12. Прогноз трудового долголетия. Альманах "Геронтология и гериатрия" (Российский научно-исследовательский институт геронтологии Минздрава РФ). - М., 2004. - Вып. 3. - С. 14-17.
13. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И. В. Бестужев. - Лада. М., 1982. - 430 с.
14. Роик, В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. Минтруд России. Профсоюз трудящихся горнометаллургической промышленности РФ / В.Д. Роик / п, Черноголовка Московской области, 1994. - 383 с.
15. Справочник по прикладной статистике: В 2 т. / Пер. с англ.; Под. ред. Э. Ллойда, У. Лен-дермана, Ю.Н. Тюрина. - М.: Финансы и статистика, 1989.
16. Фёрстер, Э, Методы корреляционного и регрессионного анализа: Руководство для экономистов / Э. Фёрстер, Б. Рёнц / Пер. с немецкого и предисловие В.М. Ивановой. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 302 с, ил,- (Библиотечка иностр. книг для экономистов и статистиков).
17. Шахбазов, В.Г. Новый метод определения биологического возраста человека / В.Г. Шахба-зов, Г.В. Колупаева, А.Л. Набоков // Лабораторное дело. - 1986. - С. 442-444.
УДК 576.591.1 II
© Д.А. Ениксев, Э.Н. Хисамов, РА. Кашапова, В.Д. Захарченко
Д.А. Еникеев, Э.Н. Хисамов, Р.А. Кашапова, В.Д. Захарченко СОСТОЯНИЕ КРОВИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В СРЕДЕ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ГОУВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа ГОУБПО «Башкирский государственный педагогический университет», г. Уфа
Проведена гематологическая биоиндикация млекопитающих, в частности кроликов, в регионах Республики Башкортостан с различным уровнем химического загрязнения окружающей среды, Наиболее выраженные сдвиги в системе крови установлены в п. «Цех керамики» Благовещенского района.
Ключевые слова: система крови, химическое загрязнение, окружающая среда.
D.A. Enikeyev, E.N. Khisamov, R.A. Kashapova, V.D. Zakharchenko CONTANTS OF THE BLOOD SYSTEM MAMMALIS IN THE ENVIRONMENT CHEMICAL CONTAMINATION
Hematology bioindication of mammalis, specifically that of rabbitis, has been conducted in the regions of Rcpablic Bashcortostan having differences in the degree of chemical contamination of the environment. The most noticeable changes in the system of blood have been registered in the village ofTsckh Ceramic in the Blagovcschinsky region.
Key words: blood system, chemical contamination, the enviropment.
В связи с высоким уровнем промышленного и автотранспортного загрязнения воздушного пространства, интенсивным загрязнением водоемов большим количеством токсических веществ возникает необходимость установления характера фенотипической адаптации организма в условиях комплексного возмущающего воздействия химических факторов малой интенсивности [6]. При этом становится важным установление донозологического состояния [10]. В приспособлении организма к неблагоприятным условиям внешней среды принято различать ряд этапов или стадий [1, 3, 5, 9, 11]. В процессе работы нами использовалась схема развития адаптации, предложенная М.З. Меерсоном (1961).
Наибольшая концентрация промышленности Республики Башкортостан характерна для Уфимского и Стердитамак-
Салаватского промышленного узла, а также городов Нефтекамск, Благовещенск. Среди выбросов в окружающую среду доминирующее место занимают в г.Уфе сернистый ангидрид, окись азота, окись углерода, твердые, углеводороды, хлор, фенол, эпихлоргидрин, трихлорэтилен, хлористый водород. В городах Стерлитамаке, Салавате, Мелеузе вредные для организма выбросы примерно такие же, как и в г.Уфе. В г. Благовещенске в состав вредных выбросов кроме сернистого ангидрида, окисла азота, окиси углеводорода, углеводородов входят такие вещества, как аммиак, этанол, пыль белково-витаминных концентратов, пыль мучная. Большую долю среди загрязнителей окружающей среды занимают выхлопы автотранспорта (около 30%). Основными источниками загрязнения атмосферы в г. Уфе являются гиганты нефтепереработки ОЛУНПЗ, НУНПЗ, АП «Уфанефтехим», ПО
«Химпром». В г. Уфе индекс загрязнения (ИЗА5) по 3,4 бензпирену, формальдегиду, пыли, окиси углерода, диоксиду азота равен 13,4. Сравнение ИЗА5 по постам показывает, что уровень загрязнения атмосферы по комплексному показателю по районам города меняется от 2,3 до 17,0. Наиболее загрязненной является северная часть города - район размещения нефтеперерабатывающих заводов и ПО «Химпром», где и ИЗА5 достигает 17. Максимальные разовые концентрации по городу достигали по аммиаку и формальдегиду до 2 ПДК, ксилолу, диоксиду азота и сероводороду до 4, фенолу, толуолу, ртути, этилбен-золу и хлориду водорода до 6, оксиду углерода и пыли до 13 и бензпирену до 11 ПДК. Выявлено опасное диоксиновое загрязнение атмосферного воздуха г. Уфы, а также окрестностей (через водоемы и почву), основным источником которого является печь сжигания кубовых остатков УПО «Химпром», постоянно работающая с нарушением технологического режима.
Материал и методы
Материалом исследования служили здоровые взрослые кролики /самцы/ породы шиншилла. Были поставлены натурные опыты в населенных пунктах в окружности г. Уфы.
Первая группа экспериментальных животных была помещена в поселке "Цех керамики" Благовещенского района в 7 км к северу от нефтеперерабатывающего комплекса г. Уфы. Данная местность, согласно государственному докладу о состоянии окружающей среды Республики Башкортостан (1993), оценивается как наиболее загрязненная зона, которая условно нами была обозначена I зоной.
Вторая группа экспериментальных животных находилась в д. Кабаково Кармаска-линского района в 20 км к югу от г. Уфы, эта зона как менее загрязненная условно была обозначена II зоной.
Третья (контрольная) группа животных содержалась в п. Горный Чишминского района на расстоянии около 60 км к западу от г.Уфы. Исходя из характеристики «розы ветров», данный жилой массив экологически оценивается как относительно благополучный район и условно был обозначен как III зона. Для проведения натурных опытов использовались кролики, выращиваемые в питомнике данного поселка.
Оценка состояния экспериментальных животных осуществлялась по гематологическим показателям. Общетоксическое действие факторов окружающей среды определялось
по общепринятым тестам оценки состояния системы крови (концентрация эритроцитов, ретикулоцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, содержание гемоглобина в крови, показатель гематокрита, средние размеры форменных элементов).
Взятие крови производилось из краевой вены уха кроликов. Экспериментальные и контрольные животные исследовались в исходном состоянии и через 15, 30, 60, 90 суток пребывания (декабрь 2003 г., январь, февраль 2004 г.).
Результаты исследования
Степень проявления гематологических сдвигов у животных, находящихся в различных зонах, была неодинакова. В I зоне количественные показатели крови животных претерпевали наибольшие изменения, во II зоне выявленные сдвиги со стороны крови были менее выражены. В III зоне незначительные колебания изучаемых показателей не выходили за пределы средних физиологических норм.
Состояние эритроцитов. Со стороны показателей красной крови у животных контрольной группы в III зоне за время наблюдения достоверных изменений не отмечалось. Сводные показатели количества эритроцитов, концентрация гемоглобина в крови, а также среднего содержания и средней концентрации гемоглобина в 1 эритроците по мере продолжения сроков пребывания в I и II зонах у экспериментальных животных по сравнению с контрольными несколько снижались. Уменьшение значений показателей отмечалось также и со стороны гематокрита и среднего объема эритроцитов. В то же время содержание ретикулоцитов и величина разброса эритроцитов по объему повышались. Численное выражение показателей у животных первой группы преобладало по сравнению со второй группой (см. таблицу).
Оценивая показатели экспериментальных животных, можно отметить, что сдвиги в системе красной крови носили перераспределительный и регенеративный характер. Одног временное повышение содержания ретикуло-цитов, среднего объема эритроцитов и снижение количества эритроцитов, показатели гематокрита и концентрации гемоглобина отражают усиление эритропоэза и эритродиэреза с преобладанием последнего. Повышение величины разброса эритроцитов по объему обусловливается сдвигами в сторону макроцитоза и микроцитоза, которые связаны соответственно с активацией эритропоэза и усилением процесса эритродиэреза.
Состояние лейкоцитов. Показатели белой крови у животных контрольной группы за время наблюдений оставались приблизительно на одинаковом уровне. Имеющиеся сдвиги со стороны количества лейкоцитов экспериментальных животных носили обратно пропорциональный характер по отношению к сдвигам количества эритроцитов. Показатели лейкоцитограммы отражали псевдоэо-зинофильный сдвиг «влево». Количество наблюдаемых сдвигов у животных первой группы преобладало по сравнению с таковыми второй группы (см. таблицу).
Изменения со стороны белой крови, очевидно, связаны с определенным уровнем стресс-реакции организма в условиях незначительно выраженного гипоксического состояния.
Состояние тромбоцитов. В результате динамического наблюдения за состоянием тромбоцитов у контрольных животных достоверных сдвигов не обнаружено. У экспериментальных животных отмечалось некоторое снижение количества и среднего объема тромбоцитов и увеличение величины разброса тромбоцитов по объему и времени свертывания крови. Наблюдаемые сдвиги со стороны тромбоцитов у экспериментальных животных первой группы были выражены в большей
степени, чем во второй группе.
В целом следует подчеркнуть, что пребывание кроликов первой и второй групп соответственно в I и II зонах вызвало вполне определенные отрицательные сдвиги со стороны форменных элементов периферической крови.
Выводы:
1. За время 3-месячного пребывания взрослых кроликов контрольной группы в п. Горный Чишминского района Республики Башкортостан достоверных изменений со стороны форменных элементов периферической крови обнаружено не было.
2. 3-месячное динамическое наблюдение за экспериментальными кроликами первой и второй групп выявило некоторые сдвиги в показателях форменных элементов периферической крови, которые указывали на определенный уровень гемической гипоксии.
3. Выраженность установленных сдвигов со стороны крови у экспериментальных животных первой группы, находившихся в п. «Цех керамики» Благовещенского района, была выше, чем у экспериментальных животных второй группы, находившихся в д. Кабаково Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Таблица
Гематологнческне показатели Первая группа (и. «Цех керамики») Вторая группа 01. Кабаково) Третья группа (контрольная) (п. Горный)
Количество эритроцитов, х 10,-!/л 4,3±0,15* 4.610,15* 4,9+.0,13
Концентрация гемоглобина, г/д 96,2+2,7* 98,912.6 * 113,1+3,4
Среднее содержание гемоглобина а 1 эритроците, рв-шосог 15,1-0,3» 16,810,37 * 17.9=0,31
Средняя концентрация гемоглобина к 1 эритроците, |^-пиког 25,3*0,76* 26,610,71* 29,8+0,87
Величина гемагокрита. % 32,9+1.24* 36,4+1,15* 39,411,19
Средний объем эритроцита, мк 59,1 ±1,92* 63,812,3* 69,1+1,97
Величина разброса эритроцитов ио объему, мк 49,3*1,24* 46,311,09* 39,3.11,26
Ретикулоцигы, %о 34,7+0,92* 33,810,98* 29,11093
Количество лейкоцитов, X 10% 9,2+ 0.19* 8.210,16* 7,11016
Количество лимфоцитов к общему числу лейкоцитов, % 55,511,9* 56,3+1,83* 62,2711,86
Кол-во гранулоцитов и моноцитов к общему числу лейкоцитов, % 44.5+1,23* 43,6911,21* 37,7311,23
Количество лимфоцитов в абсолютных величинах, х 10 /л 5,110,11 * 4.61-0,11* 4,4310,13
Количество гранулоцитов и моноцитов в абсолютных величинах, х 10**/л 4.09+0,09 * 3,58+0,1 * 2,6710,12
Количество деструктивных лейкоцитов, % 1,8±0,02* 1,7110,02* 0,84+0,05
Количество базофилов, % 2,2-0,02* 2,12+0,02* 2,58*0,02
Количество эо шнофилов, % 0,2±0,013* 0,36^0,013 0,36+0,013
Сегмен юядерные иесвдоэозинофплы, “/о 31.1-■•0,8* 32,2710,8* 29,2710,8
Палочкоядерные пссвлоэозннофилы, % 2,210,018* 2,12+0,018* 0,8210,018
Юные неевдоэозннофнлы, % 0,210 010 0г0
Количество моноцитов', % . 6,8-0,09* 5,11+0,09* 3,86+0,09
Количество тромбоцитов, х КГ/л 285,3-7.1* 137,6+8,62* 368.818.5
Средний объем тромбоцитов, мк' 8,1-0.3* 9,210,23* 10,8+0,19
Величина разброса тромбоцитов по объему, мк 17.6:К>,4* 16,7+0,22* 14,410,22
Время свертывания крови, мин. 3,5 *0,15* 3,4^0.08* 3,310,5
Примечание VI средняя арифметическая величина, т средняя .ошибка, производилось с данными контрольной группы
символ статистической достоверности. Сопоставление
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма / P.M. Баевский // Адаптация и проблемы общей адаптации. - Новосибирск, 1974. - Т 1. - С. 4448.
2. Владимиров, Ю.А. Хемилюминесценция клеток животных. Итоги науки и техники, сер. Биофизика / Ю.А. Владимиров, И.П. Шерстнев. - М., 1969. - Т. 24. - С. 171.
3. Горизонтов, П.А. Переоценка некоторых положений концепции стресса / П. А. Горизонтов // Клин, медицина. - 1973. - № 10. - С. 10-32.
4. Измеров, И.Ф. Параметры токсикометрии промышленных ядов при однократном воздействии / И.Ф. Измеров, И.В. Саноцкий, К.К. Сидоров. - М., 1977. - 360 с.
5. Казначеев, В.П. Биосистема и адаптация /В.П. Казначеев. - Новосибирск, 1973. - 203 с.
6. Керелин, А.О. Проблемы методологии оценки окружающей среды и пути их решения / А.О. Керелин // Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 25-27. •
7. Ломов, О.П. Гигиенические аспекты адаптации организма к факторам окружающей среды: Обзор лит. / О.П. Ломов // Воен. мед. журнал. -1983. - № 6. - С. 43-46.
8. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1961.- 275 с.
9. Охнянская, Л.Г. Значение физиологических закономерностей при разработке принципов нормирования производственных факторов / Л.Г. Охнянская. - М., 1976. - С. 18-29.
10. Салин, Е.Н. Донозологический контроль в системе наблюдения за состоянием здоровья населения и качества среды обитания / Е.Н. Салин, Р.В. Глебовский // Гигиена и санитария. -2006.-№1.-С. 9-11.
11. Селье, Г. Очерки об общем адаптационном синдроме / Г. Селье. - М., 1960.