Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ МОСКОВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

СОСТОЯНИЕ МОСКОВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОСКВЫ / WORLD WAR / MOSCOW INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Тамара Витальевна

В статье рассматривается состояние московской промышленности в годы Первой мировой войны, показана система ее мобилизации для нужд обороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Condition of Moscow Industry in the First World War

The article considers the condition of Moscow industry during the years of the First World War. The author shows the system of its mobilization for needs of defense of state. Keywords: the

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ МОСКОВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Т.В. Ершова

Состояние московской промышленности в условиях Первой мировой войны

В статье рассматривается состояние московской промышленности в годы Первой мировой войны, показана система ее мобилизации для нужд обороны государства.

Ключевые слова: Первая мировая война; промышленность Москвы.

Ведущими отраслями экономики Москвы накануне и в начале войны являлись текстильная, металлообрабатывающая, пищевкусовая, швейная, полиграфическая и другие, где были заняты основные массы рабочих города. Москва была самым крупным в России железнодорожным центром России.

В Москве было 973 промышленных предприятий, на которых трудилось более 159 тыс. рабочих [12: с. 159]. В текстильной промышленности насчитывалось 219 фабрик, где трудилось 66,6 тыс. человек, в металлообрабатывающей и электротехнической было 180 заводов, на которых работали 25,7 тыс. рабочих, в пищевкусовой промышленности трудилось 19,6 тыс. человек, в полиграфической было занято 12,5 тыс. рабочих [2: с. 211, 212].

В Москве в 1913 году производилось продукции на сумму более 556 млн золотых рублей. По отдельным отраслям производства стоимость валовой продукции металлообрабатывающей промышленности оценивалась в 57 982 тыс. рублей, химической — 93 558 тыс. рублей, пищевкусовой — 187 619 тыс. рублей, текстильной — 143 208 тыс. рублей [14: с. 2].

В предвоенные годы в Москве была достаточно высокая концентрация промышленности. На крупных фабриках и заводах города с числом рабочих более 500 в 1910 году находилось 49,2 % общего числа рабочих. В таких отраслях промышленности, как хлопчатобумажная и шелковая, процессы концентрации проявились более сильно. Например, на фабриках по обработке хлопка в Москве с числом рабочих более 1000 человек трудилось 74,34 % от всех рабочих этой отрасли промышленности, по обработке шелка — 63,7 % рабочих. На металлообрабатывающих заводах с числом рабочих свыше 500 человек было занято более 33,2 %, и с числом рабочих от 100 до 500 человек, т. е. на крупных и средних предприятиях данной отрасли промышленности, находилось 69,4 % рабочих-металлистов [7: с. 106, 107].

Наряду с крупными промышленными предприятиями в Москве насчитывалось много мелких кустарных и полукустарных заведений, на которых работало менее 20 человек. Так, по переписи 1910 года, в городе их было более 650 [2: с. 208].

Война повлияла на состояние московской промышленности. Основными причинами сокращения производства в начале войны были: прекращение приема железными дорогами коммерческих грузов, резкое подорожание и недостаток продуктов, выписываемых из-за границы, призыв в армию многих квалифицированных рабочих [5: с. 588]. Отвлечение железнодорожного транспорта на нужды армии привело к резкому сокращению подвоза сырья, материалов и продуктов питания к Москве. В результате произошли значительные сокращения, например, в винокуренной промышленности. Сократилось производство в электротехнической промышленности, которая получала сырье из Германии (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 19. Л. 158 об., 159).

С большими перебоями в начале войны работали химические предприятия Москвы, главным образом из-за нехватки импортного сырья и материалов. В результате на москательные товары цены поднялись на 100 %, а на отдельные сорта красок от 300 до 500 % против своей нормальной рыночной стоимости (ЦИАМ. Ф. 199. Оп. 2. Д. 865. Л. 29).

В начале войны наблюдалось сокращение производства в текстильной промышленности. Так, в середине августа 1914 года фабрики Э. Цинделя, А. Гюбнера, Даниловская, Прохоровская, Рябовская мануфактуры и ряд других сократили производство до трех дней в неделю [2: с. 279]. Вместе с тем необходимо отметить, что сокращение производства в первые дни войны проходило с целью «оздоровить» рынок и ликвидировать излишки на фабриках и складах, скопившиеся в результате интенсивной работы предприятий перед Нижегородской ярмаркой [4: с. 191]. Об этом свидетельствует и тот факт, что на многих текстильных предприятиях имелись большие залежи хлопка, так как «в течение летнего времени многие мануфактуры, вынужденные к тому стачечным движением, работали не полное время». В общей сложности на 1 июля 1914 года, по сведениям Московского биржевого комитета, на 72-х промышленных предприятиях 16-ти торговых фирм Центрального района находилось более 5 млн 700 тыс. пудов хлопка (ЦИАМ. Ф. 225. Оп. 1. Д. 4. Л. 2).

К октябрю 1914 года на предприятиях по обработке хлопка картина совершенно изменилась. Бумагопрядильни, где вырабатывались ткани тонких номенклатур, сокращали производство, продолжая работать по 4 дня в неделю; фабрики, вырабатывающие грубые ткани, наоборот, заработали полным ходом. В аналогичном положении оказалась шерстяная промышленность. Предприятия, изготовляющие грубые сорта сукна, стали получать крупные заказы от интендантства. Большие заказы от казны получили льняные фабрики, что привело к увеличению производительности предприятий, и в некоторых из них была введена третья ночная смена для подростков и женщин (ГАРФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 286. Л. 2). Большинство московских предприятий стали работать на интендантское ведомство.

В начале войны с трудностями столкнулась и металлообрабатывающая промышленность. Проблемы были вызваны тем, что большинство фабрик

и заводов имели оборудование, приобретенное за рубежом. После закрытия границ многие предприятия не могли получить запасные части к станкам и машинам (ЦИАМ. Ф. 199. Оп. 2. Д. 865. Л. 35, 36). Сокращение производства в металлургической промышленности и прекращение подвоза сырых материалов (руды, флюсов, угля, кокса и пр.) вызвало много трудностей на ряде заводов Москвы. Одновременно цены на метал начали быстро подниматься (ЦИАМ. Ф. 199. Оп. 2. Д. 865. Л. 50, 51).

Однако московская машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли промышленности очень быстро приспособились к военному рынку, получив ряд крупных заказов на изготовление снарядов, снаряжения, станков, машин и прочее (ЦИАМ. Ф. 199. Оп. 2. Д. 865. Л. 35).

К весне 1915 года ряд крупных промышленных предприятий Москвы — металлообрабатывающие заводы, текстильные фабрики, фабрики по пошиву одежды, химические предприятия — стали обслуживать нужды фронта. Однако подавляющая часть московской промышленности работала на частный рынок.

Весной и летом 1915 года западным губерниям России стала угрожать немецкая оккупация. Началась эвакуация предприятий в тыл. Эвакуированные промышленные предприятия оказали определенное влияние на структуру московской промышленности: в городе увеличилось общее количество металлообрабатывающих предприятий, выросла вместе с ними и численность рабочих-металлистов, развивалась быстрыми темпами авиационная промышленность, в которой ведущее место занял завод товарищества «Мотор». С восстановлением заводов «Каучук» и «Проводник», вывезенных из Прибалтики, Москва стала общероссийским центром резиновой промышленности [6: с. 15].

Однако восстановление промышленных предприятий, перевезенных из западных районов России, шло очень медленно. Много фабрик и заводов не было пущено в ход, их оборудование было реквизировано и распределено, а частью и расхищено. Несмотря на это, Москва сыграла заметную роль в деле обеспечения армии боеприпасами, снаряжением, продовольствием и прочими припасами в годы Первой мировой войны.

Как известно, правительство не предвидело величины спроса, который предъявит промышленности фронт. Не имело правительство и какого-нибудь плана военно-экономической мобилизации частной промышленности для удовлетворения нужд действующей армии. Правящие круги России рассчитывали воевать за счет запасов, сделанных в мирное время, пополнений, изготовленных на казенных заводах, и поставок из-за границы [13: с. 17].

Война показала, что Россия к ней была совершенно не подготовлена. После первых успехов на фронте войска стали терпеть одно поражение за другим. В результате русская армия оказалась в очень трудном положении. В январе 1915 года недокомплект солдат и офицеров доходил до полумиллиона человек, артиллерийских снарядов «для доведения только подвижных запасов до нормы

не хватало свыше 200 тыс., винтовок не было, не было и укрепленных позиций» [1: с. 169-171].

Как свидетельствовал генерал А.А Брусилов, пополнение, поступающее на фронт, было плохо обучено и без оружия. В полках росли команды безоружных солдат, боеспособность частей быстро снижалась. Все запасы, сделанные в мирное время, были потрачены в течение полугода. Были израсходованы и запасы военного времени. К весне 1915 г. наступил кризис боевого снабжения русской армии. На все требования ставки прислать боеприпасы великий князь Сергей Михайлович отвечал отказом, так как последних не было (РГВИА. Ф. 234. Оп. 1. Д. 9. Л. 9).

В условиях снарядного голода зимой 1914 - весной 1915 года казенные и некоторые частные заводы не могли обеспечить армию боеприпасами. На заказы, сделанные за границей, надежды не было. Все это приводило к мысли о необходимости привлечь к делу изготовления снарядов частную промышленность.

Одной из первых организаций, которая привлекла к делу производства снарядов частную промышленность, стала организация генерала С.Н. Ванко-ва. Она была создана весной 1915 года [3: с. 1-8]. Военный Совет предоставил генералу Ванкову широкие полномочия по изготовлению снарядов. Он разрешил ему определять заводы и сроки поставки, способы доставки гранат к местам снаряжения, выдавать авансы (РГВИА, Ф. 512. Оп. 1. Д. 57. Л. 81, 81 об.).

В первые дни войны, стремясь как можно быстрее провести мобилизацию, правительство призвало в армию значительную часть рабочих России. Мобилизация вызвала убыль квалифицированных рабочих на 15 % за первый год войны. Всего же московские фабрики и заводы потеряли до 20-25 % кадровых рабочих [4: с. 48-49].

Генерал Ванков принял меры для освобождения рабочих-специалистов от службы в войсках и к возвращению заводских рабочих из тыловых и запасных частей, тем самым на практике осуществлял милитаризацию труда. Однако организация генерала С.Н. Ванкова не могла решить всех вопросов, связанных с обеспечением армии боеприпасами и снаряжением. После начала наступления немецких войск на Восточном фронте весной 1915 года положение русской армии оказалось очень тяжелым. Германские войска захватили большую территорию, угрожая жизненно важным районам страны. В этих условиях под давлением отечественной буржуазии в августе 1915 года было создано четыре Особых совещания, которые должны были решить все вопросы, связанные с войной. Основным было Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства во главе с военным министром [9: с. 44-46].

Для оперативного решения народнохозяйственных, организационных и технологических вопросов на местах создавались Особые заводские совещания. Одним из крупнейших в России было Особое заводское совещание

Московского района, в состав которого входили губернии Центральной России (за исключением Нижегородской). Председатели заводских совещаний получили широкие права. Они имели право требовать от предпринимателей производить продукцию для обороны государства и вмешиваться в проблемы рабочего движения (ЦИАМ. Ф. 848. Оп 1. Д. 7. Л. 7 об.).

После поражений русской армии весной 1915 года московская буржуазия выдвинула идею о мобилизации промышленности на нужды государственной обороны и в мае 1915 года явочным порядком создала Центральный военно-промышленный комитет, в который вошли представители 12 губерний Центрального района и Козловский уезд Симбирской губернии [5: с. 599]. Буржуазные деятели рассчитывали использовать его для давления на правительство.

В Московском военно-промышленном комитете было создано несколько секций, которые охватывали те или иные отрасли промышленности, решали вопросы набора рабочих, получения заказов и их распределения. Активную деятельность развернули снарядная, химическая, хлопчатобумажная, льняная секции.

Следовательно, через год после начала войны в Москве были созданы органы, которые приступили к мобилизации промышленности для нужд государственной обороны. Привлеченные к делу государственной обороны промышленные предприятия Москвы и Московской губернии в первый год войны получили заказы на производство продукции для государственной обороны. Уже в первый год войны для армии работало 294 фабрики и завода (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 19. Л. 29 об.). В 1916 году число промышленных предприятий, получивших военные заказы, быстро увеличивалось. В Москве в феврале их насчитывалось 419 (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 19. Л. 75 об, 76), в мае — 445 (РГВИА. Ф. 369. Оп. 3. Д. 277. Л. 102 об.), а к концу года было привлечено к работе на оборону государства 578 предприятий города, на которых работали около 100 тыс. человек [8: с. 65].

Таким образом, в условиях Первой мировой войны московские промышленные предприятия продолжали функционировать и выпускали самую разнообразную военную продукцию. Они получали крупные заказы на производство военной продукции для действующей армии и военно-морского флота России.

Литература

1. Зайончковский П. Мировая война 1914-1918 гг. Общий стратегический очерк. М.: Воениздат, 1924. 361 с.

2. История Москвы. Т. 5: Период империализма и буржуазно-демократических революций в России. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. 827 с.

3. История организации Уполномоченного Главного артиллерийского управления по заготовке снарядов по французскому образцу, генерал-майора С.Н. Ванкова. 1915-1918 гг. М.: Типография А.И. Мамонтова, 1918. 285 с.

4. Касаров Г.Г. Московские рабочие в годы Первой мировой войны (июль 1914 г. - февраль 1917 г.). М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 1996. 163 с.

5. Лаверычев В.Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России (1900-1917 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1963. 423 с.

6. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956. 728 с.

7. Панфилова А.М. История завода «Красный богатырь» (1837-1925). М.: Изд-во МГУ, 1958. 227 с.

8. Рашин А.Г. Формирование рабочего класса России. Историко-экономические очерки. М.: СОЦЭКГИЗ, 1959. 623 с.

9. Россия в мировой войне 1914-1918 годов. М.: Изд-во ЦСУ, 1925. 101 с.

10. СидоровА.Л. Кризис Российской империи в период Первой мировой войны // Исторические предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Наука, 1970. С. 43-57.

11. Сидоров А.Л. Эвакуация русской промышленности во время Первой мировой войны // Вопросы истории. 1947. № 6. С. 3-25.

12. Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. М.: б/изд., 1916. 100 с.

13. Статистический ежегодник г. Москвы. Вып. 4. 1911-1913 гг. М.: б/изд., 1916. 218 с.

14. Тарновский К.Н. Формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы Первой мировой войны. (На примере металлургической промышленности). М.: МГУ,1958. 263 с.

15. Фабрично-заводская промышленность гор. Москвы и Московской губернии. 1917-1927 гг. М.: ЦСУ, 1928. Таблицы.

Literatura

1. Zajonchkovskij P. Mirovaya vojna 1914-1918 gg. Obshhij strategicheskij ocherk. M.: Voenizdat, 1924. 361 s.

2. Istoriya Moskvy'. T. 5: Period imperializma i burzhuazno-demokraticheskix revo-lyucij v Rossii. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1955. 827 s.

3. Istoriya organizacii Upolnomochennogo Glavnogo artillerijskogo upravleniya po zagotovke snaryadov po francuzskomu obrazczu, general-majora S.N. Vankova. 19151918 gg. M.: Tipografiya A.I. Mamontova, 1918. 285 s.

4. Kasarov G.G. Moskovskie rabochie v gody' Pervoj mirovoj vojny' (iyul' 1914 g. -fevral' 1917 g.). M.: Izd-vo MADI (TU), 1996. 163 s.

5. Lavery'chev V.Ya. Monopolisticheskij kapital v tekstil'noj promy'shlennosti Rossii (1900-1917 gg.). M.: Izd-vo MGU, 1963. 423 s.

6. Lyashhenko P.I. Istoriya narodnogo xozyajstva SSSR. T. 2. M.: Gospolitizdat, 1956. 728 s.

7. Panfilova A.M. Istoriya zavoda «Krasny'j bogaty'r'» (1837-1925). M.: Izd-vo MGU, 1958. 227 s.

8. Rashin A.G. Formirovanie rabochego klassa Rossii. Istoriko-e'konomicheskie ocherki. M.: SOCE'KGIZ, 1959. 623 s.

9. Rossiya v mirovoj vojne 1914-1918 godov. M.: Izd-vo CSU, 1925. 101 s.

10. Sidorov A.L. Krizis Rossijskoj imperii v period Pervoj mirovoj vojny' // Istoricheskie predposy'lki Velikoj Oktyabr'skoj socialisticheskoj revolyucii. M.: Nauka, 1970. S. 43-57.

11. Sidorov A.L. E'vakuaciya russkoj promy'shlennosti vo vremya Pervoj mirovoj vojny' // Voprosy' istorii. 1947. № 6. S. 3-25.

12. Spisok fabrik i zavodov g. Moskvy' i Moskovskoj gubemii. M.: b/izd., 1916. 100 s.

13. Statisticheskij ezhegodnik g. Moskvy'. Vy'p. 4. 1911-1913 gg. M.: b/izd., 1916. 218 s.

14. Tarnovskij K.N. Formirovanie gosudarstvenno-monopolisticheskogo kapitalizma v Rossii v gody' Pervoj mirovoj vojny'. (Na primere metallurgicheskoj promy'shlennosti.) M.: MGU,1958. 263 s.

15. Fabrichno-zavodskaya promy'shlennost' gor. Moskvy' i Moskovskoj gubernii. 1917-1927 gg. M.: CSU, 1928. Tabliczy'.

T.V. Ershova

The Condition of Moscow Industry in the First World War

The article considers the condition of Moscow industry during the years of the First World War. The author shows the system of its mobilization for needs of defense of state. Keywords: the First World War; Moscow industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.