незначительной правосторонней направленности, что согласуется с данными Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной (1994) о том, что функции ног практически равнозначны, однако правая нога отмечается как ведущая у большинства людей [7].

У теннисистов билатеральные различия проявляются преимущественно в левосторонней направленности, причем при комбинированном плоскостопии выявлены достоверно значимые различия. Данный факт, по нашему мнению, может быть обусловлен тем, что левая нога выступает в качестве «толчковой» при выполнении большинства технико-тактических действий.

Изучение состояния сводов стопы в зависимости от ее формы показало, что стопа без наличия патологии наблюдалась только у теннисистов и школьников, имеющих «египетскую» форму, также данная форма была определена у 45,2 % школьников и 32,5 % теннисистов, имеющих продольное плоскостопие.

Для «греческой» и «прямоугольной» форм стопы наиболее характерны деформации поперечного и продольно-поперечного (комбинированного) характера. Так, при «греческой» форме стопы комбинированное плоскостопие было обнаружено у 87,5 % теннисистов и 50 % школьников, а при «прямоугольной» форме 78,5 % теннисистов и 63,6 % школьников (табл. 2, рис. 1).

Таким образом, выполненное исследование показывает, что плоскостопие является часто встречающейся патологией опорнодвигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.

Регулярные занятия большим теннисом, связанные с большим количеством переме-

щений и прыжков, в возрасте 8-9 лет не оказывают положительного влияния на развитие мышечно-связочного аппарата стопы, о чем свидетельствует плоскостопие, выявленное у

84,3 % обследованных теннисистов. Причем определение формы стопы позволяет с большой вероятностью предположить наличие изучаемой патологии у данного возрастного контингента до проведения плантогра-фического исследования.

1. Hoffa Albert by Robert B. Osgood // The American Journal of Orthopedic Surgery. Boston 1908. P. 7-12.

2. Larsen K. Kinderfüße lernen laufen // Zeitschrift für Physiotherapeuten. 2008. Р. 667-673.

3. Савков В.М. Плоская стопа у детей и подростков школьного возраста и ее профилактика // Вестник современной медицины. 1929. № 9. С. 389-493.

4. Годунов С.Ф., Циркунова H.A., Хапман В.Л., Онохова Г.Н. О плоскостопии у детей // Материалы 5 съезда травматологов-ортопедов УССР. К., 1966. С. 266-269.

5. Яралов-Яраланец В.А., Фарниева О.В., Князева В.Н. Результаты массовых антропометрических исследований стоп разных групп населения в зависимости от пола и возраста // Ортопедия. К., 1968. С. 127-134.

6. Шорин Г.А., Андреева A.A., Мутовкина Т.Г. Методология оздоровления детей школьного возраста, страдающих нарушением ОДА // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: тезисы 1 Международной научно-практической конференции (25-26 августа, 1992 г., г. Дубна). Дубна, 1992.

7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

Поступила в редакцию 25.03.2013 г.

UDC 796.34

ARCH FOOT CONDITION OF 8-9 YEAR OLD CHILDREN INVOLVED AND NOT INVOLVED IN TENNIS Aleksander Aleksandrovich DZHUMOK, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Moscow region, Russian Federation, Post-graduate Student, Physical Culture Health Department, e-mail: sawa_fresh-art@mail.ru

Anna Nikolayevna KHOLZER, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: fot-mgafk@mail.ru

The impact of regular exercise on the osteoarticular apparatus of the foot of schoolchildren playing tennis and not is examined. The interrelation of the various forms of foot (Egyptian, Greek and rectangular) with a kind (a type) and degree of platypodia, and some bilateral feet differences, which depend on the type of platypodia (flatfoot) are analyzed.

Key words: foot; flatfoot; tennis players; tennis; school; shape of foot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.