цены на сельхозтехнику. Так, для приобретения одного комбайна ДОН-1500 необходимо реализовать пшеницы (в расчет взяты самые высокие цены на пшеницу твердых сортов) в 7,9 раза больше, чем в 1990 году, а НИВА СК-5 - в 11,6 раза. Это приводит к убыткам в каждом хозяйстве.
Перспективы развития лизинговой деятельности в АПК с участием государства связаны с устранением монопольного положения лизингового агентства. Необходимо обеспечить конкурсный отбор фирм, предлагающих наиболее выгодные для государства и потребителей условия участия в лизинговых операциях (по доле вложений собственного капитала, величине сервисных наценок, режиму платежей и т.д.). Необходимость обеспечения возврата государству вложенных средств повышает уровень требований государства к лизинговым поставщикам, а тех - к потребителям технических средств, имея в виду финансовую платежеспособность и технико-экономическую обоснованность заявки потребителя.
Главными направлениями общего совершенствования механизма лизинга в настоящее время являются:
- передача бюджетных средств для осуществления лизинговых операций в управление финансовым организациям и лизинговым компаниям-победителям конкурсов при условии, что они на рубль бюджетных средств будут направлять не менее рубля собственных финансовых ресурсов;
- регулярная индексация лизингового фонда в соответствии с уровнем инфляции;
- конкурсное участие коммерческих инвесторов в формировании лизинговых фондов под страховые гарантии государственных финансовых органов;
- увеличение срока лизинга до времени наступления полного физического износа техники при одновременном снижении уровня оплаты первого взноса до 8-10%;
- государственный антимонопольный контроль уровня цен на технику в рамках лизингового механизма;
- установление предельной снабженческо-сбытовой наценки при проведении лизинговых операций до 6-8 % ;
- ужесточение в пользу сельхозтоваропроизводителя требований и материальной ответственности лизингодателя по выполнению гарантийных обязательств;
- изменение периодичности лизинговых платежей с ежеквартальных на годовую.
- отсрочка в чрезвычайных ситуациях лизинговых платежей.
Среди мер прямой бюджетной поддержки важную роль играет система дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая в формах компенсаций и дотаций.
Компенсация представляет собой субсидию на приобретение отдельных видов средств производства и услуг и предназначена для сглаживания диспаритета цен на соответствующие виды ресурсов. Основными объектами частичной компенсации в настоящее время являются затраты:
- на оплату теплоэнергоносителей, используемых для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном грунте, переработке льна и конопли (получатели -специализированные тепличные овощеводческие хозяйства, предприятия по переработке льна и конопли);
- на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители);
- на покупку комбикормов (получатели - крупные животноводческие комплексы и птицефабрики);
- на транспортировку кормов (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители, подвергшиеся различным стихийным бедствиям).
Дотация представляет собой государственную субсидию, предназначенную для возмещения издержек производства и выдаваемую обычно в форме платежа по фиксированной ставке за единицу товарной продукции. Предназначена она для поддержки развития племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян ряда сельскохозяйственных культур, производства сырья льна, конопли, шерсти, другой продукции животноводства.
Некоторые эксперты оспаривают необходимость дотаций, доказывая, что эффект от них в конечном счете оседает не у сельхозтоваропроизводителя, а у его смежников. Такие утверждения имеют основание, но упразднять систему дотаций вообще сейчас было бы преждевременно, хотя в дотационный механизм следовало бы внести некоторые коррективы. Прежде всего, ограниченность бюджетных средств требует сосредоточить дотационные выплаты на особо важных, приоритетных направлениях, стратегически важных производствах, на сохранении потенциала отрасли, стимулировании эффективного его развития, решении неотложных задач социального и экономического характера, что особенно важно для устойчиво депрессивных регионов. Выплата дотаций должна быть увязана с оговоренной совокупностью обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по их целевому и эффективному использованию.
Дохолян С.В.
Состояние НТП в рыбохозяйственном комплексе Дагестана
Рыбное хозяйство играет важную роль в продовольственном комплексе страны и рассматривается прежде всего как источник обеспечения населения продуктами питания. Несмотря на снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990г. до 9,5 кг в 1998 г.), в общем балансе потребления животных белков (включая мясные и молочные продукты) доля их составляет около 12%, а в перспективе должна достигнуть 15%1.
Развитие рыбного хозяйства находится в непосредственной зависимости от уровня и характера НТП. Последний сдерживается наличием ряда проблем, по составу и содержанию в большей мере идентичных общим проблемам развития страны в целом;
• недостаточные объемы финансирования, в том числе бюджетного. Одной из отличительных особенностей рыбной промышленности является то, что она в большинстве случаев является низкорентабельной (а порой и убыточной). Почти во всех развитых странах эта отрасль подлежит государственной поддержке в различных аспектах, в том числе финансовом, фискальном. Это объясняется высокими затратами топлива и высокой капиталоемкостью, а в сочетании с тем, что рыбные продукты являются необходимой составляющей в рационе человека, то при высоких затратах на вылов необходима дотация на поддержание цены, характерной для продуктов повседневного спроса (т.е. на уровне максимальной доступности для населения), что в ряде случаев возможно только при наличии государственной поддержки;
• повышение цен на материалы, тару, энергоносители, тарифов на транспортные услуги;
• разрыв экономических связей между предприятиями и отдельными регионами, вызванный в большей мере издержками переходного периода экономики;
• жесткая налоговая и кредитная политика государства.
• снижение доходов основной части населения и изменение структуры платежеспособного спроса;
• отсутствие действенной законодательной системы, защищающей отечественного производителя;
Рыбное хозяйство обладает рядом особенностей, делающих ее уникальным сектором агропромышленного комплекса по поставке продуктов на внутренний продовольственный рынок.
Кроме экономической особенности она обладает не органичной сырьевой базой, которой присущи следующие черты:
• рыбное хозяйство расположено на территории большой страны. Отсюда удаленность как самих бассейнов друг от друга, так и их удаленность от густонаселённых районов страны - основных потребителей рыбной продукции;
• сырьевая база рыбного хозяйства подвижна. Это свойство присуще только данной отрасли, что еще раз подтверждает ее неординарность. Отсюда возникает постоянная потребность в научных прогнозах сырьевой базы. Это требует огромных затрат на научно-исследовательский флот, оборудование, но является неотъемлемой частью, необходимой для успешного функционирования рыбного хозяйства;
• большая зависимость состояния и дислокации сырьевой базы от климатических, экологических и других природных факторов. Эта особенность сырьевой базы еще раз указывает на необходимость НТП в области технологии и техники составления сырьевых прогнозов: в связи с истощением сырьевой базы возникает потребность в оснащении отрасли более современными методами и средствами поиска рыбы.
Добыча рыбы Россией в Каспийском бассейне за 1999 г. составила около 200 тыс. тонн, что несколько выше ОДУ (174,7 тыс. тонн). Превышение общего вылова рыб по бассейну произошло за счет килек, годовой улов которых — 153 тыс. т - оказался значительно выше российской квоты (113 тыс. т). Это наибольший уровень добычи за последние 9 лет. Успешному промыслу килек способствовало благополучное состояние запаса основного промыслового вида — анчоусовидной кильки, составляющей около 90 % в уловах.
Состояние запасов осетровых рыб остается катастрофическим. Продолжает сокращаться численность рыб, мигрирующих в р. Волгу и пропущенных на нерестилища, соответственно очень низок уровень воспроизводства всех видов осетровых.
Российский вылов осетровых в 1999 г. составил 545 т (87,8 % от ОДУ). Недолов осетровых в дельте Волги обусловлен экстремальными гидрологическими условиями весеннего паводка, задержкой лова осетровых по организационным причинам, и, главным образом, острой проблемой остается широкомасштабное браконьерство в море и ре-
1 Проблемы и пути практической реализации Федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 г. «Рыба» (доклад). М.: ВНИЭРХ, 1996. Разработать долгосрочный прогноз экономического развития рыбного хозяйства России. -М.: ВНИЭРХ, -1998
ках, особенно вдоль Западного побережья Дагестана и Азербайджана. Интенсивному вылову подвергается в море незрелая часть популяции белуги, осетра и севрюги. По ориентировочным оценкам, браконьерский вылов более чем в 10 раз превышает легальный промысел1.
По Дагестану общий прирост уловов за 1999 год составил 6021 тонн (24163 тонн в 1999 году против 18142 в 1998 году). Однако этот прирост произошел за счет увеличения промысла кильки в Южном Каспии почти на 7 тыс. тонн. В то время как уловы рыбы в прибрежной зоне Дагестана и во внутренних водоемах снизились более чем на 900 тонн.
Особенностью рыбной отрасли Дагестана является также тот факт, что большая доля добычи сырья на Каспии осуществляется рыбопромысловым флотом (более 80 %). По состоянию на 1 января 1997 года в рыбной отрасли Дагестана имелась двадцать три единицы промысловых, обрабатывающих и приемно-транспортных судна, в том числе: четыре единицы РДОМС типа «Волга»; четыре единицы РДОС типа «Моряна»; три единицы ЖМЗ типа "«Днепр"»; три единицы РМС типа «Каспий»; две единицы РМС типа «Зеленодольск»; четыре единицы ЗРС проекта 2035 типа «Тюлень»; две единицы ПТС; одна единица ПТР. Кроме того, имеется шесть единиц вспомогательного флота. Больше половины из них имела высокую степень физического и морального износа. Основным судовладельцем большинства судов является ОАО РКК "Порт-Петровск", образованное на базе АО "Дагрыбфлот" путем слияния с Махачкалинским рыбоконсервным комбинатом. Однако за период с 1997 по 1998 три судна ЗРС проекта было продано, два ПТС списано и два РМС типа "Каспии" передано в аренду, в связи с тем, что компания не имела финансовых средств для проведения капитально-восстановительного ремонта судов с истекшим сроком плаванья.
Промысловый флот, являясь основной составляющей производственных фондов рыбного хозяйства, ставит его в особые условия перед другими отраслями. Особенно это ощутимо в Дагестане, где значительную часть флота составляют крупные и большие суда, обеспечивающие уникальную возможность добычи и переработки сырья одновременно. Отличие таких судов от береговых обрабатывающих предприятий (даже производящих аналогичную продукцию) в уникальности оборудования и самого техноло -гического процесса в силу ряда причин: малых производственных площадей, ограниченных запасов пресной воды и ряда других, что определяет особенности НТП в области технологий и техники переработки гидробионтов на судах. В то же время такие плавучие производства обеспечивают мобильность в смене районов добычи сырья и такое перемещение не требует дополнительных капитальных затрат на перемещение добывающего оборудования, как это происходит в других отраслях.
Однако, суда являются объектами повышенной опасности и независимо от того ведется ли на них только добыча или переработка требуется постоянный технический осмотр и периодический ремонт судна. Если береговое предприятие еще может работать без проведения профилактических работ, то для плавсредств это просто невозможно.
Таким образом, суда флота рыбного хозяйства следует рассматривать как аккумуляторы технологий на порядок более высокого уровня, нежели технологии береговых производств: от строительства непосредственно судна и его общесудовых механизмов и систем до технологий добычи и переработки гидробионтов. Поэтому НТП при создании судна как единого инженерного сооружения следует развивать в комплексе его функциональных ее составляющих.
Промысловый флот Дагестана составляет более половины стоимости основных фондов отрасли. Пополнение флота в последние годы было крайне недостаточным из-за недостатка собственных средств предприятий, отсутствия господдержки, наличия высоких ставок за банковский кредит и высокой стоимости строительства судов. Следует отметить, что, как показывает российская практика, в ряде случаев стоимость отечественных судов более низкого качества превышает стоимость судов зарубежной постройки. Поэтому модернизация существующего флота должна осуществляться путем совершенствования промыслового и технологического оборудования, средств навигации и связи на действующих судах. НТП в этой области в условиях переходного периода российской экономики, должно осуществляться в основном в процессе постепенного совершенствования действующего флота, т.к. строительство нового затруднительно в силу финансовых возможностей предприятий.
Не имея финансовых возможностей предприятия могут рассчитывать только на бербоут-чартерную или лизинговую системы пополнения флота новыми судами. В то же время российский опыт и данные по обновлению судовладельцами добывающего флота в 1995—1997 гг. показывают, что за три года 67,5 % старых судов сменило судовладельцев, количество новых судов составило лишь 8 %. Если же учесть, что приобретенные в ближнем и дальнем зарубежье суда также не являются новыми, то предпринятые судовладельцами в России меры по обновлению флота практически привели к приобретению до 92 % старых судов. Мало изменилось положение со строительством флота и
1 Мухин А., Полонский А., Солодовникова Л. Год 1999 суммарный вылов вновь уменьшился ( промысловый обзор). // Рыбное хозяйство - 2000. №1
в последующие годы. Так, по данным российских судостроительных заводов, на стадии закладки или завершения строительства в 1998 г. находилось всего 41 судно разного класса, в основном для прибрежного лова1.
Низкий уровень внедрения достижений НТП в области техники и технологии переработки гидробионтов оказал заметное влияние на качество и конкурентоспособность рыбной продукции. В общем выпуске рыбной продукции для реализации на внутреннем рынке превалирует мороженая и охлажденная рыба, среди которой предложение неразделанной явно превышает спрос. В 1999 г. по сравнению с 1989 г. в Дагестане ее доля возросла на 53 % и составила 97 % от объема выпускаемой пищевой продукции. Для сравнения, за рубежом эта доля составляет не более 25%.
На другие виды рыбной продукции в целом по Дагестану происходит падение спроса. За период 1989-1999 гг. в 23,3 раза снизился выпуск соленой рыбной продукции, в 15,2 раза - копченой и в 5,1 раза — кулинарной. Всё это говорит о старении отечественных технологий, отставании их от мировых уровней, ведущих к снижению уровня качества продукции и ее удорожанию.
В числе основных причин общего снижения объема переработки гидробионтов лежит устаревшая технологическая и техническая база, требующая больших затрат оборотных фондов, энергии и материалов для переработки продукции. Удорожание расходных материалов и энергоносителей привело к значительному снижению рентабельности производства. К примеру, затраты на тару при производстве консервов составляют до 50% от стоимости продукции. В результате особое значение для рыбного хозяйства приобретает разработка нового перерабатывающего оборудования, способного решить и эти проблемы. В настоящее время ведутся научные работы по разработке такого оборудования. Из-за чрезвычайно продолжительного срока их проведения и несоответствия предъявляемым к ним требований производителей они остаются невостребованными.
Хронический дефицит в оборотных средствах, нарастание процесса взаимных неплатежей, резкое сокращение государственной поддержки, низкий уровень инвестиционной активности на бассейнах, уменьшение объемов производства привели к тяжелому экономическому положению большей части рыбохозяйственных предприятий и организаций, затормозив их научно-техническое развитие.
В настоящее время в отрасли практически завершен процесс разгосударствления промышленных предприятий по добыче и переработке гидробионтов, вспомогательных и обслуживающих производств. В результате проведенных мер по приватизации, акционированию и демонополизации произошла структурная перестройка отрасли: разукрупнение ранее созданных структур, образование новых.
Общее число рыбохозяйственных предприятий и организаций системы Департамента по Рыболовству Республики Дагестан составляет свыше шестидесяти. Из общего количества системы Департамента по Рыболовству большинство предприятий составляют акционерные общества, ООО, ИЧП и т.д. Из их числа только незначительная часть созданы на базе государственных предприятий, остальные или вновь созданные структуры, получившие лицензию на рыбохозяйственную деятельность для которых она не является основной.
Средств на развитие науки и техники у предприятий практически нет, в следствии чего нет и рациональной системы управления НТП в отрасли в условиях переходного периода Российской экономики. В настоящее время НТП в рыбном хозяйстве носит затухающий характер и осуществляется стихийно, в то время как его развитие должно носить научно обоснованный характер и формироваться общеотраслевой управляющей структурой с привлечением рыбохозяйственных научно-технических организаций в соответствии с нормами и законами переходного периода. Поэтому первоочередной следует считать задачу совершенствования системы управления и НТП в отрасли.
Пути оздоровления рыбного хозяйства могут носить как количественный, так и качественный характер. Второй более эффективен, т.к. на количественное развитие устаревшего производства требуется значительно больше финансовых средств. Качественное развитие рыбного хозяйства: ставящее во главе стратегии внедрение достижений НТП, поможет преодолеть кризис спада производства и обеспечить выпуск продукции высокой степени обработки. В пользу качественного пути выступают и такие факторы как: новый технический уровень изделий, характеризуемый повышением их технических качеств, которые, в большинстве случаев, не может заменить количественная функция.
Таким образом, современное состояние НТП в рыбном хозяйстве России может быть оценено как стагнационное, несмотря на количественный рост объемов производства в целом по отрасли. В перспективе это может сказаться на резком снижении качественных показателей развития и приостановке темпов количественного роста из-за морального и физического старения производственных фондов, и в первую очередь флота - основного объекта НТП.
1 Зиланов В.,Романов В., Ризанов Ю. Морской добывающий флот России: прошлое и настоящее.//Рыбное хозяйство. - 2000 №1.
Сейчас многие считают, что отрасль должна работать на продовольственную безопасность, т.е. иметь главное назначение — вылов рыбы и других объектов промысла и производство продукции для населения страны, а не служить только средством пополнения государственного бюджета. Однако, между этими крайними взглядами на роль рыбной отрасли в государстве, может быть, и наверняка будет принят некий третий путь, основой которого является стратегия действий, в последнее время широко обсуждаемая. Узловые моменты ее таковы: создание благоприятных условий для захода судов в свои, российские порты; создание новых рабочих мест на берегу в сфере рыбопереработки, судоремонта, судостроения, производства орудий лова, тароупаковки и др.; биоресурсы отечественной зоны должны использоваться на благо российской экономики. И наконец, самое главное - именно те предприятия, фирмы и компании, которые максимально интегрированы в российскую экономику и аккуратно выплачивают налоги, должны в первую очередь поддерживаться государством за счет правильной политики кредитования и методологии раздела квотируемых биоресурсов.
Сегодня становится все более очевидной необходимость государственного управления работой отрасли путем создания необходимых условий для эффективной деятельности предприятий. Переходный период реформирования отрасли выявил целый ряд взаимосвязанных законодательных, финансовых, организационных и научнотехнических вопросов, от решения которых и будет зависеть дальнейшее развитие рыбного хозяйства в стране. Стоящие перед отраслью проблемы можно решить лишь при возрождении вертикальной структуры управления и государственной финансовой поддержке, что подтверждается опытом развития и функционирования рыбного хозяйства в развитых рыбопромышленных странах.
Алипбеков А.К.
Эффективность виноградарства по сортам в АОЗТ им. Ш.Алиева в 1999 году
Анализируемый 1999 год для отрасли виноградарства был относительно неблагоприятным. Средняя урожайность в АОЗТ им. Ш.Алиева в 1999 году составляло 46,8 ц с 1га, а себестоимость производства 1 ц винограда - 156 рублей. В 1999 году плодоносящая площадь виноградников достигала 902 га из которых 429 га столовые сорта, 446 га винные сорта и 27 га сортосмеси. Материалы таблицы 1 показывают, что из столовых сортов наибольшее распространение имели сорта "Премьер" - 181 га и "Агадаи" - 167 га. Среди винных сортов наибольший удельный вес приходилось на долю сортов "Ркацители" - 237 га и "Мускат белый" - 97 га.
При общем низком фоне урожайности, ее различия по сортам весьма значительны. Так по сорту "Кремовый" она составляла 17,3 ц с 1 га, а по сорту "Матраса " - 89,2 ц с 1 га, то есть 5,2 раза больше чем по сорту "Кремовый". Наши наблюдения показывают, что урожайность, превышающая средний по хозяйству уровень, была по сортам "Премьер", "Жемчуг-Зало", "Молдова", "Мускат белый", "Матраса", "Савиньон" и "Савиньон зеленый".
К сожалению приходится констатировать, что урожайность была низкой и по таким важнейшим для хозяйства сортам как "Агадаи" и "Ркацители".
В зависимости от урожайности наблюдается колебание и в уровнях производительности труда виноградарей. Так максимальная трудоемкость производства 1 ц винограда или другими словами минимальный уровень производительности труда наблюдается по сорту "Кремовый" - 36 чел.-час. на 1 ц. Относительно высокий уровень производительности труда или минимальные затраты труда на 1 ц винограда (9 чел.-час.) имеют место по сорту "Матраса", по которому была и самая высокая урожайность.
Относительно низкая трудоемкость 1 ц винограда была также по сортам "Мускат белый", "Савиньон зеленый", "Жемчуг-Зало", "Молдова" и "Премьер". Аналогичное положение наблюдается и по себестоимости производства 1 ц винограда - минимальная по сорту "Матраса" (88 руб.) и максимальная по сорту "Кремовый" (403 руб.).
Основная часть произведенного винограда (78%) была направлена на свой винзавод и лишь 22% реализовали на сторону. Соотношение между ценами, по которым реализовался виноград за пределы хозяйства и сдавался на переработку своему заводу, весьма существенные. Так, цены винограда, пошедшего на переработку в своем заводе, были ниже, чем цены по которым реализовывали на сторону, по сортам: "Премьер" - на 76%, "Агадаи" - на 82%, "Кремовый" - на 80%, "Молдова" - на 70 % и "Мускат белый"
- на 59%.
Таблица 1.
Экономика производства столовых и винных сортов винограда в АОЗТ
им. Ш.Алиева
Пло- Уро- Затра- Себе- Сред- Рента-
Сорта доно- жай- ты тру- стои- няя бель-
сящая ность, да на мость цена ность