Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1537
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ВЕДУЩИЕ ИГРОКИ РЫНКА / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Марина Александровна

Альтернативные молочные продукты успешно занимают свою нишу, вытесняя традиционные молочные продукты. Современное поколение потребителей все больше озабочено вопросами здоровья и экологии, как следствие, сформировался определенный мировой тренд на замещение натурального молока растительными заменителями, влияние которого неизбежно повлекло трансформацию и отечественного рынка молочной продукции с динамикой отставания от зарубежного рынка на 5-7 лет. Данная ситуация отчасти обусловлена необходимостью изменения рациона для потребителей, которым по медицинским показаниям противопоказаны продукты животного происхождения, или которые заботятся о своем здоровье, предпочитая более здоровые продукты. В развитие сегмента внесла свою лепту пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и ее модификаций, стимулируя население заботиться о здоровом образе жизни и здоровом питании. Рост рынка молочных альтернатив связан с позиционированием определенных характеристик продукции, например, низкой калорийностью, низким содержанием, или полным отсутствием, сахара, высоким содержанием пищевых волокон, минеральных веществ и витаминов. Привлечение соответствующей потребительской базы активизирует производителей увеличить предложение растительного молока и других видов продукции, расширяя ассортимент. На сегодняшний день рынок альтернативных молочных продуктов является высококонкурентным, привлекая новых игроков, которые выходят на рынок с учетом реализованного спроса на продукт, завоевывая большую его долю. Проникновение новых участников на рынок облегчили простота технологии производства и низкая наукоемкость продукта. В связи с ростом спроса на растительную молочную продукцию рынок эволюционирует, что позволяет расширить ассортимент предлагаемых альтернатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALTERNATIVE DAIRY PRODUCTS MARKET STATE IN RUSSIA

Alternative dairy products are successfully carving out their niche, displacing traditional dairy products. The current generation of consumers is increasingly concerned about health and environmental issues, as a result, a certain global trend has formed to replace natural milk with vegetable substitutes, the influence of which inevitably led to the transformation of the domestic market for dairy products with the dynamics lagging behind the foreign market by 5-7 years. This situation is partly driven by the need to change diets for consumers who are medically contraindicated in animal products or who are health conscious in favor of healthier foods. The pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 and its modifications contributed to the development of the segment, stimulating the population to take care of a healthy lifestyle and healthy nutrition. The growth of the market for dairy alternatives is associated with the positioning of certain product characteristics, for example, low calorie content, low or no sugar content, high content of dietary fiber, minerals and vitamins. Attracting an appropriate consumer base will activate producers to increase the supply of plantased milk and other types of products, expanding the range. Today, the market for alternative dairy products is highly competitive, attracting new players who enter the market taking into account the realized demand for the product, gaining a large share of it. The penetration of new entrants into the market was facilitated by the simplicity of the production technology and the low knowledge intensity of the product. Due to the growing demand for plantbased dairy products, the market is evolving, which allows expanding the range of alternatives offered.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ»

Научная статья / Research Article УДК 338.439

DOI: 10.36718/2500-1825-2022-3-42-55 Марина Александровна Федорова

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, [email protected]

СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ

Альтернативные молочные продукты успешно занимают свою нишу, вытесняя традиционные молочные продукты. Современное поколение потребителей все больше озабочено вопросами здоровья и экологии, как следствие, сформировался определенный мировой тренд на замещение натурального молока растительными заменителями, влияние которого неизбежно повлекло трансформацию и отечественного рынка молочной продукции с динамикой отставания от зарубежного рынка на 5-7 лет. Данная ситуация отчасти обусловлена необходимостью изменения рациона для потребителей, которым по медицинским показаниям противопоказаны продукты животного происхождения, или которые заботятся о своем здоровье, предпочитая более здоровые продукты. В развитие сегмента внесла свою лепту пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и ее модификаций, стимулируя население заботиться о здоровом образе жизни и здоровом питании. Рост рынка молочных альтернатив связан с позиционированием определенных характеристик продукции, например, низкой калорийностью, низким содержанием, или полным отсутствием, сахара, высоким содержанием пищевых волокон, минеральных веществ и витаминов. Привлечение соответствующей потребительской базы активизирует производителей увеличить предложение растительного молока и других видов продукции, расширяя ассортимент. На сегодняшний день рынок альтернативных молочных продуктов является высококонкурентным, привлекая новых игроков, которые выходят на рынок с учетом реализованного спроса на продукт, завоевывая большую его долю. Проникновение новых участников на рынок облегчили простота технологии производства и низкая наукоемкость продукта. В связи с ростом спроса на растительную молочную продукцию рынок эволюционирует, что позволяет расширить ассортимент предлагаемых альтернатив.

Ключевые слова: рынок альтернативной молочной продукции, ведущие игроки рынка, положительные и отрицательные характеристики молочных альтернатив, факторы развития рынка

Для цитирования: Федорова МА. Состояние рынка альтернативных молочных продуктов в России // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 42-55- DOI: 10.36718/2500-1825-2022-3-42-55.

© Федорова М.А., 2022

Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 42-55. Socio-economic and humanitarian journal. 2022;(3):42-55.

Marina Alexandrovna Fedorova

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia marina-grande @ yandex. ru

THE ALTERNATIVE DAIRY PRODUCTS MARKET STATE

IN RUSSIA

Alternative dairy products are successfully carving out their niche, displacing traditional dairy products. The current generation of consumers is increasingly concerned about health and environmental issues, as a result, a certain global trend has formed to replace natural milk with vegetable substitutes, the influence of which inevitably led to the transformation of the domestic market for dairy products with the dynamics lagging behind the foreign market by 5-7 years. This situation is partly driven by the need to change diets for consumers who are medically contraindicated in animal products or who are health conscious in favor of healthier foods. The pandemic of the new corona-virus infection COVID-19 and its modifications contributed to the development of the segment, stimulating the population to take care of a healthy lifestyle and healthy nutrition. The growth of the market for dairy alternatives is associated with the positioning of certain product characteristics, for example, low calorie content, low or no sugar content, high content of dietary fiber, minerals and vitamins. Attracting an appropriate consumer base will activate producers to increase the supply of plant-based milk and other types of products, expanding the range. Today, the market for alternative dairy products is highly competitive, attracting new players who enter the market taking into account the realized demand for the product, gaining a large share of it. The penetration of new entrants into the market was facilitated by the simplicity of the production technology and the low knowledge intensity of the product. Due to the growing demand for plant-based dairy products, the market is evolving, which allows expanding the range of alternatives offered.

Keywords: alternative dairy products market, leading market players, positive and negative characteristics of dairy alternatives, market development factors

For citation: Fedorova M.A. The alternative dairy products market state in Russia // Socio-economic and humanitarian journal. 2022. № 3. S. 42-55. DOI: 10.36718/25001825-2022-3-42-55.

Введение. Развитие современного продовольственного рынка, в частности рынка молочной продукции, сопровождается непрерывным поиском новых возобновляемых сырьевых ресурсов, кроме того, в числе глобальных проблем человечества выступает сохранение окружающей среды, а в числе национальных задач - сохранение здоровья нации. Современный потребитель отличается взглядом на экологичный образ жизни, тщательно следит за своим питанием и отдает предпочтение органической продукции растительного происхождения. Причин этому несколько: отчасти популяризация продукта, отчасти наличие у определенного контингента населения непереносимости ряда компонентов, содержащихся в коровьем молоке, а также наличие «кулинарного интереса» к новым видам пищевых продуктов. С точки зрения производите-

леи, альтернативная молочная продукция вызывает интерес простотой технологии производства, относительной неразвитостью данного сегмента рынка и ростом потребительского спроса на продукцию.

Цель исследования. Отразить причины возникновения альтернативной молочной продукции, а также характерные особенности развития данного сегмента рынка в России.

Задачи исследования. Изложить причины появления альтернативной молочной продукции на традиционном рынке молока. Оценить характерные черты отечественного рынка альтернативной молочной продукции. Выявить факторы, определяющие его развитие в современных экономических условиях.

Результаты исследований и их обсуждение. Современный рынок молока и молочной продукции претерпевает существенные изменения, обусловленные наличием мирового тренда на замещение натурального молока растительными заменителями, что привело к формированию сегмента рынка Non-Dairy Milk, или «немолочное молоко» [1]. Отметим, что изначально продукт был придуман для решения проблемы дефицита белка в экономически неразвитых странах, но сегодня его популярность растет во всем мире, что связано с поиском новых потенциально пригодных возобновляемых сырьевых ресурсов. Свою роль в данном процессе играет изменение потребительских предпочтений в питании с точки зрения соблюдения здорового образа жизни. В частности, это отказ от фастфуда и заинтересованность в органических продуктах питания - экопродукции. Мода на здоровый образ жизни получает все большее распространение и, как следствие, формируется все больший сектор ее приверженцев [2]. Исторически сначала вышел на рынок продукт из сои, а овсяное молоко «впервые начали производить в Швеции в начале девяностых» [3], но популярность продукт из овса приобрел за последние несколько лет. Потребители все больше интересуются новыми линейками продуктов питания, при этом «учитывается мнение о вреде отдельных ингредиентов, например, лактозы, молочного козеина, холестерина» [4]. В соответствии со статистическими данными в России 20-40 % населения страдают от непереносимости лактозы. С точки зрения потребления более экологически чистой продукцией является растительное молоко, имеющее свои преимущества в сравнении с традиционным молоком, в котором может содержаться остаточное количество антибиотиков и гормонов роста, добавляемых в рацион кормления коров. Кроме того, данная продукция приобрела актуальность и с позиции религиозных канонов, например, во время Великого поста не разрешается употребление пищи животного происхождения, а употребление растительного молока позволяет приготовить большое количество блюд и разнообразить меню. Согласно исследованию, проведенному проектом «Едим дома» совместно с аналитическим центром НАФИ, «в 2020 году всего 9 % опрошенных включали в свой рацион растительное молоко, а в 2021 году показатель потребления увеличился в три раза и составил 31 % от общего числа респондентов» [5]. Кроме того, как производители, так

и потребители, отмечают, что альтернативные продукты становятся все более качественными и доступными, а значит, все больше людей осведомлены о том, что продукты без использования ингредиентов животного происхождения не уступают традиционным. При этом доступность альтернативной продукции оценивается по цене и по количеству локаций, где можно приобрести данные аналоги.

Данные тенденции формируют новые потребительские предпочтения относительно напитков, позиционирующихся как «растительное молоко». Сырьевая база данного производства очень разнообразна. Молочные альтернативы создаются на основе сои, гороха, риса, овса, кукурузы, гречихи, конопли, кунжута, льна, подсолнечника, амаранта, тефа, люпина, вигны, мукуны, миндаля, макадамии, киноа, грецкого ореха, кедрового ореха, фисташек, арахиса, кокоса, банана, из семян бахчевых культур, либо имеют смешанный состав. Отметим, что производство гречневого молока - это исключительно российская тенденция, иностранные производители не используют гречиху для производства напитков [6]. Также наблюдается наполнение рынка альтернативными продуктами из растительного сырья, но имеющих в своем названии слова «сыр», «йогурт», «сливки», «мороженное» и т.д. Однако сравнение, например, растительного молока с традиционным молоком не совсем корректно, поскольку по сути это два абсолютно разных продукта, которые схожи только по консистенции и цвету. Кроме того, «нельзя говорить о том, что растительное молоко может полностью заменить коровье - это разные по своей питательной ценности продукты» [7]. Тем не менее «при разработке современных технологий производители ориентируются на органолептические показатели качества сырого молока» [1], которое представляет собой структурированную коллоидную систему. Отметим, что пищевая ценность и технологические свойства коровьего молока обеспечиваются составом, соотношением и свойствами белков, жиров и углеводов.

Отказ от потребления натурального молока и молочной продукции отражает, с одной стороны, приверженность философии вегетарианства, с другой - это забота о здоровье, что особенно актуально для людей, страдающих аллергическими реакциями, или непереносимостью отдельных компонентов продукта. Полезность альтернативных молочных продуктов связывают с тем, что они «обогащаются функциональными ингредиентами, минералами и витаминами» [5] и благоприятно влияют на физиологические функции организма. Растительное молоко имеет невысокую калорийность - меньшее количество жиров и отсутствие сахара [7]. Например, альтернативные молочные продукты из горохового белка являются не только источником белка, но и имеют хорошо сбалансированный профиль аминокислот и отличаются высоким уровнем усвояемости продукта. Следует отметить, что потребление растительного молока, как любого другого пищевого продукта, имеет как положительные характеристики, так и может нанести вред организму человека (рис. 1) [8, 9, 10].

Оценивая ситуацию на мировом рынке, можно отметить, что с 2014 года продажи молочных альтернатив выросли в Европе на 24 %, в США - на 31, в азиатских странах - на 14, в странах Латинской Америки - на 17 %, о чем свидетельствуют аналитики Euromonitor [4]. По мнению экспертов Innova Market Insights, это явление в 2016 году вошло в топ-3 основных трендов мирового рынка продуктов и напитков и получило название «эффект вегетарианства» [11].

Эксперты группы Future Market Insight отмечают, что до конца 2022 года рынок растительных заменителей коровьего молока вырастет до 9,5 млрд долл. США, а к 2028 году прогнозный объем рынка молочных альтернатив, согласно отчету Grand View Research Inc., составит 52,58 млрд долл. [12]. Кроме того, ожидается рост данного сегмента рынка на 7,1 % в год в стоимостном выражении [4]. По результатам исследования Tetra Pak, объем потребления молочных аналогов продуктов в Западной Европе составляет около 2,5 л на человека в год [14].

/ >

РАСТИТЕЛЬНОЕ МОЛОКО

V_У

• Положительные характеристики:

• напиток позволяет восстановить пищеварение, очищает кишечник от шлаков, укрепляет слизистую ЖКТ (один стакан продукции содержит 26 % от суточной нормы пищевых волокон);

• оказывает мочегонный эффект, облегчает состояние при холецистите, панкреатите, гепатите;

• применение продукта в целях профилактики для снижения риска появления гастрита, или язвы;

• подходит для диет - содержит мало калорий (соевое молоко 80 калорий на чашку, миндальное -30-50 калорий, из кешью - 25 калорий), позволяет ускорить обменные процессы, очищает кровь (выводится плохой холестерин)

• Отрицательные характеристики:

- индивидуальная непереносимость, или аллергия на глютен (клейковину, которая содержится в зерновых культурах);

- не допускается употребление продукта детям с наличием кишечных заболеваний в острой форме;

- осторожное употребление продукта людьми с заболеваниями костной системы (остеопороз), при сахарном диабете (продукция содержит крахмал), или при заболевании почек

Рис. 1. Влияние растительного молока на человека: положительные и отрицательные характеристики

Рынок альтернативной молочной продукции изначально был занят иностранными компаниями, но со временем в сегмент вошли российские производители [2]. «В России на сегмент растительного молока приходится 1,5-2 % молочного рынка» [7] и оборот сегмента «превышает 5,5 млрд руб. в год» [14]. За период 2017-2019 гг. объем потребления растительного молока в России увеличился с 1,7 до 12 млн л в год [15], а к середине 2020 года наблюдался рост потребления на 55 %, то есть объем составил 18,6 млн л. Наибольшей популярностью пользуется овсяное молоко, которое составляет 49 % рынка растительного молока, что связано с относительно низкой стоимостью продукта - в среднем 100-150 руб. за 1 л на фоне других аналогов со средним ценником 200700 руб. за 1 л. Эксперты Союза производителей продукции на растительной основе утверждают, что «в ближайшие пять лет этот продукт может занять 20 % от общего рынка молочных продуктов» [15].

Стоит отметить, что на западных рынках наибольшую популярность получили альтернативные молочные напитки - соевое, рисовое и миндальное молоко. Однако эксперты рынка FoodNet Национальной технологической инициативы отмечают, что не все сырье удачно с точки зрения экологии. Например, для производства миндального «молока» технологически требуется большой объем воды [17]. Существенно сдает свои позиции на рынке соевое молоко, что в значительной степени связано с насыщением сырьевого рынка продуктами переработки генетически модифицированных сортов типов сои, соответственно, это снижает доверие потребителей. Однако стоит отметить, что российские производители используют в производстве в качестве сырья сою отечественную высокого качества.

Отечественный рынок также не стоит на месте, расширяется перечень производителей, развивается сегмент альтернативной молочной продукции. «Практически каждый производитель специализируется на выпуске собственной ассортиментной линейки» альтернативной молочной продукции, «нередко - сразу из нескольких видов сырья» [1].

В ноябре 2017 года на отечественный рынок альтернативной продукции вышла компания АО «Сады Придонья» (г. Волгоград) с брендом Nemoloko, который на сегодняшний день признан Forbes в числе самых успешных брендов. «Этот бренд является удачным кейсом выведения на рынок принципиально нового продукта в зрелой товарной категории "молочные продукты"» [7]. Отметим, что выход в категорию dairy alternatives (альтернативы молочной продукции) для компании связан с кризисом 2014 года, повлекшим сокращение производства соков в России на треть. Сегодня компания «Сады Придонья» следует общей цели повышения качества жизни населения и намерена производить только полезные продукты. Бренд Nemoloko позиционируется компанией как

kj KJ л/ и

«новый эталон ежедневной пользы» - «это 100 % растительный продукт, он произведен без использования ингредиентов животного проис-

хождения и не содержит лактозу, казеин, трансжиры, холестерин, гормоны роста или остаточное количество антибиотиков» [13]. Отметим, что изначально под брендом Nemoloko было представлено только растительное овсяное молоко, но на сегодняшний день ассортимент данного бренда расширился и представлен следующей линейкой продукции: Nemoloko YO'GURT овсяный и соевый классический и с разнообразными наполнителями, Nemoloko S'METANA овсяная и соевая, Nemoloko десерты, коктейли овсяные, миндальные, кокосовые, кроме того, имеется отдельная линейка детского питания: Nemoloko овсяное детское, безмолочные овсяные рисовые и гречневые каши с добавками, напиток овсяный «Кисель». На сегодняшний день компания «занимает более 40 % рынка растительного молока в России» [16, 18].

В 2017 году в Челябинске компанией от ООО «Объединение «Союз-пищепром» запущен завод по производству растительных напитков [19]. На отечественном и зарубежном рынке зарекомендовали себя бренды «Green Milk» и «Здоровое меню» данной компании. На долю компании «Союзпищепром» приходится 7,6 % рынка альтернативной молочной продукции [16]. Продукция компании экспортируется в страны СНГ, США, Германию, ОАЭ, КНР, Израиль, Турцию [11]. Президент ООО «Объединение «Союзпищепром» А. Берестов позиционирует компанию, как производителя высококачественной экологически чистой продукции. К тому же для производства растительного молока требуется в разы меньше воды, земли и энергии - это вклад в зеленую экономику [21]. Бренд «Здоровое меню» представлен широким ассортиментом, который включает молоко гречневое, соевое и рисовое, овсяный кисель с наполнителями, овсяный продукт с йогуртовыми культурами и пробиотиками [11]. Ценность продукции основывается на мысли «главная фабрика иммунитета - наша пищеварительная система» [21]. В овсяных йогуртах и киселях содержится растительная клетчатка и активатор иммунитета -бетта-глюкан, которые стимулируют работу желудочно-кишечного тракта, кроме того, продукция имеет меньше сахара, обогащена полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3 и Омега-6 [12]. Компания отмечает, что продукция получила особую популярность в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Потребители все больше задумываются о здоровых продуктах питания и, исходя из данного тренда, ООО «Объединение «Союзпищепром» планирует расширить ассортимент следующими видами продукции: «растительное мороженое, растительный сыр, растительные йогурты и десерты, растительное мясо» [21]. Новинкой компании, не имеющей аналогов, является «Молоко гречневое» из зеленой гречки. Преимущества данного продукта заключаются в технологии производства - «привычная коричневая гречка сохраняет лишь толику той пользы, которая есть в гречке зеленой, не обработанной термически на производстве. Зеленая гречка не проходит термической обработки, поэтому зерно содержит большое ко-

личество антиоксидантов - около 18 аминокислот, фолиевую кислоту, кроме того, характерно высокое содержание растительных белков» [22].

В 2021 году на российский рынок вышла компания «Danone» с всемирно известным брендом «Alpro», который существует с 1980 года [16]. Отметим, что ранее продукция данного бренда ввозилась из стран Европы, но локализация производства на территории России позволяет снизить цену и более успешно конкурировать с производителями данного сегмента рынка. Компания завоевала около 21 % сегмента рынка альтернативной молочной продукции.

Оставшуюся часть рынка, примерно 31 %, разделили компании «BioFoodLab» с брендом «Bite», ООО «МолПромКубань» с брендами «Vitality» и «Green Idea», ООО «Южная соковая компания» с брендом «Овсяша». Входит на рынок компания «Velle» из Санкт-Петербурга, которая планирует завоевать 10 % отечественного рынка [16].

В марте 2018 года московская компании «BioFoodLab» вышла на отечественный рынок с брендом «Bite» [24]. Компания представила линейку растительного молока: овсяное, соевое и соевое с ванилью, рисовое с кокосом, миндальное.

В 2021 году вышли сразу три компании - ООО «Южная соковая компания» (г. Краснодар), ООО «МолПромКубань» (г. Армавир) и АО «УК Эфко» (г. Воронеж).

Компания «МолПромКубань» позиционирует свои бренды «Vitality» с ассортиментом соевый напиток, соевый напиток с кедровыми орехами и овсяный напиток и «Green Idea» - растительное молоко с фруктовыми соками [6]. Основной акцент компания делает на том, что использует в качестве сырья отечественную сою, которая не является генетически модифицированной в отличие от зарубежных аналогов [24].

«Южная соковая компания» завоевывает рынок с линейкой ассортимента под брендом альтернативного молока «Овсяша - сила российского зерна» (овсяное, соевое, кокосовое, рисовое, миндальное, гречневое молоко), обогащенного витаминами и минеральными веществами [26]. В 2022 году линейка бренда «Овсяша» пополнилась новинкой -кокосовые сливки 19 %. Компания утверждает, что «сливки подойдут для блюд азиатской и европейской кухни, приготовления каши, десертов, соусов, пирогов, пасты, рагу, смузи, напитков, или генно-модифицированной» [27].

На рынок альтернативной молочной продукции в 2021 году вышла группа компаний «Эфко» с пробной партией соевого молока под лозунгом «Мы задумали Healthy innovation - Здоровые инновации, или "Hi!", чтобы создавать еду будущего» [17]. Учитывая производственные мощности группы компаний «Эфко», а также большую сырьевую базу сои, следует ожидать, что компания выступит сильным конкурентом на данном рынке в ближайшие годы. Кроме того, в будущем компания планирует использовать в качестве сырья подсолнечник, овес, гречку и лен.

Во и и

целом внутренний рынок альтернативной молочной продукции активно развивается, появляются экзотические для нашего рынка продукты из фундука, кешью, бананов. Надо сказать, что зарубежные компании также активно завоевывают мировой рынок и выводят в сегмент новые альтернативы, например, в Швеции бренд «Dug», который относят к категории веганских молочных продуктов, представил первое в мире растительное молоко на основе картофеля. По представленному составу продукт содержит «кроме картофеля, гороховый белок, мальто-декстрин, волокна цикория, рапсовое масло и натуральные ароматизаторы. Также оно обогащено витаминами, включая D, B12 и фолиевую кислоту» [17]. Многие производители, в том числе и отечественные, занимаются разработками ферментированного растительного молока, которое будет повторять коровье молоко даже по аминокислотному составу, сможет сохранить лактозу и другие признаки традиционного молока. Конечно же, данный продукт будет ориентирован на своего покупателя.

Однако отметим, что новые продукты на основе традиционного коровьего молока принимаются покупателями довольно быстро, на этом фоне сегмент рынка растительного молока развивается медленно. Рассмотрим факторы, влияющие на развитие рынка альтернативной молочной продукции в России (рис. 2) [7].

/ \_

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ч,__J

• рост заболеваемости населения - непереносимость лактозы и глютена, ожирение;

• рост темпа жизни в больших городах - потребность в удобстве и скорости потребления с пользой для здоровья;

• влияние зарубежных трендов - распространение веганства;

• активное позиционирование продукции со стороны производителей альтернативной продукции;

• пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне.

Рис. 2. Факторы, определяющие развитие рынка альтернативной молочной продукции в России

Развитие рынка альтернативной молочной продукции, разрабатываемой специально под запросы потребителей, также стимулируется фактором «выгоды для производителей, поскольку позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах и позволяет иметь маржу в условиях жесткой ценовой конкуренции» [7].

Таким образом, за последние 5 лет в сегменте растительного молока наблюдается своя эволюция в силу того, что это не очень наукоемкий продукт, а также существенно усилился уровень конкуренции, кроме увеличения числа производителей данного вида продукции, растет и широта ассортимента.

Заключение. В современных условиях можно наблюдать динамичное развитие сектора рынка альтернативных молочных продуктов. Несмотря на то что изначально продукция такого рода была ориентирована на решение проблемы дефицита белка в экономически неразвитых странах, сегодня все больше компаний выходят на рынок с новыми видами альтернативной продукции. Причин такого всплеска несколько, и они прослеживаются как на мировом, так и на отечественном рынке: поиск новых возобновляемых сырьевых ресурсов; изменение потребительских предпочтений в питании на фоне эпидемии коронавирусной инфекции; экологизация образа жизни; рост числа приверженцев вегетарианства: потребность в наличии заменителей коровьего молока для людей, страдающих непереносимостью отдельных компонентов; специфика канонов отдельных религий и многое другое.

Отечественная индустрия молочных альтернатив развивается с интервалом отставания от мирового рынка 5-7 лет. Выход в категорию dairy alternatives для первых отечественных компаний связан с неразвитостью рынка, наличием сырьевой базы и простотой технологии производства. Внутренний сегмент рынка наращивает объемы, например, за первую половину 2020 года наблюдался рост потребления на 55 %, то есть объем составлял 18,6 млн л. В числе широко известных брендов можно выделить Nemoloko от АО «Сады Придонья», «Здоровое меню» от ООО «Объединение «Союзпищепром», «Bite» компании «BioFoodLab», «Овсяша» от ООО «Южная соковая компания». Каждый производитель имеет свою линейку ассортимента. Наибольшей популярностью в России пользуется овсяное молоко, на его долю приходится 49 % рынка растительного молока, что связано с относительно низкой стоимостью продукта. Есть в России и уникальный от компании «Союз-пищепром» продукт, ориентированный исключительно на отечественных потребителей, - «Молоко гречневое» из зеленой гречихи. Развитие рынка альтернативных молочных продуктов в России можно связать с влиянием ряда факторов, в числе которых особо следует выделить пропаганду здорового образа жизни и рост темпа жизни в крупных городах, что обуславливает потребность в экологически чистой и «здоровой» продукции.

Список источников

1. Егорова Е.Ю. «Немолочное молоко»: обзор сырья и технологий //

Ползуновский вестник. 2018. № 3. С. 25-34.

2. На завтрак в Китае - «Здоровое меню» от «СоюзПищепрома». URL: https: //uralpress.ru/ news/ obshchestvo/ na-zavtrak-v-kitae-zdorovoe-menyu-ot-soyuzpishcheproma.

3. Grant T. A Guide To Working With Plant Milks. URL: https: // per-fectdailygrind.com/ 202o/o8/a-guide-to-working-with-plant-milks.

4. Как развивается рынок растительных аналогов молока // Milknews. URL: https: // milknews.ru/longridy/rastitelniye-analogi-moloka.html.

5. Медведева А. За время пандемии россияне с достатком утроили в рационе растительные альтернативы мясу и молоку. URL: https: // www.agroxxi.ru/ stati/ za-vremja-pandemii-rossijane-s-dostatkom-utroili-v-racione-rastitelnye-alternativy-mjasu-i-moloku.html.

6. В России растет число производителей растительного молока. URL: https: // producttoday.ru / 2021/07/29/v-rossii-rastet-chislo-proizvoditelej-rastitelnogo-moloka.

7. Пономарева Е. Тренд на ЗОЖ: что придет на смену молочной продукции // Сфера: Молочная промышленность. 2019. № 1(64). С. 42-47.

8. Не молоко овсяное: польза и вред. URL: https: // xn--8oajamittfn6b.xn--piai /ne-moloko-ovsyanoe-polza-i-vred.

9. Не молоко: что это такое и с чем его «едят» - о пользе и вреде. URL: https: // mgorod.kz/ projects/nitem/ nemoloko-chto-eto-takoe-i-s-chem-ego-edyat-o-polze-i-vrede.

10. Овсяное молоко: что это такое и с чем его едят // Росконтроль. URL: https: // roscontrol.com/ journal/ articles /ovsyanoe-moloko-chto-eto-takoe-i-s-chem-ego-edyat.

11. Мировой рынок альтернативных молочных продуктов: ожидается стремительный рост // Novaprodukt.ru. URL: https: //novaprodukt.ru/ ing/articles/non_dairy_milk.

12. «Здоровое меню» со знаком «Эко». URL: https: // uralpress.ru /news /ekonomika/zdorovoe-menyu-so-znakom-eko.

13. Nemoloko: официальный сайт бренда. URL: https://ne-moloko.ru.

14. Медведева А. Рынок растительного молока в России: не соя, но овес. URL: https: // www.agroxxi.ru/ stati/ rynok-rastitelnogo-moloka-v-rossii-ne-soja-no-oves.html.

15. Оборот российского рынка растительного молока превышает 5,5 млрд руб. в год // Finmarket.ru. URL: https: // specagro.ru/news/ 202201/ oborot-rossiyskogo-rynka-rastitelnogo-moloka-prevyshaet-55-mlrd-rub-v-god.

16. Мы составили свой рейтинг растительного молока в России. URL: https: //vc.ru/food/ 371010-my-sostavili-svoy-reyting-rastitelnogo-moloka-v-ros.

17. «Эфко» запустит производство растительных альтернатив молоку // Агроинвестор. URL: https: // www.agroinvestor.ru/ markets/news/ 36288-efko-zapustit-proizvodstvo-rastitelnykh-alternativ-moloku.

18. 7 производителей растительных альтернатив молоку с производством в России. URL: https: //dairynews.today/ news/ 7-proizvoditeley-rastitelnykh-alternativ-moloku-s-.html.

19. Алексеева Н. «Союзпищепром» запустит здоровье // Коммерсант. URL: https: //www.kommersant.ru/doc/3261809.

20. ООО «Объединение «Союзпищепром» - официальный сайт. URL: https://spp.ru/o-kompanii.

21. Зеленая экономика и здоровое питание. «Союзпищепром» подводит итоги года // Аргументы и факты. Челябинск. URL: https: /с hel.aif.ru/ society/ zelenaya_ekonomika_i_zdorovoe_pitanie_ so-yuzpishcheprom_podvodit_itogi_goda.

22. Молоко из зеленой гречки: пьем эликсир долголетия. URL: https: // woman.rambler.ru/ cooking/ 42268697-moloko-iz-zelenoy-grechki-pem-eliksir-dolgoletiya.

23. Dairy Alternatives Market Size Worth $52.58 Billion By 2028 | CAGR: 12.5%: Grand View Research, Inc. URL: https: // www.prnewswire.com/ news-releases/ dairy-alternatives-market-size-worth-52-58-billion-by-2028--cagr-12-5-grand-view-research-inc-301277511.html.

24. «BioFoodLab» - официальный сайт. URL: https://biofoodlab.com.

25. ООО «МолПромКубань» - официальный сайт. URL: https: / /molpromkuban.ru / content/awards.

26. ООО «Южная соковая компания» - официальный сайт. URL: https: // yugsok.com /catalog/ovsyasha.

27. Овсяша - официальный сайт. URL: https://ovsyasha.ru.

References

1. Egorova E.YU. «Nemolochnoe molokO»: obzor syr'ya i tekhnologii // Polzunovskii vestnik. 2018. № 3. S. 25-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Na zavtrak v Kitae - «Zdorovoe menYU» ot «SoyuZPishchepromA». URL: https: //uralpress.ru/ news/ obshchestvo/ na-zavtrak-v-kitae-zdorovoe-menyu-ot-soyuzpishcheproma.

3. Grant T. A Guide To Working With Plant Milks. URL: https: // perfect-daily-grind.com/ 202o/o8/a-guide-to-working-with-plant-milks.

4. Kak razvivaetsya rynok rastitel'nykh analogov moloka // Milknews. URL: https: // milknews.ru/longridy/rastitelniye-analogi-moloka.html.

5. Medvedeva A. Za vremya pandemii rossiyane s dostatkom utroili v ratsione rastitel'nye al'ternativy myasu i moloku. URL: https: // www.agroxxi.ru/ stati/ za-vremja-pandemii-rossijane-s-dostatkom-utroili-v-racione-rastitelnye-alternativy-mjasu-i-moloku.html.

6. V Rossii rastet chislo proizvoditelei rastitel'nogo moloka. URL: https: // producttoday.ru / 2021/07/29/v-rossii-rastet-chislo-proizvoditelej-rastitelnogo-moloka.

7. Ponomareva E. Trend na ZOZH: chto pridet na smenu molochnoi produktsii // Sfera: Molochnaya promyshlennost'. 2019. № 1(64). S. 4247.

8. Ne moloko ovsyanoe: pol'za i vred. URL: https: // xn--80ajamittfn6b.xn--p1ai /ne-moloko-ovsyanoe-polza-i-vred.

9. Ne moloko: chto ehto takoe i s chem ego «edyaT» - o pol'ze i vrede. URL: https: // mgorod.kz/ projects/nitem/ nemoloko-chto-eto-takoe-i-s-chem-ego-edyat-o-polze-i-vrede.

10. Ovsyanoe moloko: chto ehto takoe i s chem ego edyat // Roskontrol'. URL: https: // roscontrol.com/ journal/ articles /ovsyanoe-moloko-chto-eto-takoe-i-s-chem-ego-edyat.

11. Mirovoi rynok al'ternativnykh molochnykh produktov: ozhidaetsya stremitel'nyi rost // Novaprodukt.ru. URL: https: //novaprodukt.ru/ ing/articles/non_dairy_milk.

12. «Zdorovoe menYU» so znakom «EhkO». URL: https: // uralpress.ru /news /ekonomika/zdorovoe-menyu-so-znakom-eko.

13. Nemoloko: ofitsial'nyi sait brenda. URL: https://ne-moloko.ru.

14. Medvedeva A. Rynok rastitel'nogo moloka v Rossii: ne soya, no oves. URL: https: // www.agroxxi.ru/ stati/ rynok-rastitelnogo-moloka-v-rossii-ne-soja-no-oves.html.

15. Oborot rossiiskogo rynka rastitel'nogo moloka prevyshaet 5,5 mlrd rub. v god // Finmarket.ru. URL: https: // specagro.ru/news/ 202201/ oborot-rossiyskogo-rynka-rastitelnogo-moloka-prevyshaet-55-mlrd-rub-v-god.

16. My sostavili svoi reiting rastitel'nogo moloka v Rossii. URL: https: //vc.ru/food/ 371010-my-sostavili-svoy-reyting-rastitelnogo-moloka-v-ros.

17. «EhfkO» zapustit proizvodstvo rastitel'nykh al'ternativ moloku // Agroinvestor. URL: https: // www.agroinvestor.ru/ mar-kets/news/36288-efko-zapustit-proizvodstvo-rastitelnykh-alternativ-moloku.

18. 7 proizvoditelei rastitel'nykh al'ternativ moloku s proizvodstvom v Rossii. URL: https: //dairynews.today/ news/ 7-proizvoditeley-rastitelnykh-alternativ-moloku-s-.html.

19. Alekseeva N. «SoyuzpishcheproM» zapustit zdorov'e // Kommersant. URL: https: //www.kommersant.ru/doc/3261809.

20. OOO «OVedinenie «SoyuzpishcheproM» - ofitsial'nyi sait. URL: https: //spp.ru/o-kompanii.

21. Zelenaya ehkonomika i zdorovoe pitanie. «SoyuzpishcheproM» podvodit itogi goda // Argumenty i fakty. Chelyabinsk. URL: https: /c hel.aif.ru/ society/ zele-naya_ekonomika_i_zdorovoe_pitanie_soyuzpishcheprom_ podvodit_itogi_goda.

22. Moloko iz zelenoi grechki: p'em ehliksir dolgoletiya. URL: https: // wom-an.rambler.ru/ cooking/ 42268697-moloko-iz-zelenoy-grechki-pem-eliksir-dolgoletiya.

23. Dairy Alternatives Market Size Worth $52.58 Billion By 2028 | CAGR: 12.5%: Grand View Research, Inc. URL: https: // www.prnewswire.com/ news-releases/ dairy-alternatives-market-size-worth-52-58-billion-by-2028--cagr-12-5-grand-view-research-inc-301277511.html.

24. «BioFoodLab» - ofitsial'nyi sait. URL: https://biofoodlab.com.

25. OOO «MoLProMKuban'» - ofitsial'nyi sait. URL: https: / /molpromkuban.ru / content/awards.

26. OOO «Yuzhnaya sokovaya kompaniYA» - ofitsial'nyi sait. URL: https: // yug-sok.com /catalog/ovsyasha.

27. Ovsyasha - ofitsial'nyi sait. URL: https://ovsyasha.ru.

Информация об авторе:

Марина Александровна Федорова, старший преподаватель кафедры организации и экономики сельскохозяйственного производства

Information about the authors:

Marina Alexandrovna Fedorova, Senior Lecturer, Department of Organization and Economics of Agricultural Production

Статья принята к публикации 08.07.2022/ The article has been accepted for publication 08.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.