SCIENCE TIME
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОНИКИ И РАДИОТЕХНИКИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
Мустафин Ильдар Фаридович, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск
E-mail: grandadvance@mail.ru
Аннотация. Идеи высокотехнологичного бизнеса рождаются и реализовывается людьми, имеющими хорошее техническое образование и опыт ^ работы, что в Российской Федерации, несмотря на трудности постсоветской • эпохи 90 годов, в настоящее время имеется с достатком. В данной статье рассмотрены основные достижения крупных компаний, представляющих интересы России в сфере производства гражданской и оборонной техники.
Ключевые слова: радиотехника, электроника, контрактное производство, оборонная промышленность, бытовая техника.
Ситуация на рынке
Считается, что фундаментальная и прикладная наука должны генерировать инновации — но на практике этого не происходит. Где то из-за бюрократии, где -то из-за невозможности быстро привлечь деньги для проверки идей и т.д.
А ожидать от иностранных государств, достигших успехов в высоких технологиях (например, в микроэлектронике) добровольного отказа от лидерских позиций в настоящее время сложно — для этого есть экспортные лицензии и патенты. Россия естественно действует точно также и не продает, например технологию производства самых современных авиадвигателей Китаю, предпочитая продавать сами двигатели. «Закрывающие» патенты не позволят делать то, что уже сделано — а лицензию на использование патента вам могут и не продать, а если продать — то по цене, не позволяющей выпустить конкурентоспособный продукт. Это все делает крайне затруднительным выход на уже занятые рынки с аналогичным продуктом — обязательно нужно придумывать что-то новое.
196
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Самое большое широко распространенное заблуждение о высокотехнологичном производстве — это то, что там очень высокие прибыли, работа не пыльная и единственное, что якобы мешает расцвету хайтека в России — это воровство, коррупция, не продают нужное оборудование и т.д.
В реальности все оказывается не так: высокотехнологичный бизнес — имеет высокие требования к капиталу, сроки окупаемости длинные, риски всегда есть, прибыль капает медленно и не поражает воображение. На западе в высокие технологии пошли только потому, что в обычном, простом бизнесе делать уже было нечего + государство оплачивая работу по военным контрактам — позволяло интеллектуальную собственность оставлять у исполнителя и использовать в коммерческих целях.
На данный момент в связи с экономическим кризисом некоторые заказчики электронной аппаратуры резко сократили потребление. Но так ли на самом деле все печально и есть ли предпосылки к развитию российской электроники? В 2014 году такие крупнейшие радиорынки и торговые комплексы электроники в России, как ТЦ «Митинский радиорынок» или ТЦ «Савеловский» увеличили объемы продаж [1].
Несомненным остается так и тот факт, что значительно выросли объемы оборонно-промышленных заказов. Так, совокупная выручка предприятий концерна ОАО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“ в 2013 составила 272,1 млрд рублей, что почти в 2 раза больше чем в 2011 году, а годовой оборот авиастроительной компании ОАО «Корпорация Иркут» в 2012 году составил 45,5 млрд рублей, что на 20 % больше чем в 2009 [1].
Рассматривая российский рынок по различным классификациям несомненно выделяется деление на импорт и экспорт. Сейчас в доли импорта можно увидеть любое электронное изделие, пришедшее в голову (бытовая электроника, связное и терминальное оборудование, вычислительная техника и т. д.), за исключением разве что электроники, идущей в составе вооружения различных типов, а также для нужд космической отрасли, - это экспорт, наше — не отнять.
Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции в развитии экспортного потенциала и его практической реализации государственная поддержка осуществляется методами тарифного и нетарифного регулирования, льготного налогообложения и кредитования, государственного страхования экспортных операций и другими средствами государственного регулирования [2].
Во-вторых, это деление продукции электронной отрасли по отраслям потребления.
Иногда незначительно какой-нибудь сегмент меняет свою долю в общей картине, но почти всегда это связано с влиянием на него извне. Например,
197
о
Щ SCIENCE TIME Щ
прогнозируют многократный рост сегмента потребительской электроники за счет национальных проектов цифрового телевидения и спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
В настоящее время профиль рынка электронных изделий в России можно построить следующим образом. Более 3 000 компаний - производителей электроники, из них порядка 70 параллельно занимаются контрактным производством, и обеспечивает все это более 280 крупных и мелких поставщиков электронных компонентов [3]. При этом рынок электронных компонентов оценивается в 1,72 миллиарда долларов США. Из них порядка 300 миллионов произведено в России. Объем же рынка контрактного производства рассчитывается как 20-30 % от общего объема потребленных ЭК. До 2013 года рост отрасли составлял от 39 до 46 % в год, что показывает опережение уровня экономического развития России в целом.
Несмотря на то, что появление у нас массового производства потребительской электроники маловероятно, движение в этом направлении все заметнее. Например, необходима реализация таких национальных проектов, как цифровое телевидение. К началу 2009 года в России также было создано порядка _ 15 заводов по производству телевизионной и бытовой техники для различных мировых брендов (в том числе два новых завода Samsung и LG). Отчасти этому способствовала отмена пошлин по некоторым видам комплектующих (например, на ЖК-дисплеи). Однако в настоящее время большинство из них сильно сократили объемы производства либо попросту законсервированы. Объем упал с 7,5 до 4,7 миллиона штук [3].
Другой вопрос, остро обсуждаемый производителями электронных изделий в России, таможенное законодательство. Оно устанавливает пошлины на ввоз электронных компонентов с целью защитить отечественного производителя, при этом пошлины на компоненты зачастую выше аналогичных готовых изделий, ввозимых из-за рубежа. К примеру, такой практики у американцев, европейцев и японцев нет, - поскольку им гораздо важнее конкурентоспособное производство законченных изделий, там, где производится наибольшая добавочная стоимость, больше рабочих мест и больше пользе стране. У нас в стране позиция по таможенно-тарифной политике опирается на простые экономические расчеты.
По мнению специалистов и аналитиков, развивать электронное производство следует с готовой продукции, а не с компонентов для нее.
Хочется рассмотреть, какие же пути подъема российской электронной промышленности у нас есть. Несмотря на все сложности, рынок растет в три раза быстрее, чем экономика в целом. И рост этот, на наш взгляд, можно поддержать не воскрешением умирающих предприятий (к примеру, в подконтрольные Роспрому предприятия на перевооружение были потрачены миллиарды рублей), а правильными, рыночно ориентированными шагами. В
198
о
Щ SCIENCE TIME Щ
настоящее время частный бизнес располагает всеми необходимыми составляющими для того, чтобы сделать рывок в развитии электронной отрасли.
Одно из направлений развития производства электроники зачастую связывают с развитием контрактного производства. Значимую часть электроники в мире изготавливают контрактные производители, а не держатели брендов. Самый успешный представитель этой бизнес-модели компания Nokia. Благодаря именно такой модели она стала одним из мировых лидеров в своей отрасли. Поэтому можно связывать перспективы развития производства конечных изделий электроники вне зависимости от того, кто осуществляет конечную сборку - сам держатель бренда или субконтрактор. В нашей стране сейчас много отечественных контрактных производителей.
Это хорошие перспективные компании с положительной динамикой роста. Однако между ними и крупными мировыми контрактными производителями разница в объемах составляет 100 и более раз. Тем не менее, и те и другие вносят вклад в развитие электронной промышленности страны, каждый в своем сегменте.
В России уже есть примеры удачного как частно-государственного _ сотрудничества, так и разработок отечественных компаний для нашего и международного рынка. Например, разработка и производство микросхем для ГЛОНАСС + GPS навигаторов компанией «Цифровые решения», разработка и производство измерительного и технологического оборудования для наноэлектроники компанией «НТ-МДТ», локализация компанией ЭлеСи, уникального для России медицинского оборудования - электрохирургического аппарата компании Zoring (Германия), производство импортозамещающей продукции для промышленных систем автоматики (ПЛК SKOREX), работа с международной компаний Emerson Process Management по производству электронных блоков для расходомеров, соответствующих общемировым требованиям к качеству и надежности [3].
Не исчерпываются вышеприведенными примеры производства электронной техники в России. Так, в московской области компания «Ситроникс», входящяя в концерн «Научный центр», на своих заводах в Зеленограде отливает для Vestel корпуса телевизоров и несколько раз выполняла заказы для компании «Ролсен». Чистая прибыль компании «Ситроникс» составила 2,1 млрд рублей [1].
В ленинградской области в июне 2011 года, компания TPV Technology открыла в поселке Шушары под Петербургом завод стоимостью $30 млн по производству LCD телевизоров и мониторов(в будущем). TPV Technology является дочерней компанией Top Victory Investment — контрактного сборщика мониторов и телевизоров. Компания производит продукцию для Sharp, Panasonic, Sony. Philips, Toshiba, Acer, HP, Dell, а также развивает собственную марку AOS [1].
199
о
Щ SCIENCE TIME Щ
В краснодарском крае компания ООО «Горизонт-Кавказ» зарегистрирована в городе Краснодаре в 2000 году. В 2003 году появляется бренд «ONIKS». В изделиях используются кинескопы и элементная база ведущих фирм, таких как Panasonic, Toshiba, Samsung и LG-Philips. Сборка техники «ONIKS» осуществляется на современной конвейерной линии на площадях завода, расположенного в городе Краснодаре [4].
Несмотря на все проблемы, взлеты и падения, развитие радиотехнической промышленности в России продолжает увеличиваться. Активно развивающиеся предприятия, такие как НИИСС Имени Решетнева, Российский Ядерный центр, РФЯЦВНИИТФ, МИКРАН, ЭЛЕСИ и многие другие на данный момент развернули широкую программу по привлечению кадров. Помимо всего прочего это является стимулирующим фактором для развитии студентов. На данных предприятиях молодежи предоставляется огромный «пакет саморазвития», включающий в себя все необходимое оборудование для совершенствования своих навыков, укрепления знаний, стимулирующие размеры заработной платы и всевозможные социальные составляющие.
Литература:
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.financialguide.ru/article/ economics/eksportnyj-potencial-rossii
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Производство электроники в России: есть ли шанс выжить? Чистяков О.В // Компания «Элеси», 47с
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oniks-tv.ru/catalog.html
а
200