Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
466
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК / ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ДЛИНА ПОЛОСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прусова В.И., Овсепян К.Г.

Целью статьи является комплексное авторское исследование достижений железнодорожного комплекса Китая и тенденции его дальнейшего развития. В данной статье раскрыты теоретические основы и социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта Китая. Проведен анализ современного состояния железнодорожного транспорта страны за 5 лет (2015-2019 гг.) и выявлены перспективы его развития. В процессе исследования использовались методы логического, сравнительного и статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF CHINA'S RAILWAY TRANSPORT

The aim of the article is a comprehensive study of the achievements of the railway complex of China and the trends of its further development. This article reveals the theoretical foundations and socio-economic nature of China's rail transport. The analysis of the current state of the country's railway transport for 5 years (2015-2019) is carried out and the prospects for its development are identified. The methods of logical, comparative and statistical analysis were used in the research process.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА КИТАЯ

В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент К.Г. Овсепян, магистрант

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-105-109

Аннотация. Целью статьи является комплексное авторское исследование достижений железнодорожного комплекса Китая и тенденции его дальнейшего развития. В данной статье раскрыты теоретические основы и социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта Китая. Проведен анализ современного состояния железнодорожного транспорта страны за 5 лет (2015-2019 гг.) и выявлены перспективы его развития. В процессе исследования использовались методы логического, сравнительного и статистического анализа.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, количество перевозок, пассажирские и грузовые перевозки, длина полосы.

Сегодня достижения Китая в развитии железнодорожного транспорта особенно значимы для густонаселенных или имеющих очень большую площадь районов страны - 9596961 кв. км. Самая главная проблема выражается китайской поговоркой: "Людей много - земли мало". Численность населения Китая самая большая в мире - 1 408 526 449 человек. Поэтому перемещение людей и грузов по стране вызывает ряд трудностей. Чтобы улучшить ситуацию в стране, Китай стремится к развитию железнодорожного транспорта.

Сегодня стоимость перевозки 1 тонны груза на расстояние 1 км по железной дороге в Китае составляет 0,15 юаня (1 юань равен 11,57 рублям), тогда как перевозка грузов автомобильным транспортом стоит 0,7 юаня, стоимость авиаперевозок достигает 6 юаней [6].

Железнодорожный транспорт имеет несколько преимуществ: экономическое, энергетическое и экологическое. Этот вид транспорта способен перевозить грузы в любые погодные условия, в больших объемах и на большие расстояния. Все вышеперечисленное важно для Китая, поэтому руководство придает особое значение развитию железнодорожного сообщения.

По объективным показателям к середине 1980-х гг. ситуация была следующая.

Имея вторую по величине территорию, Китай занимал 3% мировой транспортной сети. В стране было всего около 10 км дорог на 100 кв. км территории, в то время как среднемировая плотность транспортных магистралей составляла 18 км [1, с. 74]. Нехватка железных дорог стала замедлять рост пропускной способности железнодорожной транспортной сети. В результате - неэффективность использования имевшегося подвижного состава и недостаточное функционирование отрасли. Также негативное влияние оказывало и нерациональное распределение капиталовложений в развитие этой отрасли. Описанные диспропорции в развитии железнодорожного комплекса привели к тому, что в 1980-е годы, перевозившие 60% пассажиров, поезда были перегружены на 7080%. А рост городского населения постоянно усиливал перебои в функционировании железнодорожного комплекса [9].

Перечисленные проблемы и недостатки значительно снижали эффективность экономической деятельности всей страны. А к началу 90-х годов ущерб от транспортной неэффективности достиг десятков миллиардов юаней. Неудовлетворительное состояние транспортного комплекса стало главной проблемой всего процесса социально-экономического развития. В резуль-

тате этого было вынуждено государство стало уделять особое внимание развитию железнодорожного сообщения. Качество планирования и управления железнодорожным комплексом со стороны государства стало расти довольно быстро. Процесс развития начал непрерывно ускоряться, и успехи Китая начали достигать больших масштабов [2]. Таким образом, после 2000 года скорость на обычных железных дорогах увеличилась в шесть раз и достигла максимума в 250 км/ч. В то же время увеличилась протяженность железнодорожной сети, к 2005 году она составила около 75 тыс. км. Это позволило значительно увеличить объемы пассажирских и грузовых перевозок, снизить напряженность работы на железнодорожном транспорте и сделало рентабельным функционирование Министерства железных дорог [3]. Всего за период 2000-2017 гг. в Китае было построено более 40 тыс. км новых железных дорог, общая протяжен-

ность китайской железнодорожной сети к началу 2020 г. достигла 139 тыс. км [6].

Изучив социально-экономическое положение железнодорожного комплекса Китая, можно выделить следующие достижения:

1) Повышение качества планирования и управления железнодорожным комплексом со стороны государства.

2) Повышение скорости движения на обычных железных дорогах, параллельный рост протяженности железнодорожной сети.

3) Рост объема инвестирования в развитие транспортной инфраструктуры.

4) Создание новых высококвалифицированных рабочих мест, что обеспечит косвенный экономический эффект.

В исследовании была проведена оценка состояния железнодорожного транспорта Китая за 5 лет (2015-2019 гг.).

В таблице 1 и 2 отражаются показатели пассажирских и грузовых перевозок за период 2015-2019 гг.

Таблица 1. Железнодорожные пассажирские перевозки за пе

риод 2015-20

Год Пассажирские перевозки (млн. чел.) Пассажиро-оборот, млрд. пас/км Абсол при] ютный рост Темп роста, % Темп прироста, %

Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный

2015 2535 1196,1 230 0 109,98 100,00 9,98 0

2016 2В14 1257,9 279 279 111,01 111,01 11,01 11,01

2017 30В4 1345,7 270 549 109,59 121,66 9,59 21,66

201В 3371 1472,5 2В7 836 109,31 132,98 9,31 32,98

2019 3662 1599,6 291 1127 108,63 144,46 8,63 44,46

9 гг. [В]

Таблица 2. Железнодорожные грузовые перевозки за период 2015-2019 гг. [8]

Год Грузовые перевозки (млн. т) Грузооборот, млрд. т/км Абсолютный прирост Темп роста,% Темп прироста,%

Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный

2015 3358 2375,4 -455 0 88,07 100,00 -11,93 0,00

2016 3332 2379,2 -26 -26 99,23 99,23 -0,77 -0,77

2017 3689 2696,2 357 331 110,71 109,86 10,71 9,86

2018 4026 2937,3 337 668 109,14 119,89 9,14 19,89

2019 4279 3121,9 253 921 106,28 127,43 6,28 27,43

Исходя из данных в таблицах 1 и 2, можно сделать следующие выводы:

- Максимальное количество пассажиров было перевезено в 2019 году - 3662 млн. человек с пассажирооборотом 1599,6млрд. пассажиро-километров.

- Количество пассажирских перевозок за 5 лет увеличилось на 1127 млн. человек;

- Пассажирооборот за 5 лет увеличился на 403,5 млрд. пас/км;

- Базисные темпы прироста за весь период имеют положительные значения. Максимальный темп прироста наблюдался

в 2019 году - 44,46%, а минимальный - в 2016 году, равный 11,01%;

- Максимальное количество грузовых перевозок было в 2019 году - 4279 млн. т с грузооборотом 3121,9 млрд. тонно-километров.

- Базисный темп прироста является положительным в 2017, 2018 и 2019 годах, равный 9,86%, 19,89% и 27,43% соответст-

Максимальное изменение пассажирских перевозок было в 2019 году, пассажирские перевозки увеличились на 291 млн. человек, в процентном соотношении на 8,63%. На протяжении 5 лет объём пассажирских перевозок каждый год увеличивался, и состояние перевозок было стабильным, в то время как в 2015 и 2016 годах произошло сокращение объёмов грузовых перевозок. Объём грузовых перевозок в 2015 году

венно. Однако в 2016 году данный показатель имеет отрицательное значение -0,77%.

- Количество грузовых перевозок за 5 лет увеличилось на 921млн. т;

- Грузооборот за 5 лет увеличился на 746,5 млрд. т/км.

Данные по результатам анализа можно наглядно увидеть на рисунках 1 и 2.

уменьшился на 11,93%, в 2016 году на 0,77%. Однако в 2017 году наблюдалось максимальное изменение объемов грузовых перевозок, данный показатель увеличился на 357 млн. т, в процентном соотношении на 10,71%.

Данные протяженности железнодорожной сети за 2015-2019 гг. приведены на рисунке 3. Максимальная длина рельсов в 2019 году равна 139000 км.

Рис. 1. Пассажирские перевозки за период 2015-2019 гг., млн. чел [8]

Рис. 2. Грузовые перевозки за период 2015-2019 гг., млн. т [8]

145000 140000 135000 130000 125000 120000 115000 110000

139000

131080

127000

124000

121000

2015г

2016г

2018г

2019г

2017г Год

Рис. 3. Динамика протяженности железных дорог за период 2015-2019 гг. [6]

На протяжении всего исследуемого периода длина железнодорожной полосы ежегодно увеличивалась. В среднем показатель длины железнодорожной полосы увеличивался на 4500 км в год или на 3,53% в относительном выражении.

Роль железнодорожного транспорта Китая как части инфраструктуры страны и тенденции его развития наглядно и объективно подтверждена социально-экономическим развитием страны. Из расчетных данных видно, как сильно развивались железнодорожные перевозки на протяжении 5 лет. Особенно большое развитие наблюдалось в пассажирских перевозках. В данном периоде значительный темп прироста имели такие показатели, как объём пассажирских перевозок и протяженность железной дороги. Грузовые перевозки на протяжении двух лет - 2015 и 2016 гг. имели отрицательные темпы прироста, а в 2017, 2018 и 2019 годах данные значения стали положительными - 10,71%, 9,14% и 6,28% соответственно [7].

Чтобы улучшить ситуацию в стране, необходимо инвестировать больше денежных средств в новые проекты, такие как строительство подводного железнодорожного туннеля. Этот туннель протяженностью 165 км соединит порты Далянь (провинция Ляонин) и Яньтай (провинция Шаньдун), расположенные на разных сторонах Бохайского пролива, сухопутное расстояние между которыми составляет 1,2 тыс. км. Предлагается, что этот крупнейший в мире подводный туннель сокра-

тит время в пути до 40 минут [4]. Также следует направить основные объемы инвестиций в развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, так как за последние двадцать лет они выступают драйвером развития не только железнодорожного комплекса, но и всей экономики страны.

В период с 2016 по 2020 года Китайская железнодорожная корпорация планирует инвестировать 3,5 трлн. юаней в строительство еще 30 тыс. км новых железнодорожных линий, а с 2020 по 2030 года - 8 трлн. юаней. В 2020 году планируется довести протяженность всей железнодорожной сети Китая до 150 тыс. км, а в 2030 году - до 200 тыс. км. Также к 2021 году довести протяженность высокоскоростной железнодорожной сети до 30 тыс. км и соединить 80% важных городов страны. Таким образом, жители города смогут потратить не более 2 часов на поездку в соседний город. Высокоскоростные магистрали позволят заезжать от Пекина до большинства административных центров страны за 8 часов [5].

В планах развития железнодорожного транспорта Китая:

- рост маршрутной скорости пассажирских поездов;

- рост средней скорости доставки грузов;

- увеличение объемов инвестиций;

- рост грузооборота и пассажирооборо-

та;

- увеличение количества железнодо- Поставленные цели требуют больших фи-рожных поездов; нансовых, трудовых, материальных ресур-

- строительство новых линий. сов. Благодаря потоку инвестиций, кото-

Авторы считают, что перед правитель- рые в настоящее время поступают в же-

ством и железнодорожной транспортной лезнодорожный транспорт, и немалому компанией, стоят огромные задачи, кото- числу специалистов, все поставленные за-рые планируется реализовать в будущем. дачи должны быть решены.

Библиографический список

1. Сазонов С.Л., У Цзы (КНР), Чэнь Сяо (КНР), Заклязьминская Е.О. Транспорт - важнейший драйвер социально-экономического развития Китая // Экономика железных дорог. - 2018. - №1. - С. 72-77.

2. Фу Чжихуань. Китайские железные дороги в XXI веке // Бюллетень ОСЖД. - 2018. -№3. - С. 15-21.

3. Яо Цзяньсинь. Новые достижения в строительстве китайских железных дорог // Бюллетень ОСЖД. - 2019. - № 2. - С. 11-13.

4. Китайская железная дорога. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.china-railway.com.cn/ (дата обращения: 02.10.2020).

5. Китайская экономическая газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ce.cn/ (дата обращения: 28.09.2020).

6. Министерство железных дорог КНР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.railcn.net/ (дата обращения: 05.10.2020).

7. Китай - Пассажироперевозки железнодорожным транспортом // Knoema. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://кпоета.тЫ^/Китай/Пассажироперевозки-железнодорожным-транспортом (дата обращения: 05.10.2020).

8. National Bureau of Statistics of China // China Statistical yearbook. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ENGLISH/ Statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения: 02.10.2020).

9. Travel China Guide // Пассажирские железнодорожные перевозки в Китае. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.travelchinaguide.com/china-trains/railway/passenger-transport.htm (дата обращения: 02.10.2020).

CONDITION AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF CHINA'S RAILWAY

TRANSPORT

V.I. Prusova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.G. Ovsepyan, Graduate Student

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. The aim of the article is a comprehensive study of the achievements of the railway complex of China and the trends of its further development. This article reveals the theoretical foundations and socio-economic nature of China's rail transport. The analysis of the current state of the country's railway transport for 5 years (2015-2019) is carried out and the prospects for its development are identified. The methods of logical, comparative and statistical analysis were used in the research process.

Keywords: railway transport, the number of transportations, passenger and freight traffic, the length of the railway strip.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.