Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития рынка рекламы Тамбовской области'

Состояние и перспективы развития рынка рекламы Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РЕКЛАМЫ / РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО / РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ / РЕКЛАМОДАТЕЛЬ / MARKET OF ADVERTISING / ADVERTISING AGENCY / ADVERTISING SERVICES / ADVERTISER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова И.А., Прохоров А.В.

В статье представлен анализ регионального рынка рекламы на примере Тамбовской области, обозначены перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the regional advertising market exemplified by the Tambov region experience. The directions of its development are marked.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка рекламы Тамбовской области»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕКЛАМЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И.А. Комарова, А.В. Прохоров

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В статье представлен анализ регионального рынка рекламы на примере Тамбовской области, обозначены перспективы его развития.

Ключевые слова: рынок рекламы, рекламное агентство, рекламные услуги, рекламодатель.

The article presents the analysis of the regional advertising market exemplified by the Tambov region experience. The directions of its development are marked.

Key words: market of advertising, advertising agency, advertising services, advertiser.

В теории рекламной деятельности бытуют различные определения понятия «рынок рекламы». Рынок рекламы принято понимать как совокупность потребителей рекламных услуг, предоставляемых рекламными агентствами и другими производителями, как систему связей между производителями и потребителями рекламных услуг [1].

Рынок рекламы в России начал формироваться в начале 90-х гг. XX в. Особенности его формирования во многом определялся «собственным путем развития», который отличался от общемировых тенденций.

Несмотря на то, что рынок российской рекламы в целом, по мнению ряда специалистов, пребывает в стадии «зрелости», остается значительное количество факторов, ограничивающих развитие региональных рынков рекламы. В частности, региональные рекламные агентства вынуждены ориентироваться на запросы клиентов, что ставит уровень предлагаемых рекламных услуг в зависимость от качества спроса. Заказчики во многих моментах ориентируются на собственные представления, а не на мнения специалистов, а также сложившиеся тенденции в сфере рекламы и маркетинга.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности развития рынка рекламы в Тамбовской области сквозь призму деятельности рекламных агентств и предоставляемых ими услуг.

За последние годы рекламный рынок Тамбова существенно расширился. Если в 2009 году в Тамбове насчитывалось порядка 30 рекламных агентств [2], то в 2011 их число уже превышает 50. Причем создаются межотраслевые агентства, которые наряду с рекламными услугами предлагают продюсерские услуги, услуги по организации торжеств, ивент-маркетинговые услуги, а так же фотоуслуги (Резонанс, Тамбов-Медиа-Центр, Арт-инфо, СмартБриф и т.д.).

Мы проанализировали деятельность 42 агентств с позиций предлагаемых ими услуг. Полученные данные можно систематизировать в диаграмму, на которой хорошо видно, какая доля рекламных агентств Тамбова предоставляет те или иные услуги (диаграмма 1).

Услуги, предоставляемые рекламными агентствами Тамбова

Р05-маюриалы

рынка 5%

Диаграмма 1. Услуги, предоставляемые рекламными агентствами г. Тамбова и Тамбовской области

Согласно диаграмме 1, большинство рекламных агентств Тамбова и области предоставляют услуги по созданию наружной рекламы (19%), а так же простейшей полиграфической продукции: листовок, буклетов, визиток и т.д. (19%).

На наш взгляд, это связано, прежде всего, с доступностью данной рекламы.

Например, производство полиграфической продукции не требует больших вложений на оборудование, что является существенным плюсом для предпринимателя. Заказчика же рекламы привлекает невысокая цена конечного рекламного продукта. Поэтому многие рекламные агентства оказывают услуги данного характера: РА «Резонанс», группа компании Юлис, Тамбов-Медиа-Центр и др.

Наружная реклама так же пользуется большим спросом. Она является более доступной для рекламодателя, чем например реклама на ТВ, но при этом имеет очень большой охват аудитории. Именно поэтому многие рекламные агентства города предлагают так же услуги по производству и размещению данного вида рекламы: Фиеста, Аист, Арт-Трек, Гриф. Более крупные фирмы, располагающие большим рекламным бюджетом, размещают рекламу на перетяжках и билбордах. Небольшие фирмы отдают предпочтение таким видам «наружки», как штендеры и вывески. Все больший спрос приобретает такой вид наружной рекламы как реклама на остановочных павильонах (РА «Инфо-Ю»).

Примерно одинаковое число агентств предоставляют услуги по размещению рекламы в СМИ: реклама в прессе - 5% , на ТВ -5%, на радио - 4 %. Среди них: ВДВ, Стандарт, Парадиз.

Малоразвитой остается реклама в сети интернет. Услуги по созданию веб-сайтов оказывают всего 3 агентства: ВДВ, Тамбов-Медиа-Центр, Тритон. В целом же деятельность по разработке Итернет-сайтов ложится на плечи фрилансеров. Агентств, занимающихся разработкой различных видов Интернет-рекламы, на тамбовском рынке выявлено не было.

Есть несколько агентств, которые заявляют о себе как об «агентствах полного цикла», например, ВДВ, СмартБриф, Тритон, Ava Studio. Но на практике получается, что не одно из этих агентств не занимается созданием рекламных кампаний «под ключ»: от исследования рынка до оценки эффективности, не оказывают весь спектр рекламных услуг. Можно предположить, что это связано, прежде всего, с отсутствием на городском рынке спроса на «полный пакет» рекламы.

Анализ сложившейся ситуации на рынке рекламы Тамбовской области, а также общероссийские тенденции, позволяют обо-

значить перспективы развития рекламной отрасли в Тамбове и Тамбовской области.

• Тенденция к объединению

Несмотря на то, что тамбовские рекламодатели не пока не предъявляют высоких требований к качеству рекламы, а основным требованием остается дешевизна рекламной продукции на выходе, на наш взгляд, развивающийся рынок и экономическая ситуация повлияют на прогресс в данной сфере. Местные рекламодатели все больше будут заинтересованы в качестве рекламного продукта, а следовательно будут искать РА, предоставляющие более качественные рекламные услуги. Будет расти спрос на рекламу «под ключ». Все это спровоцирует ликвидацию небольших РА и их объединение/поглощение более крупными.

• Тенденция к расширению спектра услуг

Многие агентства не ограничатся только рекламными услугами, создавая крупные продюсерские центры, ивент-агентства и т.п.

• Тенденция к перераспределению рекламных бюджетов с традиционной рекламы в сторону Интернет-рекламы, БТЬ-акций и т.д.

• Развитие Интернет-рекламы

Развитие таких направления продвижения в сети Интернет как реклама в социальных сервисах (блогах, социальных сетях и т.д.) [3], разработка вирусной рекламы для продвижения товаров и услуг.

Список литературы

1. Антонов Л.В. Специфика развития российского рекламного рынка // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №3. С. 28-35.

2. Комарова И.А. Специфика регионального рынка рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. №1. С.98-107.

3. Прохоров А.В., Пядышева Т.Г. Новые направления Интернет-рекламы // Вопросы журналистики: сб. науч. тр. Вып 17. Владивосток, 2012 (в печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.