УДК 17.021.2. :316.61.64:32-057.87
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВУЗАХ г. УФЫ)
© Т. Т. Шайдуллин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (347) 272 56 94 E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты системных мониторинговых исследований процесса включения студенческой молодежи в политическую сферу общества, проанализированы личностные проявления студентов в происходящей эволюции политического сознания, обусловленной радикально изменившейся социальной ситуацией развития.
Ключевые слова: студенты, политическая культура, толерантное сознание, социально-политическое настроение, политическое сознание, политическое мышление, динамика политических ориентаций.
Социокультурная среда вуза представляет собой сложную систему, оптимизация которой требует серьезных научных исследований и компетентных управленческих решений. Изучение различных срезов социокультурной среды студенческой молодежи ведется с 2003 г. Одним из ключевых направлений в этой области являются исследования политической культуры, толерантности сознания и поведения молодежи [1].
Проблема изучения закономерностей развития политического сознания и поиска возможностей оказывать оптимизирующее влияние на его формирование до сих пор остается малоразработанной [2]. Не ставя цели критического анализа существующих точек зрения и не претендуя на полноту освещения проблемы, можно предложить тем не менее один из возможных подходов к изучению социально-философских аспектов политического сознания молодежи, его структуры, уровней развития, закономерностей становления. Среди исследователей нет единства в понимании сущностных характеристик политического сознания, его роли в регуляции взаимоотношений между членами общества и государством. [3, с. 107]. Следует отметить, что и в мировой практике сравнительно недавно приступили к изучению политического сознания [4, с. 31]. Сравнительные исследования политического сознания четко фиксируют специфику установок, конструирующих российскую культурную модель. Ее особенностью в сравнении с европейской является акцент на моральных ценностях. Если во Франции политическая идеология является одной из составляющих культурной модели, то в России политическая идеология «приспосабливается» к доминирующей культурной модели и корректируется ею [5, с. 96; 6].
Установлению зрелых «субъект-субъектных» отношений между политикой и личностью в настоящее время препятствуют факторы, отражающие устойчивые типологические особенности, сформировавшиеся на протяжении жизни предшествующих поколений и являющиеся закономерным наследием тоталитарной эпохи [1, с. 86].
В статье представлены результаты сравнительного анализа анкетных опросов студенческой молодежи Республики Башкортостан. Одной из задач было изучение представлений студентов вузов г. Уфы о мире политики, их политических убеждениях и установках (опрошено 540 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет). Качественный анализ полученных данных еще только начался, но уже можно сделать некоторые выводы об изменениях в политических ориентациях студенческой молодежи республики за последние пять лет (2003-2007 гг.).
В процессе исследования решались следующие задачи.
1. Проведение сравнительного анализа особенностей и уровня развития политического сознания студенческой молодежи.
2. Выявление условий и факторов, влияющих на политическое сознание.
3. Анализ возможностей направленного формирования политического сознания в связи с преподаванием цикла гуманитарных дисциплин.
Для изучения политического сознания использовалась специально разработанная методика. Она представляет собой опросник, в котором на каждый вопрос предлагается три варианта ответа. Один ответ отражает ориентацию на политические нормы, другой - на эмоциональные групповые (возрастные, национальные, статусные и проч.) нормы, третий предлагается для тех, кто не может четко определиться в выборе и выражает некую «промежуточную» позицию. Шкалы опросника конструировались с учетом объективно сложившихся сфер и аспектов регуляции политических отношений, которые должны находить то или иное отражение в сознании личности. [7, с. 186]
Во-первых, учитывались реально существующие политические партии движения, а также своеобразие их программ. Во-вторых, априори предполагалось несоответствие политических знаний и поведенческих установок личности. В связи с этим отдельные вопросы в большей степени апеллирова-
ли к знаниям, а другие - к поступкам или выбору между альтернативными позициями. В итоговый вариант опросника были отобраны девять суждений, к каждому из которых предлагались три варианта ответов. Для проверки валидности выделенных четырех шкал была проведена интеркорреляция суждений вопросника. Использовались данные разновозрастной выборки. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют об относительной независимости функционирования политического сознания в выделенных сферах, так как положительные корреляции между ними отсутствуют.
В эмпирических данных отразились особенности политического сознания, характерные для общества в целом. В политических установках студентов проявляются черты авторитарного синдрома, унаследованного от предыдущих поколений и поддерживаемого сложной социально-экономической обстановкой. Очевидно, что многое зависит от системы образования, и не только в плане передачи необходимых знаний, но и в стимулировании общеличностного развития, адекватного гражданину демократического государства.
В табл. 1 приведена характеристика социально-гражданских установок, в которых отражается общая позиция личности по отношению к государству, а также к своим правам и обязанностям. Особенности этих установок наиболее тесно связаны с личностной зрелостью (инфантилизмом) и соответственно способствуют или
Характеристика социально-гражданского компонента
препятствуют формированию политического сознания. Анализ данных табл. 1 свидетельствует об абсолютном преобладании социальной инфантильности, которая во многом объясняется возрастными особенностями выборки. Среди студентов старших курсов уже несколько больше социально-активных, самостоятельных индивидов. Молодых людей, настроенных в первую очередь отстаивать свои политические взгляды больше тех, кто готов практически реализовать свои избирательные обязанности.
Политические ориентации студенческой молодежи республики, как показывает первичный анализ собранного материала, противоречивы и неустойчивы: в них «мирно» уживаются радикально-либеральные и авторитарные представления и установки. В то же время по сравнению с 2003 г. можно заметить некоторые изменения в сторону либерализации политического сознания. Анализ состояния политической социализации молодежи показывает, что поколение 17-24 летних, так же как и общество в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения. Но все эти различия не носят характера острого антагонизма и не приводят к сверхполетизированности.
Таблица 1
ия обследованной молодежи (количество ответов, %)
Социальная зрелость Вся выборка Студенты 1-11 курсов Социальный инфантилизм Вся выборка Студенты 111-1У курсов
Каждый должен сам о себе думать
Каждый должен в первую очередь выполнять свои обязанности
Правительство обязано заботиться о каждом
Личная самостоятельность (активность) 15.9 25.4
Личная ответственность (исполнительность)
32.7 33.3
В первую очередь надо уметь отстаивать свои политические взгляды
76.1
58.1
61.9
В какой степени молодежь интересуется политикой (%)
Таблица 2
Степень интереса к политике
Студенты 1-4-х курсов
Внимательно следят за информацией о политических событиях в стране
10.3
Не следят внимательно за информацией о политических событиях в стране, но изредка обсуждают политические события с друзьями, родственниками
Лично участвовали в течение последнего года в политической деятельности (в работе политических партий,
митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.)
60.8
1.2
Политикой не интересуются
43.0
3
Отношение к современной власти носит характер достаточно нейтральный - «она есть какая есть» и с ней, вне зависимости от того, какие личности и институты ее персонифицируют, не связываются никакие ожидания на позитивные перемены. Иначе говоря, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политический жизни. В попытках объяснения видимой аполитичности молодого поколения высказываются различные гипотезы и соображения [6, с. 32]. Так, некоторые утверждают, что апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, а также тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы [1, с. 87-98].
Другая точка зрения объясняет апатию молодежи с иных позиций. Несмотря на имеющиеся издержки переходного периода, именно молодежь наиболее органично вписалась в новые условия жизнедеятельности, приняла новые «правила игры», и ее неучастие в политике связано, главным образом, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой - не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации [2, с. 193].
Между тем, анализ полученных результатов исследования показывает, что и та, и другая точки зрения не вполне адекватно отражают нынешнее состояние молодежи, во всяком случае, ее большинства.
Во-первых, аполитичность молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины - 53.9% эпизодически, но следят за происходящими в стране событиями, 64.6% иногда и 31.5% постоянно смотрят информационные телевизионные программы, 53.7% иногда и 12.9% постоянно смотрят спе-
Оценка интереса молодежи к политике в зависимости от того,
циализированные аналитические программы, посвященные различным аспектам политической жизни, 17.9% регулярно читают газеты.
Во-вторых, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта интерес к политике растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 17-19 лет, внимательно следят за политической информацией только 7.3%, а в возрасте 21-24 года - уже 15.3%, т.е. в два раза больше.
В-третьих, результаты проведенного исследования подтверждают наличие жесткой зависимости между интересом к политике или отсутствием такового, и степенью адаптированности к новым реалиям. Процент интересующихся и не интересующихся политикой достаточно равномерно распределен между «адаптантами» и «дезадаптантами», то есть между теми, кто по самооценке, скорее выиграл от проводимых в России реформ и кто «скорее от них проиграл». Пока же значительная часть опрошенной молодежи (свыше 59%) находится как бы в «пограничном состоянии», не относя себя ни к выигравшим, ни к «проигравшим» от реформ. Эта часть и составляет основу так называемого «политического болота», т.е. ту часть молодежной среды, у которой политика находится на периферии интересов и которая не имеет особого желания как-то осмыслить свое отношение к происходящим переменам. Именно среди этой категории молодежи наименьший интерес к политике (12.8%) и наибольший процент тех, кто ею вовсе не интересуется (35.2%) (табл. 3).
Особенность политических взглядов и ценностей молодежи проявляется и в представлениях о том, каким должен быть экономический строй в России.
Из табл. 4 видно, что наиболее популярной является модель рыночной экономики, где государство выполняет роль своего рода судьи, устанавливающего правила игры и следящего за их соблюдением. Идеалом большинства опрошенных является государство, базис которого составляет экономика, основанная преимущественно на государственной собственности. Для молодежи - это экономика, в основе которой лежит частный сектор с элементами государственного регулирования.
Таблица 3
ли они себя выигравшими или проигравшими от реформ, в %
Степень интереса к политике Выиграли или проиграли от проводимых в стране реформ
Скорее выиграли Не выиграли и не проиграли Скорее проиграли Затруднились оценить
Внимательно следят за информацией о политических событиях в стране Внимательно не следят, но изредка обсуждают политические события с друзьями Лично участвовали в течение года в политической деятельности
Политикой не интересуются
19.0 59.3 0.0 27.6
12.8 53.2 1.7 35.2
18.4 49.3 2.6 34.3
10.1 46.1 1.4 52.6
Таблица 4
Каким должен быть экономический строй в России, в %
Экономический строй
Группа А Группа Б
Плановое социалистическое хозяйство Экономика, основанная на государственной собственности, с отдельными элементами рыночного хозяйства Экономика, основанная на частной собственности, с элементами государственного регулирования Свободная конкурентная рыночная экономика
3.2 7.1
31.7 56.2
39.6 36.8
34.1 8.3
Эмпирические данные о политической ориентации молодежи коррелируют с такими характеристиками, как социальный статус родителей, возраст, пол, уровень урбанизации населенного пункта. Исходя из этих факторов мы условно объединили респондентов в две группы - А и Б.
Группа Пол Возраст Соц. статус родителей Тип населенного пункта
А муж. 17-20
город
Б
жен 21-24
средний и низкий
При изучении как частично направляемого, так и стихийного процесса развития политического сознания студенческой молодежи удалось выделить факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние.
К факторам, оптимизирующим становление политического сознания, можно отнести:
• наличие хорошо развитого интеллекта рационального типа;
• наличие общей практической направленности (прагматизм, потребность в стабильности окружающей обстановки, хорошая общая осведомленность);
• развитые деловые качества (целеустремленность, здоровое честолюбие);
• личностную зрелость (самостоятельность, независимость, адекватная самооценка);
• экстенсивность социальных контактов (широкий круг общения, открытость взаимодействию с людьми, различающимися по возрастной, статусной, этнической, религиозной и проч. принадлежности).
К факторам, препятствующим развитию политического сознания, можно отнести:
• общий личностный инфантилизм (несамостоятельность, неразвитость саморефлексии, отсутствие самокритичности);
• интеллект, в основе которого лежит эмоционально-образный подход к окружающей действительности, а также «сохранение» детского образного мышления, в котором выводы «подчиняются» целостному восприятию, а не логическому анализу;
• радикализм, склонность к категоричным суждениям;
• доминирование глубокого, избирательного общения, при котором круг общения ограничен близкими эмоционально или по духу людьми.
На характер целей, ценностей и социальных практик студентов в значительной степени влияет комбинация ресурсов. Например, если объем экономических ресурсов высок, а социальных - низок, то обладатели такого набора ресурсов относятся к группе низкого социального престижа, их самоидентификация затруднена, в этом случае характерен политический нигилизм. Напротив, если объем социальных ресурсов высок, а экономических -низок, то индивид относится к группе высокого социального престижа и процесс самоидентификации для него проходит безболезненно, в этом случае характерна политическая активность.
Таким образом, в политических ориентациях современных студентов находят отражение те сложнейшие противоречия, которые присущи трансформирующемуся обществу. К наиболее существенным разновидностям их проявлений, согласно полученным нами данным, относятся следующие.
1. Деполитизация сознания. Смена социальных ориентиров с общественных (гражданская активность, патриотизм, коллективизм), характерных для предыдущих поколений, на профессиональные и индивидуально-личные (самореализация, здоровье, семья, друзья, материальное благополучие). Традиционно культивируемые и целенаправленно формируемые ранее в нашем обществе в качестве жизненных приоритетов общественные потребности и ценности уступили место приватным диспозициям студентов, которые стали определять основной корпус их социальных ожиданий.
2. Жизненный прагматизм. Эмпирические данные указывают на растущие тенденции переориентации на сферу своих личных интересов и потребностей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы:
1) Политическое сознание является частью обыденного сознания, так как его становление происходит в большей степени стихийно, его внутренняя структура может быть противоречива и включать не только рациональные, но и эмоциональные компоненты.
2) Политическое сознание имеет в своей основе морально-нравственные установки, но не сводимо к ним, это вполне специфическое новообразование и изучение его социального содержания не должно ограничиваться рамками ценностно-этического подхода.
3) Политическое сознание формируется по мере взросления индивида и расширения сферы его активности, т.е. существуют определенные возрастные закономерности его развития, уровни, структура.
4) Можно выделить две относительно самостоятельные сферы функционирования политическое сознания: бытовую и социально-гражданскую.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сафровнов В. В. Общественное развитие, политическая культура и демократия: сравнительный макроанализ. СПб., 2001. С. 86-98.
2. Клюев А. В. Человек в политическом измерении. Спб., 2000. С. 193.
3. Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк. М., 1998. С. 107.
4. Каменская Г. // Мир экономики и международных отношений. 1993. № 4. С. 31.
5. Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998. С. 96.
6. Шевченко Ю. // Pro et Contra. 1998. Т. 3. № 3. С. 32.
7. Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С.186.
Поступила в редакцию 17.10.2007 г. После доработки - 24.04.2008 г.