Научная статья на тему 'Состояние и проблемные вопросы стандартизации в сфере уничтожения химического оружия'

Состояние и проблемные вопросы стандартизации в сфере уничтожения химического оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Б.С. Пункевич, В.П. Зубрилин, К.Н. Иванов, Е.М. Загребин

Начало формирования правовой базы в области уничтожения химического оружия (ХО) было положено выходом актов Президента Российской Федерации: заявления от 20 апреля 1993 г . «По проблеме уничтожения химического оружия», в котором установлены основные принципы организации работ по ликвидации российских запасов ХО; указа от 24 марта 1995г . № 314 «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Б.С. Пункевич, В.П. Зубрилин, К.Н. Иванов, Е.М. Загребин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемные вопросы стандартизации в сфере уничтожения химического оружия»

УДК 623.459.004.74 : 389.6

Состояние и проблемные вопросы стандартизации в сфере уничтожения химического оружия

Доктор физико-математических наук, профессор, директор ФГУП ГНТЦ «Инверсия» Госстандарта России Б. С. Пункевич, доктор технических наук, профессор, заместитель директора ФГУП ГНТЦ «Инверсия» Госстандарта России по научной работе В. П. Зубрилин, кандидат химических наук К. Н. Иванов, кандидат технических наук, начальник отдела ФГУП ГНТЦ «Инверсия» Госстандарта России Е. М. Загребин

Начало формирования правовой базы в области уничтожения химического оружия (ХО) было положено выходом актов Президента Российской Федерации: заявления от 20 апреля 1993 г. «По проблеме уничтожения химического оружия», в котором установлены основные принципы организации работ по ликвидации российских запасов ХО; указа от 24 марта 1995г. № 314 «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения».

К настоящему времени нормативно-правовая база включает более 20 документов федерально -го, регионального и местного уровней. Основу ее составляют: Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 305 с изменениями и дополнениями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 510 [1]; Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», принятый 25 апреля 1997г. [2]; Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», принятый 31 октября 1997г. [3].

В предшествующие годы в основных законодательных актах и других правовых документах вопросы стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности в сфере уничтожения ХО не затрагивались. В настоящее время актуальность постановки этих вопросов не вызывает сомнения и обусловливает развертывание комплекса работ по стандартизации как технологических процессов, так и других видов деятельности в указанной сфере.

Основными исходными мотивами и предпосылками развития и совершенствования стандартизации в сфере уничтожения ХО являются:

— необходимость государственного контроля и регулирования деятельности в данной сфере;

— завершение этапа подготовительных работ по уничтожению ХО и переход к практике реали -зации технологических процессов детоксикации основы ХО — отравляющих веществ (ОВ);

— контроль международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) за процессом уничтожения ХО в Российской Федерации.

В период подготовительного этапа по уничтожению ХО в Российской Федерации, который к настоящему моменту находится в стадии завершения, участники работ, в основном научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, руководствовались требованиями, нормами и правилами, действующими на отраслевом уровне в системе Министерства обороны Российской Федерации — до 2001 года Государственного заказчика Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» [1]. И хотя существующие нормативные документы Минобороны России на создание и эксплуатацию воен -ной продукции имеют специфическую направленность, определяемую интересами обороны страны, тем не менее по основным направлениям деятельности в области уничтожения ХО на подготовительном этапе в распоряжении участников работ имелась соответствующая документация, регламентирующая правила и порядок решения возникающих задач.

С момента вступления в действие Конвенции о запрещении разработки, производства, накоп-

ления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция о запрещении ХО) [4] деятельность по химическому разоружению в нашей стране находится под пристальным вни -манием национальных надзорных органов, общественных организаций и международного органа — Организации по запрещению химического оружия (созданной для контроля за всеобъемлющей и всесторонней реализацией указанной Конвенции) и на федеральном уровне проводится регулярное информирование общественности о содержании работ по ликвидации ХО.

В связи с этим многие направления работ в сфере уничтожения ХО следует рассматривать как объекты не только государственной стандартизации, но и международной.

К объектам стандартизации в сфере уничтожения ХО, на которую распространяется государственный контроль и надзор, относятся (см. схему):

— терминология;

— научная деятельность (научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, проектирование);

— безопасность и экология;

— технологические процессы детоксикации ОВ;

— технологические процессы детоксикации и утилизации корпусов боеприпасов и емкостей для хранения ОВ;

— количественный химический анализ ОВ, продуктов их детоксикации и деградации.

Среди них несомненно приоритетным является такое направление, как безопасность и экология, которое тесно связано с количественным химическим анализом ОВ, продуктов их детоксикации и деградации, других вредных веществ.

Что касается терминологии, то в международных и национальных документах, имеющих отношение к проблемным вопросам уничтожения ХО, используются различные термины и определения для одних и тех же понятий. Это характерно как для описания технологических процессов уничтожения ХО, так и для других областей деятельности в данной сфере. Кроме того, с момента вступления в действие Конвенции о запрещении ХО [4] появилось много новых понятий и терминов, обусловленных развитием международных отношений в области химического разоружения и часто используемых ОЗХО. Естественно, возникает необходимость систематизации таких понятий и терминов и введения их в национальную сферу.

В то же время бытует много терминов и определений, выработанных в «закрытой» ведомственной сфере на этапе разработки ХО и имеющих зачастую достаточно узкий профессиональный оттенок. Они, как правило,требуют конкретизации и нормирования с учетом международ-

Объекты стандартизации в сфере уничтожения химического оружия

ных требований. Помимо этого, на ряд понятий, вводимых в сферу деятельности по уничтожению ХО, не существует четких определений, либо они несут различную семантическую нагрузку и неодинаковую интерпретацию в практике применения различными организациями-участниками работ.

Таким образом, возникает задача создания понятийной системы в области уничтожения ХО, которая должна базироваться на терминологическом документе государственного уровня. Система должна иметь статус Государственного стандарта, разработанного на основе Рекомен -даций Р 50-603-89 и Государственной системы стандартизации [5], и в максимальной степени гармонизировать с международной терминологией .

Научная деятельность в области уничтожения ХО до 2001 года регламентировалась документами государственного уровня, но с ведомственной ориентацией на интересы Минобороны России. Одним из направлений совершенствования стандартизации в этой области должно стать определение перечня федеральных документов для регламентации научной деятельности с учетом специфики работ в сфере уничтожения ХО. Продолжение исследований в этой области требует существенного расширения и конкретизации нормативной базы.

Технологические процессы детоксикации ОВ, корпусов боеприпасов и емкостей для хранения ОВ в опытно-промышленном масштабе реализуются впервые. Практически они созданы за последние пять лет и разработка их продолжается. В мировой практике не было примеров выполнения этих работ, так что процесс массового уничтожения химического оружия — это новый для стандартизации объект, в отношении которого отсутствует опыт нормирования. Предстоит разработать стандарты, регламентирующие характеристики качества технологического оборудования, и стандарты на методы контроля технологических процессов. Эти стандарты должны включать методы испытаний оборудования с соответствующим метрологическим обеспечением .

Для создания указанных нормативов нужна обоснованная концепция стандартизации в этой области, а также необходимо определить конкретные объекты стандартизации и уровень проработки регламентирующих документов. Всеми этими вопросами можно заниматься параллельно с отработкой технологии уничтожения ХО на стадии внедрения ее в производство.

Особого внимания заслуживает проблема стандартизации в области количественного определения ОВ. Решение этой проблемы осложняют объективные организационные и технические особенности, обусловленные специфиче-

скими свойствами токсичных веществ, подлежащих измерениям, а также требованиями по технике безопасности при работе с токсикантами.

К физико -химическим и токсическим свойствам ОВ, которые должны быть учтены при разработке нормативных документов, относятся

— особо опасное токсическое воздействие супермалых количеств на живые организмы;

— высокая летучесть ряда ОВ в нормальных атмосферных условиях;

— низкая стойкость ряда ОВ в процессе их получения и количественного химического анализа;

— опасность контакта человека с «загрязненными» средствами измерений и измерительным оборудованием, используемыми для химического анализа ОВ.

Нормативы и правила, обусловленные требованиями по технике безопасности при работе с ОВ, должны предусматривать:

— необходимость создания воздушных высокоскоростных потоков, обеспечивающих требуемую кратность обмена воздуха на рабочих местах;

— необходимость работ со сверхмалыми количествами ОВ;

— выполнение операций с ОВ, в том числе пробоподготовки и измерений, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

— необходимость дегазации оборудования и средств измерений после завершения анализа.

Количественный химический анализ в процессе уничтожения ХО, входящий в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, должен быть обеспечен полным набором стандартных образцов веществ, являющихся объектами исследований при реализации аналитических методик.

Для обеспечения метрологической деятельности в сфере уничтожения ХО (аттестация методик выполнения измерений, испытания средств измерений, поверка средств измерений, аккредитация аналитических лабораторий) в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» [6] требуются государственные стандартные образцы отравляющих веществ и других токсичных продуктов в соответствии со списками Конвенции о запрещении ХО [4]. В настоящее время в связи с развертыванием работ по вводу в эксплуатацию объектов уничтожения

химического оружия в первую очередь нужны стандартные образцы отравляющих веществ, находящихся на хранении и подлежащих уничтожению в Российской Федерации, таких как зарин, зоман, VХ, иприт, люизит и ипритно-люизитные смеси. В последующем необходимо решать вопросы по созданию государственных

стандартных образцов и для других токсичных веществ, приведенных в списках Конвенции о запрещении ХО.

Стандартизация методов и средств измерений в области уничтожения ХО должна вестись с учетом требований международной Организации по запрещению ХО. Деятельность ОЗХО в этом направлении началась в середине 1990-х годов. Прежде всего был определен перечень тех -нического оборудования, в том числе средств измерений, необходимых для проведения количественного химического анализа. Созданы подразделения, на которые возложена ответственность за стандартизацию технологий в области количественного химического анализа. В число этих подразделений включена и аналитическая лаборатория.

В рамках деятельности ОЗХО ведется также разработка документов, регламентирующих еди -нообразие использования методик и средств измерений для количественного определения содержания ОВ и других токсичных веществ. В качестве примера можно привести нормативно-технические документы, устанавливающие следующие стандартные процедуры: по отбору и разделению проб в опасных условиях и в условиях токсического заражения на объекте; по проведению анализов на объекте; по отбору проб смывов на объекте; по отбору жидких проб на объекте; по отбору твердых проб на объекте; по разделению проб на объекте; по подготовке проб смывов на объекте для анализов хромато-масс-спектрометрическим методом (ХМСМ); по подготовке жидких проб на объекте для анализов ХМСМ; по подготовке проб грунта на объекте для анализов ХМСМ; по работе с инспекционными пробами; по использованию переносного хромато-масс-спектрометра Bruker EM 640S с программным обеспечением по данным анализа АМDIS (слепой режим) для количественного анализа жидких проб, подготовленных по методике, принятой на объекте.

Такие направления деятельности международной организации, контролирующей процессы химического разоружения, целесообразно учитывать и использовать соответствующими российскими структурами, ответственными за реализацию Федеральной целевой программы [1]. Однако, ввиду недостаточного финансирования этой программы в прошлые годы, проблемные вопросы стандартизации и метрологии решались медленно, и вопросам разработки стандартов в сфере уничтожения ХО уделялось весьма мало внимания.

В настоящее время при финансовой поддержке внебюджетных фондов Госстандарта России

ФГУП «Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля «Инверсия» ведет разработку трех государственных стандартов:

1) «ГСИ. Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия. Основные положения».

2) «ГСИ. Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия. Термины и определения».

3) «ГСИ. Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия. Массовая доля вещества типа VХ. Методика выполнения измерений титриметрическим методом».

В последующем планируется разработать ГОСТ «ГСИ. Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Общие требования к созданию стандартных образцов отравляющих веществ и других токсичных химикатов из списков Конвенции о запрещении химического оружия».

Таким образом, деятельность по стандартизации в сфере уничтожения химического оружия должна быть направлена в первую очередь на создание нормативно-технических документов, регламентирующих порядок и правила работ в целях обеспечения безопасности труда и защиты окружающей среды при ликвидации химического оружия. Одновременно представляются необходимыми и актуальными также разработка и совершенствование стандартов, предназначен -ных для обеспечения работ по детоксикации смертельно опасных химических веществ, утилизации химических боеприпасов и других емкостей для хранения отравляющих веществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Федеральная целевая программа. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 510.

2. «Об уничтожении химического оружия». Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ.

3. «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении». Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ.

4. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. ОЗХО, 1996.

5. Государственная система стандартизации. М., Госстандарт России, 1993 г.

6. «Об обеспечении единства измерений». Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.