Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / УСЛУГИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипенко Тамара Степановна, Кондратьева Ольга Васильевна

В статье представлены результаты исследования потребительского рынка Новосибирской области. Проведена диагностика состояния и тенденций его развития. Проанализированы результаты деятельности всех составляющих потребительского рынка и факторы, влияющие на его развитие. Объектом наблюдения является потребительский рынок Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE REGIONAL CONSUMER MARKET IN CONDITIONS OF INSTABILITY

The article presents the results of a study of the consumer market of the Novosibirsk region. Diagnostics of the state and tendencies of its development was carried out. The results of activity of all components of the consumer market and the factors influencing its development are analyzed. The object of observation is the consumer market of the Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_342 УДК 332

Архипенко Тамара Степановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и рекламы, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия, e-mail: arkhipenkots@mail.ru

Кондратьева Ольга Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и рекламы, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия, e-mail: 190271@mail.ru

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования потребительского рынка Новосибирской области. Проведена диагностика состояния и тенденций его развития. Проанализированы результаты деятельности всех составляющих потребительского рынка и факторы, влияющие на его развитие. Объектом наблюдения является потребительский рынок Новосибирской области.

Ключевые слова: потребительский рынок; розничная торговля; оптовая торговля; услуги; критерии оценки эффективности.

UDC 332

Archipenko Tamara Stepanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Trade and Advertising, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia, e-mail: arkhipenkots@mail.ru

Kondratieva Olga Vasilievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Trade and Advertising, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia, e-mail: 190271@mail.ru

STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE REGIONAL CONSUMER MARKET IN CONDITIONS OF INSTABILITY

The article presents the results of a study of the consumer market of the Novosibirsk region. Diagnostics of the state and tendencies of its development was carried out. The results of activity of all components of the consumer market and the factors influencing its development are analyzed. The object of observation is the consumer market of the Novosibirsk region.

Keywords: consumer market; retail; wholesale; services; performance evaluation criteria.

Потребительский рынок - это система эко -номических отношений, развивающихся на основе механизмов конкуренции, ценообразования, связывающая сферы потребления и производства, формирующая конкурентные цены, предложение и спрос в процессе купли-продажи потребительских благ на

основе организованной инфраструктуры, призванная обеспечивать их баланс путем удовлетворения потребностей населения и интересов производителей.

Образованная 28 сентября 1937 г. Новосибирская область является одним из ведущих регионов страны, находится в Сибирском

федеральном округе и оказывает весомое влияние как на социально-экономическую сферу страны, так и округа. Общая площадь области составляет 177 756 км кв., или 1,04 % территории России, и расположена на юго-востоке Западносибирской равнины. Область граничит на севере с Томской областью, на юго-западе - с Казахстаном, на западе - с Омской областью, на юге - с Ал-

тайским краем, на востоке - с Кемеровской областью [1].

Новосибирская область имеет пять округов: города Бердск, Новосибирск, Искитим, Обь, поселок Кольцово, 30 районов и 455 поселений (рис. 1).

Административный центр Новосибирской области - город Новосибирск - является также административным центром Сибирского федерального округа [1].

I ашрск

К^ш I пркц

ИГ II I С[КИЦ|

Сеиерши #

и

к>й&......УОрнское

1;ши

Чнс гоо ирное

иск

ЗДПМНСК!

. I Ьг11Н1'

На] а и Крй*1Ф)1рс

■■. I Кл|ж> к" *"

101 Н(Ю

I М I ч и н

Кочена ^ЛКнТиик» •

* • ИЬИРСК

- м,пг /1|КИ1ИМ

* М»слянино к'оч к-Ы ^ у Ч(р1,||1НиНЧ

Рисунок 1 - Новосибирская область

В основе успешного развития области лежит ее удобное расположение и грамотная логистика. В структуре экономики Новосибирской области высокотехнологическая промышленность, торговля, строительная отрасль, транспорт, наука и др., которые являются двигателями экономического роста региона.

Потребительский рынок Новосибирской области сегодня функционирует в условиях нестабильности на фоне мирового кризиса, санкционного давления со стороны запада и стран Евросоюза. Его можно рассматривать как часть потребительского рынка страны, поэтому он реагирует на внутреннюю и внешнюю как экономическую, так и социально-политическую ситуацию.

На развитие потребительского рынка региона оказывают влияние демографические, социально-экономические, климатические, технологические, транспортные и политические факторы и др.

В области до 2019 г. складывалась благоприятная демографическая ситуация, наблюдался незначительный рост (чуть более 0,2 %). За два последних года численность снизилась на 0,5 % (рис. 2), в структуре населения области 46 % составляют мужчины, женщины - 54 %, около 32 % занимает возрастная категория населения от 25 до 45 лет, порядка 7,5 % - 55-60 лет; трудоспособное население составляет 56 % [5].

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2021 г. составила 44 883 рублей, к уровню 2020 г. выросла на 9,2 %; выросли среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 11,5 % до 35250 руб.; рост реальных денежных доходов населения к уровню 2020 г. составил 104,5 % [3].

Городское население на 1 января 2022 г. составило чуть более 79 %, сельское около 21 %; миграционный прирост населения составляет в среднем 1,5-2 тыс. человек. Сле-

3 2,332 2,5 2 1,5 1 -

о

2^762

2,7SSS49 -1-

2,7&5&3б -+

2,747

2,779555

2,7933S4

2,7S0292

2010 2015 2016 2017 2010 2019 2020 2021

Рисунок 2 - Динамика численности населения Новосибирской области, млн человек

дует отметить, что 76 % миграции населения Сложившийся индекс цен представлен на

осуществлено в пределах Российской Феде- рис. 3. Мы наблюдаем устойчивую тенден-

рации и равными долями внутрирегиональ- цию снижения потребительских цен с 2015

ное и межрегиональное, и всего лишь 24 % по 2019 г., в 2021-2022 гг. индекс цен вырос

составила международная миграция, 97 % из вновь и достиг 107,1 %. которой со странами СНГ [4].

111,4

110,2

107,1

Т I I I I I г

2013 2014 201Б 2016 2017 2013 2019 2020 2021

Рисунок 3 - Индекс потребительских цен Новосибирской области в 2013-2021 гг.

По данным Новосибирскстат, в 2021 г. оказалось, что по количеству израсходованных денежных средств на одного жителя регион лидирует среди областей и краев Сибирского федерального округа. Каждый новосибирец в год оставил в магазинах более 200 тысяч рублей.

Основным источником товарных ресурсов являются товары местных производителей, а также ввозимые из других регионов и импорт.

Потребительский рынок Новосибирской области является одним из ключевых сегментов жизнеобеспечения города, суще-

ственно влияет на экономическую стабильность, играет значительную роль в сфере занятости населения. Всего функционирует 34 тыс. объектов потребительского рынка, из них 12 873 стационарных розничных предприятий, 4400 нестационарных и других объектов.

Важными составляющими потребительского рынка являются розничный и оптовый рынок, рынок услуг.

Розничная и оптовая торговля являются бюджетообразующими отраслями Новосибирской области - 24 % от всех поступлений в бюджет.

Наблюдается положительная динамика увеличением количества торговых предпри-розничного оборота, рост составил в 2021 г. ятий, ростом физического объема продаж и к 2020 г. 22,1 %. Данный рост обусловлен ростом цен на потребительские товары [3].

Рисунок 4 - Динамика оборота розничной торговли Новосибирской области в 2015-2021 гг., млн руб. Темп роста оборота в сопоставимых ценах Значимым показателем социальной эф-

вырос с 2015 г. с 83,6 % до 113,7 % в 2021 г., причем динамика этого показателя была не однозначна, прорывным стал 2021 г., когда физический объем продаж вырос на 13,9 пункта.

зооосю

фективности розничной торговли является оборот на душу населения, который показывает тенденции уровня потребления товаров. Потребление на душу населения за шесть лет выросло на 49,6 % и составило 241 409 рублей (рис. 5).

250000 200000 150000 100000 50 ООО

162 400

179 643

10702S

О

2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021

Рисунок 5 - Динамика оборота на душу населения Новосибирской области в 2015-2021 гг., руб.

На потребительском рынке функционируют более ста розничных торговых сетей международного, федерального и регионального уровней. К основным относятся «Ашан», «Пятерочка», «Лента», «Магнит», «Ярче», «Светофор» и др. В настоящее время торговые сети открывают новые точки в сельской местности, что повышает лояльность потребителей, качество торгового обслуживания населения области. Доля оборота торговых сетей в обороте розничной

торговли выросла с 2015 г. с 39,4 до 47,2 % в 2021 г., что на 8 пунктов превышает этот показатель по Российской Федерации.

Обеспеченность площадью торговых объектов на тысячу жителей Новосибирской области составляет 1226,4 кв. м (при нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов - 552 кв. м).

На потребительском рынке области большую долю занимают торгующие организации, их доля в обороте розничной торговли

выросла за шесть лет с 97,9 до 99 %, рынки и ярмарки занимают лишь 1 %. На территории области действуют лишь 9 рынков, количество торговых мест на рынках сократилось на 2000. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие сферы потребительского рынка города Новосибирска на 2021-2025 годы» в 2021 г. продолжали работать постоянно действующие городские

социальные продовольственные ярмарки. Кроме того, на территории города были организованы 83 ярмарки с более чем 3 тыс. торговыми местами [4].

Важную роль в формировании и развитии потребительского рынка региона играет интернет-торговля, ее доля в розничном обороте за анализируемый период выросла с 4,5 до 8,6 % (рис. 6).

Т I I I г

2015 2016 2017 2013 2019 2020

I Доля,%

2021

Рисунок 6 - Доля интернет-торговли в обороте розничной торговли Новосибирской области в 2015-2022 гг., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Быстрый рост интернет-торговли в 20212022 гг. обусловлен пандемией. По оценкам исследователей, из-за ограничений 80 % покупателей стали совершать покупки в интернет-магазинах раз в месяц, 23 % - раз в неделю, 24 % опрошенных стали чаще заказывать еду и другие товары. В целом уровень активных онлайн-покупателей оценивается в 30-40 % и может достичь к 2025 г. более 70 %.

Популярны в области маркетплейсы среди пользователей с небольшим доходом, они оценили удобную оплату заказов и быструю доставку, что говорит о доверии людей к e-commerce. Создаются локальные склады и дарксторы, фулфилмент-центр с целью улучшить логистику.

Для выявления эффективности розничной торговли на потребительском рынке с позиции покупателей использовались следую-

щие критерии: целесообразность, экономичность и удовлетворенность. С этой целью авторами был проведен анкетный опрос жителей пяти округов и 30 муниципальных районов в формате личного контакта и онлайн-формате через интернет-площадку Google Формы.

Исследование показало, что:

1) среди опрошенных более 75 % удовлетворены форматами магазинов, их пешеходной доступностью, ценами и организацией торговли;

2) 3 % респондентов сталкиваются с проблемами поиска товара и магазина и значительным увеличением времени на совершение покупки;

3) 82 % опрошенных пользуются услугами магазинов в пределах пешеходной доступности;

4) 87 % респондентов указали на рост за-

трат на покупку, а 77,5 % - рост розничных цен;

5) 45 % респондентов удовлетворены структурой и организацией торговли, 25 % считают, что розничная торговля ухудшилась, а 30 % - осталась без изменений;

6) 85 % покупателей удовлетворены качеством торгового обслуживания;

7) 92 % опрошенных удовлетворены набо-

ром и качеством услуг, 8 % - сталкиваются с отсутствием дополнительных услуг.

Оптовый рынок является важным элементом инфраструктуры потребительского рынка, в совокупном объеме деятельности занимает более 67 % с 1100 субъектов. Основным показателем оптового рынка является оптовый оборот, его динамика представлена на рис. 7.

Рисунок 7 - Динамика оборота организаций оптовой торговли Новосибирской области

в 2015-2021 гг., млн руб.

Наблюдается тенденция роста оборота с 2017 г., с 2016 по 2021 г. этот показатель вырос в 1,8 раза, наибольший ежегодный прирост составил в 2017 и 2018 гг. 24,6 и 27,1 % соответственно. Диагностика индекса физического объема оптовых продаж выяви-

ла, что ситуация неоднозначная. При росте оборота с 2017 г. организаций оптовой торговли индекс физического объема продаж снижается, что указывает на фактор роста цен. Самого низкого значения индекс достиг в 2021 г. - 94,7 % (рис. 8).

150

100

2016

2017

2013

2019

2020

2021

Рисунок 8 - Индекс физического оборота оптовой торговли Новосибирской области в 2015-2022 гг., %

В структуре оборота оптовых организаций около 80 % занимают потребительские товары и лишь чуть более 20 % продукция производственно-технического назначения.

В годовой структуре продаж наибольший вес занимают: сахар - 7569, мясо и птица - 3901, масло растительное - 2189, кондитерские изделия - 1777, рыба и рыбопродукты - 1517,

ятий: столовые и закусочные - 794 ед.; столовые в местах учебы и работы - 1365; рестораны, кафе и бары - 1442 предприятий. Динамика продажи услуг общественного питания населению региона представлена на рис. 9.

34-127,3

колбасные изделия - 1373 тыс. тонн, холодильники и морозильники бытовые, стиральные машины и обувь.

Рынок услуг общественного питания на по -требительском рынке области на 01.04.2022 представлен следующими типами предпри-

40000 35000 ЗОООО 25000 20000 15000 13395,5 10000 5000

О I-1-1-1-1-1-1-1

2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021

Рисунок 9 - Динамика оборота общественного питания Новосибирской области в 2015-2021 гг., млн руб.

21337А

26415.9

За шесть лет оборот общественного питания вырос почти вдвое. Причем в течение анализируемого периода наблюдается определенная ритмичность оборота, за исключением 2020 г., когда из-за пандемийных ограничений произошло резкое снижение на 30 %.

Рынок платных услуг потребительского рынка области составил 184540,3 млн руб. В

рейтинге по объему платных услуг область на 15 месте в Российской Федерации и на втором Сибирском федеральном округе [4].

В структуре оказанных услуг преобладают коммунальные услуги, телекоммуникационные, медицинские, транспортные услуги. Структура платных услуг представлена на рис. 10.

Рисунок 10 - Структура платных услуг Новосибирской области в 2021 г., %

В среднем каждый житель области за год израсходовал на оплату услуг 14 507 руб., из них на оплату коммунальных услуг - 3656 руб., телекоммуникационных услуг - 2525 руб., транспортных услуг - 1607 руб., медицинских услуг - 1583 руб. и жилищных услуг - 1490 руб.

На рынке платных услуг в сложный пан-демийный год значительно выросли продажи услуг учреждений культуры, физической культуры и спорта, санаторно-курортные, медицинские и бытовые услуги.

В структуре бытовых услуг, оказанных населению, значительный удельный вес занимают техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (26,4 %), ремонт и строительство жилья и других построек (26,3 %), услуги парикмахерских (12,2 %) [3].

Подводя итог исследования, следует отметить стабильность развития потребительского рынка Новосибирской области и поступательное его развитие. Отмеченное авторами в ходе исследования снижение динамики отдельных показателей основных элементов инфраструктуры потребительского рынка региона имеет объективные причины, связанные со сложной геополитической ситуацией, санкционной политикой и панде-мийными ограничениями. Потенциал развития потребительского рынка Новосибирской области высокий.

Принятая муниципальная программа «Развитие сферы потребительского рынка города Новосибирска» на 2021-2025 гг. от 06.11.2020 № 3461 предусматривает: обеспечение населения услугами торговли и общественного питания, развитие ярмарочной торговли, разработку мероприятий по созданию оптовых продовольственных рынков с целью максимального привлечения сельхозпроизводителей, совершенствования сферы услуг [2].

Список литературы

1. Архипенко Т. С. Диагностика состояния розничной торговли на мезоуровне // Актуальные задачи управления качеством и конкурентоспособностью продукции в современных условиях : материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. Т. Насретдинова. Казань : Печать-сервис XXI век, 2016. С. 112-114.

2. Муниципальная программа "Развитие сферы потребительского рынка города Новосибирска" на 2021-2025 гг. URL: https://xn--90absbknhbvge.xn--p1ai/ upload/iblock/6d7/rs26sbq0powcncr15ngfh6if1zimy65q/34 61_market.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 26.10.2022).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru (дата обращения: 22.10.2022).

5. Социально-экономическое положение Новосибирской области: статистический ежегодник / Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области 2021 год. - Новосибирск, 2022.

References

1. Arkhipenko T.S. Diagnosis of the State of Retail Trade at the Meslevel. Actual Tasks of Product Quality and Competitiveness Management in Modern Conditions: Materials of the International Scientific and Practical Conference / edited by Professor I. T. Nasretdinov - Kazan: Print-Service XXI Century, 2016. Pp. 112-114.

2. Municipal program "Development of the consumer market of the city of Novosibirsk" for 2021-2025. URL: https://xn--90absbknhbvge.xn--p1ai/upload/iblock/6d7/ rs26sbq0powcncr15ngfh6if1zimy65q/3461_market.pdf (circulation date 30.10.2022).

3. Official website of the Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: http://www.gks.ru (accessed date 26.10.2022).

4. Official website of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk Region. URL: http://novosibstat.gks.ru (accessed date 22.10.2022).

5. Social and economic situation Novosibirsk region: statistical yearbook/Territorial body of the FSGS in the Novosibirsk region 2021. Novosibirsk, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.