Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / СОСТОЯНИЕ / РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / CREDIT CONSUMER COOPERATIVES / STATE / RUSSIAN PRACTICE / FUNCTIONS / TASKS / NORMATIVE ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова А.В.

В статье рассматриваются теоретические основы кредитных потребительских кооперативов, их отличительные особенности и состояние на сегодняшний день в России. Детально исследуется законодательная база для кредитных потребительских кооперативов. Подробно охарактеризованы признаки кредитных потребительских кооперативов, обязанности членов КПК и условия, на которых осуществляется деятельность данных кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE CREDIT CONSUMER COOPERATIVES IN RUSSIA

The article deals with the theoretical foundations of credit consumer cooperatives, their distinctive features and the current state in Russia. The legal framework for credit consumer cooperatives is studied in detail. The characteristics of credit consumer cooperatives, the duties of credit cooperatives members and the conditions under which the activities of these cooperatives are carried out are described in detail.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ»

УДК 336(075.8)

Логинова А. В. студент 4 курса факультет «Финансовый менеджмент» Научный руководитель: Морозко Н.И., д.э.н.

профессор

Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы кредитных потребительских кооперативов, их отличительные особенности и состояние на сегодняшний день в России. Детально исследуется законодательная база для кредитных потребительских кооперативов. Подробно охарактеризованы признаки кредитных потребительских кооперативов, обязанности членов КПК и условия, на которых осуществляется деятельность данных кооперативов.

Ключевые слова: Кредитные потребительские кооперативы, состояние, российская практика, функции, задачи, нормативные акты.

Loginova A. V.

4th year student faculty of "Financial Management " Scientific adviser: Morozko N.I. Doctor of Economics, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

THE STATE OF THE CREDIT CONSUMER COOPERATIVES IN

RUSSIA

Abstract. The article deals with the theoretical foundations of credit consumer cooperatives, their distinctive features and the current state in Russia. The legal framework for credit consumer cooperatives is studied in detail. The characteristics of credit consumer cooperatives, the duties of credit cooperatives members and the conditions under which the activities of these cooperatives are carried out are described in detail.

Key words: Credit consumer cooperatives, state, Russian practice, functions, tasks, normative acts.

На сегодняшний день в Российской Федерации активно развиваются и распространяются кредитные потребительские кооперативы. Кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, осуществляющими оказание сберегательных услуг, а также услуг по выдаче займов своим пайщикам под проценты. Стоит отметить, что КПК является добровольным объединением физических или юридических лиц, основной целью которых является удовлетворение финансовых потребностей его

членов. Правовыми основами для деятельности кредитных потребительских кооперативов в России являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ред. от 03.07.2016), а также нормативные акты Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с № 190-ФЗ РФ, основной целью деятельности кредитных потребительских кооперативов является финансовая взаимопомощь членов КПК. Основные задачи кредитных кооперативов сформированы в уставах КПК. К ним можно отнести привлечение денежных средств пайщиков, обеспечение прибыльности данных средств путем выдачи займов членам КПК для удовлетворения их финансовых потребностей, достижение финансовой устойчивости КПК, создание и поддержание положительного имиджа КПК для потенциальных заемщиков и пайщиков и т.д. Основными функциями кредитных потребительских кооперативов считаются накопительная, распределяющая, сберегательная, а также информационная. Законодательство выделяет несколько разновидностей таких кооперативов. Кредитные потребительские кооперативы граждан, которые состоят только из физических лиц, также кредитные потребительские кооперативы второго уровня, в которые входят исключительно юридические лица. И последний вид кредитного союза - это сельскохозяйственный потребительский кооператив, который включает в себя разные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства. Данный вид кооператива регулируется отдельным Федеральным законом Российской Федерации от 08.12.1995 N 193-Ф3 (ред. от 23.04.2018) "О сельскохозяйственной кооперации". Что касается надзора и регулирования, то основным надзорным органом КПК является Центральный банк Российской Федерации. Однако отдельные функции регулирования кредитных потребительских кооперативов выполняют саморегулирующиеся организации КПК или сокращенно СРО КПК. Основными функциями данных организаций являются контроль над соблюдением КПК требований настоящего Федерального закона № 190 и принятых в соответствии с ним нормативно - правовых актов, обеспечение имущественной ответственности кредитных кооперативов за счет формирования компенсационного фонда, также в отдельных случаях предъявление КПК требования о страхования риска ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений. Деятельность кредитного кооператива будет возможна только после вступления в СРО КПК не позднее трех месяцев со дня создания данного кооператива. При создании КПК также учитывается тот факт, что кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами и не менее 5 юридическими. Более того необходимо понимать, кредитные потребительские кооперативы не являются кредитными организациями, следовательно не входят в банковскую систему Российской Федерации. Поэтому деятельность КПК в отличие от банков не лицензируется.

К основным особенностям кредитных кооперативов относятся следующие характеристики. Кредитный потребительский кооператив носит

ся ит

характер некоммерческой организации. Основные признаки КПК можно условно разделить на три группы: признаки некоммерческих организаций, признаки кооперативов и признаки коммерческих организаций. На мой взгляд, важным признаком некоммерческой организации стоит считать то, что основной целью деятельности КПК не является получение прибыли. К признакам потребительского кооператива стоит отнести следующие аспекты: демократичный стиль управления и контроля, кооперативная совместная собственность членов кооператива, материальное участие пайщиков в образовании и накоплении средств кооператива. К признакам коммерческой организации относится то, что у КПК происходит распределение доходов от предпринимательской деятельности среди своих участников. Основными принципами работы кредитных потребительских кооперативов являются следующие аспекты. Как упоминалось ранее, это финансовая взаимопомощь членов КПК, также добровольное вступление в КПК и свободный выход из него, абсолютное равенство прав членов при принятии решений органами кредитных кооперативов. Более того, равенство доступа всех пайщиков к информации КПК, равенство доступа членов к участию в процессе взаимопомощи. Важно отметить, что КПК привлекает денежные средства только своих пайщиков на основании определённых условий (договора займа или договора передачи личных сбережений), а также предоставляет займы только своим членам на основании также договора займа. Члены кредитного потребительского кооператива обязаны оплатить вступительный взнос согласно своим долям. В КПК могут быть предусмотрены другие членские взносы, такие как ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные или дополнительные. Формирование капитала кредитных потребительских кооперативов осуществляется с помощью трех фондов, таких как фонда финансовой взаимопомощи для предоставления кредитов, резервного фонда для покрытия непредвиденных расходов и паевого фонда для оплаты текущих нужд кооператива. Привлечение средств пайщиков осуществляется путем открытия вкладов. Для оплаты текущих расходов и выдачи займов КПК использует собственный и привлеченный капитал. Фонд финансовой взаимопомощи является основным фондом кооператива, предусматривающего предоставление займа нуждающимся пайщикам. При выдаче займа обязательным условием является заключение договора между КПК и его пайщиком. В некоторых случаях, такие договоры могут подкрепляться поручительством или залогом, хотя чаще всего эти условия не требуются. Для формирования и использования паевого фонда должно быть соблюдено условие о том, что размер денежных средств, поступающих в данный фонд, не должен превышать 50 % от привлеченной суммы пайщиков для использования данного фонда для дополнительных видов деятельности. Относительно резервного фонда, то средства фонда рассчитаны только на покрытие убытков или ущерба в случае непредвиденных обстоятельств. Резервный фонд является обязательным для формирования требованием

--А

Форум молодых ученых №2(30)

А

законодательства, поэтому подлежит строгому соблюдению всех нормативов. Также стоит отметить, что законодательством предусмотрены конкретные условия касательно величины резервного фонда. А именно, размер резервирования в КПК должен составлять не менее 5 % от привлеченной суммы членов КПК и должен быть строго отделен от фонда взаимопомощи. Для кооперативов с небольшим сроком деятельности (до двух лет) величина резервного фонда должна достигать лишь 2 % от привлеченных средств пайщиков. Имущество кредитного кооператива формируется из таких источников, как взносы членов КПК, доходы от деятельности кооператива, привлеченные средства и иные дополнительные источники. Доходы кредитного кооператива распределяются между членами КПК путем начисления на паевые взносы. Убытки, образовавшиеся в течение финансового года, покрываются кооперативом в основном за счет резервного фонда. Для покрытия убытков, образованных по итогам финансового года, могут быть использованы не только средства резервного фонда, но и дополнительные взносы пайщиков КПК. К другим отличительным особенностям кредитных кооперативов от банков и микро финансовых организаций относятся следующие аспекты. Деятельность КПК отличается от деятельности кредитных организаций тем, что не носит публичный характер, другими словами, отсутствует рыночный характер отношений. Более того, проценты по займам у КПК и банков достаточно различаются как расчетом, так и величиной. В основном, проценты по займам у кредитных кооперативов меньше за счет того, что услуга предоставляется строго ограниченному количеству лиц, а именно, только членам КПК, о которых другие члены кооператива знают больше информации. Поэтому у кооператива отсутствует потребность в страховании риска невозвратности займа за счет высокого процента. Кроме того, политику кредитного потребительского кооператива формируют сами пайщики, а у банковских организаций этим вопросом занимаются исключительно акционеры и управляющие. КПК может быть создан гражданами по месту жительства или работы на основе объединения их сбережений только как некоммерческая организация для финансовой взаимопомощи друг другу (только членам кредитного кооператива), а не получение прибыли. А банк создается, как коммерческая организация, ограниченной группой лиц, которые объединили крупные капиталы, и их главной целью является извлечение максимальной прибыли за счет предоставления широкого спектра финансовых и кредитных услуг широкому кругу лиц. В дополнение к этому, пайщики КПК являются одновременно и клиентами, и собственниками организации. Что касается банковских организаций, то клиенты не являются собственниками банка. Как говорилось ранее, пайщики КПК имеет равные права при принятии решений, то есть каждый имеет один голос, независимо от величины вложенных или взятых средств. В банках наблюдается система принятия решений, при которой акционеры имеет число голосов пропорциональных

ия ых

числу акций. Также хотелось бы отметить, что прибыль банка распределяется между акционерами по итогам собрания акционеров и прямо-пропорциональным вложенным суммам акционеров, а в КПК согласно уставу прибыль по итогам финансового периода распределяется в разные фонды кооператива, а оставшаяся часть между членами КПК. В конце данной работы, хотелось бы выделить основные преимущества и недостатки кредитных потребительских кооперативов. К основным преимуществам КПК относятся некоммерческий характер деятельности, обслуживание только членов КПК, субсидиарная ответственность по обязательствам пайщиков, которая снижает риски невозврата займа, высокая доходность по вкладам, простота получения займов, равные права всех членов КПК при участии в управлении и принятии решений , демократичный стиль управления, а также надежность вложенных средств из-за поиска без рисковых видов деятельности. Однако существуют и определенные недостатки, такие как невысокий процент компенсации пайщику (около 5%), у молодых кредитных кооперативов обычно наблюдается невысокая наполняемость фондов, также страхование в СРО приводит к высоким затратам, что может отразиться на процентной ставке по займу.

В конце хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России существуют достаточно хорошие перспективы для развития кредитных потребительских кооперативов. Более того они являются важными финансовыми институтами во многих регионах России. Безусловно, система кредитных кооперативов не может заменить банковскую систему страны, но она прекрасно дополняет рынок финансовых услуг и создает новые возможности для большего развития данной отрасли.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-Ф3 (ред. от 23.04.2018) "О сельскохозяйственной кооперации"//Статья 40.1. Особенности деятельности кредитных кооперативов.

2. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кредитной кооперации"

3. Ахметшина Е.В. Кредитная кооперация: проблематика сегодняшнего дня // Финансы Башкортостана. - 2015.- № 4. - с. 75-78.

4. Матвеичева И. Ф. Оценка деятельности кредитных кооперативов в России // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 144-146. — URL https://moluch.ru/archive/210/51553/ (дата обращения: 30.11.2018).

5. Бычков А. Деятельность кредитных кооперативов. Особенности получения кредитных продуктов// электронный журнал «Аналитический портал» 2015.

6. Козлова К. А. Показатели оценки финансовой деятельности кредитных потребительских кооперативов// журнал: Современные технологии и научно-технический прогресс 2017.

7. Концепция развития кредитной кооперации Российской Федерации на период 2012-2016 гг. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф, - М., 2016.

8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону «О кредитной кооперации» (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2015.

УДК 38.24

Ломовцева А.В., к. э. н.

доцент Королёва Д.А. студент

Нижегородский институт управления -РАНХиГС Российская Федерация, Нижний Новгород БЕНЧМАРКИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению бенчмаркинга как ключевого звена в процессе стратегического развития современных организаций. Описан опыт использования бенчмаркинга в АО «Нижфарм». Авторами сделаны выводы о применении данной технологии в современных условиях, в том числе и государственном и муниципальном управлении.

Ключевые слова: виды и условия применения бенчмаркинга, опыт бечмаркинга в АО «Нижфарм», перспективы бенчмаркинга в государственном и муниципальном управлении.

Lomovtseva A. V., Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor Koroleva D.A. student

Nizhny Novgorod Institute of Management -RANEPA Russian Federation, Nizhny Novgorod BENCHMARKING AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

Annotation: this article is devoted to the consideration of the benchmarking as a key link in the strategic development of modern companies. The experience of using benchmarking in the JSC "Nizhpharm " is described. The authors conclude how to apply this technology in the modern world, including the state and municipal administration.

Keywords: types and conditions of benchmarking, experience of benchmarking at JSC Nizhfarm, perspectives of benchmarking in state and municipal government.

В связи с тенденцией развития открытого мирового экономического пространства и снижением барьеров в настоящее время происходит усиление конкуренции среди организаций. Такие преобразования требуют

ют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.