выбор с выбором и аргументами других, ученик включается в диалог. Педагог же должен уметь выбирать из различных суждений школьников идеи, способствующие созданию целостных представлений об обсуждаемом произведении искусства, тем самым влиять на развитие визуальной культуры.
Выводы. Развитие диалогического мышления школьников является актуальным направлением современного образования. Развитие диалогического мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства требует особых подходов и методов. Учебный предмет «Изобразительное искусство» как часть инновационной образовательной системы «Диалог» предполагает: постижение школьниками эстетических, общечеловеческих ценностей искусства в интерпретируемых художественных произведениях, принятие и понимание различных точек зрения при решении одной проблемы; формирование умений рассматривать явление с разных позиций, видеть и слышать собеседника.
Развитие умения услышать каждого человека, увидеть лицо другого, переключиться в его жизнь, понять его точки отправления, встать на его точку зрения, независимо от своих субъективных предубеждений, одна из самых трудных задач, которая должна решаться, начиная с начальной школы. Достигается решение этой задачи постоянными упражнениями на развитие внимания и внимательности к людям и к среде вообще в процессе совместного творческого поиска истины.
Литература:
1. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П. Концепция инновационной образовательной системы «Диалог» / Г.А. Бордовский, М.П. Воюшина, Е.П. Суворова. - СПб: Астерион, 2013. - 56 с.
2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / ред. А.Дживелегова, А.Эфроса. - 2-е изд. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
3. Декарг Пьер. Рембрандт. Жизнь замечательных людей. - Изд-во: Молодая гвардия, 2000.
4. Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников: Монография / Сост. М.П. Воюшина, Е.П. Суворова; Под ред. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. — 164 с.
5. Меликов И.М., Гезалов А.А. Диалог культур и культура диалога: концептуальные основы // Вопросы философии, 2014, № 12 - С. 24-35
6. Свешников А.В. Диалог как форма композиционного мышления в изобразительном искусстве. «Искусство в школе XXI века» // Сборник материалов VI Всероссийской конференции и Московского научно-практического семинара «Мастерская Б.М. Неменского-2000» - ГОМЦ - М. «Школьная книга», 2000. - С. 50-55.
7. Соколова Е.Н. Влияние доминанты на восприятие художественного образа: двойник и заслуженный собеседник. // Культурологические исследования" 3: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
Педагогика
УДК 796.323.2
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой физического воспитания Соколов Николай Гурьевич
Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы Овчинников Владимир Павлович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы Бочковская Виктория Леонидовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО БАСКЕТБОЛА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 1990-2000 ГГ.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие тенденции развития отечественного баскетбола в постсоветский период, становление и распространение баскетбола в России несмотря на временные но достаточно большие трудности.
Ключевые слова: баскетбол, распад СССР, олимпиада,чемпионат мира, евробаскет.
Annotation. The article deals with the issues that characterize the trends in the development of domestic basketball in the post-Soviet period, the formation and spread of basketball in Russia despite the temporary but rather great difficulties.
Keywords: basketball, the collapse of the USSR, the Olympics, the world Cup, Eurobasket.
Введение. После Олимпийских игр в 1988 в г. Сеуле (Южная Корея) в баскетбольном мире нашей страны произошли большие изменения. Прежде всего, большинство лучших игроков страны, в том числе олимпийские чемпионы Сеула, выехали за рубеж и продолжили свою баскетбольную карьеру в различных зарубежных командах. Впервые в истории отечественного баскетбола из числа советских баскетболистов в Национальную баскетбольную ассоциацию США были приглашены два игрока - Ш. Марчюленис и А. Волков. Арвидас Сабонис, признанный лучшим игроком Европы 1988 г., отказался от приглашения в НБА и выступал в Испании. Почти все наши олимпийские чемпионы и ведущие игроки клубных команд трудоустроились в зарубежных клубах [7]. Чемпионат СССР проводился без сильнейших игроков.
Аналогичная обстановка создалась и в женском баскетболе. Отсутствие лидеров отечественного баскетбола поставило перед Федерацией баскетбола страны задачу выявления максимально широкого круга игроков высшей и первой лиг, способных стать кандидатами в сборные команды страны. Период политической и экономической перестройки в стране, распад СССР и получение союзными республиками суверенитета сказались на спортивной жизни страны. Происходит реорганизация в управлении физической культурой и спортом. Команды, в том числе и детско-юношеские, испытывают серьезные финансовые затруднения, закрываются спортивные школы. Баскетбол, как и другие виды спорта, катастрофически теряет свою популярность.
Результаты и их обсуждение. Для изучения состояния российского баскетбола в период и после распада СССР в 1990-2000 гг., в нашей работе использовались статистические данные Министерства спорта Российской Федерации [3], данные сайта Российской федерации баскетбола [4, 5] и данные архива Международной федерации баскетбола (ФИБА) [1, 2].
Начало 90-х ознаменовалось переломными событиями в мире. Постепенно стали исчезать с карты Европы социалистические страны такие как Польша, Венгрия, в 1989 рухнула берлинская стена. Чемпионат мира 1990 года был последним, на котором выступали сборные команды СССР. Отказались играть за команду СССР литовские игроки Сабонис, Куртинайтис, Марчюленис, Хомичус. Значительным событием стало решение ФИБА допустить на международные соревнования профессиональных игроков Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). Чемпионат мира 1990 года стал заключительным, на котором сборную США представляли игроки студенческих клубов. Главной примечательностью финала чемпионата стало большое доминирование одной команды над другой. Сборная Югославии без особых усилий обыграли сборную СССР, и снова с большим преимуществом — 92:75.
На чемпионате мира 1990 г., женская сборная команда СССР впервые в истории отечественного баскетбола не попала в число призеров и, проиграв команде Чехословакии, заняла лишь 5-е место.
В 1990 году по инициативе Федерации баскетбола, руководимой в те годы А. Я. Гомельским, в Москве в спортивном зале ЦСКА был проведен грандиозный баскетбольный праздник, в программу которого был включен матч всех звезд страны (мужчин) восточного и западного регионов (по аналогии с матчем звезд НБА, проводимым в США на протяжении более чем 40 лет). Составы команд были определены путем голосования болельщиков баскетбольных клубов, баскетболисты «Запада», руководимые тренером чемпионов Олимпийских игр 1972 г. В. Кондрашиным, проиграли «Востоку» (тренер С. Белов) со счетом 119:123.
Осенью 1991 г. вместо чемпионата СССР начинают проводить чемпионат СНГ, но уже без литовских команд «Жальгириса» и «Статибы», эстонского «Калева». В ходе соревнований из чемпионата выбыли клубы Украины и Латвии. Возникало множество трудностей с проведением игр, было много переносов матчей, неявок на соревнования. Однако чемпионат был доведен до конца, а победителями стали мужская и женская команды ЦСКА [6].
Несмотря на напряженную обстановку в стране, женская национальная сборная команда вновь выиграла чемпионат Европы 1991 г., в том же году на чемпионате Европы в Португалии кадетки также заняли 1-е место. Мужская сборная впервые в чемпионате Европы не участвовала, так как проиграла отборочный турнир в 1990 г. В кубковых матчах этого сезона участвовали 6 мужских и 5 женских команд из СНГ, но ни одна из них не дошла до финала.
C августа по октябрь 1991 года существовала эфемерная «Федерация баскетбола СНГ». На учредительной конференции 27 октября 1991 года была создана Российская федерация баскетбола (РФБ), призванная заниматься организацией и проведением на территории России соревнований по баскетболу. В марте 1992-го олимпийского года ФИБА признала Россию преемницей СССР, и в этом же месяце стартовал I чемпионат суверенной России. Первыми его чемпионами стали женская и мужская команды ЦСКА. К Олимпийским играм 1992 года в Барселоне была допущена объединенная команда стран (ОК) Содружества Независимых Государств [6, 7]. Объединенная команда выступала под Олимпийским флагом и ее состав входили 12 государств бывшего СССР кроме стран балтии (Литва, Латвия, Эстония). После 12-летнего перерыва женская сборная команда СНГ в финальном матче с командой Китая выиграла золотые олимпийские медали, американские баскетболистки заняли 3-е место. Впервые в истории развития мирового баскетбола на Олимпийские игры были допущены баскетболисты-профессионалы, среди которых американцы М. Джордан, Мэджик Джонсон, югославы В. Дивац и Д. Петрович, украинец А. Волков и немец Шремпф. Американская команда «Dream-team» с явным преимуществом обыграла всех конкурентов и завоевала 1-е место. Состав сборной США: Л. Берд, Мэджик Джонсон, М. Джордан, С. Пиппен, К. Дрекслер, П. Юинг, К. Малин, Ч. Баркли, Д. Стоктон, К. Меллоун, Д. Робинсон, К. Лейтнер. 2-е место заняла команда Хорватии, а 3-е - сборная команды Литвы, в которую входили и наши бывшие соотечественники, игроки сборной СССР А. Сабонис, Ш. Марчюленис, Р. Куртинайтис. Россияне под руководством Ю. Селихова, бывшего вторым тренером команды, выступавшей в Сеуле, проиграв литовцам, заняли 4-е место.
В ходе сезона 1992/93 гг. большинство сильнейших баскетболистов страны уехали за рубеж. Во II чемпионате России участвовали лишь 8 клубных команд, но чемпионат прошел более организованно, чем предыдущий. Стали обретать силу и уверенность команды из Центральной части России: «Автодорожник» (Саратов), ЦСК ВВС и «Строитель» из Самары, «Аквариус» (Волгоград) и др. Следующий сезон можно назвать переломным в истории российского баскетбола. Улучшилась не только качественная сторона проведения чемпионата, но наряду с продолжающимся оттоком спортсменов за рубеж начался процесс возвращения в Россию лучших отечественных игроков [6]. Это, прежде всего, олимпийский чемпион Сеула В. Тихоненко, вернувшийся из Испании и показавший пример другим игрокам. Превосходство московских армейцев в чемпионате страны сезона 1993/94 г. было не столь явным, как в прошлые годы, благодаря команде «Автодорожник» из Саратова, достаточно уверенно заявившей о себе. В команде «Спартак» (Москва), которая дебютировала в высшей лиге, появились первые легионеры из США, которые позволили усилить маневренность и динамизм игры столичной команды, а также привлечь внимание зрителей. Вместе с этим ряд традиционно сильных клубов пришли в упадок и выбыли из высшего эшелона. Такая участь постигла команду В. Кондрашина «Спартак» из Санкт-Петербурга. В результате упорной борьбы в сезоне 1993/94 г. чемпионом России среди мужчин вновь стала команда ЦСКА [7].
Женский чемпионат проходил вяло, практически не собирая зрителей. Чемпионом России стала команда ЦСКА, 2-е и 3-е места заняли «Динамо» (Новосибирск) и «Уралмаш» (Екатеринбург).
На международной арене мужская сборная команда России, усиленная отечественными игроками, выступавшими в иностранных клубах и пожелавшими участвовать в чемпионате Европы 1993 г. в Германии и мира 1994 г. в Канаде, выступила успешно и заняла на этих чемпионатах вторые места. Особенный успех имела российская команда на чемпионате мира в Торонто, единственная давшая достойный отпор американским профессионалам из «Dream-team -2», уступив в финале [6] со счетом 91:137.
Женская сборная команда России в 1993 г. на чемпионате Европы впервые в истории женского баскетбола заняла лишь 7-е место и тем самым лишила себя возможности участвовать в 1994 г. в чемпионате мира, который проводился в Австралии. Большой спортивный праздник Игры доброй воли, проводимый в
1994 г. в Санкт-Петербурге, не принес успеха российским баскетболистам. Как мужская, так и женская команды были лишь четвертыми. В европейских кубковых матчах российские клубы выступали, как и в прежние годы, неудачно.
В сезоне 1994/95 гг. была начата перестройка российского баскетбола. Впервые была организована Суперлига, в которую вошли шесть ведущих клубов страны. Под эгидой Федерации баскетбола России они провели свой первый чемпионат, который завершился матчем всех звезд России. Сборная «Запада», составленная в основном из игроков команд ЦСКА и «Динамо» (Москва), победила команду «Востока». Остальные команды разыгрывали чемпионат России отдельно, и в финальной части четыре лучшие из них сыграли с двумя самыми слабыми командами Суперлиги. Отборочный турнир проводился в Казани, по его результатам команды, занявшие 1-6 места, вместе с четырьмя лучшими командами Суперлиги выявили чемпиона России. В сезоне 1994/95 г. им вновь стала команда ЦСКА. В следующем сезоне в Суперлиге уже участвовали восемь команд. В серии «play-off» за золотые медали снова боролись команды ЦСКА и «Динамо», и вновь в упорной борьбе победу одержал ЦСКА. В женском чемпионате также возросла конкуренция команд, но лучшей по-прежнему оставалась команда ЦСКА.
Несмотря на прилагаемые усилия РФБ по улучшению состояния баскетбола в стране, усилению внимания к детско-юношескому баскетболу, престиж отечественного баскетбола на международной арене пошатнулся. Женская сборная преодолела барьер, войдя в тройку призеров чемпионата Европы 1995 г. и стала участницей Олимпийских игр 1996 года в США (Атланта), где заняла 5 место. Российские же баскетболисты, проиграв в том же году чемпионат Европы в Афинах (7-е место), в Олимпийских играх 1996 г. не участвовали.
Активизировалась работа в стране среди ветеранов-баскетболистов. Российская сборная ветеранов во главе с легендарным Г. Вольновым выиграла чемпионат мира, проходивший в Австралии.
Отечественные клубные команды участвовали во всех кубковых соревнованиях на европейском уровне, однако впервые успех сопутствовал только мужской команде ЦСКА, которая в упорной борьбе заняла почетное 3-е место в кубке Европы, пропустив вперед «Панатинаикос» (Греция) и «Барселону» (Испания). После распада СССР мужская команда России на Чемпионате Европы лишь в 1993 году завоевала серебро, а в 1997 - бронзу.
В этот период сильнейшими игроками были: В. Карасев, Е. Пашутин, М. Михайлов, С. Бабков, С. Панов, Кисурин. В 1997 г. появилась восходящая звезда российского баскетбола А. Кириленко. У женщин в этот период лучшим игроком была Е. Баранова. В 1998 году мужская и женская сборные России на Чемпионате мира, завоевали серебро. Последним турниром мужской сборной России 90-х стал 31-й Чемпионат Европы по баскетболу 21 июня по 3 июля 1999 года во Франции. Команда России уступив в матче за 5-е место сборной Литвы и заняла лишь шестое место. Для женской национальной команды России Чемпионат Европы - 99, проходивший в Польше, закончился более удачно. В матче за 3 место девушки выиграли у сборной Словакии со счетом 78:49, став бронзовыми призерками Евробаскета.
Выступления сборных команд России на Олимпиаде 2000 г. в Сиднее (Австралия) были неудачными. Женская команда заняла 6 место, а мужская лишь 8 место оставив наихудшее впечатление - от совершенно безвольного и, естественно, проигранного команде Канады матча за 7-е место.
Выводы. В целом для этого периода развития баскетбола можно было отметить следующие негативные тенденции:
- реорганизация в сфере управления физической культурой и спортом;
- «сворачивание» календаря всесоюзных и юношеских соревнований;
- выезд за рубеж большинства лучших игроков страны, в том числе олимпийских чемпионов, для продолжения своей баскетбольной карьеры в различных командах;
- катастрофическая потеря баскетболом, своей популярности;
- преобразование больших спортивных комплексов в концертные и торговые залы, баскетбол в связи с упадком зрительского интереса перемещается в малые спортивные сооружения;
- закрытие спортивных школ, большинство физкультурно-спортивных организаций в том числе и детско-юношеские команды существовали либо за счет самоокупаемости, либо за счет спонсоров;
- расширение состава участвующих команд в чемпионате страны среди команд высшей лиги, за счет сокращения числа команд первой лиги.
Тем не менее, подводя итоги настоящего этапа развития баскетбола, следует отметить, что, несмотря на временные, но достаточно большие трудности, российский баскетбол делал верные шаги для возвращения своего престижа. Федерация баскетбола России стремилась повысить интерес к игре у лиц различного возраста и профессий, разворачивала широкую деятельность по включению баскетбола в программы физического воспитания дошкольников, среднего школьного и профессионально-технического, специального и высшего образования.
Отечественные игроки встали на путь профессионального отношения к баскетболу. Команды в основном существовали на основе самоокупаемости так, как это принято в большинстве профессиональных команд Америки и Европы. Слияние любительского и профессионального баскетбола, произошедшее во всем мире, дало новый мощный толчок российскому баскетболу. В женских и мужских баскетбольных командах России появились признанные мастера международного уровня. Был заложен фундамент для укрепления материальной базы баскетбольных команд, увеличения доходов спортивных организаций, слияния интересов телевизионных и других компаний и фирм, правительственных органов с интересами баскетбола, что в перспективе позволило осуществить массовую подготовку игроков высокого класса [6].
Новое отношение к баскетболу в России после распада СССР находилось в стадии формирования. Определенные трудности, возникшие на пути дальнейшего развития игры, преодолевались за счет использования годами сложившихся в нашей стране положений теории и практики баскетбола, а также разумного внедрения новых, перспективных подходов.
Литература:
1. FIBA - международная федерация баскетбола. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fiba.basketball/world-championships (дата обращения: 20.11.2018 г.).
2. Архив FIBA com Официальный сайт FIBA. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archive.fiba.com/pages/eng/fa/event/p/cid/WMW/sid/2927 (дата обращения: 20.11.2018 г.).
3. Статистическая информация. Официальный сайт Министерства спорта РФ. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 20.11.2018 г.).
4. Мужская сборная СССР по баскетболу. Российская федерация по баскетболу. https://men.russiabasket.ru/ (дата обращения 20.11.2018 г.).
5. Российская федерация баскетбола. РФБ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russiabasket.ru/ (дата обращения: 20.11.2018 г.).
6. Студенческий баскетбол: социально-педагогические и организационно-управленческие аспекты спортивной деятельности учащейся молодежи: монография / Н. Г. Соколов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 225 с.
7. Родин А. В., Губа Д. В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. пособие / А. В. Родин, Д. В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009 - 168 с.
Педагогика
УДК - 372.881.1
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры иностранных языков Сотникова Светлана Анатольевна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ
Анотация. В статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий на уроках французского языка на основе иноязычных текстов. Продемонстрирован комплекс заданий, направленных на формирование познавательных действий учащихся.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, текст, чтение, учебно-познавательная компетенция, познавательные действия, формирование и развитие личности.
Annotation. The article explores the opportunities of the formation of universal educational actions in French lessons on the basis of foreign language texts. The article contains a complex of assignments targeted at formation of cognitive actions of the school students.
Keywords: universal educational actions, text, reading, educational and cognitive competence, cognitive actions, the formation and development of personality.
Введение. Современное общество предъявляет высокие требования к системе школьного образования. С одной стороны, демократизация жизни современнного российского общества, считающего человека основной ценностью, выдвигает проблему гуманизации образования. Суть гуманизации заключается в том, что учащийся является субъектом учебной деятельности, ее равноправным участником, который осознает цели, задачи, мотивы учебной деятельности, умеет планировать, организовывать, оценивать, корректировать свою деятельность. Учащийся должен уметь не только усваивать знания, но и самостоятельно их добывать, иными словами, уметь учиться.
С другой стороны, процессы информатизации, быстрого обновления знаний и повышенной профессиональной мобильности диктуют необходимость непрерывного образования, то есть предполагают готовность личности самостоятельно пополнять свои знания, выбирать самое главное в огромном потоке информации в течение всей жизни.
Новые социальные запросы определяют новые цели образования, обновление его содержания. Фундаментальное ядро содержания общего образования, которое является базовым документом, регламентирующим создание базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий, инициирует развитие личности в системе образования «через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса» [8, с. 66].
Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, которые легко переносятся учащимся из одной предметной сферы в другую, подчеркивая инвариантность в строении самой учебной деятельности.
«Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться» [7, с. 3].
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и вносит свой вклад в программу формирования УУД [5].
Предмет «Иностранный язык», роль и значимость которого в системе школьного образования неуклонно повышаются, также направлен на всестороннее развитие личности школьников и формирование универсальных учебных действий.
Цель статьи - показать возможности предмета «Иностранный (французский) язык» в формировании познавательных универсальных учебных действий на материале иноязычных текстов.
Изложение основного материала статьи. Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение развивающих целей школьного образования заключается в формировании, прежде всего, учебно-познавательной компетенции, предполагающей формирование наряду со специальными умениями (знание грамматики, лексики, фонетики изучаемого языка, умения понимать иноязычную речь и говорить на изучаемом языке) также универсальных способов деятельности.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности входят в содержание образования по предмету «Иностранный язык» и определяются как умения работать с информацией, умения работать с прослушанными /прочитанными текстами, умения работать с разными источниками на иностранном языке, умения планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу, умения работать самостоятельно [4].