Т. 15, № 2, 2010
Вестник Ивановской медицинской академии
51
выявлена в 9% случаев. У больных с андроидным типом артериальная гипертензия встречалась достоверно (р < 0,01) чаще и имела место в 52% случаев.
Итак, полученные в ходе исследования данные подтверждают взаимосвязь между висцеральным ожирением, гиперинсулинемией, дислипидемией и наличием артериальной гипертензии.
СОСТОЯНИЕ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВЕНЬ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
Фокина Е.А.1*,
Гришина Т.Р.2, доктор медицинских наук,
Шиляев P.P.1, доктор медицинских наук,
Новожилова И.Ю.1, кандидат медицинских наук,
Сатарина Т.Е.2
1 Кафедра детских болезней педиатрического факультета ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, просп. Ф. Энгельса, 8
2 Кафедра фармакологии и клинической фармакологии ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»
* Ответственный за переписку: тел.: 8-960-735-62-36
Известно, что отклонения артериального давления отрицательно сказываются на состоянии когнитивных функций, скорости восприятия информации и памяти, а также на уровне тревожности. Когнитивные функции (прежде всего, память и внимание) имеют большое значение для подростков, так как их умственная деятельность характеризуется высокой интенсивностью. Кроме того, известно, что основным пусковым фактором в развитии артериальной гипертензии является стресс. Вопрос о диагностике, профилактике и коррекции стресса стоит достаточно остро.
Основной целью исследования являлась оценка состояния памяти и уровня стресса у подростков с артериальной гипертензией в сравнении с этими параметрами у детей с нормальным артериальным давлением.
Обследовано 15 школьников 12-15 лет с артериальной гипертензией различного генеза, диагноз которой установлен согласно критериям Всероссийского научного общества кардиологов и Ассоциации детских кардиологов России (2003). Контрольную группу составили 15 детей этого же возраста 1-М групп здоровья с нормальным АД.
Состояние памяти оценивали по методике нейро-психологической диагностики с использованием программы ДИАКОР (Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К., 2007). Уровень стресса определяли с помощью компьютерного тестирования по системе
ИДИКС (Леонова А.Б., 2007). Тестировались слухоречевая, зрительная и двигательная память.
У подростков с АГ по сравнению с лицами контрольной группы выявлено достоверное снижение слухоречевой памяти по следующим параметрам: «эффективность заучивания», «устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям», «интегральный показатель памяти», а также зрительной памяти по следующим параметрам: «прочность следов памяти», «устойчивость семантической отнесённости стимулов», «сохранение в памяти порядка предъявления стимулов 1 рода» Параметры двигательной памяти в группах не различались.
В обеих группах общий индекс стресса соответствовал выраженному уровню (Т\/0 = 54,46 в основной группе и Т\/0 = 51,4 в контрольной, р > 0,05). Наиболее высокие показатели в обеих группах отмечались по следующим шкалам: УЗ -вознаграждение за труд и социальный климат и УА - переживание острого стресса. В группе подростков с АГ зарегистрированы высокие показатели по шкале М2 - субъективная оценка профессиональной ситуации, в контрольной группе - по шкале У5 - переживание хронического стресса
Таким образом, у подростков с артериальной гипертензией отмечаются достоверно худшие по сравнению со здоровыми подростками показатели по отдельным параметрам слухоречевой и зрительной памяти, а также параметрам стресса.