УДК 94(470-25) «19/...»
А.А. Романов РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. Данная статья является частью диссертационного исследования о превращении Москвы в капиталистический и индустриальный центр Российской империи. Статья знакомит с особенностями развития промышленности Москвы и Московской губернии в годы Первой мировой войны. Для анализа поставленной проблемы автор привлекает материалы и документы Центрального исторического архива Москвы, Российского государственного военно-исторического архива, справочную литературу.
Ключевые слова: Первая мировая война, металлообрабатывающая промышленность, химическая промышленность, электротехническая промышленность, авиастроение, железнодорожный узел, военно-экономическая мобилизация, частная промышленность, эвакуация промышленных предприятий, недостаток боеприпасов, кооперация предприятий, задержки поставок, стандартизация производства, продукция для фронта, военный заказ, рост числа рабочих, химическое оружие, противогаз, акционерное общество, запасные части и двигатели.
Alexey Romanov THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL
POTENTIAL OF MOSCOW AND MOSCOW PROVINCE DURING THE FIRST WORLD WAR
Abstract. This article is a part of dissertational research about the transformation of Moscow into one of the largest capitalist and industrial center of the Russian empire. The article introduces the characteristics of the development of industry in Moscow and the Moscow province during the First World War. For the analysis of the problem the author draws the materials and documents of the Central historical archive of Moscow, Russian military historical archive, reference books.
Keywords: The First World War, metal processing industry, chemical industry, electrotechnical industry, aircraft industry, railroad junction, a military-economic mobilization, private industry, evacuation of industrial enterprises, the lack of ammunition, cooperation of enterprises, delays in the delivery of, standardization of production, products for the front, military orders, job growth, chemical weapons, gas mask, joint-stock company, spare parts and engines.
В этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, ставшей ключевым звеном цепи событий, изменивших мировой порядок. В воющих странах была перестроена экономика, введена трудовая повинность, снизился жизненный уровень. В основном эти перемены затронули промышленные центры стран-участниц войны. Не осталась в стороне и Москва, занимавшая в 1913 г. главное место в России по числу предприятий, занятых на них рабочих, ассортименту производства. Ведущими были: текстильная, металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, деревообрабатывающая и пищевая отрасли. Развивалась электротехника.
В 1910 г. в Москве насчитывалось 909 фабрик и заводов с 137659 рабочими. Если в губерниях среднего промышленного района (Московская, Владимирская, Тверская, Костромская, Ярославская и др.) было всего 3213 фабрик и заводов с 775981 рабочих, что составляло 20,4% всех фабрик России, то в Московской губернии действовало 1440 предприятий с 335190 рабочих [14, c. 2].
Заводы Москвы и губернии занимали ведущее место в России по энерговооруженности. Ими потреблялось 99,4% общего количества потребляемой электроэнергии в Центральном промышленном районе [18, с. 115].
Москва и губерния лидировали по концентрации производства и пролетариата. С 1910 по 1913 г. число рабочих Москвы выросло на 17% и достигло 160 тыс. В Московской губернии в 1913 г. трудилось 384129 рабочих и неучтенных фабричной инспекцией 344351 рабочих. Всего 728480 человек [9, с. 24].
В 1913 г. Москва была крупнейшим железнодорожным узлом России. Сюда ежегодно ввозилось 3-3,5 млн. пудов хлопка, 4 млн. пудов чугуна, около 5 млн. пудов стали и жести, где
© Романов А. А., 2014
основная их масса перерабатывалась. Машин и металлических изделий из Москвы вывозилось вдвое больше, чем привозилось [10, с. 22].
Правительство не предвидело величины спроса, который предъявит промышленности фронт, не понимало специфики войны машинного периода, не имело плана военно-экономической мобилизации частной промышленности. «Верхи царской армии не учли первенствующего значения экономики для современной войны, не подготовили хозяйство и промышленность к обороне» [1, с. 161].
Весной и летом 1915 г. русская армия потерпела ряд поражений. Из Польши, Прибалтики, Западной Белоруссии в Москву и Подмосковье вывезли 121 промышленное заведение. Из них к лету 1916 г. было восстановлено 45, на которых работало 8137 человек [11, с. 5-100].
К весне 1915 г. в армии начался недостаток снарядов. Для централизации производства боеприпасов на частных предприятиях в 1915 г. была создана Организация уполномоченного Главного артиллерийского управления генерал-майора С.Н. Ванкова, представлявшая собой кооперацию предприятий (около 500), объединённых по характеру производства в 4 группы. В Москве и Подмосковье на Организацию Ванкова работало около 100 заводов, изготовлявших от 32 до 42% трехдюймовых снарядов, от 19 до 32% запальных стаканов и от 30 до 55% детонаторов. Организация Ванкова изготовила 7593 тыс. снарядов, внеся ряд инноваций в производство, ввела систему договоров и централизованных расчётов, осуществила кооперирование и стандартизацию в производстве боеприпасов [4, с. 152-155].
Крупные металлообрабатывающие, текстильные и пищевые предприятия, получив военные заказы, начали выпуск продукции для фронта. Нередко имели место задержки и срывы поставок по причине прекращения приема коммерческих грузов железными дорогами, многие предприятия не получали уголь и сырьё, что вызывало нарушения производства. Призыв в армию рабочих, мораториум по заграничным и внутренним платежам, нехватка импортных материалов, создали трудности для предприятий Москвы и губернии.
В мае 1915 г. московские предприниматели подняли вопрос о создании районных комитетов для привлечения частной промышленности к обороне государства. «Для координации работы отдельных районов и групп, и согласования этой работы с деятельностью правительственных учреждений, - заявил П.П. Рябушинский, - необходимо создать Центральный военно-промышленный комитет и местные его организации, на которые возложить дело обеспечения армии» [6, с. 542]. Московские заводчики дали понять, что их цель - заставить царизм привлечь буржуазию к государственному строительству.
25 июня 1915 г. открылся Московский областной военно-промышленный комитет, руководство которого считало, что мобилизация промышленности должна быть организована самими промышленниками; мобилизация промышленности на местах должна вестись в областных комитетах [13, с. 6].
Московский областной военно-промышленный комитет был самым большим в России. Уже летом 1915 г. многие московские предприятия получили заказы на изготовление военного имущества и боеприпасов. К концу года военные заказы выполняли 294 фабрики и завода. Среди них было 98 металлообрабатывающих заводов, 88 текстильных фабрик, 20 химических, 13 по обработке дерева и др. [12, с. 1-98].
Летом 1915 г. было создано Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, возглавляемое Военным министром. Оно получило полномочия по привлечению фабрик и заводов к обороне государства, обеспечению их сырьем, топливом, оборудованием, кадрами, финансами. Совещание имело развитую структуру как в центре (около 20 постоянных и временных комиссий и комитетов), так и на местах (12 районных заводских совещаний, десятки районных эвакуационных подкомиссий).
Самым крупным в России по территории и количеству предприятий было Московское заводское совещание, возглавляемое генералом С.И. Чердынцевым. Оно решало вопросы: об отсрочках призыва в армию рабочим, о возвращении с фронта специалистов, о запрете перехода рабочих с предприятия на предприятие [2, с. 6].
Заводы Москвы производили разнообразное оборудование и для оборонных предприятий. Так, завод бр. Бромлей выпускал станки для изготовления снарядов, нефтяные двигатели для Главного военно-технического управления, машиностроительный завод «Г. Пирвиц и К°» центробежные насосы и турбины [17, л. 1, 14].
Война способствовала возникновению в Москве новых промышленных отраслей -авиастроения и автомобилестроения, развитию химической промышленности.
Московские авиазаводы находились под контролем Великого князя Александра Михайловича, и получили ряд льгот. Для них была установлена очередь получения «топлива следующей по спешности за военными грузами».
К числу первых авиазаводов России относился завод акционерного общества «Дукс», учрежденного в 1900 г., и изначально производивший велосипеды. Еще в 1912 г. он получил заказы на выпуск самолетов зарубежных моделей. В 1914 г. здесь было занято 500 рабочих, но производительность была невелика (10-12 машин в месяц). В годы войны «Дукс» превратился в один из крупнейших авиазаводов, чему способствовали военные заказы. К концу 1916 г. здесь было занято свыше 2500 рабочих, выпускалось по 100 самолётов в месяц. Были приобретены земельные участки за 145 тыс. руб., где шла постройка цехов, ангара, котельной и т.д. В 1917 г. «Дукс» по контрактам получил аванс свыше 1,3 млн. руб. и беспроцентную ссуду в 2758 тыс. руб. На предприятии было занято около 3 тыс. рабочих [7, л. 22].
Расширился авиамоторный завод «Гном», учрежденный французской фирмой «Гном-Рон» и начавший производство в Москве в 1912 г. Количество заказанных армией двигателей к сентябрю 1915 г. составляло 567 шт. Работы по развитию завода финансировались военным ведомством. Только к октябрю 1915 г. Главное военно-техническое управление приобрело для предприятия оборудования на 143 тыс. руб. Итогом стало увеличение производительности завода до 30 моторов в месяц, освоение более совершенных моторов («Рон», «Моносупан»), рост числа рабочих до 300 человек.
Развернул производство эвакуированный из Риги завод «Мотор». Он был дооборудован 110 станками. Численность рабочих на заводе в конце 1916 г. составляла свыше 300 человек. Производительность предприятия поднялась с 2 моторов (довоенный уровень) до 15 в месяц.
В июле 1915 г. в Москве начал работу моторный завод, построенный французской фирмой «Сальмсон». Число рабочих на нем в 1917 г. достигало 500 человек, производительность составляла 50 моторов в месяц [7, л. 18 об.].
В 1913 г. в Москве было несколько мастерских по сборке автомашин из зарубежных деталей. Во время войны правительство разрешило предпринимателям строить автозаводы. Торговый дом «Кузнецов, Рябушинский и К°» начал строить завод и заключил договор на поставку Военному ведомству 1500 автомашин на 27 млн. рублей. Завод должен был войти в строй к октябрю 1916 г., из-за задержки оборудования в Англии он так и не был пущен.
В годы войны в Москве было построено несколько автомобильных ремонтных мастерских, выпускавших запасные части и двигатели.
В Москве расширили свое производство и возникли новые химические предприятия. В апреле 1916 г. при Главном артиллерийском управлении был образован Химический комитет «по изысканию и заготовлению взрывчатых веществ, удушающих и зажигательных средств...». Комитет осуществлял снабжение фронта продуктами военной химии и руководил строительством новых предприятий. На нём лежал учет деятельности химических заводов и их снабжение. Руководителем комитета был назначен академик В.Н. Ипатьев, организовавший производство противогаза Н.Д. Зелинского. Армия получила от 11 до 15 млн. противогазов, что решило проблему защиты от химического оружия.
Комиссия В.Н. Ипатьева наладила производство взрывчатых веществ. Было создано акционерное общество «Коксобензол», куда вошли промышленники Н.А. Второв, М.А. Морозов, A.M. Неведомский и др. В Москве было открыто акционерное общество «Русско-краска», объединившееся с «Коксобензолом», организовано производство взрывчатых веществ. «Выработка химической продукции настолько возросла, - отмечал генерал Чердынцев, - что московскими заводами покрываются нужды пороховых заводов в Казани и Самаре» [16, л. 22 об.].
Москва стала крупнейшим центром производства резиновой продукции после эвакуации из Риги заводов «Каучук» и «Проводник». До 80% этой продукции приобретало военное ведомство [5, с. 15].
В 1916 г. число предприятий, производивших военную продукцию, увеличилось. Так, в Московском районе на нужды обороны работало 23,3% общего числа заводов России, выпускающих военную продукцию и 43,4% от всех рабочих, занятых в предприятиях, обслуживающих нужды армии.
Материалы переписи 1920 г. показывают новые заводы Москвы. Это 2 предприятия по производству и ремонту автомобилей и моторов, 30 авторемонтных мастерских, 8 заводов по производству аэропланов и воздухоплавательных аппаратов, 45 электротехнических, 32 фабрики военного обмундирования, 8 производства оружия. Увеличилось количество заводов резиновой промышленности, в том числе за счет эвакуированных предприятий (завод «Каучук») [15, с. 40].
Несмотря на отдельные успехи, война выявила слабые места в экономике России: транспорт, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, машиностроение и ремонт машин. Ещё накануне войны паровозостроительные заводы работали на 25% своей мощности. Подобная ситуация сложилась и в вагоностроении. При производительной мощности заводов в 30 тыс. вагонов в год, их выпускалось накануне войны около 10 тыс. [3, с. 100]. Сроки и качество ремонтных работ на железных дорогах не отвечали требованиям военного времени. В результате уже в начале 1915 г. многие промышленные районы, в том числе Москва, перестали получать сырьё и отправлять продукцию для фронта, начался кризис недопроизводства. Попытка правительства принять «самые быстрые, широкие и решительные меры в области транспорта, в особенности железнодорожного», расстройство которого грозило нарушением снабжения населения и армии не имело успеха. На железных дорогах страны наступила катастрофа - считал Председатель IV Государственной думы М.В. Родзянко [8, с. 73].
Война нарушила работу горнодобывающей, в том числе угольной промышленности, значительная часть угля не вывозилась с места добычи, что стало бедствием для Москвы. В декабре 1915 г. город получил 1508 вагонов угля вместо положенных по норме 5221. В январе 1916 г. крупные предприятия Москвы не имели запасов топлива, зимой 1916-1917 гг. многие из них прекратили работу. В частности, сокращение выплавки металлов в начале 1917 г. привело к кризису на металлообрабатывающих заводах. В начале 1917 г. Организация Ванкова получила предписание сократить заказы на трехдюймовые снаряды, так как у правительства не было надежды на улучшение положения с металлом. Из-за перебоев с получением хлопка, красок, шерсти, продовольствия, начавшихся осенью 1916 г., сократили производство предприятия лёгкой и пищевой отраслей. Усилению кризиса способствовали и такие факторы, как срыв сроков поставок по контрактам готовой продукции, машин, станков, оборудования, сырья частными и казенными предприятиями; нарушение процессов воспроизводства, из-за того, что большая часть предприятий, в том числе ремонтных, перешла на военное производство. Интенсивная работа без текущего и капитального ремонта, использование низко квалифицированных рабочей силы, вместо ушедших на фронт профессионалов, способствовали быстрой изнашиваемости оборудования, частым поломкам.
В ходе войны московская буржуазия сумела организовать производство военной продукции. Опираясь на военные заказы и кредиты, она расширила производство в ущерб мирной продукции. Финансовая помощь государства сыграла решающую роль в возникновении новых отраслей. В тоже время, Первая мировая война вскрыла несоответствие между уровнем развития промышленности России, в том числе в Москве, и требованиями, которые предъявляла армия к тылу. Перевод московской промышленности на обслуживание армии без всякого плана, привел к истощению народного хозяйства. Основной капитал не восстанавливался, расширение производства шло за счет увеличения числа рабочих, интенсивности труда, удлинения рабочего времени, износа станков и оборудования. Кризис и развал промышленности в крупнейшем индустриальном центре, каким была Москва, стали важной причиной развития кризиса в социальной и политической сферах, что привело к свержению самодержавия в России.
Библиографический список
1. Барсуков Е.З. Русская артиллерия в мировую войну. - Т. I. - М., 1938.
2. Известия Общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района. - 1915.
- №7.
3. Ильинский Д.П. и Иваницкий В.П. Очерк истории русской паровозостроительной и вагоностроительной промышленности. - М., 1929.
4. История Организации Уполномоченного Главного Артиллерийского Управления по изготовлению снарядов по французскому образцу, генерал-майора С.Н. Ванкова. На правах рукописи. -М., 1918.
5. Пролетарский М. Резиновая промышленность за 100 лет. - М.: Л., 1932.
6. Промышленность и торговля. - 1915. - №11.
7. РГВИА. Ф. 369. Оп. 8. Д. 74.
8. Сборник социал-демократа. - 1916. - №2. - Декабрь. - С. 73.
9. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1913 год. - Пг., 1914.
10. Современное хозяйство города Москвы. - М., 1913.
11. Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. - М., 1916.
12. Список фабрично-заводских предприятий Московского района, занятых исполнением работ на государственную оборону. Составлено по данным анкеты к июлю 1915 г. - М., 1915.
13. Съезд представителей военно-промышленных комитетов. Организация военно-промышленных комитетов. - Б/м. Б/г.
14. Труды Статистического отдела Московской Городской Управы. Выпуск II. Фабрично-заводская промышленность г. Москвы в 1910 г. - М., 1913.
15. Труды ЦСУ. - Т. III. - Вып. 2. - М., 1922.
16. ЦИАМ. Ф. 848. Оп. 1. Д. 206.
17. ЦИАМ. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 193.
18. Электрификация Центрального промышленного района. Выпуск третий. - М., 1920.