Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СОВРЕМЕННАЯ НАУКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крайнова С.В.

В данной статье раскрывается сущность науки, рассматриваются проблемы развития науки в современной России, место России в мире по уровню научно-исследовательской активности.This article reveals the essence of science, deals with the problems and prospects of development of science in modern Russia, Russia's place in the world in terms of research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В РОССИИ»

УДК 001.11

Крайнова С.В. студент

4 курс, факультет «Инженерно-экономический»

ФГБОУВО УлГТУ Россия, г. Ульяновск СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В РОССИИ

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность науки, рассматриваются проблемы развития науки в современной России, место России в мире по уровню научно-исследовательской активности.

Ключевые слова: наука; современная наука; научные исследования; проблемы науки.

Abstract: This article reveals the essence of science, deals with the problems and prospects of development of science in modern Russia, Russia's place in the world in terms of research activity.

Keywords: the science; modern science; scientific research; science problems.

Наука одновременно является [1, с. 11]:

- одной из форм общественного сознания;

- сферой человеческой деятельности, основная функция которой - это выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

- комплексной деятельностью по получению нового знания и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

- обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.

Развитие науки в России приходится на 1725 год, когда произошло

открытие Петербургской Академии наук при Петре I. В академии наук впервые в России начинают проводиться научные исследования, начинается стремительное развитие науки в стране. В 1755 году происходит основание Московского университета. Появляются школы выдающихся математиков, физиков, химиков, врачей, историков. Российские ученые начинаются получать Нобелевские премии за различные работы в области научного исследования. Далее происходит стремительное развитие дореволюционной науки и советской, при которой начинают организовываться научно-исследовательские институты и лаборатории.

Россия получила в наследство от СССР огромный научно-технический комплекс: 4,5 тыс. организаций, около 3 млн. человек, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и разработками. Но что мы имеем на сегодняшний день? В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть кандидаты и доктора наук. В России насчитывается более 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70% этих организаций принадлежат государству.

Также в стране работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако практически полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук. В 2015 году Россия занимала 15 место в мире по уровню научно-исследовательской активности и 4-е место в мире (после США, Китая и Японии) по количеству исследователей. Самая большая проблема - это даже не низкий уровень финансирования, а невостребованность науки в России. Разрушение РАН будет способствовать дальнейшей деградации человеческого капитала и социальной инфраструктуры в России. Фундаментальная наука -конкурентное преимущество нашей страны, и необходимо развивать это преимущество. Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании постиндустриальной модели развития («общество знаний») в XXI веке, роль центров силы в глобализующемся мире могут играть только державы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом.

На сегодняшний день Россия далеко отстает от лидеров по такому показателю, как расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) на душу населения, уменьшилась занятость в научном секторе России. Сегодня многие научные сотрудники лишены ожидаемой перспективы профессиональной карьеры и не видят ясной траектории своего профессионального и служебного роста. Это вызывает отток ученых за границу, Кроме этих традиционных видов «утечки мозгов», появились и новые формы, такие как «утечка идей», не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Многие ученые, живущие в России, работают по научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных заказчиков. Таким образом, они «эмигрируют», не выезжая за границу, а результаты их исследований принадлежат иностранному работодателю. Продолжается массовый внутренний отток научных инженерно-технических работников из области НИОКР в сферу обслуживания и другие сферы, далекие от их образования и опыта работы [2, с. 9].

За последние десять лет на разработку различных способов оценки эффективности, результативности и других показателей деятельности научных организаций были направлены значительные финансы, затрачены значительные временные и человеческие ресурсы. Результат - отсутствует, но снова просят деньги на эти же цели [4].

Прекратив научную деятельность, Россия будет играть вторые роли в мире, может оказаться на обочине мировой цивилизации. Потеря науки обернется трагедией не только для нашей страны, но затронет и мировую науку. Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. Но без поддержки государством Россия в будущем потеряет то, что пока еще

позволяет ей соответствовать имиджу крупной державы. Сегодня отставание российской науки от уровня мировой науки идет быстрыми темпами. Восстановление ранее высокого, а ныне разрушающегося интеллектуального потенциала страны потребует немалых материальных средств. Но у нас есть шанс, чтобы наша наука не погибла, а выстояла и послужила интересам России, так как российская наука еще не до конца утратила своего интеллектуального и творческого потенциала.

Использованные источники:

1.Бурда, А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности: учебное пособие / А.Г. Бурда. - Краснодар: Кубан. гос. аграр. ун-т, 2015. - 145 с.

2.Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития: монография. Книга 2 / под ред. проф. И.Н. Титаренко. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. - 290 с.

3.Институт развития науки РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.issras.ru. - Заглавие с экрана.

4.Российская наука на грани выживания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refnews.ru/read/article/1380939. - Заглавие с экрана.

5.Состояние науки в России подробно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voprosik.net/sostoyanie-nauki-v-rossii-podrobno/. - Заглавие с экрана.

УДК 338.12.017

Крутикова О. В. студент

4 курс, факультет «Корпоративной экономики и

предпринимательства» Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск МАТРИЦЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Аннотация: В статье представлен пример применения матриц, как инструмента исследования деловой среды системы управления в рамках туристической отрасли республики Алтай.

Ключевые слова: матрица BCG, матрица MOS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.