Ссылка для цитирования этой статьи:
Потокина С.А., Мананникова О.Н., Климова Д.Н. Состояние и приоритеты развития социальной сферы России в цифровой экономике // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 4. С. 9. URL: http://progress-human.com/images/2022/Tom8_4/Potokina.pdf. DOI 10.34709/IM.184.9. EDN WTTPJX.
УДК 338.465
СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Потокина Светлана Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры общего ухода и организации сестринского дела, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
[email protected] 2в, Бульвар строителей, г. Тамбов, Россия, 392000 +7 (4752) 723434, доб. 6613
Мананникова Оксана Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры стратегического развития и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
[email protected] 6, ул. Советская, г. Тамбов, Россия, 392012 +7 (4752) 723434, доб. 4020
Климова Дина Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры стратегического развития и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
[email protected] 6, ул. Советская, г. Тамбов, Россия, 392012 +7 (4752) 723434, доб. 4020
Аннотация. В статье показано, что в современных условиях развития цифровизации социальной сферы, оказывающей прямое влияние на «новое» качество жизни населения и уровень экономического роста страны, особенно возрастает ее роль. В этой связи актуальным становится выявление ключевых проблем социального развития в российских условиях и
1 К
ь
i
путей их преодоления, а также оценка качества жизни населения и ориентиров развития в новых условиях хозяйствования. Цель: теоретико-методическое обоснование стратегических приоритетов развития социальной сферы под влиянием цифровизации российской экономики. Метод и методология исследования: проведен авторский мониторинг состояния и трансформации социальной сферы в цифровой экономике с использованием общенаучных методов познания, аналитических методов и приемов, а также статистических методов анализа. В результате определено состояние социальной сферы России и предложены приоритеты и направления ее функционирования с учетом положительного опыта других стран, способствующие достижению стратегических целей. В этой связи стратегически важным являются повышение производительности труда от масштабов цифровизации; развитие инфраструктуры и рынка цифровых профессий; обеспечение высоких стандартов жизни, равных возможностей для каждого человека; достижение нового качества и доступности социальных услуг; обеспечение технологического развития социальной сферы в цифровой экономике. Показана значимость процессов цифровизации с выделением качественных эффектов в социальной сфере.
Ключевые слова: социальная сфера; цифровая экономика; государство; стратегические приоритеты; качество жизни.
1ЕЬ коды: В1; 030; O35.
Введение
В современных условиях развития страны, прежде всего, социальных инноваций регионов необходимы качественно новые подходы к проблемам социальной сферы. Социальная сфера сегодня - это современное, динамично развивающееся направление. Становится очевидным, что именно социальная повестка, в первую очередь, волнует всех, ведь именно социальные инновации призваны улучшить качество жизни россиян.
В этой связи отметим, что государство, общество, бизнес и волонтеры должны работать как единая команда. Сегодня произошла переориентация с расходной части данного сектора на качественную сторону и продолжительности жизни общества, приращение кадрового потенциала, получение возможности детей быть успешными в том деле, которое они для себя выберут. И видится экономический эффект в изменении устаревших норм и стандартов.
Также в социальной сфере заметно возрастает роль негосударственного сектора. Эта тенденция уже есть, и уже во многих регионах государство видит партнеров в НКО, а регионы активно используют такие инструменты. Но нужно облегчить доступ негосударственного сектора в социальную сферу. При этом и перед НКО стоят сложные задачи и вызовы. Выходя
на рынок услуг, они производят серьезные изменения в социальной сфере, и благодаря им появилось немало государственных социальных программ, однако представителям третьего сектора пока не всегда хватает профессионализма.
В современных реалиях развитие цифровой экономики - ключевая цель и важнейшее условие будущего страны. В первую очередь, предстоит многое сделать по снижению бедности, развитию социальной сферы, поддержке семей с детьми и в области развития экономики.
Стратегической целью социально-экономического развития является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [1, с.18]. В этой связи видится актуальным обоснование стратегических приоритетов развития социальной сферы в современных условиях цифровой экономики с целью повышения ее эффективности и достижения нового качества жизни.
Исследованию вопросов формирования и развития социальной сферы как составляющей современной экономической системы посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, в частности: А.Н. Аверина, А.В. Волошина, Д.Н. Горячева, Г.И. Осадчей, Н.Л. Западновой, С.П. Земцова, Л.Н. Кочетковой, С.В. Мареевой, Е.А. Повышевой, И.Л. Сенниковой, Ю.О. Мазелис, Ю.А. Морозовой, В.И. Жуковой, М.В. Тулузаковой, В.Ю. Сентюриной, В.В. Смирнова, С.А. Суслова, О.Ю. Тарасовой, С.В. Теребовой, В.В. Трофимовой, И.М. Шаповаловой, М.Р. Туишевой, Р.В. Губарева, О.А. Романовой, Л.Г. Чередниченко, В.П. Чичканова, Е.В. Чистовой, А.Н. Тырсина, Ж. Веркей, А.Я. Рубинштейна, А.В. Шмидта, Д. Белла и других.
Влияние цифровой экономики на социальную сферу российских регионов, проблемы и перспективы развития рассмотрены в научных трудах З.В. Бигаева, А.З. Буздовой, В.Г. Буданова, С.Ю. Глазьева, К.Н. Горлова, Е.С. Садовой, Е.А. Корякиной, М.Д. Кремлева, Е.Е. Демидовой, Д.В. Евтянова, Н.А. Журавлевой, А.Е. Зубарева, В.В. Иванова, А.В. Шмакова, В.Л. Макарова, М.И. Столбова, В.В. Пяткина, Ю.Е. Хохлова, Г.И. Абдрахмановой и других.
Несмотря на достаточно высокий уровень разработанности проблемы развития социальной сферы, вопросы ее всеобщей цифровизации, создания единых цифровых платформ, достижения стратегических целей новой стратегии регионального развития, решения проблем цифрового неравенства, а также упрощения электронного
документооборота социальных услуг на данный момент в России исследованы недостаточно глубоко, что и актуализирует тему исследования.
Таким образом, целью выступает необходимость предложения ключевых приоритетов и направлений развития социальной сферы под влиянием цифровизации российской экономики. Методология исследования: дана оценка состояния и трансформации социальной сферы в цифровой экономике с использованием общенаучных методов познания, аналитических методов и приемов, а также статистических методов анализа.
В результате определены современное состояние, роль и место социальной сферы России и предложены приоритетные направления и стратегические ориентиры ее функционирования в условиях цифровой экономики. Область применения результатов: для повышения эффективности социальной сферы и достижения стратегических целей в стране.
Результаты исследования и их обсуждение
Цифровизация экономики - сегодняшний приоритет, а социальная сфера, выступая важным импульсом развития экономики в целом, - это система, включающая такие важные отрасли, как образование, здравоохранение, культура, туризм, физическая культура и спорт, социальная защита, занятость населения, деятельность по созданию качественных социальных благ, направленных на максимальное удовлетворение жизненных потребностей с активным использованием цифровых сервисов. Следовательно, создание единого информационного ресурса и будет главной стратегической целью повышения качества жизни населения в соответствии с законодательством.
В общем современные условия хозяйствования можно охарактеризовать «трудовыми», ключевыми акцентами которых выступает развитие социальной сферы в условиях цифровизации, способствующее лучшей жизни и повышению реальных доходов у людей. Активные обсуждения вызвали такие темы, как возможность введения в России четырехдневной рабочей недели, необходимость модернизации первичного звена здравоохранения и рассмотрение ситуации с незарегистрированными в стране лекарствами. Кроме того, завершился переход России на цифровое телевещание, произошло закрепление статуса выходного за 31 декабря, а Минпросвещения вышло на финишную прямую в работе по обновлению федеральных государственных стандартов начального и среднего общего образования.
Все же острой проблемой остается нарастание неравенства по уровню доходов, которое сильно влияет на жизнь россиян во всех аспектах. Так, сегодня при небольшом уровне дохода нельзя получить аналогичные дорогим медицинские услуги, образование, культурные блага и
т.д. Конечно же сейчас происходит постоянное повышение МРОТ, но этого недостаточно для достижения качественных стандартов жизни, в том числе в регионах [2, с.139].
По данным Росстата, в I квартале 2022 года граница бедности составила 12 тыс. 916 руб. Численность населения с доходами ниже границы бедности в I квартале 2022 года составила 20,9 млн человек или 14,3% жителей страны. По сравнению с I кварталом 2021 года численность населения с доходами ниже границы бедности в I квартале 2022 года увеличилась на 0,1 п.п., или на 0,1 млн человек. Главной причиной роста стало ускорение инфляции до 11,54% (I квартал 2022 года к I кварталу 2021 года), которое превысило рост среднедушевых номинальных денежных доходов.
Среднедушевые номинальные доходы в I квартале 2022 года составили 36 тыс. 234 руб., что на 10,9% больше, чем в I квартале 2021 года [3, с.180]. Реальные денежные доходы сократились по сравнению с I кварталом 2021 года на 1,0%, а реальные располагаемые денежные доходы - на 1,2%.
Наибольшее влияние на рост номинальных среднедушевых денежных доходов в I квартале 2022 года оказали:
- рост доходов, связанных с оплатой труда, на 8,9% до 10 трлн руб.;
- рост объемов социальных выплат на 6,0% [4, с.360];
- рост доходов от предпринимательской деятельности на 23,3%.
Важным является и рассмотрение перемен в жизни россиян в социальной сфере, в том числе изменений в законодательстве, а именно:
- С 1 января 2020 года продавать без налога единственное жильё можно через три года;
- С 1 июня 2022 года рост минимальной зарплаты до 15 279 рублей;
- Повышение «детских» пособий и отмена компенсационной выплаты по уходу за ребёнком;
- Увеличение пособия по уходу за ребёнком до 1,5 года и единовременного пособия при рождении ребёнка;
- Постоянное увеличение материнского капитала;
- Увеличение пенсии;
- С 1 января 2020 года переплата по кредиту на год не может превышать 1,5 размера займа;
- С 13 июня 2020 года отмена «банковского роуминга»;
- Подорожание услуг ЖКХ;
- Льготная ипотека для семей с детьми-инвалидами и т.д.
Так, развитие социальной сферы выступает ключевым направлением бюджетов всех уровней. В последнее время отмечается резкое увеличение инвестиций в основной капитал и повышение их доли до 25%. Также постепенно смягчаются денежные кредитные условия для нашей экономики, в первую очередь, уменьшение процента по кредиту, в том числе, ипотечному [5, с.46]. То есть рассматривается снижение ставки ЦБ, так как она является основой для расчёта. Это должно дать в 2022 году рост 3,2 % ВВП.
В целом, отметим, что перспективные начинания в социальном развитии в России как прорыв в будущее до конца не реализованы. Национальные проекты освоены только более чем на половину от запланированного объема, у некоторых проектов исполнение составило 1-2% [6, с.421]. В этой связи, видится необходимость комплексного социально-экономического планирования. Новые тренды для людей - запрос на социальную справедливость и запрос на гражданские права.
Особое внимание нужно уделять и финансированию социальной сферы, так как без нее невозможно рассчитывать на разработку инноваций. Конечно, национальные проекты дали дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу, но, тем не менее, в других странах в это направление вкладываются больше [7, с.111]. Требуются практические результаты реализации нацпроектов, а главной задачей является работа над экономическим ростом и улучшением жизни граждан. К положительному моменту можно отнести и запланированное выделение дополнительных средств на здравоохранение в размере 550 млрд рублей [8, с.78].
Так как же решить проблемы социального развития населения в регионах России? На примере Тамбовской области рассмотрим ее перспективы. Ключевыми приоритетами региона выступает цифровизация, обеспечивающая прорыв в государственном управлении, социальной сфере, а также социальная модернизация, состоящая в преобразовании социальной сферы и общественной жизни, широком внедрении технологических и социальных инноваций.
Так, в регионе произошла «цифровая прокачка» в сфере образования, то есть почти во всех учебных заведениях есть высокоскоростной интернет, новое презентационное и компьютерное оборудование, самые востребованные услуги и сервисы образования доступны в электронном формате.
Стартует и проект, разработанный совместно с IT-компаниями региона: для детей будут проводить уроки, конкурсы, мастер-классы, стажировки. В Тамбовской области IT-сектор -один из самых развитых в России, который может обеспечить региону прорыв в будущее.
Приоритет - создание цифровой платформы ЖКХ, а, следовательно, обеспечение контроля над работой управляющих компаний и аккумуляция жалоб в надзорные органы.
Уже работает система отслеживания и анализа работы мусоровозов. Машины подключены к ГЛОНАСС. Активно внедряется «цифра» в транспортную сферу - умные светофоры, цифровая подсистема весогабаритного контроля.
Планируется и расширение рынка цифровых технологий для сельского хозяйства региона, в том числе внедрение технологии искусственного интеллекта и робототехники.
В Тамбовской области в системе идентификации и аутентификации зарегистрировано 83,1% жителей региона в возрасте от 14 лет. Это означает, что они могут получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде в любом удобном месте и в любое удобное время [9, с.25].
В лесной отрасли внедряется цифровая картография. Она помогает не только освободить людей от рутинной работы, случайных ошибок, лишних отчетов, усовершенствуя организацию труда, но и позволяет всегда иметь реальную картину состояния дел, а специалистам не засиживаться в кабинетах - выезжать на производство. Таким образом, можно оперативно управлять всеми процессами, что обеспечивает большой экономический эффект.
Также в 2019 году Тамбовская область успешно перешла с аналогового на цифровое телевещание.
В соответствии с вышеизложенным, приоритетными задачами в современных условиях должны быть:
- разработка механизма постоянного мониторинга реализации нацпроектов по эффективности и прозрачности использования бюджетных средств;
- постоянное увеличение доходов национального бюджета данного года к предыдущему;
-дополнительное финансирование на здравоохранение, главным образом, на борьбу с
онкологией и на повышение ставки по ОМС в целях увеличения продолжительности жизни людей [10, с.102].
На основе мониторинга состояния социальной сферы России возникает необходимость предложения основных стратегических направлений и ориентиров ее развития в условиях цифровизации экономики, что и будет являться залогом успеха. В частности, в региональном разрезе перспективным будет:
1. Снижение нищеты в каждом регионе;
2. Трансформация образования, здравоохранения, ЖКХ;
3. Совершенствование регионального законодательства;
4. Обеспечение равенства региональных возможностей;
5. Культурное обогащение нации.
В этой связи, стратегические приоритеты социального развития должны состоять в следующем [11, с.59] :
1. Поддержка семей с детьми;
2. Борьба с бедностью;
3. Поддержка пенсионеров;
4. Здравоохранение: «бережливые поликлиники», земские доктора и доступная медпомощь;
5. Экология: экологическая безопасность и коммунальные отходы. Нужно ликвидировать все проблемные свалки в стране, в том числе в регионах;
6. Образование и культура: современное оснащение школ;
7. Экономика: поддержка бизнеса и стартапов, создание «зеленого» бренда.
В новых условиях цифровизации для повышения качественной составляющей социальной сферы страны необходимо ориентироваться на следующее:
1. Формирование прочной основы для повышения благосостояния людей [12, с.205];
2. Приоритетным должно быть развитие человеческого капитала;
3. Достижение нового качества здравоохранения и образования;
4. Обеспечение адресности социальной помощи в преодолении бедности;
5. Снижение молодежной безработицы, в том числе и путем уменьшения пенсионного возраста;
7. Повышение производительности труда посредством снижения рабочего времени;
8. Решение проблем трудовой дискриминации, обеспечение равных заработных плат в регионах, предприятиях и по профессиям;
9. Обеспечение достойными зарплатами всех работающих граждан с учетом «справедливого» принципа недопущения больших различий;
10. Обеспечение равного доступа к социальным услугам, в том числе увеличение доли бесплатных услуг;
11. Улучшение условий проживания, особенно в приобретении жилья молодыми семьями, а также в части строительства дополнительных подземных парковок;
12. Увеличение финансирования отраслей социальной сферы, в том числе и путем грамотного перераспределительного процесса денежных средств [13, с.27].
Таким образом, для достижения основной стратегической цели - устойчивого социального развития и повышения качества жизни населения - необходимо базироваться на основных принципах, таких как:
- равенство доступа к социальным услугам;
- равенство минимального стандарта жилищных условий;
- справедливость уровня заработных плат;
- реализация принципа сокращения рабочего времени при применении цифровых технологий;
- реализация принципа прогрессивного налогообложения в зависимости от доходов;
- равенство поддержки семей с детьми;
- цифровое равенство.
Для устранения же социального неравенства в новых реалиях крайне важно:
1. Обеспечивать контроль доходов и расходов людей;
2. Сглаживать разницу в уровне доходов;
3. Создавать равный доступ к социальным услугам;
4. Вводить механизм справедливой оплаты труда.
Сейчас нужно работать на опережение, используя своевременно весь позитивный потенциал и нейтрализуя возможные риски, главным образом, проводить структурные и институциональные реформы, направленные на повышение эффективности социальной политики путем инновационного технологического развития, способствующего росту производительности труда.
Ключевым должно быть реформирование системы социального обслуживания с использованием цифровых технологий, позволяющее с оптимизмом смотреть в будущее в свете обеспечения важнейшей стратегической цели - развития человеческого капитала, достижения принципиально «нового» качества жизни населения.
Становится ясно, что для эффективного функционирования социальной сферы, как в стране, так и в регионах, учитывая их специфику и возможности, в условиях цифровой экономики требуется системный подход к реализации предложенных мероприятий. Это, в свою очередь, обеспечит достойный уровень и качество жизни каждого человека, социальную справедливость, снижение дифференциации и бедности, общедоступную информированность населения о социальной помощи с помощью цифровых технологий, повышение занятости населения и социально-экономическую стабильность в стране и каждом регионе.
В современных условиях стратегически важным представляется достижение реальных перемен к лучшему в жизни каждого человека, а, следовательно, достижение таких качественных эффектов цифровизации:
1. Новое качество образовательных процессов;
2. Цифровое равенство и доступность инновационных технологий;
3. Производительность труда от масштабов цифровизации [14, с.7];
4. Новые цифровые профессии;
5. Качественные и доступные социальные услуги;
6. Финансирование перспективных социальных ниш [15, с.6].
В настоящее время уровень и качество жизни населения выступают приоритетным способом оценки эффективности социально-экономической политики государства. Сейчас для достижения высокого качества жизни населения требуются и дополнительные решения. В этой связи, для обеспечения стратегической цели страны и регионов, состоящей в повышении благосостояния населения, предлагается использовать систему предложенных стратегических приоритетов.
На наш взгляд, основными недостатками современной системы социального обслуживания являются [16, с.72]:
1. Недостаточность финансирования;
2. Недостаток профессиональных кадров;
3. Неразвитая нормативно-правовая база;
4. Медленное развитие системы КЦСОН.
Приоритетными векторами социальных изменений выступают:
1. Долговременный уход за пожилыми гражданами и помощь детям;
2. Цифровизация социальной сферы;
3. Оплата труда социальных работников;
4. Государственные программы.
Таким образом, сфера социального обслуживания является приоритетным направлением развития в России. Государственные и региональные программы, а также реформирование системы социального обслуживания с использованием цифровых технологий позволяют с оптимизмом смотреть в будущее в свете обеспечения важнейшей цели - достижения принципиально «нового» качества жизни населения.
Заключение
Согласно вышеизложенного, для обеспечения эффективного социального развития и повышения качества жизни населения возникает необходимость:
1. Решения проблемы оказания помощи категории молодежи;
2. Сглаживания дифференциации уровня доходов занятого населения;
3 . Улучшения качества предоставления социальных услуг;
4. Обеспечения равного доступа к цифровым услугам;
5. Решения проблемы социального неравенства, обеспечивая «справедливый» механизм перераспределительного процесса;
6. Совершенствования антидискриминационного законодательства;
7. Борьбы с коррупцией и обеспечиванием равного доступа к правосудию;
8. Введения инновационных технологий в развитие социальной сферы;
9. Адаптации успешного зарубежного опыта к российским условиям в целях повышения благосостояния населения;
10. Применения программно-целевого метода управления и оперативного планового мониторинга результатов, позволяющих вносить своевременные коррективы.
В процессе выполнения исследования получены следующие результаты:
1. Определены место и роль социальной сферы в условиях цифровой экономики и уточнено понятие этой категории с выделением ее отраслевой и территориальной составляющих. Доказано, что все большее развитие электронных сервисов позволяет жить совершенно по-другому, создавая доступную среду с точки зрения получения информации, при этом особо важным является упрощение форм электронной документации и более детальное информирование населения по вопросам цифровизации социальных услуг. Выявлены основные проблемы социального неравенства в стране и регионах и пути их преодоления.
2. Дана оценка качества жизни населения как генеральной цели развития социальной сферы. Предложены стратегически важные приоритеты развития в новых условиях хозяйствования: повышение уровня медицины, в том числе и бесплатной; улучшение качественной составляющей социальной сферы услуг; совершенствование антидискриминационного законодательства; цифровизация социальной сферы и др.
3 . Обоснованы стратегические ориентиры и приоритеты развития социальной сферы с учетом цифровизации экономики: повышение производительности труда; развитие инфраструктуры; эффективное использование современных технологий в интересах обучения; достижение эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными органами; разработка новых способов предоставления услуг образования, здравоохранения и культуры посредством внедрения цифровых технологий в социальную сферу регионов; достижение нового качества здравоохранения и образования, недопущение колоссального неравенства на базе эффективной социальной политики; обеспечение технологического развития социальной сферы в цифровой экономике и др.
4. Рассмотрено социальное развитие Тамбовской области и сформированы стратегически важные ее направления. К примеру, тамбовский опыт по обеспечению
питанием в школах изучается и применяется в других регионах; обеспечивается четкая реализация региональных программ, создается максимум возможностей для развития человеческого потенциала, как демографического, так и профессионального; открываются новые предприятия, идет развитие сельских территорий, поддержка рождаемости, занятости, жилищных программ; происходит корректировка всех региональных и отраслевых программ, а главным образом, идет успешная цифровизация таких сфер, как образование, ЖКХ, транспорт и т.д. Социальная стабильность - главный результат работы региона в цифровой экономике.
5. Показана значимость процессов цифровизации социальной сферы России: преобразование и улучшение условий повседневной жизни граждан. Отмечена и ключевая роль цифровизации в повышении производительности труда, что определяет экономический рост и перспективы развития страны в целом. Выявлен и уточнен ряд системных проблем: сбои в перенастройке системы государственного управления; недостаточное качество взаимодействия федеральных органов с региональными; неритмичность финансирования национальных проектов. Результатом их решения будет достижение предложенных качественных эффектов цифровизации для успешного социального развития.
Литература
1. Садовая, Е.С. Социальные вызовы цифровой экономики: Россия в глобальном контексте // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Том 65. № 9. С.: 14-24.
2. Romaikin, P.D. Internal state financial control in the social sphere: opportunities for digital optimization // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2021. № 2. С.: 137-140.
3. Зубарев, А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С.: 177-184.
4. Корякина, Е.А. Влияние цифровой трансформации на социально-экономическое развитие региона // Финансовая экономика. 2019. № 9. С.: 360-362.
5. Кремлев, М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. 2018. № 8. С.: 45-49.
6. Литвинцева, Г.П.; Петров, С.П. Теоретические основы взаимодействия цифровой трансформации и качества жизни населения // Журнал экономической теории. 2019. Том 16. № 3. С.: 414-427.
7. Мареева, С.В. Социальные неравенства и социальная структура современной России в восприятии населения // Вестник Института социологии. 2018. Том 9. № 3 (26). С.: 101-120.
8. Морозова, Ю.А. Социально-экономические факторы влияния на продолжительность жизни населения в России и за рубежом в условиях цифровизации // Экономика и управление. 2019. № 10 (168). С.: 74-82.
9. Пашенько, Д.А.; Сергеева, А.В. Социальное неравенство как социальная проблема России // Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. 2018. Том 1. № 2. С.: 22-26.
10. Шелепов, А.В. Влияние политики лидеров цифровизации - членов «группы двадцати» на механизмы международного регулирования и условия развития цифровой экономики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. Том 17. № 1. С.: 96-113.
11. Романова, О.А. Стратегии социально-экономического развития регионов РФ в контексте вызовов цифровой экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Том 19. № 3. С.: 55-68.
12. Товмач, Л.Н.; Мананникова, О.Н.; Потокина, С.А.; Черницын, Д.В. Проблемы формирования социального неравенства в регионах России в условиях структурно-цифровой трансформации // Современная экономика: проблемы и решения. 2019. № 6 (114). С.: 198-213.
13. Тулузакова, М.В. Стратегии преодоления социального неравенства как поиск социальной справедливости // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 3 (20). С.: 26-28.
14. Delmon, J. Private sector investment in infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bankand Kluwer Law International. 2009. 7 c.
15. Lee, J.; Kao, H.A.; Yang, S. Service Innovation and Smart Analytics for Industry 4.0 and Big Data Environment // Procedia CIRP. 2014. № 16. С.: 3-8.
16. Lorenz, M.; Ruessmann, M.; Strack, R.; Lueth, K.; Bolle, M. Man and Machine in Industry 4.0. How Will Technology Transform the Industrial Workforce Through 2025? Boston Consulting Group. 2015. 72 c.
STATUS AND PRIORITIES OF THE RUSSIAN SOCIAL SPHERE DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY
Svetlana Potokina
Candidate of sciences (econ.), Associate Professor of General Care and Nursing Organization Department in Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
Oksana Manannikova
Candidate of sciences (econ.), Associate Professor of Strategic Development and Economic Security Department in Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
Dina Klimova
Candidate of sciences (econ.), Associate Professor of Strategic Development and Economic Security Department in Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
Abstract. The article shows that in modern conditions of social sphere digitalization development, its role and place is especially increasing, which has a direct impact on the "new" quality of life and the country's economic growth level. In this regard, it becomes relevant to identify the key problems of social development in Russia and ways to overcome them, as well as assessing the quality of life and development guidelines in the new economic conditions. The purpose is: theoretical and methodological substantiation of strategic priorities for the social sphere development under the digitalization of the Russian economy influence. Research method and methodology: the author's state monitoring and social sphere transformation in the digital economy was carried out using general scientific cognition methods, analytical methods and techniques, as well as statistical analysis methods. As a result, the Russia's social sphere state was determined and the priorities and directions of its functioning were proposed, taking into account the other countries' positive experience, which contribute to the strategic goals' achievement. In this regard, it is strategically important to increase labor productivity from the digitalization scale; infrastructure and market development of digital professions; ensuring high standards of living, equal opportunities for every person; achieving a new quality and accessibility of social services; ensuring the social sphere technological development in the digital economy. The digitalization processes significance is shown with the highlighting of qualitative effects in the social sphere.
Keywords: social sphere; digital economy; state; strategic priorities; the quality of life.
JEL codes: I31; 030; O35.
References
1. Sadovaya, E.S. (2021) Social challenges of the digital economy: Russia in the global context // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. Vol. 65. No. 9. P.: 14-24.
2. Romaikin, P.D. (2021) Internal state financial control in the social sphere: opportunities for digital optimization // Mirovaya ekonomika: bezopasnosti. No. 2. P.: 137-140.
3. Zubarev, A.E. (2017) Digital economy as a form of manifestation of the patterns of development of the new economy // Bulletin of the Pacific State University. No. 4 (47). P.: 177-184.
4. Koryakina, E.A. (2019) The impact of digital transformation on the socio-economic development of the region // Financial Economics. No. 9. P.: 360-362.
5. Kremlev, M.D. (2018) Problems of assessing the standard of living of the population // Questions of statistics. No. 8. P.: 45-49.
6. Litvintseva, G.P.; Petrov, S.P. (2019) Theoretical foundations of the interaction of digital transformation and the quality of life of the population // Journal of Economic Theory. Vol. 16. No. 3. P.: 414-427.
7. Mareeva, S.V. (2018) Social inequalities and the social structure of modern Russia in the perception of the population // Bulletin of the Institute of Sociology. Vol. 9. No. 3 (26). P.: 101-120.
8. Morozova, Yu.A. (2019) Socio-economic factors of influence on the life expectancy of the population in Russia and abroad in the context of digitalization // Economics and Management. No. 10 (168). P.: 74-82.
9. Pashenko, D.A.; Sergeeva, A.V. (2018) Social inequality as a social problem in Russia // Young science of the agrarian Don: traditions, experience, innovations. Vol. 1. No. 2. P.: 22-26.
10. Shelepov, A.V. (2022) Influence of the policy of digitalization leaders - members of the G20 on the mechanisms of international regulation and conditions for the development of the digital economy // Bulletin of international organizations: education, science, new economy. Vol. 17. No. 1. P.: 96-113.
11. Romanova, O.A. (2018) Strategies for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation in the context of the challenges of the digital economy. Bulletin of the Ural State University of Economics. Vol. 19. No. 3. P.: 55-68.
12. Tovmach, L.N.; Manannikova, O.N.; Potokina, S.A.; Chernitsyn, D.V. (2019) Problems of the formation of social inequality in the regions of Russia in the context of structural and digital transformation // Modern Economics: Problems and Solutions. No. 6 (114). P.: 198-213.
13. Tuluzakova, M.V. (2018) Strategies for overcoming social inequality as a search for social justice // Actual problems of the present: science and society. No. 3 (20). P.: 26-28.
14. Delmon, J. (2009) Private sector investment in infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bankand Kluwer Law International. 7 p.
15. Lee, J.; Kao, H.A.; Yang, S. (2014) Service Innovation and Smart Analytics for Industry 4.0 and Big Data Environment // Procedia CIRP. No. 16. P.: 3-8.
16. Lorenz, M.; Ruessmann, M.; Strack, R.; Lueth, K.; Bolle, M. (2015) Man and Machine in Industry 4.0. How Will Technology Transform the Industrial Workforce Through 2025? Boston Consulting Group. 72 р.
Contact
Svetlana Potokina
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 2v, Boulevard Stroiteley, 392000, Tambov, Russia [email protected]
Oksana Manannikova
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 6, Sovetskaya st., 392012, Tambov, Russia [email protected]
Dina Klimova
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 6, Sovetskaya st., 392012, Tambov, Russia [email protected]